Меню

Вознесенский храм на демеевке. Храм вознесения господня (на демеевке). Много лет храм посещала матушка Алипия. У нее было свое постоянное место – перед большой иконой святых апостолов Петра и Павла. По ее молитвам и ходатайству храм был сохранен от закрыт

Работа

2269 0

Много лет храм посещала матушка Алипия. У нее было свое постоянное место – перед большой иконой святых апостолов Петра и Павла. По ее молитвам и ходатайству храм был сохранен от закрытия и уничтожения, когда власти хотели использовать его территорию для строительства проектного института.

Один из самых больших праздников церковного календаря – Вознесение Господне – отмечает Православная Церковь на сороковой день после Пасхи (в нынешнем году – 9 июня). Это престольный праздник киевского храма, расположенного в исторической местности Демеевка. Богослужения в нем совершаются уже более 130 лет. В отличие от большинства столичных храмов, этот никогда не закрывали.

О Вознесенской церкви и ее престольном празднике Центру информации УПЦ рассказал настоятель – благочинный Голосеевского благочиния Киева протоиерей Павел Кириллов.

О ВОЗНЕСЕНИИ ГОСПОДНЕМ

– О Вознесении Иисуса Христа повествуют Евангелия и книга Деяний святых апостолов.

После своего Воскресения Господь еще 40 дней являлся апостолам и учил их. Наконец Он собрал их в Иерусалиме и сказал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (творению – ред.). Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредить им; возложат руки на больных, и они будут здоровы».

Спаситель предупредил учеников, что скоро на них сойдет Святой Дух. До того времени Он повелел им оставаться в Иерусалиме: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым».

Беседуя с учениками, Иисус вывел их из города в сторону Вифании, на Елеонскую гору.

«Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли», – сказал Господь. Подняв руки, Он благословил учеников и у них на глазах стал подниматься в небо. Вскоре Его закрыло облако.

Так Иисус Христос вознесся на небо и сел по правую руку от Бога-Отца. Его человеческие душа и тело приняли славу, нераздельную с Его божеством.

Ученики поклонились вознесшемуся Господу и смотрели Ему вслед. Тогда им явились два ангела в белых одеждах, которые сказали: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

Тогда апостолы с великой радостью возвратились в Иерусалим, где вместе с Богородицей, братьями Иисуса и женщинами-последовательницами Христа пребывали в молитве, ожидая сошествия Святого Духа.

– Церковь на окраине поселка Демиевка – в то время киевского пригорода – была построена в 1882 году. Средства на строительство пожертвовал директор соседнего сахарорафинадного завода по фамилии Раузер. 18 февраля 1883 года храм освятили в честь Вознесения Господня.

Первым священником новой церкви был, по архивным данным, Иерофей Шмигельский, а старостой – отставной фельдфебель Симеон Травкин.

При храме образовалась церковно-приходская школа, которая вначале работала в помещении, принадлежавшем сахарорафинадному заводу. Известно, что в 1889 году в школе обучалось 135 мальчиков и 60 девочек. Отдельное здание для школы площадью более 200 квадратных метров было построено в начале ХХ века – не позже 1915 года. Эта школа была одной из крупнейших в Киеве. Уже тогда в церковной библиотеке имелось 1200 томов книг.

Демиевка интенсивно застраивалась и заселялась. К 1900 году храм уже не мог вместить всех прихожан. Добиться разрешения на его перестройку было трудно, и староста Симеон Травкин от имени церковного причта обратился за поддержкой к императору. В результате церковь существенно расширили, перестроили ее западный придел, перенесли колокольню, а всю постройку обложили кирпичом. Внутри храм капитально отремонтировали и соорудили хоры.

В 1907 году прихожане построили дом для священников, а в 1914 – для псаломщиков.

Согласно документам за 1917 год, количество прихожан в то время превышало четыре тысячи человек.

При советской власти храм не закрыли, но его клирики не избежали репрессий. В 1931 году были арестованы и погибли протоирей Григорий Олтаржевский и священник Сергий Пивовонский.

С Демиевской церковью связаны имена многих выдающихся людей. В 1907 году в ней венчались Леся Украинка и Климент Квитка. Будущая звезда эстрады и кино Александр Вертинский пел в церковном хоре до своего отъезда из Киева в 1913 году. В нашем храме крестили Валерия Лобановского. Будучи уже известным тренером, он подарил церкви напрестольное Евангелие.

Много лет наш храм посещала блаженная монахиня Алипия. У нее было свое постоянное место – перед большой иконой святых апостолов Петра и Павла. Из жизнеописания старицы известно, что в 30-е годы апостол Петр чудесным образом вывел ее на свободу из камеры смертников, и матушка всю жизнь считала его своим покровителем.

По благословению настоятеля храма протоиерея Алексия Ильюшенко (впоследствии - архиепископ Варлаам) матушка Алипия после службы выслушивала многочисленные вопросы и просьбы людей. Самому отцу Алексию блаженная старица предсказала его будущий постриг. По ее молитвам и ходатайству храм был сохранен от закрытия и уничтожения, когда власти хотели использовать его территорию для строительства проектного института.

С конца 80-х годов прошлого века, когда настоятелем церкви стал протоиерей Мефодий Финкевич (настоятельство ему также предсказала матушка Алипия), началось возрождение церковной жизни. Впервые были позолочены кресты, иконостас и десять самых крупных кивотов с иконами. В храме произвели ремонт. Построили новую колокольню. Вокруг всей церковной территории установили новый каменный забор с металлической решеткой.

Над трапезной был надстроен кирпичный этаж, где стали проводить занятия по Закону Божию. Так было семь лет, пока в 1997 году не добились возвращения здания бывшей церковно-приходской школы. Процесс был длительным, пришлось по крупицам собирать в архивах доказательства того, что школа действительно была построена церковью.

В 2010 году отец Мефодий после 21 года настоятельских трудов принял монашеский постриг в Почаевской Лавре.

Сейчас в нашей церкви служат шесть священников и диакон. Певчие и чтецы на клиросе – люди разных профессий и возраста (им от 10 до 80 лет). Есть интересная традиция, происхождения которой уже никто не помнит: каждую субботу после всенощного бдения клирос вместе с прихожанами поет тропарь или стихиру особо почитаемой в нашем храме Почаевской иконе Божией Матери.

По воскресеньям, в праздники и на особо торжественных службах поет «верхний» хор под руководством Анны Вовченко – лауреат всеукраинских и международных фестивалей духовного пения.

В 2014 году в церковном дворе закончилось строительство малого храма в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

А в прошлом году открылось новое здание воскресной школы, построенное на месте старого, аварийного сооружения. В школе просторные светлые классы, новая мебель. Дети изучают здесь Закон Божий. Перед началом урока проводится чаепитие для детей и их родителей, затем взрослые в отдельной аудитории могут побеседовать со священником.

Прихожане храма всех возрастов увлеченно занимаются в иконописной школе, студии изобразительного искусства и школе художественной керамики «Мастерская семейного счастья». Проводятся занятия по хоровому пению. Дети от 5 до 15 лет занимаются в театральной студии.

В помещении воскресной школы работает библиотека с читальным залом. По вторникам вечерами в зале собирается молодежь. Юноши и девушки в непринужденной обстановке за чашкой чая обсуждают с иереем Романом актуальные духовные вопросы, общаются, находят новых друзей.

По субботам в одной из аудиторий воскресной школы проводятся занятия для тех, кто интересуется христианской психологией.

Также в школе разместилась штаб-квартира молодежного движения «Парасолька». Каждый четверг по вечерам волонтеры отправляются в киевское метро и раздают еду, лекарства, одежду и обувь бездомным и нуждающимся. Число волонтеров постоянно растет, к «Парасольке» присоединяется молодежь из других храмов.

Для тех, кто нуждается в медицинской помощи, в помещении школы организован фельдшерский кабинет. Кроме того, предоставляются бесплатные юридические консультации.

14 января в нашем храме отмечается еще один престольный праздник, т. к. северный придел освящен в честь святителя Василия Великого.

Богослужения в церкви проводятся почти каждый день, кроме понедельника.

Во вторник в 08.00 служится утреня, после нее – Литургия. Со среды по субботу Литургия начинается в 08.40. По воскресеньям и в праздники совершается две Литургии – в 06.40 и 09.40. Вечерние богослужения и всенощные бдения – в 18.00.

Вечером в воскресный день читаются разные акафисты, в среду – акафист святителю Николаю Чудотворцу.

В Голосеевском районе Киева, затиснутый среди высотных сооружений, уютно расположился старинный Свято-Вознесенский храм, что на Демиевке. Его часто называют святыней Киевской Демиевки. Со дня освящения в 1883 году двери храма не закрывались ни при каких обстоятельствах. Многие киевляне знают этот храм и приезжают сюда из разных концов Киева. Сведений об истории храма, к сожалению, сохранилось очень мало. Наиболее полное описание собрал настоятель (с 1989 по 2010 г.г.) Свято-Вознесенской церкви протоиерей Мефодий Финкевич.

Место было определено над дорогой в Васильков, причем по другую сторону дороги, и строящаяся церковь оказалась совсем на окраине Демиевки.

Тщанием прихожан и пожертвованием директора сахарорафинадного завода господина Раузера церковь была построена и в 1883 г. освящена в честь Вознесения Господня. С ростом числа жителей росла необходимость в открытии школ и библиотек. Так, по данным Киевской уездной Земской Управы в 1911 г., в пределах Демиевки действовало шесть школ (училищ).

В 1900 г. церковь значительно расширяется и её западный придел перестраивается. Переносится колокольня вперед и вся постройка обкладывается кирпичом. Внутри делаются хоры и производится капитальный ремонт. Однако добиться разрешения на это было очень трудно. Церковному старосте Симеону Травкину от имени причта церковного пришлось обратиться к самому Императору. И вот в «1900 г. марта 6 дня. По указу Его Императорского Величества, Киевская Духовная Консистория слушала рапорт от 20 января 1900 г. за № 22» Демиевского церковного старосты Симеона Травкина, в котором он просит разрешения на перестройку церкви и все расходы берет на себя… Так и хочется молитвенно сказать: «Пошли ему, Господи, Царствие Небесное» за его усердие и тщение к Демиевской церкви, которую строили и расширяли такие хорошие люди, как этот первый её староста, отставной фельдфебель Симеон Травкин (фонд 127, оп.875, д. 2217). Может быть, усердием и молитвами их Господь и сохранил Свято-Вознесенскую церковь в годы лихолетья и гонений, что она выстояла и никогда не закрывалась со времени её освящения в 1883 г.

Близлежащие районы Киева начали интенсивно застраиваться и заселяться. Подобное произошло и с Демиевкой, которая из подгороднего села очень быстро превращается в обширное предместье Киева. Так что нынешний железнодорожный вокзал Киев-Московский именовался тогда — Демиевским.

В 1900 г. Демиевка присоединена к Киеву (ф.1260, д.345. л.1-10).

На карте 1905 г. обозначено, что церковь одной стороной выходила на ул. Большую Васильковскую. Дорога шла вокруг церкви, огибая её со стороны нынешнего института, по территории теперишнего детсада. Дорогу пересекала ул. Наливайка, примерно там, где сейчас стоит библиотека им. В.Вернадского. Справа от церкви, в сторону Голосеевс-кой площади, стоял памятник Александру III, за ним кондитерская фабрика Ефимова, а далее трамвайное депо.

В документах отчетности церковно-приходских школ того времени встречается упоминание о церковно-приходской школе на Демиевке, находящейся при сахарорафинадном заводе (арендуемое помещение). Однако в «Клировых ведомостях» за 1910 г. при перечислении домов, принадлежащих церкви, значится и церковно-приходская школа на Демиевке, а в «Ведомостях» за 1915 г. записано, что построена новая церковно-приходская школа в 1915 г. Она-то и стоит поныне, деревянная, обложенная кирпичом, как и сама церковь.

В церковной библиотеке имелось тогда уже 1200 томов книг. В разделе: «Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле» упоминается, что на Демиевке построено два здания — «священникам в 1907 г., псаломщикам в 1914 г. и составляют они собственность церковную».

В 1883 г., вероятно, первым «священником был Иерофей Иосифов Шмигельский, а церковным старостой отставной фельдфебель Симеон Травкин».

В 1889 г. «священником был Никанор Леонтиев Данкевич», при котором обучалось 135 мальчиков и 60 девочек, видно в арендуемом помещении.

В 1900 г. благочинным Старокиевских церквей был протоиерей Павел Троицкий, который и представил Рапорт Киевской Духовной Консистории о расширении Демиевской церкви по Указу Его Императорского Величества.

Согласно «Клировым ведомостям» за 1917 г. «Церковь имеет два престола: во имя Вознесения Господня и во имя свят. Василия Великого. Земля при церкви вместе с погостом составляет 1 десят. 600 квадр. саж.» Количество прихожан более 4 тысяч человек.

В настоящее время в 1990 г. была построена новая колокольня, однако о прежней, к сожалению, никаких сведений нет, кем и когда она была разрушена. В том же году, видно впервые, были позолочены кресты и под ними круглые шары над куполами храма и колокольни и 3 креста около них.

От дороги поставлен новый каменный (из бутана) забор с металлической решеткой, которую сделали очень умелые руки старинных кузнецов, и смотрится она как современная.

Над трапезной надстроен верхний кирпичный этаж, ибо не было где проводить занятия по Закону Божию. 7 лет в тесноте проводились занятия с детьми и взрослыми, пока в 1997 г. не выхлопотали возвращения помещения бывшей церковно-приходской школы, в которой мы теперь более свободно проводим занятия, а также спевки клироса и хора, который в фестивальные годы 2000-летия Рождества Христова был отмечен как лучший среди церковных хоров.

Вокруг всей церковной территории заменен старый забор новым железобетонным.

Все окна в храме и в возвращенном доме заменены, как внутри, так и снаружи, причем внешние рамы все дубовые и покрыты яхтинским более стойким лаком. Весь пол в храме покрыт дубовым паркетом. Подкуполь-ный осьмерик церкви весь покрыт сайдингом. Колокольня вновь окрашена, и к Пасхе повешены новые звоны. Но самым благолепным украшением внутри храма явилась позолота (тоже впервые) всего иконостаса и десять самых крупных кивотов с иконами в храме.

Раньше мы никаких данных о церкви не имели. Знали лишь, что в 1907г. венчалась в ней Леся Украинка, т.е. Косач Лариса Петровна, с Климентом Квиткой и что освящена она в 1883г. Вот и всё. Но, как говорится, нашему счастью помогло несчастье. Долго мы ходатайствовали о возвращении нам бывшей церковно-приходской школы. С нас требовали документальные доказательства, что здание построено церковью и т.д. И вот пришлось посетить много городских архивов, чтобы буквально по крупице собрать требуемые данные. К тому же архитектурный архив г.Киева погиб в 1942г. Но по милости Божией кое-что собрали и, видно впервые после Великой Отечественной войны, публикуются некоторые сведения о Свято-Вознесенской Демиевской церкви.

Юбилейную дату 120-летия церкви отмечали в день нашего храмового праздника Вознесения Господня (5 июня). Был приглашен и Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, но на Вознесение он приехать не смог — был выпуск в Киевской духовной Академии. Он приехал 8 июня вместе с Вышгородским Павлом и Митрофаном Переяслав-Хмельницким.

Всё вышеизложенное на основании документов, хранящихся в Киевском Городском Архиве, Государственном Архиве Киевской области и Центральном Государственном Архиве Украины.

Пригородное село Демеевка, несмотря на сравнительно большие размеры и население, долгое время не имело собственной церкви - возможно, из-за того, что неподалеку были лаврские скиты в Голосеево. Лишь в начале 1880-х годов, когда велась усиленная идеологическая борьба с штундой, было принято решение о сооружении в Демеевке православного храма. Крупное пожертвование на его возведение предоставил Киевский сахарный завод на Демеевке.

В 1882-83 гг. здесь была построена деревянная церковь Вознесения Господнего (торжественное освящение состоялось в феврале 1883 г.). Основной объем был перекрыт приземистым шатром, завершавшимся маковкой на граненом барабане, с запада к этому объему примыкала шатровая колокольня, еще одна маковка венчала алтарную часть. В 1900 г. была проведена значительная реконструкция храма по проекту Евгения Ермакова. Главный шатер поднят на граненом барабане, устроены хоры, значительно удлинена западная часть и над притвором сооружена новая шатровая колокольня. Тогда же церковь обложена кирпичом и декорирована в псевдорусском стиле барабан украшен кокошниками, окна оформлены наличниками. 25 июля 1907 г. в Вознесенской церкви венчалась Леся Украинка с Климентом Квиткой. В 1910 г. восточную часть церкви расширили по проекту Е.Ермакова; в январе 1911 г. был освящен новый придел во имя св.Василия Великого.

Советская власть зарегистрировала приходскую общину в июле 1920 г. В 1922 г. церковь частично передана УАПЦ, для украинской общины устроен отдельный придел, для чего церковь была в определенной степени реконструирована. С 1922 г. священником УАПЦ был о.Дмитрий Ходзуцкий (позже репрессирован). Украинский приход распущен в 1933 г. Колокольня была снесена (сейчас церковь пользуется новой, построенной в 1990-е годы, колокольней). Во время нацистской оккупации церковь вновь была открыта для украинского прихода; в марте 1942 г. настоятелем служил протоиерей Николай Саранча.

С послевоенных лет и поныне действующий храм Украинской Православной Церкви.

13 мая 2013 года, в день праздника Вознесения Господня , Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир посетил Вознесенскую церковь на Демеевке в день 130-й годовщины освящения храма и совершил в ней праздничную Божественную Литургию. После Богослужения, по благословению Предстоятеля УПЦ , митрополит Бориспольский Антоний освятил накупольный крест для часовни иконы Божией Матери «Спорительница Хлебов», построенной на храмовой территории.

9 июня 2016 года, Блаженнейший Митрополит Онуфрий совершил освящение храма в честь иконы Божией Матери "Спорительница хлебов" .

Престольные праздники: Вознесение Господне (центральный престол) и день памяти свт. Василия Великого (1/14 января; северный придел).

Храм открыт ежедневно, кроме понедельника.

Богослужение: Ежедневное, кроме понедельника. Вечернее: 18.00. Литургия: 8.40 (в воскресенье и праздники - 6.40 и 9.40). При храме действует Воскресная школа.