Меню

Славяне и Византийская империя в VI—VII вв. Роль византии в развитии культуры восточных и южных славян Внутренний строй древних славян

Работа

Ко времени вступления на престол Юстиниана еще не закончился процесс Великого передвижения народов, северная и северо-западная границы Византийской империи продолжали еще внушать серьезные опасения ввиду появления новых варварских народов различного происхождения, которые, не поддаваясь никаким мерам византийской политики, неудержимо напирали на границу и делали постоянные вторжения в пределы империи. В самом начале VI в. Анастасий принужден был защитить ближайшие окрестности Константинополя, проведя громадное сооружение между Черным и Мраморным морями на расстоянии приблизительно 40 верст от Константинополя (линия Деркон - Силиврия). Но это сооружение, известное под названием Длинная стена и изумительное по применению к нему громадных сил и средств, не достигало цели и не всегда останавливало смелого и отважного врага, который прорывался через стены и нередко опустошал предместья столицы. Империя нуждалась для своей защиты и благополучия в живом и разумном инвентаре, которого недоставало при громадных по протяжению границах и при неимоверных притязаниях императора.

С течением времени найдено было возможным привлекать на военную службу или целые народы, уступая им земли для поселения, или отдельные дружины военных людей, платя жалованье предводителям их. Эта система, при всех ее хорошо сознаваемых правительством невыгодах и часто опасностях, господствовала в империи в занимающий нас период как наименьшее из зол и создавала на границах целую сеть чуждых народностей, которые стояли с ней в разнообразных отношениях и имели уже в границах Византийского государства своих сородичей или в качестве федератов, или колонистов, вступивших в подданство императора. Давно уже дознано, что Византийская империя бессознательно исполняла роль культурного посредника между новыми народами и против своего желания втягивала их не только в сферу культурных условий жизни, но и в культурные провинции императора.

Одним из более резких наблюдений, выведенных из фактов предыдущей главы, несомненно нужно признать поразительную слабость военных сил, какими располагали полководцы Юстиниана на западных окраинах империи. И при этом не следует упускать из внимания, что африканская война ведена была при участии наемных дружин, а в итальянской туземные византийские войска были в меньшинстве, главные же контингенты получались с северо-западной границы от франков, лангобардов, герулов и славян. Эта граница при Юстиниане представляла весьма серьезную опасность, которая и была им вполне оценена, если принимать в соображение громадные денежные средства, употребленные им на возобновление старых и постройку новых крепостей на северной границе, и в частности на Дунае. Но, имея в виду громадной важности события, которые подготовлялись в царствование Юстиниана и которые к концу VI в, несмотря на построенные им укрепления, стали бесповоротно совершившимся фактом, мы должны заключить, что его политика в этом отношении не соответствовала реальным потребностям того времени.

Нижнее и среднее течение Дуная приблизительно до устьев Тиссы или нынешнего Белграда продолжало служить номинальной северной границей империи, хотя фактически власть императора на Дунае была уже значительно поколеблена, и небольшие византийские гарнизоны держались лишь в немногих городах. Фактически на Дунае власть принадлежала тогда народам германского и славянского происхождения, можно даже сказать, что защита северной границы более зависела от варваров, чем от имперского войска. Принимая положение Белграда как конечный предел владений Византии на северо-западе, мы легко отметим западную границу, проведя линию до Котора или по раздельной линии нынешней Сербии и Черногории и Боснии. Вся Далмация потеряна была в конце V а и принадлежала тогда к Остготскому королевству, а северные земли выше Белграда принадлежали варварам. В конце V в. Феодорих на своем пути в Италию столкнулся здесь с герулами, которые после отступления готов остались в стране между Зальцбургом и Белградом, вполне подчинившись византийской политике и приняв участие в итальянской войне в качестве союзников Юстиниана. Но самым сильным племенем на севере от Дуная, занимавшим области по Тиссе и Марошу в нынешней Венгрии, были гепиды, которым могла бы предстоять большая политическая роль на Дунае, но которые почти без следа растворились между другими народами, когда сила их была сломлена в борьбе с лангобардами, привлеченными Юстинианом к союзу денежными выдачами и обещаниями лучших мест для поселения.

К востоку от гепидов, в областях нижнего течения Днестра и Днепра, с конца V в. и в начале VI в. сидели славянские племена, разделявшиеся на две ветви: на западе - славяне, на востоке - анты. Мы уже ранее высказывались в том смысле, что было бы ошибочно начинать историю славян с конца V или начала VI а, и что отдельные славянские дружины могли заходить в Византию гораздо раньше. Как определенный этнографический термин, начинающий обнаруживать влияние в истории Византии, славяне, однако, должны идти в счет именно с этой эпохи. Где была граница между гепидами и славянами, т. е. далеко ли на запад по Дунаю распространялись славянские поселения, об этом с уверенностью трудно высказаться, равно как и о Lacus Mursianus, который писатель Иорнанд полагает границей между германцами и славянами.

Нападения славян и антов на римско-византийские провинции на юг от Дуная, а следовательно, и непосредственное знакомство с ними писателей начинается с первой половины VI в. Почти каждый год в последовательном порядке отмечается переход славян за Дунай то небольшими легкими отрядами, то значительными массами с целью добычи и захвата пленников. Как русская летопись соединяет с началом царствования Михаила III (842) основание русского государства, так с царствованием Юстина (518- 527) южные славяне имеют основание начинать свою национальную историю. Как ни мало дают для характеристики славян краткие известия о нападениях их на Византию, но мы попытаемся разобраться в них с той внимательностью, какой заслуживают первые и подлинные факты славянской истории в связи с византийской.

Ради исторической точности здесь нужно заметать, что большинством исследователей считается возможным усматривать подлинные факты славянской истории и в некоторых отдельных и случайных упоминаниях о славянах, переходивших за Дунай в дружинах готов и гетов с конца V в. Таков, например, приверженец Аспара Острый (в 471 г.). Кроме того, принято считать вполне доказанным, что в имени гетов у Марцеллина нужно видеть, совокупность этнографических элементов - славянского и болгарского. Таким образом, и такие выражения, как «гетский нож» (culter geticus), упоминаемый Марцеллнном, могли бы приниматься за указание на славянский элемент.

Первое упоминание о славянах под их собственным именем стоит в связи с описанием деятельности Германа. «Когда Юстин, дядя Германа, получил царство, то анты, жившие очень близко к славянам, перешедши реку Истр, большим войском вторглись в ромэйскую землю. Незадолго перед тем царь назначил Германа стратегом всей Фракии. Схватившись с войском неприятелей и разбив его наголову, Герман почти всех их перебил, и этим делом он стяжал себе великую славу между всеми людьми и в особенности между упомянутыми варварами».

Упоминаемый здесь Герман - весьма известное лицо в истории времени Юстиниана, и, действительно, слава его не ограничивается победой над славянами. Принадлежа к императорской семье по своему рождению и как один из самых даровитых племянников Юстиниана по браку с Феодорой, Герман пользовался громадной популярностью в войске и среди столичного населения и считался прямым наследником бездетного императора. Его нравственные качества и гражданские доблести нашли себе красноречивую оценку у Прокопия, как известно, далеко не расточительного на похвалы. К сожалению, приведенное выше место о победе Германа над славянами само по себе не дает оснований для точных выводов к хронологии первого организованного нападения славян. Прежде всего это известие имеет у Прокопия характер вводного и изложено, между прочим, по поводу описания событий 551 г. и именно с целью объяснить, почему славяне так сильно боялись Германа. Кроме того, может возбуждать сомнения самое имя Юстиниана, употребленное Прокопием. Весьма вероятно, что дело происходило не в царствование Юстиниана, а при дяде его Юстине, т. е. около 519 г. Стратагом Фракии Герман мог быть назначен именно Юстином при вступлении его на престол с целью установления порядка в этой области, находившейся в состоянии анархии при Анастасии. Сравнительное спокойствие на дунайской границе при Юстине может быть объясняемо тем поражением, которое было нанесено славянам Германом; что же касается царствования Юстиниана, то оно не имело такого периода роздыха, который можно было бы противопоставить определенным указаниям Прокопия: гунны, славяне и анты своими почти ежегодными набегами со времени вступления на ромэйский престол Юстиниана причинили невыразимые бедствия населению.

При Юстиниане, в первые годы его царствования, фракийскими войсками командовал Хильвуд, или Хвилибуд, с именем которого связаны дунайские события. Хвилибуду поручена была защита дунайской границы; в течение трех лет он успешно следил за переправами через Дунай и не позволял новым славянским отрядам переходить в византийские области. Несколько раз он сам переходил за Дунай и тревожил славян в их собственных владениях, но в 534 г., когда он неосторожно предпринял движение против славян, на левой стороне Дуная был окружен врагами и пал в битве, окончившейся сильным поражением византийского войска. С тех пор, замечает Прокопий, эта река стала вполне доступна варварам, и ромэйские области обратились в легкую их добычу.

Успехам славянских вторжений содействовало и то, что в это время империя начала свою беспощадную войну в Италии, в которой варварам разного происхождения пришлось играть важную роль. Следует еще отметить, что по всем данным, приводимым у Прокопия, Хильвуд был славянин по происхождению. В пятидесятые годы VI в. известия о славянах становятся более определенными, и самые их движения в пределах империи получают ясно обозначенную цель и направление. Начиная с 547 - 548 гг., отмечаются первые набеги их в Иллирию и Далмацию до Драча, причем их не останавливали уже и укрепления, и они внушали такой страх византийскому отряду в 15 тыс. человек, что он не осмеливался вступить с ними в дело. При описании событии этого времени отмечен исключительный по своему значению факт о движении 6000 славян в Северную Италию на помощь готам, которые вели отчаянную борьбу с воеводами Юстиниана. В смысле оценки этих движений высоким интересом отличаются известия от 550 - 551 гг, которые находим уместным привести вполне.

Славяне в числе не больше 3000 человек перешли Истр, не встречая никакого сопротивления, и без малейшего труда переправились за Марицу и там разделились надвое. Тот отряд, который двинулся на восток, встретился с Асвадом. Это был оруженосец Юстиниана, носивший чин кандидата и командовавший гарнизоном в Чорлу что на дороге между Адрианополем и Константинополем. Одержав верх над Асвадом, славяне совершили над ним жестокую казнь, бросив его живым в огонь, а затем подвергли опустошению Фракию и Иллирию. По этому поводу наш историк делает замечание, что тогда славяне в первый раз стали осаждать крепости и что, имея свое пребывание на той стороне Дуная, начали переходить эту реку с недавнего времени. В этот же поход славяне впервые приблизились к морю и овладели городом Топером, лежавшим на р. Месте в Южной Македонии.

Напор славян чувствовался не только на востоке, но и в западных провинциях империи. В первый раз славянские отряды заявляют определенный план - движение на Солунь и захват приморских местностей. Это обнаружилось из расспросов пленных славян, захваченных близ Ниша, и поставило императора в такое положение, что он должен был отменить предполагавшееся движение войска в Италию и приказать полководцу Герману озаботиться защитой Южной Македонии и города Солуни. Один отряд, стоявший уже под Адрианополем, нанес поражение действовавшему против него евнуху Схоластику и без всякой помехи опустошил фракийскую равнину до Длинных стен, построенных Анастасием и возобновленных Юстинианом. Подводя итог сказанному, мы можем отметить для характеристики славян к половине VI в. следующие наблюдения. Отдельные лица из племенных старшин и из предводителей дружин знакомятся с византийскими нравами и усвояют греческий язык. Становясь полуобразованными греками, они вступают на византийскую службу и достигают известности, как военные люди (Хильвуд). Частые переходы славян за Дунай, сначала имевшие целью грабеж и добычу, становятся с половины VI в. более целесообразными и концентрированными, хотя не подлежит сомнению, что это не были движения народа, а лишь отдельных дружин небольших племен. Как ни низок культурный уровень славянских колен, находившихся на границе с Византией, но неоднократные походы во Фракию и Македонию, влияние местного населения, и особенно пленных греков и т. п., несомненно должны были способствовать образованию среди славян политического развития. Уже к этому времени славяне могли оценить сравнительные выгоды обладания приморскими местами и понять морское и военное значение Солуни.

Со своей стороны, правительство Юстиниана пользуется обыкновенными средствами византийской дипломатии, привлекая на свою сторону денежными выдачами и пожалованиями почетных званий племенных и коленных старшин славян. Никак нельзя сомневаться в том, что славяне тогда были еще далеки от образования княжеской власти. В значительной степени политической и военной организацией они обязаны были народу тюркского племени, с которым во второй половине VI в. пришлось им вступить в близкие сношения - разумеем аваров.

Первые известия об аварах имеются от 558 г. Родственные гуннам, болгарам и позднейшим тюркам авары в половине VI в. двинулись из прикаспийских стран в Восточную Европу, где покорили ут-ургуров и кут-ургуров на Азовском море и вошли во враждебные столкновения со славянами на Днепре и Днестре. Когда в 568 г. лангобарды покинули придунайские области и начали движение в Северную Италию, аварам открылась легкая возможность завладеть Паннонией и основать между Дунаем и Тиссой центр обширного государства, в котором славяне были главным оседлым и земледельческим элементом.

Авары пришли в Европу и устроились в ней как завоевательное чуждое племя укрепленным военным станом. Места своего расположения они окружали па большом протяжении рвами, окопами и изгородями, и укрепляемая таким способом местность носила наименование хринг. Центр хринга, где было жилище кагана и где находились правительственные учреждения, окружен был особой стеной из дубовых и буковых деревьев. Система аварского и болгарского укрепленного лагеря может быть наблюдаема ныне в Болгарии, близ Преславы, где обнаружены раскопками Русского археологического института в Константинополе древние болгарские военные поселения. Аварские хринги располагались один от другого на небольшом расстоянии, чтобы в случае опасности легко было подать весть от одного к другому. В главном хринге между Дунаем и Тиссой хранились военная добыча и казна. Хотя авары не имели культуры и не вышли из первичных стадий родового быта, но им нельзя отказать в значительном развитии военного сословия и военного дела; благодаря этим преимуществам они без труда получили преобладание над славянами, которые сделались их данниками и военными союзниками.

Военная власть принадлежала кагану, который успел соединить аваров и направить их силы на славян и византийцев. В сознании своего военного могущества он с пренебрежением относился к соседним народам. Иноземные послы по нескольку дней стаивали пред его палаткой в ожидании, когда ему заблагорассудится принять их. Если предмет посольства ему не нравился, он осыпал посла и его повелителя презрительной бранью и приказывал разграбить его имущество. Но иногда он бывал великодушен: так, несколько тыс. византийцев, освобожденных им из славянского плена, он выпускает без всякого выкупа на свободу, но в другом случае торгуется в цене за каждого пленного и, не получая требуемого выкупа, хладнокровно убивает тысячи пленных. Раз в припадке добродушия предлагает жителям осажденного византийского города съестные припасы по случаю христианского праздника Пасхи и щадит город Анхиал, целебные воды которого помогли его жене.

В другое время был без меры требователен и капризен. Узнав, что при императорском дворе содержатся редкие звери, заявляет желание получить слона. Когда просьбу его удовлетворили, послав ему самого красивого из царских слонов, каган капризно отказывается от этого подарка и требует золотого престола. В 582 г., находясь в мире с империей, соединяет мостом из судов города Срем и Белград. Когда у него спросили, ради какой причины предпринимается это, он произносит следующую торжественную клятву: «Пусть я с народом моим погибну от меча, пусть небо обрушится на нас, поразит гром, покроют горы и леса, пусть воды Савы потопят нас, если мы сделаем какое зло императору». Но как скоро мост был готов, он приказал объявить: «Нечего императору заботиться о городе, пусть он отзовет, войско и выведет жителей, город для него уже потерян».

Вместе с появлением аваров на том театре военных действий, где прежде показывались отдельными и малоорганизованными отрядами славяне, совершенно изменяется и цель военных действий на Балканском полуострове, и самая тактика. Нельзя не видеть, что авары принесли с собой в военное дело особую, доселе неизвестную систему, и что они придали славянам военную организацию, какой им недоставало. Юстиниану пришлось познакомиться с аварами уже в преклонных годах, незадолго до смерти. К нему явились в Константинополь в 558 г. аварские послы и просили мест для поселения. Император принял послов с большой честью, обещал платить кагану ежегодную условленную сумму и одарил их подарками. До самой смерти Юстиниана в 565 г. каган не нарушал с империей дружественных соседских отношений и не переходил границы.

Совершенно изменяются дела на дунайской границе с вступлением на престол Юстиниана II (565-578) и при его ближайших преемниках. Аварский каган заявил притязания на город Срем (Sirmium) на Саве, считавшийся ключом на северо-западной границе и довольно сильно укрепленный. Хотя в VI в. Срем не был уже главным городом Иллирика и центром военной и административной власти, но все же империя не отказывалась от своих исконных прав на эту область, оспариваемую сначала остготами, а затем гепидами и лангобардами. Ко времени Юстиниана и на этой границе произошли важные перемены, вследствие которых политическое влияние перешло к аварам и славянам. Та область, которую заняли и на которой твердо осели авары, принадлежала гепидам, владевшим частью нынешней Венгрии и нижними течениями Дравы и Савы. Ближайшими соседями гепидов на северо-западе были лангобарды, занимавшие провинцию Паннонию. В 567 г. гепиды потерпели сильное поражение от лангобардов, лишившее их на будущее время всякого политического значения; с другой же стороны, победители их, не воспользовавшись одержанной победой, начали свое известное передвижение в Италию. Все это было весьма благоприятным для аварского кагана сочетанием ряда обстоятельств, которые выдвинули аваров на передовую роль и побудили их передвинуться от нижнего течения Дуная на оставшиеся свободными места после гепидов и лангобардов. Притязания на Срем обозначали определенную цель кагана утвердиться на южной стороне Дуная и господствовать в области, освободившейся после гепидов и лангобардов. С 5б8 г. они овладели Паннонией и более полустолетия тревожили империю почти непрерывными набегами и грабежами.

Прежде чем продолжать довольно однообразную историю набегов на империю со стороны нового завоевательного народа, который притом же делает походы на Балканский полуостров вместе со славянами, находим необходимым сделать несколько замечаний по вопросу о том, в каких отношениях стояли к аварам славяне.

По более распространенному мнению, державшемуся почти до позднейшего времени, авары одно время были полновластными господами в Юго-Восточной Европе, владея обширными землями от Савы до Балтийского моря. Т. к. часть этого пространства, в особенности земли прикарпатские, несомненно были тогда заняты славянами, то в связи с указанным мнением предполагалось не подлежащим сомнению подчинение славян аварам. Довольно мало и до сих пор разъясненная история государства Само, центр коего предполагается в Чехии, точно так же способствовала упрочению теории о широком распространении аварской власти. В настоящее время, взвесив все сохранившиеся данные по истории аваров, мы должны значительно ограничить непосредственные пределы их влияния и признать, что в зависимости от них были только те славяне, которых они нашли в областях между Дунаем и Тиссой и в Паннонии, а равно те славянские племена, которые с конца VI в. оказываются уже оседлыми поселянами в Македонии и Фракии. Кроме того, судя по характеру устройства аварских хрингов, нужно заключать, что авары не смешивались с зависимыми от них народами, и что, следовательно, самая зависимость славян была такого рода, что оставляла за ними свободу внутреннего управления и предоставляла им жить под своими родовыми старшинами. Это мы должны утверждать, несмотря на известное место в первоначальной летописи о жестокости и насилиях обров над славянами не только южными, но и северо-западными. Если известия византийской летописи удостоверяют, что по приказанию кагана славяне с 579 г. совершают ежегодные и систематические вторжения в Македонию и Фракию, строят для аваров суда на Дунае и оседают на Балканском полуострове на постоянное жительство, то, с другой стороны, нельзя не считаться с тем, что в то же самое время некоторые племена удерживали за собой полную свободу действий и преследовали на Балканском полуострове самостоятельные задачи, как это будет видно далее. Известный гордый ответ Лавриты, князя небольшого племени славян, живших на левой стороне Дуная, на требование покорности и дани в пользу аварского кагана должен быть объясняем в том смысле, что власть аваров не простиралась так далеко на север и восток, как это было принято думать.

Переходя к истории славян в конце VI в., мы встречаемся с двумя фактами, свидетельствующими о том, что в последние годы Юстиниана и при его преемниках отношения славян к империи существенно изменились в двояком отношении: а) точкой отправления для славянских нападений на имперские области не служит более правый берег Дуная, а самый Балканский полуостров, в значительной части уже занятый славянами; б) цель славянских домогательств к империи становится ясно и определенно совершенно новая, именно завоевание Солуни, захват островов и Греции и угрозы овладеть Константинополем, к которому они приближались и с суши, и с моря.

Эта сторона дела выясняется, главным образом, на основании актов велико мученика Димитрия и патрона города Солуни, которые только в последнее время стали предметом внимания историков, хотя в общем далеко еще не исчерпаны для истории славянского движения в VI и VII вв. В VI и VII вв., к которым относятся славянские набеги, Солунь занимала на Балканском полуострове исключительное положение. Она считалась по своему политическому, военному и торговому состоянию важнейшим из провинциальных городов империи и, несомненно, оправдывала свою славу первого города после Константинополя. Занимая прекрасное положение на море и владея лучшею гаванью Эгейского моря, Солунь в то же время имела все выгоды хорошо расположенного сухопутного места, т. к. стояла на большой римской дороге Via Egnatia, соединявшей Константинополь с Драчем. Независимо от того, географическое образование западной части Балканского полуострова способствовало тому, чтобы соединить Солунь с остальной Европой посредством Вардара, Дрина и Моравы. Все эти условия обеспечивали Солуни первостепенное положение на Балканском полуострове уже в древнее время. Из римской эпохи Солунь перешла в византийскую, не утратив своих преимуществ; в Солуни был центр гражданского и церковного управления Иллириком, здесь сосредоточивались общеимперские таможенные учреждения. Будучи административным центром для обширной области, Солунь владела весьма оживленными торговыми сношениями почти со всем тогда известным миром. Здесь происходил обмен товаров, шедших с севера, из Италии и Франции, из Александрии и Египта; сюда свозились европейские сырые товары и южные и восточные: золото, драгоценные камни, шелковые ткани и восточные пряности. Хорошо возделанные земли в окрестности доставляли городу необходимые для жизни продукты, а на кораблях подвозились предметы роскоши. Население города было весьма значительное и весьма вероятно, что в лучшее время достигало 200 000.

Без сомнения, был в городе большой торговый и промышленный класс, который доставлял средства на устройство многочисленных храмов и монастырей и на украшение их произведениями искусства. Нужно заметить, что и по настоящее время в Солуни более сохранилось блестящих памятников искусства, чем в самом Константинополе, и что эти памятники возникали и поддерживались на благотворительные средства, об этом определенно говорят акты св. Димитрия. Умственная жизнь в городе отличалась подъемом, не уступая столице: много просвещенных деятелей и писателей вышло из Солуни.

Составляя собой важный административный и военный пункт, Солунь своими военными сооружениями доставляла безопасное убежище и охрану многочисленному населению окрестных мест; когда опасность угрожала им от северных врагов. Городские стены, сохранившиеся до настоящего времени, во многих частях представляют постройку XIV в., но по своим основам и по системе построения относятся к древнейшим временам. В эпоху движения славян город уже был окружен с суши и с моря. В настоящее время стены уничтожены со стороны моря и в ближайшем от него расстоянии. На небольших расстояниях стена укреплена башнями. Большие башни, составлявшие, очевидно, ключ позиции, сохранились только у моря; такова же угловая башня у кремля. Все стены увенчаны зубцами, кладка - в большинстве мелкий дикий камень на хурусане с прокладкой рядами кирпича - характерная особенность построек с XIV в. Близ главных ворот кремля лежит большой блок старой стены, вероятно упавшей от землетрясения. Кремль окружен отдельной стеной, и т. к. в настоящее время в нем находится государственная тюрьма, то осмотр его не представляется возможным. При повороте стены на юг к морю на башне сохранилась надпись из кирпичной прокладки, свидетельствующая о постройке ее деспотом Мануилом.

Имея исключительно благоприятное положение на полуострове и господствуя в административном и экономическом отношении над обширным пространством, Солунь с наступлением смутой эпохи передвижения народов, которая слишком сильно и не раз затрагивала и Балканский полуостров, стала предметом особенных домогательств разных варварских народов, стремившихся овладеть этим богатым городом. Но что всего любопытней, и что особенно нужно здесь отметить, славянские набеги на Солунь имели целью не только хищение и грабеж, но конечное завоевание города с определенно выражаемым планом поселиться в нем навсегда. Ясное дело, что подобным образом формулированный план предполагает уже хорошо созревшее дело колонизации полуострова и известного рода подготовленность среди славянских вождей к завоеванию у империи важного морского города, принадлежавшего ей.

Первая часть чудес св. Димитрия, принадлежащая архиепископу Иоанну, жившему в начале VII в., разделена на 15 глав и содержит повествование о чудесной помощи, оказанной св. Димитрием или отдельным лицам, или вообще городу Солуни. Никак нельзя думать, что порядок, в каком следуют одно за другим чудеса, соответствует хронологической их постепенности; в особенности это можно с значительным вероятием утверждать о чудесах, относящихся к городу. Именно, в легенде повествуется, между прочим, о трех набегах на Солунь со стороны страшных варваров, которые в гл. VIII точно не обозначены, а в гл. XII прямо названы славянами, и число их даже определено в 5000 человек. Не останавливаясь пока на установлении хронологии для первых набегов на Солунь, сосредоточим внимание на том деле, которое описывается в XIII главе и которое имело наиболее важное значение. В этом деле, по-видимому, организованном аварским каганом, рельефно выступают приобретенное к тому времени славянами значение и их политические притязания.

«Говорят, что по какому-то случаю тогдашний аварский хан послал послов к блаженной памяти царю Маврикию. Не достигнув желаемого, он возгорел неудержимым гневом, и как не мог ничего сделать тому, кто его не послушал, придумал способ, каким, по его предположению, он всего более мог досадить ему, что и оказалось вполне верно. Рассудив, что богохранимая митрополия Фессалоника между всеми городами Фракии и Иллирика по преимуществу отличается разнообразными богатствами илюдьми почтенными и разумными и истинными христианами, одним словом, имея полную уверенность, что названная митрополия лежит на сердце царя, так как она во всех отношениях блистает преимуществами, и что, если бы с ней случилось неожиданное несчастие, то ромэйский венценосец испытал бы не меньше горя, как от убийства собственных детей, призывает к себе все славянское языческое и грубое племя, ибо весь этот народ был ему подчинен, и, присоединив к ним некоторых варваров другого происхождения, он отдал приказ всем им идти на богоспасаемую Фессалонику.

И эта громадная толпа с такой быстротой исполнила поход, что мы не узнали об их приближении как только за один день: мы получили об этом известие в воскресенье 22 сентября. Городские жители не думали, чтобы они могли достигнуть сюда раньше четырех или пяти дней, и потому совсем не озаботились мерами защиты; между тем как они в самую ночь на понедельник ранним утром без шума подошли к стенам города. Первая зашита всеславного мученика Димитрия состояла в том, что он помрачил их зрение в эту ночь, и что они простояли несколько часов у башни святой мученицы Матроны, приняв ее за город. Когда же явилась утренняя заря, и они поняли, что город близко, то единодушно устремились на него, как лев хищный и рыкающий. Затем, приставив к стене лестницы, которые заранее приготовили и несли с собой, они пытались подняться по ним; но вот тогда-то и случилось невероятное и великое чудо святого подвижника». (Именно повествуется, что святой в виде пехотинца сбрасывал со стены всякого, кто хотел подняться.)

Эта семидневная осада, окончившаяся постыдным бегством варваров, составляла для Солуни явное доказательство чудесного заступничества св. Димитрия. Варварам казалось, что город защищают громадные силы (а их совсем не было), которыми предводительствует муж с огненным цветом лица, сидящий на белом коне и одетый в белую хламиду.

Давно уже поднятый и окончательно не решенный вопрос о значении славянской иммиграции на юг Балканского полуострова, в Фессалию, Грецию и на острова, несомненно, должен получить окончательное свое разрешение по связи со сказаниями о чудесах св. Димитрия. Ограничиваясь пока первой легендой, которая не выходит, по сообщаемым в ней данным, за конец VI в., мы должны признать насущность определенного плана у славян - захватить морской берег и завладеть с целью окончательного в нем поселения важным приморским городом, которым империя не могла не дорожить.

Могли ли славяне в VI в. осуществить подобные притязания?

В период с 580 г. и до конца столетия происходили наиболее важные попытки со стороны славян занять господствующее положение на территориях, подчиненных Византийской империи. От этой эпохи сохранилось несколько важных известий, которые частью были уже известны, но несколько заподозрены в период жарких споров по поводу высказанной Фальмерайсром теории об окончательном уничтожении славянами эллинского населения в Греции и Фессалии.

На первом месте стоит известие Иоанна Ефесского. «На третий год по смерти царя Иустина и в царствование победоносного Тиверия выступил проклятый народ славяне, которые пройти всю Елладу, фессалийские и фракийские провинции, взяли многие города и крепости, опустошили, сожгли, разграбили и завладели страной и поселились в ней совершенно свободно и без страха, как бы в своей собственной. Это продолжалось четыре года, пока царь занят был войной с персами и все войска поспал на Восток. В это время славяне по Божьему попущению распоряжались в стране совершенно свободно, опустошали, жгли и грабили даже до Внешней стены, так что захватили все царские стада - многие тысячи - и стада частных лиц. И вот до нынешнего дня - а теперь идет 895 год (т. е. 584) - они спокойно живут в ромэйских провинциях, без заботы и страха, занимаясь грабежом, убийствами и поджогами, отчего разбогатели, нажили золота и серебра и владеют стадами коней и оружием, научившись военному делу лучше самих ромэев. А между тем это были простые люди, которые не смели выходить из своих лесов и не умели пользоваться оружием».

С появлением новых источников, идущих с разных сторон, становится неопровержимым фактом, что большие вторжения славян усиливаются в последней четверти VI в., направляясь то до Константинополя, то до Эгейского моря. Подразумеваемые известия хронологически совпадают с теми датами, которые даны в приведенном тексте Иоанна Ефесского. В четвертый год, читается у Менандра, царствования Тиверия Константина кесаря (578-582) во Фракию сделал вторжение славянский народ до ста тыс. числом и опустошил Фракию и многие другие области.

В конце VI в. славяне уже осели на полуострове и действительно распоряжались на нем как хозяева, мы не можем более считать преувеличенными или малодостоверными те сведения византийских писателей относительно характера славянской иммиграции, которые касаются Греции, Фессалии и островов. И прежде всего следует здесь напомнить превосходное место схоластика Евагрия, который в своей церковной истории говорит о событиях занимающей нас эпохи (588-589): «Авары, дважды прошедши до так называемой Длинной стены, завладели Сингидоном (ныне Белград) и Анхиалом, захватили и поработили всю Елладу и другие города и крепости, все предавая убийству и огню, так как войска были отведены на восток».

Список литературы

Дружина участвовала в сборах подати и осуществляла местную судебную власть. Все это сыграло активную роль в интеграционных процессах в условиях становления древнерусской народности. Протогосударственные образования восточных славян в IX в. Антское праславянское диалектно-племенное образование объединяло различные племенные группы: антов, хорват, сербов, север и т.д., в том числе русь. ...

В западном краю вместе с их воеводой и вождем Леведией, в местах, именуемых Этелькез». Как полагают исследователи, уход венгров в Ателькузу произошел около 850 г. ВIX в. союз венгерских племен также находился в постоянном соприкосновении с восточными славянами. На это время приходится активный процесс формирования Древнерусского государства во главе с Киевом. Восточные авторы (Ибн Русте, Гардизи...

Новое государство возникло на балканском полуострове на территории между Дунаем и Балканским горным хребтом в 80-е гг. VII в. На начальных этапах формирования болгарской государственности в этом процессе приняли участие два народа - протоболгары (народ тюркской группы) и славяне. Сложный процесс развернулся на территории, где ранее обитало другое население. До конца I тысячелетия до н.э. там проживали фракийцы, оставившие новым пришельцам богатые традиции земледелия, скотоводства, торговли и оригинальной культуры. Фракийская история изобиловала многими событиями, которые повлияли и на болгарскую историю. Так, фракийские районы в VIII- VII вв. до н.э. были охвачены греческой колонизацией. Греки основали целый ряд городов по Черному морю, из которых многие по прошествии веков стали болгарскими. Среди них Аполлония (Созополь), Одессoc (Варна), Месемврия (Несебыр) и др. Во II веке до н.э. на вышеупомянутых землях появились римляне, подчинившие фракийцев. Придунайские земли образовали римскую провинцию Мезия, на Юго-Западе Балкан возникла провинция Македония, ближе к Балканскому хребту - Фракия, Несмотря на то, что в первых веках нашей эры на Балканах утвердилась преимущественно римская культура, на черноморском побережье сохранялось греческое население со своими традициями.
Появившиеся в V веке нашей эры на Балканах славяне вошли, таким образом, в сферу влияния более высокой культуры, что несомненно имело огромное воздействие на их развитие. Славяне поменяли места своего привычного обитания, увлеченные так наз. Великим переселением народов. В V - VII вв. славянские поселения обнаруживаются у границ, а затем и на землях Византийской империи. Знакомство с Византией славяне начали с набегов на ее территорию, лишив империю покоя.
Особенно докучали славяне Византии в период правления императора Юстиниана (527-565). Крупнейшие византийские историки V - VII вв. сочли своим долгом охарактеризовать непрошеных гостей весьма нелицеприятно. Отрицательные отзывы о славянах бесспорно преувеличены, но нет оснований вообще им не доверять, ибо оценки разных авторов, свидетелей тех далеких событий, нередко совпадают. Об одном их славянских нападений на империю (548 г.) византийский историк Прокопий Кесарийский отозвался следующим образом: ”В это время войско славян, перейдя реку Истр (Дунай), натворило ужасных бед по всей Иллирии, вплоть до Эпидавра, убивая и уводя в рабство всех, кто им ни попадался, а также грабя добро”. “В 550 году, - продолжает тот же автор, - славяне взяли после длительной осады город Топир, близ Эгейского моря, притом они убили всех до одного мужчин числом 15 тысяч”. Можно многократно умножить ссылки на такого рода свидетельства византийских, преимущественно, авторов, но в сущности характеристика “варварских злодеяний” как правило, однотипна. Кроме того, и византийцы не оставались в долгу и жестоко мстили славянам в полном соответствии с обычаями того времени.
Однако середина VI века принесла важные изменения. От набегов славяне стали переходить к расселению на понравившихся им землях Византийской империи. К концу VI века Балканский полуостров был заполнен славянскими поселениями, колонизации подверглась и территория между Балканским хребтом и Дунаем. Именно на этой территории в 80-е гг. VII века стало формироваться болгарское государство. Славяне принесли на заселенные земли свою культуру, которая стала верхним пластом уже существовавших там культур.
Новые поселенцы создали на Балканах военно-территориальные образования - Славинии. Одной из таких Славиний, носящей название “Семь славянских родов” суждено было сыграть важную роль в государственном формировании будущей Болгарии.
Славяне, поселившиеся на Балканах, попали в разнообразные природно-климатические условия. Болгарское государство формировалось на Востоке и Центре Балкан. Территорию рассекали или обрамляли горные массивы - Балканский хребет, Рило-Родопский, Старо-Планинский и Пиринский. Имелась плодородная Дунайская равнина. Территорию в направлении к Черному и Эгейскому морям пересекали реки Марица и Искыр. Черное море было естественной границей Болгарии на Востоке. Сравнительно мягким был климат, преимущественно средиземноморский. Попав в новую для себя природную среду, славяне продолжали развивать привычный для себя земледельческий род занятий. Занимались и разведением скота.
Источники, красноречиво описывающие военные успехи славян, скупы на сообщение иных сведений. И все же коллективный портрет славян нарисован византийскими авторами. “Славяне и анты, - свидетельствует Прокопий Кесарийский, - не управляются одним человеком, но издревле живут в демократии и потому как удача, так и несчастье, обсуждаются у них сообща”. Согласно отзыву византийского полководца кон. VI - нач. VII вв. Маврикия, ”по причине любви к свободе они никогда не соглашаются служить или подчиняться, и особенно, в своей собственной стране. Они многочисленны и выносливы, легко переносят жар и холод, и дождь, и наготу тела, и недостаток пищи. С гостями они кротки и радушны, у них много разного скота и продовольствия, особенно проса и жита. Их жены целомудренны сверх всякой человеческой природы”.

Славяне и протоболгары

Балканский полуостров, особенно его Северо-Восточная часть, были весьма плотно колонизованы славянами, когда на этой же территории появились новые пришельцы. На этот раз это было тюркское племя протоболгар . Один из протоболгарских союзов обосновался в 70-х гг. VII в. в междуречье Дуная, Днестра и Прута, в районе, именуемом в источниках термином “Онгл” . Воинственным протоболгарам удалось подчинить жившие по Дунаю славянские племена. А в начале 80-х гг. ими был покорен и славянский союз “Семь родов”. Желание поскорее обустроиться и обжиться на новых землях объединило и победителей и побежденных. Славян и протоболгар сплачивала и опасность, постоянно исходившая из Византии.
Вынужденные волею судеб жить на одной небольшой территории два народа были крайне несхожи. Разные этносы имели свою специфическую культуру, привычки и пристрастия. Потому процесс создания единой славяно-болгарской народности растянулся на века. Быт, религия, способ хозяйствования - все было на первых порах различным. П ротоболгары были спаяны устойчивыми родовыми связями, деспотический хан возглавлял общество резко военизированное. С лавяне же отличались большей демократичностью. Достаточно вспомнить в этой связи отзывы византийских авторов о славянах. Оба этноса были язычниками , но поклонялись различным богам , каждый своему. Они говорили на разных языках, использую в качестве языка общения и письменности греческий . И, наконец, славяне были преимущественно земледельцами , а протоболгары скотоводами . Различия были преодолены примерно к середине X века , когда две народности, различные хозяйственные системы образовали единый экономический синтез, а тюркским этнонимом “болгары” стала называться единая славянская народность.

Византия оказала самое сильное влияние на культуру южных и восточных славянских народов. Они восприняли из Византии христианство, приобщились к высокой и утонченной греко-римской культуре. Архитектура, изобразительное искусство, литература, многие обычаи пришли к славянам из Византии. Византия, сама постепенно угасая, как бы отдавала силы славянским народам. В этом смысле история Византии тесно связана с историей всех южных и восточных славян, в частности, с историей народов России.

Вопросы

1. Что побудило болгарского царя Бориса принять христианство?

2. Почему византийцы с такой готовностью ответили на призыв Ростислава прислать наставников в вере?

3. Какие еще народы, кроме перечисленных, пользуются кириллицей?

4. Почему переход в новую веру правителей Болгарии и Руси сыграл решающую роль в христианизации этих стран?

Из «Стратегикона» («Стратегикон» - наставление по военному делу) неизвестного автора (Псевдо-Маврикия) о славянах

Племена славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар и холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности...

У них большое количество разного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие встречающихся им, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую...

Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильно действующим, если раненый не примет раньше противоядия, или (не воспользуется) другими вспомогательными средствами, известными опытным врачам, или тотчас же не обрежет крутом место ранения, чтобы яд не распространился по телу.

Византийский хронист о встрече византийского василевса Романа I и болгарского царя Симеона

В сентябре (924)... Симеон со своим войском двинулся на Константинополь. Он опустошил Фракию и Македонию, все пожег, порушил, повырубил деревья, а подойдя к Влахернам, попросил прислать к нему патриарха Николая и некоторых вельмож для переговоров о мире. Стороны обменялись заложниками, и первым отправился к Симеону патриарх Николай (а за ним другие посланцы)... Они принялись было беседовать с Симеоном о мире, но тот их отослал и попросил встречи с самим царем (Романом), поскольку, как утверждал, много слышал о его разумности, мужестве и уме. Царь этому весьма обрадовался, ибо жаждал мира и желал прекратить это ежедневное кровопролитие. Он отправил людей на берег... соорудить в море надежную пристань, к которой могла бы подойти царская триера. Он велел обнести пристань со всех сторон стенами, в середине соорудить перегородку, где бы они могли беседовать друг с другом. Симеон же тем временем послал воинов и спалил храм Пресвятой Богородицы, показав этим, что не мира хочет, а морочит царя пустыми надеждами. Царь же, прибыв во Влахерны вместе с патриархом Николаем, вошел в святую усыпальницу, простер руки в молитве... просил Всеславную и Непорочную Богородицу смягчить несогбенное и неумолимое сердце гордого Симеона и убедить его согласиться на мир. И вот открыли они святой кивот,(Кивот (киот) - особый шкафчик для икон и реликвий ) где хранился святочтимый омофор (т. е. покров) Святой Богородицы, и, накинув его, царь словно укрыл себя непробиваемым шитом, а вместо шлема водрузил свою веру в Непорочную Богородицу и так вышел из храма, обороненный надежным оружием. Снабдив свою свиту оружием и щитами, он явился в назначенное место для переговоров с Симеоном... Царь первым явился к упомянутой пристани и остановился в ожидании Симеона. Стороны обменялись заложниками, и болгары. Тщательно обыскали пристань: нет ли там какой хитрости или засады, лишь после этого спрыгнул Симеон с коня и вошел к царю. Поприветствовав друг друга, они приступили к переговорам о мире. Говорят, царь сказал Симеону: «Слышал я, что ты человек благочестивый и истинный христианин, однако, как вижу, слова с делами не сходятся. Ведь благочестивый человек и христианин радуется миру и любви... а нечестивец и неверный - наслаждается убийствами и неправедно пролитой кровью... Какой отчет дашь Богу, отойдя в иной мир, за неправедные-свои убийства? С каким, лицом, будешь взирать на грозного и справедливого Судью? Если творишь такое из любви к богатству, я накормлю тебя им досыта, только попридержи свою десницу. Возрадуйся миру, возлюби согласие, дабы и сам зажил жизнью мирной, бескровной и спокойной, и христиане избавятся от несчастий и прекратят убивать христиан, ибо негоже им поднимать меч на единоверцев». Молвил так царь и замолчал. Устыдился Симеон и смирения и речей его и согласился заключить мир. Поприветствовав друг друга, они разошлись, и царь ублажил Симеона роскошными дарами.

С падением в V в. Рима всемирно-исторический поединок между приходившей в упадок рабовладельческой империей и народами Европы, у которых господствовали общинные отношения, не был еще закончен. Восточная половина империи - Византия укрепляла свои рубежи, совершенствовала свою военную мощь и силой государственной власти и христианской церкви стремилась упрочить рабовладение. Историческая роль славян состояла в том, что они решили исход этой многовековой борьбы. Завоевав половину византийских владений, славяне усилили роль общины в социальной жизни и этим содействовали уже происходившему в Византии процессу феодализации. В VI в., при императоре Юстиниане, господствующие классы Византии повели наступление как на народные массы внутри империи (ухудшив положение рабов и колонов), так и на славянские племена.
На Дунае и в Причерноморье строились крепости, отдельных славянских князей сманивали на византийскую службу и в то же время использовали кочевников-гуннов для борьбы против славян.
Византия в VI в. была огромным государством, в состав которого входили, земли Балканского полуострова. Малой Азии, значительной части Италии, Северной Африки и Причерноморья.
Борьба с Византией, обладавшей большой и оснащенной армией и флотом, не могла вестись разрозненными отрядами славян, как это было раньше. Нужна была организация крупных походов, концентрация больших войск.

Славяне в VI в.

Производительные силы славянского общества в V - VI вв. значительно выросли. Славянские племена могли уже выставить и снарядить большое войско, как пешее, так и конное, снабдить его оружием, запасом стрел, продовольствием, а в случае необходимости и ладьями для морского похода.
Крупные союзы племен, сложившиеся в IV - VII вв., представляли собой именно ту организацию, которая могла успешно вести упорные войны с Византией. К сожалению, византийские писатели, оставившие нам сведения о военных походах этого времени, не знали названий славянских племен и их союзов. Им было известно старое собирательное имя славян - «венеды», или «венеты» (применительно к восточной части венетов - «анты»), и новое название - «склавины», «славяне», «словене», которое применялось первоначально лишь к населению окраин венетской земли (в том числе и окраин,^ соприкасавшихся с Византией), а впоследствии, к IX -X вв., стало общим собирательным наименованием. Географически территория «славян» простиралась вдоль Дуная и доходила на востоке до Днестра; за Днестром же начиналась земля «бесчисленных племен антов», «наиболее могущественных» из венетских племен. Авторы VI в. подчеркивают, что между «славянами» и «антами» нет различий ни в языке, ни в обычаях, ни во внешнем виде, что «племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе».
В научной литературе применительно ко всем ветвям славянства (обозначаемым в источниках различными терминами) одинаково применяется термин «славяне».
Сведения византийских писателей о славянских племенах VI в. требуют критического.отношения. Византийцы совершенно не знали основной территории славян на Днепре, Днестре, Висле, а могли наблюдать лишь тех переселенцев, которые находились вблизи от Византийской империи, на левом берегу Дуная. Этим объясняется, например, фраза автора VI в. Прокопия Кесарийского: «Живут они в жалких хижинах на большом расстоянии друг от друга и все по большей части меняют места «жительства». Из этого указания- часто делался неправильный вывод о низком уровне культурного развития славян, будто бы находившихся на стадии быта бродячих охотников. В то же время известно, что славянам, служившим в византийском войске, поручалось командование целыми корпусами и флотилиями, что славяне успешно применяли военные машины, что некоторые славяне знали греческий язык. Противоречие здесь только кажущееся. На самом деле славяне обладали довольно высокой культурой. 06 этом можно судить по археологическим данным, найденным на основной славянской территории. В «жалких хижинах» жили придунайские поселенцы, скрывавшиеся от облав византийских солдат и поэтому вынужденные менять «места жительства»
Указание Прокопия на то, что славяне и анты «не управляются одним человеком», противоречит сообщению византийского автора (Менандра), который говорит об убийстве аварами антского князя Мезамира Идаоизиева сына именно потому, что «этот человек имеет огромную власть у «антов». В рассказе того же Менандра упоминается другой славянский князь - Даврита и «важнейшие князья славянского народа», гордо ответившие аварскому кагану: «Родился ли на свете и согревается ли лучами солнца тот человек, который подчинил бы сеое силу нашу?»
Можно полагать, что как раз в это время усилилась власть князей, стоявших во главе славянских племенных союзов и руководивших их борьбой с Византией.
Натиск славян на Византию стал особенно сильным в 20-е годы VI в. «С того времени, как Юстиниан принял господство над византийцами. (527 г.), гунны, славяне и анты почти ежегодно опустошают империю...» - читаем в одном источнике. Славянские дружины прорвали все укрепленные линии на Дунае, прошли через горные хребты Балканского полуострова и дошли до фессалоник и земель древней Спарты. Морские флотилии славян осаждали Константинополь и плавали по Эгейскому и Средиземному морям.
В результате походов славяне, по словам Иоанна Эфесского, «разбогатели, нажили золота и серебра и владеют стадами коней и оружием, научившись военному делу лучше самих византийцев». Восточная часть Балканского полуострова - территория современной Болгарии - была колонизована славянами из Поднестровья и Приднепровья. К восточным же славянам надо отнести и хорватские племена, пришедшие на Балканы из земель Прикарпатья. Принимали участие в колонизации и западнославянские племена.
Результатом победоносных походов славян на Византию было заселение опустевших византийских земель славянскими общинами, значительное расширение здесь запашки и подъем целины. Таким образом, славяне повысили уровень производительных сил в завоеванных ими обширных землях.
Для основной восточнославянской территории успех византийских походов был показателем, во-первых, возросшего уровня производительных сил, при котором уже можно было снаряжать десятки или сотни очень крупных военных экспедиций; во-вторых, окрепшего объединения славянских племен и, в-третьих, усиления князей не только на завоеванной византийской территории, но и в пределах основных славянских земель, куда возвращались из походов многие дружины.

Славянская история и на первых этапах своего развития, и вплоть до образования Древнерусского государства тесно была связана с Византией. Культурное влияние последней оставило мощный след в жизни древних славян. Но не стоит думать, что отношения славян и Византии были односторонними. И Византия «получала» от славян свое, правда не всегда положительное. Например, несколько лет она страдала от их нападок. И это отразилось на государственно-политическом строе Византии. В итоге можно сказать, что древние славяне и Византия находились в постоянном взаимодействии.

А чем же привлекала славян Византия? Своими богатствами. После набегов славянские князья оставались с полными карманами золота.

Противоборствуя с Византией, славяне учились военному делу, которое находилось у врага на достойном этапе своего развития. Не стоит отрицать, что славяне грабили безжалостно и много. Богатства князей все пополнялись за счет Византии, но и на военные нужды средства тоже шли немалые.

Походы славян на Византию

Походы славян на Византию происходили в начале новой эры. Причем тогда они еще входили в состав других племен. Вместе они составляли огромную и разрушительную силу.

Византийские летописцы оставили нам описания славянских воинов . Вооружение их было очень примитивным и скудным: копье, лук со стрелами, щиты. Этот недостаток они искусно покрывали различными ухищрениями в своей стратегии. Их засады всегда отличались неожиданностью. Что-что, а застать врага врасплох славяне уж точно могли.

  • Но вернемся к походам. Один из крупных состоялся в 550 году. Тогда славянским войскам удалось взять несколько городов в Македонии, укрепленный город Топер.
  • В конце шестого столетия славян начинает интересовать балканская лакомая часть Византии. По данным современников, численность их была около ста тысяч человек.

Терпение Византийского императора, как и у любого человека, было далеко не резиновым. И поэтому в 590-х годах начинаются контрнападения. Византийские войска переходят на другой берег Дуная, вторгаясь на славянские территории. В первый свой поход им удалось опустошить владения вражеских князей. Во второй раз все сложилось не так удачно. Хоть победа и была за Византией, но обошлась она очень дорого.

  • Наиболее уязвимы были север и северо-запад Византийской империи . Начиная с шестого века, славяне совершают походы все чаще, объединяясь при этом с аварами.

А как же вела себя Византия? Во-первых, в столице (Константинополе) аварские послы начали получать ценные подарки (золото, серебро, одежду). Во-вторых, правивший на тот момент император Юстиниан просто хотел использовать аварскую силу для победы над славянами (последние считались варварами). Однако такая стратегия оказалась неисправной. Например, в середине шестого века авары со славянами пытаются взять один из городов Византии, чтобы укрепить свои позиции на Дунае. В итоге и те, и другие все глубже проникали во владения Византийской империи.

Время шло. Восточные славяне стали строить морские суда. А, как известно, Византия находилась в непосредственной близости от морей. И теперь славянские войска грабят торговые судна, а также прибрежные города.

После этого происходили и другие походы, нападения, войны. Но они имели уже меньшее значение как для Киевской Руси, так и для Византийской империи.

Роль Византии в в развитии культуры восточных и южных славян

Для начала необходимо понять одну вещь. Пришедшая из другого государства культура сродни семени. Чтобы она прижилась, для нее должны быть подготовлены все условия (почва, влажность, температура). Так вот, на Руси существовали предпосылки для подобного проникновения культуры. И поэтому стало возможным то, что и происходило.

Несомненно, что самое главное влияние Византии на культуру славян – это христианство, которое было принято именно из империи в десятом веке. И это неудивительно, ведь связи Киевской Руси (и экономические, и государственные) были гораздо более тесными с Византией, а не с западом.

Вместе с религией к славянам плавно перетекают и другие элементы культуры. Судьба последней была предопределена князем Владимиром. Во-первых, появляются первые храмы. Внутреннее их убранство, кстати, тоже было перенято из Византии (мозаики, фрески, иконы). Богослужения также велись по византийскому образцу. Во-вторых, свой расцвет переживает живопись. В-третьих, с приходом христианства развивается и литература. До этого времени ее, можно сказать, не было. В-четвертых, музыка. И она пришла в виде церковных песнопений, услышав которые в Константинополе, русские князья просто обомлели. Вот чем и привлекала восточных славян Византия.

Также с очень давних пор славяне вели активную торговлю с византийскими купцами. Это было возможным благодаря легендарному пути «из варяг в греки». В империю завозили мед, пушнину, воск, рыбу. А импортировали ткани, предметы роскоши, книги (когда появилась письменность).

В заключение

Таким образом, мы выяснили, как складывались отношения между Византией и славянами. Они были очень тесными, очень разносторонними и очень длительными. Наверное, никакой другое государство не оставило такой глубокий след в русской истории и культуре. Славяне и Византия – это яркий пример того, как целый народ может перенять характерные черты одной страны.

История Византийской Империи (документальный фильм)