Меню

Мои университеты. Максим горький - мои университеты Мои университеты горький краткое содержание 10 15

Педсовет

Алеша уехал в Казань. Юноша хотел поступить в университет, мечтал учиться. Однако, все сложилось иначе.

По приезду в город, герой стал понимать, что в университет поступить он не сумеет. Семья Евреиновых жила скромно, прокормить еще одного человека она не могла. Алексей понимал это и старался каждый раз уходить из дома.

Вскоре Алеша стал дружить с работником типографии Гурием Плетневым. После услышанного рассказа о жизни Леши, Плетнев предложил остаться у него и заняться обучением. Юноша согласился и стал жить в огромном доме среди студентов и городской бедноты.

Утро Алексея начиналось с похода за горячей водой, а во время чаепития Гурий делился интересными газетными новостями. Плетнев трудился ночами, днем отсыпался. Когда Гурий был в квартире, Алексей работал у Волги - помогал с распиловкой дров, подрабатывал грузчиком. Так прошла зима, весна и лето.

В середине осени Алексей Пешков познакомился с Андреем Степановичем Деренковым, который был хозяином маленькой бакалейной лавки. Никто и не догадался бы, что у Деренкова часто собираются молодые люди с революционными настроениями, а в каморке - целая библиотека запрещенной литературы.

Пешков стал другом Деренкова, оказывал помощь в работе, читал разные книги. По вечерам в квартире Андрея Степановича собирались гимназисты и студенты. Эти молодые люди были совсем иные, нежели те, к которым привык Леша. Молодежь относилась с ненавистью к богатой жизни мещан, мечтала что-либо поменять в привычном укладе. Были и революционеры, которые вернулись из ссылки.

Новые друзья Алексея переживали за Россию, за судьбу родного народа. Пешкову казалось, что они озвучивают его мысли. Порой он был уверен, что повидал многое и знает больше о жизни, чем остальные..

Через некоторое время Пешков устроился работать к Семенову - хозяину пекарни. Условия труда были ужасными: подвальное помещение, грязь, безумная жара - и так четырнадцать часов в сутки! Алексей удивлялся, как рабочие все это выносят и в тайне от владельца читал им запрещенные издания.

Деренков открыл новую булочную и пригласил Лешу туда работать. Все деньги от этого заработка использовались на революционные нужды. Ночью Пешков готовит хлеб, а ранним утром доставляет его к студентам в столовую. Под мучными изделиями были спрятаны листовки, книжки и брошюры, предназначенные для раздачи "нужным" людям.

В булочной было расположено особое помещение, где собирались единомышленники. Но вскоре у полиции и городового возникли подозрения, и Алешу постоянно допрашивали.

Частым посетителем "тайной комнаты" был Ромась Михаил Антонович, которого часто называли "Хохлом". Он прошел по якутским этапам и приехал в Красновидово с писателем Короленко. В селе Хохол стал заниматься рыболовством и открыл небольшую лавочку, - все это служило "прикрытием". На самом же деле среди местного населения велась активная революционная пропаганда.

Однажды летом Ромась предложил Пешкову переехать в село. Алексей должен был оказывать помощь в продаже товара, а Михаил Антонович помог бы ему с учебой. Алеша с радостью согласился. В доме барина он много времени проводил за чтением, беседовал с хозяином, участвовал в общих собраниях с местными крестьянами.

Мещане и староста села к Михаилу относились крайне плохо. Однажды они подожгли лавочку со всем нажитым добром. Пешков находился на чердаке тогда и первым делом пытался спасти литературу, но затем выбросился из окна.

После этого случая Михаил Антонович принял решение переехать в другой город. Когда он прощался с Алексеем, посоветовал относится ко всем событиям спокойно, ибо все, что не делается - непременно к лучшему.

Тогда Пешкову исполнилось двадцать. Сильный, крепкий молодой человек с голубыми глазами. Лицо Алексея было грубоватым, с мощными скулами, но когда на нем появлялась улыбка - человек заметно преображался.

С детских пор Алешка очень сердился, когда кого-то обижали. Ему никогда не нравились жадные люди, у которых приходилось жить. Юноша всегда был готов спорить и бунтовать против несправедливости. Бабушка всегда учила внука помнить только добро, а зло - забывать. Алексей так жить не мог, он думал, что со "злом" надо бороться. Пешков сильно привязывался к хорошим людям, каких встречал практически везде. Для себя он твердо решил, что будет честным и совершать добрые поступки на благо окружающих.

Чтение литературы шло только на пользу, Алексей серьезно и тщательно выбирал книги. С ранних лет он любил бабушкины песенки и сказки, с особым трепетом вспоминал стихи Лермонтова и Пушкина...

Парень хотел быть чем-то похож на героев произведений, быть мудрым и верным своему доброму делу. Мечты об университетской учебе рухнули, неким "университетом" для него была сама жизнь. И об этом он поделился чуть позже в третьей своей автобиографической книге "Мои университеты".

Краткий пересказ "Мои университеты" в сокращении подготовил Олег Ников для читательского дневника.

Алексей, вынужденный с ранних лет самостоятельно зарабатывать себе на хлеб, решается поступить в университет в Казани по рекомендации соседа-гимназиста, не раз замечавшего, насколько юноша любит читать и уверенного в том, что этого парня действительно ожидает достойное будущее в сфере науки.

Бабушка приходит проводить Алексея в другой город, хотя в последнее время он и заметно отдалился от нее, но с болью в сердце чувствует, что встречается с пожилой женщиной в последний раз.

По прибытии в Казань юноша останавливается у того самого учащегося гимназии, который и порекомендовал ему поступление в университет. Алексей сразу же понимает, что приютившие его люди существуют крайне бедно и стесненно, и матери его друга весьма нелегко содержать троих молодых людей, располагая лишь незначительной пенсией.

Товарищ не устает восхищаться способностями Алеши, но ему просто некогда вплотную заняться его обучением, парень может рассчитывать лишь на собственные силы.

Как и прежде, жизнь Алексея достаточно тяжела, но юноша все более отчетливо осознает, что человеческую личность формирует именно умение сопротивляться влиянию окружающей среды.

Ради того чтобы прокормиться, парень немало времени проводит на волжских пристанях, выполняя любую работу за несколько копеек, где и знакомится с представителями преступного мира, ворами и скупщиками краденого.

Алексей понимает, что рискует полностью поддаться их влиянию и стать таким же, как и эти люди, но его все же удерживает от падения огромное количество прочитанных ранее книг, юноша мечтает для себя об иной судьбе и более значительном общественном положении.

Подружившись со студентом по имени Гурий, парень вскоре переезжает к нему в трущобу и наблюдает за жизнью абсолютно новых для него людей. Товарищ Алексея оказывает всем окружающим моральную поддержку с помощью веселых шуток и полезных рекомендаций, и именно в то время молодого человека впервые привлекают к неким конспиративным делам, хотя Алеша и не имеет представления, с какой целью Гурий дает ему определенное поручение.

В этот период жизни Алексей начинает бывать и в студенческом кружке, где обсуждаются различные книги. Однако в силу своей юности и недостаточной образованности парень не слишком хорошо понимает, о чем говорят в этом сообществе, и чувствует, что ему неинтересно общаться с членами группы, гораздо больше эмоций у него вызывает физическая работа совместно с другими людьми, в частности, разгрузка прибывающих барж.

Судьба сводит Алексея с Андреем Деренковым, обладателем наиболее масштабной в городе библиотеке, состоящей из запрещенных властями произведений. Каждый вечер в доме этого человека проводятся собрания студентов, искренне переживающих за русский народ и его будущее.

Сначала Алексей слушает их с подлинным восторгом, цели, которых пытаются достичь его новые друзья, кажутся ему действительно благородными, достойными, возвышенными.

Парню приходится снова искать для себя возможность заработка, и он устраивается в пекарне. Алексей вынужден чрезвычайно много и тяжело работать, у него просто не остается времени и сил для учебы и визитов к Андрею. При этом сослуживцы относятся к Алексею иронически и презрительно, хотя сам юноша полагает, что занимается просвещением простого народа и гордится своей миссией.

Деренкову также непросто обеспечивать себя и вкладывать деньги в народническое движение, по этой причине он открывает новую булочную, где Алексей берется работать в качестве помощника пекаря.

Вскоре он узнает и о том, что его бабушка ушла из жизни, хотя соответствующее письмо от двоюродного брата он получает лишь по прошествии семи недель после ее кончины. Алексею становится известно и о том, что его родственники предпочитали жить за счет милостыни, которую с утра до вечера собирала бабушка.

Гурий попадает под арест, его отправляют в столицу. Алексей не в силах достигнуть мира с самим собой, ведь парень прекрасно понимает, что народа, ради которого студенты готовы пожертвовать собой, на самом деле не существует, ему отлично знакомы алчные, склонные к воровству и фактически всегда пребывающие пьяными простые люди.

От отчаяния юноша даже предпринимает попытку самоубийства, но она оказывается неудачной, и через месяц он возвращается к работе в булочной.

Через некоторое время Алексей соглашается переехать в село под названием Красновидово, где ему предлагает служить в лавке некий Михаил Ромась. Правда, сначала юноше совсем не нравится пребывание в деревне, он не понимает местных жителей.

Но вскоре парень начинает чувствовать себя там достаточно комфортно, хотя он и замечает всю тяжесть труда крестьян и тот факт, что у городских рабочих имеется намного больше возможностей для умственного развития и совершенствования.

Алексей не планирует уезжать из села, но случается серьезный пожар, в результате которого Ромусь вынужден оставить эти места, опасаясь агрессии крестьян, считавших, что этот человек устроил огромную беду сознательно, желая получить страховку.

Для Алексея также оказывается невозможным оставаться в деревне, вместе со своим новым приятелем Матвеем Бариновым он пускается в странствие вместе с баржей, направляющейся вниз по течению Волги.

Предлагаем вам ознакомиться с автобиографическим произведением, созданным в 1923 году, прочитать его краткое содержание. "Мои университеты" написал Максим Горький (на фото ниже). Сюжет произведения следующий.

Алеша отправляется в Казань. Он хочет учиться, мечтает о поступлении в университет. Однако жизнь сложилась совсем не так, как планировалось. О дальнейшей судьбе Алексея Пешкова вы узнаете, прочитав краткое содержание. "Мои университеты" - произведение, в котором автор описывает свою юность. Это часть автобиографической трилогии, в состав которой входят также "Детство" и "В людях". Трилогию завершает повесть "Мои университеты". Краткое содержание по главам первых двух ее частей в этой статье не представлено.

Жизнь у Евреиновых

Алексей понял, приехав в Казань, что ему не придется готовиться в университет. Очень бедно жили Евреиновы, не могли его прокормить. Чтобы у них не обедать, он уходил с утра из дому, искал себе работу. А в плохую погоду сидел в подвале, находившемся недалеко от их квартиры, главный герой произведения "Мои университеты". Краткое содержание, как и сама повесть, посвящено периоду жизни Горького с 1884 по 1888 год.

Знакомство с Гурием Плетневым

Часто на пустыре собиралась играть в городки учащаяся молодежь. Здесь Алеша подружился с Гурием Плетневым, типографским служащим. Узнав, как трудно живется Алеше, он предложил переехать к нему и начать готовиться к работе сельского учителя. Однако ничего не вышло из этой затеи. Алеша нашел себе пристанище в полуразрушенном доме, населенном городской беднотой и голодными студентами. Плетнев по ночам работал и зарабатывал в ночь 11 копеек. Алеша спал на его койке, когда тот отправлялся на работу.

Рассказчик, Алексей Пешков, по утрам бегал за кипятком в соседний трактир. Плетнев во время чая читал забавные стихи, рассказывал новости из газет. Затем он укладывался спать, а Алеша отправлялся на пристань Волги на заработки. Он таскал грузы, пилил дрова. Так Алеша прожил с зимы до конца лета.

Деренков и его лавочка

Опишем дальнейшие события, составляющие краткое содержание. "Мои университеты" продолжаются тем, что в 1884 году, осенью, один из студентов, с которым был знаком рассказчик, привел его к Деренкову Андрею Степановичу. Это был владелец бакалейной лавочки. Даже жандармы не догадывались о том, что в квартире Андрея Степановича собирается молодежь, настроенная революционно, запрещенные книги хранятся в его чулане.

Алеша быстро подружился с владельцем лавочки. Он много читал, помогал ему в работе. Вечерами часто сходились гимназисты, студенты. Сборище их было шумным. Эти люди сильно отличались от тех, с кем Алексей жил в Нижнем. Они, как и он, ненавидели сытую тупую жизнь мещан, хотели изменить существующий порядок. Были среди них и революционеры, оставшиеся жить в Казани после возвращения из сибирской ссылки.

Посещение революционных кружков

Жили новые знакомые в тревоге и заботах о будущем России. Их волновала судьба русского народа. Пешкову казалось порой, что в их речах звучат его собственные думы. Он участвовал в собраниях кружков, которые они проводили. Однако эти кружки казались рассказчику "скучноватыми". Он иногда думал, что знает жизнь лучше большинства своих учителей. Он уже читал о многом из того, о чем они рассказывали, многое пережил сам.

Работа в крендельном заведении Семенова

Алеша Пешков вскоре после своего знакомства с Деренковым поступил на работу в крендельное заведение, которым руководил Семенов. Он стал трудиться здесь в должности подручного пекаря. Заведение находилось в подвале. Алеша никогда раньше не работал в столь невыносимых условиях. Приходилось трудиться по 14 часов в день в грязи и одуряющей жаре. Рабочих Семенова соседи по дому именовали "арестантиками". Алексей Пешков не мог смириться с тем, что они переносят столь безропотно издевательства хозяина-самодура. Он читал рабочим тайком от него запрещенные книги. Хотел подарить надежду этим людям на то, что возможна совсем другая жизнь, Алексей Пешков (М. Горький). "Мои университеты", краткое содержание которых в формате одной статьи может быть дано лишь в общих чертах, продолжаются описанием тайной комнаты.

Тайная комната в булочной

Алеша из пекарни Семенова вскоре ушел работать к Деренкову, открывшему булочную. Доход с нее предполагалось пустить на революционные цели. Здесь Алексей Пешков сажает в печь хлебы, месит тесто, а утром рано, набив булками корзину, разносит выпечку по квартирам, относит булки в студенческую столовую. Все это описывает Максим Горький ("Мои университеты"). Краткое содержание, которое мы составили, должно давать понять читателю, что уже в юности у Горького возник интерес к революционной деятельности. Поэтому отметим, что у него под булками были листовки, брошюры, книги, которые он раздавал незаметно вместе с выпечкой кому следует.

Тайная комната располагалась в булочной. Сюда приходили люди, для которых была лишь предлогом покупка хлеба. Булочная эта вскоре начала вызывать у полиции подозрения. Городовой Никифорыч стал "коршуном кружиться" около Алеши. Он его расспрашивал о посетителях пекарни, а также о книгах, которые читает Алексей, приглашал его к себе.

Михаил Ромась

В булочной бывал среди множества других людей и Ромась Михаил Антонович, по прозвищу Хохол. Это был широкогрудый, большой человек с окладистой густой бородой и бритой по-татарски головой. Он обычно сидел в углу и молча курил трубку. Михаил Антонович вместе с писателем Короленко Владимиром Галактионовичем недавно возвратился из якутской ссылки. Он поселился в Красновидове, приволжском селе, находившемся неподалеку от Казани. Здесь Ромась открыл лавочку, в которой продавал дешевые товары. Также он организовал артель рыбаков. Это нужно было Михаилу Антоновичу для того, чтобы незаметнее и удобнее вести среди крестьян революционную пропаганду, что отмечает Максим Горький ("Мои университеты"). Краткое содержание переносит читателя в Красновидово, куда решил отправиться Пешков.

Алеша отправляется в Красновидово

В 1888 году, в июне, в один из приездов в Казань Ромась предложил Алеше поехать к нему в село для того, чтобы помогать в торговле. Также Михаил Антонович обещал помочь Пешкову учиться. Естественно, Максимыч, как частенько называли теперь Алексея, согласился на это. Он не бросил свои мечты об ученье. К тому же, ему нравился Ромась - его тихое упорство, спокойствие, молчаливость. Алексею было любопытно узнать, о чем же молчит этот богатырь.

Максимыч через несколько дней уже был в Красновидове. Он долго разговаривал с Ромасем в первый вечер по приезде. Беседа Алексею очень понравилась. Затем последовали и другие вечера, когда, закрыв плотно ставни, в комнате зажигали лампу. Михаил Антонович говорил, и крестьяне слушали его внимательно. Алеша устроился на чердаке, прилежно учился, много читал, ходил по селу, беседовал с местными крестьянами.

Пожар

Продолжает описывать события своей жизни в автобиографической повести "Мои университеты" Горький. Краткое содержание произведения знакомит читателей с основными из них.

Местные богачи и староста к Ромасю относились враждебно, подозрительно. Ночью его подстерегали, пытались взорвать в его избе печь, а затем, к концу лета, сожгли лавку Ромася со всеми его товарами. Алеша, когда она загорелась, находился на чердаке и прежде всего кинулся спасать ящик, в котором находились книги. Он едва не сгорел сам, однако догадался выпрыгнуть из окна, завернувшись в тулуп.

Напутствие Ромася

Ромась вскоре после этого пожара решил из села уехать. Прощаясь с Алешей накануне отъезда, он наказал тому смотреть спокойно на все, помня, что все проходит, все меняется к лучшему. В то время Алексею Максимовичу было 20 лет. Это был сильный, большой, нескладный юноша с синими глазами. Он отрастил длинные волосы, и они не торчали уже в разные стороны вихрами. Скуластое, грубоватое лицо его нельзя было назвать красивым. Но оно преображалось, когда Алексей улыбался.

Детство: жизнь у Кашириных

Когда Пешков, герой произведения "Мои университеты" (Горький), краткое содержание которого нас интересует, был маленьким мальчиком, веселый молодой работник Кашириных, Цыганок (приемыш бабушки), однажды сказал ему, что Алеша "мал, а сердитый". И это было действительно так. Пешков сердился на своего деда, когда тот обижал бабушку, на своих товарищей, если они плохо обращались с теми, кто был слабее, на своих хозяев за жадность, за их серую, скучную жизнь. Он готов был всегда на бой и спор, протестовал против того, что унижало человеческое достоинство, мешало жить.

Постепенно Алексей начинал осознавать, что мудрость его бабушки правильна не всегда. Эта женщина говорила, что нужно крепко помнить хорошее, а плохое забывать. Однако Алеша чувствовал, что нельзя забывать его, нужно бороться с ним, если плохое губит человека, портит ему жизнь. Постепенно в его душе росло внимание к человеку, любовь к нему, уважение к труду. Он искал повсюду хороших людей и крепко к ним привязывался, когда находил. Так, Алеша был привязан к бабушке, к веселому и умному Цыганку, к Смурому, к Вяхирю. Встречал хороших людей и тогда, когда работал на ярмарке, и у Ромася, и у Деренкова, и у Семенова, Горький ("Мои университеты"). Краткое содержание по главам знакомит лишь с основными героями, поэтому мы описали не всех. Алеша дал себе торжественное обещание служить этим людям.

Как всегда, книги помогали ему понять многое в жизни, объясняли, и Алексей начал относиться к литературе все серьезнее, требовательнее. Он на всю жизнь с детства унес в своей душе радость первого знакомства с творчеством Лермонтова, Пушкина, с особенной нежностью всегда вспоминал бабушкины песни, сказки...

Читая книги, Алексей Пешков мечтал стать похожим на их героев, хотел встретить и в своей жизни такого "простого, мудрого человека", чтобы он вывел его на ясный широкий путь, на котором будет правда, прямая и твердая, как шпага.

"Университеты" Горького

Мысли о высшем учебном заведении остались далеко позади. Так и не удалось туда поступить Алеше. "Мои университеты" (краткое содержание не заменит само произведение) заканчиваются описанием того, как он "странствовал по жизни" вместо учебы в университете, узнавал людей, получал знания в кружках настроенной революционно молодежи, много размышлял и верил все больше в то, что человек прекрасен и велик. Сама жизнь стала его университетом. Именно об этом он рассказал в третьей своей автобиографической книге, с которой мы познакомили читателя, описав ее краткое содержание, - "Мои университеты". Прочитать оригинал произведения можно примерно за 4 часа. Напомним, что автобиографическую трилогию составляют следующие повести: "Детство", "В людях", "Мои университеты". Краткое содержание последнего произведения описывает 4 года жизни Алексея Пешкова.