Меню

Есть после трех лет нарушение слоговой структуры. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей с снр. Формирование пространственных представлений

Педсовет

« Что такое «слоговая структура слова», причины и виды нарушений у детей дошкольного возраста 3-7 лет»

Что это такое? Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До 3-х лет такое явление физиологически обусловлено, нормально. Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, примерно такие слова: мацицикл (мотоцикл), мицанелъ (милиционер), касанавт (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи. Однако, если ребенок в возрасте 4-5 лет произносит: (товотик - животик, саф - шкаф, хакист - хоккеист, вовояпотик - водопроводчик , астобус - автобус, висипед - велосипедист , стапед-велосипед, лимоит - лимон, альпельсин-апельсин, атгурец-огурецаквай, вапасилек-василек, дети слепили снеговика - дети синили новика). и пр., то это является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова и в таком случае малышу требуется помощь специалиста-логопеда.

В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.

Итак, если Вы стали замечать в спонтанной речи у ребёнка вот такие примеры слов аномальной детской речи, то это повод для беспокойства.

Как же понять, распознать нарушена ли слоговая структура слова? Очень просто, предложить ребенку отраженное и самостоятельное называние картинок (предметных и сюжетных).

Для обследования слоговой структуры слов подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством и типами слогов.

Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).

2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

3. Односложные слова (дом, мак).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).

14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Методика обследования детей 3-4 лет. Детям предлагается воспроизвести вслед за взрослым слова, состоящие из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.), из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т. д.) 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т. д). При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.

Методика обследования детей 4-5 лет. Детям предлагаются различные типы слов: простые - из открытых слогов без стечения согласных; более сложные - из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова. Речевой материал может быть следующим: снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.

Виды работ должны варьироваться:

Назвать предметные картинки;

Повторить слова за взрослым;

Ответить на вопросы (Где подстригают волосы?).

После 5 лет детям дается задание повторить за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Кроме того, детям предлагается самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

· После того, как ребенок научится по заданию хлопать в ладоши 1,2,3 раза, научите сочетать число хлопков с количеством слогов в словах: ма - ма, ча-сы, ма-ши-на, ли-мо-ны и т. п.

· Учите ребенка подбирать слова с заданным количеством слогов.

Легче всего произносить слова, состоящие из слогов типа «согласный - гласный» (ма-ма, му-ка и т. п.), затем подбираются слова, где один слог оканчивается на согласный {ка-ток, мас-ка, банка, пас - та и т. п.) далее - слова, в которых оба слога оканчиваются согласным (ластик, бан-тик и т. п.).

· Упражняйте в распределении согласных между двумя соседними слогами.

Наибольшие трудности возникают при произнесении стечения согласных: ста - кан, Моск - ва, гра - дус - ник, каст - рю - ля, прос - ты - ня.

· Запишите в «Словарик» слова, в которых ребенок переставляет или пропускает слоги. Учите его считать количество слогов в слове, начиная с более простых - двухсложных.

После того, как ребенок научится правильно выговаривать слово, обязательно надо следить за тем, как это слово произносится им во фразах, в речевом потоке.

· Напишите слово (лучше на клейких листках), разрежьте его на слоги, перемешайте их. Предложите ребенку собрать (склеить) слоги, чтобы опять получилось слово. Сначала задание может выполняться с опорой на образец, а затем по памяти.

· Выполняйте практические задания:

Упражнение «СЛУШАЙ И НАЗЫВАЙ»

Взрослый называет обобщающее понятие и ряд слов. Ребенок выбирает подходящее слово и повторяет его.

Взрослый: Ребенок:

ягоды: дыня, малина, мак; малина

мебель: дом, комната, диваны; диваны

овощи: томаты, липа, мука; томаты

Фрукты: какао, лилии, лимоны; лимоны

цветы: липа, пионы, малина. пионы

Упражнение «НАЗОВИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО»

Взрослый показывает картинку, а затем медленно и четко произносит звукосочетания. Ребенок, услышав правильное название предмета, изображенного на картинке, должен хлопнуть в ладоши и повторить слово.

тонема монета покыто копыто

номета топыко

монета копыто

беледи лебеди номидо домино

лебеди мидано

дебели домино

тупехи петухи габума бумага

хетупи магабу

петухи бумага

Упражнение «НАЗОВИ ОДИН ПРЕДМЕТ»

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет имя существительное во множественном числе . Ребенок, возвращая мяч, произносит это слово в единственном числе .

коты - кот

киты - кит

быки - бык

дубы - дуб

кони - конь

Упражнение «ЧТО ТЫ ЗАПОМНИЛ?»

Взрослый раскладывает перед ребенком

5-6 картинок и говорит:

«Рассмотри предметы, запомни их, а потом назови то, что запомнил».

Упражнение «ВЫБЕРИ КАРТИНКУ»

Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, уточняет названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку отобрать предметы, о которых можно сказать «мой».

мой снеговик, мой чайник, мой мяч, мой тигр, мой гриб, мой страус, мой динозавр.

Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ»

Взрослый, бросая ребенку мяч, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением.

Упражнение «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?»

Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».

https://pandia.ru/text/78/374/images/image007_64.jpg" align="left" width="236" height="254">Логопед, называя глаголы, имитирует движения. Затем обращается к ребенку: «Покажи и скажи, что ты будешь де­лать? »

Взрослый: Ребенок:

Я копаю.Я буду копать.

Я пилю.Я буду пилить.

Я топаю.Я буду топать.

Я катаю.Я буду катать.

Я летаю.Я буду летать.

Я ловлю.Я буду ловить.

Я леплю.Я буду лепить.

Я мылю.Я буду мылить.

Упражнение «УЗНАЙ СЛОВО»

Взрослый раскладывает перед ребенком 5-6 картинок и говорит: «Я буду произносить часть слова. Догадайся, какое это слово, выбери подходящую картинку и назови предмет, который я загадала».

хок - хоккей фин - дельфин

фут - футбол тюм - костюм

ин - индюк кон - балкон

ком - компас лук - каблук

маг - магнит ведь - медведь

пав - павлин тух - пастух

Упражнение «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ»

Взрослый раскладывает перед ребенком 5 картинок, одновременно проговаривая словосочетания: пушистый кот, большой кит, умный дельфин, мягкий бублик, сильный медведь.

Затем предлагает ребенку послушать прилагательные, вспомнить предметы, к которым они относились, подобрать соответствующие картинки и назвать словосочетания.

Закон предложения" href="/text/category/zakon_predlozheniya/" rel="bookmark">закончить предложение словом, подходящим по смыслу.

Пальто с пола нужно (поднять, отнять, занять)...поднять
Мальчик стул из комнаты (занес, поднес, отнес)...отнес
Антон маме букет (выдал, отдал, сдал)... отдал

Павлик руки от грязи (умыл, замыл, отмыл)...отмыл

Папа летом всю семью на дачу (подвез, отвез, завез)...отвез

Вратарь из ворот мяч (забил, отбил, побил)...отбил

Упражнение «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ»

Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку угадать и сказать, о каком предмете идет речь.

подоконник, рама, стекло, форточка... окно

крылья, клюв, хвост, лапки...утка

рукава, манжеты, воротник, застежка... кофта

крышка, дверца, ножки, стенки...тумба

горлышко, дно, стенки...банка

Упражнение «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Взрослый, показывая ребенку картинку, обращает внимание на действие, которое выполняет предмет, изображенный на ней. Затем обращается к ребенку с вопросом: «Как называется этот предмет?»

Сам летает. Как называется этот предмет?Самолет.

Пыль сосет.Пылесос.

Сам варит.Самовар.

По Луне ходит.Луноход.

Сам катит.Самокат.

Ходит при помощи пара.Пароход.

Возит при помощи пара.Паровоз.

Пули мечет.Пулемет.

Пол трет.Полотер.

Упражнение «ПРОФЕССИИ»

Взрослый, показывая ребенку картинки, называет занятия людей и просит ребенка назвать их профессии

Взрослый: Ребенок:

Рыбу ловит.Рыболов.

Лес рубит.Лесоруб.

Лес разводит.Лесовод.

Водит машину.Водитель.

Учит детей.Учитель.

Пишет книги.Писатель.

Командует кораблем.Капитан.

В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с таким нарушением, как общее недоразвитие речи, при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, при которой нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.

ОНР у детей дошкольного возраста может проявляться по-разному. При осложненных формах данного нарушения, помимо перечисленных компонентов речи дополнительно нарушается слоговая структура слова. (Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.)

При этом речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова. Эти отклонения носят тот или иной характер изменений правильного слогового звучания и могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:

Сокращение (пропуск) слога – “моток” = “молоток”

Опускание слогообразующей гласной - “пинино” = “пианино”

Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – “команата” = “комната”

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

Перестановка слогов – “деворе” = “дерево”

Перестановка звуков соседних слогов – “гебемот” = “бегемот”

3. Искажение структуры отдельного слога:

Сокращение стечений согласных – “тул” = “стул”

Вставки согласных в слог – “лимонт” = “лимон”

4. Уподобление слогов – “кококосы ” = “абрикосы”

5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение):

- “били…били…билитекарь”+ “библиотекарь”

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими):

- “нананасы”=“ананасы”.

7. Контаминации (смешение слов)

- “в холодильнице”= “в хлебнице и холодильнике”.

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.

Классификация а.К. Марковой,

которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):

1. Двухсложные слова из открытых слогов.

2. Трехсложные слова из открытых слогов.

3. Односложные слова.

4. Двухсложные слова с закрытым слогом.

5. Двухсложные слова со течением согласных в середине слова.

6. Двухсложные слова из закрытых слогов.

7. Трехсложные слова с закрытым слогом.

8. Трехсложные слова со стечением согласных.

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

11. Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.

12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

13. Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.

14. Многосложные слова из открытых слогов.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи.

Практика моей работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из самых важных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками. Если не проводить работу по коррекции в дошкольном возрасте впоследствии это приводит к возникновению у школьников дисграфии (ошибок в письме) и фонематической дислексии (ошибки в речи).

В случае если это возрастное нарушение, то к 3-4 годам это исправится само, а в случае речевой патологии возрастные нарушения к трём годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер. Ребёнок с общим недоразвитием речи не может самостоятельно овладеть произношением слоговой структуры слова, так же как он не в состоянии самостоятельно усвоить произношение отдельных звуков. Поэтому необходимо долгий процесс стихийного формирования слоговой структуры слова заменить целенаправленным и сознательным процессом обучения этому умению.

В ходе обследования ребенка логопед выявляет степень и уровень нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае и наиболее типичные ошибки, которые допускает ребёнок в речи, выявляет те классы слогов, слоговая структура которых сохранна в речи ребёнка, классы слоговой структуры слов, которые грубо нарушены в речи ребёнка, а также определяет тип и вид нарушения слоговой структуры слова. Это позволяет установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

Что делать?
Нужно поправлять, произносить правильно. Если у ребенка не получается, то проговаривать по слогам несколько раз, а потом проговорить несколько раз полное слово. НО! не досаждайте детям сложными словами. Например, электрификация, температура, аэрофлот и пр. Это не по возрасту. Если ребенок к 4годам не перестанет переставлять слоги местами, то здесь должен вмешаться логопед.

Виды работ, которые логопед проводит с ребенком:
- работа с предметными картинками (назови, что изображено и пр.);
- повторение слова отражённо за логопедом;
- ответы на вопросы;
- дидактические игры и пр.

Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная ее коррекция, а также профилактика вторичных речевых и нервно-психических нарушений - важнейшие задачи, стоящие перед логопедами, педагогами, врачами и родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста. Цель данного пособия помочь им в успешном решении этих задач.

Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть также и у детей, страдающих только фонетико-фонематическим недоразвитием. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двухи трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

Вопросы этиологии и патогенеза данного специфического нарушения фонетической стороны речи в литературе освещены недостаточно. При этом следует отметить, что данный вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией, у которых фонетические нарушения речи не являются ведущими в синдроме, а только сопровождают нарушения лексики. В анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появление первых слов в усеченной форме. Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов проходит по следующим этапам.

В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов.

Если мы слышим в речи ребенка пропуски или наращения звуков и слогов, значит слоговая структура слова нарушена. До 3-х лет - это физиологическая норма, если ребенок 4-5 лет произносит: масолет (самолет), моцик (мотоцикл), липека(таблетка), томаок (молоток) и пр., можно констатировать стойкое нарушение слоговой структуры слова и в этом случае ребенку нужна помощь логопеда. Важно понять: самостоятельно, без коррекционной помощи специалиста это нарушение не пройдет!

Ф акты ….

Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников - одно из самых трудных для коррекции проявлений речевой недостаточности.

Отдельные проявления слоговой структуры мы можем наблюдать и у детей, без серьезных речевых нарушений. Часто это выражается при произнесении длинных, малознакомых слов и слов со стечением согласных.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним - малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку. Расширяйте словарный запас ребенка!

Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

Формирование слоговой структуры влия-ет на успешность овладения грамматическим строем речи, ус-воение звукового анализа, письмо и чтение.

Множественные нарушения слоговой структуры слова является ключевым моментом, свидельствующим о наличии у ребенка ОНР (Т. А. Ткаченко).

По данным послед-них исследований (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина) формирование слоговой структуры слова зависит от особенностей развития неречевых процессов, которые являются фундаментом слоговой структуры. Нет прочного фундамента - не построить прочный дом, т. е. не освоить письменную речь и чтение в той степени, которая позволит стать успешным. Для этого важны следующие процессы:

- оптико-пространственная ориентация: ориентируемся сначала в своем теле, затем в трехмерном пространстве, (более подробная информация см. статью на моем сайте «Нейропсихологический подход к коррекции некоторых речевых проблем . Ф ормирование пространственных представлений - одно из важнейших условий жизненных успехов») и временно-пространственной ориентации понимать: что сначала, что потом.

- ритми-ческая и динамическая организация движений (следовательно, нужно развивать чувство ритма, умение быстро и правильно переключаться с движения на движение, что лучше всего происходит во время занятиями танцами).

Нейропсихологические исследования последних лет по-казывают, что любой серийной двигательной программе (а слоговая структура слова - это именно серийная двигательная программа) присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается.

Способно-сть к серийно-последовательной обработке информации.

Чуть-чуть теории :

проверьте этапы речевого развития своего ребенка!

В соответствии со схемой развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов можно разделить на несколько этапов.

1 год 3 мес. - 1 год 8 мес.:

Ребенок часто воспроизводит 1 слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слова.

1 год 8 мес. - 1 год 10 мес.:

Ребенок воспроизводит двусложные слова, в трехсложных часто пропускает один слог.

1 год 10 мес. - 2 года 1 мес. :

В трехсложных словах все еще пропускает один слог, чаще предударный: «кусу» (укушу), может сократить количество слогов в четырехсложных словах.

2 года 1 мес. - 2 года 3 мес.:

В многосложных словах часто опускает предударные слоги, иногда приставки.

2 года 3 мес. - 3 года:

Слоговую структуру нарушает редко, главным образом в малознакомых словах.

Это значит, что в возрасте 3-х лет ребенок может произносить 2-х, 3-х сложные слова, соблюдая последовательность звуков в слове, но имеет право некоторые звуки произносить неправильно (см. ст. на сайте «Возрастные нормы в таблицах»).

При речевой патологии нарушения к 3 годам не исчезают, а, наоборот, приобретают ярко выраженный стойкий характер.

Классификация слов аномальной детской речи.

1. Правильно произносимые слова.

2. Слова-фрагменты: «моко» (молоко).

3. Слова-звукоподражания, обозначающие предметы, ситуации, действия «би-би».

4. Абрисы слов: «попата» (лопата).

5. Слова, которые совсем не напоминают слова русского языка.

Специальная информация, родителям можно пропустить и обратиться к финальной части статьи.

Особенности искажения слоговой структуры

Элизия - сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток).
Ребенок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» - луна), в его середине («гуница» - гусеница), слово может недоговариваться до конца («капу» - капуста).
В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» - каша, «пи» - писал), другие затрудняются лишь на уровне четырехсложных структур, заменяя их трехсложными («пувица» - пуговица).
- опускание словообразующей гласной.
Слоговая структура может сокращаться за счет выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова - согласный сохраняется («просоник» - поросенок; «сахрница» - сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.
Итерации - увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» - трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчлененным его произношением, представляющим собой как бы «раскладывание» слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки («дирижабил» - дирижабль).
Нарушения последовательности слогов в слове:
- перестановка слогов в слове («деворе» - дерево);
- перестановка звуков соседних слогов («гебемот» - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.

Искажения структуры отдельного слога :
- сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» - капуста); слог со стечением согласных - в слог без стечения («тул» - стул).Данный дефект Филичева и Чиркина выделяют как самый распространенный при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

Вставка согласных в слог («лимонт» - лимон).
Антиципации , т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» - капитан; «вевесипед» - велосипед).

Персеверации (от греческого слова «упорствую»). Это инертное застревание на одном слоге в слове («пананама» - панама; «вввалабей» - воробей).
Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание .

Контаминации - соединения частей двух слов («холодильница» - холодильник, хлебница).

Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи.

Финальная часть информации

При нормальном развитии ребенка овладение им слого-вой структурой происходит постепенно через ряд законо-мерно сменяющихся фаз. К трем годам все трудности словообразования оказываются преодоленными.

В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, ког-да ребенок способен оценить правильность и выявить дис-гармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е.Н. Винарская, Д.Б. Слобин, Г.М. Лямина).

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ

Для детей 3 лет. Детям предлагается воспроизвести вслед за логопедом слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.

Детям 4—5 лет предлагаются различные типы слов: про-стые — из открытых слогов без стечения согласных; более сложные: из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова.

Речевой материал: дом, каша, снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, теле-визор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.

Виды работ должны варьироваться:

— назвать предметные картинки;

— повторить слова за логопедом;

— ответить на вопросы {Где подстригают волосы?).

Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении сло-говой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается:

— повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ко); из разных согласных, но оди-наковых гласных (па-та-ка-ма); из разных гласных, но одина-ковых согласных звуков (па-по-пу); из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па, па-па-па, па-па-па);

— отстучать ритмический рисунок слова.

После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Детям школьного возраста задания в ходе обследования предлагаются как в устной, так и в письменной форме:

— чтение слов сложной слоговой структуры; чтение пред-ложений, насыщенных словами разного типа; чтение скорого-ворок;

— списывание сложных слов и предложений; запись слов и предложений под диктовку; письмо проверочных слуховых диктантов.

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка.

Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

Следует учитывать, что у детей с нормальным речевым разви-тием к 2,3-2,5 годам исчезают ошибки воспроизведения зву-кослоговой структуры слова, связанные с пропуском слогов и звуков, с добавлением слогов;

а к 2,5-3 годам — ошибки, свя-занные с уподоблением слогов и звуков и пропуском соглас-ных при их стечении.

Такой вид ошибок при воспроизведении звукослоговой структуры слова, как перестановки звуков и слогов, встречается в речи нормально развивающихся детей крайне редко и к 2,5-3 годам также преодолевается.

Таким образом, в 3 —4 года (что соответствует возрасту ре-бенка на первой ступени обучения) дошкольник способен пра-вильно воспроизводить звукослоговую структуру слов без сте-чения и со стечением согласных.

Если Вы, прочитав статью, определили, что у Вашего ребенка нарушена слоговая структура слова - обращайтесь за помощью к специалисту!

Изучайте и вникайте в сложности своего ребенка!

30, 20, даже 5 лет назад детей, которым НЕ требовалась коррекционная помощь, было гораздо больше!

По оценкам некоторых специалистов сегодня

90% детей нуждаются в коррекционной помощи разного уровня!!!

Таковы реалии сегодняшнего дня.

Любые нарушения можно успешно скорректировать при условии систематической, грамотной работы логопеда при тесном сотрудничестве с родителями!

Все будет хорошо!

Трудитесь вместе!