Меню

Учимся писать суффикс - ок - в именах существительных. Правило ок ек после шипящих Суффиксы ок ек примеры

Старшая

Суффиксы -к-, -ек-, -ик-, -ок- встре­ча­ют­ся в мор­фем­ном соста­ве суще­стви­тель­ных с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем.

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих суще­стви­тель­ных нет суф­фик­са -к- , напри­мер, не будем его искать в непро­из­вод­ных сло­вах:

  • банк а
  • почк а
  • марк а
  • тарелк а
  • вилк а
  • ложк а
  • шапк а
  • маск а
  • кружк а
  • куртк а.
  • Примеры слов с суффиксом -к-

    Суффикс -к- име­ет уменьшительно-ласкательное зна­че­ние и обра­зу­ет от суще­стви­тель­ных новые сло­ва с этим оттен­ком зна­че­ния, напри­мер:

    • бере­за - берёз к а;
    • печь - печ к а;
    • шап­ка - шапоч к а;
    • под­ко­ва - под­ков к а;
    • мар­ка - мароч к а;
    • курт­ка - кур­точ к а.
    • С помо­щью суф­фик­са -к- от гла­го­лов обра­зо­ва­ны суще­стви­тель­ные со зна­че­ни­ем про­цес­са или резуль­та­та дей­ствия, напри­мер:

    • поез­дить - поезд к а;
    • зана­ве­сить - зана­вес к а;
    • побе­лить - побел к а;
    • про­по­лоть - про­пол к а;
    • покра­сить - покрас к а;
    • заго­ро­дить - заго­род к а .
    • Примеры слов с суффиксом -ек-

      Суффикс -ек- ана­ло­гич­но обра­зу­ет суще­стви­тель­ные с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем. Встречается он после шипя­щих в сло­вах:

    • бараш ек
    • венич ек
    • ларёч ек
    • боти­ноч ек
    • ореш ек
    • кар­маш ек
    • пла­точ ек
    • чело­веч ек
    • лепе­сточ ек
    • мешоч ек
    • горош ек
    • В этом без­удар­ном суф­фик­се пишет­ся бук­ва «е» , если в нем выпа­да­ет глас­ная при обра­зо­ва­нии фор­мы роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го:

      бара́ш е к - нет бара́ш к а.

      Примеры слов с суффиксом -ик-

      Напротив, в суще­стви­тель­ном муж­ско­го рода пишет­ся суф­фикс -ик- , если в нем не про­ис­хо­дит исчез­но­ве­ния глас­ной в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла, напри­мер:

    • но́л и к - нет но́л и ка;
    • кре́ст и к - нет кре́ст и ка;
    • ба́нт и к - нет ба́нт и ка.
    • Приведем при­ме­ры слов, име­ю­щих суф­фикс -ик- в мор­фем­ном соста­ве:

    • лист ик
    • холм ик
    • стол ик
    • куб ик
    • мост ик
    • дожд ик
    • хвост ик
    • каран­даш ик
    • луч ик
    • двор ик
    • сад ик
    • нос ик
    • шалаш ик
    • прут ик
    • рубл ик
    • дом ик
    • столб ик
    • ковр ик
    • ковш ик
    • час ик и.
    • Примеры слов с суффиксом -ок-

      В мор­фем­ном соста­ве суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем после шипя­щих соглас­ных «ж», «ч», «ш» , «щ» пишет­ся суф­фикс -ок- :

    • пры ж ок
    • гре­бе ш ок
    • зра ч ок
    • бор щ ок
    • При обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью суф­фик­са -ок- в корне про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных, напри­мер:

    • дру г - дру ж ок;
    • кру г - кру ж ок;
    • сне г - сне ж ок;
    • сапо г - сапо ж ок;
    • балы к - балы ч ок;
    • каб­лу к - каб­лу ч ок;
    • пу х - пу ш ок;
    • оча г - оча ж ок;
    • сто г - сто ж ок;
    • сун­ду к - сун­ду ч ок;
    • род­ни к - род­ни ч ок;
    • баш­ма к - баш­ма ч ок;
    • жу к - жуч ок;
    • бар­сук - бар­суч ок;
    • вол к - вол ч ок
    • Суффиксы существительных в русском языке

      Значение, которое придает суффикс слову.

      Правила написания суффикса.

      Исключения и примечания.

    • Пишется, если корень оканчивается на твердый согласный:
    • полос(а)- полос-оньк(а), лис(а) – лис-оньк(а), Лиз-оньк(а)

    • Пишется, если корень оканчивается на мягкий согласный или шипящий:
    • заря – зор-еньк (а), дорога – дорож-еньк (а), Саша – Саш-еньк (а)

      мам-еньк (а), пап-еньк (а)

      за-иньк (а), ба-иньк (и), па-иньк (а)

      горош-ин(а) – горош-ин-к (а), ссад-ин(а) – ссад-ин-к (а), солом-ин(а)-солом-ин-к (а)

    • Уменьшительно-ласкательный.
    • вишня (вишен)-виш-енк (а), сосна (сосен) –сос-енк (а)

    • Придает оттенок пренебрежения
    • душа – душ-Онк (а)

    • Используется при обозначении детенышей животных.
    • Пишется, если гласная суффикса при склонении сохраняется (в род.падеже):
    • ключ-ик – ключ-ик (а), нож-ик – нож-ик (а)

      замоч-ек – замоч(а), мешоч-ек – мешоч(а);

      кусОч-ек , оврАж-ек

    • Пишется под ударением:
    • волч-Ок , кулач-Ок

    • Пишется у существительных среднего рода с ударением на окончание (ударение идет после суффикса):
    • письмо – письм-ец (О), ружье – ружь-ец (О);

    • Пишется у существительных среднего рода, если ударение падает на основу слова (ударение предшествует суффиксу):
    • кресло – крЕсл-иц (е), масло – мАсл-иц (е);

      метель – метел-иц (а), красав-иц (а)

      лестница – лестнич-к (а), луковица – лукович-к (а), лисица – лисич-к (а)

    • в остальных случаях (не от слов с суффиксом –иц-):
    • Кол-ечк (а), Юл-ечк (а).

    • -чик- образует названия лиц мужского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства;
    • -чиц(а) – названия лиц женского рода с тем же значением
    • Пишется после согласных д, т, с, з, ж :
    • кабак – кабат-чик , добыча – добыт-чик

      Но, в некоторых иноязычных словах (если основа оканчивается на две согласные) после т пишется –щик-:

    • Пишется только под ударением:
    • мор-ячк (а), сибир-ячк (а)

    • Обозначает лицо м.р. или ж.р., животное или предмет с оттенком ласкательности, иронии
    • хлеб-ушк (о), кум-ушк (а)

      бат-юшк (а), пол-юшк (о), зор-ющк (а);

      ум-ишк (о), пальт-ишк (о), страст-ишк (и)

      После суффиксов –ышк-, -ушк-, -юшк-, -ишк- пишется окончание:

        дом – дом-ищ (е), друг – друж-ищ (е), пыль –пыл-ищ (а)

        После суффикса пишется:

          домищ Е, мужичищ Е

          окончание –А (в сущ. ж.р.):

          силищ А, ручищ А

        • ня
        • грузин-к (а), артист-к (а)

        • Обозначает лицо мужского пола по отношению к занятию, профессии, деятельности
        • Один из самых активных суффиксов:
        • лес-ник , школь-ник , уче-ник , суббот-ник

          крив-изн (а) от кривой),

          нов-изн (а)(от новый)

          шир-ин (а) от ширь,

          глуб-ин (а) , тиш-ин(а)

          Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку.

          Суффиксы имен существительных

          Приведен список суффиксов существительных, их правописание, значение, которое они придают новообразованным словам.

          Правописание суффиксов, образующих существительные с новым лексическим значением (словообразовательные суффиксы).

          Значение, которое придает суффикс слову.
          Правила написания суффикса.
          Исключения и примечания.

          заря - зор-еньк (а), дорога – дорож-еньк (а), Саша – Саш-еньк (а)

        • Пишется, в существительных, образованных от существительных женского рода с суффиксом –ин(а) с помощью суффикса –к-:
        • снеж-инк (а), пуш-инк (а)

        • В словах не на –ин(а) (отличие от -ин+к-) образует существительные со значением лица (женский род, национальность, состояние):
        • беж-енк (а), монаш-енк (а), неж-енк (а), нещ-енк (а), француж-енк (а)

          Пишется в существительных, образованных от существительных на –ня, -на, у которых в Р.п. мн.ч. не пишется Ь на конце:

        • -онк- пишется после шипящих под ударением:
        • Пишется после шипящих под ударением:
        • волк – волч-Онок ()

          ключ-ик - ключ-ик (а), нож-ик – нож-ик (а)

        • Пишется, если гласная суффикса при склонении выпадает (в родительном падеже):
        • Пишется без ударения:

        • Пишется у существительных среднего рода с ударением на окончание (ударение идет после суффикса):
        • Пишется у существительных мужского рода (при склонении е выпадает):

          молод-ец – молод(а), гор-ец – гор(а)

          Пишется у существительных женского рода:

        • при образовании слов от существительных женского рода с основами на –иц, -ниц:
        • лестница – лестнич-к (а), луковица - лукович-к (а), лисица – лисич-к (а)

          семя – сем-ечк (о), ложка – лож-ечк (а), утро – утр-ечк (о),

          в именах собственных:

          Образует существительные со значением лица.

        • -чиц(а) - названия лиц женского рода с тем же значением
        • развед-чик , лет-чик , подпис-чик , смаз-чик , перебеж-чик ; развед-чиц (а), подпис-чиц (а)

          Прим., чередование согласных к, ч /т перед суффиксом –чик-:

          кабак - кабат-чик , добыча – добыт-чик

        • Образует существительные со значением лица– названия лиц мужского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства.
        • Пишется, если основа заканчивается на другие согласные (отличные от д, т, с, з, ж):
        • смен-щик , халтур-щик , дрессиров-щик .

          процент – процент-щик, асфальт -асфальт-щик.

        • Обозначает названия лиц женского пола по профессии, по месту жительства.
        • Пишется в словах среднего рода:
        • солн-ышк (о), дон-ышк (о)

        • Пишется в словах мужского и женского рода:
        • уменьшительно-ласкательное значение (иногда с пренебрежением)
        • Пишутся в словах всех трех родов:
        • бат-юшк (а), пол-юшк (о), зор-ющк (а);
          ум-ишк (о), пальт-ишк (о), страст-ишк (и)

          После суффиксов –ышк-, -ушк-, -юшк-, -ишк- пишется окончание :

            в существительных ср.р. и неодушевленных сущ. м.р – О:

          в сущ. ж.р. и одушевленных сущ. м.р – А:

        • Придает увеличительное значение.
        • дом – дом-ищ (е), друг - друж-ищ (е), пыль –пыл-ищ (а)

          окончание –Е (в сущ. м.р. и среднего рода):

      • В уменьшительно-ласкательных словах, образованных от существительных на ня с помощью суффикса –к-, буква Ь пишется, если она есть в родительном падеже множественного числа:
      • кухоньк а (кухонь), няньк а (нянь), песенк а (песен)

        В названиях лиц женского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства:

        Пишутся с буквой И

        крив-изн (а) от кривой),
        нов-изн (а)(от новый)

        шир-ин (а) от ширь,
        глуб-ин (а) , тиш-ин(а)

        больш-инств (о) (от большой), старш-инств (о) (от старший)

        Пишутся с буквой О

        беготн я (от бегать)

        болтовн я (от болтать)

        добр-от (а) (добрый), красота

        трус-ость (трусить), бережлив-ость (бережливый) , трудн-ость (трудный) , доступн-ость (доступный), нов-ость (новый)

        Пишутся с буквой Е

        нищ-ет (а)

        живуч-есть

        человеч-еств (о)

        -ён(о)к-, -ун(о)к-, -е(н)ств-, -(ов)ств-, -ив-, -ев-, -их,
        -ние (-ение), -ак, -ок, -ач, -лец, -тель

        Суффиксы для образования форм слов.

        темя- тем-ен (и), семя – сем-ен (и)

        мать – мат-ер -и, дочь – доч-ер -и;

        Неизменяемые суффиксы:

      • -от- :
      • крас-от(а), добр-от(а), наг-от(а), долг-от(а), топ-от

        -ость- :

        зависим-ость(), доверчиво-ость(), опас-н-ость(), лен-ость(), наруж-н-ость(), о-круж-н-ость()

        -есть- :

        -ни(е) [н’ий’] :

        -чик- :

        -тель- :

        -ени(е) [эн’ий’] :

        Чередующиеся суффиксы:

      • -ик-/-ек-
      • -иц-/-ец- и др.
      • Похожие темы:

        Комментарии (43)

        Здравствуйте!
        Разъясните, пожалуйста, доступным языком, когда выделяется суффикс ОЧК, а когда отдельно ОЧ К

      • звёзд-очк(а) образовано от звезд(а) , суффикс -очк- придает уменьшительно ласкательное значение. Проверка: ламп-очк(а), кофт-очк(а), лент-очк(а) - суффикс -очк- с уменьшительно-ласкательным значением.
      • булоч-к(а) - родственные слова: булк(а),(нет) булок(),булоч-н(ая) - здесь чередование к/ч в корне и беглая о, слов с корнем бул- нет, следовательно выделяем корень булоч-, окончание (а), остается суффикс -к- (-оч- - часть корня).
        Проверка существования такой морфемы: слова руч-к(а),нож-к(а)- суффикс -к- с уменьшительным значением.
        Аналогично: лавоч-к(а) (лавк(а)), тарелоч-к(а) (тарелк(а)), маеч-к(а) (майк(а)) .
      • дыр-оч-к(а) - родственные слова: дыр(а), дыр-к(а), вспоминаем про чередование к/ч в корне и беглую о и выделяем суффикс -оч-, суффикс - к- придает уменьшительное значение,т.е. дырочка - это маленькая дырка. Аналогично: чаш-еч-к(а) (чаш(а)-чаш-к(а)),труб-оч-к(а) (труб(а)-труб-ка)), тетрад-оч-к(а) (тетрадь()- тетрад-к(а)) .
      • ёл-оч-к(а) - родственные слова ель, ёл-к(а), ёл-оч-н(ый), следовательно выделяем корень ел’, суффиксы -оч- и -к-;
      • ласточк(а), сорочк(а) - очк - часть корня.
      • В каждом случае необходимо определять лексическое значение слова (смысл), часть речи, найти однокоренные слова.
        При выделении суффиксов в слове трудно определить их количество и границы.

        Алгоритм выделения суффикса

        На примере слова дневник

      • Выделить корень, окончание: дн-евник () - от день-дн(я)-дн(и) (др- - корень).
      • Перебрать родственные слова, которые имеют в своем составе оставшуюся часть слова -евник : дн-евн (ой) . Следовательно выделяем суффикс -евн- .
      • Ищем родственные слова с оствщейся частью -ик- в составе. Такого слова нет. Следовательно, -ик- составляет один суффикс.
      • Ответ: дн-евн-ик() - суффиксы -евн, -ик.
      • Проверить морфемный разбор можно с помощью Яндекс-словарей по русскому языку - Морфемно-орфографический словарь.

        После выделения суффикса (приставки) необходимо проверить существование такой морфемы. Здесь пригодятся списки суффиксов на сайте (суффиксы и приставки надо «знать в лицо») и подбор слов с этой морфемой с тем же значением.

        При ответе использовала книгу Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. (ISBN 978-5-8112-3912-2)

        Здравствуйте!
        Опять запуталась… не поняла я, почему в словах будоч-к(а), баноч-к(а), ватрушеч-к(а), веревоч-к(а) такие корни? как понять, что это не суффиксы очк и оч к? моя дочка учится в 3-ем классе, перешла в 4-й. Как можно это объяснить ребенку?

        спасибо
        с уважением
        Евгения

        Во всех случаях рассматриваем родственные слова для правильного выделения корня, окончания и других частей. Понимание того, от какого слова образовалось исследуемое слово, является важным для правильного определения морфем.

        Есть чередование к/ч : рук(а), руч-н(ой) -> корень -рук/руч- -> руч-к(а) .
        Есть беглые гласные : полк(а), (нет) полок(), полоч-н(ый) -> корень -полк-/-полок-/-полоч- -> полоч-к(а) ;

        Аналогично (-оч- - часть корня, суффикс -к-):
        булк(а), булок(), булоч-н(ая) -> корень -булк-/-булок-/-булоч- (нет слов c корнем -бул-) -> булоч-к(а) (-оч- -часть корня, суффикс -к-);
        веревк(а), веревок(), веревоч-н(ый) веревоч-к(а) -> корень -веревк-/-веревок-/-веревоч- -> веревоч-к(а)
        банк(а), банок(), баноч-н(ый) -> баноч-к(а)
        будк(а), будок() -> будоч-к(а)
        ватрушк(а), ватрушек(), ватрушеч-н(ая) -> чередование к/ч, беглая е в корне -ватрушк-/-ватрушек-/-ватрушеч- -> ватрушеч-к(а);
        куртк(а), курток(), курточ-н(ая) -> курточ-к(а);

        Случаи, когда в слове есть суффикс -оч- и суффикс -к-:
        Дюймово-оч-к(а) - уменьшительно-ласкательное к дюймов-к(а);
        дыр-оч-к(а): дыр(а), дыр(ы) -> корень -дыр-; есть родственное слово дыр-к(а) (суффикс -к-), так как дырочка - это небольшая дырка, то выделяется суффикс -оч- (цепочка образования слов: дыр(а) -> дыр-к(а) -> дыр-оч-к(а))

        Аналогично:
        рам(а) -> рам-к(а) -> рам-оч-к (а), но может быть рам(а) ->рам-очк (а);
        тетрадь -> тетрад-к(а) -> тетрад-оч-к (а), но может быть разбор тетрадь -> тетрад-очк (а)
        нить -> нит-к(а) -> нит-оч-к (а), но нить -> нит-очк (а)
        сеть -> сет-к(а) -> сет-оч-к(а);
        ел-к(а) -> ёл-оч-к (а), но ель -> ёл-очк (а);
        игла -> игол-к(а) -> игол-оч-к (а), но игла -> игол-очк (а)

        Трудность в том, что при морфемном анализе слова могут соотносится с разными производящими словами, а, следовательно, и морфемы выделяются по-разному.

        В слове - однозначно суффикс -очк-:
        кофт(а) -> кофт-очк(а), нет слова «кофтка»;
        лент(а) -> лент-очк(а)

        Другие примеры:
        лист-оч-к(и) Ольга

        объясните, пожалуйста, почему: ленточка - однозначно с суффиксои -очк-? а не оч+к? ведь ленточный= лент+оч? тогда ленточка= лент+оч+к?

        лент\очн\ый - -очн- суффикс прилагательного, привносит значение «обладающий указанным признаком, качеством», используется для образования прилагательных с этим значением, напр., один\очн\ый (от один), карт\очн\ый (от карта).

        спасибо. так как же это запомнить, когда разбираешь слова на составные части (егэ) , чтобы определить оч+к или очк?

        Чтобы понять из каких частей состоит слово, надо изменить форму слова, просмотреть родственные слова, подумать как образовалось слово. Тогда всё будет понятно.

        Напишите, пожалуйста, как разобрать пр составу слово хлебушек. Суффикс -ушек- ?

        Можно проверять правописание, смотреть толкование и морфологический разбор слов с помощью Яндекс-словарей: yandex.ru -> Словари.

        Здравствуйте, скажите,пожалуйста, какие или какой суффикс у слова собачонка и почему?

      • Изменяем слово: собаки, к собаке, у собаки - корень собак-; собач-ий - в корне чередование к/Ч.
      • собач/онк/а - корень собач- (собак-), суффикс -онк-
      • Для проверки правильности выбора суффикса подбираем другие слова с таким же суффиксом: душонка (душа), ручонка (рука), т.е. такой суффикс -онк- существует и придает уменьшительно-уничижительное значение слову.
      • Ответ: собач/онк/а - корень собач- (собак-), суффикс -онк-, окончание -а
      • По словарю морфем (Ефремовой):
        онк-(а). Суффикс; = -ёнк-(а), -ёнк-(и) Формообразовательная единица, образующая 1) имена существительные мужского и женского рода с уменьшительно-уничижительным или с уменьшительно-ласкательным значением (душонка, избёнка, лошадёнка, ручонка…)

        Здравствуйте! Есть слово «неверие». К нему нужно найти слово, образованное по той же словообразовательной модели, что и слово «неверие»: основа существительного + префикс не- и суффикс -и[j]- -> образуется существительное со словообразовательным значением «отсутствие того, что названо производящим словом» (производящее слово «вера»). Помогите пожалуйста.

        незнание, неумение, нежелание, непослушание, непонимание, неприятие

        Спасибо большое! Подошло одно слово - неприятие!

        Русский язык без проблем

        Об орфографическом разборе см. страницу

        Правописание суффиксов существительных

        но н ожичек , орешек

        а суф. -иц- а бывает только в словах ж.р.

        но платьице , креслице

        -енк- а пишется в словах, от сущ., с основой в род. пад. множ. числа на -ен

        льдин а – льдин ка;

        деревень – деревень ка, кухонь – кухонь ка

        -юшк- пишется также в словах ср.р. с мягкой основой;

        -ышк- – в словах ср.р. с твердой основой,

        -ишк- – в словах с мягкой основой;

        всегда пишется окончание в ж.р.,

        в муж.р. в одушевленных , в неодуш. –

        в ср.р. всегда пишется окончание

        поле – полюшк о

        горе – горюшк о

        солнышк о, перышк о

        воришк а, трусишк а головушка , волюшка сынишка , хлебушко стёклышко , крылышко

        в остальных случаях пишется -ечк- а

        -ёнок (-онок)

        в словах женского рода окончание

        мягкий знак пишется только после буквы л

        НЕСТАНДАРТНЫЕ СЛУЧАИ ОБРАЗОВАНИЯ

        МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

        опёнок опят, а маслёнок маслят а

        болгарин болгары , татарин татары

        -ов-, -й-

        имя имен а , чудо чудес а

        сын сынов [й’ а] лист- [л’ис’т’й’ а],

        grammatika-rus.ru

        Правописание суффиксов существительных

        Этот видеоурок доступен по абонементу

        У вас уже есть абонемент? Войти

        На этом уроке мы рассмотрим правописание суффиксов имен существительных. К суффиксам, написание которых регламентируется определенными правилами, относятся суффиксы -ек- и —ик -, -чик — и —щик -, -ок- и -ек -, -оньк- и -еньк -, -ец- и —иц -. Рассмотрим правила написания этих суффиксов и узнаем о словах-исключениях.

        Правописание большинства суффиксов существительных

        Большинство суффиксов имён существительных пишутся всегда одинаково (без изменения в разных словах). Пример таких суффиксов:

        желт а, тиш а, прочн , пуст а, бег я, болт я

        Однако в русском языке существуют суффиксы, правописание которых подчиняется определённым правилам.

        Правописание суффиксов -ек- / -ик- (-чик-)

        Если при склонении слова гласная из суффикса выпадает, то это суффикс -ек- . А если при склонении существительного гласная не выпадает, а сохраняется, то это суффикс -ик- или -чик- .

        Например: ключ ключ а

        сарай – сарай а

        лист – лист а

        замоч – замоч а

        Правописание суффиксов —чик- / -щик-

        Суффикс -чик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ш . Например, вклад , автомат , смаз , перебеж , разнос .

        Суффикс -щик- пишется в существительных, основа которых заканчивается не на: д, т, з, с, ш . Например, фонар , камен , барабан , дрессиров .

        Запомнить данные согласные поможет предложение: «Здесь жить!» . Слова в этом предложении состоят из необходимых нам согласных.

        Правописание суффиксов —ок-, -ек-, -оньк-, -еньк-, -онок-

        В суффиксах существительных -ок-, -ек-, -оньк-, -еньк- , -онок- после шипящих и ц под ударением пишется о , согласно произношению. В безударном положении в этих суффиксах после шипящих будет писаться е .

        Например: звоноч (суффикс находится в безударном положении, поэтому пишем е ); крюч (суффикс находится под ударением, поэтому пишем о ), горош , друж , собач а, доч а.

        Правописание суффиксов —ец- / -иц-

        Правописание суффиксов -ец- / -иц- зависит от рода существительного, в котором пишется этот суффикс.

        Суффикс -ец- пишется у существительных мужского рода , например: красав , брат , мороз .

        Суффикс -иц- пишется у существительных женского рода , например: красав а, метел а.

        При склонении суффикс -ец- теряет гласную е, например: красав а, брат а.

        А в суффиксе -иц- при склонении гласная и сохраняется, например: нет красав ы, нет метел ы.

        У существительных среднего рода выбор суффикса -ец- / -иц- зависит от ударения.

        Если ударение падает на окончание, то в слове среднего рода надо писать суффикс -ец- , например: письм .

        Если ударение предшествует суффиксу, то надо писать суффикс -иц- , например: кр сл е.

        Правописание суффиксов -оньк- / -еньк- , стоящих не после шипящих

        Суффиксы -оньк- / -еньк- не всегда используются после шипящих.

        Суффикс –оньк- пишется у существительных после твёрдых согласных , например: берёз а, Лиз а, лис а.

        Суффикс -еньк- пишется только после мягких согласных или после шипящих , например: Вал а, туч а, Зо а.

        Исключения из этого правила : за а, па а, ба и.

        От слов мама, папа образуются формы только с суффиксом -еньк- : маменька, папенька. Формы папанька и маманька являются просторечными, а значит, ненормативными .

        Написания типа Анниньк а, Лизаньк а, Марфиньк а, полосыньк а, встречающиеся в произведениях художественной литературы, являются ненормативными, так как суффиксов -аньк-, -ыньк-, -иньк- в современном русском языке нет.

        Правописание гласных в суффиксах существительных, образованных от глаголов

        После шипящих под ударением в суффиксах существительных, образованных от глаголов, нужно писать гласную ё . Например: ночёвка, корчёвка.

        Домашнее задание

        1) Вставьте пропущенные буквы.

        В училище готовили шлифов…иков, набор. иков и переплёт…иков.

        Смаз. ик смазал колёса вагона.

        Фонар…ик зажёг старые фонари.

        Извоз…ик перевозит людей.

        Камен. ик, стеколь. ик и водопровод…ик ремонтировали дом.

        Рез…ик по дереву работал с краснодерев…иком, гранит…иком и облицов. иком.

        2) Когда в суффиксах существительных пишется -ек-, а когда -ик- (-чик-)?

        3) Вставьте пропущенные буквы.

        Замоч…к, письм…цо, солом…нка, монаш…нка, полос…нька, хорош…нький, луж…ца, владел…ца, грузч…к, разносч…к, помощн…к, за…нька, строень…це, плать…це, лис…нька, топл…во, жар…во, докладч…к, рассказ…ц, дружоч…к, подароч…к, мешоч…к, шалаш…к, сарафанч…к, ул…чка (улица), умн…чка, сем…чко, врем…чко, баб…нька, Лиз…нька, Саш…нька, Зо…нька, солн. шко, пер…шко, своячен…ца, плохое здоровь…чко, горл…нка, толстолоб…к, тон…нький, ткач…ство, себялюб…ц.

    1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2008.
    2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. М.: Дрофа, 2008.
    3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2010.

    Предмет: Русский язык

    Класс: 3 Д

    Программа: «Начальная школа XXI века» под редакцией

    Тема: Учимся писать суффикс - ок - в именах существительных

    Тип урока: урок изучения нового материала

    Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса - ок - в именах существительных

    Задачи урока:

    Образовательные:

    Познакомить учащихся с правописанием суффикса - ок - в именах существительных;

    Отрабатывать написание суффикса - ок - в именах существительных;

    Повторить правописание суффиксов –ик-, - ек -

    Развивающие:

    Развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы;

    Способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

    Создать условия для формирования компетенций, способствующих продуктивной коммуникации;

    Воспитательные:

    Создать условия для привития интереса к урокам ;

    Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, уважение к окружающим;

    Методические приёмы:

    Деятельностный подход;

    Создание прблемной ситуации;

    Побуждающий диалог;

    Оборудование:

    (Образец на доске)

    Какие ещё можно было образовать слова, которые бы называли маленькие предметы? Что надо добавить?

    Составляют и записывают слова

    Лучок, крючок, сапожок, утюжок, жучок, блинок старичок, сырок, бычок, паучок, грибок, хомячок лужок, язычок, снежок.

    Проверяют работу.

    Надо добавить два суффикса: - ок - и - ек-

    Учебно-познавательная

    Самостоятельная работа

    Гимнастика для глаз

    Прочитайте слова, записанные на доске. Составьте и запишите в тетрадь цепочки слов, используя суффиксы - ок - и - ек- Обозначьте суффиксы.

    Друг, ветер, пирог, дуб,

    Поменяйтесь тетрадями, обсудите получившиеся цепочки, оцените работу друг друга.

    Возьмите свои тетради. Проверим, какие получились цепочки слов.

    Что интересного заметили? (Что произошло с суффиксом - ок - при добавлении к этим словам суффикса - ек?

    Прочитайте правило в учебнике на с. 21

    друг - дружок – дружочек

    ветер – ветерок – ветерочек

    пирог – пирожок – пирожочек

    дуб – дубок – дубочек

    Меняются тетрадями, обсуждают, оценивают работу друг друга.

    Зачитывают слова, называя суффиксы.

    В суффиксе - ок - произошло чередование к/ч.

    Читают правило.

    Учебно-познавательная

    Коммуникативная


    Самостоятельная работа

    Работа в парах

    Физминутка (Физическая и эмоциональная разрядка)

    Из слов составьте пословицу (слова: дела, вершок, с, на, мешок на карточках размещены по стенам) - Запишите её в тетрадь. - Как вы понимаете эту пословицу?

    Работа со словами вершок и мешок. - Как вы думаете, подходят ли эти слова к нашей теме?

    Исторически: вершок – от слова верх (росток), старорусская мера длины равная примерно 4,5 см; мешок – маленький мех. Сейчас эта связь утеряна (произошло упрощение состава слов: вершок, мешок – корни)

    Составляют пословицу: Дел на вершок, а слов с мешок

    Записывают пословицу.

    Высказывают свои мнения.

    Высказывают свои предположения.


    Фронтальная работа

    Работа с учебником (упр. 3). Повторить правописание суффиксов –ик -, - ек-

    Предлагаю работу по выбору. Выполните упр.3 в учебнике или упражнение 3 в ТПО.

    Направляю и консультирую (на местах)

    Выполняют упражнения по выбору.


    Компетенция личностного самосовершенствования

    Учебно-познавательная

    Фронтальная работа

    Самостоятельная работа

    Игра «Найдите свои слова». Каждый ряд (группа) получает карточки со словами: снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, сад, звон, свисточек, вечерочек, шажок, садочек, звонок, шаг, творог, творожок, творожочек. - Проверим выполненное задание

    Каждая группа выбирает слова, соответствующие данной модели.

    Выходит представитель первой команды со словом, к нему подходят ещё по одному от каждой команды с родственными словами, выстраивают словообразовательную цепочку (закрепляют на доске) и т. д. (8 цепочек)

    Коммуникативная

    Учебно-познавательная

    Групповая работа

    Рефлексия

    Что нового узнали?

    Достигли ли мы поставленной цели?

    Где вам пригодятся эти знания?

    Давайте вернёмся в начало урока. Исправьте ошибки в словах, записанных на доске. Докажите.

    Домашнее задание: учебник с 22, упр.6

    Спасибо за урок!

    Отвечают на вопросы.

    1 человек работает у доски. Исправляет ошибки: паучок, снежок, каблучок. Доказывают.

    Записывают задание.

    Учебно-познавательная

    Фронтальная работа

    Актуализация знаний

    Урок русского языка в 3-м классе по теме "Учимся писать суффикс - ок - в именах существительных"

    Учитель

    Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

    Цели урока:

      совершенствовать знания учащихся о написании суффикса - ок-, развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать, воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Учебник на столе у вас?
    А ручки и тетрадки?
    Тогда урок начнем сейчас,
    Раз все у вас в порядке.
    Будьте внимательны,
    Послушны и наблюдательны.
    Чтобы русский язык познавать,
    Нужно серьезно все изучать.

    2. Словарная работа (Приложение 1, слайд 5 ,6)

    Птека, б. седа, б. л.то, дев. чка, з. бота, з. вод, м. рковь, к. л.ндарь, к. стрюля, .г. род, р. кета, тр. мвай, ш. к.лад, ш. фер.

    3. Изучение нового материала.

    Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

    Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?

    Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

    4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом - ок-, которые бы называли маленькие предметы.

    башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7, проверка)

    5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2

    №1.Добавь суффиксы - ек-, - ок-.

    6. Работа в парах.


    Составь и запиши десять слов, используя суффиксы - ек-, - ок-.

    сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.

    Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса - ек-.

    Вывод делают учащиеся: в суффиксе - ок - произошло чередование к/ч.

    7. Физкультминутка

    Утром бабочка проснулась,
    Потянулась, улыбнулась.
    Раз – росой она умылась,
    Два – изящно покружилась.
    Три нагнулась и присела,
    На четыре – улетела.

    Зарядка для глаз.

    Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.

    8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.

    Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, - ек-, - ик– , отработка анализа состава слова.

    Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

    снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

    (Приложение 1. Слайд 8. Проверка)

    9. Самостоятельная работа.

    Закрепление правописания слов с суффиксами –ек-, - ик-, - ок-. Работа в тетради “ Пишем грамотно” № 2, с. 4

    10. Дифференцированная работа на доске и в тетрадях.

    Запись слов под диктовку в два столбика: в первый– слова с ь на конце после шипящих, во второй– слова без ь.

    Диктуемые слова: пейзаж, чертеж, помощь, речь, ландыш, вещь, лещ, сторож, глушь, товарищ, шалаш, ночь, полночь, дочь, карандаш.

    11. Проверка (Приложение 1 , слайд № 9).

    12. Домашнее задание: с. 22 № 6, правило с. 20.

    Записать слова в два столбика в зависимости от места орфограммы.

    Шепот, паучок, черный, щелка, жучок, шорты, бычок, шов, шорох, шажок, пчелы, капюшон.

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    снежок голубок свисток снег шажочек голубочек вечер

    свист вечерок звоночек снежочек голубь

    звон свисточек вечерочек шажок садочек звонок

    творожок творожочек

    Цели урока:

    • совершенствовать знания учащихся о написании суффикса -ок-,
    • развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать,
    • воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Учебник на столе у вас?
    А ручки и тетрадки?
    Тогда урок начнем сейчас,
    Раз все у вас в порядке.
    Будьте внимательны,
    Послушны и наблюдательны.
    Чтобы русский язык познавать,
    Нужно серьезно все изучать.

    2 . Словарная работа (Приложение 1 , слайд 5 ,6 )

    Птека, б.седа, б.л.то, дев.чка, з.бота, з.вод, м.рковь, к.л.ндарь, к.стрюля, .г.род, р.кета, тр.мвай, ш.к.лад, ш.фер.

    3. Изучение нового материала.

    Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

    Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?

    Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

    4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы.

    башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7 , проверка)

    5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2

    №1.Добавь суффиксы -ек-, -ок-.

    6. Работа в парах.

    Составь и запиши десять слов, используя суффиксы -ек-, -ок-.

    сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.

    Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса -ек-.

    Вывод делают учащиеся: в суффиксе -ок- произошло чередование к/ч.

    7. Физкультминутка

    Утром бабочка проснулась,
    Потянулась, улыбнулась.
    Раз – росой она умылась,
    Два – изящно покружилась.
    Три нагнулась и присела,
    На четыре – улетела.

    Зарядка для глаз.

    Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.

    8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.

    Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

    Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

    снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

    (Приложение 1 . Слайд 8. Проверка)

    9. Самостоятельная работа.

    Закрепление правописания слов с суффиксами –ек-, -ик-, -ок-. Работа в тетради “ Пишем грамотно” № 2, с. 4

    10. Дифференцированная работа на доске и в тетрадях.

    Запись слов под диктовку в два столбика: в первый– слова с ь на конце после шипящих, во второй– слова без ь.

    Диктуемые слова: пейзаж, чертеж, помощь, речь, ландыш, вещь, лещ, сторож, глушь, товарищ, шалаш, ночь, полночь, дочь, карандаш.

    11. Проверка (Приложение 1 , слайд № 9 ).

    12. Домашнее задание: с. 22 № 6, правило с. 20.

    Записать слова в два столбика в зависимости от места орфограммы.

    Шепот, паучок, черный, щелка, жучок, шорты, бычок, шов, шорох, шажок, пчелы, капюшон.

    Урок

    по русскому языку

    3 класс

    УМК «Школа России»

    учитель начальных классов

    МБОУ СОШ №22

    г.о. Химки

    Кузнецова И.А.

    ТЕМА УРОКА «Правописание суффиксов -ик-, -ек-,

    -ок-»

    ЦЕЛЬ УРОКА: закрепить правило написания суффиксов –ик-, -ек- и алгоритм его применения; познакомить с правописанием суффикса –ок- после шипящих.

    Универсальные учебные действия

    Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов;

    Коммуникативные: строить высказывания, аргументировать свои ответы, организация собственной деятельности;

    Регулятивные: применять на практике установленные правила.

    Личностные результаты

    Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками для выполнения совместной деятельности на уроке; осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

    Образовательные ресурсы

    1.Учебник, рабочая тетрадь

    2. Карточки букв, слов

    3 Презентация

    Технологии : информационные, игровые, здоровьесберегающие, групповая работа.

    Организационная структура урока

    Мотивирование к учебной деятельности.

    Тихо сели, спинки прямо.

    Мы легонечко вздохнём

    И сейчас урок начнём.

    Проверьте вашу готовность к уроку.

    Откройте тетради, запишите число и классная работа.

    Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.

    2.

    Чистописание.

    - Ребята, посмотрите, ваша задача по образцу правильно и аккуратно написать буквы: строчную е и строчную букву и.

    Молодцы, в ваши тетради приятно посмотреть, потому что вы все очень старательны и аккуратны.

    Но я знаю одного ученика, который совсем не старается и не хочет учиться.

    Может, кто-то из вас знает, как его зовут?

    А зовут его Виктор Перестукин. Он написал словарный диктант на двойку.

    Давайте проверим его, а я проверю вас .

    Слайд

    Дети пишут в тетрадях буквы е, и.

    Слайд с изображением Виктора Перестукина.

    3.

    4.

    5.

    Актуализация знаний

    Словарный диктант.

    - Первое слово « ученик ». Какую безударную гласную нужно написать? (Е ). Почему?

    Аналогичная работа со словами: вторник, среда, четверг.

    В слове столик наш герой написал букву е. Вы согласны? Покажите карточку, какую букву напишите вы?

    Ребята, каким правилом вы руководствовались при написании данного слова?

    Создание проблемной ситуации.

    Понаблюдайте над предложенными словами и попробуйте объяснить их написание.

    Достаточно ли у вас знаний для объяснения написания гласной в суффиксах данных слов? Какие слова вызвали затруднения?
    (Быч_к, друж_к.)

    Постановка учебной задачи.

    Итак, как бы хорошо вы ни работали на уроке, имеющихся у вас знаний о правописании суффиксов пока недостаточно для решения учебных задач.

    Поэтому сегодня мы продолжим работу с этой частью слова.

    Какая же тема нашего урока?

    Усвоение новых знаний и способов действий.

    Рассмотрите загадки, предложенные в упражнении 245 учебника.

    Попробуйте сформулировать правило о написании суффикса -ок- после шипящих.

    Прочитайте правило на с. 127 и сравните его с вашими предположениями.

    Выполните упражнение 246. Объясните написание гласной в суффиксе. Попробуйте определить, какое значение вносит суффикс - ок- .

    Обратите внимание на чередующиеся согласные в корне (лу к – лу ч ок) . Вспомните, что такое чередование.

    ФИЗМИНУТКА

    Работа по слайдам

    Потому что это словарное слово, его нужно выучить.

    Показывают гласные буквы (на карточках)

    Рассказывают правило и применяют алгоритм.

    На доске : быч_к, стульч_к,
    совоч_к, друж_к.

    Дети сообщают тему урока.

    Наблюдают над предложенным в упр. 245 языковым материалом.

    Самостоятельно формулируют орфографическое правило, после этого знакомятся
    с формулировкой, данной в учебнике.

    Письменно выполняют упр. 246, комментируя свои действия по цепочке.

    Определяют, какое значение вносит суффикс - ок- в лексическое значение слова

    6.

    7.

    8.

    Закрепление знаний и способов действий.

    Задание:

    Девочки выписывают слова с суффиксом –ик-, а мальчики с суффиксом -ек-.

    Проверка.

    дождик комочек

    кораблик сыночек

    винтик годочек

    гвоздик дубочек

    топорик молоточек

    плащик кружочек

    букетик

    Работа в группах.

    - Первая группа. Ваша задача выбрать карточки со словами родственными слову цвет; вторая – со словами родственными слову дождь, третья – лист. Среди них найдите слова на наше правило.

    Давайте посмотрим, что у вас получилось.

    1.Цвет, цветик, цветочек , цветочный.

    2.Дождь, дождик, дождичек , дождливый

    3.Лист, листик, листочек , листок.

    Молодцы! Вы хорошо усвоили правило написания суффиксов – ик- и ек-. Я надеюсь, что Виктор Перестукин тоже все выучил. Давайте его проверим.

    Игра «Помоги Виктору Перестукину» (алгоритм правила).

    Ребята, я вам приготовила сюрприз, а какой - вы отгадаете сами.

    Работа с кроссенсом .

    Сюрприз – книга Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков».

    Кстати, книга о приключениях мальчика Вити, которую написала Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», есть в нашей библиотеке, и я вам очень советую её прочитать, т.к. эта книга очень поучительна.

    Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Какое открытие сделали на уроке?

    Какой вид работы понравился больше?

    О чем хотели бы узнать подробнее?

    Домашнее задание

    (рабочая тетрадь упр. 244; творческое задание: составить рассказ о каком-либо растении
    по упр. 241 учебника)

    Самостоятельная работа

    Мальчики выписывают слова с суффиксом –ек-, а девочки – с –ик-.

    Двое детей работают у доски.

    Слайд

    Дети работают в группах.

    Фрагмент мультфильма

    Слайд. Кроссенс.

    Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
    записи.

    цвет

    цветик

    цветочек

    цветочный

    листик

    глазок

    роза

    листок

    дождь

    дождик

    дождичек

    дождинка

    ножечек

    лужица

    лесок

    вечерок

    лист

    листик

    листочек

    листок

    годок

    корешок

    стебелёк

    глазочек

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Учебник на столе у вас? А ручки и тетрадки? Тогда урок начнем сейчас, Раз все у вас в порядке. Будьте внимательны, Послушны и наблюдательны. Чтобы русский язык познавать, Нужно серьезно все изучать.

    А птека, библ ио тека, б о лото, д о рога, зап ад, м о л о ток, кр о вать, р а кета, тр а мвай, ш о фёр.

    ЦЕЛЬ: Научиться правильно писать суффикс –ок в существительных после шипящих.

    1 группа Сапог Сапож ок Бык Быч ок Пирог Пирож ок Старик Старич ок Друг Друж ок Паук Пауч ок Снег Снеж ок Корень Кореш ок

    2 группа Чердак Чердач ок Кулак Кулач ок Башмак Башмач ок Судак Судач ок Стих Стиш ок Смех Смеш ок Пастух Пастуш ок Пух Пуш ок

    Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась. Три нагнулась и присела, На четыре – улетела.

    Р.Т. с. 54 №59.

    Р.Т. с. 54 №59 ХОМ Я Ч О К Ж и л-был на свете один Хом я ч о к. Спать он ложился на левый б о ч о к. А просыпался – на правом б о ку. Это не нравилось Хом я ку. (С. Козлов)

    снег снежок снежочек вечер вечерок вечерочек свист свисток свисточек голубь голубок голубочек сад садик садочек звон звонок звоночек шаг шажок шажочек

    «С малой удачи начинается успех!»

    Домашнее задание У.с 99 № 111

    Спасибо за работу!

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока

    1. Тема урока «Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса - ок - после шипящих. »
    2. Предмет – русский язык

    3. Класс - 3 «б»

    5. МКОУ «Сорочинская СОШ»

    6. Калачинский район

    7. Краткое описание: Работа спланирована по УМК ПНШ, по учебнику «Русский язык» 3 класс, часть 3, автор М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, тетрадь для самостоятельной работы №2 «Русский язык тетрадь для самостоятельной работ» Т.А.Байкова (Т2). Использована технология деятельностного подхода. Составлена презентация урока.

    8. Тип урока - комбинированный

    9. Форма организации - урок

    10. Представление о результатах:

    Личностные результаты: продолжить формировать

    Внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной деятельности и принятие образца «хорошего ученика»;

    Навык сотрудничества со сверстниками, воспитание чувства товарищества.

    Метапредметные результаты: обучающиеся научатся или получат возможность научиться

    Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

    Сравнивать слова с различными орфограммами в суффиксах

    Устанавливать причинно-следственные связи.

    Предметные результаты:

    Правильно писать суффикс – ок в существительных после шипящих

    11. Цель урока: создать условия для формирования знаний учащихся в написании суффикса – ок после шипящих

    № п/п

    Этап урока

    Цель

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Результат

    Организационный момент

    Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

    Здравствуйте ребята, садитесь.

    Учебник на столе у вас?
    А ручки и тетрадки?
    Тогда урок начнем сейчас,
    Раз все у вас в порядке.
    Будьте внимательны,
    Послушны и наблюдательны.
    Чтобы русский язык познавать,
    Нужно серьезно все изучать.

    - Сегодня мы с вами будем работать по группам.
    – В ходе урока каждая группа будет получать жетоны за правильные ответы. Группа, которая сможет за урок набрать наибольшее количество жетонов, побеждает! Также,ребята, не забывайте про наши листики. В нужный момент вы можете ими воспользоваться.

    Проверьте, все ли готово к уроку?

    На доске эпиграф:

    «С малой удачи начинается успех!»

    Какое ключевое слово в этом высказывании?

    Что необходимо для успешной работы на уроке?

    Пожмите друг другу руку и пожелайте успеха!

    Проверяют, всё ли приготовили к уроку на столе.

    Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

    Успех.

    Внимательно слушать учителя, аккуратно и грамотно выполнять задания и т.д.

    Слайд 1

    Организовано рабочее место

    Самооценка готовности к уроку.

    Установлен контакт с одноклассниками

    Слайд 2

    Слайд 3

    Актуализация знаний.

    Актуализировать необходимые и достаточные знания о суффиксе –ок-

    Cоздать условия для повторения правильного написания суффикса -ок

    Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

    Приступим к работе. Откройте тетради и запишите число, классная работа.

    Итак, приступаем к словарной работе.

    Диктую: Аптека, библиотека, болото, дорога, запад, молоток, ракета, трамвай, шофёр.

    Проверьте, пожалуйста, правильно ли вы написали слова. Каким словарём мы воспользуемся для проверки?

    А теперь посмотрите внимательно на доску. Что за буквы составляют этот узор?

    Что вы знаете о них?

    Скажите, а если соединить их парами, что мы можем увидеть? Что это?

    Пропишите это соединение у себя в тетради.

    Ребята, для того, чтобы продолжить урок нам нужно вспомнить основное правило написания суффиксов в именах существительных. А чтобы мы смогли это сделать, давайте понаблюдаем за суффиксом – ок. –

    Каждая группа получает карточку 1 со словами:

    Адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

    Вы должны посовещаться и постараться дать правильный ответ.

    Удалось ли вам заметить особенности этого суффикса?

    Правильно ответившие группы получают жетон.

    Дети пишут под диктовку слова.

    Проверяют по словарю «Пиши правильно» стр 160

    окикек



    Это суффиксы.

    Работа в группах

    Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный,

    во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

    Устные ответы, работа в группе.

    Слайд 4

    Слайд 5

    Актуализированные знания о суффиксе –ок.

    Формулирование собственного мнения и аргументирование его.

    Слайд 6

    Постановка учебной задачи

    Организовать побуждающий диалог к формулировке темы, цели урока.

    – Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

    – Упражняться правильно писать слова – существительные с суффиксом - ок-Будем соревноваться, размышлять, делать выводы.

    – Будем работать в группах.

    Слайд 7

    Формирование учебной мотивации

    Сознательная формулировка темы и цели урока.

    Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

    Организовать практическую самостоятельную работу по правильному написанию суффикса –ок.

    Организовать работу в группах обеспечить контроль за выполнением задания

    Сейчас каждая группа получит задание. Вы должны будете внимательно прочитать задания и письменно его выполнить.

    (карточка 2)

    Образовать от данных слов слова с суффиксом – ок.

    1 группа:

    2 группа: Чердак, кулак, башмак, судак, стих, смех, пастух, пух.

    Какая группа справилась с заданием, давайте проверять.

    Каждый ответ сверяется с ответом на слайде.

    Правильно ответившие группы получают жетон.

    С первым заданием обе группы справились. А теперь я предлагаю вам следующее задание. Откройте, пожалуйста, учебник ч.3, стр.108. Прочтите задание и выполните его.

    Читают задание Образовать от данных слов слова с суффиксом –ок. и выполняют его.

    Проверка с места с комментированием (по два примера от группы), остальные по слайдам

    Дети выполняют упражнение, пользуясь ч.2 обратным словарём.

    Проверка (по одному представителю с каждой группы к доске)

    Дети учатся работать в разноуровневых группах, оценивают правильность решения учебной задачи, осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).

    Проверка по слайду 8, 9

    Корректируют работу и переживают ситуацию успеха.

    Слайд 10

    Маленький паучок.

    Динамическая пауза

    Снять мышечное напряжение, переключить внимание

    Утром бабочка проснулась,
    Потянулась, улыбнулась.
    Раз – росой она умылась,
    Два – изящно покружилась.
    Три нагнулась и присела,
    На четыре – улетела.

    (Дети выполняют упражнение)

    Слайд 12

    Дети отдохнули

    Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков

    Рефлексия деятельности

    Организовать деятельность учащихся по решению поставленной задачи

    Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

    Организовать ситуацию рефлексии

    Оценивание работы ребят

    Продолжаем с вами работу в тетради для самостоятельных работ. Откройте тетрадь на странице 54, №59. Прочитаем задания.

    С этим заданием все справились! Молодцы!

    Предлагаю вам следующее задание

    Карточка 3

    Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке

    Снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

    Ребята, давайте вспомним цель нашего урока.

    Как вы думаете, мы её достигли?

    А теперь посчитайте, сколько жетонов набрала каждая группа?

    Вспомните эпиграф нашего урока. Слайд - На ваш взгляд, вы достигли успеха? Оцените результат своей работы нашими листиками.

    Кто хочет пояснить свою оценку?

    А кто постарался больше всех, чтобы ваша группа была успешной?
    - Подарите друг другу комплимент за работу на уроке.

    Читают задание, затем работают в группах.

    Самый быстрый проверяет у своей группы

    Учащиеся выполняют задания по карточке 3.

    Совершенствовать знания в написании суффикса – ок.

    - «С малой удачи начинается успех!»

    Слайд 13

    стр.54, №59

    Слайд 14

    Проверка по слайду

    текста.

    Слайд 15 проверка задания

    Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе)

    Слайд 16

    Проверка по слайду

    Мотивируют свою позицию

    Переживание ситуации успеха.

    Слайд 17

    Анализируют свою работу на уроке

    Переживание ситуации успеха.

    Домашнее задание

    Спасибо, ребята за работу!

    Запишите домашнее задание: У с. 99 №111

    Запись д/з.

    Слайд 18

    Слайд 19

    Приложения к уроку

    Карточка 1

    В чём особенности суффикса –ок?

    Адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок.

    Карточка 2

    Образовать от данных слов слова с суффиксом –ок.

    1 группа: Сапог, бык, пирог, старик, друг, паук, снег, корень.

    2 группа: Чердак, кулак, башмак, судак, стих, смех, пастух, пух.

    Карточка 3

    Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке

    Снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад, звон, шажок, садочек, звонок, шаг.