Меню

Дипломная работа: Детские поэтические сборники Саши Черного. Презентация на тему "Произведения Саши Чёрного для детей" Какие произведения написал саша черный

Старшая

Наверное, сложно найти такого же автора, который столь полярен в произведениях для взрослых и детей: желчный, едкий "взрослый" юмор Саши Черного в стихах и прозе и очень добрые и мягкие детские стихи, очень хорошо отражающие детскую психологию:

Про Катюшу
На дворе мороз,
В поле плачут волки.
Снег крыльцо занес,
Выбелил все елки...
В комнате тепло,
Печь горит алмазом,
И луна в стекло
Смотрит круглым глазом.

Катя-Катенька-Катюшка
Уложила спать игрушки:
Куклу безволосую,
Собачку безносую,
Лошадку безногую
И коровку безрогую -
Всех в комок,
В старый мамин чулок
С дыркой,
Чтоб можно было дышать.
"Извольте спать!
А я займусь стиркой..."

Ай, сколько пены!
Забрызганы стены,
Тазик пищит,
Вода болтается,
Катюша пыхтит,
Табурет качается...
Красные лапки
Полощут тряпки,
Над водою мыльной
Выжимают сильно-пресильно -
И в воду снова!
Готово!
От окна до самой печки,
Словно белые овечки,
На веревочках висят
В ряд:
Лошадиная жилетка,
Мишкина салфетка,
Собачьи чулочки,
Куклины сорочки,
Пеленка
Куклиного ребенка,
Коровьи штанишки
И две бархатные мышки.

Покончила Катя со стиркой,
Сидит на полу растопыркой:
Что бы еще предпринять?
К кошке залезть под кровать,
Забросить за печку заслонку
Иль мишку подстричь под гребенку?..

Очень во многих стихотворениях можно найти, откуда "растут ноги" у той советской поэзии для детей, основоположником которой хотел себя считать Чуковский. Вот, пожалуйста - игровой ритм, множество звукоподражательных слов и легкий, певучий звукоряд:
Поезд

Третий звонок. Дон-дон-дон!
Пассажиры, кошки и куклы,
В вагон!
До свиданья, пишите!
Машите платками, машите!
Машинист, свисти!
Паровоз, пыхти:
Чах-тах-тах-тах!
Вот наши билеты -
Чурки да шкурки,
Бумажки от конфет!
Под уклон, под уклон,
Летим как пуля.
Первый вагон -
Не качайся на стуле!
Эй, вы, куда?
Кондуктор, сюда!
Вон там сзади
Взрослые дяди,
Тра-та-та, тра-та-та,
Они без билетов...
Зайцы-китайцы, -
Гони их долой!
Чах-тах, тах-тах,
Машинист, тормозите!
Чах-тах-тах,
Первый звонок!
Чах-тах,
Станция "мартышка"...
Чах-тах-тах.
Надо вылезать.

хотя мне довольно симпатичны его детские стихи, но все равно (исключительно личное впечатление, ни на что не претендую) его взрослые кажутся "естественнее", а детские - специально написанные "как надо" и иногда какие-то слишком "уменьшительно-ласкательные". Хотя, конечно, некоторые довольно удачны и эмоционально насыщены:
Приставалка

Отчего у мамочки
На щеках две ямочки?
- Отчего у кошки
Вместо ручек ножки?
- Отчего шоколадки
Не растут на кроватке?
- Отчего у няни
Волоса в сметане?
- Отчего у птичек
Нет рукавичек?
- Отчего лягушки
Спят без подушки?..

Оттого, что у моего сыночка
Рот без замочка.

<1912>
(очень жизненно, особенно для мам, правда:)?)

редко встречающееся произведение, я уже думала его сканировать из нашего сборника, но - ура! - нашла в сети. милый рассказ, называется "Домик в саду", как дети играют в домик:
http://schoolbiblio.ucoz.ru/index/sasha_chjornyj_quot_domik_v_sadu_quot/0-194

в конце 19- начале 20 века в русской детской литературе были распространены "жалостливые" стихотворения, которые обрывались на самом пике эмоций, не оканчиваясь ничем (советская литература потом продолжит эту "милую" традицию, бросая своих персонажей на произвол судьбы: "Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч!" - непонятно, вытащили ли мяч и успокоится ли когда-нибудь Танечка. Такие примеры есть и у Саши Черного (кроме этого еще очень показательно стихотворение о мартышке, тоскующей по Африке):

МЫШИНОЕ ГОРЕ

Ах, как вкусно пахло сало!
В животе моем бурчало -
Есть хотелось страсть.

Я ужасно волновалась
И на цыпочках прокралась
Мышеловке в пасть...

Только носом потянула,
Языком чуть-чуть лизнула,
Хлопс - и я в тюрьме!

Позабыла я про сало -
Волновалась и пищала,
Плакала во тьме.

Бог с ним, с салом, бог с ней - с пищей,
Утром злой придет котище -
Не видать мне дня!

Чуть откроют только дверцу, -
Он жестокий, он без сердца -
Гам - и съест меня...

Ах, несчастье! Ах, злодейство!
Ах, любимое семейство,
Шестеро мышат...

Я стою на задних лапках,
Нос от прутьев весь в царапках -
Нет пути назад!..

вот, пожалуйста - все плохо, будет еще хуже, и тут мы бросаем читателя страдать и упиваться всеми негативными эмоциями. Наверное, вот этот мотив окружающего негатива и безысходности объединяет творчество для детей и для взрослых у Саши Черного, несмотря на кажущиеся отличия на первый поверхностный взгляд.
для взрослых - для примера:
ДВА ЖЕЛАНИЯ

Жить на вершине голой,
Писать простые сонеты...
И брать от людей из дола
Хлеб вино и котлеты.

Сжечь корабли и впереди, и сзади,
Лечь на кровать, не глядя ни на что,
Уснуть без снов и, любопытства ради,
Проснуться лет чрез сто.
<1909>

КОЛЫБЕЛЬНАЯ (МАТЬ УЕХАЛА...)

Мать уехала в Париж...
И не надо! Спи, мой чиж.
А-а-а! Молчи, мой сын,
Нет последствий без причин.
Черный, гладкий таракан
Важно лезет под ди-ван,
От него жена в Париж
Не сбежит, о нет! шалишь!
С нами скучно. Мать права.
Новый гладок, как Бова,
Новый гладок и богат,
С ним не скучно... Так-то, брат!
А-а-а! Огонь горит,
Добрый снег окно пушит.
Спи, мой кролик, а-а-а!
Все на свете трын-трава...
Жили-были два крота,
Вынь-ка ножку изо рта!
Спи, мой зайчик, спи, мой чиж,-
Мать уехала в Париж.
Чей ты? Мой или его?
Спи, мой мальчик, ничего!
Не смотри в мои глаза...
Жили козлик и коза...
Кот козу увез в Париж...
Спи, мой котик, спи, мой чиж!
Через... год... вернется... мать...
Сына нового рожать...
<1910>

(настоящее имя - Гликберг Александр Михайлович)

(1880-1932) российский прозаик и поэт

Детство Саши Черного прошло в украинском местечке Белая Церковь. Отец мальчика работал провизором в аптеке, а затем стал агентом по продаже химических реактивов. Некоторое время Саша обучался в хедере, но не смог освоить еврейский язык, и тогда отец решил дать ему классическое образование.

Семья Гликбергов перебралась в Житомир, там Александр крестился. С десяти лет он начал обучаться в городской гимназии. Впоследствии он вспоминал об этом времени как о самом тяжелом периоде детства. Он был старше других учеников в классе, но отставал из-за плохой памяти и неумения сосредоточиться. Вдобавок он был практически лишен материнской ласки. В шестом классе Александра исключили из гимназии с «волчьим билетом», т. е. без права поступления в аналогичное учебное заведение.

Отчаявшись, он убегает из дома и добирается до Петербурга, где, поселившись у родственников, все-таки поступает в гимназию. Однако чтобы получить аттестат зрелости, Александру пришлось вернуться в Житомир. Неожиданно умирает его отец, мать выходит замуж и практически отказывается от сына. Воспитателем Александра становится знакомый семьи К. Роше, занимавший крупный пост в губернском крестьянском присутствии. Он поручился за юношу, и того вновь принимают в гимназию.

Роше оказал на Александра благотворное влияние, познакомил его с поэзией, которой страстно увлекался сам.

Получив аттестат зрелости, Александр устраивается на работу в качестве конторского служащего в местной таможне. Но фактически работает секретарем Роше, ставшего его опекуном. Тогда же он начинает печататься в только что открывшейся городской газете «Волынский вестник»: пишет рецензии, хронику местной светской жизни, а в 1904 году публикует цикл очерков под общим названием «Дневник резонера».

В начале 1905 года жизнь Александра неожиданно меняется, так как его опекун становится начальником Варшавской железной дороги и переезжает в Петербург. Роше устраивает Александра старшим канцеляристом в управление дороги. Руководившая канцелярией Н. Васильева влюбляется в юношу и вскоре становится его женой.

Васильева вводит начинающего писателя в круг петербургских ученых и философов. Сама она была племянницей известного философа профессора Петербургского университета А. Введенского и дальней родственницей предпринимателя Г. Елисеева.

После переезда в Петербург Гликберг начинает печататься в одном из ведущих журналов того времени «Зритель». 27 ноября 1905 года он опубликовал антиправительственный памфлет «Чепуха», под которым впервые поставил псевдоним Саша Черный.

Публикация, в которой усмотрели намеки на Николая II, вызвала резкую реакцию властей: на некоторое время журнал закрывают. Но скандал сделал имя Черного известным, его произведения стали печатать различные сатирические журналы.

Цензура четко отслеживала публикации Саши Черного, ведь его произведения сразу же становились известными, заучивались наизусть. Когда он подготовил к печати сборник стихов и сатирических очерков «Разные мотивы» (1905), тираж почти полностью был конфискован.

Чтобы избежать возможного ареста, знакомые и издатели посоветовали Саше Черному покинуть Россию. Летом 1906 года Гликберги уехали в Германию и провели за границей больше года. Александр много и напряженно работал, слушал лекции в университете, написал цикл лирических сатир, множество очерков. С 1906 года он выступает как прозаик.

Вернувшись в Россию в начале 1908 года, Саша Черный становится сотрудником еженедельного сатирического журнала «Сатирикон». Вскоре издание приобретает всероссийскую популярность и становится ведущим сатирическим органом, а поэт - всероссийской знаменитостью. Современники даже называли его российским Гейне, королем поэтов «Сатирикона». Приведем мнение издателя М. Корнфельда: «Саша Черный - сатирик Божьей милостью». Свои произведения Саша Черный объединяет в два сборника - «Сатиры» (1910) и «Сатира и лирика» (1913). Первый из них выдержал к 1917 году пять изданий.

Ему удалось создать свой тип героя, худосочного, жиденького и гадкого, иногда склонного к саморазоблачению.

Поэт создает сатиры политического характера, обращается к социально-бытовой тематике, пишет лирические стихи. Эти произведения интересны образными характеристиками, меткими эпитетами («сплошной карнавал мелюзги», «двуногие кроты, не стоящие дня земного срока») яркими деталями («бросает в пот склонившуюся плешь», «на блюдце киснет одинокий рыжик»).

На протяжении всей своей жизни Саша Черный пытался отойти от амплуа сатирика, но тем не менее его воспринимают именно как автора подобных произведений.

Осознавая несовершенство отношений в «Сатириконе», он активно сотрудничает с разными журналами, пишет сатиры, лирические стихотворения, пейзажные и бытовые зарисовки, выступает как прозаик и автор стихов для детей, пробует свои силы как переводчик.

В 1911 году Саша Черный написал первое стихотворение для детей - «Костер», за ним последовали другие: «Трубочист», «Летом», «Бобкина лошадка», «Поезд». Горький привлекает его к работе над сборником «Голубая книжка», в котором появляется первая сказка Черного - «Красный камешек». В 1912 году начинается его сотрудничество с Чуковским в журнале «Жар-птица».

Стихи Саши Черного, написанные простым, ясным языком, часто напоминают детские стишки, считалки. В них виден характер ребенка-почемучки, образно воспринимающего мир. В 1913 году выходит «Детская азбука», по которой обучается грамоте не одно поколение детей.

В годы Первой мировой войны поэт уходит добровольцем на фронт, работает в госпитале, занимается общественной деятельностью. Военные впечатления отразились в ряде его произведений. После революции был опубликован цикл стихов «Война», а в эмиграции Черный опубликует «Солдатские сказки»(1933), созданные на основе услышанных в армии рассказов. Его герой создан в стилистике бытовой сказки об умелом и бывалом солдате. Черный выступает как блестящий имитатор сказа, исследователи отмечали искусство стилизации, невозможность различия собственно народных пословиц и приговорок от авторских: «Казакам для форсу начес полагается», «Звание у тебя полуофицерское, а в голове у тебя тараканы портянку сосут», «Один я, как клоп на одеяле, остался».

Октябрьскую революцию Саша Черный не принял и уехал в Литву. Там, на тихом хуторе, он пытается осмыслить происходящее и приходит к выводу, что стал беженцем, эмигрантом. Поэт с горечью констатирует, что он значительно вырос и из Саши превратился в Александра, так он теперь и подписывает свои произведения - Александр Черный.

Постепенно ему удается подготовить к изданию свои прежние стихотворные сборники и выпустить новый сборник, уже третий по счету, - «Жажда» (1923). Но основные интересы Саши Черного сосредотачиваются вокруг написания произведений для детских журналов. Мир ребенка был хорошо знаком писателю: его жена давала уроки в частных школах и гимназиях.

Жизнь в эмиграции налаживалась постепенно, вначале Гликберги жили в Берлине, но из-за издательского кризиса им пришлось уехать в Рим. В 1925 году они поселяются в Париже, на гонорар от «Дневника фокса Микки» (1927) даже смогли построить в русской колонии на юге Франции на берегу Средиземного моря небольшой дачный домик.

Саша Черный активно сотрудничает в разных эмигрантских изданиях, издает одну за другой книги для детей: «Библейские сказки» (1922), «Сон профессора Патрашкина» (1924), «Белка-мореплавательница» (1926), «Румяная книжка» (1931), «Серебряная елка» (1929), «Кошачья санатория» (1928), «Чудесное лето» (1930).

Взрослые произведения Саши Черного выходят в 1928 году - он объединяет в книге «Несерьезные рассказы» произведения, опубликованные ранее в журналах.

Трагическая случайность обрывает жизнь писателя. После произошедшего у соседа пожара он почувствовал недомогание и, вернувшись домой, вскоре умер.

Слайд 2

Саша Черный (Гликберг Александр Михайлович) (1 октября 1880, Одесса, Российская империя – 5 августа 1932, Ле-Лаванду, Прованс, Франция) – русский поэт-сатирик, прозаик.

Родился в 1880 г. в Одессе. Родился он в семье провизора - зажиточной, но малокультурной. Счастливым детство Саши не назовешь. Мать, больную, истеричную женщину, дети раздражали. Отец, отличавшийся крутым нравом, часто их наказывал.

Слайд 3

В семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли "Белый", брюнета - "Черный". Отсюда и псевдоним.

Поступить в гимназию Саша не мог из-за процентной нормы для евреев. Поэтому отец решил крестить всех детей, после чего Саша Черный в 9 лет всё же поступил в гимназию, откуда его вскоре исключили «за двойку по математике». Мальчик остался без средств к существованию, отец и мать перестали отвечать на письма сына с мольбами о помощи.

Слайд 4

Статья начинающего журналиста Александра Яблоновского о горестной участи несчастного юноши, брошенного семьей, была напечатана на страницах "Сына отечества" – одной из крупнейших газет того времени. Статья попала на глаза житомирскому чиновнику К.К Роше, и тот решил взять Сашу к себе в дом. Так Саша Черный в конце 1898 года очутился в Житомире - городе, ставшем для него поистине второй родиной.

Слайд 5

Гимназию в Житомире Саша Черный не заканчивает из-за конфликта с директором. Затем Саша служит в армии. По возвращении в Житомир он начинает сотрудничать в газете "Волынский вестник", открывшейся 1 июня 1904 г. Однако через два месяца газета прекратила свое существование. Обуреваемый честолюбивыми мечтами, он перебирается в Петербург.

Слайд 6

В 1905 году Саша Черный решает оставить ненавистную конторскую службу и полностью посвятить себя литературе. Первое же опубликованное им стихотворение «Чепуха» в журнале «Зритель» было подобно разорвавшейся бомбе и разошлось по всей России. Саша Черный сразу стал желанным гостем во всех сатирических журналах. С 1908 года Саша Черный –один из ведущих поэтов журнала «Сатирикон».

Слайд 7

Саша Черный написал несколько детских книжек («Тук-тук», 1913; «Живая азбука», 1914). Постепенно творчество для детей стало главным занятием писателя, именно оно явилось началом истории детской книги в России ХХ века. Для детей была составлена двухтомная хрестоматия «Радуга. Русские поэты для детей» (Берлин, 1922).

Слайд 8

О том, что Саша Чёрный - блестящий сатирик, знают, пожалуй, все. О том, что Саша Чёрный – оригинальный детский поэт, известно далеко не каждому. Самый знаменитый сборник его детских стихов «Детский остров» для тысяч русских ребятишек, оказавшихся с родителями в эмиграции, увидел свет в 1921 году в Данциге, где поэт жил после того, как эмигрировал из России. Это был заповедный уголок потерянной России, где звучал родной язык - гибкий, яркий, живой; где поэт придумывал игры и забавы и, не скупясь, дарил их своим юным соотечественникам.

Слайд 9

«Детский остров»

Вот настоящая, прочная книга для детей, чудесный подарок от нежного, но и строгого Волшебника. Удивительной тайной владеет Саша Черный: его стихи и рассказы одинаково увлекательны и для детей, и для взрослых дядей – признак высокого мастерства и художественной правды. А главное, с детьми он не фамильярничает и у них не заискивает. Раскрываешь наугад любую страницу – и очаровываешься прелестью красокитеплотою содержания. И чувствуешь, что все у него живые: и дети, и зверюшки, и цветы. И что все они – родные. Тонкими, точными, забавными и милыми чертами обрисованы: и кот, и барбос, и таракан, и попка, и мартышка, и слон, и индюк, и даже крокодил, и все прочее. И всех их видишь в таком наивном и ярком освещении, как видел летним свежим утром в раннем детстве бронзового чудесного жука или каплю росы в зубчатом водоеме гусиной травы. Помните? А как хороши у Саши Черного детские игры и вечерние песенки! Александр Куприн о Саше Черном (28 мая 1915 г. Гатчина).

Слайд 10

У него были пушистые лёгкие волосы. Тихий и молодой голос. Глаза точно у Чарли Чаплина: большие, чёрные,выразительные. Когда он смотрел на детей или на цветок, его лицо становилось необычайно светлым. Таким увидели Сашу Чёрного его современники.

Владимир ПРИХОДЬКО.

Им были написаны так же:

  • «Кошачья санатория»,
  • «Дневник фокса Микки»,
  • «Румяная книжка»
  • «Серебряная ёлка»

Сказки, рассказы.

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Рассказ о странном соседе «Маленький крокодил» (1998 г, 6 выпуск).

Слайд 14

Саша Чёрный сочинил не только рассказ про крокодила, но и весёлое стихотворение.

Я угрюмый крокодил
И живу в зверинце.
У меня от сквозняка
Ревматизм в мизинце.

Каждый день меня кладут
В длинный бак из цинка,
А под бакомна полу
Ставят керосинку.

Хоть немного отойдешь
И попаришь кости…
Плачу, плачу целый день
И дрожу от злости…

На обед дают мне суп
И четыре щуки:
Две к проклятым сторожам
Попадают в руки.

Слайд 15

Ах, на нильском берегу
Жил я без печали!
Негры сцапали меня,
С мордой хвост связали.

Я попална пароход…
Как меня тошнило!
У! Зачем я вылезал
Из родного Нила?..

Эй ты, мальчик, толстопуз, -
Ближе стань немножко…
Дай кусочек откусить
От румяной ножки!

Слайд 16

Стихов для самых маленьких у Саши Чёрного немного. Но они есть:

«Приставалка»,
«Застенчивый таракан»,
«Трубочист»,
«Колыбельная для куклы»,
«Про девочку, которая нашла своего Мишку»,
«Скрут»,
«Крокодил»,
«Зелёные стихи»,
«Хрюшка»,
«Воробей»,
«Жеребёнок»,
«Кто?»

Любое из этих стихотворений вполне доступно маленькому слушателю. А их своеобразный ритм и ни на кого не похожая интонация запомнятся надолго.

Слайд 17

«Кто?»

«Ну-ка, дети! -
Кто храбрее всех на свете?»
Так и знал - в ответ все хором нараспев:
«Лев!»
- «Лев? ха-ха… легко быть храбрым,
Если лапы шире швабры.
Нет, ни лев, ни слон… храбрее всех малыш -
Мышь!
Сам вчера я видел чудо,
Как мышонок влез на блюдо
И у носа спящей кошки
Не спеша, поел все крошки.
Что!»

Слайд 18

«Скрут»

«Кто живёт под потолком?»
- Гном.
«У него есть борода?»
- Да.«И манишка, и жилет?»
- Нет…
«Как встаёт он по утрам?»
- Сам.
«Кто с ним утром кофе пьёт?»
- Кот.
«И давноон там живёт?»
- Год.
«Кто с ним бегает вдоль крыш?»
- Мышь.
«Ну, а как его зовут?»
- Скрут.
«Он капризничает, да?»
- Ни-ког-да!..

Слайд 19

В 1927 году выходит книга Саши Чёрного «Дневник фокса Микки» - одна из самых светлых и улыбчивых его книжек. Повествование здесь ведётся от имени собачьего недоросля. Разве неинтересно узнать, что думают о нас наши четвероногие друзья? Это ещё одно из перевоплощений поэта.

Слайд 20

Что получится, если собака вдруг возьмет да и запишет свои мысли? Трагикомический рассказ о жизни, увиденной совсем другими глазами:

  • "Когда щенок устроит совсем-совсем маленькую лужицу на полу - его тычут в нее носом; когда же то же самое сделает Зимин младший братишка, пеленку вешают на веревочку, а его целуют в пятку... Тыкать - так всех!«
  • "Петух ни с того ни с сего клюнул меня в нос. Я только подошел поздороваться... Зачем же драться, нахал горластый?! Плакал, плакал, сунул нос в корытце с дождевой водой и до вечера не мог успокоиться..."
  • "Скребутся мыши. Хотя факсам это не полагается, но я очень люблю мышей. Чем они виноваты, что они такие маленькие и всегда хотят есть?"
  • Слайд 21

    Надо сказать, что литературный Микки имел своего прототипа - небольшую шуструю собачку из породы гладкошёрстных фокстерьеров, которая стала равноправным членом семьи Саши и сопровождала хозяина во всех прогулках и поездках.

    Слайд 22

    Одним из секретов волшебства Саши Черного было искусство перевоплощения. Он мог без всякого труда представить себя, хотя бы, бабочкой, опрометчиво залетевшей в комнату. Вот она бьется о стекло, рвется на волю. Вот сложила крылья, задумалась. О чем она думает? И тут рождается чудный вымысел. Похоже, что Саша Черный когда-то, до своей земной жизни, уже бывал скворцом, белкой, пчелой - так достоверно, их глазами он описывает мир.

    Воспоминания В. А. Добровольского о Саше Черном.

  • Слайд 23

    Литература:

    • Журнал «Мурзилка» 1996 год, 12 выпуск.
    • Журнал «Мурзилка» 1998 год, 6 выпуск.
    • Литературно-художественный журнал "Русский Глобус", Июль 2002, No 5.
  • Посмотреть все слайды

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми логопедической группы (6-7 лет) по теме «Саша Чёрный».

    Подготовительная работа. Рассматривание фотографий Саши Чёрного и иллюстраций к его произведениям. Чтение и разучивание наизусть стихов Саши Чёрного. Организация выставки книг Саши Чёрного. Иллюстрация полюбившихся стихотворений Саши Чёрного вместе с родителями.

    Ход досуга.

    В музыкальном зале развёрнута выставка рисунков детей к произведениям Саши Чёрного; на мольбертах – фотографии поэтов. Звучит тихая, спокойная музыка.
    Педагог : Пушкин…Лермонтов…Агния Барто… Чуковский… Кто эти люди и что их связывает?. (ответы). Конечно же, это великие поэты. А кто такой поэт? Кого из поэтов вы ещё знаете? Поэт Саша Чёрный. Посмотрите, сколько здесь фотографий великих поэтов, но вы должны выбрать одну – фотографию Саши Чёрного. (ребята находят нужную фотографию).
    Педагог: Дети, сегодня на наш вечер поэзии пришли родители. Они хотят тоже познакомиться с творчеством поэта и узнать про него как можно больше.
    Ребёнок : В семье Саши было пятеро детей. Двоих братьев звали Сашами: светлого – Саша белый, а тёмного – Саша чёрный. Настоящая его фамилия – ГЛИКБЕРГ.
    Педагог : А родился наш поэт в Одессе. Где находится этот город? (ответы детей). Маленькому Саше мама пела колыбельные песни, но очень редко, так как была больна. Одно из стихотворений называется «Колыбельная для куклы». Послушаем его. (выходит девочка с куклой).
    Баю, кукла, баю – бай,
    Спи, а то придёт Бабай.
    Мячик спит, и утка спит,
    Ослик в сумочке храпит.

    Если крепко будешь спать,
    Дам конфетку полизать.
    Встанешь, сказочку скажу –
    Про слона… и про Жужу.

    Интересно – ай – ай – ай!
    Только раньше надо бай.

    Ребёнок: В 9 лет Саша поступил в гимназию. Он уже тогда писал стихи. Больше всего ему нравилось писать про животных. Послушайте стихотворение «Слон».

    1-й ребёнок:
    Слоник, Слоник, настоящий слон живой,
    Отчего ты всё качаешь головой?
    2-й ребёнок:
    Оттого, что потому, что потому –
    Всё я думаю, дружок, и не пойму…
    Не пойму, что человек, такой малыш,
    Посадил меня в клетушку, словно мышь…
    Ох, как скучно головой весь день качать!
    Лучше брёвна дали б, что ли, потаскать…
    1-й ребёнок:
    Слоник, Слоник, не качай ты головой!
    Дай мне лучше поскорее хобот свой…
    Я принёс тебе из бархата слона,
    Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!
    Можешь мыть его, и нянчить, и лизать…
    Ты не будешь головой теперь качать?..

    Педагог: Почему же Слонику так грустно? (ответы). Да, он в клетке, он одинок, но у маленького мальчика очень доброе сердце и он дарит слонику друга – маленького игрушечного слонёнка.
    А вы видели когда – ни будь сверчка? (ответы). Может, слышали, как он поёт? Я тоже никогда не видела сверчка, но думаю, что он похож на большого кузнечика. Дело в том, что он обычно поёт поздно вечером или ночью. Давайте прочтём гостям стихотворение «Сверчок».

    Что поёт сверчок за печкой?
    «Тири – тири, надо спать!».
    Месяц выбелил крылечко,
    Слон взобрался на кровать…

    Он в лицо Катюше дышит:
    «Ты, коза, закрой глаза!».
    Катя слышит и не слышит,
    За окном шуршит лоза.

    Кто там бродит возле дома?
    Мишка с липовой ногой,
    Дочка сна, колдунья – дрёма?
    Чёрт ли с Бабою - Ягой?

    Ветер просит за трубою:
    «Пи! Мне холодно! Пусти!»
    Это что ещё такое?
    В лес, на мельницу лети…

    Катя ждёт, поджав коленки.
    Тишина…И вот опять
    Друг – сверчок запел со стенки:
    «Тири – тири, надо спать!».

    Педагог : Я думаю, что сверчок так и будет жить в доме, стрекотать по вечерам, убаюкивая детей.
    Саша, как и все дети, очень любил игрушки и мог часами разглядывать их в игрушечном магазине. Даже став взрослым, он иногда покупал какую – ни будь игрушку, приносил её домой, ставил на стол и забавлялся ею.
    А вот это стихотворение Саша написал для своей сестрёнки. «Плакса».

    Ребёнок:
    Визг и слёзы. По дорожке
    Мчатся голенькие ножки.
    Пляшут бантики на юбке,
    Нос горит, раскрыты губки.
    Вот блоха!
    Уронила с маком пышку –
    Испугалась пе – ту – ха!...
    То ли дело быть мальчишкой –
    Ха – ха – ха!

    Педагог: У Саши Чёрного не было детей, но если бы они были, то он бы им пел на ночь такую песенку.

    Ребёнок:
    Синий – синий василёк,
    Ты любимый мой цветок!
    У шумящей жёлтой ржи
    Ты смеёшься у межи,
    И букашки над тобой
    Пляшут радостной гурьбой.
    Кто синее василька?
    Задремавшая река?
    Глубь небесной бирюзы?
    Или спинка стрекозы?
    Нет, о нет же… Всех синей
    Глазки девочки моей!

    Педагог: Да… папы и мамы очень любят своих детей и готовы целыми днями отвечать на их вопросы. А какие вопросы задают им дети, мы сейчас узнаем. Стихотворение «Приставала».

    1-й ребёнок:
    Отчего у мамочки
    На щеках две ямочки?
    2-й ребёнок:
    Отчего у кошки
    Вместо ручек ножки?
    3-й ребёнок:
    Отчего шоколадки
    Не растут на кроватке?
    4-й ребёнок:
    Отчего у няни
    Волосы в сметане?
    5-й ребёнок:
    Отчего у птичек
    Нет рукавичек?
    6-й ребёнок:
    Отчего лягушки
    Спят без подушки?
    Педагог:
    Оттого, что у моего сыночка
    Рот без замочка.

    Да, у детей всегда в запасе сотни вопросов. Ну, а сейчас я вам буду задавать вопросы. А вы отвечайте. Обыгрывание стихотворения «Скрут». (физкультурная пауза).

    Кто живёт под потолком?
    -Гном!
    У него есть борода?
    -Да!
    И манишка, и жилет?
    -Нет!
    Как встаёт он по утрам?
    -Сам!
    Кто с ним утром кофе пьёт?
    -Кот!
    И давно он там живёт?
    -Год!
    Кто с ним бегает вдоль крыш?
    -Мышь!
    Ну, а как его зовут?
    -Скрут!
    Он капризничает, да? -Ни-ког-да!

    Педагог: А сейчас, ребята, я хочу пригласить вас в зоопарк. (дети подходят к импровизированной клетке, в которой находится крокодил). Ребёнок читает стихотворение «Крокодил».

    Я угрюмый крокодил
    И живу в зверинце.
    У меня от сквозняка
    Ревматизм в мизинце.

    Каждый день меня кладут
    В длинный бак из свинца,
    А под баком на полу
    Ставят керосинку.

    Хоть немного отойдёшь
    И попаришь кости…
    Плачу, плачу целый день
    И дрожу от злости…

    На обед дают мне суп
    И четыре щуки:
    Две к проклятым сторожам
    Попадают в руки.

    Ах, на нильском берегу
    Жил я без печали!
    Негры сцапали меня,
    С мордой хвост связали.

    Я попал на пароход…
    Как меня тошнило!
    Ух! Зачем я вылезал
    Из родного Нила?
    Эй, ты, мальчик – толстопуз,
    Ближе стань немножко…
    Дай кусочек откусить от румяной ножки!

    Педагог: Скажите, как живётся крокодилу в зоопарке? (ответы детей)
    Давайте поможем ему освободиться. (Ребята «разбирают» клетку и выпускают крокодила в воду). Вот так-то лучше!
    Поглядите, ещё одна клетка. Давайте посмотрим, кто находится в ней?
    (Приоткрывают и видят мартышку).
    Ребята, а сейчас наши родители прочтут вам стихотворение «Мартышка».
    -Отчего ты, мартышка, грустна
    И прижала к решётке головку?
    Может быть, ты больна?
    Хочешь сладкую скушать морковку?

    Я грустна оттого,
    Что сижу я, как пленница, в клетке,
    Ни подруг, ни родных – никого,
    Ни зелёной развесистой ветки…
    В африканских лесах я жила,
    В тёплых, солнечных странах;
    Целый день, как юла,
    Я качалась на гибких лианах…
    И подруги мои –
    Стаи вечно весёлых мартышек-
    Коротали беспечные дни
    Средь раскидистых пальмовых вышек.
    Каждый камень мне был там знаком,
    Мы ходили гурьбой к водопою,
    В бегемотов бросали песком
    И слонов обливали водою…
    Здесь и холод и грязь,
    Злые люди и крепкие дверцы…
    Что я сделала им?
    Ты добрей их, ты дал мне морковь,
    Дал мне свежую воду,-
    Отодвинь у решётки засов,
    Отпусти на свободу!..

    Бедный зверь мой, куда ты пойдёшь?
    Там на улице ветер и вьюга.
    В переулке в сугробе заснёшь,
    Не увидев горячего юга…
    Потерпи до весны лишь,- я сам
    Выкуп дам за тебя, и уедем
    К африканским весёлым лесам.
    К чернокожим соседям.
    ……………………………………………………..
    А пока ты укройся теплей
    И усни. Пусть во сне хоть приснится
    Ширь родных кукурузных полей
    И мартышек весёлые лица.

    Педагог: Саша Чёрный в Берлине (этот город находится в Германии) посетил зоопарк и, под впечатлением увиденного, написал эти стихи про животных. Как вы думаете, что же будет с мартышкой дальше? (ответы детей). Я тоже надеюсь, что придёт добрый человек, выкупит её и отвезёт в Африку, к таким же мартышкам, как она.
    Сейчас я предлагаю вам проиллюстрировать одно из стихотворений Саши Чёрного. Каждый возьмите со стола листок с заданием (педагог зачитывает каждому, что он будет рисовать и дети садятся за приготовленные столы с карандашами, красками, листами бумаги, кисточками, мелками и рисуют, родители помогают). Ребята, теперь займите место, которое указано на заданиях (дети встают друг за другом и в намеченном порядке вывешивают рисунки на стенде). Хотите узнать, какое стихотворение получилось? Послушайте (название стихотворения не проговаривается).

    Стихотворение «Перед сном».
    Каждый вечер перед сном
    Прячу голову в подушку:
    Из подушки лезет гном
    И везёт на тачке хрюшку,
    А за хрюшкою дракон,
    Длинный, словно макарона…
    За драконом красный слон,
    На слоне сидит ворона,
    На вороне стрекоза,
    На стрекозке – тётя Даша…
    Чуть прижму рукой глаза –
    И сейчас же все запляшут!
    Искры прыгают снопом,
    Колесом летят ракеты.
    Я смотрю, лежу ничком
    И тихонько ем конфеты.
    Сердцу жарко, нос горит.
    По ногам бегут мурашки,
    Тьма кругом, как страшный кит,
    Подбирается к рубашке…
    Тише мышки я тогда.
    Зашуршишь – и будет баня:
    Няня хитрая, беда,
    Всё подсмотрит эта няня!
    «Спи, вот встану, погоди!».
    Даст щелчка по одеялу,-
    А ослушаешься – жди
    И нашлёпает. Пожалуй!
    Педагог : Вот такие картинки посещали, наверное, Сашу Чёрного, когда он ложился спать.
    А вы о чём думаете, когда остаётесь одни перед сном? (ответы детей). Скажите, как бы назвали это стихотворение? (ответы детей). А называется очень просто – «Перед сном».
    Мы с вами прочтём ещё много добрых, умных, весёлых стихотворений у Саши Чёрного, а из ваших рисунков смастерим книжку.


    По материалам сборника «Строфы века. Антология русской поэзии». Сост. Е. Евтушенко. – Минск-Москва, 1995.

    Центральный еврейский ресурс

    Региональный сайт детских библиотек

    Одессика. Энциклопедия об Одессе

    Дмитрий Быков. Черный и Белый
    Саша Черный и Николай Гумилев во время Первой мировой войны: «Эти два воина – поистине белая и черная кость войны, аристократия и народ, но обоим присуще то рыцарское понимание долга, которое в России встречается крайне редко (института рыцарства, по мнению Пастернака из письма 1918 года, Россия не знала). Это долг, так сказать, независимый от родины, совершенно особый: воевать и, если потребуется, умирать за родину надо не потому, что она хороша, и вообще не ради нее, а ради себя и своих принципов».

    Воспоминания В.А. Добровольского о Саше Черном
    Читателей не должно вводить в заблуждение название статьи, в которой ее автор ни словом не обмолвился о личных встречах с поэтом. Так что едва ли это произведение можно отнести к мемуарной литературе. В действительности перед нами рассказ о жизни и творчестве Саши Черного, в котором приводится немало высказываний современников о поэте.

    Мирон Бельский. По следам потаенной биографии Саши Черного
    Автор рассказывает о статье Анатолия Иванова, который занимался исследованием неизвестных страниц биографии Саши Черного. Будучи вдохновленным увлекательным рассказом, Мирон Бельский отправился на поиски новой информации о семье поэта…

    Александр Ратыня. Наследство, переданное через века (что связывало Константина Роше с Афанасием Фетом и Сашей Черным)
    «Случайно прочитав в одной из крупнейших газет того времени «Сын Отечества» статью о «горестной участи несчастного юноши, брошенного семьей» (а на самом деле – бежавшего от родителей), Роше принимает «изгнанника» в свой житомирский дом. И вместо безвременно ушедшего приемного сына Сергия в жизнь Константина Роше, по попущению Божьему, приходит другой воспитанник – носитель духа нового, революционного века, в котором Роше тщетно стремился найти своего преемника. Это был… Александр Гликберг, тот самый, что вскоре станет известен в литературе под псевдонимом «Саша Черный».

    Алексей Буторов. Поэты на баррикадах
    О революционных стихах Саши Черного, опубликованных в 1905 году.

    Русская культура XX века
    Выдержки из рецензий современников на книгу Саши Черного «Сатиры», изданную в 1910 году.

    Гримасы и мечты, сплетаясь, бились в Рейне
    В период с 1906 по 1907 год Саша Черный учился в Гейдельбергском университете. О восприятии поэтом довоенной Германии, образа жизни тогдашних немцев рассказывает эта статья, подготовленная Олегом Чумаковым по материалам газеты Die Welt.

    Роман Гуль. Саша Черный (глава из книги «Я унес Россию»)
    Воспоминания о знакомстве с поэтом в годы эмиграции.

    Андрей Седых. Юбилей без речей
    Заметка из эмигрантской газеты 1930 г. к 25-летию литературной деятельности Саши Черного.

    О творчестве Саши Черного

    А.И. Куприн. О Саше Черном и его книгах
    «Саша Черный – один. И в этом-то заключается прелесть его оригинальной личности и оттого-то его еще не успела захвалить и полюбить почтеннейшая «публикум», и оттого-то у него имеется еще пока немного поклонников и хвалителей, но зато этим поклонникам-друзьям действительно дорого свободное, меткое и красивое слово, облекающее в причудливые, капризные, прелестные, сжатые формы – и гнев, и скорбь, и задумчивую печаль, и глубокую нежность, и своеобразное, какое-то интимное безыскусственное языческое понимание чудес природы: детей, зверей, цветов».
    (формат pdf)

    Венедикт Ерофеев. Саша Черный и другие
    Венедикт Ерофеев в небольшом эссе в присущей ему манере формулирует свое восприятие Саши Черного: «здесь приятельское отношение, вместо дистанционного пиетета и обожания. Вместо влюбленности – закадычность. И «близость и полное совпадение взглядов», как пишут в коммюнике».

    Анатолий Иванов. Оскорбленная любовь
    «Кто знает, быть может, погружение в эпоху Саши Черного, где «люди ноют, разлагаются, дичают», поможет нам что-то понять в себе, в нашем взбаламученном времени, подойти ответственно к своей нравственной позиции».

    Юрий Левинг. Владимир Набоков и Саша Черный
    Известный литературовед на конкретных примерах демонстрирует, насколько сильное влияние оказала литературная деятельность Саши Черного на творчество Владимира Набокова.
    «Набоковский опыт использования творческих находок старшего друга ограничивался в одних случаях калькированием тематических решений, в других мелкие комедийные положения служили ему ядрами в построении будущих сюжетных линий. Совершались эти заимствования с легкостью и даже, по-видимому, с удовольствием».

    В.А. Карпов. Проза Саши Черного в детском чтении
    Автор анализирует детскую прозу Саши Черного, касаясь, в частности, причин, по которым позднее творчество писателя, по времени совпавшее с его эмиграцией, посвящено в основном детям.
    (формат pdf)

    Н.К. Ярошевская. Границы художественного мира сборника «Детский остров» Саши Чёрного
    «Произведения для детей Саши Черного, включённые им самим в сборник под названием «Детский остров», вышли в 1921 году. Книга реализует его желание отмежеваться от всяких политических программ и направлений и жить Робинзоном на тихом необитаемом острове…»

    Вербицкая Виктория. «Чистая» сила «Солдатских сказок» Саши Черного о «нечисти»
    В своей работе критик, как и многие другие исследователи, высказывает мысль о том, что эмиграция, повлекшая ностальгию, сыграла решающую роль в развитии творчества Черного. Тоска по Родине заставляет писателя обратиться в «Солдатских сказках» к русскому фольклору, дореволюционному быту народа. Автор статьи, в свою очередь, особое внимание уделяет использованию в рассказах Саши Черного типичных персонажей языческой и христианской мифологии.

    Линор Горалик. Повесить всех собак!
    Чрезвычайно живой анализ сборника рассказов Саши Черного «Дневник Фокса Микки». Автор рассуждает об образе главного героя цикла, т.е. собаки породы фокстерьер. Основная идея такова: используя в качестве основного персонажа это милое домашнее животное, Черный получает возможность рассматривать самые обыденные вещи, не боясь прослыть «наивным моралистом». Кроме того, в образе пса автор статьи усматривает черты, традиционно приписываемые русской интеллигенции – рефлексию, острое чувство справедливости, конечно же, недовольство окружающей действительностью, естественно, в сочетании с абсолютным бездействием.

    Е.А. Кузина. Принцип очуждения в русской прозе конца XIX – начала XX вв.: «Каштанка» А.П.Чехова и «Дневник Фокса Микки» Саши Черного
    Автор обращается к термину «остранение», введенному В. Шкловским для обозначения процесса вывода понятий и явлений из области автоматического восприятия в область познаваемого. Шкловский, в свою очередь, опирается на теорию «очуждения», сформулированную Брехтом, согласно которой, для придания значимости обыденным явлениям и деталям, необходимо показать их под другим углом как нечто удивительное и непонятное. И Чехов в «Каштанке», и Черный в «Дневниках фокса Микки», реализуют эту задачу, представляя мир людей, через призму восприятия собаки. Безусловно, художественные подходы двух писателей имеют массу отличий, анализ которых также приводится в статье.

    Константин Кедров. Рыцарь смеха
    «Лермонтов с горечью восклицал, что жизнь такая нелепая, глупая шутка. Саша Черный эту шутку подхватил и, пока мог, шутил в унисон с этой жизнью. Шутил и даже не в унисон – в резонанс. Резонанс и стал пиком славы…»

    DOMINO. Саша Черный: Он смеялся, когда было совсем не смешно, а когда было смешно – совсем не смеялся…
    «Саша Черный живет в своих сатирах, в своих детских стихотворениях, в своих солдатских рассказах. Живет, пока его читают, а читать его будут всегда, потому что его поэзия – это смех, это чистый юмор без всякого налета…»

    Поэзия

    Стихотворения 1905–1906 гг. из книги «Разные мотивы»

    «Сатиры» (1910 г.)
    В этот сборник вошли стихотворения из циклов «Всем нищим духом», «Быт», «Литературный цех», «Невольная дань», «Послания», «Провинция», «Лирические сатиры».
    «Сатиры и Лирика» (1911 г.)
    В сборник включены циклы – «Бурьян», «Горький мед», «У немцев», «Хмель» («Иные струны»).
    Стихотворения 1908–1914 гг., не вошедшие в книги

    «Жажда» (1923 г.)
    Циклы стихотворений «Война», «На Литве», «Чужое солнце», «Русская Помпея».
    «Детский остров» (1925 г.)
    Вошли циклы «Костер», «Зверушки», «Песенки».