Меню

Кто такие служилые князья. Князья великие, удельные, служилые: генеалогический состав и политический статус. Отрывок, характеризующий Служилый князь

Школа

Вынужденными прибегать к покровительству великих князей Московских и Литовских (с XIV века), после чего сохранявшими в своих руках суд, управление и наследственное владение. Известия о служилых князьях встречаются с середины XIII века . Ранее для обозначения подобного положения одного князя по отношению к другому использовалось слово подручник (такие отношения могли быть связаны с уплатой дани ), в отличие от сын (могли быть связаны с несением военной службы ) и брат . Широко известный эпизод с острижением бороды послу Андрея Боголюбского Михну и последующими военными действиями был связан с тем, что князь позволил себе обратиться к своему двоюродному племяннику в 1173 году не как к князю, а как к подручнику и простому человеку . В эпоху Дмитрия Донского ( -) подручными князьями великого князя московского называются, в частности, белозерские князья , чьи владения были выкуплены Иваном Калитой у их предков. Впоследствии, при образовании Российского централизованного государства , в служилых превратилось большинство удельных князей. Также служилые князья, лишившись многих своих привилегий, утратили то лидирующее положение при московском дворе, которое они заняли в XIV-XV веках, уступив его боярам .

См. также

Напишите отзыв о статье "Служилый князь"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Служилый князь

– Сделай это для нее, mon cher; всё таки она много пострадала от покойника, – сказал ему князь Василий, давая подписать какую то бумагу в пользу княжны.
Князь Василий решил, что эту кость, вексель в 30 т., надо было всё таки бросить бедной княжне с тем, чтобы ей не могло притти в голову толковать об участии князя Василия в деле мозаикового портфеля. Пьер подписал вексель, и с тех пор княжна стала еще добрее. Младшие сестры стали также ласковы к нему, в особенности самая младшая, хорошенькая, с родинкой, часто смущала Пьера своими улыбками и смущением при виде его.
Пьеру так естественно казалось, что все его любят, так казалось бы неестественно, ежели бы кто нибудь не полюбил его, что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его. Притом ему не было времени спрашивать себя об искренности или неискренности этих людей. Ему постоянно было некогда, он постоянно чувствовал себя в состоянии кроткого и веселого опьянения. Он чувствовал себя центром какого то важного общего движения; чувствовал, что от него что то постоянно ожидается; что, не сделай он того, он огорчит многих и лишит их ожидаемого, а сделай то то и то то, всё будет хорошо, – и он делал то, что требовали от него, но это что то хорошее всё оставалось впереди.
Более всех других в это первое время как делами Пьера, так и им самим овладел князь Василий. Со смерти графа Безухого он не выпускал из рук Пьера. Князь Василий имел вид человека, отягченного делами, усталого, измученного, но из сострадания не могущего, наконец, бросить на произвол судьбы и плутов этого беспомощного юношу, сына его друга, apres tout, [в конце концов,] и с таким огромным состоянием. В те несколько дней, которые он пробыл в Москве после смерти графа Безухого, он призывал к себе Пьера или сам приходил к нему и предписывал ему то, что нужно было делать, таким тоном усталости и уверенности, как будто он всякий раз приговаривал:
«Vous savez, que je suis accable d"affaires et que ce n"est que par pure charite, que je m"occupe de vous, et puis vous savez bien, que ce que je vous propose est la seule chose faisable». [Ты знаешь, я завален делами; но было бы безжалостно покинуть тебя так; разумеется, что я тебе говорю, есть единственно возможное.]
– Ну, мой друг, завтра мы едем, наконец, – сказал он ему однажды, закрывая глаза, перебирая пальцами его локоть и таким тоном, как будто то, что он говорил, было давным давно решено между ними и не могло быть решено иначе.
– Завтра мы едем, я тебе даю место в своей коляске. Я очень рад. Здесь у нас всё важное покончено. А мне уж давно бы надо. Вот я получил от канцлера. Я его просил о тебе, и ты зачислен в дипломатический корпус и сделан камер юнкером. Теперь дипломатическая дорога тебе открыта.

КНЯЗЬЯ СЛУЖИЛЫЕ, статусная категория титулованных лиц из Рюриковичей и Гедиминовичей в последней четверти 14 - середине 16 века, в рамках которой бывшие стольные князья и князья удельные интегрировались в состав единой знати (титулованной и нетитулованной) формировавшегося Русского государства и Великого княжества Литовского (ВКЛ); непосредственные вассалы правящих государей. Термин и синонимичные ему понятия («князья, которых ми Бог поручил», «князья служебные», «князья, которые служат с отчын») фиксируются официальными и законодательными документами, при этом фактически отсутствуют в летописях и других нарративных текстах (в летописании середины 16 века к ним близок по смыслу термин «княжата»). По этим сведениям, современники относили к князьям служилым титулованных лиц, которые не находились в прямом кровном родстве с представителями правящих династий и сохранили родовые вотчины (с властными прерогативами в отношении податного населения) в качестве пожалований правящих князей с условием обязательной военной службы. В историографии понятие «князья служилые» не имеет строгого определения: по мнению одних исследователей, к ним относились только князья Верховских княжеств в 1-й половине 16 века (М. Е. Бычкова; отчасти Зимин), другие видели в них особую корпорацию с более широким генеалогическим составом (Зимин), третьи сближали их с князьями удельными по ряду властных характеристик (В. Б. Кобрин) и т.д. Князьями служилыми нередко также считают князей-наёмников (Рюриковичей и Гедиминовичей) на военной службе в Новгороде и Пскове в 14-15 веках (несмотря на то, что термин не встречается даже в официальных новгородских и псковских текстах).

В Северо-Восточной Руси князья служилые начали играть заметную роль в социально-политической жизни в 1380-1450-е годы, когда усилились тенденции к поглощению Московским великим княжеством ранее самостоятельных княжеств, прежде всего в границах Владимирского великого княжения. Подобные перемены санкционировались Ордой, так как подразумевали изменения в системе ярлыков и платежей дани. Соответственно и старшие князья, и их кровные родственники утрачивали верховый суверенитет над территорией княжества и ряд властных прерогатив (включая право пожалований), которые перешли к великим князьям московским. Тем самым кардинально менялся статус бывших «стольных» и удельных князей - они становились князьями служилыми великих князей московских.

Документально фиксируются два типа князей служилых - с индивидуальным статусом и в составе локальных территориально-клановых корпораций. Князья служилые обоих типов владели родовыми вотчинами, но уже как «жалованьем» (и реальным, и формальным) московских правителей, вассалами которых они теперь являлись. Отъезд князя служилого к иному князю (великому или удельному) влёк за собой автоматическую конфискацию его земельной собственности. В статьях договоров великих князей между собой или же правящих князей с удельными, в которых формулировался взаимный или односторонний (только князьям удельным) запрет на приём князей служилых «с отчинами», князья служилые выступали только как объект междукняжеских соглашений. Также князья служилые не являлись и субъектами отношений с Ордой. Только в возможных соглашениях с другими князьями служилыми из своего же клана по поводу родовых владений, а также в частноправовых сделках под контролем великого князя и членов своего рода князья служилые выступали как субъекты права. Военная служба самих князей служилых не зависела от того, участвовал ли великий князь в военных действиях лично, - они были обязаны «сесть на коня» или отправить свои отряды согласно приказу великого князя. Различия между князьями служилыми с индивидуальным или групповым статусом заключались в размерах их родовых вотчин, в объёме их властных прерогатив на эти земли и податное население, в количестве вассалов (у князей служилых с индивидуальным статусом вотчины были заметно крупнее, объём прав - значительно шире, а служилых бояр, детей боярских и т.п. лиц у них на службе было намного больше). Различалась процедура оформления их отношений с великим князем (у князей служилых с индивидуальным статусом это документ договорного типа - «жалованная грамота в докончание»; с князьями служилыми в составе территориально-клановых групп заключались, скорее всего, традиционные устные соглашения, дополнявшиеся порой частноправовыми сделками князей служилых с членами великокняжеской семьи).

В соответствии с юридическими нормами у удельных князей не должно было быть князей служилых, однако в результате передачи основной части Белозерского княжества в удел князю Андрею Дмитриевичу князья служилые из белозерских Рюриковичей оказались на службе у него, а затем у его сына, князя Михаила Андреевича. Вследствие различных обстоятельств (социальных, международных и внутриполитических) в 1390-1450-е годы среди суздальских Рюриковичей преобладали князья служилые с индивидуальным статусом. Стародубские Рюриковичи (князья Стародуба на Клязьме) образовывали локальную территориально-клановую корпорацию при наличии отдельных князей служилых с индивидуальным статусом; у части ярославских и ростовских Рюриковичей, а также у основной массы князей Оболенских формировались аналогичные группы. С середины 15 века князья служилые могли входить в состав Боярской думы князей, на службе у которых они находились. Во 2-й половине 15 века постепенно исчезала группа князей служилых с индивидуальным статусом, при этом категория князей служилых регулярно пополнялась, в том числе за счёт основной массы ярославских Рюриковичей и части ростовских, унифицировался статус локально-родовых корпораций князей служилых и их учёт в составе Государева двора (вошли в него не позднее 2-й четверти 15 века).

По завещанию великого князя московского Ивана III Васильевича князья служилые «Московской земли и Тверской» сохраняли родовые вотчины только при условии службы великому князю московскому Василию III Ивановичу. Ему же должны были служить князья служилые с индивидуальным статусом, иммигрировавшие в конце 15 - начале 16 века из ВКЛ: князья Стародуба Северского Семён Иванович и его сын Василий Семёнович Стародубские (сын и внук удельного князя можайского Ивана Андреевича), а также князь Василий Иванович Шемячич - внук князя Дмитрия Юрьевича Шемяки (их владения по размерам территории, численности вассалов, объёму властных прерогатив приближались к княжествам удельных князей Московского великого княжества, чему также способствовало дальнее родство этих князей с великим князем московским); верховские князья из новосильской ветви черниговских Рюриковичей (князья Белёвские, Воротынские, Одоевские); из Гедиминовичей - князья Трубецкие, князья Вельские; князь М. Л. Глинский (в 1508-14). Указанные лица сохраняли свои родовые вотчины уже как пожалования великих князей московских и великих князей литовских 2-й половины 15 века (на территориях, вошедших после русско-литовских войн конца 15 - 1-й четверти 16 века в состав Русского государства). Некоторые из них получали от московских государей новые земли «в вотчину и в удел», что фиксировало их правовой статус как князей служилых с индивидуальным статусом. Массовый приток в Русское государство лиц, получавших статус князей служилых, значительно способствовал дальнейшему существованию категории князей служилых. В 1526 году на русскую службу выехал Ф. М. Мстиславский, бывший удельный князь в ВКЛ, на тех же правах пожалованный владениями в Русском государстве и положением князя служилого с индивидуальным статусом.

С конца 15 века происходил переход от вассальных связей к подданству, изживали себя корпоративные формы военной службы князей служилых, постепенно начинали преобладать персональные служебные назначения князей служилых, их родовые вотчины подверглись размыванию (в том числе под давлением и под контролем верховной власти); благодаря бракам, покупкам, обмену и другим сделкам или же от великого князя князья служилые получали владения вне родовых территорий (поместий и вотчин). Традиционно учётный характер носили записи князей служилых в некоторых документах двора середины 16 века по спискам князей служилых с индивидуальным статусом, а также по спискам князей служилых в составе территориально-родовых корпораций с параллельной их фиксацией в другой документации по статусно-чиновным группам членов двора (думным чинам и так называемым московским). Всё это означало, что категория князей служилых во 2-й трети 16 века как форма интеграции ранее самостоятельных и удельных князей Северо-Восточной Руси в состав формирующейся знати Русского государства утратила свою актуальность. Решающий удар по родовому землевладению князей служилых был нанесён земельной политикой опричнины. Последний раз перечень князей служилых как несомненный реликт прежнего деления знати фигурировал в боярском списке 1588/89 при восстановлении в начале правления царя Фёдора Ивановича доопричной структуры Государева двора.

В ходе завоевания и присоединения к ВКЛ бывших древнерусских княжеств в 14-15 века ранее самостоятельные князья Рюриковичи переходили там на положение князей служилых. Они оказывались вассалами как великих князей литовских, так и удельных князей Гедиминовичей. Князья служилые с индивидуальным статусом находились в зависимости от великого князя литовского. Таковыми были князья Верховских княжеств (до конца 15 века), иммигранты из Московского великого княжества (можайский князь Иван Андреевич с детьми, князь Иван Васильевич Ярославич из серпуховско-боровских удельных князей, князь Иван Дмитриевич Шемячич, верейский князь Василий Михайлович, сын удельного князя Михаила Андреевича и др.), выдвинувшиеся на литовской службе отдельного лица из числа местных Рюриковичей.

Князья служилые с групповым статусом существовали, прежде всего, в восточном, отчасти юго-западном порубежье ВКЛ при сохранении особых родовых княжеств в рамках постепенно унифицировавшегося административного деления на воеводства. Наиболее известны князья Друцкие (смотри в статье Друцкое княжество; ещё в 15 веке они дали ряд княжеских родов и фамилий в ВКЛ и России - князья Бабичевы, Друцкие-Соколинские, Друцкие-Озерецкие, Друцкие-Конопли и др.), князья Огинские и Мосальские (из карачевско-козельской ветви черниговских Рюриковичей), князья Острожские (скорее всего, из черниговских Рюриковичей), князья Вяземские, Крошинские, Козловские и др. (все из смоленских Рюриковичей) и др. За единичными исключениями, категория князей служилых в ВКЛ исчезла не позднее 1-й четверти 16 века.

Традиционно в отечественной и зарубежной историографии к князьям служилым относят также ряд схожих категорий знати, не удовлетворяющих, однако, всем условиям, определяющим князей служилых. Во-первых, это князья на службе великих князей московских и удельных князей в 15 - середине 16 века, не сохранившие родовых вотчин. Подобные примеры существовали и ранее, ещё в домонгольское время (например, князь Иван Ростиславич Берладник, будущий туровский князь Юрий Ярославич до 1157), а также в 13-14 века. В указанный период таковыми были эмигранты из ВКЛ (Хованские, Патрикеевы, Булгаковы, Щенятевы и др. из удельных князей Гедиминовичей; князья Бабичевы из рода князей Друцких), выезжие князья из других княжеств Северо-Восточной Руси (князь Д. Д. Холмский из тверских удельных князей; князья Пронские из рязанских Рюриковичей и др.), не получившие от великих князей московских и удельных князей владений «в вотчину и в удел». К ним примыкали выходцы из княжеских домов Рюриковичей, полностью или в значительной мере утративших в конце 15 - 1-й трети 16 века родовые земли и служебные связи с родичами [князья Гагарины, старшая линия князей Ромодановских и др. из Стародубских Рюриковичей (князей Стародуба на Клязьме), князья Голенины и др. из сретенской ветви ростовских Рюриковичей, ряд фамилий из ярославских Рюриковичей и князей Оболенских]. Некоторые из них обладали весьма значительной недвижимостью и были выдающимися государственными (князь И. Ю. Патрикеев) и военными (князь Д. Д. Холмский) деятелями.

Во-вторых, по ряду признаков к князьям служилым с индивидуальным статусом были близки во 2-й половине 15 - начале 17 века выходцы из династий казанских, крымских, астраханских и сибирских Чингисидов, получавших во владение (как правило - срочное, ненаследственное) те или другие города с округой, что реально давало им право на различные доходы с податных людей (чаще всего жаловались Кашира, Звенигород, Серпухов, иногда Юрьев-Польской и др.). Эти царевичи во главе своих отрядов принимали активное участие в военных кампаниях русской армии и нередко использовались как московские ставленники в борьбе за ханский трон в Казани и Астрахани. Наиболее известны Мухаммед-Эмин, Абд аль-Латиф, Шах Али, Джан-Али, Дервиш-Али, а также принявшие крещение казанский царевич Кудай-Кул (Худай-Кул; в крещении с 21.12.1505 Пётр Ибрагимович), женатый с 25.1.1506 на сестре великого князя московского Василия III Ивановича - Евдокии Ивановне, а также последний казанский хан Ядгар-Мухаммед (в крещении Симеон Касаевич). Особый статус имели царевичи и цари, владевшие Касимовским царством.

В-третьих, к князьям служилым иногда относят князей Рюриковичей и Гедиминовичей, находившихся на службе в Новгороде и Пскове. Они не имели наследственных прав на выделяемые им «в кормление» («хлебокормление») города с сельской округой, обладая лишь административно-судебными правами над податными людьми и правом на сбор ряда доходов. Правда, приезд в Новгород в 1333 году первого князя-наёмника, литовского князя Нариманта Гедиминовича, сопровождался передачей ему городов (Ладоги, Орешка, Корелы), Корельской земли и половины Копорья «в отцину, и в дедину, и детем его», но этот порядок не закрепился. Впоследствии, в зависимости от политической и военной конъюнктуры, а также от знатности князя, размеров и подготовленности его войска число жалуемых князю городов варьировалось (последний великий князь смоленский Юрий Святославич в 1404 получил 13 городов). Процедура включала предварительные переговоры и заключение официального соглашения по решению веча. Во 2-й половине 14 века и до середины 15 века в Новгородской республике существовала система из двух князей-наёмников, причём вторые князья получали обычно половину Копорья, или Яму (ныне Кингисепп), а в отдельных случаях - иные пригороды в западном порубежье. В этой роли нередко оказывались белозерские (возможно, ещё с начала 14 века), смоленские, а в 1440-70-х годах - суздальские Рюриковичи, которые воевали вместе с новгородцами против московских войск (1456, 1471, 1478). В Пскове князья-наёмники известны с последних десятилетий 14 века (главным образом Гедиминовичи, частью - смоленские Рюриковичи), с начала 15 века эту функцию выполняли, как правило, представители ростовских и суздальских Рюриковичей, князей Оболенских и др., поставленные по рекомендации или с согласия великих князей московских. По процедуре порядок выбора и утверждения псковских князей был близок к новгородскому.

Лит.: Веселовский С. Б. Последние уделы в Северо-Восточной Руси // Исторические записки. М., 1947. Т. 22; Мордовина С. П. Служилые князья в конце XVI в. // Труды Московского государственного историко-архивного института. М., 1970. Т. 28; Зимин А. А. Служилые князья в Русском государстве конца XV - первой трети XVI в. // Дворянство и крепостной строй России XVI-XVIII вв. М., 1975; он же. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV - первой трети XVI в. М., 1988; Кобрин В. Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). М., 1985; Бычкова М. Е. Состав класса феодалов России в XVI в. М., 1986; она же. Правящий класс Русского государства // Европейское дворянство XVI-XVII вв.: границы сословия. М., 1997; Кром М. М. Меж Русью и Литвой. М., 1995; Бенцианов М. М. Княжеские родовые корпорации в Дворовой тетради 50-х годов XVI в. (князья Оболенские, Ростовские, Суздальские, Ярославские, Стародубские, Мосальские в середине XVI в.) // Историческая генеалогия. 1995. №8; Янин В. Л. Новгород и Литва. Пограничные ситуации XIII-XV вв. М., 1998; Назаров В. Д. О титулованной знати России в конце XV в. (Рюриковичи и Гедиминовичи по списку двора 1495 г.) // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. М., 2000; он же. Докончание князей Шуйских с князем Дмитрием Шемякой и судьбы Нижегородско-Суздальского княжества в середине XV в. // Архив русской истории. М., 2002. Вып. 7; он же. Княжеское родовое землевладение в России: традиционное право и приговор 1551 г. // Землевладение и землепользование в России (социально-правовые аспекты). Калуга, 2003; он же. Князья Ромодановские в эпоху становления Российского централизованного государства (фамильный портрет в родовом интерьере и социо-политическом контексте) // Государев двор в истории России XV-XVII столетий. Владимир, 2006; он же. «Господарь, князь великий», служилые князья и Государев двор в России XV в. // Древнейшие государства Восточной Европы. 2005. М., 2008; Антонов А. В. К истории удела князей Одоевских // Русский дипломатарий. М., 2001. Вып. 7; Флоря Б. Н. О родовом землевладении князей Трубецких во второй половине XVI - начале XVII в. // Архив русской истории. М., 2002. Вып. 7; Кучкин В. А. Договорные грамоты московских князей XIV в. Внешнеполитические договоры. М., 2003; Стрельников С. В. Об особенностях политической истории Ростовской земли в XIV-XV вв. // История и культура Ростовской земли. 2002. Ростов, 2003; Станиславский А. Л. Труды по истории государева двора в России XVI- XVII вв. М., 2004; Гудавичюс Э. История Литвы с древнейших времен до 1569 г. М., 2005; Грязнов А. Л. Белозерский княжеский род в конце XIV-XV вв. // История и культура Ростовской земли. 2005. Ростов, 2006; Беляков А. В. Чингисиды в России XV- XVI вв. // Архив русской истории. М., 2007. Вып. 8.

Местничество - система служебных отношений, выросшая из обычаев в княжения Ивана III и его сына Василия. Место (генеалогическое) - ступень, занимаемая каждым членом фамилии на фамильной лестнице старшинства по его расстоянию от родоначальника. Место (служебное) - первоначальное понятие сложилось среди бояр за княжеским столом, где они рассаживались в порядке служебно-генеалогического старшинства. Потом оно перенесено на все служебные отношения, на правительственные должности. Система местничества была закреплена в 1556 г. Государевым родословцем, где было расписано "место" до 200 родовитых фамилий. Таким образом, при назначении на должности в государстве учитывались не способности и заслуги, а "порода", происхождение. Потомки великих князей становились выше потомков удельных князей, потомки удельного князя - выше простого боярина, московский великокняжеский боярин - выше служилого князя и боярина удельного. Учитывался и срок службы фамилий при московском дворе. Среди знатнейших фамилий - потомки великих русских князей Пенковы, Шуйские, Ростовские, Бельские, Мстиславские, Патрикеевы, Голицыны, Куракины; из старейшего нетитулованного боярства - Захарьины, Кошкины, потомки удельных князей - Курбские, Воротынские, Одоевские, Белевские, Пронские, московские бояре - Вельяминовы, Давыдовы, Бутурлины, Челяднины. Местничество было опорой и гарантией политического положения боярства, оно тормозило развитие общества, отменено в 1682 г.

Мечник - княжеский слуга из дружинников, вооруженный мечом, а также служитель княжеского суда - держатель меча как символа правосудия. Кроме того, мечникам поручалось и ведение дипломатических переговоров. Так, в 1157 г. Андрей Боголюбский отправил своего мечника послом к Ростиславичам. Присутствовал при испытаниях подозреваемого железом и получал за это плату.

Митропо́лия - в христианской Церкви - область, находящаяся в канонической власти митрополита. Обычно представляет собой несколькодиоцезов, объединённых в так называемый митрополичий округ.

Монасты́рь - (греч. μοναστήριον, от греч. μόνος - один, одинокий) - религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

Монотеи́зм - (букв. «единобожие» - от греч. μονος - один, θεος - Бог) - религиозное представление о существовании только одного Бога или о единственности Бога.

Народное ополчение - в древности - все мужчины, способные носить оружие. Вместе с княжеской дружиной - воинами-профессионалами составляло войско того или иного княжества или земли. В годы Смуты в начале XVII в. - добровольное объединение представителей разных сословий для решения задач по освобождению страны от иноземных захватчиков.

Нестяжатели - под этим термином обычно понимается монашеское движение в России в конце XV - первой половине XVI веков, выступавшее против монастырского землевладения. Однако понятие это шире и не исчерпывается вопросом о монастырских вотчинах. Так же и отличие во взглядах между нестяжателями и противопоставляемыми им иосифлянами не исчерпывается имущественными вопросами. В частности различия во взглядах касались отношения к раскаявшимся еретикам, отношении к поместному (национальному) и общецерковному преданию, ряду других вопросов. Что касается монашеского обета нестяжания, то нестяжательство иноков крупных общежительных монастырей (в том числе и Иосиф-Волоколамского) было, пожалуй, радикальнее, чем скитских монахов. Поэтому ряд авторов высказываются за условность этого термина. Однако, с конца XIX века, когда этот термин был введён в употребление, он устоялся и стал привычен.

Норманнская теория - направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считали норманнов (варягов) основателями государственности в Древней Руси. Сформулирована во 2-й четверти 18 в. Г. 3. Байером, Г. Ф. Миллером и др. Н. т. отвергали М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов и др).

Одним из источников знаний о происхождении Древнерусского государства является «Повесть временных лет», созданная монахом Нестором в начале ХII в. По ее легенде, в 862 г. на Русь был приглашен править варяжский князь Рюрик. Многие историки считают, что варягами были норманнские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и острове Рюген.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Прийдите к нам и правьте нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, основание династии Рюриковичей.

В 882 г. другой варяжский князь Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика) захватил Киев и объединил территорию восточных славян, создав государство Киевская Русь. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь). Таким образом, центрами объединения славянских племен в единое государство становятся города Киев и Новгород Великий.

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления в ХVIII в. так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Ее авторами стали немецкие ученые Миллер и Байер. Против этой теории выступал М. В. Ломоносов. Спор по вопросу о происхождении Русского государства между историками продолжается до настоящего времени.

Обычное право - обычаи, закрепленные государством в качестве правовых норм. О. п. появляется при образовании классового об-ва и государства. При первобытнообщинном строе поведение членов рода регулировалось велениями органов родового самоуправления (старейшинами, советом старейшин) - и обычаями. Самые ранние системы права состоят в осн. из обычаев, переработанных в интересах господствующего класса. Юридическими нормами О. п. становятся только те обычаи, к-рые защищают устои существующего общественного строя. О. п. характерно как для рабовладельческого, так и для феодального об-ва. Примерами О. п. служат такие кодексы, как «Законы двенадцати таблиц», «Русская правда», «Саксонское зерцало». Зачастую в качестве норм О. п. были санкционированы самые гнусные обычаи (напр., право первой ночи). С победой буржуазных революций из правовых норм исключались наиболее устаревшие и дикие обычаи. Однако, стремясь к компромиссу с дворянством, буржуазия сохранила отдельные нормы О. п. В совр. буржуазных государствах нормы О. п., хотя и в незначительной мере, применяются судами при решении конкретных дел. Нек-рую роль О. п. играет в международных торговых отношениях. Законодательство социалистических стран в редких случаях признает за обычаями значение юридических норм (при разделе имущества, наследовании имущества крестьянского двора и в нек-рых др.). Обычаи, в к-рых отражаются вредные пережитки прошлого, преследуются законом.

Онищанин - (от слова огнище-очаг, двор), первоначально младший дружинник древнерусского князя, стоявший во главе княжеского хозяйства. В XI–XIII вв. старший дружинник, «княжой муж», боярин. На ответсвенности О. лежала сохранность княжеского вотчинного имущества. В распоряжении О. находились тиуны.

Окольничий - придворный чин и должность в Русском государстве XIII - начала XVIII вв. Первоначально функциями О. были, по-видимому, устройство путешествий князя и участие в приеме и переговорах с иностранными послами. В XIV-XV вв. О. входил в состав Думы великих князей, был вторым по значению (после боярина) думным чином. О. назначались руководителями приказов, полковыми воеводами, участвовали в организации придворных церемоний.

Опри́чнина - период в истории России (с 1565 по 1572 год), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Также «опричниной» называлась часть территории государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»). Опричнины - в выделении части земель в царстве исключительно для нужд царского двора, его служащих -дворян и армии. Изначально численность опричников - «опричной тысячи» - составляла одна тысячабояр. Опричниной в Московском княжестве также назывался удел, выделявшийся вдове при разделеимущества мужа.

Отроки - младшие княжеские дружинники на Руси X-XII вв. Участвовали в походах и сборах дани, выполняли отдельные поручения князя, в том числе и по судебным делам, взиманию налогов и т.п. Среди отроков были и несвободные люди (холопы).

Перга́мент - (в работах по истории и источниковедению обычно перга́мен) (нем. Pergament, от греч. Πέργαμον, Пергамон) - материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных (до изобретения бумаги). Также древняя рукопись на таком материале. 1) Специально обработанная кожа животных, применявшаяся до изобретения бумаги как основной материал для письма. 2) Рукопись, документ, написанные на таком материале. 3) Плотная бумага, не пропускающая жир и влагу.

Перелог - примитивная система земледелия, при которой после нескольких лет использования землю оставляли без обработки на 8-14 лет для восстановления плодородия почвы и переходили на новый участок.

Повоз - повинность на Руси. "Повоз возити", "возы везти на государя" - обязанность крестьян доставлять продукты сельского хозяйства и промыслов на господский двор и, по распоряжению владельца - боярина или помещика, на рынок и в поход.

Погост - 1) место сбора дани в Древней Руси; были введены княгиней Ольгой в сер. X в. 2) административно-хозяйственная единица в средневековой Руси; 3) сельское кладбище; расположенная вдали от села церковь с кладбищем.

Пожилое - пошлина в России конце XV- XVII вв., которуюуплачивал крестьянин при уходе от сво.его владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего.

Политеи́зм (от греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «Бог, божество» - «многобожие») - система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь.

Полюдье - в Киевской Руси объезд князем и дружиной земель для сбора дани. Дань была неопределенных размеров. Происходило полюдье обычно зимой или осенью, после сбора урожая. Княгиня Ольга после трагической гибели своего мужа, князя Игоря, во время сбора полюдья (945 г.) установила уроки и погосты. С 11 – 12 вв. вместо полюдья повсеместно была введена фиксированная денежная повинность.

Поместье появилось в начале XIV в. - условное держание земли, т.е. земельное владение служилых людей, дворян, помещиков, даваемое за службу князьями. В отличие от вотчины, не передавалось по наследству до 1714 года. Указ Петра Великого о единачалии 1714 г. уравнивал в правах вотчину и поместье. Отныне поместье могло передаваться по наследству. Фактически это было началом возвышения дворянства как главной опоры самодержавия.

Посад - община торговцев и ремесленников; скорее юридическая, чем территориальная, единица в России. Поэтому каждый третий город в России не имел посада. Посады, напротив, часто существовали в сельских местностях или возле монастырей. На посаде лежали тяжелые повинности; он не был привилегированной корпорацией, как на Западе.

Часто посадом считают предместье, или неукрепленную часть города, таким образом сужая понятие.

Посадник - первоначально наместник князя в землях, входящих в состав Древнерусского государства. Впервые термин "посадник" встречается в "Повести временных лет" под 997. Позднее термин "посадник" стал означать название высшей государственной Лукинича (1354) вместо одного посадника ввела шесть, правивших пожизненно ("старые" посадники), из среды которых ежегодно избирался новый - "степенный" посадник. Реформой 1416-17 число посадников было увеличено втрое, а "степенные" посадники стали избираться на полгода. В Пскове с 1308 по 1510 учтены 78 посадников. С присоединением Новгорода и Пскова к Москве посадники были ликвидированы.

Посте́льничий - старинная должность придворного, в обязанности которого входило следить за чистотой, убранством и сохранностью царской постели. Постельничими обычно назначались близкие к царю бояре. При царе Иване III постельничими служили сыновья боярские: Еропкин, Афанасий Иванович; Карпов, Фёдор Иванович (ставший затем известным дипломатом).

При вступлении в должность постельничий присягал хранить государеву постель от колдовства и волшебства. Постельничьи ведали спальниками и всеми людьми, служившими при государевой спальне.

Православие (от греч. – верный + мнение) – одно из важнейших вероисповеданий христианства. Первоначально вся господствующая христианская церковь именовалась православной и католической. После разделения церквей название католическая осталось за западной (римской), православие – за восточной церковью. Формально датой разделения считается 1054 г., когда римский кардинал и константинопольский патриарх отлучили друг друга от церкви. Начало формирования православного направления в христианстве относится к 3 – 5 вв. Связано это с разделением Римской империи на Западную и восточную. Постепенно сформировались важнейшие отличия православия от католичества. Например: православная церковь отвергает добавление западной церкви к «символу веры» «и от сына», т.е. считает «святой дух» исходящим только от Бога-отца; в православной церкви отсутствует целибат (обязательное безбрачие духовенства), миряне причащаются как хлебом, так и вином. Центром православия стала сначала Византия и ее столица Константинополь. Постепенно возникло несколько автокефальных церквей (административно самостоятельных) церквей. Крещение Руси предпринято при Владимире Святославовиче в 988 г., когда православие стало государственной религией. С 1448 г. действует самостоятельная Русская православная церковь.

Прика́зы - органы центрального государственного управления в Русском государстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями.

Рало - (от орать - пахать) - 1) Земледельч. орудие, близкое по типу к примитивному плугу. Р. с железными наконечниками появилось у вост. славян в 1-м тысячелетии н.э. В 9-10 вв. появился плуг. В отд. местностях нек-рые виды пахотных земледельч. орудий паз. Р. до нач. 20 в. (на Украине - орудие в виде колоды с 3-4 зубьями и др.). 2) Единица обложения княж. данью в Др. Руси, к-рая существовала примерно до 14 в. В кон. 13 - нач. 14 вв. Р. заменила повинность, к-рая наз. поплужное. Термин "Р." упомянут впервые в "Повести временных лет" при описании событий 10 в.

Родовая община - пришедшие на смену человеческому стаду более сплоченные коллективы людей, члены которых были связаны между собой узами кровного родства и верой в общего предка. Сородичи (члены родовой общины) вели общее хозяйство. Во главе общины стоял старейшина, выбираемый из числа самых опытных и уважаемых сородичей. Каждый член общины был включен в общий трудовой процесс и получал от общины часть общественной продукции. Больные и старики содержались за счет общины.

Рядовичи - 1. В Киевской Руси - люди, находившиеся в зависимости от господина по "ряду" (договору). По своему положению рядовичи были близки к закупам. По Русской Правде штраф за убийство рядовича равнялся штрафу за убийство холопа и смерда. Историк Л.В. Черепнин полагает, что на Руси не было особой категории крестьян-рядовичей, и выдвигает гипотезу, что термин "рядовичи" в Русской Правде употреблен для обозначения рядовых смердов и холопов. 2. В русских городах XIV-XVI вв. члены корпорации владельцев лавок одной профессии на городском торгу ("ряда"). Рядовичи сообща владели отведенной под лавки территорией, имели своих выборных старост, обладали особыми правами на сбыт своих товаров. В Новгороде и Пскове периода независимости рядовичи пользовались также определенными судебными правами, которые при переходе этих городов под великокняжескую власть были ограничены.

Синкрети́зм (от греч. συγκρητισμός - соединение, объединение) - соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии.

Служилые князья (служебные князья, подручники) - в средневековой Руси класс князей, находящихся на службе у владетельных князей. Одна часть их была безземельными, обычно насильственным путём лишившаяся земельных владений (с X века). Вторая часть сама была мелкими вотчинниками, вынужденными прибегать к покровительству великих князей Московских и Литовских (с XIV века), после чего сохранявшими в своих руках суд, управление и наследственное владение. Известия о служилых князьях встречаются с середины XIII века. Ранее для обозначения подобного положения одного князя по отношению к другому использовалось слово подручник (такие отношения могли быть связаны с уплатой дани), в отличие от сын (могли быть связаны с несением военной службы) и брат. В эпоху Дмитрия Донского (1363-1389) подручными князьями великого князя московского называются, в частности, белозерские князья, чьи владения были выкуплены Иваном Калитой у их предков. Впоследствии, при образовании Российского централизованного государства, в служилых превратилось большинство удельных князей. Также служилые князья, лишившись многих своих привилегий, утратили то лидирующее положение при московском дворе, которое они заняли в XIV-XV веках, уступив его боярам.

Служилые люди в Русском государстве XIV - нач. XVIII в. лица, находящиеся на государственной (военной или административной) службе. С середины XVI в. делились на служилых людей "по отечеству" (бояре, дворяне, дети боярские) и служилых людей "по прибору" (казаки, стрельцы, воротники, пушкари, городовая стража и др.). Служба "по отечеству" была наследственной, определялась происхождением. Служилые люди "по прибору" набирались из крестьян и посадских людей, которые при этом получали денежное, хлебное и земельное жалование и освобождались от государственных налогов и повинностей.

Служилые татары - этносословная группа татарского населения в Московском княжестве, Русском Царстве и Российской империи в XIV-XVIII вв. Первоначально формировались из представителей татарской феодальной знати, перешедших на русскую службу из Золотой Орды и татарских ханств, затем, после завоевания Казанского ханства (1552), из ясачных (вследствие превращения их собственных наделов в поместья), а также живших в отданных им на «кормление» русских городах (Кашире, Серпухове, Романове, Юрьеве-Польском, Боровске и т. д.). «Передача» русских земель татарским царевицам значила только получение ими с этих городов средств на содержание себя и своих воинов в обмен на военную службу на русской стороне. Оговаривалась защита русского населения от любых посягательств со стороны служилых татар и суровые наказания за попытки подобных посягательств.

Несли иррегулярную военную службу. Участвовали в Ливонской войне (1558-1583), военных походах России, охраняли границы. Также служили толмачами, писцами, послами и др. За службу получали земельное, денежное и хлебное жалованье.

Служилые татары сохраняли свою национальную систему деления и подчинялись своим ханам, мурзам и бекам (князьям). Их конные отряды обычно присоединялись к тем полкам, где в данный момент они были нужны.

Смерд (мн. смерды) - категория населения по «Русской правде», крестьянин на Руси IX-XIV веков, земледелец. Изначально свободные (в отличие от холопов), по мере развития поместной системы были постепенно закрепощены. Смерды находились в прямой зависимости от князя.

Сосло́вие - социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии и обязанности определяются законом. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.

Стреле́ц - служилый человек «по прибору» в XVI - начале XVIII веков; всадник или пехотинец, вооружённый «огненным боем». Стрельцы в России составили первое регулярное войско.

Стриго́льничество (стриго́льники, стриго́льниковы учениќи) - религиозное движение XIV века, возникшее в Пскове и затем распространившееся на Новгород; одно из самых известных, наряду с жидовствующими, религиозных движений в средневековой Руси. Рассматривается православными церковными историками как раскол в Русской церкви. Стригольники отвергали церковную иерархию, выражали недовольство практикой «поставления пастырей на мзде» (то есть продаже церковных должностей).

Тиун - представитель вотчинной администрации в Древней Руси. Существовали различные категории: конюший тиун управлял княжеской или боярской конюшней; ратайный тиун распоряжался сельскохозяйственными работами на господском поле; сельский тиун контролировал работы в княжеском селе земледельцев и холопов.

Те́мник (от тьма - десять тысяч) - русское наименование воинского звания тумэнбаши в Золотой Орде. В английском языке термин темник также передается словами general, emir. Темник командовал десятью тысячами воинов, состоял под непосредственным начальством хана. Некоторые из темников сыграли важную роль в истории Орды, например, Ногай, Мамай, Едигей, Бурундай. Военные советники Субудай-багатур и Джэбэ-нойон тоже были темниками.

Теория " Москва-Третий Рим"- политическая теория 15-16 вв., утверждавшая историческое значение столицы Русского государства - Москвы как всемирного политического и церковного центра. Московские цари провозглашались преемниками римских и византийских императоров. Сформулирована в письмах Филофея великому князю московскому Василию III.

Тризна - оплакивание умершего. День, установленный в память умершего, включал несколько ритуальных действий. Погребальные игры воинов, тоже называвшиеся "тризна", напоминали о земных делах умершего и о том, что человек одинаково принадлежит трем мирам: небесному, земному и подземному (отсюда сакральное "три"). Затем была страва - поминки (которые иногда неправильно называют "тризна"). С погребальным обрядом связаны также трогательные образы женских божеств смертной печали Карны (ср.: окарнать, постигла кара) и Жели, которые встречаются в "Слове о полку Игореве", Кручины и Журбы (в других племенах), - воплощающих беспредельное сострадание. Считалось, что одно лишь упоминание их имен (пожалеть, жалость) облегчает души и может спасти от многих бедствий в дальнейшем. Не случайно в фольклоре славян так много плачей и причитаний. Корень "три" с сакральным смыслом отрицания "нечета", как символа несчастья, часто встречается в заклинаниях. Ярославна плачет: "Светлое и тресветлое солнце!"

Тысяцкий - военачальник, возглавлявший древнерусское городское ополчение ("тысячу"). В Новгородской республике тысяцкий выбирался на вече из бояр на определенный срок (чаще всего на год) и являлся помощником посадника. Он предводительствовал новгородскими горожанами и наблюдал за состоянием укреплений; был также судьей по торговым делам. Тысяцкий, выполнявший свои обязанности, назывался степенным тысяцким, а после выбора на вече другого тысяцкого получал звание старого тысяцкого. В городах, не имевших вечевого управления, тысяцкие назначались князьями; в Москве и Твери - из числа знатных бояр, а их должность становилась наследственной. Опасаясь их усиления, кн. Димитрий Иванович Донской после смерти В.В. Вельяминова (1374) упразднил должность тысяцкого в Москве и казнил сына Вельяминова Ивана (1379), который добивался ее восстановления. Тысяцких стали заменять наместники, и к сер. XV в. должность тысяцкого постепенно исчезает.

Удел - доля члена княжеского рода в родовом владении. В XII-XVI вв. составная часть великого княжества, управляемая членом великокняжеской семьи - удельное княжество.

Удельные князья - переходя на службу к великому князю московскому, У.к. не порывали связи со своим уделом, сохраняя его часто как свою вотчину или же будучи назначенными наместниками великого князя. Служили при московском дворе в качестве служилых князей или бояр. Право перехода от одного князя к другому и передачи своих уделов по наследству потеряли при Иване III, который стал брать записи о верности службы. В XVI в. уделы перестали существовать, бывшие У.к. перешли на службу к великому князю московскому и вошли в состав придворной аристократии, слилившись с боярством. В их ведении был суд по «земельным» и «разбойным» делам, а их даньщики собирали в удельную казну поборы и пошлины. Во внешнеполитической сфере – полное подчинение московскому великому князю. Что касается территории, управляемой служилым князем, то она становилась административно-территориальной единицей в системе общерусского управления – уездом.

Улус - в монгольских диалектах это слово имеет несколько значений, из которых наиболее распространенные: 1) У. -племенная группа, принадлежащая к одному родовому корню; 2) наследственное владение одного из членов господствующей династии, территория и ее население. Иногда У. разрастался в крупное кочевое государство, обычно путем насильственного присоединения соседних народов. Так первоначальный У. Джучи, чингисханова сына, при следующем хане Бату в 1240 году распространился из Средней Азии на все степи Восточной Европы, подчинив себе также казачьих предков Черных Клобуков и Бродников.

Флорентийская уния - соглашение об объединении католич. и правосл. церквей на соборе во Флоренции в июле 1439. Ф. у. была заключена на условиях принятия православием догм католич. вероучения при сохранении правосл. обрядов, греч. языка при богослужении, брака священников и причащения всех верующих т. е. хлебом и вином. Папство стремилось посредством унии подчинить правосл. церковь и «правосл. страны» своему влиянию. Греч. духовенство и визант. император Иоанн Палеолог согласились на унию, надеясь получить помощь от Зап. Европы в борьбе против турок. Акт об унии подписал и рус. митрополит Исидор, грек по национальности. Однако рус. духовенство и великий князь Василий II Темный отказались принять Ф. у.; Исидор был низложен. Только в нек-рых юго-зап. областях Руси, подчиненных в то время лит. князю, Ф. у. была принята. Отказ рус. церк. и светских властей признать Ф. у. перечеркнул планы папства относительно подчинения Руси своему политич. влиянию. Это имело большое значение для укрепления международ, положения рус. гос-ва. Вскоре Ф. у. была отвергнута и в Византии: Иерусалимский собор правосл. церкви 1443 предал ее проклятию.

Холопы - люди, право владения которыми у господ не было ничем ограничено (фактически они были рабами в русском феодальном обществе). Известны на Руси с 10 в. Холопы не имели своей собственности и в любой момент могли быть проданы или отданы любому лицу. За действия холопа нес ответственность господин. Вместе с тем, в отличие от рабов античных, холопы могли быть «посажены» на землю в качестве крепостных. Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или за преступление, через женитьбу или замужество на холопе или холопке. В реальной жизни холопы состояли из двух категорий: слуги феодала, входившие в состав его личной челяди и дружины (из их среды выходила княжеская администрация и даже видные представители господствующего класса)); вторую категорию составляли пашенные холопы («страдники»), холопы-ремесленники. На протяжении 16 в., в связи с распространением крепостного права, роль холопов уменьшалась. С 17 в. наиболее массовым становится «служилое» холопство. Часть его, получая за «службу» землю в условное держание, вливались в состав господствующего слоя, становясь как бы холопами великого князя. Другая часть в 17 – 18 вв. была «положена в тягло» (т.е. подати, натуральные налоги или повинности крестьян и посадских людей в 15 – 18 вв.), слившись с массой крепостных крестьян.

Феодалы. По мере углубления процесса государственной консолидации класс феодалов распадался на следующие группы: служилых князей, бояр, слуг вольных и детей боярских, "слуг под дворским".

Служилые князья составляли верхушку класса феодалов. Это бывшие удельные князья, которые после присоединения их уделов к Московскому государству потеряли свою самостоятельность, но сохранили право собствен­ности на землю. Они занимали руководящие посты в войске и являлись на войну во главе собственных дружин (позже слились с верхушкой боярства).

Бояре, или княжата, составляли экономически господствующую группировку внутри класса феодалов. Средними и мелкими феодалами были слуги вольные и дети боярские. Те и другие несли службу великому князю.

Феодалы обладали правом отъезда, т.е. они вправе были выбирать себе сюзерена по своему усмотрению. Поскольку в XIV-XV вв. различных княжеств существовало еще много, у феодалов были довольно широкие возможности для выбора. Отъезжающий вассал не терял своей вотчины. Поэтому случалось, что земли у боярина были в одном княжестве, а служил он в другом, иногда враждующим с первым. Бояре стремились служить наиболее сильному и влиятельному князю, способному защитить их интересы.

В XIV - начале XV в. право отъезда было выгодно московским князям, так как способствовало собиранию русских земель. Но по мере укрепления централизованного государства оно стало мешать им: этим правом пытались воспользоваться служилые князья и верхушка боярства с целью воспрепятст­вовать дальнейшей централизации и даже добиться прежней самостоятельнос­ти. Поэтому великие московские князья стараются ограничить право отъезда, а затем и вовсе его отменить. Способом борьбы с отъезжающими боярами было лишение их вотчин. Позже на отъезд начали смотреть уже как на измену.

Низшую группу феодалов составляли"слуги под дворским", которые часто набирались из княжеских холопов. Со временем некоторые из них стали занимать более или менее высокие посты в дворцовом и государственном управлении. При этом они получали от князя землю и становились настоящими феодалами. "Слуги под дворским" существовали как при великокняжеском дворе, так и при дворах удельных князей.

В XV в. в положении феодалов происходят заметные сдвиги, связанные с усилением процесса централизации. Изменился состав и положение боярства. Во второй половине века число бояр при московском дворе выросло в четыре раза за счет удельных князей, пришедших на службу к московскому великому князю вместе со своими боярами. Княжата оттеснили на второй план старинное московское боярство. В результате меняется смысл самого термина "боярин". Если раньше он означал лишь принадлежность к определенной социальной группе - крупным феодалам, то теперь боярство становится придворным чином, который жаловал великий князь (введенные бояре). Этот чин присваивался преимущественно служилым князьям. Вторым придворным чином стал чин окольничего. Его получила основная масса прежнего боярства. Бояре, не имевшие придворных чинов, слились с детьми боярскими и слугами вольными.


Изменение природы боярства повлияло на его отношение к великому князю. Прежнее московское боярство связывало свою судьбу с успехами князя и поэтому всемерно помогало ему. Теперешние же бояре - вчерашние удельные князья - были настроены весьма оппозиционно. Великие князья начинают искать опору в новой группе класса феодалов - дворянстве. Дворяне формировались прежде всего из "слуг под дворским" при дворе великого князя, удельных князей и крупных бояр. Кроме того, великие князья, особенно Иван III, давали землю на правах поместья многим свободным людям и даже холопам при условии несения военной службы. Дворянство целиком зависело от великого князя, а потому являлось его верной опорой. За свою службу дворянство надеялось получить новые земли, крестьян. Влияние дворянства росло по мере уменьшения влияния боярства. Последнее со второй половины XV в. сильно пошатнулось в своих экономических позициях, не будучи в состоянии приспособиться к новой социально-экономической обстановке.

Крупным феодалом по-прежнему оставалась церковь. В центральных районах страны монастырское землевладение расширяется за счет пожалований местных князей и бояр, а также в силу завещаний. На северо-востоке монастыри захватывают неосвоенные, а часто и черносошные земли. Великие князья, обеспокоенные оскудением боярских родов, принимают даже меры к ограничению перехода их земель монастырям. Делается и попытка отобрать землю у монастырей, чтобы раздать ее помещикам, но эта попытка терпит крах.

Крестьяне. Сельское феодально-зависимое население именовалось сиротами. В XIV в. этот термин постепенно вытесняется новым - крестьяне (от "христиане"), хотя наряду с ним употребляется и такой, как "смерды". Крестьяне делились на две категории- чернотяглых и владельческих. Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежавших помещикам и вотчинникам, чернотяглые - на остальных, не отданных еще какому-либо феодалу. Эта категория земель считалась принадлежащей непосредственно князю. Следовательно, чернотяглые крестьяне проживали в домениальных владениях великих и удельных князей. В XV в. происходит прикрепление чернотяглых крестьян к земле и закрепощение владельческих.

Установление феодальной зависимости предполагает экономическое принуждение крестьянина к труду на феодала, захватившего основное средство производства - землю. С развитием феодализма требуются уже меры политического, правового принуждения. Но крестьяне имеют еще право перехо­да от одного владельца к другому. От таких крестьянских переходов страдали преимущественно мелкие феодалы. Они-то и стремились к закрепощению крестьян. Организованное закрепощение началось с того, что великие князья особыми грамотами закрепляли за отдельными землевладельцами определен­ные группы крестьян. Одними из первых были прикреплены старожильцы.

Старожильцы - это люди, исстари живущие у того или иного феодала несшие обычные феодальные повинности, а также тягло в пользу государства Старожильцам противопоставлялись новопорядчики (новоприходцы). Феодалы, заинтересованные в притоке рабочей силы, охотно принимали крестьян свои вотчины и поместья. Новопорядчик освобождался от государственног тягла, а иногда и от феодальных повинностей. Порою новопорядчики получал от нового хозяина подмогу или ссуду. Они могли перейти к другому феодала лишь расплатившись с прежним. Если новопорядчик много лет проживал на одних и тех же землях, он считался старожильцем.

Следующую группу зависимых людей составляли серебряники. Это были люди, взявшие у феодала "серебро", т.е. деньги в долг и обязанные отработав его. Расплачиваться с долгами было зачастую трудно из-за высоких процентов.Серебряник до уплаты долга не мог сменить хозяина.

Одной из групп зависимых людей были половники - бедняки, не имевшие собственной запашки. Они пахали господскую землю, отдавая за пользование ею половину собранного урожая.

В конце XV в. появляется еще одна категория зависимых людей - бобыли которые получали у феодала жилище, а иногда и нетяглую (не облагаемую налогами) землю. Бобыли имелись не только у светских феодалов, но и уцеркви. Были даже бобыли, которые жили на черных землях. В этом случае они зависели не от господина, а от крестьянской общины.Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закрепощению крестьян. Он установил, что отныне крестьяне могут уходить от своих господ только в Юрьев день (26 ноября), за неделю до него и неделю после него. При этом крестьянин должен был уплатить определенную сумму - пожилое.

Холопы. Татаро-монгольское иго привело к сокращению численности холопов на Руси. Плен как источник холопства потерял значение.

Холопы подразделялись на несколько категорий. Имелись большие, полные и докладные холопы. Большие холопы - это верхушка холопства, княжеские и боярские слуги, иногда занимавшие высокие посты. Так, до XV в. княжеской казной ведали должностные лица из холопов. В XV в. некоторые холопы получают за свою службу князю землю. Полные и докладные холопы работали в хозяйстве феодала в качестве прислуги, ремесленников и землепашцев. Все более очевидной становится экономическая невыгодность холопского труда. Поэтому наблюдается тенденция к относительному сокраще­нию холопства. По Судебнику 1497 г. в отличие от Русской Правды свободный человек, поступивший в ключники в городе, уже не считался холопом. Отменялось и превращение феодально-зависимого крестьянина в холопа за бегство от господина. Количество холопов сокращалось также за счет отпуска их на волю. С течением времени это становится вполне обычным явлением. Чаще всего отпускали холопов по завещанию. Освобождали своих холопов и монастыри. Холоп, бежавший из татарского плена, считался свободным.

В данный период развивается процесс постепенного стирания грани между холопами и крестьянами, начавшийся еще в Древней Руси. Холопы получают некоторые имущественные права, а закрепощенные крестьяне все больше их теряют. Среди холопов различалисьстрадники, т.е. холопы, посаженные на землю.

Наряду с относительным сокращением числа холопов возникает новый разряд людей, сходных с ними по положению, - кабальи люди. Кабала возникала из долговой зависимости. Должник должен был отрабатывать проценты. Чаще всего кабала становилась пожизненной.

Городское население. Города делились обычно на две части: собствен­но город, т.е. огороженное стеной место, крепость и окружающий городские стены торгово-ремесленный посад. Соответственно этому делилось и население. В крепости (детинце) жили преимущественно представители княжеской власти, гарнизон и слуги местных феодалов. На посаде селились ремесленники и торговцы. Первая часть городского населения была свободна от налогов и государственных повинностей, вторая относилась к тяглому "черному" люду.

Промежуточную категорию составляло население слободок и дворов, принадлежавших отдельным феодалам и расположенных в городской черте. Эти люди, своими хозяйственными интересами связанные с посадом, были тем не менее свободны от городского тягла и несли повинности только в пользу своего господина. Экономический подъем в XV в., развитие ремесла и торговли укрепляли положение городов, а следовательно, поднимали и значение посадских людей. В городах выделяются наиболее состоятельные круги купечества - гости, ведущие иноземную торговлю. Появилась особая категория гостей - сурожане, ведущие торговлю с Крымом (с Сурожем -Судаком). Несколько ниже стояли суконщики - торговцы сукном.