Меню

Александровская тюрьма на сахалине. Советские лагеря на сахалине. Побег был таким же адом

Школа

В середине XIX века царские чиновники задумали провести эксперимент по очеловечиванию рецидивистов. 50 лет на острове Сахалин находилась «обособленная зона», где преступники перевоспитывались каторжным трудом.

Сахалин был выбран не случайно, сбежать оттуда было невозможно, кругом море. Предполагалось, что после окончания срока каторги колонисты останутся на острове и станут поднимать сельское хозяйство. Нечто подобное сделали англичане на австралийском континенте. Именно с них был списан сахалинский эксперимент.
Первых этапированных ссыльных Сахалин принял в 1858 году. Всего 16 человек. В 1869-м остров официально объявили местом ссылки и каторги. До 1905 года здесь находилось около 37 тысяч каторжников. Поначалу ссыльные добирались до Сахалина пешком через Сибирь - более двух лет. С 1879 года их стали перевозить по морю из одесского порта. Весь путь, занимающий 3-4 месяца, осужденные проводили в кандалах в душных трюмах. Десятая часть каторжников умирали, не доплыв до Сахалина. Содержание на острове было невероятно суровым. Спали каторжники в бараках с земляным полом, по 30-50 человек. Днем во время работы их руки и ноги заковывали в кандалы, а иногда приковывали к тачке. Большинство осужденных работали на угольных шахтах, остальные занимались лесозаготовками и строительством. Надежды царских чиновников не оправдались. Тяжелые условия людей еще больше озлобляли. 20% отбывших срок, совершали новые преступления и приговаривались к смертной казни. Такие приговоры приводили в исполнение кто-нибудь из осужденных. Например, серийный убийца Комлев, получивший 55 лет каторги, казнил 13 человек.
Не помогла также и строгая изоляция островитян. Только за первые три года с Сахалина сбежало более тысячи человек, третья их часть очутились в Японии. Японский МИД даже послал официальную депешу российским властям с требованием усилить охрану каторжников. Женщин тоже ссылали на Сахалин, но только с 1884 года. Содержание для них было чуть более облегченное, чем для мужчин. В 90% случаев эти женщины были убийцами собственных мужей.
По одной из версий, знаменитая аферистка Сонька «Золотая ручка» провела на Сахалине остаток своих дней. Администрация лагеря зарабатывала на этой экзальтированной особе хорошие деньги. Вот что писал о ней тогдашний журналист Панкратьев: «Сонька была главной достопримечательностью каторги. Ее содержали в одиночной камере в кандалах, но периодически выводили на тюремный двор, чтобы сфотографировать. Фотографии делали постановочные. Строили декорацию наковальни, выбирали крепких мужиков - кузнецов и снимали сцену заковывания Золотой Ручки в кандалы. Эти фотокарточки пользовались большой популярностью на всех пароходах, которые приплывали на Сахалин. Они продавались сотнями. В 1894 году г. Сонька, отмотав срок, вышла на поселение. Ее отдали в сожительство к Степану Богданову, серийному убийце. Его все боялись, но Сонька смогла с ним договориться».
Получается, что тюремные власти пристраивали женщин к мужчинам каторжанам, соотношение которых было 8-10:1. Таким образом, в рамках эксперимента награждались особо образцовые арестанты, которым необходимо было адаптироваться к обычной жизни и приступить к сельскохозяйственным работам. При этом у женщин не было права выбора. Когда срок каторги заканчивался, арестант получал статус поселенца. За счет казны ему выделяли лопату, топор, мотыгу, и провизии на месяц - рыбу, солонину и сухари. Поселенец должен был отправиться в тайгу, за несколько километров, там построить дом и разработать участок под посадки.
Если поселенец не ленился, то администрация каторги ссужала ему домашнюю скотину, инвентарь и семена. Казенное пищевое довольствие он получал в течение двух лет. За год один поселенец получал 25 кг муки, 50 кг мяса, 3 кг крупы. Также выдавались сапоги и сукно. Если мужчина и женщина вступали в брак, то им выплачивалась премия в размере 30 рублей. Сахалинский статистик Карпов привел такие цифры: в 1895 году всего поселенцев насчитывалось 2473, 222 из них женщины. Только у третьей части «было образцовое хозяйство». По словам Карпова, прилежанием отличались старообрядцы, поляки и штундисты. 10% поселенцев «сбивались в шайки, бомжевали. Остальные, стремясь вернуться на материк, выполняли какую-нибудь н сложную работу за еду.
К 1904 году на острове проживали 2 тысячи коренного народа айнов и 46 тысяч заключенных, поселенцев и вольных жителей. Когда война с Японией была проиграна, Россия лишилась Южного Сахалина. Граница пересекла остров пополам по 50-й параллели. В 1906 году сахалинскую каторгу официально упразднили. Но восстановление полных прав бывших каторжан произошло только к февралю 1913 года. В 1910 году им было разрешено свободное передвижение по острову и частное предпринимательство, но только внутри острова. Тогда на русской территории Сахалина проживало около 6 тысяч человек. Японцы со своей части острова почти всех русских вывезли. Оставили только 220 человек, опять же поляков, старообрядцев и немцев-штундистов. А 400 беглых каторжников, живших грабежами и убийствами, которых царская власть искала их годами, японцы в короткий срок отловили и расстреляли. В период с 1908 по 1917 год царское правительство России намеревалось заново заселить половину Сахалина обычными гражданами. Людям предлагались огромные по тем временам льготы: 400 рублей на семью, освобождение от налогов на 5 лет, мужчинам 3-х годовая отсрочка от армии. Но даже все это привлекло на остров минимальное количество желающих. За 9 лет туда переселились всего 600 человек. Сахалин оставался в памяти людей местом гиблым, прокаженным.

Каторга как средство освоения отдаленных территорий не была российским изобретением. Можно вспомнить опыт Англии при освоении Нового Света в XVII-XVIII веках. Или не менее драматичную историю заселения Австралии, которая началась в 1788 году. Тогда флотилия капитана Филиппа доставила в Новый Уэльс группу ссыльных, основавших на берегу залива Порт-Джексон первый европейский поселок - будущий Сидней. Почти восемь десятилетий «старая добрая Англия» колонизировала целый континент, создавая военно-каторжные поселения. До 1868 года туда было сослано 155 тысяч человек.

На Сахалине первый каторжник оказался еще в 1858 году. Историкам даже известно его имя - Иван Лапшин. Он служил у одного из горных инженеров, который занимался изучением угольных месторождений. Позднее каторжан доставляли в Дуэ небольшими партиями. Отработав на шахте один-два года, они возвращались на материк.

Александр II утвердил «Положение Комитета об устройстве каторжных работ». Документ официально определил Сахалин как место каторги и ссылки. Именно эту дату принято считать официальным началом каторги, «прославившей» остров в России и за ее пределами на долгие годы.

Сахалин казался властям Империи идеальным местом для каторги - отдаленность и труднодоступность территории сводили на нет все попытки побегов. Неосвоенный остров давал огромный простор для деятельности после освобождения заключенных. А появление здесь большого количества русских усиливало влияние Российской Империи на Дальнем Востоке, что тоже являлось неоспоримым плюсом. Кроме того, рабочие руки давали возможность получить наконец доступ к богатствам острова.

По масштабам ссылки Сахалин, несомненно, уступал Австралии. Первые годы каторжан доставляли сюда небольшими этапами: в 1870 году - 250, в 1871 - 165 человек. Целью ссылки было не столько наказание, сколько добыча угля для Сибирской флотилии. Пост Дуэ стал своеобразной каторжной «столицей» Сахалина. Здесь находилась канцелярия специального чиновника - заведующего ссыльнокаторжными Приморской области, и в 1875 году была построена первая тюрьма.

Наряду с учреждением каторги были и попытки переселения на Сахалин свободных крестьян. В том же 1869 году сюда доставили более 20 семей из Тобольской и Иркутской губерний. На юге острова они основали три селения: Воскресенское, Станционное (Такое) и Новоалександровское. В 1871 году в них побывал ученый-агроном М.С. Мицуль, который описал опыт крестьян по ведению сельского хозяйства.

Переселенцы принадлежали к малоимущей прослойке сибирской деревни. Их обустройство требовало немалых забот, но администрация не смогла создать условий для их закрепления на острове. В 1886 году они сбежали с Сахалина в Южно-Уссурийский край.

Антон Чехов, писатель, общественный деятель

«Итак, вольную колонизацию на юге Сахалина следует признать неудавшеюся. Виноваты ли в этом естественные условия, которые на первых же порах встретили крестьян так сурово и недружелюбно, или же все дело испортили неумелость и неряшливость чиновников, решить трудно, так как опыт был не продолжителен...»

Сначала каторга также не оказывала заметного влияния на заселение острова. С 1868 по 1878 гг. ссыльные основали всего два селения: Мало-Александровку (1869 год) и Ново-Михайловку (1872). Это объяснялось трудностями доставки ссыльных, которые шли этапами из Сибири полтора-два года. Поэтому в МВД возникла идея отправлять каторжников на Сахалин полукругосветным морским путем. Их доставку взяло на себя Общество Добровольного флота. Первый рейс, или, как тогда говорили, «сплав», на Дальний Восток сделал пароход «Нижний Новгород». Он вышел из Одессы 7 июня 1879 года, имея на борту 500 каторжан и казенные грузы для тюремного ведомства.

Начальник государственного тюремного управления М.Н. Галкин-Враской издал распоряжение, которое запрещало переводить на материк людей окончивших срок каторжных работ. Ссылка на Сахалин становилась практически безвозвратной. Каторжане, отбыв наказание в тюрьме, переходили в разряд ссыльнопоселенцев. Они-то и составляли основной «колонизационный элемент» заселения острова.

В дальнейшем «добровольцы» доставляли будущих сахалинских колонистов регулярно - весной и осенью. На линии Одесса - Сахалин курсировали пароходы «Нижний Новгород», «Кострома», «Петербург», «Владивосток». В 1893 году в Англии построили пароход «Ярославль», специально оборудованный для перевозки крупных партий заключенных. Это была настоящая плавучая тюрьма, приспособленная для кругосветных морских переходов.

Подневольное освоение

Выход каторжан на поселение в 80-90 гг XIX века составлял около 800 человек в год, и селения на Сахалине стали появляться одно за другим. Так, если за двенадцать лет (1874 - 1885 гг) было основано 21 селение, то за последующий аналогичный период (1886 - 1897 гг.) - ровно 100. К 1898 году на острове было более 130 русских селений, в том числе в Александровском округе - 37, Тымовском - 28, Корсаковском - 68 селений. После этого «увлечение колонизацией» закончилось, и новые селения почти не появлялись.

Жизнь в сахалинских поселениях, которые возникали среди нехоженой тайги, во многом зависела от дорог и связи. В 1881 году первый телеграфный кабель соединил Дуэ с материком. Через три года линию провели от поста Александровского до селения Рыковского, а в к 1892 году - до поста Корсаков. Но в целом сообщения внутри острова были развиты плохо. К 1900 году лишь 80 из более чем 130 селений соединялись проезжими дорогами - их общая протяженность составляла всего около 600 верст.

Без нормальных дорог, кроме узких лесных просек, оставались 52 селения. Они были отрезаны от цивилизации практически круглый год. Отсутствие дорог тормозило заселение Сахалина и ставило администрацию в безвыходное положение - снабжать поселенцев было практически невозможно.

По «Положению об управлении о. Сахалином» от 15 мая 1884 года главное руководство всеми сахалинскими делами принадлежало генерал-губернатору, а местное вверялось начальнику острова, назначаемому из военных генералов. Административно остров делился на три округа: Александровский, Тымовский и Корсаковский. В ведении начальников округов и окружных полицейских управлений находились поселения и тюрьмы.

По данным Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года на Сахалине проживало 28,1 тысячи человек. В том числе в Александровском округе - 11,1 тысячи, Тымовском - 8,4 тысячи, Корсаковском - 8,6 тысячи человек. Влияние каторги отразилось на демографических характеристиках населения, 72,8 % которого составляли мужчины и только 27,2% - женщины. Этот факт неблагоприятно сказывался на «приживаемости» населения и его бытовом укладе.

По национальному признаку население Сахалина было представлено почти всеми народами империи. Большинство составляли русские - 56,3%, затем украинцы - 8,4%, поляки - 5,8 %. Всего на острове проживали представители 20 национальностей. Около 15% населения составляли коренные малочисленные народности: нивхи - 7,1%, айны - 5,1, уйльта - 2,5%.

Плейлист каторжанина:

  • Ах ты доля - Сергей Садовников
  • Прошальное слово - Сергей Садовников
  • Зачем я, мальчик, уродился - Сергей Садовников
  • Идёт он усталый - Сергей Садовников
  • Песня каторжника - Николай Шевелев
  • Скажи мне товарищ, как попал ты в рудник - Дмитрий Ершов
  • То не ветер ветку клонит - Хор каторжников тобольской каторги

Экономика стальных кандалов

Основной деятельностью каторжан была рубка угля. В начале XX века с Сахалина вывозилось 45-47 тысяч тонн угля, что составляло четверть его годового потребления в Приамурском крае. Развитие отрасли сдерживалось недостатком рабочей силы и отсутствием портов. Ввоз иностранных рабочих правительство не разрешало. Для расширения трудовых ресурсов использовалась все та же каторга.

Хотя хватало и других забот - заключенные трудились над строительством дорог, мостов и заготовке древесины. Каторга не отдыхала практически никогда - работы начинались с рассветом и могли продолжаться до глубокой ночи. Заключенным был положен один выходной день - воскресенье, но при наличии срочных работ им вполне могли пренебречь. Трудились даже на Пасху - православные в этот день, естественно, получали выходной - но на Сахалине хватало и представителей других конфессий.

Обилие дешевой и бесправной рабочей силы приводило к тому, что на Сахалине большинство шахт использовали исключительно ручной труд - механизация или отсутствовала полностью или была минимальна. Это порождало чудовищные условия труда - вырубка и подъем угля в шахтах велись вручную. За смену каторжник добывал 10-15 пудов твердого топлива. Основным местом угледобычи на Сахалине был Дуйский рудник - здесь трудилось 400 каторжан. Рабочей силой шахты обеспечивали две расположенные рядом тюрьмы - Воеводская и Дуйская. Современники отмечают крайне жестокое отношение к каторжанам и ужасающие условия их труда - за малейшее нарушение дисциплины заключенных наказывали - отправляли в карцер или избивали.

Следующей по значению отраслью экономики Сахалина была добыча рыбы и морепродуктов. Во второй половине 19 века сложился сахалинский рыбодобывающий район, который активно втягивался в общероссийский рынок. Но по сравнению с другими регионами Приамурского края доля его поставок на внутренний рынок была ниже. Причина проста - засилье японского капитала, вывозившего продукцию сахалинских морских промыслов в Японию.

Пытались развивать на острове и собственное сельскохозяйственное производство. Несмотря на огромные затраты в период каторги, прочной базы на Сахалине так и не сложилось. Местные хозяйства давали только 30% потребного количества зерна, и население почти полностью зависело от завоза продовольствия. Но несмотря на это, опыт ведения сельского хозяйства в условиях Сахалина был очень важен для последующих поколений.

Труд десятков тысяч ссыльных, крестьян, солдат, матросов, представителей интеллигенции стал материальной предпосылкой закрепления острова за Россией. Но Сахалин так и не стал российской «Австралией», то есть процветающей колонией могучей империи. Печален, прежде всего, итог заселения Сахалина с помощью каторги. Объяснялось это не столько географическим положением и природно-климатическими условиями, сколько плохой организацией переселенческого дела и неблагоприятным влиянием внешнеполитических факторов.

Кругом море, а посередине - горе

Ссыльная колония наложила неизбежный отпечаток на все стороны жизни острова. Ее мрачная слава отразилась в судьбе нескольких поколений сахалинцев, сложивших о том времени горькие пословицы: «Кругом море, а посередине - горе»; «Вокруг вода, а посередине - беда».

Но было бы неправильно воспринимать Сахалин той поры как сплошное «темное царство». Зачатки культурной жизни отмечались и здесь. Первая школа на острове появилась в 1875 году в посту Корсаковском (на год раньше, чем здесь появилась первая тюрьма). Ее учащимися были дети солдат и ссыльных, а учителями - офицеры местного гарнизона и священник Симеон Казанский.

Даже на каторге находились люди, которые пытались облегчить участь ссыльных. Так, например, в 1888 году в посту Александровском состоялась постановка пьесы Гоголя «Женитьба». Спектакль был благотворительным - вырученные средства распределили поровну на три школы: в Александровске, Дуэ и Рыковском, где обучались дети ссыльных.

В середине 90-х XIX века на острове было 39 школ, из них 23 сельских (5 двухклассных и 18 одноклассных). Только около половины детей имели возможность постоянно посещать школу. Тем не менее уровень грамотности сахалинцев был выше, чем в других регионах империи. Об этом свидетельствует и перепись 1897 года. Согласно документам 26,8% жителей Сахалина были грамотны. В то время как в Сибири грамотных было всего 11 процентов.

Ссыльные революционеры оставили глубокий след в истории Сахалина. Они преподавали в местных школах, занимались просветительством и медициной. Досуг поселенцев скрашивали вечерки, посиделки, да еще церковные праздники. Своеобразным народным театром были святочное ряжение, проводы масленицы и другие традиции, уходящие в глубь веков. Иногда по праздничным дням в окружных центрах устраивались гулянья с качелями и балаганами кукольных театров, привлекавшие зрителей из всех слоев населения.

Например, в конце 1890-х годов театральный балаган в селении Рыковском содержала лавочница Софья Блювштейн, более известная как «Сонька Золотая ручка».

Не наши Курилы

Во второй половине XIX века Курильские острова полностью выпали из сферы влияния Российской империи. От части Курильских островов Россия отказалась еще в 1855 году - тогда был подписан Симодский договор о границах на Дальнем Востоке.

Симодский договор, 1855 год

«Отныне границы между Россией и Японией будут проходить между островами Итуруп и Уруп. Весь остров Итуруп принадлежит Японии, а весь остров Уруп и прочие Курильские острова к северу составляют владение России. Что касается Карафуто (Сахалина), то он остается неразделенным между Россией и Японией».

В 1875 году был подписан еще один договор о границах - Санкт-Петербургский. Теперь Россия полностью отказывалась от Курил - более важным для империи было закрепление на Сахалине.

Санкт-Петербургский договор, 1875 год

«Его величество император Японский, за себя и своих наследников, уступает его величеству императору всероссийскому часть территории острова Сахалин (Карафуто)... отныне означенный остров Сахалин (Карафуто) весь вполне будет принадлежать Российской империи и пограничная черта будет проходить в этих водах через Лаперузов пролив...

Взамен... император всероссийский, за себя и своих наследников, уступает его величеству императору японскому группу островов, называемых Курильскими... пограничная черта между империями Российскою и Японскою в этих водах будет проходить через пролив, находящийся между мысом Лопаткою полуострова Камчатки и островом Шумшу...»

После этого на Сахалин с удвоенной силой началась каторжная экспансия. Курилы же на первых порах Японией осваивались с трудом - особенно тяжело шло заселение центральных и северных островов. Тем не менее к концу XIX века на Курилах возникло множество поселений - были тут и небольшие деревеньки, и поселки-призраки, оживавшие лишь на время путины. Со временем на островах возникло мощное рыбоперерабатывающее и китобойное производства, колонисты занимались разведением пушного зверя. В начале XX на юге гряды появились первые подобия городов - Сяна (Курильск) и Томари (Головино). С ростом активности США и России на в Тихом океане Курилы стали важным стратегическим форпостом Японии.

Страна восходящего солнца использовала их как базу агрессии во Второй мировой войне - острова стали опорой для атаки на американские военные базы в Тихом океане.

В начале 20 века население Сахалина превысило 40 тысяч человек. При этом доля ссыльных уменьшилась и выросло число свободных крестьян и мещан из ссыльных, которыми становились бывшие каторжники. В 1904 году пришлось закрыть тюрьмы в Дуэ и Онорах. Каторга как средство освоения острова явно себя изжила, и правительство готовилось ее упразднить. 18 августа 1904 года наместник на Дальнем Востоке Е.И. Алексеев поручил Приамурскому генерал-губернатору подготовить вопрос об открытии Сахалина «для волной колонизации». Разработку мероприятий по отмене каторги поручили губернатору Сахалина М.Н. Ляпунову с участием представителей министерств юстиции, внутренних дел, финансов. Однако события русско-японской войны опередили планы бюрократической машины царизма - летом 1905 года японская армия оккупировала Сахалин.

Экспозиция знакомит с историей Сахалина в 1869–1906 годы. Царским указом 1869 года остров Сахалин был объявлен местом каторги и ссылки, превращен в один из самых мрачных уголков России.

На плазменной панели отмечены два пути, которыми каторжане по этапу попадали на Сахалин: сухопутный путь через Сибирь и морской путь из Одессы через Суэцкий канал, Индийский океан.
В экспозиции есть модель парохода «Нижний Новгород», фотографии каторжан на его борту.
Колонизация острова продолжалась около сорока лет. Тюремная администрация имела безграничную власть, как над ссыльными, так и над немногочисленными свободными сахалинцами.


Подлинные предметы: ручные и ножные кандалы, замок и ключ от карцера одной из крупных тюрем острова - Александровской - являются символами той эпохи. Шахтерские сани для вывоза угля и кайло дают представление о труде сахалинских каторжан на угольных копях.
Выставлена также рубашечка для новорожденного из грубого холста. Это была первая в жизни одежда детей арестантов, которая выдавалась в тюремной больнице.



Тем не менее, именно в этот временной период были заложены основы современной экономики области. Каторга стала важным этапом в становлении базовых отраслей промышленности Сахалина: угольной, нефтяной, рыбной, лесной и сельского хозяйства. В экспозиции представлены материалы по исследованию природных богатств, организации первых производственных предприятий, комплекс предметов быта конца XIX века.
Хозяйственно-бытовой комплекс предметов населения острова на рубеже двух веков знакомит с орудиями труда, домашней утварью, убранством дома.


Сахалин, являясь крупнейшей в России уголовной каторгой, был также и каторгой политической. На острове отбывали наказание члены наиболее значительных российских политических партий и организаций («Пролетариат», «Народная воля»): Б. О. Пилсудский, Л. Я. Штернберг, Л. А. Волкенштейн, И. П. Ювачев, Б. П. Еллинский и другие активисты. Работая в школах, библиотеках, больницах, мастерских, канцелярии островной администрации, они оказывали практическую помощь в облегчении участи каторжан и их семей, внесли большой вклад в духовную и культурную жизнь общества.

В 1890 году Сахалин посетил известный русский писатель А. П. Чехов. Результатом путешествия, трехмесячного пребывания на острове и изучения сахалинской действительности стали книги «Из Сибири» и «Остров Сахалин», которые буквально потрясли всю читающую Россию.
После громкого общественного резонанса правительство было вынуждено реформировать законодательство о содержании каторжан и ссыльных. 10 апреля 1906 года вышел Закон об упразднении сахалинской каторги. В 1908 году остров был объявлен свободным для вольного заселения.

Центральная улица в посту Дуэ

Natural History of Sakhalin

Ammonite. This fossilized shell is about 70 mln. years old.

Desmostylus hesperus.

Fossilized skeleton (copy) of an extinct mammal inhabiting Northern Pacific shores in the mid Miocene (12–15,8 mln. years ago). The animal was described for the first time by O. Ch. Marsh — famous discoverer of dinosaurs — who was able to describe it having only one tooth at his disposal. Teeth in Desmostylus hesperus resemble a bunch of columns. The animal’s name is based on its teeth structure. Desmos means bunch or stack, and stylus means pillar or column in Greek.
Desmostylus hesperus skeleton, the copy of which is displayed in the museum, was found by chance. In July of 1933 Nagao Takumi, Hokkaido University professor, was visited by a man who was engaged in shipping timber from Sakhalin island. He brought in a strange looking fossil — a skull of an unknown animal — which had been found by chance to the north-west of contemporary town of Smirnykh. Professor Nagao identified the skull as belonging to the Desmostylus species based on the teeth shape. Without delay he got together a group of scientists and left for Sakhalin. Unfortunately, that year the bones from the fore part of the body only were collected, but in 1934, in the second expedition, the remaining bones were found. The fossilized bones were shipped to Japan and processed in the University of Hokkaido. It was for the first time in the world that the whole skeleton of the animal was found. Paleontological community as a whole was taken by big surprise. It became clear that Desmostylus hesperus had well developed fore and hind limbs and also hands and feet well suited for rowing. (before then the Desmostylus hesperus were thought to have flippers). The animals apparently used long shovel-like tusks for ploughing bottom sediments in search of benthic organisms, such as: shell-bearing mollusks, crabs and echinoderms.
Desmostylus hesperus reached 3 m in length and were as heavy as 1200 kg. The animals led coastal life and were good swimmers and divers, taking rest on coastal cliffs. During their reproductory period they stayed on the coast, however moving on land in a rather clumsy way.
Warm shallow water areas of the Sea of Japan and those of the Western Sakhalin islands with their shallow water shelf and numerous inland and coastal water bodies of the other parts of the Paleo-Sakhalin were favorable habitat for Desmostylus hesperus in the Neogene Period.
Reconstruction of the skeleton was performed by the professor Nagao Takumi together with taxidermist Sinoda Syudziro. It was the first reconstruction of the Desmostylus skeleton ever. Based on the teeth size, Nagao described the animal above-mentioned as a new species — Desmostylus mirabilis. Today it is accepted that the attribution to a different species was caused only by the individual features and now the skeleton in question is attributed to the Desmostylus hesperus species.
During the World War II in the Pacific the skeleton was taken to pieces and buried in the ground to be preserved. The skeleton was reassembled after the war by the professor Kamei Setsuo.
The copy of the Desmostylus hesperus skeleton was presented to the Sakhalin Regional Museum as a gift by the Association for Bilateral Relationships of Museums of the Northern Regions and Hokkaido on July 26, 2006.


Рудничная морская пристань общества «Сахалин»

Дуйская однопрестольная церковь в честь святителя Николая Чудотворца. Открыта в 1856 году

Угольные склады на рудниках общества «Сахалин»

Добыча угля на шахте общества «Сахалин»

Жонкиерский маяк. Построен в 1886 году

Сонька — Золотая Ручка

Прикованные к тачкам во дворе Воеводской тюрьмы

Пароход «Атлас», потерпевший крушение в мае 1890 года

Улица Николаевская в посту Александровском

Дом военного губернатора острова Сахалин

Здание почтово-телеграфного ведомства в посту Александровском

Александровское окружное полицейское управление и канцелярия Александровской тюрьмы

Пешеходный мост на реке Дуйка в посту Александровском

Центральная часть села Рыковского

Церковь Казанской Божьей Матери в селе Рыковском. Открыта в 1888 году

Корсаковская тюрьма

Улица в посту Корсаковском

Пост Корсаковский

Корсаковское окружное полицейское управление

Поселение Третья Падь

Селенье Малое Такое

Селение Березняки

Селение Владимировка

Селение Листвиничное

ПЕРВЫЕ ССЫЛЬНЫЕ НА САХАЛИНЕ (1858). Каторга на Сахалине

155 лет со времени события

Небольшое лирическое отступление : в школьные годы я жила на Сахалине. Мы изучали историю Сахалинской области, но почему-то очень смутно помню материал о сахалинской каторге . Помню только что представляла её себе как нечто очень страшное и ужасное. Возможно, информации тогда мало было о ней. Но сейчас я с большим интересом прочитала всё, что нашла в Интернете о сахалинской каторге. Предлагаю и вам, дорогие читатели блога, познакомиться с этим уникальным явлением в истории Сахалина.

Дежурный домик на морской пристани в посту Александровском.

Фото И.И. Павловского

Официальной датой учреждения cахалинской каторги считается 18 апреля 1869 г. – дата утверждения Александром II «Положения Комитета об устройстве каторжных работ». Первый же каторжник оказался на Сахалине еще в 1858 г. Его имя Иван Лапшин . Он служил у одного из горных инженеров, занимавшихся изучением угольных месторождений. Первые годы каторжан доставляли в Дуэ небольшими партиями: в 1870 г. – 250 человек, в 1871 г. – 165 человек и т. д. Отработав в шахте один-два года, они возвращались на материк. С января 1880 г. по распоряжению начальника Главного тюремного управления М. Н. Галкина-Враского каторжане, отбывшие наказание в тюрьме, оставались на Сахалине и переходили в разряд ссыльнопоселенцев . 10 апреля 1906 г. каторга на Сахалине была отменена. По оценкам историков, всего за время существования каторги на острове отбыли наказание до 40 тысяч осужденных.

См.: Земля, на которой живем. – Южно-Сахалинск, 2007. – С. 37; Костанов А. И. Создание ссыльнокаторжной колонии на Сахалине // История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия. – Южно-Сахалинск, 2008. – С. 359–360: ил.

Дуэ, фото 1858 г.

В течение 50 лет на окраине Российской империи проходил эксперимент по перевоспитанию особо опасных преступников. Еще в начале 1850-х годов царские чиновники задумали создать «обособленную зону», где рецидивисты сначала подневольным, а потом и вольным трудом могли бы вернуться к «нормальной человеческой жизни». Для эксперимента был выбран остров Сахалин – идеальное место с точки зрения охраны каторжников: кругом море, а за морем – безлюдные места. Еще одним новшеством было то, что после окончания срока каторги людей оставляли на острове на «карантине», пытаясь сделать из них сельскохозяйственных колонистов . Как позднее признавался один из высокопоставленных чиновников МВД Панов, сахалинский эксперимент был списан с эксперимента австралийского – в то время англичане практически теми же способами колонизировали «зелёный континент».

Первые ссыльные появились на Сахалине в 1858 году – туда пешком по этапу было отправлено 20 человек. 4 человека умерли в пути, спустя 2 года на самом острове скончались еще 4 каторжника. Но в Петербург пошли депеши – «остров место хоть и гиблое, но к жизни приспособить его можно».

Погрузка каторжан в портах, например, в Одессе

В 1869 году остров был официально объявлен местом каторги и ссылки . Всего за время существования сахалинской каторги (до 1906 года) сюда было сослано около 37 тысяч человек. То есть в среднем примерно по 1 тысяче человек в год. При этом первые 10 лет ссыльных направляли на Сахалин пешком через Сибирь – и их путь сюда иногда занимал до 14 месяцев. С 1879 года каторжников стали перевозить морем на пароходах Добровольного флота . Суда шли из Одессы вокруг Азии со стоянками в Константинополе, Порт-Саиде, Адене, Коломбо, Сингапуре, Нагасаки и Владивостоке. Путь занимал в среднем 65-75 дней. Все это время уголовники сидели в душных трюмах в кандалах. В некоторых партиях около 10% осужденных погибали в пути (как в 1893 году).

Корсаковская тюрьма

Ещё одной новацией было то, что на Сахалин высылали очень мало политических – за 36 лет всего 58 человек. В Сибири политические вели среди каторжан миссионерскую деятельность – учили осужденных читать и писать, лечили их. А на Сахалине уголовники были лишены такого внимания.

Вход в каторжанскую шахту

Содержание каторжников на острове было очень суровым. Первые 3-5 лет они были закованы в ручные и ножные кандалы, а иногда прикованы сверх того к тачке . 80% осужденных работали на угольных шахтах (в основном около Александровска), остальные – на лесозаготовках и строительных работах. Жили в бараках на 30-50 человек, с земляным полом. Около 20% каторжников, отбывая срок, совершали новые нарушения, за особо тяжкие (в основном убийства) их приговаривали к смертной казни. Приговор приводили в исполнение в Воеводской тюрьме, причем палач выбирался из среды самих осуждённых. Так, палач Комлев, приговорённый к 55 годам каторги за убийства и побеги из-под стражи, лично казнил 13 человек .

Заковка ссыльных в кандалы

Не оправдались надежды царских чиновников и на строгую изоляцию каторжников . Только с 1898-го по 1901 гг. сбежало около 1100 человек, из них примерно 320 человек оказались на японских острова х. Дошло до того, что японский МИД отправил официальное письмо российским коллегам с требованием усилить охрану заключенных .

Женщины стали ссылаться на Сахалин с 1884 г ., они находились в тюрьме только пока длилось следствие, а затем отбывали особую каторгу – чуть более легкую по содержанию, чем у мужчин . Так, в кандалах они находились только в тюрьме, особо опасных преступниц в них могли держать до года.

Женщины-зеки, конвоируемые по улицам г. Александровска

в лагерь после работы

За какие преступления сюда ссылались женщины – можно, к примеру, увидеть из статистики за 1894-й и 1895 гг. В первом случае из 120 женщин 75 были осуждены за убийство , во втором – из 84 убийцами были 52 женщины. В 80-90% случаев они лишали жизней мужей.

Воеводинская тюрьма

Остаток своих дней провела на сахалинской каторге и печально знаменитая аферистка Сонька «Золотая ручка» (Блювштейн). Причем местная администрация делала на ней неплохие деньги. Журналист Панкратьев писал тогда о ней:

«Каторга, от администрации до арестантов, гордилась Сонькой Золотой Ручкой. Сонька стала главной Сахалинской достопримечательностью . Даже в одиночной камере, с кандалами на ногах, Соньке не давали покоя. Она сама вспоминала следующее — только, бывает, успокоишься, снова требуют Соньку Золотую Ручку. Думаешь, что опять? Нет, фотографию снимать. Мучили меня этими фотографиями…

Соньку выводили на тюремный двор, устанавливали декорацию — наковальни, кузнецы с молотами, надзиратели, — и снимали якобы сцену заковывания Золотой Ручки в кандалы. Эти фотографии продавались сотнями на всех пароходах, приходившие на Сахалин. Особенной популярностью эти фотографии пользовалась в Европе.

Сонька Золотая Ручка

В конце 1894 г. Сонька вышла на поселение и была определена в сожительство к Степану Богданову, самому свирепому из каторжан, сосланному за убийство. Его боялся весь остров, но Сонька нашла к нему подход и он исполнял при ней функции защитника и телохранителя» .

Добыча угля на шахте общества "Сахалин"

Как можно видеть из этого отрывка, тюремные власти волевым решением распределяли женщин среди каторжан. «Стерпится – слюбится». Соотношение мужчин и женщин на каторге было 8-10:1, и заполучить девицу было большим счастьем. А потому администрация – в рамках эксперимента – таким образом награждала образцовых арестантов (или нужных в деле – к примеру, палачей или сексотов). При этом администрация не предоставляла женщинам права выбора себе сожителя .

Следующий этап эксперимента на Сахалине: постепенная адаптация бывшего каторжника в обычную жизнь через сельскохозяйственные работы.

После отбытия срока каторги арестант получал звание ссыльного поселенца , ему выдавали за счет казны топор, лопату, мотыгу, 2 фунта веревок и на 1 месяц провизии – 30 фунтов рыбы, 15 фунтов солонины и 1,5 фунта сухарей. С этими запасами на собственной спине поселенец отправлялся в глухую тайгу, километров за 30-40 от своего прежнего места обитания, и там он должен был построить дом и разработать участок земли.

Слобода ссыльных в Александровске, фотография

из личной коллекции А.П. Чехова. 1890 г.

Если в дальнейшем поселенец был замечен «в трудолюбии и добропорядочности», то он, по распоряжению администрации, получал в виде ссуды корову, лошадь, земледельческий инвентарь, семена для посева . Кроме того, ссыльнопоселенцы в течение двух лет оставались на казенном пищевом довольствии. Так, в год на одного человека полагалось около 25 кг муки, 50 кг мяса, 3 кг крупы. На 2 года также бесплатно выдавались 2 пары сапог и 20 кв. м сукна. При вступлении в брак на мужа и жену была положена премия – по 15 рублей на каждого.

Ссыльнопоселенцы одного из селений о. Сахалин. Фотография П. Лаббе

По подсчетам сахалинского статистика Карпова, в 1895 году ссыльнопоселенцами числились 2251 мужчина и 222 женщины. Примерно у 30% из них «было образцовое хозяйство». «В основном прилежанием отличались старообрядцы, поляки и штундисты», — писал Карпов. Около 10% скрывались от властей – «сбивались в преступные шайки, варили самогон, бродяжничали». Остальные 60% ссыльнопоселенцев «отбывали номер», дожидаясь в «кое-каком труде – лишь бы ноги не протянуть» окончания срока ссылки и возможности убыть на материк.

Сахалинские айны

К началу русско-японской войны в 1904 году на острове проживало около 46 тысяч человек заключенных, ссыльнопоселенцев, вольных жителей и коренного народа айнов (около 2 тысяч). Проигрыш в войне с Японией, как известно, привёл к отторжению от России Южного Сахалина, граница между двумя частями острова прошла по 50-й параллели. 10 апреля 1906 г. был объявлен Закон об упразднении сахалинской каторги. Хотя каторжная система была упразднена, восстановление полных прав бывших ссыльных и каторжан осуществлялось постепенно. Так, в 1910 г. им разрешили свободное предпринимательство и передвижение по острову. Но эти права утрачивали силу, если человек покидал остров. Только в феврале 1913 г. их права восстановили полностью . К этому времени на российской части Сахалина оставалось жить всего около 6 тысяч человек (в том числе заключённые в единственной оставшейся на острове тюрьме – в Александровске).

С японской части острова почти все русские были эвакуированы. Вольным людям японцы оплатили стоимость утраченного имущества. Около 400 беглых каторжников и ссыльнопоселенцев, сбившихся в шайки и живших грабежами и убийствами, японцы в течение полугода отловили и расстреляли (царская власть искала их годами ). Остались жить при японцах лишь около 220 человек – теперь уже бывших граждан Российской империи. В основном это были уже упоминавшиеся поляки, старообрядцы и немцы-штундисты.

Поселок Владимировка, который перерос в центр Сахалинской области

(Тоёхара, Южно-Сахалинск)

Между 1908-м и 1917-м царское правительство пыталось вторично заселить северную часть Сахалина – теперь уже вольными людьми . Переселенцам были обещаны значительные льготы: денежное пособие — 400 рублей на семью, освобождение от воинской повинности на 3 года и от налогов — на 5 лет. Но даже такие прекрасные по тем временам экономические условия не смогли привлечь на остров за 9 лет больше 600 человек. Сахалин продолжал восприниматься людьми как место гиблое, неприветливое, «почти ад».

Прозывают в Сибири «вольной каторгой». Но что же такое настоящая каторга? В Сибирь ссылается нынче ежегодно до девятнадцати тысяч человек. Из них две тысячи идет в каторгу и отбывает ее в Восточной Сибири: одни в Иркутской губернии, другие в Забайкальской области, а добрая половина всех отбывает каторгу на острове Сахалин. Наименьший срок каторги - 4 года, а от наибольшего освобождает только смерть.

Первые годы отбываются в каторжных тюрьмах, а потом, по усмотрению начальства, каторжным разрешается жить на воле, обзаводиться домом на острожной земле, даже жениться. Но от урочных каторжных работ в эту пору еще не увольняют, разве на время, для домашнего устройства. Бессрочных каторжников увольняют от жилья в остроге лет через десять; краткосрочных - года через два.

По отбытии же своего срока каторжник освобождается от острожных работ. Он уже не каторжник, а ссыльнопоселенец. Ему назначается место для постоянного житья, и только через десять лет после этого разрешается селиться где угодно в Сибири; он может поселиться в городе или приписаться к сельскому обществу с его согласия. Только на родину не может он уже вернуться никогда.

В чем же состоят работы каторжников? В Иркутской каторжной тюрьме их заставляют делать кирпичи и молоть для себя хлеб на ручных жерновах; часть каторжников занимается сапожным и столярным ремеслом. В Забайкальской области каторжники копают золото и серебро в государевых рудниках.

На каторге работой особенно не донимают. Тягота каторги не в самой работе, а в ее подневольности да в осторожном житье. Работы даже иногда не хватает на всех. Иногда по недостатку казенных работ иркутских каторжников, уволенных от острога, отдают на частные заводы - соляные, железоделательные, винокуренные, а иных на частные золотые прииски в Якутскую область.

Но и на острожных каторжников не всегда хватает дела. В 1881 году в иркутской тюрьме из 1400 человек едва только 500 были заняты кирпичом, молотьбой и ремеслами. Стали поэтому придумывать новые работы для каторги. Остров Сахалин богат залежами каменного угля; климат и земля казались удобными для земледелия; бежать с острова труднее. Вот и стали отправлять часть каторжников на этот остров, чтобы они занимались там добычей угля и хлебопашеством.

В 1875 году Сахалин был выменян у японцев на Курильские острова. С тех пор и начали привозить сюда каторжных. Их везут морем из города Одессы, на пароходах большими партиями, человек по 500. Морем сюда 3 месяца пути. Теперь каторжников на острове более шести тысяч.

Статья из газеты «Страна», 1883 г. По клику откроется в полном размере

В чем же состоят каторжные работы на Сахалине? На самом деле только часть каторжников занимается копанием угля и хлебопашеством. Работы остальных очень разнообразны: руками каторжных возведены почти все тамошние постройки, начиная с тюрем и кончая церквами. Они же корчуют леса и проводят дороги, копают канавы для осушки обильных там болот, грузят пароходы каменным углем.

Первоначальным местом сахалинской каторги был порт Дуэ. Здесь были непроходимые трясины и первобытные леса, загроможденные буреломом. Теперь руками каторжных воздвигся городок версты на две квадратных, проложены дороги, зеленеют луга, ржаные поля и огороды. Немало каторжного труда идет и на тюрьмы. В них каждый день работают кашевары, хлебопеки, портные, сапожники, скотники, дровотаски.

Мост через реку Тыми при поселении Рыковском. По клику откроется в полном размере

Труднее всех плотникам на строительных работах. Каждое бревно каторжный должен притащить из леса иногда за несколько верст. Некоторые каторжные отбывают каторгу сельским хозяйством. Одни посажены хозяевами, другие к ним работниками. Их житье не отличается от поселенческого житья на том же Сахалине.

Местами на Сахалине тюремное начальство разрешает каторжникам селиться наруже острога до положенного срока, иногда с первого же года; беглых от этого больше не стало. Наруже острога живут все женщины, а из мужчин - семейные и также те, кто считается хорошим мастером или писарем, или чертежником и прочие такие. Мастеровые, например сапожники, столяры, часто и отбывают свой каторжный срок у себя на квартире, другие же только ночуют на квартирах, а на раскомандировки и работы должны сходиться каждый день со своими острожными товарищами.

Жилище каторжанина. По клику откроется в полном размере

В Дуэ около пятидесяти каторжников хозяев, но у них только огороды - ни сенокосов, ни пашни нет. Вот описание каторжной квартиры в Дуэ:
«Изба чаще всего в одну комнату. В ней вы застаете семью каторжного, с нею солдатскую семью, двух-трех каторжных жильцов или гостей; тут же подростки; две-три колыбели по углам; тут же куры, собаки, а на улице у избы - мусор и лужи от помоев. Вечером с работы возвращается муж каторжный. Он хочет есть и спать, а жена начинает плакать и причитывать: «Погубил ты нас, проклятый! Пропала моя головушка, пропали дети!» - «Ну, завыла!», проворчит на печке солдат. Но вот все заснули, дети переплакали и тоже угомонились давно. А баба все не спит, думает и слушает, как ревет море. Теперь уж ее мучит тоска, жалко мужа, обидно на себя, что не удержалась и попрекнула. А на другой день опять та же история…»

На Сахалин немало идет женщин добровольно за мужьями. Одни идут из любви и жалости, другие - от стыда, от попреков. Самые тяжкие преступники на Сахалине содержатся в острожных карцерах, отдельно от прочих арестантов. По рассказу одного посетителя Дуйской тюрьмы, «на вид это самые обыкновенные люди и преступления большей части из них не умнее и не хитрее их лиц. Обыкновенно присылают за убийство в драке на 5 или на 10 лет, потом бегут; их ловят - они опять бегут - и так пока не попадут в бессрочные и неисправимые. Только один старик лет 60-65 произвел на меня впечатление настоящего злодея. По рассказам арестантов, он убил на своем веку 60 человек. У него будто бы такая манера: он высматривает арестантов-новичков, которые побогаче и сманивает их бежать; потом в тайге убивает и грабит, а чтобы скрыть следы, режет трупы на части бросает их в реку».

По материалам: «Рассказы о Восточной Сибири…», Ф. В. Девель, 1896 г.

Продолжение:

  • Сибирская каторга. Остров Сахалин. Часть 2
  • Сибирская каторга. Остров Сахалин. Часть 3, заключительная

Другие публикации раздела: