Меню

Поэма «Кому на Руси жить хорошо. Прочитать главы «Пролог», «Поп», «Сельская ярмонка» Как в главе поп изображено положение крестьян

Разное

Конспект открытого урока

Предмет: литература

Класс: 10

Учитель: Фомичева Т.Ю.

Тема: Замысел поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Отражение социальных противоречий эпохи. Образы крестьян-правдоискателей.

Имя урока: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?»

Цели: Определить историческую основу поэмы, замысел автора, жанр и композицию.

Анализ пролога, глав "Поп", "Сельская ярмонка".

Развивать умение коллективной работы в группах над анализом текста.

Помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства, пробудить интерес к поэме.

Знать: Историческую основу поэмы.

Понятие поэма-эпопея.

Уметь: Самостоятельно анализировать текст по вопросам и опорным таблицам.

Ход урока

Презентация Слайд 1.

Слово учителя. Мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.

Сегодня мы будем говорить о поэме – эпопее «Кому на Руси жить хорошо?»

Дома вы должны были найти ответ на вопрос: Что значит «поэма-эпопея»?

Образец ответа: Слайд 2-3.

ПОЭМА – лиро-эпический жанр большого объёма.

ЭПОПЕЯ – художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа.

Какую эпоху освещает Некрасов?(Послереформенная Россия)

Слайд 4. Имя урока: « Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»

Н.А.Некрасов.

Из какого произведения эта строка? (Стихотворение «Элегия»)

Вы уже знакомы с содержанием поэмы. Как вы думаете, почему именно таково имя урока?

(Передаёт основную мысль – позицию Некрасова по отношению к крестьянской реформе 1861 года.)

Что вы знаете о реформе? Запишите тезисы.

Начнем урок с исторической справки. Прослушайте и добавьте новое к уже записанным тезисам.

Историческая справка. Слайд 5.

19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.

Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп - временнообязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или отрабатывать барщину).

Установление временнообязанных отношений сохраняют феодальную систему эксплуатации на неопределенный срок. Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при крепостном праве. При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы.

Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после «освобождения» такого разорения, такой нищеты, таких унижений и такого надругательства, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документы.

Как же воспринял Н.А. Некрасов реформу, которая не дала народу желаемого освобождения? Поэт переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют, в частности, воспоминания Н.Г. Чернышевского: «В день объявления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! - говорил Некрасов. - Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось успокаивать даже его». Итак, Н.А. Некрасов еще в день опубликования Манифеста понял, что народ обманут.

Какие тезисы отметим? ( Примерные тезисы: Слайд 6._

1861 год – отмена крепостного права;

Крестьяне получили свободу;

Земля – собственность помещиков;

Крестьяне должны были выкупить землю;

Временнообязанные – не перешедшие на выкуп, исполняли обязательные повинности;

Стоимость наделов завышена в 2-3 раза;

Массовое разорение деревни.

Сейчас вы услышали о том, как принял реформу Некрасов. Думаю, ни у кого из вас не возникает вопроса: почему появилась в его творчестве поэма-эпопея. Как же возник замысел, и как создавалось произведение?

    Замысел поэмы. Реформа 1861 года только формально лишила помещиков их былой власти, а на самом деле обманула, обобрала крестьянскую Русь. Поэма была начата вскоре после Крестьянской реформы. Ее целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых - как и во всей России - нет счастливого. Поиски счастливого среди верхов общества были для Некрасова лишь композиционным приемом. Счастье «сильных» и «сытых» было для него вне сомнения. Само слово «счастливец», по Некрасову, - синоним представителя привилегированных классов. Не случайно в стихотворении "Размышления у парадного подъезда" звучит горькая строчка: "...но счастливые глухи к добру". Изображая господствующие классы (попа, помещика), Некрасов прежде всего акцентирует внимание на том, что реформа ударила не столько «одним концом по барину», сколько «другим по мужику».

    История создания поэмы и ее композиция. Слайд 7. Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 год, т. е. около 14 лет. За это время его замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о ее композиции. Поэт называет странников «временнообязанными», чем показывает, что поэма начата не позднее 1863 года, так как позже этот термин очень редко применялся к крестьянам.

Под главой «Помещик» имеется поставленная автором дата - 1865 год, которая свидетельствует, что до этого поэт работал над ее первой частью.

Даты написания других глав: «Последыш», 1872 год; «Крестьянка», 1873 год; «Пир на весь мир», 1877 год.

Некрасов писал «Пир на весь мир», уже находясь в состоянии смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь продолжить поэму изображением странников в Петербурге.

Литературный критик В. В. Гиппиус в статье «К изучению поэмы «Кому на Руси жить хорошо» еще в 1934 году писал: «Поэма осталась незавершенной, замысел поэта непроясненным; отдельные части поэмы следовали друг за другом в разное время и не всегда в последовательном порядке. Два вопроса, первоочередные при изучении поэмы, остаются до сих пор спорными: 1) о взаимном расположении дошедших до нас частей и 2) о реконструкции частей ненаписанных и, прежде всего, развязки. Оба вопроса, очевидно, теснейшим образом связаны, и решать их приходится совместно».

Слайд 8-9.

Именно В. В. Гиппиус нашел в самой поэме объективные указания на последовательность частей: «Время расчислено в ней «по календарю»: действие «Пролога» начинается весной, когда птицы вьют гнезда и кукует кукушка. В главе «Поп» странники говорят: «А время уж нераннее, подходит месяц май». В главе «Сельская ярмонка» есть упоминание: «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась»; видимо, в день Николы (9 мая по старому стилю) проходит и сама ярмарка. «Последыш» также начинается точной датой: «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос». В «Пире на весь мир» сенокос уже кончается: крестьяне едут с сеном на базар. Наконец, в «Крестьянке» - жатва. События, описанные в «Пире на весь мир», относятся к ранней осени (Григорий собирает грибы), а задуманная, но не осуществленная Некрасовым «петербургская часть» должна была происходить в зимнее время, когда странники придут в Петербург искать доступа «к вельможному боярину, министру государеву».

Композиция произведения строится по законам классической эпопеи: состоит из отдельных частей и глав, связанных мотивом дороги. Слайд 10 .

Художественное пространство. Слайд 11.

Где происходит действие? Вся Русь. Обратите внимание на названия губерний, уездов, волостей, деревень. О чем они говорят?

Названия населенных пунктов, из которых шествуют путники: Терпигореап, Пустопорожней, Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки.

Вопросы и задания для обсуждения "Пролога":

Пролог обсуждается в форме беседы .

В чем суть спора между мужиками? Как они пытаются его разрешить?

Слайд 12.

Какую клятву дают они в конце "Пролога"?

" В домишки не ворочаться... покуда не доведают... кому живется счастливо, вольготно на Руси? "). Мужики решают, что пока не выяснят, кому живется "весело, вольготно на Руси", не возвращаться домой.

Какие фольклорные мотивы появляются в "Прологе"? Слайд 13.

Фантастические элементы русских сказок : птичка-пеночка, которая просит отпустить птенчика, а взамен рассказывает, как найти скатерть-самобранку; скатерть-самобранка.

число семь : 7 мужиков.

Народные приметы, связанные с крестьянским трудом и бытом; загадки; очеловечивание мира природы; стилевая манера неторопливого фольклорного повествования и др .

Формула поисков счастливого. Слайд 14.

1.Помещик

2.Чиновник

3.Священник (поп)

4.Купец

5.Вельможа

6.Министр

7.Царь

Как вы думаете, что знаменует эта формула? Композиционный замысел или уровень народного самосознания?

Уровень народного самосознания, т.е. его ограниченность – мужики понимают счастье примитивно, сводя его к сытой жизни и богатству.

Фронтальная работа. Работа с текстом.

Вопросы и задания для обсуждения главы

1. Можно ли считать, что образ Руси постоянно сопровождает странствия мужиков, является своеобразным "героем" поэмы? Подтвердите текстом.

Совместно с учителем в ходе беседы заполняется Рабочий лист (вариант ответов)

Леса, луга поёмные, Ручьи и реки русские Весною хороши!

Деревни наши бедные, а в них крестьяне хворые..

Глава «Поп» начинается с пейзажа, образ Руси постоянно сопровождает мужиков.

В какую формулу собирает священник смутные для самих странников представления о счастье? Согласен ли он с крестьянами?

Покой, богатство, честь

Священник не согласен с крестьянами. Он отрицает данную формулу счастья

Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?

Ну, вот тебе хваленое, Поповское житьё!

Покой: «как достаётся грамота поповскому сынку», «болящий, умирающий, рождающийся в мир не избирают времени»,«Зимой, в морозы лютые, и половодье вешнее иди - куда зовут!» «Нет сердца, выносящего без некоего трепета предсмертное хрипение, надгробное рыдание, сиротскую печаль»

Почёт: «Кого вы называете породой жеребячьею?» «О ком слагаете вы сказки балагурные, и песни непристойные, и всякую хулу?»«Мать-попадью степенную, Попову дочь безвинную, Семинариста всякого - Как чествуете вы? Кому вдогон, как мерину, Кричите: «го-го-го»

Богатство: в прошлом, когда господа были богаты и щедро платили за службу во время рождения, крестин, свадеб и похорон священникам жилось хорошо. «Плодилися и множились И нам давали жить...»Теперь время не то - приношения народа попу очень скромны: «...мирские гривенки, Да пироги по праздникам, Да яйца о Святой» С такого не разбогатеешь.«...не брать, так нечем жить»

Покой – жизнь без душевных затрат, без занятий хлопотливых, хотя и нужных другим.

Честь – желание всеобщего уважения.

Мечтает о богатствах, полученных в подарок.

Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?

Угоды наши скудные, пески, болота, мхи…

Деваться с хлебом некуда!..продашь его за сущую безделицу…

Безрадостна, горька и тяжела жизнь крестьянина.

Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?

А если и раздобрится сыра земля-кормилица...

Путь-дорога, солнце-дедушка

Солнце красное

Да женщины печальницы, кормилицы, поилицы, рабыни, богомолицы и труженицы вечные…

Олицетворения

Сравнения

Просторечия

Безграничная боль о народе, сочувствие, понимание, забота

Священник близок к народу, сочувствует ему, поддержит в горести и в радости

Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?

Эпитеты

Повтор

Сказочный пейзаж

Народные приметы: пошли крутую радугу …

Фольклорные строки помогают приобщиться к внутренней жизни, душе народа.

Слайд 16-17.

Слово учителя (к выводу): во второй половине 19 века проблема духовенства была одной из самых актуальных. Не получая никакого постоянного жалования, священник жил только подношениями прихожан. Уже с поступления в духовные училища, находившиеся в крайней бедности, будущие священники испытывали моральные и физические страдания.

Анализ главы Слайд 18-19

Какой смысл автор вкладывает и изображение на ярмарке лавочки "с картинами и книгами"? Каково его отношение к народному просвещению? вопрос

цитата

вывод

Весна нужна крестьянину и ранняя и дружная, а тут – хоть волком вой!

Как грязи тут не быть…

Ох, жажда православная, куда ты велика!

Когда …дадут понять крестьянину, что розь портрет портретику, что книга книге розь?

Природные условия, не позволяющие вовремя выйти в поле.

Невежество, безграмотность.

Стр. 232

Похож на купца.

Любит народ, его песни

Стр. 233-234.

Картины выбирают поярче да подешевле, с генералами предпочтительнее.

Среди книг нет Гоголя и Белинского – «народных заступников».

Необразованность.

Хмельно, горласто, празднично, пестро, красно кругом!

Так были разутешены, так рады словно каждого он подарил рублём!

Случись, работой, хлебушком ему бы помогли…

Вставляют слово меткое, какого не придумаешь, хоть проглоти перо!

Умение веселиться, забыв о горестях и невзгодах.

Умение радоваться за других.

Мудрость, остроумие.

Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?

И рад бы в рай, да дверь то где?

Всю жизнь свою ты кланялся. Замок – собачка верная…

Видимо-невидимо

поговорка

загадка

элементы сказок

Подведём итоги анализа главы. Что показал Некрасов в этих главах? Каково его отношение к русскому народу? Назовите темные и светлые стороны русской души по Некрасову. Какими средствами пользуется автор, изображая своих героев?

Выводы .

Некрасов задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы - русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер крестьянской реформы и ухудшение народной участи. Но главное - это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика. По своим стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к произведениям фольклора. Композиция поэмы сложна, прежде всего, потому, что на протяжении времени менялся его замысел, произведение так и осталось незавершенным.

Темные стороны – суеверие, пьянство, семейный деспотизм.

Светлые стороны – талантливость, одарённость, стремление и способность осмыслить своё положение, несогласие с существующим порядком.

Согласны ли вы с формулой счастья, сформулированной священником?

Домашнее задание. Выразите одним словом: Счастье – это …..

Рабочий лист 1.

вопрос

цитата

вывод

В какую формулу собирает священник смутные для самих странников представления о счастье? Согласен ли он с крестьянами?

Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?

Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?

Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?

Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?

Рабочий лист 2

Вопрос

цитата

вывод

Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?

Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе?

Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?

Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?

Свою позицию по отношению к Крестьянской реформе 1861 года Н.А. Некрасов выразил в стихотворении «Элегия»: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Как известно, страдания народа оставались неизменными и неискоренимыми, а в чем-то становились даже более глубокими.

Крепостные порядки свежи в памяти крестьянина, но и новые не принесли счастья народу.

Некрасов дает в своей поэме глубокий и широкий социальный «срез» тогдашней России, чтобы показать, что реформа ударила «одним концом по барину, другим по мужику». В пореформенное время и низы, и верхи являются по-своему несчастными.

Вопрос

Какие вопросы ставит Некрасов в своем произведении?

Ответ

Поэма состоит из четырех частей, связанных между собой единством сюжета. Эти части объединяет рассказ о семи мужиках, которых одолела великая «заботушка» узнать

Как ни на есть – доподлинно,
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?

«Счастлив ли народ?» – этот главный вопрос, волновавший Некрасова всю жизнь, поставлен им в центре поэмы; поэт не ограничивается прямым ответом – изображением народного горя и бедствий, а ставит вопрос шире: в чем смысл человеческого счастья и каковы пути его достижения?

Первая встреча семерых правдоискателей происходит с попом

Вопрос

В чем, по мнению попа, заключается счастье?

Ответ

«Покой, богатство, честь».

Вопрос

Почему сам поп считает себя несчастливым?

Ответ

Дороги наши трудные.
Приход у нас большой.
Болящий, умирающий,
Рождающийся в мир
Не избирают времени:
В жнитво и в сенокос,
В глухую ночь осеннюю,
Зимой, в морозы лютые.
И в половодье вешнее -
Иди куда зовут!
Идешь безотговорочно.
И пусть бы только косточки
Ломалися одни, -
Нет! всякий раз намается,
Переболит душа.
Не верьте, православные,
Привычке есть предел:
Нет сердца, выносящего
Без некоего трепета
Предсмертное хрипение,
Надгробное рыдание,
Сиротскую печаль!
Аминь!.. Теперь подумайте.
Каков попу покой?..

Вопрос

Как в этой главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?

Ответ

Поля совсем затоплены,

Навоз возить – дороги нет,
А время уж не раннее –
Подходит месяц май!»
Нелюбо и на старые,
Больней того на новые
Деревни им глядеть.
Ой избы, избы новые!
Нарядны вы, да строит вас
Не лишняя копеечка,
А кровная беда!..

Главным героем некрасовской поэмы является народ. Это центральный образ эпопеи.

«Сельская ярмонка»

После встречи с попом мужики-правдоискатели попадают на сельскую ярмарку. Здесь перед нами предстают разнообразные крестьянские типы. Охарактеризуйте некоторых из них.

Ответ

Вавилушка пропил деньги, предназначенные для покупки ботиночек внучке. Крестьяне покупают портреты генералов и бульварную литературу. Посещают питейные заведения. Наблюдают за представлением Петрушки, оживленно комментируя происходящее.

Вопрос

Вопрос

Кто такой Павлуша Веретенников? Какова его роль в этой главе?

Ответ

Павлуша Веретенников (ч.1, гл. 2, 3).

Занимаясь собиранием фольклора, пытается сохранить богатство русской речи, помогает купить ботиночки внучке Ермила Гирин, но он не способен в корне изменить тяжелую крестьянскую жизнь (у него и цели-то такой нет).

«Счастливые»

Вопрос

Приведите примеры так называемого «крестьянского счастья».

Ответы учеников

Вопрос

Почему несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?

В поэме множество крестьянских портретов – групповых и индивидуальных, нарисованных подробно и мимоходом, несколькими штрихами.

В портретных характеристиках передан не только внешний вид крестьян, в них мы читаем историю целой жизни, заполненной непрерывным изнурительным трудом.

Досыта не едавшие,
Несолоно хлебавшие,
Которых вместо барина
Драть будет волостной. –

так выглядят пореформенные крестьяне. Уже сам выбор названий деревень, в которых они живут: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино и т.д. – красноречиво характеризуют условия их жизни.

Задание

Дайте портретную характеристику крестьян и прокомментируйте ее.

Ответ

Яким Нагой (ч. I, гл.3) – правдоискатель. Побывав в тюрьме за то, что «с купцом тягаться вздумалось»,

Как липочка ободранный,
Вернулся он на родину...

Тяжела жизнь Якима Нагого, но сердце его тянется к правде и красоте. С Якимом случается история, которая впервые в поэме ставит под сомнение собственнический, денежный критерий счастья. При пожаре Яким прежде всего спасает не трудовые деньги, накопленные за долгую жизнь, а картинки, купленные сыну, на которые тот любил смотреть. Картиночки оказались дороже целковых, хлеб духовный – выше хлеба насущного.

Яким Нагой – это личность, способная постоять за народные интересы, готовая на решительный спор с теми, кто судит о народе превратно.

Ермил Гирин (ч. I, гл. 4)

Вывод

Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы – русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер Крестьянской реформы и ухудшение народной участи.

Вопрос

Какие помещики выведены в поэме?

Ответ

В конце главы 4 появляется помещик, которому посвящена заключительная глава части I, Оболт-Оболдуев. Его «ухватки молодецкие» и внешне благополучный облик резко контрастируют с той тоской, которая поселилась в душе этого крепостника. Прошли те времена, когда желание его было «законом», когда «дышала грудь помещичья // Свободно и легко». Разрушается помещичья усадьба, мужики не проявляют прежнего благочиния, не верят его «слову честному», смеются его неуклюжей приспособляемостью к новым порядкам, негодуют на его алчность, когда он к прежней барщине и сегодняшнему оброку добавляет денежную дань и подношения, выматывая силы крестьян, которых ненавидит.

Облик князя Утятина отнюдь не такой благодушный, как в случае с Оболтом. У «Последыша» хищный взгляд (как рысь высматривал // добычу»), «нос клювом, как у ястреба», он демонстрирует физическое и умственное вырождение, ибо черты паралитика соединились с явным сумасшествием.

В поэме гневно изображается помещик Поливанов, помещик-офицер Шалашников.

Вопрос

Какие приемы использует Некрасов при изображении помещиков?

Ответ

Помещики в поэме изображены сатирически. Это выражается в их портретных и речевых характеристиках.

При характеристике князя Утятина используется сатира, соединенная с фарсом. Его крестьяне ломают перед ним «комедь», устраивают розыгрыш своего пребывания при крепостном праве.

Вопрос

Ответ

Вопрос

Каковы общие черты помещиков, изображенных в поэме?

Ответ

Сатирически, изображая представителей верхов, Некрасов показывает их озлобленность, недовольство новыми порядками, шаткость их положения, бессилие. Это свидетельство их кризиса, трагедийного переживания гибели старых порядков. Нет среди этих верхов людей по-настоящему счастливых, хотя в народе они по-прежнему прозываются «счастливцами».

Вопрос об авторском замысле поэмы вызывает среди литературоведов частые споры. К.И.Чуковский полагал, что вопрос о благополучии помещиков, священников, купцов, царских сановников и самого царя был выдвинут в поэме лишь для маскировки подлинного идейного замысла. Исследователь М.В.Теплинский убежден, что в поэме вообще не поставлена задача найти счастливого: «центральный авторский замысел – поиски путей к народному счастью», постижение того, что такое счастье.

В поисках счастливого семеро крестьян-правдоискателей встречаются со многими людьми, и перед читателем встает картина бедствий на многострадальной Руси.

Литература

Дмитрий Быков. Николай Алексеевич Некрасов // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999

Ю.В. Лебедев Постижение народной души // Русская литература XVIII–XIX веков: справочные материалы. М., 1995

И.Подольская. Некрасов / Н.А. Некрасов. Сочинения. Москва: Правда, 1986

Н.Скатов. Некрасов.

И.А.Фогельсон. Литература учит.

Школьная программа 10 класс в ответах и решениях. М., СПб., 1999

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

ЭПОПЕЯ - художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа

Cлайд 4

КОМПОЗИЦИЯ«календарная» «Пролог» - весна (птицы вьют гнёзда, кукует кукушка) «Поп» - «А время уж нераннее,подходит месяц май» «Сельская ярмонка» - «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась» (9 мая по старому стилю) «Последыш» - «Петровки.Время жаркое. В разгаре сенокос»(12 июля)

Cлайд 5

«Пир на весь мир» - сенокос кончается (ранняя осень) «Крестьянка» - жатва Задуманная петербургская часть должна была происходить в зимнее время (

Cлайд 6

Подтянутая губерния Терпигорев уезд Пустопорожняя волость Зрелище бедствий народных Невыносимо, мой друг!... Н.А.Некрасов Названия губерний, уездов,волостей, деревень говорят о бедственном положении народа

Cлайд 7

Заплатово Разутово Горелово Дырявино Знобишино Неелово (Неурожайка) село Кузьминское «Сельская ярмонка» Вахлаки «Последыш» Наготино Клин «Крестьянка» «Пир на весь мир»

Cлайд 8

1. Сколько мужиков сошлись на «столбовой дороженьке»? 2. О чём затеяли спор? 3. Какие сказочные помощники появляются в «Прологе»? Как в дальнейшем они будут помогать странникам? 4. Какой зарок дали крестьяне?

Cлайд 9

За спором мужики не замечают, что дали крюк в тридцать вёрст. Домой возвращаться поздно, мужики разводят костёр и за водкой продолжают спор, который перерастает в драку. Но и драка не помогает разрешить волнующий вопрос.

Cлайд 10

Решение находится неожиданно: один из мужиков, Пахом, ловит птенца пеночки. Чтобы освободить птенчика, пеночка рассказывает мужикам, где найти скатерть самобранную. Теперь мужики обес- печены хлебушком, водкой, огурчиками, квасом и чаем. Да к тому же скатерть самобранная будет чинить и стирать их одежду!

Cлайд 11

Cлайд 12

Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это? Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю? Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним? Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?

Cлайд 13

Счастье - «покой, богатство, честь» 1.Покой: «как достаётся грамота поповскому сынку», «болящий, умирающий, рождающийся в мир не избирают времени», «Зимой, в морозы лютые, и половодье вешнее иди - куда зовут!» «Нет сердца, выносящего без некоего трепета предсмертное хрипение, надгробное рыдание, сиротскую печаль» Покой - жизнь без душевных затрат без занятий - хлопотливых, хотя и нужных другим

Cлайд 14

2.Почёт: «Кого вы называете породой жеребячьею?» «О ком слагаете вы сказки балагурные, и песни непристойные, и всякую хулу?» «Мать-попадью степенную, Попову дочь безвинную, Семинариста всякого - Как чествуете вы? Кому вдогон, как мерину, Кричите: «го-го-го» Честь - желание всеобщего уважения

Cлайд 15

Богатство: в прошлом, когда господа были богаты и щедро платили за службу во время рождения, крестин, свадеб и похорон, священникам жилось хорошо. «Плодилися и множились И нам давали жить...» Теперь время не то - приношения народа попу очень скромны: «...мирские гривенки, Да пироги по праздникам, Да яйца о Святой» С такого не разбогатеешь. «...не брать, так нечем жить» Богатство - мечта о богатствах, полученных в «подарок»

Cлайд 16

Некрасовский поп вызывает симпатию. Это неглупый, незлой, ответственный человек. Труд его нелёгок и беспокоен, а вознаграждение бывает мизерным. Может ли Некрасов сочувствовать этому сословию? Возможно, в среде простого духовенства было немало честных, добросовестных, и образованных людей. Своим словом они и просвещали, и лечили

Cлайд 17

Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми? Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какова его композиционная роль в главе? Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке «лавочки с картинками и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?

Cлайд 18

В начале главы - весенний пейзаж, каким его видит крестьянин Это образ земли, лишённый жизни, - «зелени ни травки, ни листа», «лежит под небом пасмурным, «как мертвец без савана», «печальна и нага». Пейзаж рождает ощущение крестьянской обездолен- ности,горя.

Cлайд 19

Некрасов стремится дать читателю полные сведения о русском народе, о тех процессах, которые происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 года. Картина 1.Богатство красок(пестро, красно кругом; рубахи всех цветов, платья красные; косы с лентами). Безудержная весёлость, жизнерадостность, царящие на ярмарке («играет солнце вешнее, хмельно, горласто, празднично») Картина 2. Глаголы: шумит, поёт, ругается, качается, валяется...- передают поведение народа на празднике; сравнения(не ветры воют буйные, не мать-земля колышется) заставляют почувствовать размах, удаль, силу молодецкую, проявляющуюся даже в гульбе.

Cлайд 20

Картина 3. Художественные детали (песня хором грянула, согласная, складная, и катится она «широко», «вольно») говорят о талантливости, чуткости и душевной силе народа. Картина 4. Крестьянин Вавила - Павлуша Веретенников Картина 5.Веселье переходит в ничем не сдерживаемое пьянство Вывод:Сознание народное сложное и противоречивое. Это народ - труженик, талантливый,чуткий, умный. Но и:невежественный, тёмный, смиренный, пьющий народ

Cлайд 21

Яким Нагой В деревне Босове Яким Нагой живёт, Он до смерти работает, До полусмерти пьёт! -так определяет себя сам персонаж. В поэме ему доверено выступить в защиту народа от имени народа. Живёт - с сохою возится, А смерть придёт Якимушке - Как ком земли отвалится, Что на сохе присох... ...у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле... ...шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо. В образе неразделимость человека и природы, единство труженка с землёй.

Cлайд 22

Биография Якима не совсем типична для крестьянина, богата событиями: Яким, старик убогонький, Живал когда-то в Питере, Да угодил в тюрьму: С купцом тягаться вздумалось! Как липочка ободранный, Вернулся он на родину И за соху взялся. Во время пожара большей части своего добра, поскольку первым делом бросился спасать картиночки, которые купил для своего сына: И сам не меньше мальчика Любил на них глядеть. Однако и в новом доме герой принимается за старое: покупает новые картинки. Бесчисленные невзгоды лишь укрепляют его твёрдую жизненную позицию. В главе «Пьяная ночь» Яким Нагой произносит монолог. где его убеждения сформулированы предельно отчётливо: каторжный труд, результаты которого достаются трём дольщикам(Богу, царю и господину), а подчас и вовсе уничтожаюся пожаром; бедствия, нищета – всем этим оправдываеся мужицкое пьянство.

Cлайд 23

Cлайд 24

Глава «Счастливые» Мужики не теряют надежды найти людей, которым живётся весело на Руси. Но даже за обещание даром поить счастливцев им не удаётся найти таковых. Ради дармовой выпивки счастливцами готовы объявить себя и надорвавшийся работник, и разбитый параличом бывший дворовый человек, сорок лет лизавший у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, и даже оборванные нищие.

Cлайд 25

1. Дьячок уволенный Счастье В благодушестве… Коль обогреет солнышко Да пропущу косушечку

Cлайд 26

2. Старуха старая Счастье Что у нее по осени Родилось реп до тысячи На небольшой гряде

Cлайд 27

3. Солдат с медалями Счастье В двадцати сражениях Я был, а не убит! Ходил ни сыт, ни голоден, А смерти не дался! За провинности нещадно бит, А хоть пощупай – жив!

Основные положения рассказа учителя 1. Замысел поэмы. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» - эта строка из «Элегии» объясняет позицию Н. А. Некрасова по отношению к Крестьянской реформе 1861 года, которая только формально лишила помещиков их былой власти, А на самом деле обманула, обобрала крестьянскую Русь. Поэма была начата вскоре после Крестьянской реформы. Ее целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых - как и во всей России - нет счастливого.

Поиски счастливого среди верхов общества были для Некрасова лишь композиционным приемом. Счастье «сильных» и «сытых» было для него вне сомнения. Само слово «счастливец», по Некрасову, - синоним представителя привилегированных классов. (Ср. «…но счастливые глухи к добру» - «Размышления у парадного подъезда».) Изображая господствующие классы (попа, помещика), Некрасов прежде всего акцентирует внимание на том, что реформа ударила не столько «одним концом по барину», сколько «другим по мужику».

2. История создания поэмы и ее композиция.

Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 год, т. е. около 14 лет. За это время его замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о ее композиции. Поэт называет странников «временнообязанными», чем показывает, что поэма начата не позднее 1863 года, так как позже этот термин очень редко применялся к крестьянам. Под главой «Помещик» имеется поставленная автором дата - 1865 год, которая свидетельствует, что до этого поэт работал над ее первой частью.

Даты написания других глав: «Последыш», 1872 год; «Крестьянка», 1873 год; «Пир на весь мир», 1877 год. Некрасов писал «Пир на весь мир», уже находясь в состоянии смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь продолжить поэму изображением странников в Петербурге. Литературный критик В.

В. Гиппиус в статье «К изучению поэмы «Кому на Руси жить хорошо» еще в 1934 году писал: «Поэма осталась незавершенной, замысел поэта непроясненным; отдельные части поэмы следовали друг за другом в разное время и не всегда в последовательном порядке. Два вопроса, первоочередные при изучении поэмы, остаются до сих пор спорными: 1) о взаимном расположении дошедших до нас частей и 2) о реконструкции частей ненаписанных и, прежде всего, развязки. Оба вопроса, очевидно, теснейшим образом связаны, и решать их приходится совместно». Именно В. В. Гиппиус нашел в самой поэме объективные указания на последовательность частей: «Время расчислено в ней «по календарю»: действие «Пролога» начинается весной, когда птицы вьют гнезда и кукует кукушка.

В главе «Поп» странники говорят: «А время уж нераннее, подходит месяц май». В главе «Сельская ярмонка» есть упоминание: «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась»; видимо, в день Николы (9 мая по старому стилю) проходит и сама ярмарка. «Последыш» также начинается точной датой: «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос». В «Пире на весь мир» сенокос уже кончается: крестьяне едут с сеном на базар. Наконец, в «Крестьянке» - жатва.

События, описанные в «Пире на весь мир», относятся к ранней осени (Григорий собирает грибы), а задуманная, но не осуществленная Некрасовым «петербургская часть» должна была происходить в зимнее время, когда странники придут в Петербург искать доступа «к вельможному боярину, министру государеву». Можно предположить, что петербургскими эпизодами и могла завершиться поэма.

Можно предложить учащимся самим провести исследовательскую работу с текстом и найти в нем Указания на временную последовательность частей. Однако в современных публикациях главы располагаются по времени их написания. Вопросы и задания для обсуждения «Пролога» 1. В чем суть спора между мужиками? Какую клятву дают они в конце «Пролога»? («В домишки не ворочаться… покуда не доведают… кому живется счастливо, вольготно на Руси?») 2.

Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе»? (Фантастические элементы русских сказок; число Семь; народные приметы, связанные с крестьянским трудом и бытом; загадки; очеловечивание мира природы; стилевая манера неторопливого фольклорного повествования и др.) 3. Какие предметные реалии, названия говорят о тяжелой жизни крестьянина в пореформенный период? 4. Какова сюжетно-композиционная роль «Пролога» в поэме? Можно ли считать, что «Пролог» - это заявка автора на новое изображение «энциклопедии русской жизни», на этот раз прежде всего жизни народной, крестьянской? Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп» 1.

Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это? 2. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю? 3. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним? 4. Какие фольклорные элементы можно заметить в главе? Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка» 1.

Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми? 2. Каким вам представляется Павлуша Веретенников?

Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе? 3. Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?

4. Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора? 5. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы? Выводы. Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы - русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер Крестьянской реформы и ухудшение народной участи.

Вместе с тем в задачу автора входило и сатирическое изображение «верхов», где поэт следует гоголевским традициям. Но главное - это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика. По своим стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к произведениям фольклора. Композиция поэмы сложна прежде всего потому, что на протяжении времени менялся авторский замысел, произведение так и осталось незавершенным, а ряд фрагментов не был опубликован из-за цензурных запретов.

"В домишки не ворочаться... покуда не доведают... кому живется счастливо, вольготно на Руси? "). Мужики решают, что пока не выяснят, кому живется "весело, вольготно на Руси", не возвращаться домой.

Какие фольклорные мотивы появляются в "Прологе"? Слайд 13.

Фантастические элементы русских сказок : птичка-пеночка, которая просит отпустить птенчика, а взамен рассказывает, как найти скатерть-самобранку; скатерть-самобранка.

число семь : 7 мужиков.

Народные приметы, связанные с крестьянским трудом и бытом; загадки; очеловечивание мира природы; стилевая манера неторопливого фольклорного повествования и др .

Формула поисков счастливого. Слайд 14.

Помещик

Чиновник

Священник (поп)

Купец

Вельможа

Министр

Царь

Как вы думаете, что знаменует эта формула? Композиционный замысел или уровень народного самосознания?

Уровень народного самосознания, т.е. его ограниченность – мужики понимают счастье примитивно, сводя его к сытой жизни и богатству.

Работа в группах.

Вопросы и задания для обсуждения главы "Поп" 1 группа

Каждый член группы получает своё задание. Затем заполняют сводную таблицу. Избирают того, кто представит работу группы.

2. В какую формулу собирает священник смутные для самих странников представления о счастье? Согласен ли он с крестьянами?

3. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?

4. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?

5. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?

6 .Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?

Рабочий лист 1 группы. (вариант ответов)

вопрос цитата вывод
Можно ли считать, что образ Руси постоянно сопровождает странствия мужиков, является своеобразным "героем" поэмы? Леса, луга поёмные, Ручьи и реки русские Весною хороши! Деревни наши бедные, а в них крестьяне хворые.. Глава «Поп» начинается с пейзажа, образ Руси постоянно сопровождает мужиков.
В какую формулу собирает священник смутные для самих странников представления о счастье? Согласен ли он с крестьянами? Покой, богатство, честь Священник не согласен с крестьянами. Он отрицает данную формулу счастья
Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это? Ну, вот тебе хваленое, Поповское житьё! Покой:«как достаётся грамота поповскому сынку», «болящий, умирающий, рождающийся в мир не избирают времени»,«Зимой, в морозы лютые, и половодье вешнее иди - куда зовут!» «Нет сердца, выносящего без некоего трепета предсмертное хрипение, надгробное рыдание, сиротскую печаль» Почёт: «Кого вы называете породой жеребячьею?» «О ком слагаете вы сказки балагурные, и песни непристойные, и всякую хулу?»«Мать-попадью степенную, Попову дочь безвинную, Семинариста всякого - Как чествуете вы? Кому вдогон, как мерину, Кричите: «го-го-го» Богатство: в прошлом, когда господа были богаты и щедро платили за службу во время рождения, крестин, свадеб и похорон священникам жилось хорошо. «Плодилися и множились И нам давали жить...»Теперь время не то - приношения народа попу очень скромны: «...мирские гривенки, Да пироги по праздникам, Да яйца о Святой» С такого не разбогатеешь.«...не брать, так нечем жить» Покой – жизнь без душевных затрат, без занятий хлопотливых, хотя и нужных другим. Честь – желание всеобщего уважения. Мечтает о богатствах, полученных в подарок.
Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю? Угоды наши скудные, пески, болота, мхи… Деваться с хлебом некуда!..продашь его за сущую безделицу… Безрадостна, горька и тяжела жизнь крестьянина.
Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним? А если и раздобрится сыра земля-кормилица... Путь-дорога, солнце-дедушка Солнце красное Да женщины печальницы, кормилицы, поилицы, рабыни, богомолицы и труженицы вечные… Олицетворения Сравнения Просторечия Безграничная боль о народе, сочувствие, понимание, забота Священник близок к народу, сочувствует ему, поддержит в горести и в радости
Какие фольклорные элементы можно заметить в главе? Эпитеты Повтор Сказочный пейзаж Народные приметы: пошли крутую радугу … Фольклорные строки помогают приобщиться к внутренней жизни, душе народа.

Слайд 16-17.


Слово учителя (к выводу): во второй половине 19 века проблема духовенства была одной из самых актуальных. Не получая никакого постоянного жалования, священник жил только подношениями прихожан. Уже с поступления в духовные училища, находившиеся в крайней бедности, будущие священники испытывали моральные и физические страдания.

Вопросы и задания для обсуждения главы 2

"Сельская ярмонка" Слайд 18-19

5. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?

Подведём итоги анализа главы. Что показал Некрасов в этих главах? Каково его отношение к русскому народу? Назовите темные и светлые стороны русской души по Некрасову. Какими средствами пользуется автор, изображая своих героев?

Выводы. Некрасов задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы - русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер крестьянской реформы и ухудшение народной участи. Но главное - это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика. По своим стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к произведениям фольклора. Композиция поэмы сложна, прежде всего, потому, что на протяжении времени менялся его замысел, произведение так и осталось незавершенным. Темные стороны – суеверие, пьянство, семейный деспотизм. Светлые стороны – талантливость, одарённость, стремление и способность осмыслить своё положение, несогласие с существующим порядком.

Согласны ли вы с формулой счастья, сформулированной священником?

Выразите одним словом: Счастье – это ….. Слайд 20.

Домашнее задание. Слайд 21-22.

На следующем уроке мы узнаем, что открывается в народе мужикам-правдоискателям.

1-я группа. Яким Нагой (ч. I, гл. 3).

2-я группа. Ермил Гирин (ч. I, гл. 4).

3-я группа. Савелий, богатырь святорусский (ч. III, гл. 3).

4-я группы. Матрена Тимофеевна Корчагина (ч. III, гл. 4-8).

План сообщения (Получает каждый).

1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?

2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?

3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?

4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?

5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?

6. Почему странники не признали героя счастливым?

7. Какой смысл содержится в говорящей фамилии героя?

8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о герое?