Меню

Страны Европы в XVI-XVIII вв. Культура Западной Европы в XVI-XVII вв По какому принципу составлены ряды

Младшая

1566 г. – в Нидерландах началось стихийное восстание, сопровождавшееся разгромом католических церквей. 1572 г. - Северные Нидерланды полностью освобождаются от оккупационных войск и провозглашают своим правителем принца Вильгельма Оранского. 1588 г.- Северные провинции провозгласили себя самостоятельным государством - Республикой Соединенных Провинций. 1641-1688 гг. – Английская буржуазная революция. 1642 – 1646 гг. - Гражданская война в Англии. 1644 г. - победа при Марстон-Муре. 1645 г. - победа при Нейзби. 1646 г. - Карл I выдан парламенту, гражданская война завершилась, отменен принцип «рыцарского держания». Январь 1649 г. – казнь Карла I. Май 1649 г. - в Англии провозглашается республика. Декабрь 1653 г. парламент был распущен, а Кромвель провозглашен главой государства с титулом лорда-протектора. Режим протектората просуществовал до 1660 г. 1669 - 1688 гг. - временная реставрация королевской династии Стюартов. 1688 г. - «Славная революция», в ходе которой последний Стюарт - Яков II был свержен и престол занял правитель Голландии - Вильгельм III Оранский. Значение революции: - мощный удар по феодализму. - 1689 – Билль о правах ограничил компетенцию короля в законодательной сфере в пользу парламента; заложил основы буржуазной конституционной монархии. Правящей становится партия, получившая большинство на выборах в парламент. Правительство формируется из лидеров этой партии и подотчетно парламенту. - Ускорение процесса ломки феодальных отношений и формирования буржуазных отношений в Западной Европе. Наибольшее значение для западной цивилизации имела Великая французская буржуазная революция. Король Франции Людовик XVI созывает Генеральные Штаты. 5 мая 1780 г. – начали работу Генеральные Штаты. После того, как Генеральные Штаты провозгласили себя Национальным Собранием, то есть, органом, представляющим интересы всей нации, король начал стягивать войска к Парижу. 14 июля 1780 г. - захват Бастилии. Это событие стало символом начавшейся революции, явилось переходом к открытой борьбе с правящим режимом. Историки выделяют несколько этапов в ходе Французской буржуазной революции: первый (лето 1789 г. - сентябрь 1794 г.) - конституционный этап; второй (сентябрь 1792 г. - июнь 1793 г.) - период борьбы якобинцев и жирондистов; третий (июнь 1793 г. - июль 1794 г.) - якобинская диктатура и четвертый (июль 1794 г. - ноябрь 1799 г.) - упадок революции. Август 1789 г. - Национальное Собрание приняло ряд важнейших постановлений, разрушающих устои феодального общества во Франции: безвозмездно отменялась церковная десятина, остальные повинности крестьян подлежали выкупу, ликвидировались и традиционные привилегии дворянства. 26 августа 1789 г. была принята «Декларация прав человека и гражданина», в рамках которой провозглашались общие принципы построения нового общества - естественные права человека, равенство всех перед законом, принцип народного суверенитета. К осени 1791 г. завершилась подготовка первой французской Конституции, которая провозглашала в стране конституционную монархию. Важной особенностью революции во Франции было то, что контрреволюция действовала преимущественно извне. Французское дворянство, бежавшее из страны, сформировало в германском городе Кобленце «армию вторжения», готовясь силой вернуть «старый режим». Апрель 1792 г.: начало война Франции против Австрии и Пруссии. 10 августа 1792 г. в Париже произошло восстание; Людовик XVI и его окружение были арестованы. Законодательное Собрание изменило избирательный закон (выборы стали прямыми и всеобщими) и созвало Национальный Конвент. 22 сентября 1792 г. Франция была провозглашена республикой. Первый этап революции завершился. События во Франции на втором этапе революционной борьбы носили во многом переходный характер. Ведущие позиции в Конвенте занимает наиболее радикальная группировка якобинцев. Борьба между жирондистами и якобинцами. 6 апреля 1793 года для борьбы против контрреволюции и ведения войны был создан Комитет общественного спасения, впоследствии ставший главным органом новой революционной власти. 2 июня 1793 года якобинцы организовали восстание против жирондистов, в ходе которого последние были уничтожены. Началась более чем годичная якобинская диктатура. Переработанная Конституция (24 июня 1793 г.) полностью уничтожила все феодальные повинности, превратив крестьян в свободных собственников. Хотя формально вся полнота власти сосредоточивалась у Конвента, реально она принадлежала Комитету общественного спасения, обладавшему фактически неограниченными полномочиями. С приходом к власти якобинцев Францию захлестнула волна широкомасштабного террора: тысячи людей, объявленные «подозрительными», были брошены в тюрьмы и казнены. Во многом благодаря этим мерам французская революционная армия, комплектовавшаяся на основе всеобщей воинской повинности, в 1793 - 1794 гг. смогла одержать ряд блестящих побед, отразив наступление английских, прусских и австрийских интервентов и локализовав опасное роялистское восстание в Вандее (на северо-западе Франции). Депутаты Конвента, которых не устраивала и пугала жестокость Робеспьера, организовали антиякобинский заговор. 27 июля 1794 г. (9 термидора по революционному календарю) он был арестован и казнен. Якобинская диктатура пала. В 1795 году была разработана новая Конституция. Вновь создавалось Законодательное Собрание; исполнительная власть переходила в руки Директории, состоящей из пяти членов. В интересах крупной буржуазии были отменены все чрезвычайные экономические постановления якобинцев. 1796 - 1799 гг. - грандиозные Итальянский и Египетский походы, в ходе которых огромную популярность приобретает молодой талантливый генерал Наполеон Бонапарт. 9 ноября (18 брюмера) 1799 г. произошел государственный переворот (Директория лишена власти. Создано новое временное правительство во главе с Наполеоном Бонапартом).

Европа в XVI, XVII и XVIII веках

Вильям Питт - великий английский оратор XVIII века

Западная Европа. - 1. Испания . - Испания XVI века, наделенная Колумбом громадным колониальным государством, заключавшим в себе почти всю южную и среднюю Америку с Антильскими островами, могла бы сделаться самым богатым торговым государством Европы: разумное пользование колониями, развитие промышленности и земледелия, чему способствовало перуанское золото и мексиканское серебро, могли бы создать из нее то, чем стала в настоящее время Англия.

К несчастью, Испания сделалась жертвою религиозного фанатизма, развившегося в ней вследствие продолжительной войны за независимость с мусульманами: ее короли XVI века, Фердинанд Католик, Карл Пятый (1519–1556), Филипп II (1556–1598), изгнали мавров, которые были прекрасными земледельцами, а затем евреев, способных коммерсантов; это были две невознаградимые потери для страны.

Число монахов возрастало; монастыри присвоили себе огромные земли; инквизиция помешала зародиться реформации и убила дух свободного исследования, всякое стремление к инициативе.

Большая часть драгоценных металлов Америки, захваченных королем, пошла в Испании на усиление армии и на покрытие издержек, вызванных разорительными войнами; внук Фердинанда, Карл Пятый, наследник испанского, австрийского, нидерландского престолов, нескольких итальянских провинций, заставил, кроме того, избрать себя германским императором; всю свою жизнь он воевал с французскими королями, с немецкими протестантскими государями и с турками, угрожавшими его австрийским владениям.

Сын его Филипп II, наследовавший только Испанию, итальянские провинции, Нидерланды и колонии, объявил себя защитником католицизма во всей Европе: он посылал войска против французских, английских и немецких протестантов; своею нетерпимостью он вызвал восстание в северных Нидерландах (нынешняя Голландия) и, воюя с ними тридцать лет, не мог их подчинить: Филипп II довершил разорение Испании.

Хотя в XVII веке эта страна и произвела нескольких великих живописцев - Веласкеза, Мурильо, а испанская Фландрия - Рубенса и Теньера, замечательных колористов, но войны и непрерывные преследования истощили Испанию людьми, деньгами и убили в ней всякую умственную жизнь. В XVIII веке ее колонии чахнут; она лишается по Утрехтскому миру итальянских провинций и Фландрии; Испания превращается в труп.

Вот что сделали католицизм и милитаризм в течение трех веков из страны, которая, приобретя неожиданное богатство благодаря Колумбу, могла бы сделаться первой колониальной державой нашего времени.

2. Соединенные провинции или Нидерланды (Голландия). Нидерланды были первою страною, удачно воспользовавшеюся открытиями мореплавателей и тем толчком который они придали морской торговле и колонизации.

Вынужденные постоянно бороться с морем и речными, наводнениями, затопляющими всю низменную часть страны, если она не защищена плотинами, жители Нидерландов превратились в рыбаков и энергичных моряков. В XVI веке они перешли в кальвинизм; но испанский король Филипп II, подданными которого они были, так как страна их в XV веке перешла по наследству испанским королям, хотел принудить их остаться католиками. С неукротимою стойкостью, под предводительством голландского дворянина, Вильгельма Оранского, которого они провозгласили диктатором, они добились, в начале XVII века, ценою тридцатилетней войны, политической и религиозной независимости. Эти освободившиеся провинции, из которых главная называлась Голландией, продолжая управляться отдельно, подобно автономным республикам, образовали союз, называвшийся Соединенными иировинциями, в котором общие дела решали сословные представители.

В этих республиках, управлявшихся буржуазией, торговля процветала; голландцы, главным портом которых был Амстердам, сделались настоящими морскими «извозчиками», покупавшими во всех странах местные произведения и перепродававшими их с большим барышом. Во время войны за независимость с Филиппом II, Португалия временно составляла часть испанских владений; голландский флот воспользовался этим, чтобы овладеть частью португальских колоний: мысом Доброй Надежды, Цейлоном и Малайским архипелагом, где торговая компания основала Батавию, сделавшуюся большим складочным местом бакалейной торговли в голландских колониях.

Вместе с деньгами свобода и жизнь текли широким потоком в Соединенных Провинциях; свобода печати была полная. Там искал убежища и издателя Декарт для своего сочинения Рассуждение о Методе ; там же в средине XVII века философ Спиноза, еврей, свободный от всяких религиозных верований, в первый раз применил метод Декарта к критике Библии; там же работал великий голландский живописец Рембрандт, создавший светотень, придававшую удивительную рельефность его лицам и большим картинам гениальным расположением красок.

В 1672 году Людовик XIV несправедливо напал на эту республику купцов, слишком свободных и слишком приверженных кальвинизму, по мнению католического деспота. Чтобы помешать вторжению французов, голландцы снова восстановили штадтгальтерство (диктатуру), которое поручили Вильгельму Оранскому, потомку героя войны за независимость. Вильгельм Оранский приказал разрушить плотины и затопил страну; французские войска должны были отступить и Соединенные Провинции были спасены, хотя наполовину разорены.

3. Англия. - Сильный толчок, данный Европе реформацией, Возрождением и великими морскими открытиями, глубоко поколебал Англию.

В ХVI веке деспот Генрих VIII Тюдор, получив от папы отказ на развод, воспользовался ненавистью, - накопившейся в средние века против папской власти, и сочувствием, встречаемым кальвинизмом и лютеранством в среде ученых, для того, чтобы порвать связь с римским католицизмом. За исключением ирландцев, оставшихся католиками, вся Англия стала исповедовать англиканскую веру, которая по догматам подходит к кальвинизму, а по внешнему виду организации - к католицизму; сохранялись католические торжества и епископства, но папа не признавался; его власть была заменена английскими епископами. Все монастыри были упразднены, а их имущества конфискованы королем и розданы частию придворным, частью же епископам.

Возрождение вызвало в Англии два капитальных явления: в конце XVI века драматические произведения Шекспира, величайшего драматурга всех времен, а в начале XVII в. - исследование Бэкона, в котором он, на основании научных данных, устанавливает метод, соответствующий изучению физических и естественных наук: наблюдение и опыт.

Но на судьбу современной Англии больше всего повлияли морские открытия: они указали ей на примере выгод, получаемых Испанией, Португалией, Голландией от морской торговли, что ее настоящее призвание - мореплавание. Англия, бывшая в средние века государством исключительно земледельческим, начинает в ХVI в. ткать сукна из шерcти собственных овец, выделывать железо из своих рудников, строить корабли. Новая Англия в округе северо-западных рудников и Англия фабричная созидается медленно, и вместе с нею растет богатая буржуазия. В царствование Елизаветы (1558–1603), когда появляется Шекспир, Англия окончательно переходит в протестантство и вступает на путь торговых и морских предприятий.

Реформация, Возрождение, открытия мореплавателей, экономические преобразования в XVII веке имели другое последствие: они вызвали политическую революцию.

После смерти Елизаветы в 1603 году, ближайшими наследниками престола были Стюарты, принцы Шотландского королевского дома. Таким образом Шотландия присоединилась к Англии. Сделавшись английскими королями, Стюарты, Яков I (1603–1625), Карл I (1625–1649), выказали намерение управлять неограниченно; они нашли поддержку со стороны крупных землевладельцев и богатых англиканских епископов… Богатая и враждебная к новшествам англиканская церковь составляет в Англии такую же консервативную силу, как католическая церковь во Франции.

Но буржуазия стремилась принять участие в правлении и создать при королях, в виде контроля, палату общин; из-за политического оппозиционного духа она присоединилась к кальвинизму, очень распространенному в Шотландии под именем пресвитерианства, который не признает епископов.

Народ же вообще, в некоторых более радикальных округах, принял религию еще более упрощенную; их стали называть пуританами. Пуритане вели очень строгий образ жизни, руководствуясь только Библией. В политике они проявляли республиканские наклонности и составляли политическую партию под названием независимых.

Деспотизм Карла I соединил общей активной связью парламентских пресвитерианцев и революционных пуритан. Когда Карл I стал производить произвольные аресты и возвысил налоги, на которые не соглашался парламент, вспыхнула революция. Карл I был арестован, его судили в палате общин, обезглавили (1649): была провозглашена республика и Кромвель, вождь пуритан, объявлен диктатором. Он привлек на свою сторону буржуазию навигационным актом, который закрывал английские порты всем иностранным кораблям и покровительствовал британской морской торговле.

После его смерти в 1658 году, страх буржуазии перед народной партией вызвал реакцию; снова были призваны Стюарты; но Карл II и Яков II, два сына Карла I, следовали деспотическим приемам своего отца, и новая революция, менее кровавая, но более сильная, вспыхнула в 1688 году. Яков II бежал во Францию, а палата общин, представительница интересов богатой буржуазии, предложила корону зятю Якова II, Вильгельму Оранскому, голландскому штатгальтеру, предписав ему конституцию, обязывавшую его управлять страною только вместе с парламентом.

С тех пор, в течение всего ХVIII века, короли стали уважать права своих подданных, по крайней мере английских буржуа; они не позволяли себе больше произвольных арестов или незаконного увеличения налогов, и их министры, в особенности оба Вильямы Питты, проникнутые буржуазными коммерческими стремлениями, не щадили ни людей, ни военных кораблей, ни денег, чтобы образовать обширное колониальное государство: во второй половине ХVIII века Канада и Индия были отняты у французов. Но в Америке с английскими колонистами обращались так несправедливо, что они восстали (1775–1781), завоевали независимость и образовали Северо-Американские Соединенные Штаты.

В конце XVIII века Англия, тем не менее, сделалась самой крупной коммерческой, морской и колониальной державой в Европе.

Центральная Европа. - 1. Италия. - Начиная с конца ХV века до средины ХVI Италия, бывшая в конце средних веков колыбелью Возрождения, сделалась превосходною рассадницей художников: величайший из них, Микеланджело, был в одно и то же время удивительным архитектором (купол Св. Петра в Риме), замечательным скульптором, изображавшим силу и величественность, и поразительным живописцем в трагическом изображении Страшного Суда, - фреска, которою восхищаются в Сикстинской капелле в Риме. На ряду с ним стоят Рафаэль и Леонардо да Винчи, оба великие итальянские художники.

Но артистический гений Италии не пережил ни ее материального разорения, ни удушливого католического гнета, порожденного в этой стране страхом протестантизма.

Италия, по-прежнему разделенная на враждовавшие между собою княжества, была в течение всего ХVI века, и даже позднее, полем битвы испанцев, австрийцев, французов; самые крупные княжества перешли к испанцам. Эти последние в ХVI веке, будучи в полном согласии с папой, повсюду учредили инквизицию; литература и искусства, требующие для своего развития полной умственной свободы, были поражены на смерть. Итальянская инквизиция прославилась судом над Галилеем: этот итальянский ученый первый доказал, что земля вращается вокруг солнца. Это утверждение казалось противоречащим Священному Писанию, особенно тому месту, где сказано, что Иисус Навин остановил солнце. Галилей, привлеченный к церковному суду в 1632 году, чтобы избежать сожжения на костре, должен был отречься от этого убеждения и покаяться. Говорят, что, выходя из суда, он не мог удержаться и проговорил: «Е pur si muove!» «А все-таки вертится!»

Кроме того, войны, сопровождаемые грабежами и опустошениями покрыли Италию развалинами; оба порта, генуэзский и венецианский, плохо расположенные для торговли с новооткрытыми странами Атлантического океана, были разорены турками, завоевавшими Византийскую империю, и грабежами турецких корсаров, плававших по всему Средиземному морю; это было полное падение.

2. Германия. - Германия, равно как и Италия, не достигла еще политического единства в течение этих трех веков. Протестантская реформация, которой она была колыбелью, послужила новой причиной для ее распадения.

Монах Лютер, поддерживаемый религиозно настроенными умами, которых возмущали богатства, нравы и вообще образ действия католической церкви, а также нуждающимися князьями, которые жаждали наложить руку на церковные земли, волновал Германию с 1517 г. до самой смерти своей в 1546 г., проповедуя свое учение против папства и безбрачия священников, вообще против того, что он называл римским идолопоклонством. Почти все северо-германские государства усвоили его учение и конфисковали церковные имущества, оставив их в достояние светской власти.

Но южная Германия, находившаяся во власти могущественного австрийского государя, оставалась католическою, благодаря энергичной и умелой деятельности иезуитов.

Австрийские Габсбурги, одни или в союзе с Испаниею, старались в течение ХVI и ХVII в. воспользоваться своим положением, в качестве императоров, чтобы не дать хода протестантским князьям и стать абсолютными властелинами в Германии, какими они были в своих наследственных владениях в Австрии. В первый раз, в ХVI столетии, при Карле V, это не удалось им, отчасти благодаря тому, что французские короли Франциск I и Генри ХVII, из-за своих корыстных интересов, оказали поддержку германским протестантам; во второй раз их попытка привела к страшной тридцатилетней войне (1618–1648), превратившей Германию в одно обширное поле всеобщей резни и в груду развалин. Министры французских королей, Ришелье и Мазарини, и на этот раз сделали бесплодной попытку австрийских Габсбургов: Вестфальский мир обеспечивал протестантским государствам Германии свободу вероисповедания.

С этого момента, из среды протестантских князей, выдвигается и усиливается на виду у австрийских Габсбургов один королевский дом, ловкий и неуступчивый, именно Гогенцоллерны, курфюрсты бранденбургские и короли прусские. В XVIII столетии самый выдающийся из королей этого дома, Фридрих II, замечательный полководец, вышел победителем из двух семилетних войн с Австриею (1741–1748 и 1756–1763) и отнял от нее Силезию.

Австрийские государи, которые по Утрехтскому миру приобрели от Испании Милан и Фландрию и которые в течение XVI столетия унаследовали Богемию и Венгрию, имели огромные владения, но это были разбросанные владения, разоренные войнами и налогами.

Впрочем, в таком положении находилась вся вообще Германия; эти войны убили торговлю, промышленность, столь преуспевавшую во времена Ганзейского союза, а также и умственную жизнь, которая так сильно стала развиваться к концу средних веков.

Восточная Европа. 1 Турция. Овладев Константинополем, турки, благодаря своему религиозному фанатизму и могущественной военной организации, покорили всю юго-восточную Европу; в XVI столетии они захватили Венгрию, а в XVII несколько раз осаждали Вену.

Но будучи завоевателями-фанатиками, они неспособны были слиться с покоренными христианскими народами; они располагались как бы лагерем в завоеванной стране.

Поэтому, когда к XVIII в. их фанатизм немного спал и их армия пришла в упадок Австрия с своими хорошо организованными войсками одержала верх и изгнала их из Венгрии.

2. Польша. Поляки, принадлежащие к славянскому племени, как и русские, но исповедующие католическую религию, в течение средних веков занимали равнину по обоим берегам р. Вислы; они сохраняли в полной силе феодальный строй: дворяне и духовенство держали крестьян в жестокой крепостной зависимости; сами же подчинялись избираемому ими королю.

В XVI и XVII веках легкая польская кавалерия несколько раз удерживала набеги турок и спасала Вену от их нападения.

Но внутренние раздоры, плохая военная организация, почти нисколько не изменившаяся со времени средних веков, дали возможность соседним великим государствам, Пруссии, Австрии и России, подвергнуть Польшу трем последовательным разделам: в 1772, 1793 и 1795 г., и вычеркнуть ее из числа независимых государств.

3. Швеция. Швеция в XVII столетии, в течение некоторого времени, играла очень важную роль: эта протестантская страна была вовлечена, вследствие религиозного пыла и гордости короля Густава Адольфа, в тридцатилетнюю войну между немецкими католиками и протестантами, и можно сказать даже, что Густав Адольф своими блестящими походами в Германию спас протестантское дело в тот момент, когда оно, казалось, уже погибало (1630 г.).

Это военное предприятие, слишком продолжительное благодаря безрассудному увлечению, породило у шведских правящих классов вкус к военным походам. В начале XVIII в. король Карл XII, необузданный авантюрист, бросил безумно свою страну в продолжительную борьбу на континенте с русским царем, Петром Великим. Швеция, истекая кровью от этих безумных предприятий, быстро опустилась до положения второстепенной державы.

4. Россия. - Но, самое главное событие в истории восточной Европы в эту эпоху, это - преобразование России из страны азиатской в страну европейскую.

До XVIII столетия на русских, с их длинными бородами, их одеянием, с их женщинами, скрывавшими свое лицо под покрывалом, с их московскими царями, с их боярами, которых били кнутом, с их попами, зависящими от греческой церкви, и потому еретическими в глазах католиков и протестантов, смотрели в Европе, как на азиатских варваров.

Европейские торговцы, поселившиеся в Москве, приучали понемногу москвичей к европейской жизни. В конце XVIII века Петр Великий, энергичный и умный царь, выросший среди сыновей европейских авантюристов и торговцев, поселившихся в Москве, пристрастился к европейской цивилизации. Он два раза побывал в Европе и решил одеть в европейские одежды своих бояр и заставить их усвоить европейские нравы; он успел переделать все административные учреждения, взяв за образец существовавшие в абсолютных монархиях Европы. С этого момента Россия располагала военным флотом, дипломатиею, судейской иерархией, финансовыми чиновниками и т. д., одним словом всем тем механизмом, который в современных государствах обеспечивает правительству исполнение главных общественных служб.

Самым осязательным результатом этого преобразования оказалось то, что русские цари стали вмешиваться в распри и войны других европейских государей. Екатерина II (1762–1796), продолжая воинственную политику Петра Великого, расширила пределы России на западе насчет владений Турции, Польши и Швеции.

Прогресс Европы в XVI, XVII и XVIII веках. - Несмотря на политические и религиозные войны, обагрявшие Европу кровью и парализовавшие развитие гуманности, с конца XV в. и до конца XVIII, все же невозможно отрицать действительного прогресса, совершившегося за эти три века в умственной и материальной сферах.

Материальный прогресс заключается в развитии промышленности, торговли, путей сообщения, мореплавания, в увеличении роскоши богатых классов.

Умственный прогресс сказывается в процветании многочисленных школ живописи во всех странах, оригинальной национальной литературы: имена Микеланджело, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Мурильо, Веласкеза, Теньера, Рубенса, Рембрандта, Шекспира, Корнеля, Расина, Мольера достаточно убедительно свидетельствуют, что мрак средних веков был рассеян.

Но в особенности в научной области обнаруживается непрерывно прогрессирующее развитие. Француз Декарт устанавливает метод математических наук; англичанин Бэкон - метод опытных наук; одновременно с установлением методов, делаются ценные изобретения приборов: голландский оптик Янсен изобретает подзорную трубу и микроскоп, благодаря которому получилась возможность изучать бесконечно малые тела (1590); итальянец Галилей устраивает в 1609 г. первый телескоп и при помощи его приступает к изучению небесной пучины, и почти тотчас (1619) немец Кеплер, а позднее англичанин Ньютон (1689) устанавливают великий закон, управляющий небесными телами: закон всемирного тяготения.

В 1643 г. итальянец Торичелли изобретает барометр, дающий возможность измерять атмосферное давление; немец Корнелий Ван-Дреббель изобретает термометр, показывающий изменение температуры; немец Отто Герик изобретает пневматическую машину (1650) или манометр, служащий для измерения давления газов и паров; француз Денис Папин изобретает первую паровую машину (1682). Начинают догадываться уже о приложениях пара и электричества; но не выходят еще из области простых попыток.

Наука, эта великая международная сила, которая не знает ни границ, ни братоубийственной ненависти, внушала доброжелательным людям предчувствие лучезарного будущего; и французские философы XVIII века наделили всю Европу своею надеждою на торжество человеческого разума над отжившими предрассудками и социальными бедствиями, и Европа, прислушиваясь к их голосам, начинала содрогаться в предчувствии новой эры.

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

Глава 12. ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ В XVII–XVIII ВЕКАХ 1) Полученные в ходе наших исследований данные показывают, что господствующий сегодня взгляд на всемирную и российскую историю, утвердившийся в XVII–XVIII веках, в целом неверен. В частности, в принятой сегодня версии российской

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

13. Почему в XVII–XVIII веках восхищались античностью Скалигеровско-романовская история приучила нас к следующей интерпретации прошлого. Мол, давным-давно, в небольшой скалистой Греции жили замечательные «античные греки», а в центре небольшого Италийского полуострова -

Из книги Египетские, русские и итальянские зодиаки. Открытия 2005–2008 годов автора Носовский Глеб Владимирович

3.4.16. Кто правил Феррарой в XVII–XVIII веках? Из астрономических датировок зодиаков Скифской палаты вытекает важное следствие: феррарский герцог Франческо II (1661–1694) ЖИЛ И ПРАВИЛ В ФЕРРАРЕ. Именно для него была создана роскошная роспись Зала Месяцев Скифской палаты,

автора Носовский Глеб Владимирович

13. Почему в XVII–XVIII веках восхищались античностью Скалигеровско-романовская история приучила нас к следующей интерпретации прошлого. Мол, давным-давно, в небольшой скалистой Греции жили замечательные «античные греки», а в центре небольшого Италийского полуострова –

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

5. Фальсификация истории в XVII–XVIII веках Романовские археологи-погромщики В , гл. 1:13.1 и [ЦРИМ], гл. 9, мы рассказываем о раскопках в Центральной России, проведенных романовскими археологами середины XIX века. В частности, в 1851–1854 годах граф A.C. Уваров, которого сегодня

Из книги Войны и кампании Фридриха Великого автора Ненахов Юрий Юрьевич

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 6 Как была устроена Великая Империя Фальсификация истории в XVII–XVIII веках В этой главе мы собрали несколько дополнительных замечаний, поясняющих или подытоживающих нашу реконструкцию. Повторим, что нарисованная нами картина прошлого основана на интерпретации всей

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора

Часть 3 Европа: Военное искусство в XVI–XVII веках и Тридцатилетняя

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

Часть 3 Европа: Военное искусство в XVI-XVII веках и Тридцатилетняя война Глава 1 Кавалерия рейтаров и её роль в новой войне (сплоченность и натиск)Мы уже говорили о том, что рыцарская кавалерия уступила место пехоте и стала вспомогательной силой. Но это совсем не означает, что

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

3.2. Как в XVII–XVIII веках внедрялись в жизнь сдвинутые со своего места имперские географические названия и связанные с ними исторические описания Народы XVII–XVIII веков, жившие в отдаленных землях, над которыми распростерлось невесть откуда взявшееся их «древнее название» -

Из книги Очерк о серебре автора Максимов Михаил Маркович

СЕРЕБРО В XVII - XVIII ВЕКАХ В РОССИИ Денежные реформы XVII - начала XVIII веков Ефимки с признаком. Серебро рудников Нового Света использовалось для чеканки российских монет. После того как испанский король Карл стал императором Германии (1519 - 1556 гг.), в его владениях «никогда не

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

3. В XVII–XVIII веках многие представляли себе русскую и мировую историю по-другому Оказывается, история Древней Руси в представлении средневековых хронистов тесно связана с «античной» Римской империей. Мы уже говорили, в частности, что в XVI веке бытовало мнение, что

Из книги Утопический капитализм. История идеи рынка автора Розанваллон Пьер

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

ГЛАВА XII Развитие новой русской культуры

Из книги Русский Бертольдо автора Космолинская Галина Александровна

Причины Тридцатилетней войны(затяжная)(1618–1648) .

Ареной конфликта оказались германские земли, а поводом к нему послужили религиозные разногласия. Императоры Германии выступали главными защитниками католицизма. Чехия была наиболее развитой частью их владений, но там жило много протестантов. И они попытались пригласить себе короля из числа протестантских немецких князей. Это привело к вооруженному конфликту, который вылился в Тридцатилетнюю войну.

Смешение религиозных и политических интересов. Постепенно в военные действия были вовлечены соседние страны: Дания, Швеция. Франция видела для себя угрозу в том, что на ее границах расположены государства, находящиеся под властью Германии. Поэтому руководитель кардинал Ришелье поддерживал противников немецкого императора-католика, хотя и сам был католиком. Через 12 лет после начала войны, перевес был на стороне католических сил. Полководец императора чешский дворянин Альбрехт Валленштейн (1583–1634) разгромил датских защитников протестантизма.

К этому моменту в Швеции энергичный и предприимчивый король Густав II Адольф (1594–1632) завершал реорганизацию своей армии, прикидывая, куда направить эту созданную им военную машину. Его интересовало побережье Балтики и возможности контроля над торговыми путями. Ришелье через своих агентов подталкивал шведского короля поддержать немецких протестантов. Лукавый кардинал думал об ослаблении позиций конкурентов – Габсбургов. Армия шведов пошла на германию Их солдаты и офицеры регулярно получали жалованье, и им было категорически запрещено притеснять и грабить мирное население. Нарушение запрета строго каралось. Густав Адольф снабдил свою армию мощной артиллерией, в том числе – небольшими пушками. Это было важным новшеством. Солдаты были снабжены теплой одеждой, что позволяло им не прекращать боевые действия даже в зимнее время. Шведский король покорял немецкие земли. Быстрые и легкие победы прославили имя шведского короля. Протестанты всей Европы видели в шведском монархе воплощение всех рыцарских доблестей, а Ришелье начал понимать, что вызванная им сила становится неуправляемой. В результате потерпели крах планы католической реставрации.

Война окончилась Вестфальским миром 1648 года . Испания признала независимость Нидерландов. Также, согласно этому документу, страны, победившие в Тридцатилетней войне – Франция и Швеция, назначались гарантами соблюдения мира.

  • Империя выплачивала Швеции контрибуцию, составлявшую 5 миллионов талеров,ей отходили остров Рюген, Западная Померания и часть Восточной, город Висмар, епископство Верден и архиепископство Бремен.
  • Франции подписание Вестфальского мира дало возможность получить владения Габсбургов, находящиеся в Эльзасе, правда, без города Страсбурга, а также суверенитет над несколькими епископствами в Лотарингии.
  • германский император потерял значительное количество своих былых прав. Князья стали независимыми и смогли участвовать в принятии решений относительно развязывания войны и заключения мира, в их ведомстве было определение размера податей, во многом от них зависело принятие законов в Римской империи.

Великие географические открытия.

  • открытие Америки Х. Колумбом положило начало широким связям между открытыми землями и Европой
  • путешествия Васко да Гама к берегам Индии
  • кругосветное путешествие Ф. Магеллана.

Великие географические открытия стали возможными в результате значительных успехов в развитии науки и техники в Европе. Распространение получило учение о шарообразности Земли, расширились знания в области астрономии и географии. Были усовершенствованы навигационные приборы (компас), появился новый тип парусного судна - каравелла.

  • . В 1488 г. Бартоломеу Диаш достиг мыса Доброй Надежды на юге Африки.

Знания, полученные португальцами в результате путешествий, дали мореплавателям других стран ценные сведения об отливах и приливах, о направлении ветров и течений, позволили создать более точные карты, на которых были нанесены широты, линии тропиков и экватора.

1. Установите соответствие между датой и событием.

1-в, 2-г, 3-а, 4-д, 5-б

2. К последствиям идеи Лютера об оправдании верой не относится:

5 - К последствиям идеи Лютера об оправдании верой не относится практика продажи индульгенций.

3. Определите, какие характеристики относятся к Мартину Лютеру, а какие – к Жану Кальвину.

Мартин Лютер - е, б, а

Жан Кальвин - в, д, г

4. Установите соответствие между терминами и их определениями.

1-б, 2-д, 3-г, 4-а, 5-в

5. К проявлениям Контрреформации не относится:

4 – сожжение на костре Мигеля Сервета

6. Установите соответствие между датой и событием.

1-б, 2-в, 3-а, 4-г

7. Определите, что из перечисленного относится к правлению Генриха 4, а что – Людовика 14.

Генрих 4 Бурбон - а, в

Людовик 14 - г, б

8. Благодаря поступлениям в казну серебра из Америки правители Испании смогли:

Стр. 34

9. К причинам упадка экономики Испании в 17 в. не относится:

10. Установите соответствие между датой и событием.

1-б, 2-а, 3-г, 4-в

11. К причинам освободительной борьбы в Нидерландах против Испании не относится:

2 - выгодное географическое положение Нидерландов.

12. К причинам голландского «экономического чуда» 17 в. не относится:

3 – богатые природные ресурсы

13. Для «нового дворянства» в Англии 16-17 вв. не характерно:

5 - стремление прежде всего искать источники доходов на королевской службе;

6 - стремление приобрести влияние в парламенте.

Стр. 35

14. Установите соответствие между датой и событием.

1-г, 2-в, 3-б, 4-е, 5-д, 6-а

15. Определите, какие из перечисленных проблем, нараставших в Англии накануне революции 1640-1660 г., относятся к сферам политики, экономики, религии.

Политика - а, б, д

Экономика - г, в, б

Религия - е, в, д

16. Установите соответствие между датой принятия документа и его названием.

1-д, 2-в, 3-г, 4-а, 5-б

Стр. 36

17. Установите соответствие между названием документа и его содержанием.

1-д, 2-а, 3-е, 4-в, 5-б, 6-г

18. Определите, что из перечисленного относится к правлению Фердинанда 1 Габсбурга, а что – к правлению его внука Рудольфа 2.

Фердинанд - а, д, в, е

Рудольф - в, а, б, г

19. Установите соответствие между датой и событием.

1-г, 2-в, 3-б, 4-а, 5-д

Стр. 37

20. Итальянские войны 1494-1559 гг. велись:

4 – Испанией и Францией

21. К причинам Тридцатилетней войны не относятся:

22. Какие факторы относятся к Эразму Роттердамскому, какие – к Никколо Макиавелли, а какие - к Томасу Мору.

Эразм Роттердамский - б, д

Никколо Макиавелли - а, г

Томас Мор - в, е

23. Какие факты относятся к Мигелю де Сервантесу, а какие – к Уильяму Шекспиру.

Мигелю де Сервантесу - а, б, г

Уильяму Шекспиру - в, д, е

Стр. 38

24. Какие высказывания относятся к Рембрандту Харменсу ван Рейну, а какие - к Диего Веласкесу.

Рембрандт Харменс ван Рейн - д, а, в

Диего Веласкес - б, г, е

25. По какому принципу составлены ряды?

1 – художники эпохи Возрождения

2 – художники Северное Возрождение

3 – крупнейшие представители стиля барокко

4 – эпоха классицизма (театр)

26. Установите соответствие между именами ученых 16-17 вв. и сделанными ими открытиями.

XVI век -- век великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений в жизни Европы.

К концу XV в. культура Возрождения (Ренессанса), зародившаяся в итальянских городах-государствах еще в XIV в., распространилась в других странах Западной Европы.

Бурные процессы той эпохи обусловили глубокие изменения в идеологии западноевропейского общества.

Представители гуманизма противопоставляли церковно-схоластической учености светские науки и образование. Светские (гуманитарные) науки изучали не Бога с его ипостасями, а человека, его отношения с другими людьми и его стремления, используя при этом не схоластически применяемый силлогизм, а наблюдение, опыт, рационалистические оценки и выводы.

Гуманизм XV--XVI вв. не стал движением, охватившим широкие массы народа. Культура Возрождения была достоянием относительно немногочисленного слоя образованных людей разных стран Европы, связанных общими научными, философскими, эстетическими интересами, общавшихся при помощи общеевропейского языка того времени -- латыни. Большинство гуманистов отрицательно относилось к религиозным движениям, в том числе реформационным, участники которых в свою очередь признавали только религиозную форму идеологии и были враждебны деизму и атеизму.

Важное значение для широкого распространения и религиозных, и светских идей играло книгопечатание, изобретенное в середине XV в. и получившее повсеместное применение в XVI в.

Учение Н. Макиавелли о государстве и политике.

Одним из первых теоретиков новой эпохи был итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Макиавелли долгое время был должностным лицом Флорентийской республики, имеющим доступ к ряду государственных тайн. Жизнь и деятельность Макиавелли относятся к периоду начавшегося упадка Италии, до XVI в. бывшей самой передовой страной Западной Европы. Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое учение было свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях Макиавелли об интересах и стремлениях участников политической жизни.

Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь - в презрение.

В центре внимания Макиавелли - реальная способность правительства повелевать подданными. В книге "Государь" и других сочинениях содержится ряд правил, практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной ему практики итальянских и других государств.

После написания трактата "Государь" (1512) Макиавелли становится европейской знаменитостью. Весьма двусмысленная слава преследует его: с одной стороны, Н. Макиавелли сформулировал предмет политической науки, но его осуждают за создание кощунственного произведения (с антихристианской философией).

В истории по его мнению три силы: Бог, Судьба и Великая личность. Макиавелли первый, кто обратил внимание на роль личности истории.

Основные черты его учения:

1. Гуманизм: "Человек может все: изменить волю бога, изменить свою судьбу, человек может быть великим даже в злодеянии. Человек может изменить ход истории".

2. Антифатализм: стремление изменить свою судьбу.

3. Реализм. Описывал то, что есть.

Суть трактата "Государь" - учение о политике.

А) Политика - это опытная наука о реальном положении вещей. Изучает мир власти таким, каков он есть.

Б) Политика - наука о способах захвата и удержания власти. Первый сформулировал понятие власти. Власть - состояние господства и подчинения.

В) Политика - целенаправленный вид человеческой деятельности. Цель всегда одна - поддержать и предложить власть.

Г) Политика - особая сфера аморальная общественной жизни, в борьбе за власть нельзя руководствоваться моральными критериями. В оценке политических действий нельзя применять моральную оценку.

Д) Политика автономна по отношению к религии.

Е) Политика - сфера, где всякая цель оправдывает средства.

Ж) Политика - это искусство. Политике нельзя научить, первостепенное значение имеет личность. В политике нет постоянных средств успеха. Выбор средств зависит от ситуации.

Основы власти:

1. Материальные основания - сила. Многочисленная преданная армия. Сам политик должен обладать началами полководца.

2. Власть должна иметь социальную опору - народ. (Макиавелли рекомендует опираться на народ, аристократию лучше истребить.)

3. Психологические основания (чувства). Народ должен любить и (больше) бояться правителя. Есть психологические чувства, которые вредны для власти - ненависть и презрение. Нельзя грабить народ. Презрение вызывает бездеятельность правителя, его малодушие. Политика "золотой середины". Правитель должен научиться быть недобрым (умение лгать, убивать). Правитель должен казаться великим человеком.

Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для правителя, неустанно повторял Макиавелли, - посягать на имущество подданных - это неизбежно порождает ненависть (а ведь никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и ножа). Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства.

Макиавелли воспроизводит идеи Полибия о возникновении государства и круговороте форм правления; вслед за античными авторами он отдает предпочтение смешанной (из монархии, аристократии и демократии) форме.

Религия должна быть одним из атрибутов государства, должна иметь государственный статус. Вред христианства для государства, т.к. слабость государственной ценности в государстве.

Политический идеал (двойственен).

1. Наиболее оптимальна - Флорентийская республика.

2. В трактате "Государь", абсолютная монархия - лучшая форма правления. Создание единого Итальянского государства оправдывало любые средства.

Произведения Макиавелли оказали громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии. В них сформулированы и обоснованы главные программные требования буржуазии: незыблемость частной собственности, безопасность личности и имущества, республика как наилучшее средство обеспечения "благ свободы", осуждение феодального дворянства, подчинение религии политике и ряд других. Наиболее проницательные идеологи буржуазии высоко оценили методологию Макиавелли, в особенности освобождение политики от теологии, рационалистическое объяснение государства и права, стремление определить их связь с интересами людей.


10 вопрос. Учение Жана Бодена о государстве и праве.

Ж. БОДЕН (1530-1596). Юрист, политический деятель, избирался от третьего сословия в Генеральные Штаты. Он теоретик абсолютизма во Франции. Он творец государственного права. «6 книг о республике». Впервые установил понятие суверенитета как обязательного признака государства.

Государство - правое управление множеством семей, облеченное верховой властью.

1) Государство действует сообразно со справедливостью, естественными и божественными законами.

2) Семья - главная основа государства. Домашняя власть похожа на политическую, но управляет частным достоянием, а политическая – общим. Но эта власть не должна поглощать семейного быта и частной собственности. Семейная власть должна быть едина и принадлежать мужу. Выступал против рабства.

3) Верховная власть - постоянная и абсолютная . Облеченное властью лицо может издавать любые законы, оно подчиняется закону божьему и естественному и стоит выше человеческих законов.

Устройство верховной власти (формы правления):

1) Монархия

2) Аристократия

3) Демократия

Относительно извращенных форм, Боден отмечает, что это различные качества тех же форм власти, но отнюдь не самостоятельные. Отвергает он и смешанные формы, т.к. они проигрывают единству власти.

Боден считал, что монархия - лучшая форма . Другие формы правления могут существовать только в малых государствах. Монархия должна быть непременно наследственной и передаваться по праву первородства. Не допускается наследие престола женщиной, как противоречащее естественному закону. Не допускается и разделение государственной власти между нескольким наследниками. Власть монарха ограничена только божественным и естественным законом.

Для сохранения спокойствия в государстве, правитель должен стоять выше партийных интересов, а этого можно достичь только в монархии.

Боден высоко оценивает роль Генеральных Штатов, которые представляют интересы всех трех сословий и сдерживают стремление верховной власти к произволу, предавая гласности злоупотребления. Особенно важна прерогатива Генеральных Штатов давать согласие на новые налоги, т.к. нельзя брать чужое имущество без согласия его владельца. Таким образом, Боден противоречит сам себе в этом вопросе.

Политические перемены в государстве не должны совершаться разом. Из всех причин, ведущих к переворотам, первое место Боден отдает неравномерному распределению богатства.

Рассматривает религию с точки зрения государства и государственной пользы. Он считал необходимым запретить всякие прения о религии, ибо они колеблят истину в умах, плодят раздоры. Государственная власть должна стоять выше различия вероисповеданий и держать между ними равновесие. Нельзя принуждать кого-либо к вере, т.е. Боден защищает свободу совести.

«Теория климата и почвы». Плодородие влияет на различие в правах, т.к. обитатели бесплодных земель более предприимчивы, склонны к ремеслам и искусствам. Обитатели плодородных земель таких побуждений не имеют. Все это отражается на государственном устройстве: храбрые жители Севера и горцы не выносят иного правления, кроме народного или устанавливают выборные монархии. Изнеженные обитатели юга и равнин легко подчиняются власти единого правителя.

…………………….

Теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж.Бодена

Религиозные войны существенно мешали развитию промышленности и торговли; Франция распадалась на ряд враждующих и воюющих лагерей.

С обоснованием абсолютизма и критикой монархомахов в период религиозных войн выступил Жан Боден (1530-1596 гг.). Юрист по образованию, депутат третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа, Боден выступал против феодальной децентрализации, против религиозного фанатизма. В сочинении “Шесть книг о государстве” (издано на французском языке в 1576 г., по латыни для всей Европы в 1584 г.) Боден впервые сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: “Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными”.

Власть государства постоянна и абсолютна; это - высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти - только бог и законы природы.

Суверенитет, по Бодену, означает прежде всего независимость государства от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства. Суверенитет как верховная власть включает права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.

В учении о государстве Боден во многом следует Аристотелю, но не Аристотелю, искаженному и мистифицированному средневековой схоластикой, а подлинному Аристотелю, осмысленному в свете последующей истории политико-правовых учреждений.

Государство Боден определяет как правовое управление многими семьями и тем, что у них общее, на основе суверенной власти. Государство - именно правовое управление, сообразное со справедливостью и законами природы; правом оно отличается, как отмечал Цицерон, от шайки разбойников или пиратов, с которыми нельзя заключать союзов, вступать в соглашения, вести войну, заключать мир, на которых не распространяются общие законы войны.

Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государство - совокупность именно семей, а не отдельных лиц; если они не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает. Подобно Аристотелю, он различает в семье три вида властеотношений: супружеские, родительские и господские. В отличие от Аристотеля Боден не был сторонником рабства. Он считал рабство не всегда естественным, источником смут и волнений в государстве. Боден стоял за постепенную отмену близких к рабству отношений феодальной зависимости там, где они еще сохранялись.

Боден - один из первых критиков “Утопии”. Одобряя некоторые мысли “незабвенного канцлера Англии Т. Мора” о государственных порядках Утопии, Боден настойчиво оспаривает его главную идею. Государство, основанное на общности имущества, писал Боден, “было бы прямо противоположно законам бога и природы”. Частная собственность связана с законами природы, поскольку “естественный закон запрещает брать чужое”. “Имущественное равенство гибельно для государств”, - неустанно повторял Боден. Богатые и бедные существуют в каждом государстве; если попытаться уравнять их, признать недействительными обязательства, отменить контракты и долги, “то нельзя ждать ничего, кроме полного разрушения государства, ибо утрачиваются какие бы то ни было узы, связывающие одного человека с другим”.

Первостепенное значение Боден придавал форме государства. Он отвергает распространенное деление форм государства на правильные и неправильные, поскольку оно выражает лишь субъективную оценку существующих государств. Сторонники власти одного человека называют ее “монархия”, противники - “тирания”. Приверженцы власти меньшинства именуют такую власть “аристократия”, недовольные ею - “олигархия” и т. д. Между тем, рассуждал Боден, суть дела только в том, кому принадлежит суверенитет, реальная власть: одному, немногим или большинству. На том же основании Боден отрицает смешанную форму государства - власть никак не разделить “поровну”, какой-то элемент будет иметь решающее значение в государстве; кому принадлежит высшая власть принимать законы, таково и есть государство в целом.

К демократии Боден относился отрицательно: в демократическом государстве очень много законов и властей, а общее дело в упадке; толпа, народ не может постановить что-нибудь хорошее, преследует богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших.

Не одобрял Боден и аристократию, государство, где власть принадлежит коллегии знатных: среди аристократов умных людей мало, в результате правит глупое большинство; принятие решений связано с раздорами, с борьбой партий и группировок; государство недостаточно энергично подавляет возмущения народа, вечно восстающего против вельмож. По тем же причинам аристократия немыслима в большом государстве.

Наилучшей формой государства Боден считал монархию. Монарх так же естественно, как бог Вселенной, без помех повелевает подданными; он обладает властью по собственному праву (вначале приобретенному силой, затем передаваемому по праву наследования).

Ссылаясь на разум и историю, Боден писал, что первоначально все государства созданы завоеванием и насилием (а не путем добровольного соглашения, как утверждали некоторые тираноборцы). В результате справедливой войны возникли господские (вотчинные) государства, в которых монарх правит подданными как отец семьей. Таковы монархии Востока.

В Европе, рассуждал Боден, господские государства превратились в “законные монархии”, в которых народ повинуется законам монарха, а монарх - законам природы, оставляя подданным естественную свободу и собственность. Монарх не должен нарушать “законы бога и законы природы”, которые возникли раньше всех государств и присущи всем народам. Монарх, по мнению Бодена, должен быть верен слову, соблюдать договоры и обещания, установления о престолонаследии, о неотчуждаемости государственного достояния, уважать личную свободу, семейные отношения, вероисповедания (чем больше их будет, тем лучше, - меньше возможностей создания влиятельных враждующих группировок), неприкосновенность имущества.

Боден оспаривал распространенное среди тираноборцев мнение, что монархия должна быть избирательной - в период выборов неизбежны смуты, раздоры и междоусобицы; выборный монарх не заботится об общем достоянии, поскольку неизвестно, кто сменит его на престоле; этих недостатков лишена наследственная монархия, которая к тому же во Франции является традиционной (тираноборцы пытались доказать, что ранее монархи были выборными).

Боден считал наилучшей королевскую монархию - государство, в котором верховная власть (суверенитет) целиком принадлежит монарху, а управление страной (порядок назначения на должности) сложное, т. е. сочетающее принципы аристократические (на ряд должностей, преимущественно в суде и войске, король назначает только знатных) и демократические (некоторые должности доступны всем).


11 вопрос. Утопический социализм в Англии в ХVI в. («Утопия» Т. Мора).

Первоначально идеи социализма облекались в мысли христианско-этических авторов о царстве божьем. Как законченная идея сложилась в 16-17 веках. Это время зарождения новых капиталистических форм эксплуатации.

Т.МОР (1478-1535) родоначальник идеи. В 1516 г. была опубликована “Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии”. Томас Мор - правовед по образованию, “Утопия” создана им во время поездки во Фландрию в составе посольства.

«Утопия» - в переводе с греческого «место, которого нет». 1 часть - критика политических и социальных пороков современных европейских государств. 2 часть - о несуществующем острове Утопия.

Указывает на большое количество знати, обирающей народ, власти, вместо наказания виновных, обрушивающейся на бедняков кровавыми законами. Государство - заговор богачей, ратующих над своим благополучием под вывеской государства. Частная собственность есть зло.

Остров Утопия недалеко от Америки, на нем 54 города живут в условиях полного коммунизма. Семья - основная общественная ячейка. В городе семья занимается определенным ремеслом. В деревенской семье 40 взрослых человек (в городской - от 10 до 16 человек), если ребенок хочет заниматься другим ремеслом, он должен быть усыновлен другим семейством.

Вокруг города - поля, которые обрабатываются горожанами поочередно. Часть горожан переселяются туда, уступая место тем, кто по истечении 2 лет работы на полях возвращаются в город. Все произведенные продукты перевозятся в общественные дома, отсюда глава семьи получает все необходимое по потребности на семью. Обедают в общих столовых. Рабочий день 6 часов.

Рост производительности и изобилие объясняется:

1. Отсутствием праздных людей (богачей, воинов, нищенствующих)

2. Женщины работают как и мужчины

3. От физического труда освобождаются должностные лица и те, кто призван заниматься наукой. Если себя не оправдывают – их возвращают к физическому труду.

4. Самих нужд меньше, т.к. нет пустых прихотей и мнимых потребностей. Каждый носит одинаковую одежду, дома определяются для проживания по жребию; золото и серебро хранятся лишь на случай внешней войны.

Общности жен нет. Браки строго охраняются законом, они нерасторжимы. Развод возможен в случае прелюбодеяния супруга, либо нестерпимо тяж характера. Виновный в разводе не может вступить в брак вторично. Оскорбление брачного союза - пожизненное рабство.

Неприятные работы выполняют рабы и посвятившие себя этому люди. Рабы - осужденные за преступление и выкупленные за границей осужденные к смерти, а также военнопленные, взятые с оружием в руках.

Управление 54 городами осуществляется на выборной основе. Все должностные выбираются на 1 год за исключением князя, который избирается пожизненно. Важные дела города решаются Собранием должностных лиц, а иногда - Народным собранием.

30 семей избирают филарха . Во главе 10 филархов стоит протофиларх .

Во главе государства князь и Сенат (находится в столице для решения общих дел) по три депутата от каждого города.

Религии у утопийцев разные, но все сходятся к поклонению единому божеству. Законов мало, адвокатов нет.

Общественное устройство Утопии строится на 2 началах, отрицавшихся в античном мире: равенство людей и святость труда.