Меню

Плохой учитель преподносит истину хороший учит ее. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Цель развивающая – «как?»

Младшая

Вопреки расхожему мнению, учителя тоже учатся. Они тоже иногда садятся за парты и учатся у своих коллег. Чем больше будет мероприятий, на которых учителя разных школ могут обмениваться опытом, тем лучше для нас, тем качественнее образование в целом. Мастер-классы помогают учителям расти - и тем, кто их проводит, и тем, кто их смотрит.
Я отлично помню своих учителей и благодарен им, за науку, за то, что научили меня не только отвечать на поставленные вопросы, но и думать и сомневаться, искать ответы и нестандартно мыслить.


В пятницу, 4 сентября 2015 года, на территории образовательного комплекса «Воробьевы горы» состоялся III съезд учителей Москвы под эгидой Департамента образования города Москвы, основная цель которого - это обмен опытом, знаниями, методами преподавания, а также обсуждение наиболее важных и актуальных проблем в сфере образования на сегодняшний день, его сверхзадача заключается в позиционировании системы образования как социального института, определяющего приоритетные направления общественного развития города.

В первый раз видел столько учителей в одном месте.



Такие проекты необходимы, чтобы развивать дополнительно обучать учителей, определять приоритетные направления общественного развития и образования города.

На съезде учителей были открыты четыре секции по различным направлениям: «Культура», «Национальная политика, межрегиональные связи и туризм», «Природопользование и охрана окружающей среды», «Экономика и финансы» и «Физическая культура и спорт». Более 15 различных мастер-классов провели лауреаты и победители конкурсов «Учитель года Москвы» и «Учитель года России». Все мастер-классы объединили в восемь тематических блоков, основанных на фундаментальных понятиях: «вопрос», «пространство», «измерение», «метод», «альтернатива», «диалог», «идея» и «среда».

Уже не секрет, что в последние годы московские школы, московские учителя и ученики очень много работают не только в классах. Образовательным пространством стал сам город. Огромное кол-во уроков, которые ребята посещают, проходят на заводах, фабриках, в музеях даже на улицах города.

Поэтому на мероприятие были также приглашены другие департаменты Правительства Москвы, для того, чтобы они в рамках мастер-классов могли рассказать о том, чем интересен город как образовательное и научное развивающее пространство.

Самые интересные, самые прорывные, самые важные проекты сегодня - это проекты, которые позволяют объединять знания и получать такие, которые можно использовать в будущей реальной жизни. Чтобы дети не говорили: "Я это в школе учил, но не понял зачем мне это нужно." Важно чтобы все знания, полученные в школе, были полезны для будущей жизни.

Не секрет, что за последние 5 лет произошли огромные изменения в сфере образования. Столичное образование очень много дает возможностей развиваться учителям, делиться опытом, проводить мастер-классы, черпать новое для воспитания и образования детей. Но и для детей процесс образования теперь стал более интересным, увлекательным и эффективным.

Все это активно обсуждалось на открытом августовском педагогическом совете. В прямом эфире, на мониторе компьютера можно было оценить итоги 2014/2015 учебного года и узнать ключевые направления развития на новый учебный год.

И что же изменилось за последнее время в школах?
Во-первых, школьные классы. Появились современные компьютеры, доски, мебель. Также отремонтировали здания самих школ и построили новые.

Теперь школьники учатся в классах с современным оборудованием, а родители следят за успехами детей с помощью электронных ресурсов. Улучшилась работа электронного дневника - теперь реализована мгновенная синхронизация и система оповещения, о новой оценке. т.е. уже скрыть двойку у ребенка никак не получится. Но и о пятерке родители узнают в ту же секунду, а не после школы.

Но в некоторых школах больше нет даже двоек и пятерок, потому что теперь появилась возможность выбрать шкалу оценки. Это может быть привычная нам пятибалльная, а также десятибалльная, 100-балльная и даже буквенная. Выбирает свою шкалу сама школа.

А в некоторых школах уже появились электронные учебники.
Пилотный проект по внедрению электронных учебников стартовал ещё год назад в шести московских школах. Результаты оказались положительными - успеваемость учащихся выросла на 10%. И уже сейчас к некоторым урокам не допускают пособия, которые не имеют цифровых аналогов. А в 30 школах уже на базе электронных учебников создана электронная библиотека.

Также важным моментом является появление электронных карт ученика. Уже 700 школ активно пользуются этим изобретением. Карта не только обеспечивает доступ ученика в помещение школы, но и делает возможным безналичный расчет в школьном питании.

Учителя, кстати, тоже не прочь делать фото на смартфон.

Столичные власти не планируют сокращать финансирование сферы образования в 2016 г. Об этом на III съезде учителей Москвы сообщил председатель комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев.

Наталья Павлова
Эссе «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)

Факультет дошкольной педагогики и психологии

Выполнила : Павлова Наталья Сергеевна

Профиль : «Дополнительное образование (раннее творческое развитие) »

Форма обучения : очно-заочная

Группа :105

Учебный год : 2015-2016, семестр 2

«Плохой учитель преподносит истину , хороший учит её находить » - так говорил Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег – немецкий педагог, общественный деятель, политик. С его именем связывают создание основ развивающего обучения. Хорошим , по мнению Дистервега, можно считать только такое обучение, которое стимулирует задатки и самодеятельность человека, развивает его умственно, нравственно, физически. Соблюдение этого принципа обеспечивает развивающий характер обучения. Самодеятельность Дистервег понимал как активность, инициативу и считал ее важнейшей чертой личности. В развитии детской самодеятельности он видел и конечную цель, и непременное условие всякого образования, определял ценность отдельных учебных предметов исходя из того, насколько они стимулируют умственную активность учащихся.

Дистервег полагал, что человек обладает врождёнными задатками, которым свойственно стремление к развитию. Задача воспитания - возбудить задатки, чтобы они могли самодеятельно развиваться. Он полагал, что школьное обучение должно опираться на естественные силы, заключенные в ребенке. Каждый человек от рождения обладает суммой определенных способностей, которые при правильно организованном воспитании развиваются, а при неумелом - могут заглохнуть. Чтобы способности ребенка не заглохли, учитель должен постоянно заботиться об их развитии, предоставляя детям возможность применять свои силы, знания и умения на практике.

Я полностью согласна с мудрым высказыванием великого педагога и восхищаюсь его идеями. На мой взгляд, истина не передается от учителя , наставника, а постигается в процессе самостоятельного поиска ответов на сложные вопросы. Я думаю, что обучение должно происходить в общении, во взаимодействии педагога и учеников. Главная задача учителя - не давать ответ на вопрос, а направлять ученика на путь самостоятельных поисков ответов. А вот задача ученика - использовать этот тактический шаг таким образом, чтобы самому прийти к истине . То есть цель любого преподавателя - организовать таким образом обучающий процесс, чтобы дать ученику возможность и мотив самостоятельной исследовательской работы. Задача, которую ставит перед собой хороший учитель - указать направление, а хороший ученик самостоятельно пройдёт свой путь, раскрывая свой внутренний потенциал.

Публикации по теме:

«Моя педагогическая философия» (Эссе на конкурс «Учитель года») «Моя педагогическая философия» «…Физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость» Крэттен Когда я думаю.

Эссе «Учитель-логопед - это звучит гордо!» И для меня это действительно так. Еще будучи ребенком, учась в школе я мечтала стать ведущим или актером, и конечно, в каждой из этих профессий.

Эссе «Я – учитель» Рано или поздно перед каждым человеком встает вопрос: Кем быть? Вспоминаю сочинение в 3-м классе на тему «Кем я хочу.

Эссе «Я - учитель-логопед» В детстве я воспитывала и учила кукол, мечтала стать учителем и быть детям не только педагогом, но и наставником и другом. Часто я играла.

Эссе «Я учитель начальных классов» Эссе - Я учитель начальных классовПроводя анализ учебно- методических комплексов для начальной школы я пришла к выводу, что мне ближе всего.

Эссе «Моя профессия -учитель-логопед» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Алёнушка» ЭССЕ «Моя профессия – учитель-логопед!» Учитель-логопед.

Эссе «Моя профессия - учитель-логопед» Эссе «Моя профессия – учитель-логопед» Современный логопед – это прежде всего педагог, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний.

Эссе «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»

А. Дистервег

На вопрос, что такое истина, любой из нас не задумываясь ответит – правда! Причём, правда абсолютная, не зависящая от чьего – либо мнения или от каких – либо обстоятельств. Однако, как подтверждает история развития человечества, нельзя не признавать и элемент относительности истины, потому что стремление к познанию нового, неизведанного заложено в человеке самой природой. Если же истинность научных знаний, проверенных практикой, непреложна, то в социальной сфере всё обстоит иначе: во имя достижения определённых целей в общественное сознание зачастую внедряются заведомо ложные истины, что, как известно, приводит к трагическим последствиям. Ярким примером этого может служить фашистская идеология, а также события, происходящие сейчас в Украине. Конечно, больше всего подвержена внушению молодёжь, которая ещё не имеет жизненного опыта, поэтому склонна принимать на веру всё, что «вещается» из уст авторитетных для неё людей. Вот почему на Учителе во все времена лежала огромнейшая ответственность за то, какой выбор сделают его ученики в будущем: окажутся ли они на стороне Добра или примкнут к силам Зла. Направить ребёнка на путь истины – задача неимоверно сложная, требующая от учителя высочайшего профессионализма и величайшего терпения.

Бесспорно, школа как один из социальных институтов, направленных на формирование, развитие и укрепление интеллектуальных, моральных и духовных начал подрастающего поколения, прежде всего призвана подготовить учеников к будущей самостоятельной жизни, то есть помочь каждому из них осознать себя самодостаточной личностью, готовой к принятию самостоятельных решений по любой проблеме. Но чтобы научить ребёнка самому «находить истину», учитель должен быть мудрым наставником, а не диктатором, навязывающим своим воспитанникам прописные истины, принимаемые ими на веру и не побуждающие их к познанию.

Познание ребёнком истины начинается с того мгновения, когда он впервые переступает порог школы и садится за парту. Первое слово, сказанное учителем, должно заронить в душе маленького человека, ещё в полной мере не осознающего важность происходящего, зерно доверия между ним и наставником, из которого постепенно начнут пробиваться ростки понимания. Именно доверие к учителю и понимание его требований являются залогом успешного усвоения учащимися знаний. Каждую минуту общения с учениками учитель обязан помнить о том, что всякий ребёнок индивидуален, поэтому и воспринимать услышанное и увиденное ученики будут по – разному. Но есть у них нечто общее – любознательность, и она неудержимо влечёт детей к познанию нового, к познанию истины. Но каким образом преподнести эту истину, зависит как от степени мастерства учителя, так и от его личностных приоритетов: либо он прежде всего заботится об интеллектуальном развитии детей, либо его интересуют лишь хорошие оценки учащихся.В первом случае учитель будет учить детей «находить истину», а во втором – просто «преподносить» её им.И тогда он не зажжёт в сердцах учеников «уважение к истине», а оно, по мнению А.И. Герцена, есть «начало мудрости». Мудрый же человек, как известно, никогда ничего не принимает на веру, подвергая сомнению всё, что всесторонне не исследовано и не подтверждено практикой. Именно поэтому на уроке должны быть созданы условия, при которых ученик мог бы ощутить себя исследователем рассматриваемой проблемы. И не важно, какого предмета она касается: выбора пропущенной в слове орфограммы, оценки поступков литературного героя или решения математической задачи. Лишь в этом случае ребёнок почувствует личную ответственность за конечный результат и удовлетворение от проделанной работы. Каждый урок станет для него открытием и новой ступенью к вершине знаний. Конечно, восхождение на эту «вершину» будет нелёгким: на пути к ней встретится немало препятствий, но достигший её обретёт уверенность в собственных силах, и когда придёт время для принятия важного решения, то он, с высокой долей вероятности, сделает выбор в пользу истины. Однако, к сожалению, следует признать, что в жизни мы нередко встречаем пассивных, равнодушных людей, не имеющих собственного мнения и предпочитающих оставаться в стороне от происходящего вокруг них. Можно предположить, что в момент формирования их личностных качеств рядом с ними не оказалось «хорошего» учителя, который бы способствовал воспитанию у своих учеников активной жизненной позиции. Учитель, дающий детям готовые выводы, лишает их самостоятельности, подавляет у учащихся инициативу, заглушает в них познавательный интерес и заражает их скукой, а один из основателей научной педагогики Иоганн Гербарт считал скуку «смертным грехом учителя». Значит, основная задача учителя – побуждать детей к действию. Успех обучения и воспитания зависит от осознания учащимися значимости цели рассматриваемого на уроке учебного материала. «Хороший» учитель, понимая это, словно опытный капитан, ведущий корабль через рифы, умело направляет детей, убеждая их в том, что они первооткрыватели, а не созерцатели.

Любой педагог, без сомнения, не раз задумывался над тем, какой он учитель: «хороший» или «плохой». Я тоже не являюсь исключением, и этот вопрос преследует меня уже четверть века, то есть с самого начала моей педагогической деятельности. О работе в школе я мечтала с детства и часто представляла себе, как вхожу в класс и начинаю свой первый урок. Конечно, учительские будни оказались не такими радужными, какими я их себе представляла, но радость общения с детьми помогает забыть о тех неприятных моментах, которые неизбежны в нашей профессии. Будучи классным руководителем десятого класса (всего у меня было три выпуска), я остро ощущаю ответственность за судьбу каждого ученика, поэтому стараюсь помочь детям обрести необходимые для будущей успешной жизни личностные качества: самостоятельность, упорство в достижении поставленной цели, ответственность за принимаемые решения, умение находить компромиссы в спорных ситуациях, стремление к познанию нового, желание делать добро. Я никогда не навязываю им собственного мнения, а оставляю решение за ними. Приятно видеть результаты нашей совместной с ребятами работы: по итогам прошлого учебного года класс стал «Классом года» в старшем звене, А Дорогинина Софья победила в номинации «Интеллектуал» в городском конкурсе о грантовой поддержке одарённых учащихся. Особенно меня радует сплочённость классного коллектива, умение детей искренне радоваться успехам товарищей и сопереживать им. Не передать словами то, какое душевное удовлетворение я испытала, когда узнала о решении детей участвовать в волонтёрском движении, чтобы своими руками творить добро. Значит, мои усилия не пропали даром!

Несмотря на эти успехи в работе с классом, я понимаю, что мне, как и любому современному учителю, надо постоянно совершенствовать свои педагогические навыки, чтобы когда – нибудь можно было сказать себе: «Я хороший учитель, потому что сумела научить детей находить истину».

Краткое описание

« Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить»- говорил великий Дистервег. Считаю, что он был прав. Справедлива мудрость, которая, как мне кажется, отвечает на вопросы, которые ставит перед собой хороший учитель. Мудрость гласит: « Скажи мне, и я забуду. Покажи мне и, возможно, я не запомню. Задействуй меня, и я пойму.» Уверена, что профессия учитель одна из самых нужных, самых сложных и ответственных. Ведь настоящий учитель- это тот человек, который не только учит определённому уроку, а он и тонкий психолог, который помогает нам познать мир посредством своего предмета и стать сильной личностью. Но не каждый учитель хорош! Педагог, по моему мнению, должен научить учеников находить истину во всём, а не давать ее, как говориться, в готовом виде.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить…

Морева Екатерина, студентка 1-го курса, группы №420813

« Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить»- говорил великий Дистервег. Считаю, что он был прав. Справедлива мудрость, которая, как мне кажется, отвечает на вопросы, которые ставит перед собой хороший учитель. Мудрость гласит: « Скажи мне, и я забуду. Покажи мне и, возможно, я не запомню. Задействуй меня, и я пойму.» Уверена, что профессия учитель одна из самых нужных, самых сложных и ответственных. Ведь настоящий учитель- это тот человек, который не только учит определённому уроку, а он и тонкий психолог, который помогает нам познать мир посредством своего предмета и стать сильной личностью. Но не каждый учитель хорош! Педагог, по моему мнению, должен научить учеников находить истину во всём, а не давать ее, как говориться, в готовом виде. Плох тот учитель, который лишь укажет, что так, мол, и так, и не объяснит почему? А хороший учитель поведёт ученика по истории вопроса, познакомит с разными точками зрения, мнениями, а потом спросит школяра, как он думает, как считает, какие умозаключения имеет! И если что, то немножко, не обидев, «подскажет, подтолкнёт» к правильному решению, да так искусно, что ученик и не заметит его участия. Так ученик обретает бесценный опыт в процессе выполнения своих задач и проблем. Чем богаче жизненный опыт, тем точнее истина.

Ведь истина – это не есть значение, полученное от учителя, наставника. Это мудрость, обретённая в процессе поиска ответов на сложные вопросы. Я думаю, что обучение должно происходить в общении, во взаимодействии, через разговоры, дела, работу. Главная задача учителя - не давать ответ на вопрос, главное - направить ученика на путь самостоятельных поисков ответов.. В труде, в деле возникает истинное значение, так как от разговоров человек всегда переходит к делу. Так в сознании возникает уверенность в своих знаниях. Задача, которую ставит перед собой хороший учитель - указать направление, а хороший ученик самостоятельно пройдёт свой путь. Знаете, уважаемые. Слово «школа» в переводе с латинского означает «лестница», по ступенькам которой восходим мы, ученики. А строить эту лесенку для каждого свою, кому-то пологую, для кого-то покруче, нам помогают хорошие учителя, которые учат находить Истину! А как считаете вы?

В своем высказывании немецкий преподаватель и мыслитель Адольф Дистервег рассуждает о том, каким должен быть профессиональный учитель. Иными словами, автор данной цитаты убежден, что поиск знаний, который проводит ученик заключается не в том, что он слушает и слышит мысли и речи преподавателя, а в том, что учитель ему дает ему ключ, направление, по которому ученик самостоятельно пойдет в поисках истины. Пожалуй, в этом и заключается большая разница между настоящим профессионалом преподавания и педагогом, который не обременяет своих учеников в процессе познавательной деятельности.

Данное высказывание автора отражает и мои соображения по вопросу учебной деятельности. Я с ним согласен абсолютно во всех деталях и мелочах. Ведь познание – это сложнейший процесс, а его результаты нельзя в виде готового «продукта» как бы «пересадить» из одной головы в другую. Это полностью исключено….

Современные философы, рассуждая на тему познавательной деятельности, трактуют истину как знание, которое соответствует предмету познания (или познавательной деятельности). Чтобы проверить, насколько это знание соответствует предмету познания, существуют даже свои критерии, например, практика, которая является универсальным критерием познания, соответствие законам логики, научным законам и закономерностям и т.д. Но немногие философы задаются вопросом, как следует обучить студента или ученика, как же к ней прийти….

Сам Адольф Дистервег был убежденным романтиком, он считал, что пока в ученике не зажечь тот самый огонь, искру, которая вдохновит его на поиск истины, правды, какого-то нового, неизвестного знания, так процесс познания не пойдет… Ему вторят эксперты современной педагогики: действительно, когда субъект познавательной деятельности не найдет цель познания, т.е. зачем он это делает, ни один опытный педагог ему не поможет… И правда! Какая познавательная деятельность, если в ней нет цели познания, если субъект не понимает какие ему нужны средства для поиска нужной истины?

Современное российское образование становится все более индивидуальным, а потому мудрость Дистервега как никогда кстати. Правота его мысли сегодня подтверждается и в моей школе, где наш педагог по химии буквально всех «заразил» своим любимым ремеслом. Наш урок стоит самым первым в расписании, часто одноклассники еще сонные начинают занятия, но у него не поспишь!! Благодаря его обширной школьной лаборатории каждый наш урок начинается с ощущением, что может что-то вот-вот пойти не так… Мы начинает урок с предположений, записываем свои гипотезы, порой, даже слишком эмоционально отстаиваем свои предположительные результаты, что станет с веществами после реакции и т.д. Он дает нам тщательные рекомендации, контролирует проведение экспериментов, а затем мы самостотельно фиксируем результаты реакции, делаем наши заметки и предположения, о том, что бы было, если б в реакции участвовал бы ни азот, а другой элемент. Одним словом, каждый урок – это маленький эксперимент, после которого твоя самооценка растет… а растет от того, что ты сам что-то смог сделать, что твой сам до чего-то додумался.

Мне кажется, что похожие чувства могли испытывать герои повести Евгения Гришковца «Начальник». Глава местного фотокружка вдохновляет всех вокруг, а дети жадно бегут к нему на занятия, как бы чего интересного не пропустить. Их учитель радеет за каждого, детишек много, но он успевает помочь всем и дети познают этот мир через чудесные и волшебные образы, которые запечатлены на фотографиях, которые они делают, т.к. учитель помог им освоить чудо-прибор. Он показал, как фотографируют люди, но ракурс, детали, фокус они выбирают сами.

Не только современные примеры и литературная жизнь нам преподносит таких мудрых учителей, но и история. Вы помните Сократа? Я помню в 8 классе нам однажды учитель про него рассказал: «Дети! Есть один интересный метод, который помогает нам всем узнавать этот мир! Его еще называют метод Сократа». Он его называл «повивальным искусством», то есть такое искусство, в котором как бы «рождается» знание. Это искусство не даст вам знание, но оно даст вам дорогу, по которой вы придете к знанию. Сократ и правда был великим учителем, он говорил, вел диалоги со своими учениками, в ходе которых подводил собеседника к осознанию своего заблуждения и постижению истинного знания. Бывало, кстати, и другое, что и сам Сократ в процессе этих диалогов постигает свою новую истину. Так волшебное искусство познавать стало популярным в Греции, а вскоре возникли целые школы, которые помогали ученикам постигать истину, а процесс познания делали великим удовольствием. Многочисленные «сократические школы» основывались и благодарными учениками - Ксенофонтом, Диогеном Синопским, Платоном и многими другими.

Таким образом, автор прав. Когда мы начинаем процесс познания, наш учитель в нем отвечает за самое важное – он дает нам стимул, цель, мотивацию, а затем показывает какими средствами мы ее можем достичь. Только так и не иначе мы получаем проверенное на практике знание, которое добыли сами. Хороший учитель показывает направление, а хороший ученик самостоятельно пройдет свой путь, раскрывая свой внутренний потенциал.