Меню

Сообщение на тему история развития зоологии. Зоология как наука. Этапы развития зоологии, ее разделы и главные задачи. Зоология наука о животных

Праздники

История отечественной зоологии

Одна из основных задач зоологии – составление и описание естественной системы животного мира. Многие поколения ученых и натуралистов-любителей трудились над созданием современной систематики, без которой невозможно ни представление о биологическом разнообразии, ни понимание общих закономерностей функционирования живых организмов. И биохимик, и физиолог, и генетик, и эколог, связанные в своей работе с животными, могут интерпретировать результаты экспериментов или наблюдений, лишь четко представляя себе место объектов их исследований в общей системе органического мира. Клетки и субклеточные структуры, ткани и органы также принадлежат конкретным организмам, представителям того или иного вида. От того, насколько исследователь представляет себе положение этого вида в системе животного царства, знает о степени универсальности изучаемых признаков (а по ним определяется и степень родства), зависит и уровень обобщения результатов, и их прогностическая ценность.

Но и простой любитель природы при желании узнать побольше о том или ином животном, будь то аквариумная рыбка, певчая птичка или неизвестное насекомое, губящее урожай на садовом участке, неизбежно должен коснуться вопроса систематики: узнать, как называется это животное и по каким признакам оно отличается от других сходных, видов. И если он не хочет ограничиваться названиями типа «пестрогрудка» или «краснохвостка», то придется обратиться к определителям, справочникам, атласам, мнению специалистов. Тогда выяснится, что у данного вида животных есть научное имя, присвоенное ему первоописателем, и место в общей системе, отражающее степень родства и уровень эволюционного развития.

Несмотря на многовековую историю развития систематики животных, универсальные, международные правила зоологической номенклатуры, как это ни странно, были узаконены сравнительно недавно, в конце XIX – начале XX в. Совершенствование и уточнение Кодекса зоологической номенклатуры продолжается до настоящего времени.

Из шести основных видовых номенклатурных позиций (родовое латинское название, собственно видовое название, автор первоописания, год публикации первоописания, библиографическая ссылка, место находки типового экземпляра) четыре последних тесно связаны и с историей зоологии. При этом речь идет не только о борьбе за приоритет первооткрывателя или об оценке вклада отдельного исследователя в общую копилку зоологических знаний. Открытия новых видов животных продолжаются. Особенно много находок ждет ученых в мире беспозвоночных. Но и среди позвоночных ежегодно описывается около 100 новых видов рыб, обнаруживаются новые виды птиц и млекопитающих. Совершенствование биохимических, генетических, эколого-физиологических, этологических методов современной систематики приводит к открытию видов-двойников, трудно различимых на основе традиционных – морфологических – признаков. И во всех случаях обнаружения новых видов требуется провести их сравнение с близкородственными, уже известными животными, т.е. обратиться к истории зоологии.

Среднеазиатский тигр. Рисунок Н.А. Северцова

Как бы не стремилась наука к объективности и универсальности полученных знаний, она тесно связана с историей отдельных научных школ, культурой и теми общественными условиями, в которых работают ученые. Часто важную роль играют обстоятельства, при которых было сделано описание нового вида, и даже личность первоописателя. Не менее существенным может оказаться общественно-исторический контекст, окружавший работу того или иного ученого, преемственность зоологических знаний.

Становление отечественной зоологической школы шло в русле развития мировой науки, но при этом определились и некоторые своеобразные черты: специфические объекты долговременных исследований, традиционные формы, методы, темы и районы зоологических работ, связи науки с образованием и практической деятельностью.

Российская зоология всегда была тесно связана с вопросами охотничьего и рыбного хозяйства, проблемами рационального промысла, разработкой мер по охране природных ресурсов. На протяжении нескольких столетий отечественные зоологи неоднократно обращались к изучению бобра и соболя, кабарги и выхухоли, зубра и бурого медведя, мамонта и стеллеровой коровы. Из птиц традиционными объектами стали хищные и гусеобразные нашей фауны, из рыб – осетровые и лососевые.

Своеобразный длительный и славный путь был пройден российскими зоологами-педагогами: от «Начертания естественной истории» В.Ф. Зуева (1786) – первого отечественного учебника зоологии, до таких книг, как, например, трехтомник «Систематика млекопитающих» В.Е. Соколова (1975–1979), двухтомной «Зоологии позвоночных» Н.П. Наумова и Н.Н. Карташева (1979), «Общей орнитологии» В.Д. Ильичева, Н.Н. Карташева и И.А. Шилова (1982) и целого ряда более поздних изданий.

Наконец, наше государство (в границах существовавшего СССР) обладало видовым разнообразием млекопитающих, птиц и рыб, составляющим почти 10% от разнообразия мировой фауны в каждом из этих классов. Открытие (в том числе новых для науки видов) и изучение этого разнообразия стало делом жизни нескольких поколений зоологов отечественных научных школ. Работа эта продолжается и в настоящее время.

Значение изучения истории отдельных национальных научных школ подчеркивал российский зоолог конца XIХ в. А.П. Богданов, когда писал в 1885 г.: «Действительность же у разных культурных народов во многом, а в особенности в частностях миросозерцания и практических нужд, весьма различна, а потому и частные синтезы научных фактов необходимо будут тоже различны в разных странах и имеют свой особенный, присущий им, частный характер. Это подтверждается тем, что историю науки в каждой стране может написать только сын ее, а не пришлый гость, не переживший в душе своей нравственную и умственную борьбу при историческом развитии ее племенных идеалов жизни и культуры, которые для всесторонности человеческого развития не могут и не должны облекаться в одну общемундирную, казенно-европейскую форму».

Стеллерова корова, сивуч и морской котик – рисунок со старинной карты

Однако до сих пор, несмотря на неоднократные попытки, мы не имеем полного изложения отечественной зоологии. Множество уникального, неизвестного науке материала хранится в государственных архивах и частных собраниях. Нами были подготовлены два обзора литературы, касающейся истории отечественной зоологии в целом и ее отдельных отраслей (Шишкин, 1998, 1999). Из более поздних работ по указанной теме упомянем сводки «Московские орнитологи» (1999) и «Московские териологи» (2001), а также первый том из новой серии «Руководство по зоологии» – «Протисты, часть I» (2000) с вступительными статьями, посвященными истории зоологии, в том числе российской* .

Мы также предложили периодизацию истории отечественной зоологии, выделив в ее развитии шесть этапов. На первом из них, «предварительном », был накоплен и обобщен (в немногих письменных источниках, а преимущественно – в устной традиции) многовековой опыт русского народа в постижении природы и своего места в ней, использовании разнообразных природных ресурсов, в том числе представителей животного мира. Освоение Сибири, например, шло не только под знаком открытия новых земель, важное значение имел поиск новых запасов, как тогда говорили, «мягкой рухляди» (т.е. меха соболя и других пушных зверей) и «рыбьего зуба» (клыки моржей, бивень нарвала). Сохранившиеся тексты тех времен содержат десятки русских названий рыб, птиц и зверей.

Однако к концу XVII в. европейская наука достигла таких значительных успехов, в том числе и в области зоологии (достаточно упомянуть работы В.Гарвея, А.Левенгука, Д.Рея), что потребовались революционные преобразования государственного устройства, выполненные Петром I и его сподвижниками, чтобы в России возник особый научный центр, где могли бы работать не только приглашенные западные специалисты, но и постепенно формировалась бы отечественная школа естествоиспытателей. Петр I и сам интересовался зоологией, собирал коллекции. Созданная в 1724 г. Академия наук в С.-Петербурге знаменует начало следующего этапа в развитии российской зоологии – «академического ».

Академия сразу же включилась в процесс изучения природных ресурсов страны, ее животного и растительного мира. Те времена отмечены двумя грандиозными экспедициями: Великой Северной, или 2-й Камчатской, экспедицией (1733–1743), в которую был включен отдельный академический отряд, и великими академическими экспедициями (1768–1774) эпохи Екатерины II.

Основными результатами Великой Северной экспедиции стали не только беспрецедентные по широте охвата географические описания (с картированием) побережий империи от Беломорья до Аляски и Сахалина, но и ряд монографий, написанных участниками академического отряда: Г.Ф. Миллером, И.Г. Гмелиным, Г.В. Стеллером и С.П. Крашенинниковым. Степан Петрович Крашенинников, первый русский академик биолог, дал в своей знаменитой книге о Камчатке (1755) первое для нашей страны описание региональной фауны. Работы Крашенинникова выходят за рамки одной научной дисциплины. Взятый в экспедицию в качестве академического студента, он, занимаясь в пути изучением естественной истории и другими науками под руководством Гмелина и Миллера, удивительно быстро сформировался в самостоятельного исследователя. Сопоставляя значение Крашенинникова и Ломоносова в истории отечественной науки, академик Вернадский писал: «1737 год, когда Крашенинников отправился самостоятельным ученым на Камчатку, есть памятный год в истории русской культуры. Это было первое начало самостоятельной исследовательской научной работы русского общества. В этом году Вольф писал в Академию наук барону Корфу: «Виноградов и Ломоносов начинают уже говорить по-немецки и довольно хорошо понимают то, о чем говорится... Стали они также учиться рисованию, которое им пригодится как в механике, так и в естественной истории. Зимою они будут слушать экспериментальную физику...» Два первых русских натуралиста одновременно входили в новую жизнь: один – в безлюдье девственной природы Камчатки, другой – в реформированном университете Марбурга. Когда в 1743 г. Крашенинников вернулся в Петербург, он застал в нем Ломоносова в полном расцвете научной работы и научных планов. С появлением Крашенинникова и Ломоносова подготовительный период в истории научного творчества русского народа кончился».

К сожалению, большая часть новых животных, открытых участниками академического отряда (Гмелиным, Стеллером, Крашенинниковым), не сохранила приоритета описаний, выполненных их авторами, так как по правилам зоологической номенклатуры отсчет валидных (т.е. соответствующих этим правилам) названий начинается с 1758 г. – времени выхода десятого издания «Системы природы» К.Линнея.

Удачливее в этом отношении были участники Великих академических экспедиций 1768–1774 гг., проводившие свои исследования на территории от Причерноморья до Забайкалья: П.С. Паллас, И.И. Лепехин, С.Г. Гмелин, И.А. Гильденштедт, И.Г. Георги. Особенно велик вклад П.С. Палласа. В своем выдающемся итоговом труде «Зоогеография Россо-Азиатика» он дает описание 151 вида млекопитающих, 425 видов птиц, 11 видов амфибий, 41 вид рептилий, 241 вид рыб. Значительное число из них было описано Палласом впервые. К сожалению, этот труд, за исключением небольших фрагментов, до сих пор не переведен на русский язык.

Представления об изменяемости видов, эволюции живых существ были в этот период господства теологии редкостью (работы А.Каверзнева, К.Вольфа и др.). Гениальный Паллас, поддерживавший в начале своей научной деятельности идею эволюции, позднее высказывался в пользу доминирующей доктрины о неизменности видов.

Если рассмотренный выше этап вполне заслуживает названия «академического», то следующий (от начала XIX в. до его средины) можно назвать «университетским ». Хотя и в академии со времен основания до начала XIX в. существовали свой университет и гимназия, дело подготовки научных кадров продвигалось медленно. Число же университетов в России в это время начало стремительно возрастать. В дополнение к старейшему, Московскому университету (1755), открываются университеты в Дерпте (1802), Вильно (1803), Казани (1805), Харькове (1805), Петербурге (1819), Киеве (1834). При университетах начинают организовываться музеи и кафедры натуральной истории, научные общества, например, старейшее из ныне существующих – Московское общество испытателей природы – МОИП (1805). Основателем его стал Г.И. Фишер, получивший позднее право называться Фишером фон Вальдгеймом, избранный почетным членом академии. Фишер известен также как основатель Зоологического музея Московского университета, автор многотомной «Российской энтомографии» и «Зоогнозии», включавшей обзор мировой териофауны. В «Ориктографии Московской губернии» Фишер выступает как первый отечественный палеонтолог, предпринимая попытку описания всех природных компонентов ограниченной территории. Позднее сходная концепция получила развитие в трехтомной сводке Э.А. Эверсмана «Естественная история Оренбургского края». Эверсман был соавтором Фишера по «Энтомографии», членом-корреспондентом Академии и профессором Казанского университета.

Вдохновленный идеями Ж.Кювье и личным знакомством с этим французским естествоиспытателем, Г.И. Фишер был активным пропагандистом сравнительно-анатомического метода в зоологических исследованиях. У Фишера можно обнаружить материалистические взгляды на эволюцию органического мира. Его ученик и младший коллега К.Ф. Рулье пошел дальше не только в обосновании изменяемости видов в историческом развитии (в т.ч. на основе палеонтологических свидетельств), но и в доказательстве необходимости дополнения сравнительно-анатомических исследований наблюдениями, как бы мы сейчас сказали, экологического и этологического характера. С Рулье связывают образование первой национальной зоологической школы, но это событие относится уже к следующему этапу.

Академия наук и в первой половине XIX в. продолжала вести экспедиционные исследования. Члены академии участвовали как в кругосветных экспедициях (начиная с первой российской, 1803–1806 гг.), так и в многочисленных научных путешествиях в российских пределах. Особенно богатые естественно-научные (в том числе и зоологические) сборы, кроме кругосветных плаваний, дали многолетние экспедиции Г.И. Лангсдорфа в Бразилию, И.Г. Вознесенского в Северную Америку и на Камчатку, А.Ф. Миддендорфа в Сибирь и на Дальний Восток, К.М. Бэра на Каспий, Г.И. Радде в Забайкалье и Амурский край.

В 1832 г. на базе старой Кунсткамеры создается зоологический музей академии, директором которого становится Ф.Ф. Брандт. За почти полувековой период научной работы в России академику Брандту удалось создать музей европейского уровня, опубликовать не одну сотню статей, среди которых выделялся целый ряд блестящих сравнительно-анатомических работ по нынеживущим и вымершим животным. Брандту принадлежат и важные первоописания рыб, птиц и млекопитающих российской и мировой фаун. Он первым начал издавать сводки по истории отечественной зоологии.

Наиболее известным из сложившегося в это время в академии «зоологического триумвирата» (Брандт, Бэр, Миддендорф) был, конечно, К.М. Бэр. И не только своими достижениями в области эмбриологии и антропологии, но и тщательными работами по изучению рыбных запасов России, опубликованными в многотомнике «Исследования о состоянии рыболовства в России».

Академик А.Ф. Миддендорф, младший соратник Брандта и Бэра, не только опубликовал многотомный отчет о своем сибирском путешествии, где особо выделяется часть «Сибирская фауна» с обилием экологических и зоогеографических наблюдений и построений, часто весьма современных. Занимаясь проблемой вида, его изменчивостью, в том числе и географической, Миддендорф ввел в музейную практику сбор серийных коллекций, утвердил современный тип подробной научной этикетки, что значительно увеличило объем, достоверность и разнообразие первичной информации.

Упомянутому «триумвирату» принадлежала и инициатива исследований об обстоятельствах вымирания животных по вине человека – работ, предвосхитивших мощное природоохранное направление отечественной зоологии.

К оценке эволюционных теорий, которые начали появляться к середине XIX в., Бэр, Брандт и Миддендорф относились сдержанно, больше полагаясь на авторитет Ж.Кювье, чем на энтузиазм Ж.Сент-Илера.

В 50–60-х гг. XIX в. в мире и России происходит целый ряд событий, которые не могли не отразиться на развитии науки, в том числе и зоологии. Накопленные предыдущими поколениями ученых данные привели к созданию теории эволюции, с материалистических позиций объясняющей развитие и многообразие форм жизни на Земле. Эволюционные воззрения стали появляться в сравнительно-анатомических, эмбриологических, палеонтологических, зоогеографических и других исследованиях. Начиналась специализация традиционной зоологии, зарождались генетика, экология, цитология и ряд других наук, расцвет которых наступит в XX в.

В России отмена крепостного права и некоторые другие социальные преобразования привели к демократизации многих форм общественной жизни, в том числе науки и образования. Этот период развития зоологии можно назвать «этапом научных обществ ». В дополнение к немногим уже существовавшим естественно-научным обществам (МОИП, Русское географическое общество и др.) возникают новые (например, 1859 г. – Русское энтомологическое общество, в 1863 г. – Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, при котором А.Н. Северцов начинает в 1916 г. издание Зоологического журнала).

На I съезде русских естествоиспытателей и врачей, организованном в 1867 г. во многом по инициативе К.Ф. Кесслера, зоолога и ихтиолога, принимается решение об учреждении при российских университетах научных обществ естествоиспытателей, аналогичных МОИПу, заметим – с государственным субсидированием! Такие общества возникли в Петербурге, Казани, Киеве, Харькове, Одессе, Екатеринбурге, Астрахани. К небольшой группе профессиональных ученых (главным образом из академии) присоединяется отряд университетских преподавателей, а также натуралисты-любители из различных слоев общества: от высшего дворянства до купцов и разночинцев.

В дополнение к продолжающейся экспедиционной деятельности (в этот период свои путешествия совершили Н.А. Северцов, А.П. Федченко, Н.М. Пржевальский, Н.Н. Миклухо-Маклай, И.С. Поляков и другие) начинают возникать первые биостанции: Севастопольская (1871), Соловецкая (1881), на Глубоком озере (1891) и т.д. Интенсивно изучается морская, а также пресноводная фауна, постепенно формируются основы гидробиологии. Исследователи наземных позвоночных публикуют специальные работы, посвященные группам видов, например, копытных, грызунов, отдельных семейств птиц. Предпринимаются попытки создания обобщающих сводок по рыбам, пресмыкающимся, птицам и млекопитающим, а также по некоторым отрядам насекомых. Появляются первые карты ареалов. Обсуждаются вопросы исторической смены и происхождения локальных фаун.

Российские естествоиспытатели с энтузиазмом восприняли теорию Дарвина (достаточно упомянуть Н.А. Северцова, С.А. Усова, братьев Ковалевских, И.И. Мечникова, К.А. Тимирязева, М.А. Мензбира) и не без успеха применили ее в эмбриологических, палеонтологических и сравнительно-анатомических исследованиях.

Экология в этот период оформилась как самостоятельная наука, пройдя в России путь от пионерной работы Н.А. Северцова до исследований М.Н. Богданова, А.А. Силантьева (зоологов), В.В. Докучаева, Г.Ф. Морозова и др.

Очковая гага. Из первоописания Ф.Ф. Брандта

В начале XX в. публикуют свои эволюционные исследования А.Н. Северцов и Н.К. Кольцов.

В период «научных обществ» происходит консолидация естествоиспытателей не только в России, но и во всем мире. В 1889 г. состоялся первый международный съезд зоологов. На Первом международном орнитологическом конгрессе (1884) председательствовал российский зоолог Г.И. Радде.

Для рассматриваемого этапа развития российской зоологии характерно также усиление прикладных и педагогических аспектов науки. Создаются учебники университетского типа как по зоологии, так и по сравнительной анатомии. Печатаются атласы, определители. Прикладная тематика охватывает проблемы охраны природы, акклиматизации животных и растений, разработку научных основ рационального рыболовства (включая рыборазведение) и охотничьего промысла, пчеловодства, шелководства и т.д. Ученые определяют наиболее эффективные способы борьбы с вредителями сельского хозяйства, занимаются научными вопросами селекции. Начинаются исследования в области эпидемиологии, зарождается медицинская зоология.

Русские зоологи стали осознавать себя единым коллективом исследователей, они заботятся о преемственности научной работы. А.П. Богданов начинает публикацию материалов по истории российской зоологии (вышло 4 тома), а Ф.П. Кеппен – «Библиотеку российской зоологии» (подробнее об этих и подобных изданиях см. наш обзор 1998 г.).

«Советский период » развития зоологии заслуживает отдельного сообщения, а может быть, и нескольких, учитывая возросшее в несколько раз число отечественных исследователей, специализированных зоологических и экологическийх учреждений (в том числе в системе Академии наук), оформившуюся значительную дифференциацию зоологических дисциплин, появление новых комплексных научных направлений. Наверное, должно пройти некоторое время, для того чтобы можно было получить достаточно объективную картину этого периода, взвесить все плюсы и минусы жесткого государственного регулирования науки (в нашем случае зоологии).

Мы решили предложить деление этого периода развития отечественной зоологии на два этапа. Первый, который можно назвать «институтским », начинается с 1917 г. и длится примерно до 1960-х гг. XX в. Второй, условно названный «координационным », – этап создания научных советов, специализированных научных обществ по отдельным зоологическим дисциплинам, координации международного сотрудничества. Он обозначился со второй половины XX в. и продолжается в какой-то степени до настоящего времени, несмотря на резкое изменение общественно-политических условий в нашей стране. Ограниченность объема газетной статьи не позволяет нам сколько-нибудь подробно рассмотреть особенности этих двух этапов. Заинтересованного читателя мы отсылаем к уже упоминавшейся нашей статье (Шишкин, 1999).

Краснозобая казарка. Рисунок из описания П.С. Палласа

Подводя итог краткому описанию развития отечественной зоологии, мы хотели бы подчеркнуть высокий патриотизм большинства российских зоологов (часто несмотря на заграничное происхождение – на первых этапах многие из ученых были выходцами из немецких земель), их преданность науке, желание донести собранные знания до широких масс населения. Жизнь и труды таких людей часто оказывались достойны не только сухого исторического обзора, но и пера романиста. Их заслуги, достижения, нравственные идеалы могут стать примером, достойным подражания, и иметь большое воспитательное значение.

Литература

Мазурмович Б.Н. Выдающиеся отечественные зоологи. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1960.
Московские орнитологи. – М.: Изд-во МГУ, 1999.
Московские териологи. – М.: Изд-во КМК, 2001.
Плавильщиков Н.Н. Очерки по истории зоологии.– М.: Учпедгиз, 1941.
Протисты: Руководство по зоологии. Ч. 1. – СПб.: Наука, 2000.
Шишкин В.С. К историографии отечественной зоологии // Зоол. журн., 1998, т. 77, вып. 1.
Шишкин В.С. Зарождение, развитие и преемственность академической зоологии в России // Зоол. журн., 1999, т. 78, вып. 12.

Люди испытывали интерес к окружающим их живых организмам с древних пор. Изучить их помогла такая наука как зоология. Как она возникла и на каком этапе развития находится сейчас?

Древние знания

История развития науки «зоология» уходит корнями в давние времена. Уже люди были способны накопить достаточное количество знаний о том, какую роль могут играть животные, как они устроены и связаны между собой. Началом науки можно посчитать работы Аристотеля, древнегреческого философа и ученого. Он написал труды «О частях животных» и другие работы о истории и возникновении организмов, где описал 452 вида. Ему принадлежат также значимые открытия о строении живых организмов. Еще одним выдающимся ученым был Плиний Старший, создавший многотомную «Естественную историю». В этой книге он дал описания всех известных на тот момент человечеству животных. Это был лучший трактат, которым тогда могла пользоваться наука зоология.

Средневековье и Возрождение

Во времена феодализма Европа была сильно разобщена, а над обществом господствовала религия, которая тормозила развитие любых наук. Поэтому краткая история развития зоологии описывает этот период как момент абсолютного застоя. Никаких новых открытий и значимых трудов написано не было, изучением животных практически никто не занимался. Ситуация сильно изменилась во время Ренессанса. Перечисляя основные этапы развития зоологии, нельзя не упомянуть об том периоде, когда такие как Магеллан, Колумб и Марко Поло, позволили ученым сильно обогатить знания, привезя информацию о существах с далеких континентов, прежде неизвестных европейцам. Возрождение стало временем накопления знаний, которые требовали дальнейшей систематизации.

Время расцвета

Следующим периодом, который пережила наука зоология, стало время обобщения имеющихся знаний о фауне разных частей планеты. Самым выдающимся в этом плане стал швейцарский ученый Геспер, написавший обширную энциклопедию «История животных».

В семнадцатом веке был изобретен микроскоп. Краткая история развития зоологии отмечает этот момент как один из самых значимых. Ученые смогли открыть для себя новый мир мельчайших организмов, а также изучить тончайшие структуры органов многоклеточных. На этом поприще особенно выделяется голландский натуралист Левенгук, создавший четырехтомник «Тайны природы, открытые при помощи микроскопа». Именно он открыл существование инфузорий, изучил эритроциты и мышечную Другим серьезным ученым тех времен стал итальянец Малышги, описавший кровеносную систему и капилляры позвоночных, основательно изучивший выделительные органы и покровы разнообразных видов.

Появление новых отраслей

Краткая история развития зоологии будет неполной без описания периода, ставшего началом для многих современных ответвлений науки. До восемнадцатого века возникли такие разделы как и палеонтология, занимающаяся изучением ископаемых. Невероятное развитие случилось в сфере физиологии, где трудились ученые Сервет и Гарвей, детально описавшие систему кровообращения. Кювье разработал важный принцип корреляции, которым объяснялась связь внутренних органов и результаты воздействия на один из них в контексте всех остальных. Его значимыми работами являются «Царство животных» и «Иконография животного царства». Последняя включала 450 таблиц и 6200 рисунков, которые используются в учебной литературе даже сейчас. Еще одна важная книга - «Рассуждения о переворотах на поверхности и об изменениях, какие они произвели». Этот труд изложил теорию о распределении ископаемых по слоям планеты.

Открытия Дарвина

Следующим периодом, который включает в себя краткое развитие зоологии, является время изучения эволюционной теории и ее утверждение как основы всей науки. Люди заинтересовались идеями постепенного развития живой природы от простейших форм существ к сложным. Развитию этой теории поспособствовали не только открытия Дарвина, но и работы Швапна и Шлейдепа, которые позволили составить представление о единстве животного и растительного мира. Еще одним выдающимся ученым стал Ламарк. Он развил систематику, предложенную Линнеем, и тщательно изучил мир беспозвоночных. Работа «Философия зоологии», увидевшая свет в 1809 году, стала одной из важнейших в его карьере - в ней ученый опроверг метафизические воззрения о том, что животные всегда остаются неизменными, и целостно изложил теорию эволюции, в ходе которой организмы преображаются под воздействием внешних и внутренних процессов. Тимирязев считал эту теорию одной из самых всеобъемлющих, поэтому ее можно смело внести в список важных периодов, составляющих основные этапы развития зоологии.

Современный период

Завершается краткая история развития зоологии двадцатым и двадцать первым веком. Это время появления новых технологий изучения предмета, глобальных открытий и сильного разветвления науки. Развитие зоологии напрямую связано с ростом сельского хозяйства и животноводства, охотничьих промыслов и других подобных направлений. Кроме того, сказывается интерес к охране здоровья человека. На данный момент человечество владеет огромным количеством фактической и теоретической информации. Процесс дальнейшего получения данных идет путем создания хорошо оснащенных зоологических экспедиций, которые направляются в отдаленные районы планеты. Не менее значимыми являются работы на молекулярном и генетическом уровне, а также работы, изучающие животный мир с точки экологической безопасности и здоровья. Проблемы употребления в пищу мяса, эксперименты с клонированием и модификацией цепочек ДНК, а также разведение сельскохозяйственных видов, которые приводят к загрязнению окружающей среды, волнуют ученых в первую очередь. Поэтому перспективы дальнейшего развития стоит связывать именно с этими вопросами, которые определенно не потеряют актуальность для научного сообщества и в ближайшие несколько десятилетий.

В течение очень долгого времени зоология, как и ботаника, занималась исключительно накоплением фактов, вопрос о причинах явлений едва затрагивался или вовсе не возникал. Слабые попытки объяснения наблюдаемых явлений отличались фантастическим и произвольным, ненаучным характером. Между тем как явления неорганического мира давно сведены к однородным и общим свойствам материи, поддающимся анализу и измерению, зоология становится на научную почву лишь в сравнительно очень недавнее время.

Бедность фактов, отсутствие научных методов исследования составляют характеристическую черту зоологии в древнем мире.

Первая попытка положить основание научной зоологии принадлежит Аристотелю (IV в. до н.э.). Он собрал накопившийся до его времени фактический материал и дополнил его множеством собственных наблюдений; существенную помощь оказал его трудам ученик его Александр Македонский, доставлявший ему богатый зоологический материал из своих походов. Аристотель не ограничивался описанием внешнего вида животных, но стремился изучать их строение, психическую жизнь, историю развития, биологию и многие из его наблюдений подтвердились в новейшее время. До нас сочинения Аристотеля по естественной истории дошли в весьма неполном виде; важнейшее из них: "История животных" дошло не целиком, и многие части его написаны, вероятно, другими. Аристотель дал первую попытку классификации животных, и при всей бедности знаний в его время система его стоит гораздо выше, чем системы его преемников (в древние и средние века). Животное царство он подразделял на две больших группы: животных, имеющих кровь и лишенных крови. Первые имеют красную кровь и скелет (позвоночные современной системы), вторые будто бы лишены крови. Первых он разделяет на следующие "большие роды": на четвероногих живородящих, птиц; четвероногих и безногих яйцеродящих, живородящих безногих (киты) и рыб; лишенных крови - на мягких (головоногие), мягкокожих многоногих (высшие раки), многоногих членистых (все остальные членистоногие) и раковинных безногих (раковинные моллюски и морские ежи). Кроме того, он указывал на ряд групп, служащих переходами между ними.

Он употреблял термины род и вид, но не в современном смысле, а скорее в том неопределенном смысле, в каком мы употребляем слово группа. Крупным недостатком зоологических воззрений Аристотеля было то, что для объяснения строения животных он прибегал к ненаучному понятию целесообразности.

С Аристотелем прекращаются в древности попытки сколько-нибудь научного изучения животных. Александрийская школа ограничивается составлением извлечений из сочинений Аристотеля и комментированием. Единственное значительное сочинение по естественной истории в древности, после Аристотеля, принадлежит Плинию Старшему (I в. по н.э.), но оно представляет лишь компиляцию из сочинений Аристотеля и др. писателей, лишенную критики, часто с неверным пониманием подлинника и со множеством басен. Принятое им деление животных на сухопутных, водяных и летающих - чисто искусственное.

Общий упадок науки в средние века, по духу своему чуждые научному исследованию, отразился и на зоологии. Даже сочинения древних остаются долгое время забытыми и хранятся лишь кое-где в монастырях. Немногочисленные сочинения этого времени, касающиеся зоологии, не имеют значения. Лишь в XIII столетии наблюдается некоторое оживление, благодаря арабским писателям; оригинальные сочинения их, а главным образом переводы классических писателей (сначала Аристотеля, потом Плиния) возбуждают интерес к науке; вообще XIII век по отношению к естественным наукам играет такую же роль, как XIV и XV вв. - к гуманитарным.

Michael Scotus переводит с арабского на латинский "Историю животных", император Фридрих II интересуется естественной историей и впервые разрешает вскрытие трупов, до середины XI I I в. появляется несколько переводов Аристотеля с арабского, Фома Аквинский первый делает перевод с греческого подлинника. В том же веке появляются важные, преимущественно компилятивные, сочинения трех выдающихся писателей: Фомы Контипратанского (1186-1263), Винцента де Бове († в 1264 г.) и Альберта Великого (1193-1280).

После ХШ в. наступает период затишья, но выдающиеся сочинения переводятся на живые языки; основываются многочисленные университеты в XIV в., книгопечатание облегчает распространение сочинений по естествознанию, образуются ученые кружки, предшествующие научным обществам.

Сильный подъем в области зоологии замечается в XVI веке.

Великие географические открытия обогатили науку множеством новых фактов и возбудили стремление к самостоятельным исследованиям. Из зоологов этого периода выдающееся место занимают: Эдуард Воттон (1492-1555), сочинения которого замечательны попытками сближения форм, действительно близких между собою, и осторожным отношением к сообщаемым фактам; самый замечательный зоолог XVI в. Конрад Геснер (1516-1555), обладавший огромной эрудицией и отличавшийся крайне подробными наблюдениями, и Улисс Альдрованд (1522-1605). В тоже время труды Везалия (1514-1564), Фаллония (1523-62) и Евстахия († 1574) сильно обогащают анатомию. В XVII столетии Джон Джонсон (1603-1675) заканчивает собой ряд выдающихся компиляторов, имевших большое влияние на развитие зоологии до периода обновления ее.

Важные открытия по физиологии и анатомии содействуют более глубокому пониманию организма животных.

Гарвей открывает кровообращение и устанавливает принцип "omne vivum ex ovo" (все живое из яйца), который подтверждает затем итальянец Реди, доказывая опытом, что личинки мух не зарождаются в гниющем мясе, а развиваются из откладываемых туда яичек. Азелли открывает лимфатические сосуды. М. Аурелио Северино, в сочинении "Zootomi a democritaea" (1645) сообщает ряд данных по анатомии различных животных.

Сваммердам (1637-1680) исследует строение и превращение насекомых, строение моллюсков, превращение лягушек ("Biblia Naturae s. Historia insectorum"). Большое значение имеет применение микроскопа, изобретенного в конце XVI в., к изучению строения животных, открывающее целый новый мир. Франческо Стеллути первый пользовался микроскопом при изучении строения пчелы.

Мальпиги (1628-1694) применил к изучению строения животных ряд новых методов (скальпель, иглы, мацерирование), дал полное описание строения насекомых и исследовал с помощью лупы развитие куриного яйца; он различал уже клеточное строение тела животных.

Левенгук (1632-1723) открыл микроскопические организмы, кровяные шарики, описал семянные тельца, открытые лейденским студентом Гаммом. В том же веке основываются три академии: Academia Naturae Curiosorum, теперешняя Ac. Leopoldino-Carolinensis (1651), Royal Society of London (1662) и Academie des Sciences de Paris (1633), за которой последовал во Франции ряд провинциальных академий.

Джон Рэ (1628-1678) установил понятие о виде и тем подготовил почву для обновления систематики животных, которым ознаменовался следующий век.

Громадный шаг вперед делает зоологии в XVIII в.

В конце XVII и начале XVIII вв. совершается ряд путешествий с научной целью в различные страны, которые доставляют обильный зоологический материал. Применение спирта для сохранения животных (в начале XVIII в.) делает возможным собирание богатых коллекций; обширные собрания устраиваются в Париже, Лондоне, Вене. Наряду с ними собираются значительные частные коллекции. Еще в XV столетии существовали при дворах, как предмет роскоши, зверинцы, с течением времени место их занимают зоологические сады, позволяющие производить наблюдения над живыми животными чужих стран. В 1725 г. основывается Акад. наук в СПб., в 1734 г. в Стокгольме, затем в Копенгагене. Появляется множество ценных работ по строению, истории развития и образу жизни животных.

Обильный и быстро растущий фактический материал, накопившийся в науке, делал настоятельно необходимым приведение его в порядок, между тем не существовало ни сколько-нибудь удовлетворительной классификации, ни определенной терминологии животных. Заслуга приведения в систему зоологического материала принадлежит Карлу Линнею (Linn e, 1707-78). В дополнение к понятию о виде, установленному Рэ, Турнефор ввел в XVIII ст. сначала в ботанику; а затем и в зоологию понятие о роде, Адансон начал применять к моллюскам систему обозначения двойным названием (рода и вида) - двойную номенклатуру. Эта система была принята и Линнеем, который кроме рода и вида установил еще высшие категории: отряд и класс. Каждому виду Линней дал краткую характеристику, присоединяя к ней краткие сведения об образе жизни, родине животного и т. п., и распределил всех известных ему животных в стройную и удобную для обозрения систему.

Сама по себе классификация Линнея не представляет особых достоинств, он не столько стремился к установлению естественных групп, как к возможно удобному обозрению животного царства и распределению отдельных видов. Линней делит царство животных на 6 классов: 1) млекопитающих, 2) птиц, 3) земноводных (= пресмыкающиеся + земноводные современной системы), 4) рыб, 5) насекомых и 6) червей.

Из современников Линнея - Бюффон (Georges, Louis Ledere, 1707-1799; фамилия Buffon принята им по одному из его поместий) своими блестящими, хотя поверхностными сочинениями по зоологии сильно способствовал возбуждению в обществе интереса к естествознанию. Циммерман в (1743-1815) в 1778 г. положил начало научной географии животных своим сочинением: "Specimen Geographiae Zoologicae". К концу того же века относятся труды Палласа (1741-1810), много содействовавшего изучению фауны России; труды Этьена Жоффруа С. Илера, существенно содействовавшие развитию сравнительной анатомии; Спалланцани (1729-1799) положил начало теории оплодотворения; Каспар-Фридрих Вольф (1735-1794) основал современную эмбриологию; О. Мюллер начал систематическое изучение фауны моря; в то же время множество специальных работ по всем группам животного царства чрезвычайно расширили зоологические знания.

Самым важным явлением в области зоологии в начале XIX в. являются труды Кювье (1769-1832); наиболее крупные заслуги его относятся к области сравнительной анатомии (как ныне живущих, так и вымерших животных); помимо громадного фактического материала по анатомии животных, он дал ряд ценных общих принципов, которые он блестящим образом приложил к изучению ископаемых остатков животных. Ему же принадлежит и первая естественная система животного царства.

Урок 1. История развития зоологии Цели:

Ход урока

    Повторение

    1. Беседа о свойствах живых организмов, о царствах живой природы, заполнение схемы «Царства органического мира» (характеристика царств составляется на уроке 2 ):

      Царства

    2. Закончить предложения:

Ботаника – наука о … . Микробиология – наука о … . Микология – наука о … . Зоология – наука о … .

    Изучение нового материала

2.1. Постановка проблемной ситуации и её решение

Около 6 тысяч лет назад люди внешне выглядели так же, как мы с вами. Но жизнь их была совсем другой: они не знали железных ножей, топоров, огнестрельного оружия. Но они очень хорошо знали съедобные растения, грибы. Они были умелыми охотниками и рыболовами: знали повадки зверей и птиц, пути их миграции, звериные тропы. Знали, как обмануть зверя или птицу, как притвориться мертвым, чтобы подманить добычу.

С какой целью люди охотились на животных? Откуда современные люди узнали, на каких животных и как охотились в каменном веке? [рисунки в учебнике, а также статья Е.Хартенштейн « Ребята-исследователи пещер (о находках пещер с первобытными рисунками)» ]

Из опыта проведения урока

Во время беседы об обитателях Шилкинской пещеры шестиклассники вспомнили 16 видов рыб, обитающих в Шилке и известных им самим.

Современному человеку, попади он в те времена, пришлось бы очень трудно.

Послушайте отрывок из книги Сетона-Томпсона о белом мальчике, путешествующем в лесах Канады с другом-индейцем [Сетон-Томпсон Э. Рольф в лесах. – М.: Дет. лит., 1993, стр.80]:

Порох и дробь были слишком драгоценны, чтобы тратить их на месть, и Рольф собрался вскарабкаться на ёлку, но Куонеб поспешно его остановил:

Нет, нет, и не думай. Я один раз видел, как белый полез за кэком. Кэк подпустил его поближе, а потом повернулся спиной и замахал хвостом. Белый закрыл лицо локтем, но иглы вонзились ему в руку в пятидесяти местах, да и лица уберечь ему не удалось. Он полез вниз, но кэк спускался быстрее и бил его хвостом. Тут пальцы у него разжались, он упал на землю и сломал ногу. А рука распухла втрое, и опухоль держалась полгода. Иглы очень ядовитые. Он чуть не умер.

Ну так я собью его вниз! – воскликнул Рольф и схватил топор.

Ва! – остановил его Куонеб. – Нет! Мой отец говорил, что кэка просто так убивать нельзя. Только если тебе нужны иглы для каких-нибудь изделий и ты принес жертву. Убьешь кэка – быть беде».

Кто такой кэк? О каких двух правилах узнал от индейца Рольф?

Вы скажете, что современным людям необязательно знать то, о чем знали первобытные охотники. Так нужно ли изучать зоологию?

2.2. Постановка проблемной ситуации и её решение

Итак, зоология – важнейшая биологическая наука. Но как изучать животных?

Первый этап развития зоологии – донаучный, или описательный. Легко ли описать животное? Попробуем это сделать.

Лаб.раб. Описать выданный экземпляр насекомого.

(Проводится групповая работа. Без помощи учителя ученики делают описание насекомых, затем представители каждой группы читают готовое описание, а другие группы по этому описанию пытаются определить, о каком виде идет речь. Изображения всех 6 видов без названий проецируются на экране. Цель данной лаб.раб. – развитие наблюдательности, развитие речи, умения сравнивать биологические объекты. В ходе последующей беседы выясняем, на что необходимо обращать внимание при описании животных: отделы тела, количество конечностей и их особенности, другие органы на голове, груди, брюшке, особенности покровов, их окраска).

Примеры работ учащихся (биологические ошибки исправляли при обсуждении результатов)

    Гусеница непарного шелкопряда. Два глаза, длинный хвостик, брюшные и грудные лапки. Гусеница пепельного цвета, спинка черная, покрыта волосками.

    Боярышница. Четыре крыла белого цвета с жилками черного цвета. Есть голова, грудь, брюшко черного цвета. 2 уса.

    Стрекоза. У взрослой особи вытянутое брюшко, грудь, голова с большими глазами. 4 сетчатых крыла. Крылья с темными пятнами. Голова с мощными челюстями. На груди 6 ножек.

    Американская белая бабочка. Похожа на нашего мотылька. У неё маленькие белые крылья длиной около 1 см. Мохнатые усы. Черные глаза. Тело мохнатое. 4 крыла, шесть лапок.

    Кобылка. Небольшое насекомое. Имеет 2 прямых усика. Задние лапки намного больше передних. Голова с глазами, грудь, брюшко, сетчатые крылышки. 4 лапки. Умеет стрекотать. Питается травой.

    Майский жук. Голова насекомого черного цвета, покрыта маленькими волосками. 2 усика. Тело светло-коричневое. 6 лапок. Брюшко черного цвета. Нижние крылья коричневого цвета.

Гораздо труднее оказалось по данным описаниям найти насекомых, которые описывали другие учащиеся. Причина – неумение внимательно слушать то, что говорят товарищи.

      Второй этап развития зоологии – научный.

Родоначальником научной зоологии является Аристотель (384-322 г.г. до н.э.). Рассказ о работах Аристотеля – [Энциклопедия для детей. Биология. Т.2. – М.: «Аванта+», 1994, стр. 94-96] Аристотель описал около 500 видов животных. В книге «История животных» он впервые попытался дать систему животных. Он разделил животных на обладающих кровью и лишенных её. Эта система просуществовала до начала XVIII века. Даже Карл Линней не внес существенных изменений в систему Аристотеля.

Самые значительные труды Аристотеля по биологии - «История животных», «О частях животных» и «Возникновение животных». О первом из них французский биолог Жорж Кювье написал: «Это один из самых удивительных трудов, оставленных нам древностью, один из величайших памятников, созданных человеческим гением в области естествознания».

В «Истории животных» Аристотель первым в истории науки разработал систематику животных. Он разделил их на две большие группы: животные с кровью и бескровные. Это деление примерно соответствует делению на позвоночных и беспозвоночных. Животных с кровью он в свою очередь разделил на яйцекладущих и живородящих.

Человека Аристотель разместил на почётном месте - во главе животных с кровью. Аристотелю принадлежит крылатая фраза о том, что человек - это «общественное животное» (по-древнегречески - «zoon politicon»), наделённое разумом.

В труде «О частях животных» Аристотель высказал важную мысль о том, что от неживых тел к растениям, от растений к животным, вплоть до человека, идёт непрерывный ряд усложняющихся форм. Эта книга произвела неизгладимое впечатление на Чарлза Дарвина. Он писал: «Я редко читал что-нибудь более интересное. Моими богами, хотя очень по-разному, были Линней и Кювье, но они просто школьники по сравнению со стариком Аристотелем. Какой это был необыкновенный человек!»

В работе «Возникновение животных» Аристотель, в частности, изо дня в день проследил развитие куриного зародыша. Он обратил внимание, что на начальных стадиях развития зародыши самых разных животных похожи. Аристотель предположил, что зародыш живородящих животных в начале своего развития тоже представляет собой яйцо, хотя и лишённое твёрдой оболочки. Таким образом, Аристотеля можно в какой-то степени считать основателем эмбриологии (науки о зародышевом развитии), предвосхитившим многие позднейшие биологические идеи.

Аристотеля называют «отцом зоологии». Он изучил более 500 видов животных, описав их внешний вид и строение, образ жизни и поведение. Он доказал, что акулы и некоторые змеи являются живородящими, а также то, что трутни развиваются из неоплодотворённых яиц. Изучил третье веко у птиц, рудиментарные глаза у крота, жевательный аппарат морских ежей (который до сих пор зовётся «аристотелевым фонарём»), зимнюю спячку животных, перелёты птиц, миграции рыб и млекопитающих и многое другое.

Интересовала Аристотеля и проблема происхождения жизни. Он считал, что жизнь зарождается сама собой, причём даже такие сложные существа, как рыбы, могут возникать из морского ила.

С именем Аристотеля связывают и открытие некоторых биологических законов. Он разработал учение об аналогичных и гомологичных частях тела. «У животных различных родов большая часть органов имеет различную форму. Одни сходны по положению и функции, а происхождения различного. Другие одной и той же природы, но различны по форме», - утверждал учёный.

Аристотель как бы начерно сформулировал принцип корреляции органов, позже блестяще развитый Жоржем Кювье (см. ст. «Жорж Кювье»). Аристотель писал: «Природа не может направить один и тот же материал одновременно в различные места... Расщедрившись в одном направлении, она экономит в других. Изменение в одном органе вызывает перемены в другом». После себя Аристотель оставил около 300 трудов. Его идеи и сочинения распространили многочисленные ученики и последователи. До нас дошла лишь небольшая часть работ философа.

Вспомним, что такое классификация и зачем она нужна? Классификация животных – распределение всего множества животных на соподчиненные группы.

Работы Линнея . Вид – основная систематическая категория. Естественная классификация (стр.7 учебника)

Задание . Найти изображение вида, зная его систематическое положение.

Например, → → → →

Д.з. выучить названия систематических категорий животного мира; написать рассказ «Мои летние встречи с животными».

Урок 2. Современная зоология

Цели:

Отражение в конкретном содержании

Ход урока

1.Повторение и изучение нового материала

      Беседа о свойствах живых организмов, о царствах живой природы, заполнение схемы «Царства органического мира» (не характеризуя животных):

Бактерии

1.2 Демонстрация рисунка с представителями растений, животных, грибов (например, биогеоценоз луга и леса). Ученики называют, к каким царствам принадлежат изображенные виды. Отвечают на вопрос, есть ли в данном биогеоценозе бактерии.

1.3. Работа с карточками (по материалам книги Козловой Т.А. [Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие. – М.: Дрофа, 2013]:

Определить, о представителях какого царства идет речь :

    Распространены повсеместно: в атмосфере, гидросфере, литосфере, в живых организмах. (В 1 г почвы – до 2 млрд, в 1 см 3 молока – до 1 млн, в 1 м 3 городского воздуха летом – до 25 тысяч, зимой – до 5 тысяч. Прокариоты.

    Имеют гетеротрофный тип питания путем всасывания. Есть одноклеточные и многоклеточные формы. Вегетативное тело (мицелий) представляет систему ветвящихся нитей – гифов.

    Царство эукариотических организмов, растущих всю жизнь. Их характеризуют способность к фотосинтезу и плотные клеточные оболочки, состоящие, как правило, из целлюлозы. Запасным веществом обычно служит крахмал.

    Являются поставщиками кислорода, органических веществ; очищают воздух; служат средой обитания животных; дают корм животным. Выполняют важную водоохранную функцию.

Постановка проблемной ситуации (Какими признаками обладают животные? Заполнение последней колонки в таблице)

Беседа:

    Всегда ли возможно по внешнему виду быстро определить, к какому царству относится вид?

    Посмотрите видеофрагменты «Гидра зеленая», «Актиния», «Губка». Это растения или животные? Верно ли, что все растения не могут свободно перемещаться с места на место? А все ли животные активно ползают, прыгают, бегают, летают, плавают?

Что является главным отличительным признаком? Чем же животные отличаются от других царств? Какие особенности строения и жизнедеятельности отражены на схеме? (питание, строение клетки, запасные вещества).

    Демонстрация. Строение растительной и животной клеток .

    Заполните последнюю колонку таблицы.

    Структура современной зоологии

Работа с учебником (§2) и карточками. В каких отрывках речь идёт об энтомологах, ихтиологах, орнитологах?

    Пока, ползая на четвереньках, я отмечаю прутиком найденное гнёздышко, к месту происшествия слетается несколько зуйков с соседних участков. С тревогой они перебегают с места на место, видимо стараясь всеми средствами отвлечь человека, отвести его в сторону. Тонкий писк вдруг привлекает моё внимание. Маленький птенчик, покрытый светло-коричневым пухом, не выдерживает моей близости. Неожиданно он появляется впереди меня и быстро бежит на своих длинных ножках. Я без труда нагоняю птенца и беру его в руки, а затем, осмотрев окраску, отпускаю на волю. Когда же я вновь опускаюсь на четвереньки, чтобы продолжать поиски, около десятка зуйков вертятся поблизости. Видимо преодолевая страх к человеку, буквально в пяти шагах от меня они прибегают к различным птичьим уловкам: одни беспомощно бьются на месте, другие, прихрамывая, отползают в сторону. Так вот в чем дело! Теперь мне ясно, что каспийские зуйки привыкли не бояться человека. Ведь он их не трогает. Ну разве обычный охотник будет преследовать маленького куличка ради мяса или искать его яйца? Зато страшны для них четвероногие посетители. Страшно стадо глупых баранов, под ногами которых нередко гибнут птенцы и яйца, страшна лисица.

Когда в поисках гнезд я передвигаюсь нормальным для человека способом, я не внушаю опасения птицам, но стоит мне опуститься на четвереньки, как зуйки теряют спокойствие. Страшен тот враг, кто на четырех ногах!

Спангенберг Е.П. Птицы, зайцы, лисицы и прочие… Рассказы натуралиста. – М.: «Дет.лит.», 1973, стр. 150-151

    В 1703 году леди Элинор Глэнвилль привезла прекраснейшую коллекцию бабочек, исключительно английских. Соседи же вспоминали о странном поведении Элинор: дескать, одевалась она на манер цыганки, бродила по холмам, «расстилала простыню под кустами и живыми изгородями, колотила длинным шестом по вышеуказанным кустам и собирала целые кучи червяков».

Мириам Ротшильд родилась в 1908 году. Она была дочерью Чарльза Ротшильда, который однажды, заметив из окна вагона редкую бабочку, рванул стоп-кран. Впрочем, главной страстью Чарльза Ротшильда были блохи. Его дочь подготовила и издала шеститомный каталог отцовской коллекции, насчитывавшей несколько миллионов экземпляров. В своих работах о бабочках Мириам описала, как гусеницы монарха поглощают и накапливают в своем теле яды растения молочая.

Шарман Эпт Рассел. Роман с бабочками. Как человек влюбился в насекомое. – КоЛибри, 2005.

3) Ученый захлёбывался от счастья. Он глядел на пойманную муху глазами влюбленного. Казалось, он готов был её расцеловать.

Что это такое? – спросила мистрис Уэлдон.

Это двукрылое насекомое, и какое замечательное!..

Кузен Бенедикт показал всем крупную муху с длинным хоботком и желтыми полосками на брюхе.

Ж.Верн. Пятнадцатилетний капитан .

    Там, где кораллы отсутствовали, дно было покрыто белым песком. В таких местах следовало быть начеку. Здесь, чуть зарывшись в песок, прятались скаты. Скат лежит в своей засаде совершенно неподвижно. Поэтому притаившееся животное можно не заметить и наступить на него, а это очень опасно, так как шип на хвосте ската имеет ядоносный аппарат.

Уже через несколько дней я завел "личные знакомства" с некоторыми рыбами. С одним пятнистым каменным окунем у нас завязалась настоящая дружба. Он постоянно сидел в своей норе в кораллах и очень любил, когда я почесывал ему "за ухом" - гладил по жаберным крышкам. Вообще крупные каменные окуни на удивление безобидные существа. Это, вероятно, потому, что обычно им никто не причиняет зла. Когда окунь сидит в норе, к этой большой рыбине не может подобраться ни один ее враг.

Эйбль-Эйбесфельдт И. - В царстве тысячи атоллов

    Специалист по рыбам изучает рыб не только тех, что плавают в ближайшей речке или водоёме, а часто тех обитателей морей и океанов, которые «живут» очень далеко. Вот поэтому работа эта связана с длительными командировками, проживание в которых практически происходит под открытым небом.
    Такой специалист изучает рыб, их анатомические особенности и способы размножения. Самая главная его цель – это изучение промысловых видов рыб. Ведь никто другой не сможет точно и достоверно ответить на вопросы о том, как правильно разводить те или иные виды рыб, как правильно их содержать и выращивать.
    Чаще всего для ловли рыбы используется траловая сеть. Ихтиолог поднимается на борт какого – нибудь исследовательского судна, траловая сеть закидывается в бескрайние просторы моря или простой речки и начинается ловля водных обитателей. Сама траловая сеть имеет форму сачка, поэтому рыба, которая попала в такие сети, выбраться на свободу уже не может. После того, как ученый решает, что улова достаточно, сеть поднимают на борт, а её содержимое выкладывается на брезент. И тут начинается самое интересное. Всю интересующую его рыбу ихтиолог складывает в сосуды с формалином и спиртом, чтобы законсервировать нужные экземпляры. Некоторые экземпляры пойманной рыбы фотографируются. Конечно, иногда ученый сам надевает акваланг и ласты и спускается под воду для того, чтобы вживую понаблюдать за загадочным подводным миром.


6) В прошлом году судно "Тангароа" в течение четырех недель исследовало Тасманово море, поймав 500 видов рыб. В ходе экспедиции удалось обнаружить странных и удивительных морских обитателей, например, рыб с языком, покрытым зубами, или зубами, вращающимися, как на петлях, для поглощения добычи больших размеров. Большое впечатление на исследователей произвели саблезубы - рыбы с двумя острыми зубами, которые выступают из нижней челюсти. Среди новых открытых видов есть и морская мышь, которая ходит по морскому дну. Ее плавники почти превратились в ноги, а голова - как у единорога .

    Методы зоологии: описание, наблюдение, эксперимент.

    1. Объяснение учителя.

      Работа с текстом: какие методы здесь описаны?

    В 1926 году в Калифорнии в графстве Сан-Бенито один человек увидел сороконожку толщиной в помиллиметра и длиной в три сантиметра. Когда человек пересчитал лапки, их оказалось 760! Так было открыто животное с самым большим количеством ножек на Земле.

    Группа исследователей из Франции поместили под микроскоп клещика рода Indotritia размером 0,8 мм. Клещик прыгнул назад, совершив в то же время 15 переворотов вперед. Самое удивительное – это не последовательность фигур в прыжке, а стартовая скорость клеща: он отрывается от поверхности за половину тысячной доли секунды. Чтобы рассчитать его скорость, потребовалось записать прыжок на сверхскоростную камеру, способную делать 200 кадров в секунду. Но даже и тогда момент взлета смогли зафиксировать лишь на одном-единственном кадре, где изображение «объекта» смазано - настолько быстро клещик прыгает!

    Исследователи поставили пластиковый тент на высоте 1 см от земли, помешав тем самым муравьям-листорезам тащить на спинах огромные кучки листьев. Поскольку другой дороги у муравьев не было, то, вероятно, должен был возникнуть большой затор. Но нет – насекомые быстро принялись от листьев куски меньших размеров и более округлой формы, чтобы проскользнуть с ними под искусственной крышей. Одновременно возросло количество носильщиков, что позволило колонии обеспечить прежний объем поставок листьев в муравейник. [по материалам книги Лоне Э. Падение кошки и другие зоологические сенсации. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2011. – 208 с. (Galileo)]

      Лаб.раб . Наблюдение за поведением черепахи.

Д.з. Записать свои наблюдения за поведением опылителей садовых растений.

Научная зоология берет начало в Древней Греции и связана с трудами Аристотеля . Он описал около 500 видов животных, разделив их на две группы: с кровью и без крови. К первой группе Аристотель относил всех высших животных: зверей, птиц, гадов и рыб; ко второй группе - низших животных: насекомых, раков, моллюсков. червей и др. Так впервые были разделены животные на позвоночных и беспозвоночных . Основной труд Аристотеля, который определил дальнейшее развитие зоологии, - «История животных» .

Средние века немного прибавили к познанию животного мира. В Средние века зоологическая наука развивалась в связи с конкретными практическими задачами : содержанием и разведением животных, охотой на зверей и птиц.

Накопленный к концу XVI в. материал о фауне различных частей Земли потребовал их систематизации и обобщения . Из подобных обобщающих-зоологических работ наибольшую ценность представляет многотомная сводка швейцарского ученого К- Геспера «История животных » - подлинная энциклопедия для того времени данных о животном мире.

Также наибольшее значение для дальнейшего развития зоологии имели труды Карла Линнея , положившие начало современной классификации животного мира и современным научным названиям растений и животных.

Большие заслуги в развитии идей эволюции животных принадлежат французскому естествоиспытателю Ламарку . Он развил и усовершенствовал систематику животных, предложенную К. Линнеем, проделал работу по изучению беспозвоночных, а также ввел идею об изменяемости видов описанную в работе “Философия зоологии”

Окончательно победили идеи эволюции в биологии после опубликования Ч. Дарвином (1809-1882) его основного труда «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь » (1859). В этой замечательной работе Ч. Дарвин не только доказал существование изменчивости видов и эволюции всего органического мира, но и вскрыл причины этого процесса. Он объяснил целесообразность организации и приспособленность живых существ как результат действия длительного естественного или искусственного отбора - важнейшего фактора эволюции. Победа теории эволюции в биологии послужила мощным стимулом к развитию всех отраслей зоологии.

В нашей стране зоология имеет длительную и славную историю. Еще в первых русских книгах («Русская правда» и др.) есть упоминания о многих животных, обитавших в Древней Руси. Но широкое развитие зоологические исследования получили в России в XVIII в., когда Академия наук организовала серию далеких экспедиций для изучения природы различных районов страны. Академик П. Паллас (1741 -1811) совершил путешествие в Поволжье, Сибирь, Казахстан и на Урал, С. Стеллер (1709-1746) - на Дальний Восток, С. Гмелин (1745-1774) - на юг Европейской России, И. Гюльденштедт (1745-1781) - на Кавказ, И. Лепехин (1740-1802) - по центральным и северным областям страны. Ими были собраны большие зоологические коллекции и проведено много наблюдений за животными посещенных районов. На основе этих материалов П. Паллас создал капитальный труд «Русско-Азиатская зоография », в котором дал описание всех известных в то время позвоночных животных русской фауны.

Наука продолжает успешно развиваться и сегодня.

    Основные признаки типа Хордовые животные. Основные таксонометрические единицы, включая классы.

Несмотря на огромное разнообразие для всех представителей типа хордовые, для них характерны следующие черты строения:

Наличие в течении всей жизни или на одной из фаз развития хорды , играющей роль внутреннего осевого скелета. Она имеет энтодермальное происхождение и представляет собой упругий стержень, окруженный соединительнотканной оболочкой. У большинства позвоночных животных в ходе индивидуального развития она вытесняется позвоночным столбом.

Центральная нервная система имеет форму трубки , внутренняя полость которой называется невроцелем . Нервная трубка имеет эктодермальное происхождение и лежит над хордой. У позвоночных животных она дифференцирует на 2 отдела: головной и спинной мозг.

Передний отдел пищеварительной трубки – глотка – пронизан открывающимися наружу жаберными отверстиями и выполняют 2 функции: участка пищеварительного тракта и дыхание. У наземных животных образуются у зародышей, но вскоре зарастают.

Пульсирующий отдел кровеносной системы – сердце – расположен на брюшной стороне тела, под хордой и пищеварительной трубкой.

Схема строения головохордовых на примере Ланцетника: 1 - утолщение нервной трубки спереди («мозг»); 2 - хорда; 3 - спинной нервный тяж («спинной мозг»); 4 - хвостовой плавник; 5 - анус; 6 - пищеварительный канал; 7 - кровеносная система; 8 - выходное отверстие околожаберной полости (атриопор); 9 - околожаберная полость; 10 - глоточные (жаберные) щели; 11 - глотка; 12 - ротовая полость; 13 - околоротовые щупальца; 14 - ротовое отверстие; 15 - половые железы (семенники или яичники); 16 - глазки Гессе; 17 - нервы; 18 - метаплевральная складка; 19 - слепой печёночный вырост. Дыхание (газообмен): синей стрелкой указан вход воды, богатой кислородом, а красными - выход обогащённой углекислым газом.

Вторичноротые животные, полость тела вторичная (целом)

Кровеносная система замкнутая, кровь окисляется в специализированных органах дыхания (жабрах или легких).

Двусторонняя (билатеральная) симметрия тела. строение тела.

Метамерия отчетливо выражена у зародышей и низших хордовых.

У высших имеется хрящевой или костный скелет

Классификация :

ТИП - ХОРДОВЫЕ- CHORDATA 1. ПОДТИП – CEPHALOCHORDATA – головохордовые 1.1. КЛАСС LEPTOCARDII (AMPHIOXI)- ЛАНЦЕТНИКИ – 2. ПОДТИП - ОБОЛОЧНИКИ - TUNICATA ИЛИ ЛИЧИНОЧНОХОРДОВЫЕ -UROCHORDATA

  • 2.1. КЛАСС ASCIDIAE – АСЦИДИИ КЛАССSALPIAE – САЛЬПЫ 2.2. КЛАСС APPENDICULARIAE - АППЕНДИКУЛЯРИИ – 3. ПОДТИП -CRANIATA – ЧЕРЕПНЫЕ или VERTEBRATA- ПОЗВОНОЧНЫЕ 3.1. НАДКЛАСС Бесчелюстные – Agnatha 3.1.1. КЛАСС CEPHALASPIDOMORFI (PETRAMIZONTES) – МИНОГИ 3.1.2. КЛАСС MYXINI – МИКСИНЫ 3.2. НАДКЛАСС GNATHOSTOMATA –ЧЕЛЮСТНОРОТЫЕ, ПЕРВИЧНОВОДНЫЕ ЖИВОТНЫЕ - ANAMNIA 3.2.2. Группа PISCES - РЫБЫ 3.2.2.1. КЛАСС CHODRICHTHYES - ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ 3.2.2.2. КЛАСС OSTEICHTHYIES - КОСТНЫЕ РЫБЫ - 4. ПЕРВИЧНОНАЗЕМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ – AMNIOTA - 4.1. НАДКЛАСС TETRAPODA – ЧЕТВЕРОНОГИЕ 4.2. КЛАСС AMPHIBIA - ЗЕМНОВОДНЫЕ (АМФИБИИ) 4.3. КЛАСС REPTILIA - ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (РЕПТИЛИИ) 4.4. КЛАСС AVES – ПТИЦЫ 4.5. КЛАСС THERIA (MAMMALIA) –МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
  • *красным цветом указано количество видов