Меню

Системно-деятельностный подход. Системно - деятельностный подход - методологическая основа фгос ноо. Презентация системно деятельностный подход в условиях фгос

Праздники

«Образованный человек –
это тот, у кого есть образ
собственного я.
И школа должна помогать
человеку выявлять этот образ
себя, лелеять его и развивать»
А. Тубельский

Аксиомы деятельности:

АКСИОМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Учение осуществляется как УПД, если
школьник овладевает не только знаниями,
но и способами их приобретения; если
эти способы не даны ему в готовом виде,
самостоятельно строятся самим
учеником и вытекают из поставленной им
учебной задачи; если ученик усваивает не
только способы работы со знаниями, но и
способы работы с самим собой, т.е.
приемы самоконтроля и самооценки.
\А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов.
Формирование мотивации учения. – М.,
1990. С.34-35\.

Теория учебной деятельности является научным приоритетом России

ТЕОРИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЯВЛЯЕТСЯ НАУЧНЫМ ПРИОРИТЕТОМ
РОССИИ
Разработчики теории поставили
«новую проблему в теории обучения
- изменение самого субъекта
деятельности в процессе действий,
воспроизводящих объективные
свойства познаваемого предмета
при решении учебных задач
обобщенными способами
действий» [И.А.Зимняя, с. 191].

Основные идеи теории деятельности

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕОРИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
положение о общественноисторической обусловленности
психического развития личности
школьника (Выготский Л.С.);
принцип единства психики и
деятельности (Рубинштейн С.Л.,
Леонтьев А.Н.);
учение о структуре психологической
структуре деятельности (Рубинштейн
С.Л., Леонтьев А.Н.);

Основные идеи теории Деятельности

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕОРИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
теория поэтапного формирования
умственной деятельности (Гальперин
П.Я., Талызина Н.Ф.);
концепция УД в системе
развивающего обучения (Давыдов
В.В., Эльконин Д.Б., Л.В.Занков и др.);
активизация учебно-познавательной
деятельности (Щукина Г.И. и др.).

Реализация деятельностного подхода (леонтьев А.Н.)

Потребность
Мотив
Результат
РЕАЛИЗАЦИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО
ПОДХОДА (ЛЕОНТЬЕВ А.Н.)
Цель
Предмет
Средства
Действия,
операции

В начале 60-ых годов XX века
в московской школе № 91,
под руководством
Д.Б.Эльконина проводился
длительный эксперимент по
формированию учебной
деятельности, были получены
материалы, представляющие
общую структуру учебной
деятельности.
Д.Б. Эльконин пишет: «Оказалось, что
важным компонентом учебной
деятельности выступает учебная
задача...»

Как идет усвоение действий по Д.Б.Эльконину?

КАК ИДЕТ УСВОЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПО
Д.Б.ЭЛЬКОНИНУ?
Первый компонент, который усваивает
ученик - это контроль, второй- оценка, т.е.
установление того, усвоено или нет
учебное действие.
Важной представляется идея Д.Б.
Эльконина о том, что учебная деятельность
- это деятельность общественно значимая
и общественно оцениваемая, эта
деятельность, которая позволяет ребенку
менять свою позицию.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

рассматривается как средство
достижения нового качества
образования
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
способность решать проблемы и
типичные задачи, возникающие в
реальных ситуациях с
использованием знаний, умений,
жизненного опыта.

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Проект «Среднее образование для Европы»
Политическая и социальная компетентность
Компетентность, реализующая способность и желание
учиться всю жизнь
Компетентность жизни в поликультурном обществе
Коммуникативная компетентность
Информационная компетентность

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Стратегия модернизации содержания общего
образования
Компетентости –
в социально-правовой сфере
в информационной сфере
в коммуникативной сфере

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ЮНЕСКО
Учиться знать – конструировать
свое собственное знание
Учиться делать – применять
изученное
Учиться жить вместе –
действовать, понимая, что все
имеют равные права
Учиться быть – знать и развивать
свой потенциал

Реализация компетентностного подхода

РЕАЛИЗАЦИЯ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Новая
способность
Компетентность
Ценности
Опыт
Первичная
способность
Знания
Умения
Навыки

Обучение (учение) через реконструкцию опыта Джон Дьюи, Дэвид Колб

ОБУЧЕНИЕ (УЧЕНИЕ) ЧЕРЕЗ РЕКОНСТРУКЦИЮ ОПЫТА
ДЖОН ДЬЮИ, ДЭВИД КОЛБ
Ощущение
затруднения
Осознание
проблемы
Критическое
осмысление
проблемы
Выдвижение
гипотезы
Проверка
гипотезы
(действие)

Целеполагание
Мотивация
Осуществление действий
Получение результата
Оценка результата

Преобразование условий учебной задачи
Моделирование задачи в графической или буквенной форме
Решение задачи
Контроль за выполнением действий
Оценка результата решения учебной задачи

Изменения на уровне учебного предмета

ИЗМЕНЕНИЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

Образец изменений в содержании
начального образования
Было: понятие пространственных фигур (куб
многогранник) - по изображению, модели.
Результат - узнавание и называние.
Будет: нахождение фигур в окружающем
пространстве, работа с моделями (раскрашивание
граней, получение отпечатков вершин, граней,
ребер, выполнение сечений и развертки) и др.
Результат - умение работать с пространственными
фигурами, простейшие представления планиметрии,
основы для формирования пространственного
мышления.

Изменения на уровне образовательного учреждения

ИЗМЕНЕНИЯ НА УРОВНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ

Авангардные проекты (ФЦПРО 11-15)

АВАНГАРДНЫЕ ПРОЕКТЫ
(ФЦПРО 11-15)
- Школьная инфраструктура
- Интерактивные образовательные среды для
семьи (эксплуаториумы, музей науки и пр.)
- Исследовательские проекты с участием детей
- Различные формы он-лайнового «незаочного»
образования
- Иное, Федеральные инновационные площадки
22

Как изменяются функции педагога при реализации компетентностной модели?

КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА ПРИ
РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ
МОДЕЛИ?
.

ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Содействие образованию школьника
Проектирование индивидуального
образовательного маршрута
Управление
Рефлексия
Самообразование

СОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАНИЮ (По Е.В.Пискуновой)

СОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАНИЮ
(ПО Е.В.ПИСКУНОВОЙ)
опора на самостоятельность в обучении
создание условий для проявления активности,
творчества и ответственности обучении
создание условий для расширения
жизненного опыта и опыта обучения из жизни
формирование мотивации к непрерывному
обучению

Отбор учителем содержания образования по
предмету - на основе пересечений
информационных потоков учителя и учащихся,
опоры на скрытый опыт учащихся, а также
межпредметной интеграции знаний в учебных и
социальных проектах;

ИЗМЕНЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Выбор учителем образовательных технологий проектного, исследовательского,
рефлексивного обучения, развития критического
мышления, не только решающих задачи
освоения содержания предмета, но и
способствующих становлению компетентностей
учащихся

ИЗМЕНЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Формирование учителем открытой
образовательной среды, представляющей
собой совокупность образовательных
ресурсов
открытая образовательная среда
способствует становлению и проявлению
компетентностей школьников, когда
предметные знания становятся основой для
решения реальных жизненных проблем

ИЗМЕНЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Выбор разнообразных способов оценки
достижений - формализованной и аутентичной
(портфолио, дневник достижений, профиль
умений и пр.)

Литература

ЛИТЕРАТУРА
Акулова О.В. Концепция системных изменений школьного
процесса обучения в условиях перехода к
информационному обществу. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.
Герцена, 2004.- 254 с.
Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова 2Е.В., Тряпицына
А.П. Школьное образование в современных
социокультурных условиях: Монография / Под ред. проф.
А.П.Тряпицыной – СПб.: ПетроПресс, 2005. - 181 с.
Крылова О.Н. Социокультурная динамика содержания
школьного образования: Научно-методические
материалы. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. – 192с.
Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность
изменений профессионально-педагогической
деятельности учителя: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им.
А.И.Герцена, 2005. – 324 с.
Президентская инициатива: «Наша новая школа», 2008.

Японская пословица

«Налови мне рыбы - и я буду сыт сегодня;

а научи меня ловить рыбу - так я буду сыт до конца жизни»


Традиционный подход - ориентирует на объём знаний

чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности.

Уровень образованности -

определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.


Какие качества необходимы современному выпускнику?

  • глубокие и прочные знания
  • воспитанность
  • развитие интеллектуальных и творческих сил детей, их умения учиться, формировании способности к саморазвитию...

Необходимо помочь каждому ребенку стать счастливым:

найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии.


Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…

А. Дистервег,

немецкий педагог-демократ XIX в.,

последователь Песталоцци


Результаты исследования немецких ученых:

Человек запоминает:

Только 10% того, что он читает;

  • 20% того, что слышит;
  • 30% того, что видит;
  • 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях;
  • 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем;
  • и лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Китайская народная мудрость:

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю»

«Скажи мне, я забуду; покажи мне и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь.»


Ученые – основоположники теории

Л.С. Выготский

А.Н. Леонтьев

Д.Б. Эльконин

П.Я. Гальперин

В.В. Давыдов


служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

Основные идеи

системно-деятельностного подхода

ПРОЦЕСС УЧЕНИЯ - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

Новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.


Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.


Системный подход - универсальный инструмент познавательной деятельности: как система может быть рассмотрено любое явление, хотя, разумеется, не всякий объект научного анализа в этом нуждается. Системный подход выступает как средство формирования целостного мировоззрения, в котором человек чувствует неразрывную связь со всем окружающим миром.


Суть системного подхода

Информация, полученная на основе системного подхода, обладает двумя принципиально важными свойствами:

во-первых, исследователю поступает лишь информация необходимая ,

во-вторых, - информация, достаточная для решения поставленной задачи.


Технология деятельностного метода обучения.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.


Идея деятельности и идея системности тесно связаны.

Обеспечивают:

  • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с

учётом индивидуальных возрастных,

психологических и физиологических

особенностей обучающихся.


Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника



Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Системно-деятельностный подход Чему учить?обновление содержания образования Как учить? Обновление технологий образования Ради чего учить?Ценностиобразования развитие личности учащегося на основе освоения развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.




Системно-деятельностный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; социальное проектирование и конструирование в системе образования; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта; признание решающей роли содержания образования, …; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся,…; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося…; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.




Проблемы деятельности разрабатывались в разных гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в философии (Э.В.Ильенков, М.С.Каган и др.) и психологии (А.Г.Асмолов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов х гг., разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин, К.Ван Парререн, Ж.Карпей, Э.Эриксон), известных методистов-ученых, разрабатывающих проблемы развивающего обучения (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин и др.).








1. Как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение? 2. Какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке? 3. Какие методы и средства обучения выбрать? 4. Как организовать собственную деятельность и деятельность учеников? 5. Как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций?


Общие условия выполнения учеником процедуры целеполагания: наличие познавательного стремления ученика; определение предмета своей цели; умение ученика определить свою связь с предметом цели; представление образа предполагаемого результата своей деятельности по отношению к предмету цели, вербальное (словесное) формулирование цели; предвидение и прогнозирование того, как будет достигаться цель; наличие средств для достижения цели; соотношение получаемых результатов с целью; корректирование поставленной цели.








У РОК ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. Деятельностная цель Образовательная цель формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. выявление теоретических основ построения содержательно- методических линий.




У РОК РЕФЛЕКСИИ. Деятельностная цель Образовательная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.) коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.




Тип урока Формируемые УУД метапредметные результаты личностные результаты Урок открытия нового знания Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные Познавательные: логические действия, работа с информацией, формирование ИКТ-компетентности. Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание Урок общеметодологической направленности Познавательные: знаково- символические, логические действия Регулятивные Коммуникативные Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание Урок развивающего контроля Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, планирование, самоорганизация. Коммуникативные Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание Урок рефлексии Регулятивные: контроль, оценка. Начальные формы познавательной рефлексии. Самоопределение Начальные формы личностной рефлексии. Формирование УУД на уроках различного типа.


Объяснительно- Иллюстративный (традиционный) Компоненты учебной деятельности Деятельностный (развивающий) Цель – предполагаемый результат. Мотивы – побудители к деятельности. Средства – способы осуществления деятельности. Действия – основной элемент деятельности...Результат – конечный продукт. Оценка – критерий достижения цели. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего урока.


Объяснительно- Иллюстративный (традиционный) Компоненты учебной деятельности Деятельностный (развивающий) Задаётся педагогом Цель – предполагаемый результат. Мотивы – побудители к деятельности. Средства – способы осуществления деятельности. Действия – основной элемент деятельности...Результат – конечный продукт. Оценка – критерий достижения цели. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего урока.


Объяснительно- Иллюстративный (традиционный) Компоненты учебной деятельности Деятельностный (развивающий) Задаётся педагогом Цель – предполагаемый результат. В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели. Мотивы – побудители к деятельности. Средства – способы осуществления деятельности. Действия – основной элемент деятельности...Результат – конечный продукт. Оценка – критерий достижения цели. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего урока.


Объяснительно- Иллюстративный (традиционный) Компоненты учебной деятельности Деятельностный (развивающий) Задаётся педагогом Цель – предполагаемый результат. В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели. Используются внешние мотивы.Мотивы – побудители к деятельности. Средства – способы осуществления деятельности. Действия – основной элемент деятельности...Результат – конечный продукт. Оценка – критерий достижения цели. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего урока.


Объяснительно- Иллюстративный (традиционный) Компоненты учебной деятельности Деятельностный (развивающий) Задаётся педагогом Цель – предполагаемый результат. В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели. Используются внешние мотивы.Мотивы – побудители к деятельности. Опора на внутренние мотивы. Средства – способы осуществления деятельности. Действия – основной элемент деятельности...Результат – конечный продукт. Оценка – критерий достижения цели. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего урока.


Объяснительно- Иллюстративный (традиционный) Компоненты учебной деятельности Деятельностный (развивающий) Задаётся педагогом Цель – предполагаемый результат. В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели. Используются внешние мотивы.Мотивы – побудители к деятельности. Опора на внутренние мотивы. Выбираются педагогом Средства – способы осуществления деятельности. Действия – основной элемент деятельности...Результат – конечный продукт. Оценка – критерий достижения цели. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего урока.


Объяснительно- Иллюстративный (традиционный) Компоненты учебной деятельности Деятельностный (развивающий) Задаётся педагогом Цель – предполагаемый результат. В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели. Используются внешние мотивы.Мотивы – побудители к деятельности. Опора на внутренние мотивы. Выбираются педагогом Средства – способы осуществления деятельности. Совместный с учащимися выбор Действия – основной элемент деятельности...Результат – конечный продукт. Оценка – критерий достижения цели. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего урока.


Объяснительно- Иллюстративный (традиционный) Компоненты учебной деятельности Деятельностный (развивающий) Задаётся педагогом Цель – предполагаемый результат. В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели. Используются внешние мотивы.Мотивы – побудители к деятельности. Опора на внутренние мотивы. Выбираются педагогом Средства – способы осуществления деятельности. Совместный с учащимися выбор Инвариантные, предусмотренные учителем. Действия – основной элемент деятельности..Результат – конечный продукт. Оценка – критерий достижения цели. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего урока.


Объяснительно- Иллюстративный (традиционный) Компоненты учебной деятельности Деятельностный (развивающий) Задаётся педагогом Цель – предполагаемый результат. В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели. Используются внешние мотивы.Мотивы – побудители к деятельности. Опора на внутренние мотивы. Выбираются педагогом Средства – способы осуществления деятельности. Совместный с учащимися выбор Инвариантные, предусмотренные учителем. Действия – основной элемент деятельности. Вариативные, возможность индивидуального выбора.Результат – конечный продукт. Оценка – критерий достижения цели. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего урока.


Объяснительно- Иллюстративный (традиционный) Компоненты учебной деятельности Деятельностный (развивающий) Задаётся педагогом Цель – предполагаемый результат. В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели. Используются внешние мотивы.Мотивы – побудители к деятельности. Опора на внутренние мотивы. Выбираются педагогом Средства – способы осуществления деятельности. Совместный с учащимися выбор Инвариантные, предусмотренные учителем. Действия – основной элемент деятельности. Вариативные, возможность индивидуального выбора Уровень усвоения знаний.Результат – конечный продукт. Оценка – критерий достижения цели. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего урока.


Объяснительно- Иллюстративный (традиционный) Компоненты учебной деятельности Деятельностный (развивающий) Задаётся педагогом Цель – предполагаемый результат. В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели. Используются внешние мотивы.Мотивы – побудители к деятельности. Опора на внутренние мотивы. Выбираются педагогом Средства – способы осуществления деятельности. Совместный с учащимися выбор Инвариантные, предусмотренные учителем. Действия – основной элемент деятельности. Вариативные, возможность индивидуального выбора Уровень усвоения знаний.Результат – конечный продукт. Позитивные внутренние личностные изменения Оценка – критерий достижения цели. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего урока.


Объяснительно- Иллюстративный (традиционный) Компоненты учебной деятельности Деятельностный (развивающий) Задаётся педагогом Цель – предполагаемый результат. В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели. Используются внешние мотивы.Мотивы – побудители к деятельности. Опора на внутренние мотивы. Выбираются педагогом Средства – способы осуществления деятельности. Совместный с учащимися выбор Инвариантные, предусмотренные учителем. Действия – основной элемент деятельности. Вариативные, возможность индивидуального выбора Уровень усвоения знаний.Результат – конечный продукт. Позитивные внутренние личностные изменения Сравнение результативности с эталонами. Оценка – критерий достижения цели. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего урока.


Объяснительно- Иллюстративный (традиционный) Компоненты учебной деятельности Деятельностный (развивающий) Задаётся педагогом Цель – предполагаемый результат. В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели. Используются внешние мотивы.Мотивы – побудители к деятельности. Опора на внутренние мотивы. Выбираются педагогом Средства – способы осуществления деятельности. Совместный с учащимися выбор Инвариантные, предусмотренные учителем. Действия – основной элемент деятельности. Вариативные, возможность индивидуального выбора Уровень усвоения знаний.Результат – конечный продукт. Позитивные внутренние личностные изменения Сравнение результативности с эталонами. Оценка – критерий достижения цели. Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижений Сравнительная характеристика традиционного и развивающего урока.


Соотнести результат и цель обучения осознать последовательность работы по освоению темы от цели до результата установить предметные умения и УУД, формируемые в процессе изучения темы реализовать воспитательные возможности темы определить возможности реализации межпредметных знаний выстроить модель эффективного взаимодействия ученика и учителя Технологическая карта позволяет учителю:





Cлайд 1

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска лицей №3 Тематический педсовет 21 февраля 2012 года О.А. Овчинникова, зам. директора по НМР

Cлайд 2

Задача Рассмотреть технологию деятельностного метода как основу формирования учебной деятельности в стандартах нового поколения *

Cлайд 3

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий *

Cлайд 4

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ ФГОС Смена образовательной парадигмы. Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности *

Cлайд 5

Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике *

Cлайд 6

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю Китайская мудрость Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет Уильям А. Уорд *

Cлайд 7

Основные виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные *

Cлайд 8

Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся *

Cлайд 9

Системно-деятельностный подход предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД); признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса; учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения; *

Cлайд 10

Системно-деятельностный подход предполагает обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности. *

Cлайд 11

Меня учат Я учусь! Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности

Cлайд 12

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Система дидактических принципов Принцип вариативности Принцип творчества *

Cлайд 13

Традиционное обучение Инновационное обучение (СДП) Цель обучения – усвоение знаний, умений, навыков Цель школьного обучения – научить учиться Изолированное от жизни изучение системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета Включение содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач Ориентация на учебно-предметное содержание школьных предметов Понимание учения как процесса образования и порождения смыслов Стихийная учебная деятельность ученика Стратегия целенаправленной организации учебной деятельности Индивидуальная форма усвоения знаний Признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения

Cлайд 14

Деятельностный подход на уроках Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях Использование активных и интерактивных методик *

Cлайд 15

Слайд 1

Системно – деятельностный подход как основа Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования
Ушакова О.Б. методист МБОУ ДПО (ПК) «Центр развития образования г. о. Самара» 2013 г. 2011г.

Слайд 2

Нормативные документы
ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785) ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644) ФГОС среднего (полного) общего образования утвержден приказом от 17 мя 2012г. № 413 (зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012г. № 24480)

Слайд 3

П Р И К А З « 26 » ноября 2010 г.Москва № 1241 Регистрационный № 19707 от 04 февраля 2011 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»

Слайд 4

П Р И К А З « 22 » сентября 2011 г.Москва № 2357 Регистрационный № 22540 от 12 декабря 2011 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС)

Слайд 5

П Р И К А З «…. »декабря 2012 г.Москва № …… Регистрационный № …... от … февраля 2013 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

Слайд 6


Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
Личностным,включающим -готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, - сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, - системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
НОО
ООО

Слайд 7

Требования к результатам освоения ООП НОО И ООО
Метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Метапредметным, включающим - освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
НОО
НОО
НОО
ООО

Слайд 8

Требования к результатам освоения ООП НОО И ООО
Предметным, включающим - освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметным, включающим -освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
НОО
ООО

Слайд 9


Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.)

Слайд 10

Методологическое сопровождение ФГОС
Фундаментальное ядро содержания общего образования (под редакцией В.В.Козлова, А. М. Кондакова)

Слайд 11

Системно- деятельностный подход к развивающему образованию – основа ФГОС НОО и ООО
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки - Б.Г.Ананьевым, Б.Ф.Ломовым и целым рядом исследователей. Деятельностный подход разрабатывали- Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин и многие другие исследователи. Системно - деятельностный подход является результатом объединения этих подходов. Именно он стал основой для разработки новых стандартов.

Слайд 12

Другие подходы к развивающему обучению и инновациям в современной школе
Компетентностный подход Проблемно ориентированное развивающее образование Личностно ориентированное развивающее образование Смысловая педагогика вариативного развивающего образования Контекстный подход («Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» Пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова.)

Слайд 13

Системный подход
Рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Слайд 14

Деятельностный подход
Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.

Слайд 15


Подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.

Слайд 16


Л.С Выгодский сделал вывод о том, что обучение ведет за собой развитие. Обучение, «ведущее за собой развитие», должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребенка; его содержанием должна быть система научных понятий. В основе усвоения системы научных понятий, определяющих развитие учащихся, лежит организация учебных действий. Генезис знаний определяется формированием действия и его применения для решения задач. Как указывал В.В.Давыдов, первичная форма существования теоретического знания - это способ действия.

Слайд 17

Некоторые теоретические положения концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина
В концепции Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова было обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления – эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения (эмпирические или научные понятия).

Слайд 18

Некоторые теоретические положения концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина
Согласно теории планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я Гальперин и Н.Ф.Талызина)предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач.

Слайд 19

Некоторые теоретические положения концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина
Шесть этапов интериоризации действия 1 этап создания мотивационной основы действия 2 этап становление схемы ориентировочной основы действия (алгоритм) 3 этап формирование действия в материальной (материализованной) форме 4 этап происходит преобразование действия из материальной формы во внешнеречевой 5 этап действие во внешней речи, «про себя» 6 этап действие в скрытой речи в форме собственно умственного действия

Слайд 20

Культурно-исторический системно - деятельностный подход
Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Слайд 21

Деятельность
Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность. (психологический словарь)

Слайд 22

Структура деятельности (1 вариант визуального представления)
Деятельность
Мотивы
Цели
Способы и приемы (действия)
Близкие, дальние, личные, общественные
Близкие, дальние, личные, общественные
Внешние, предметные
Внутренние, умственные
интериоризация
экстериоризация
операции
1
2
3,4

Слайд 23

Структура деятельности (2 вариант визуального представления)
Потребность
Цель
Действия, операции
Мотив
Результат
Рефлексия

Слайд 24


Познавательные и учебные мотивы; Учебная цель; Учебная задача; Учебные действия и операции (ориентировка в материале, преобразование материала, контроль и оценка и др.)

Слайд 25

Компоненты учебной деятельности
В мотивах учебных действий конкретизируется потребность учебной деятельности. Цель - это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый учеником. Учебная задача - разрыв в практическом действии, который может быть преодолен отыскиванием способа действия. Решать учебно – познавательную и учебно – практическую задачу – преобразовывать, действовать с учебным материалом в определенной или неопределенной ситуации для достижения цели.

Слайд 26

Компоненты учебной деятельности
1) Действия в рамках предметной области. 2) Общеучебные действия. 3) Новое понятие - Универсальные учебные действия С помощью учебных действий решаются учебные задачи.

Слайд 27

От стихийности учебной деятельности ученика
К ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий
Организация учебной деятельности обучающегося

Слайд 30

От индивидуальной формы усвоения знаний

К признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения
Форма организации обучения

Слайд 31

Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования
"…В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.»

Слайд 32

Реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования по следующим показателям:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера; более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний; существенное повышение мотивации и интереса к учению; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Слайд 33

Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизиующегося образования. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает в частности, анализ видов ведущей деятельности, выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки. При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно-ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и "поглощаются", сочетаются с системно-деятельностный подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.