Меню

Пример сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Сетевое взаимодействие в образовании - это что такое? Что такое сеть

Учителям

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБРАЗОВАНИИ

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан »

(ИРО РТ) г. Казань

Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией , которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. В статье рассмотрены признаки сети в образовательном процессе, ключевые характеристики, особенности сетевого взаимодействия в образовании. Использование возможностей интернета и средств ИКТ существенно расширяет продуктивность сетевого взаимодействия.

В настоящее время эффективная реализация основных образовательных программ общего образования предполагает сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений, способствующее наращиванию их материально-технических, информационно-методических и кадровых ресурсов. Единые квалификационные требования к работникам образования направлены на повышение их трудовой активности, деловой инициативы и компетентности, результативности труда, наиболее полное использование профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности.

Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 гг. «Киләчәк» в рамках задачи формирования единого электронного образовательного пространства предусматривает создание условий для развития сетевой активности учителей образовательных учреждений. Ключевым фактором в создании единого научно-образовательного пространства является развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). ИКТ являются основной технологической платформой развития сетевых форм взаимодействия. В этих условиях наиболее полно реализуется концепция сетевого взаимодействия как единого информационного пространства, научно-образовательной среды, обеспечивающей равные права и возможности учреждений науки и образования, научно-педагогических работников , учащихся и студентов.


В настоящее время сетевое взаимодействие в сфере образования рассматривается как горизонтальное взаимодействие между образовательными учреждениями по распространению функционала и ресурсов. Семинары, круглые столы , конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам, дни партнерского взаимодействия - уже известные формы работы. Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом.

Важной особенностью сетевого взаимодействия является то, что в сети нет организаций в традиционном смысле. Первичным элементом сетевого объединения выступает прецедент взаимодействия, сетевое событие (проект, семинар, встреча, обмен информацией и т. п.). Каждый человек может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание индивидуального образовательного развития каждого человека, образовательного учреждения, образовательной среды. Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом, и отсутствием обязательного внедрения. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов, способ стимулировать педагогическую инициативу. Участие в работе сетевых сообществ дает прекрасную возможность для руководителей образовательных учреждений, министерств, ведомств быть в курсе проблем, наболевших вопросов в педагогической среде и оперативно реагировать на них, срабатывать на опережение по законотворческим решениям.

В педагогической практике идея сетевого взаимодействия образовательных учреждений возникла в конце 1990-х г. г. и связывают с именем и созданной им образовательной сети «Эврика». Применительно к сфере образования выделил характеристики «сетевого взаимодействия» в противовес традиционному. В центре сетевого взаимодействия находится не информация сама по себе, а персона и событие. Персоны - это авторские коллективы, носители инновационных педагогических технологий. Второй компонент – «событие» предполагает ориентацию на решение некоторой задачи, для чего и инициируется событие. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, по его мнению, несет в себе коренное отличие от иерархического взаимодействия, функционирующего в современной системе образования. Нормы деятельности не задаются сверху, а появляются внутри сети образовательных учреждений, основываясь на особенностях деятельности каждого участника сети. Образовательную сеть определяет как совокупность субъектов образовательной деятельности , предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга.

Идея сетевого взаимодействия, нашла свое развитие и в сфере дополнительного профессионального образования . Рассматривая феномен сетевых образовательных программ для педагогов , отмечает их особое значение в развитии исследовательского потенциала и профессионализма. Образовательная сеть, по его мнению, предусматривает: наличие не только вертикальных, но и горизонтальных связей образовательного учреждения; наличие и понимание общей цели и задач деятельности, которые уточняются в условиях диалога и взаимодействия. Сеть – форма решения творческих инновационных задач, требующая объединения усилий разных образовательных учреждений, а также других субъектов социокультурной среды территорий; в сетевом взаимодействии важны психологическая совместимость и позитивные отношения людей. Сеть складывается не только из образовательных учреждений, но и из отдельных педагогов, микросообществ, ассоциаций, стремящихся к развитию нового педагогического опыта; в сети активно используются идеи ученых, их опыт и личное участие. Сеть является открытой для новых идей, подходов и участников; образовательная сеть нуждается в информационных ресурсах (интернет и другие способы передачи и обработки информации).


Использование возможностей интернета и средств ИКТ существенно расширяет продуктивность сетевого взаимодействия. При традиционной организации методической работы все педагоги в определенном сообществе знакомы друг с другом, непосредственно контактируют между собой. Такие прямые длительные связи минимальны, в результате чего такое взаимодействие исчерпывает себя и становится малопродуктивным, так как ограниченные возможности коммуникации не могут обеспечивать тот уровень обмена информацией, который необходим для плодотворной работы. При сетевой организации взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными, за счет сетевого взаимодействия у каждого участника есть уникальная возможность развития и совершенствования своих профессиональных ключевых компетенций. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно и тоже время, каждый имеет возможность работы с ресурсами сети в удобное для себя время.

Темпы развития сетевого взаимодействия на разных уровнях системы образования представляются далеко не равномерными. Наиболее активно происходит развитие сетевого взаимодействия на уровне образовательных учреждений общего образования. Действует сетевое взаимодействие вузов по основным направлениям Болонского процесса на основе ИКТ. Координатором этого проекта является Национальный фонд подготовки кадров. Информационную поддержку проекта осуществляет ГНИИ ИТТ «Информика» . Для решения задач профессиональной подготовки педагогических кадров в 2010 году в Российском государственном педагогическом университете им. создано Сетевое объединение вузов «Педагогические кадры России».

Становление сетевого взаимодействия в системе повышения квалификации отвечает «вызовам» информационного общества, определяющим тенденции развития системы образования. В процессе взаимодействия совершенствуется профессиональное мастерство, достижения отдельных преподавателей и образовательных учреждений становятся достоянием профессионального сообщества, повышается качество образования и, конечно, стимулируется педагогическая инициатива. Первый этап становления сетевого взаимодействия в системе повышения квалификации педагогов начинается с момента создания ресурсного центра, инициирующего разработку различных программ повышения квалификации педагогов. По мнению специалистов в качестве ресурсных центров постдипломного образования способны выступить педагогические университеты с целью обеспечения непрерывности педагогического образования, что позволит слушателям получать, обновлять и пополнять профессиональные знания, умения, обогащать и развивать профессиональный опыт. Это отражает как процессы адаптации специалиста к динамике изменений в профессиональной сфере, так и потребность в профессиональной самореализации.

«Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций муниципалитета»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №11» г. Бологое Тверской области Емельянова Надежда Анатольевна

Идея создания сети образовательных учреждений нашла своё отражение в приоритетном национальном проекте «Образование». Идея направлена на повышение качества образования на основе организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих инновационные программы, с другими образовательными учреждениями района.

Несколько лет назад в Муниципальном Образовании «Бологовский район» была принята программа развития, одним из направлений этой Программы является совершенствование методической работы за счёт создания при базовых школах методических центров для улучшения качества образовательного процесса.

Таким образом, была пересмотрена структура методической работы, и она стала выглядеть так: базовые инновационные школы города объединили вокруг себя районные школы, образуя методические округа.

Понятие инновационная школа можно объяснить как школа, которая имеет свой собственный стиль образовательной деятельности. Представление о задачах инновационных школ в системе муниципального образования отражает основные концепции, выдвигаемые сегодня обществом: ориентация на образование как на средство достижения значимых для индивида целей, что предполагает возможность использовать образование в качестве гибкого инструмента для расширения и реализации жизненного потенциала. В этой связи главными критериями инновационной школы можно считать:

стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив;

высокий уровень качества образования;

значительный воспитательный потенциал;

Значение появления подобных объединений для социально-педагогического окружения определяется прежде всего тем, что они становятся источником инновационного опыта для других образовательных учреждений, что расширяет возможности обеспечения качественного образования учащихся и формирования свободного выбора родителями и детьми дальнейшего образовательного и профессионального пути .

Наша школа на момент создания методических округов обладала хорошей материально-технической базой, спортивная база была укреплена за счет программы, которая позволила выиграть Президентский грант: это хорошо оснащенные спортивный, гимнастический и тренажерный залы. В школе есть информационный центр, имеющий самое современное оборудование, профильные кабинеты, также оснащенные современным оборудованием.

Работа методических округов строилась в соответствии с планом и была направлена на реализацию основных целей, сформулированных в программе развития образования МО «Бологовский район». Это прежде всего:

Объединение усилий педагогических коллективов и общественности для воспитания свободной конкурентоспособной личности, готовой к самореализации, способной противостоять глобальным проблемам человечества.

Понимая, что опыт, в том числе и инновационный, нельзя просто передать и что возможен лишь перенос оснований инновационной деятельности в рамках специально организованных пространств, перед инновационным образовательным сообществом сегодня встаёт задача обустройства этих пространств. Наиболее эффективным способом этого обустройства становится организация сетевого взаимодействия

Сетевое взаимодействие ОУ- это как раз тот способ взаимодействия, который позволяет расширить границы сельских школ и преодолеть «крепостное право школы» на ученика, родителя и педагога.

Поэтому приоритетными становятся следующие задачи:

1) реализация возможности выбирать индивидуальную образовательную траекторию на основе вариативности образовательных программ с учетом возможности сетевого взаимодействия и кооперации образовательных ресурсов территории;

2) создание для учащихся старшей ступени возможности выбирать профиль обучения, обеспеченный оборудованием и высококвалифицированными кадрами;

3) построение механизмов управления, обеспечивающих доступность качественного образования независимо от места жительства за счет развития и внедрения современных информационно-коммуникационных технологий обучения;

4) повышение доли школьников, обучающихся в школах, которые отвечают современным требованиям;

5) обеспечение общественного участия в принятии решений по развитию сети.

В нашем округе мы определили следующие направления взаимодействия:

1) деятельность, направленная на повышение уровня профессиональной компетентности педагогических коллективов школ;

2) деятельность, направленная на обеспечение профильного обучения;

3) работа с одаренными детьми и школьниками, обладающими высокой мотивацией к обучению;

4) инновационная и исследовательская деятельность;

7) деятельность по предоставлению услуг дополнительного образования и услуг учреждений социально - культурной сферы.

В Березайский методический округ вошли МБОУ «СОШ №11» Березайская МБОУ «СОШ №15», Лыкошинская школа-интернат, Бушевецкая начальная школа-сад, Корыхновская начальная школа-сад.

Уникальность каждой школы в сети сохраняется за счет того, что каждая школа предлагает свои способы реализации по всем направлениям, при этом находясь в пространстве общих целей и задач совместной деятельности.

Школа №11 г.Бологое- базовая школа, имеет информационный центр, спортивную базу.

Школа №15 п.Березайка - ведет туристско-краеведческую работу, является центром культурной жизни своего посёлка.

Лыкошинская школа-интернат- также занимается краеведческой работой. Сформирована система семейного воспитания и коллективного творчества учителей и учеников.

Бушевецкая школа-сад имеет опыт школы-сада, ведет активную работу с родителями, с социумом.

Корыхновская школа-сад – проводит работу с одарёнными детьми начальной школы. Является центром общественной жизни посёлка

Для реализации поставленных целей и задач проводились различные мероприятия для учителей и уч-ся, каждое из которых тщательно готовилось и было нацелено на создание ситуации успеха, многие мероприятия стали частью традиции, сформированной за годы совместной работы.

Для развития интеллектуальных способностей учащихся и познавательного интереса проводятся турниры эрудитов для уч-ся 5-7кл.

Отрадно отметить, что победителями и призёрами являются учащиеся не только МБОУ «СОШ №11», но и Лыкошинской школы-интерната и МБОУ «СОШ №15» (пос. Березайка)

Все призёры награждаются Почётными грамотами, а участники – дипломами.

Большое место в работе занимает совершенствование исследовательской деятельности учащихся. Проходят совместные заседания научных обществ, где, несмотря на серьёзное название, обстановка всегда довольно непринуждённая и ребята в свободном общении открывают для себя много нового и интересного. Кроме того обучающиеся школ нашего округа каждый год активно участвуют в научно-практической конференции «Шаги молодых в науку»

Стало хорошей традицией проводить научно- практическую конференцию и для учащихся начальной школы, которая по их предложению, получила название «Родник». Эта конференция помогает младшим школьникам приобрести уверенность в себе, способствует развитию интереса к исследовательской деятельности.

Важное место в межшкольных связях занимала и занимает подготовка к сдаче ЕГЭ и ГИА. С этой целью проводятся независимые мониторинги знаний уч-ся 11 и 9 классов по русскому языку, математике, обществознанию, физике и другим предметам. Учителя школ обменивались заданиями и результатами выполнения по электронной почте. Такой вид подготовки к экзаменам, по мнению учителей и уч-ся, очень полезен, т.к., кроме контроля знаний, он ещё способствовал укреплению психофизического состояния обучающихся. Кроме этого проводятся пробные экзамены для обучающихся школ округа, что помогает детям из сельских школ лучше адаптироваться к условиям проведения экзамена, к новой обстановке. В каникулярное время школьники посещают совместные консультации по подготовке к ЕГЭ, которые проводят лучшие специалисты школ округа.

Большая роль в работе методического округа была отведена обмену опытом среди педагогов школ округа по подготовке учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ, были проведены видеоконференции на темы «Подготовка к ГИА и ЕГЭ», где учителя представили свой опыт работы по подготовке к экзаменам по русскому языку и математике.

Учитывая, что в нашем округе две начальные школы, проводятся мониторинги по предметам для младших школьников, в том числе и в качестве организации промежуточного и итогового контроля.

Наиболее активно межшкольное взаимодействие осуществляется в работе творческой группы «Информационные средства обучения».

Сотрудники информационного центра «СОШ №11» проводили консультации для учителей и уч-ся по освоению новых компьютерных программ, созданию новых электронных каталогов и журналов, проводят интересные викторины.

Вопросы взаимодействия школ округа рассматриваются и на семинарах руководителей образовательных учреждений, например, в нашей школе проходил семинар по теме «Опыт взаимодействия школьных образовательных округов с городской инновационной школой», в котором приняли участие педагоги, учащиеся и руководители всех школ, входящих в Методический округ.

В рамках этого семинара были проведены мастер- классы:

1.«Обучение работе в программе « My Test » Матюнина С.В. учитель истории, высшая категория, финалист конкурса «Лучшие учителя России» Совместно с детьми из п.Березайка

2. Круглый стол. «Организация работы школьного пресс-центра» с участием детей из п.Бере зайка, ст.Лыкошино

3. Использование интерактивной доски на уроке биологии в 6 кл. Карпова Татьяна Петровна , учитель биологии МОУ «СОШ №15»с детьми из 11 школы

Вспоминая слова Президента о том, что «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития»,мы используем возможности взаимодействия при организации внеурочной деятельности..

1.Проводим совместную подготовку к турслёту детей 11 школы и 15 школы п.Березайка под руководством учителей школ.

2. Совместные турпоходы краеведческой направленности учащихся МБОУ «СОШ №11» и Лыкошинской школы-интерната

3. Проводим спортивные соревнования для обучающихся школ, в том числе «Весёлые старты» для уч-ся 1кл. МБОУ «СОШ №11» и воспитанников Бушевецкой школы-сада

4. Обмениваемся опытом по организации работы школьного музея, посещаем музеи школ округа, делимся информацией.

5. Проводим совместные вечера, литературные гостиные, конкурсы. Так в октябре 2012 года совместно с учащимися МБОУ «СОШ № 15» был проведен «Осенний бал» с интересными конкурсными мероприятиями и дискотекой. Также 29 ноября 2012 года была проведена видеоигра между учащимися МБОУ «СОШ № 15» и МБОУ «СОШ №11» на историческую тему.

Со времени создания методических округов прошло уже несколько лет, конечно, в связи с происходящими изменениями, не может не меняться и работа наших округов.

    Во-первых, школы района сейчас оснащены достаточно хорошо, что дает им возможность проводить многие мероприятия без технической поддержки базовой школы.

    Во-вторых, повысился уровень ИКТ- компетентности педагогов как базовой, так и сельских школ округа.

    В-третьих, активное использование интернет-ресурсов открывает перед школами огромные возможности для раскрытия потенциала детей и педагогов.

Казалось бы, что таким образом отпадет необходимость в такой структуре, как методический округ, но мы решили, что, наоборот, это поможет нам открыть новые способы взаимодействия и даже поможет решить некоторые трудности, тем более, что Закон об образовании в статье 15 только закрепляет значимость такого объединения, как сетевое взаимодействие

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

1. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность ……

Главная трудность для наших школ –это плохая транспортная доступность и большие расстояния, которые разделяют нас.

Вот мы и решили использовать для реализации наших планов режим видеосвязи.

За последний год были проведены видеоконференции на темы:

« Активные методы обучения»

«Проектно-исследовательская деятельность обучающихся»

«Реализация современных педагогических технологий при переходе на ФГОС»

«Аттестация 2012-2013 гг.»,

Кроме того, для учителей округа были проведены семинары-практикумы:

«Требования к современному уроку в связи с введением ФГОС»

«Требования к рабочим программам в связи с введением ФГОС».

работы.

Отмечая в целом роль межшкольного взаимодействия как позитивную, следует отметить и некоторые недостатки в работе, главным из которых мы считаем плохую видеосвязь между школами, объясняемую низкой скоростью интернета в МБОУ «СОШ №15» п. Березайка.

Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться.

Сетевой принцип организации работы школ способствует повышению положительной мотивации у всех участников образовательного процесса к учебной и педагогической деятельности, что как следствие приводит к росту качества обучения и обеспечивает доступность качественного образования сельским школьникам.

Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.

МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа»

Суджанского района Курской области

Актуальные вопросы

реализации ФГОС в условиях

сетевого взаимодействия

(доклад на конференции 28.08.14г.)

Докладчик Шелудченко А.В.

2013 – 2014 учебный год

Сетевое взаимодействие в области образования сегодня выступает в качестве инновационной технологии, позволяющей образовательным учреждениям динамично развиваться и соответст­вовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Организация сетевого взаимодействия отвечает этой тенденции и способствует реализации основного принципа современного образования.

Введение в школы Российской Федерации профильного обучения (слайд №2) - это попытка признать, что дети наши разные, с разными интересами, способностями, талантами, а профильная школа - это способ дифференциации обучения .

Модернизация системы образования способствует перестройке деятельности образовательных учреждений. (слайд №3) Введение на старшей ступени общего образования двухуровневого Федерального компонента государственного образовательного стандарта (базовый и профильный) и нового Базисного учебного плана приводит к возникновению разнообразных моделей организации профильного обучения. (слайд №4) Образовательными учреждениями района были сформированы профильные классы, предлагающие обучающимся единый учебный план того или иного профиля. Выпускники этих классов показали достаточно высокие результаты на ЕГЭ. Но для небольших школ, где 10-е классы малочисленны, набор в профильные классы вызывает трудности.

Кроме того, введение профильного обучения предполагает(слайд №5) соответствующее кадровое обеспечение, специальные учебные кабинеты и технические средства обучения. И не всегда необходимые условия могут быть созданы в пределах одной школы. Верным путём достижения указанных целей является организация сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями.

(слайд №6) Сетевое взаимодействие школ представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую обучающемуся возможность осваивать образовательную программу определенного уровня с использованием ресурсов нескольких школ. Сетевое взаимодействие в Суджанском районе (слайд №7) осуществляется на базе трёх школ: МКОУ «Гончаровская СОШ», МКОУ «Суджанская СОШ №1» и МКОУ «Суджанская СОШ №2». В этом году элективные курсы в данных учебных заведениях посетили около 120 обучающиеся школ района. Организационной работой в сети образовательных учреждений занимается координационный совет, в состав которого входят представители Управления образования и администрация школ.

Сетевая организация профильного обучения строится на следующих принципах: (слайд №8)

    удовлетворения запросов и потребностей учащихся;

    добровольности;

    открытости;

    взаимодействия;

    объединения и доступности образовательных ресурсов;

    практической направленности и целесообразности;

    роста уровня результатов выпускников;

    усиления социальной роли школ;

    формирования ключевых компетенций старшеклассников;

    роста профессиональной компетентности и мастерства учителей;

(слайд №9) В условиях сетевого обучения старшеклассники, поставленные в ситуацию выбора индивидуального образовательного маршрута, должны принять решение, которое в будущем обеспечит успешное продолжение образования.

Сегодня социальная ситуация диктует необходимость в организации сетевого взаимодействия, диалога между образовательными учреждениями.

Ситуация также усугубляется вследствие демографического спада, ведущего к сокращению контингента учащихся. К тому же выбор профиля, к сожалению, у отдельных учащихся случаен. (слайд №10)

В связи с тем, что образовательная деятельность в рамках сетевого взаимодействия выходит за пределы отдельно взятой школы, меняется и традиционный характер организации образовательного процесса. (слайд №11)

Анализируя ученические предпочтения на предмет возможности реализации данного социального заказа в школе определяется набор предметов конкретного профиля. Таким образом, с ама жизнь, её социальные, экономические, информационные стороны диктуют необходимость появления сетевого взаимодействия . Идея создания сети образовательных учреждений нашла своё отражение в приоритетном национальном проекте «Образование».

Какой же эффект (слайд № 12) мы ждем от сетевого взаимодействия? Ответ таков: создание условий для осознанного выбора направления дальнейшего обучения и повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Реализация возможности выбирать индивидуальную образовательную траекторию (слайд №13) на основе вариативности образовательных программ с учётом возможности сетевого взаимодействия и кооперации образовательных ресурсов территории называется ВАРИАТИВНОСТЬЮ ОБРАЗОВАНИЯ .

Инновационно - активная (слайд №14) школа - это школа, которая имеет свой собственный стиль образовательной деятельности. Главными критериями инновационно - активной школы можно считать:

стабильный высококвалифицированный пед. коллектив;

высокий уровень качества образования;

значительный воспитательный потенциал;

корпоративный дух педагогического коллектива;

Таким образом, сегодня инновационно - активная школа - это: (слайд №15)

школа новых воспитательных и образовательных технологий, сочетающая новаторские программы и лучшие достижения отечественной педагогики на базе государственных образовательных стандартов нового поколения ;

школа, которая развивается вместе с российским государством;

школа, где интересно учиться школьникам и работать творческим педагогам;

это стартовая площадка для конкурентоспособной и творческой личности;

школа, где успешным становится каждый ученик;

школа, которая воспитывает самостоятельную и ответственную личность и готовит выпускников к активной жизни;

школа, формирующая гражданское и национально-культурное сознание личности;

школа, активно использующая информационные технологии в обучении и воспитании личности.

Использование индивидуального учебного плана при профильном обучении позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучающихся.

Под индивидуальным учебным планом (ИУП) (слайд №16) понимается совокупность учебных предметов отдельно взятого ученика.

Выбор конкретной модели организации профильного обучения определяется прежде всего ресурсами, которыми располагает школа и её партнеры, муниципальная система образования в целом. (слайд №17)

При составлении ИУП следует обратить внимание на то, что имеет место ситуация выбора, при которой изменить набор предметов можно только при получении соответствующих оценок при промежуточной аттестации. (слайд №18)

В последние десятилетия изменились приоритетные ценности образования: школа начинает переориентироваться на формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско - правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. А для достижения этой цели необходимы развитие познавательной активности, самостоятельности учеников, отслеживание динамики развития их познавательных интересов.

То есть у каждого школьника должны быть сформированы « Ресурсы успеха ученика» (слайд №19) :

«знаю» - объём и качество знаний;

«умею» - предметные и общеучебные навыки;

«могу» - психофизиологические механизмы, обеспечивающие познавательные процессы; и самый важный ресурс - «хочу».

И когда у каждого из наших учеников в большей или меньшей степени будут эти ресурсы, то высказывание знаменитого мыслителя Сенеки (слайд №20): «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» будет адресовано не им.

А всем нам, педагогам 21 века, века инноваций и технологий, учителям третьего тысячелетия, (слайд №21) нельзя забывать простую истину «Когда дует ветер перемен, ставь не стены, а паруса».

Не бойтесь перемен, эти новшества в области образования принесут нашим детям только пользу. Три базовые школы муниципального образовательного округа предлагают старшеклассникам района 6 предметных элективных курсов, которые ведут высококвалифицированные педагоги. (слайд №22)

Результаты от этих занятий уже есть: во-первых, школьники получают прочные знания и теряют страх перед ГИА; во-вторых, становятся призёрами и победителями предметных олимпиад; в-третьих, дети из малокомплектных сельских школ, общаясь со сверстниками, перестают теряться в аудитории;

в-четвёртых, запись в аттестате об освоении программы того или иного элективного курса даёт дополнительные бонусы при поступлении в вуз. И самое важное – удовлетворенность собственными достижениями приводит к повышению самооценки, то есть школьник становится успешным человеком. А минусов в сетевом взаимодействии нет…

Введение на старшей ступени общего образования двухуровневого федерального компонента государственного образовательного стандарта и нового БУП приводит к возникновению разнообразных моделей организации ПО в зависимости от материально-технических, финансовых, кадровых ресурсов; демографических и иных условий. Помимо профильных школ, классов и групп, предлагающих обучающимся единый учебный план того или иного профиля, начинает получать распространение практика реализации права учащихся на обучение по ИУП (см. п. 2.3). Все больше учащихся на III ступени общего образования начинают получать образовательные услуги в более чем одном образовательном учреждении.

Введение ПО предполагает соответствующее кадровое обеспечение, специальные учебные кабинеты и технические средства обучения. Однако необходимые условия не всегда могут быть созданы в пределах одного общеобразовательного учреждения. Данная проблема является наиболее острой для однокомплектных и малокомплектных школ на селе и в малых городах. Для организации качественного обучения старшеклассников становится целесообразным использование образовательных ресурсов учреждений дополнительного, начального и среднего профессионального образования детей, различных структур довузовского образования, заочных школ, дистанционного образования и т.п.

На практике начинают складываться различные формы совместного использования несколькими юридическими лицами материальных, учебных, кадровых и иных ресурсов. Это обеспечивает для обучающегося более широкий спектр возможностей самостоятельного и ответственного выбора необходимых ему учебных курсов и образовательных программ вне жесткой зависимости от ведомственной принадлежности, реализующих их образовательных учреждений (организаций). В связи с этим требуется поддержка взаимодействия образовательных учреждений и нормативное регулирование складывающихся между ними отношений для реализации образовательных программ профильного обучения. Таким образом, одним из путей реализации задачи доступности и достижения качества образования является организация сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями (организациями) .

Опыт создания организационных сетей свидетельствует об их высокой эффективности в социальной, производственной сферах, управлении. Ресурсы можно концентрировать, перебрасывать и заставлять работать в разных точках. При этом сеть оперативно реагирует на спрос, легко перестраивается, обеспечивает движение ресурсов и мобильность потребителей. В образовательной сети ресурсами являются кадры и учебно-материальная база, а потребителями - учащиеся.

Необходимость формирования единого образовательного пространства профильного обучения определяет актуальность теоретического осмысления проектирования сетевой организации ПО на основе взаимодействия образовательных учреждений различного уровня и типа. Однако в отечественной педагогике вплоть до последних лет отсутствовали исследования практики сетевого сотрудничества в образовании. Исключение составляют две группы работ, в которых рассматриваются отдельные педагогические и методические аспекты простейших партнёрских отношений:

а) "школа - вуз" (В.Ф. Глушков , В.И. Петрухин, Е.Э Шишкина и др.);

б) школа - производство (В.А. Грачиков , Л.В. Мирошниченко, И.П. Пастухова, С.Е. Тонков, С.Е. Шишов и др.).

В диссертации социолога Е.Ю. Бикметова исследованы проблемы взаимодействия ведущих социальных субъектов общего среднего образования .

Кроме того, методология исследования общих интеграционных процессов в педагогике (к которым относятся и процессы формирования образовательных сетей) обоснована в трудах В.И. Загвязинского , В.С. Леднева, В.Д. Семенова, Ю.С. Тюнникова .

Таким образом, до принятия "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования":

Проблемы управления образовательными организациями разрабатывались применительно к отдельным организациям, а не к сетям, объединяющим несколько организаций и учреждений;

В работах, посвящённых управлению в образовании, рассматривались организации, построенные по иерархическому принципу на основе административного (В.С. Лазарев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, К.М. Ушаков, Т.И. Шамова и др.) или государственно-общественного управления (В.И. Бочкарёв, М.Н. Гулько, Е.М. Муравьёв и др.);

Феномены социального партнёрства и сетевого сотрудничества рассматривались в контексте "разноуровневой сети" (сеть, объединяющая разноуровневые и разнородные образовательные учреждения), при этом возможность существования "одноуровневой сети" (сеть, объединяющая однотипные образовательные учреждения, например, муниципальная образовательная сеть общеобразовательных школ) не рассматривалась.

Одним из первых диссертационных исследований, целенаправленно посвящённых проблеме сетевого взаимодействия в системе ПО, стала работа А.Ф. Мазника (2004). Как показывает автор, сетевая организация взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования оказывает позитивное влияние на эффективность профильного обучения при соблюдении следующих условий:

Взаимодействие учреждений-участников сетевой организации профильного обучения базируется на единстве целей, взаимодополняемости содержания, средств и ресурсов общего и дополнительного образования;

Процедуры проектирования модели организации основаны на теории и методах сетевого моделирования; для оценки ее эффективности используются научно обоснованные критерии и параметры;

Модель сетевой организации согласована с моделью профильного обучения; имеет целостное нормативно-правовое и нормативно-организационное обеспечение; построена как самоорганизующаяся полицентричная система, обеспечивающая функциональное согласование процесса профильного обучения на основе равноправных взаимоотношений учреждений-участников сети .

Однако и в данной работе акцент сделан на сетевом сотрудничестве разнородных образовательных учреждений (общеобразовательная школа - учреждение дополнительного образования детей); другие типы сетевого сотрудничества в системе ПО по-прежнему остаются не охваченными диссертационными и монографическими исследованиями.

Рассмотрим основные факторы, обусловливающие ориентацию на сетевое сотрудничество как на наиболее перспективную форму организации ПО.

1. Дефицит ресурсов у отдельных школ для введения ПО собственными силами. Как уже отмечалось, одна из основных проблем, затрудняющих массовое (доступное и одновременно качественное) введение ПО, - это выступает отсутствие квалифицированных кадров, способных реализовать программы ПО в пределах одного образовательного учреждения.

Принципиальный вопрос: где разворачивать профильное обучение? - должен решаться на новых основаниях. Вплоть до начала 2000-х гг. оно, как правило, организовывалось на базе школ. При этом недостаточно использовались ресурсы межшкольных учебных комбинатов, учебных центров; почти не привлекались центры внешкольной работы и учреждения дополнительного образования - как возможный вариант институциональной формы профилизации. В редких случаях для организации профильного обучения подключались колледжи, профессиональные училища, заводы, фабрики, некоммерческие организации. Это объяснялось, во-первых, отсутствием нормативно-правовой базы такого взаимодействия и, во-вторых, новизной и определённой сложностью сетевых механизмов, необходимостью для школы приложить усилия, чтобы стать со-организатором и участником образовательной сети.

В силу этой второй причины большинство школ планируют переход на простые отработанные модели ПО, предполагающие создание однопрофильной или многопрофильной школы, реализующей ПО на основе профильных классов. Но даже эта модель нуждается в значительной концентрации кадровых, материальных и технических ресурсов в одном учреждении, а также в специальном научно-методическом сопровождении, чем далеко не всегда обладает школа.

2. Риск вырождения профильного обучения в углублённое при несетевых формах организации. Сетевые формы реализации ПО призваны стать серьёзным препятствием на пути "углубления школы в себя", способствовать превращению школы в образовательное учреждение, открытое навстречу основным заказчикам - региональной экономике и разноуровневой системе профессионального образования.

3. Специфика сельской школы в современной России. Несетевые модели ПО сложно реализовать в условиях сельской малочисленной школы:

Во-первых, потому, что учителя сельской малочисленной и малокомплектной школы имеют недостаточное количество учебных часов для осуществления профильного обучения, так как их нагрузка в нашей стране зависит от количества класс-комплектов в школе;

Во-вторых, в условиях малочисленной школы невозможно иметь специалистов высокого класса по многим профилям обучения.

Практика показывает, что в некоторых малочисленных сельских школах идут по пути наименьшего сопротивления - концентрируют курсы профильные и элективные по одному, в крайнем случае по двум профилям, что резко ограничивает вариативность образовательного пространства старшей ступени общего образования и тем самым - спектр возможных траекторий дальнейшего образования и/или профессиональной деятельности выпускников. Однако ситуация, когда качество профильного обучения сельских школьников ориентировано на заведомо более низкий уровень по сравнению с городскими школами, должна быть наконец изжита.

Всё это естественным образом подталкивает школы к сетевой кооперации, в рамках которой сеть из нескольких сельских школ может предоставить необходимый набор образовательных услуг, заведомо больший, чем любая из школ, входящих в сеть.

4. Географическая неоднородность в представленности профилей (специализаций) старшей ступени общего образования является ещё одним фактором, способствующим введению сетевых технологий ПО. Из-за территориально-географической неоднородности в России неравномерно распределены профильные направления, поскольку складывались они стихийно, при этом не учитывалось расположение других учреждений, возможность кооперации с вузами и т.д. Существующее положение дел заметно ухудшает доступность качественного общего (профильного) образования.

5. Накопление первичного опыта сетевого образования в России. О возможности и эффективности сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) свидетельствует проведённый нами анализ реализации ряда инновационных образовательных проектов.

С начала 1990-х гг. в Российской Федерации широко распространилась практика взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования: открываются образовательные учреждения (гимназии, лицеи, колледжи) при высших учебных заведениях; в школах реализуются образовательные программы и отдельные курсы с использованием кадрового и научно-методического ресурсов вузов (педагогические, юридические классы, агроклассы и др.). Подобный опыт используется также учреждениями начального профессионального и среднего профессионального образования (подготовка учащихся средней школы по программам профессионального образования на базе учреждений начального и среднего профессионального образования).

Активно развивается паритетное взаимодействие общеобразовательных учреждений, совместно реализующих образовательные программы старшей ступени общего образования. Наиболее часто оно оформляется посредством различных вариантов совместной деятельности образовательных учреждений в рамках ассоциаций, образовательных консорциумов, договоров простого товарищества (Красноярский край, Чувашская и Удмуртская республики и др., см. и др.).

В условиях недостаточности ресурсов приобретают большое значение такие формы отношений между различными образовательными учреждениями, как "школа - ресурсный центр", "магнитные", "опорные" школы (Республика Карелия, Краснодарский край, Самарская область и др.), когда на базе одного образовательного учреждения учащиеся других школ осваивают общеобразовательные программы. С одной стороны, школы могут, кооперируясь, увеличивать свои совокупные ресурсы, что было крайне актуально в период неуклонного снижения объемов бюджетного финансирования. С другой стороны, сетевое взаимодействие образовательных учреждений способствовало развитию образовательной деятельности.

Сетевое взаимодействие в России в значительной степени стало последствием развития идей вариативности образования, автономии школ, децентрализации управления, становления государственно-общественного характера управления системой образования (Ст. 2 Закона РФ "Об образовании"). Практика сетевого взаимодействия в системе образования прочно укореняется в деятельности профессионально-педагогических ассоциаций; в работе некоторых общеобразовательных учреждений, развивающих социальное партнерство; в процессе внедрения новых информационно-коммуникативных технологий.

Накопленный опыт сетевого сотрудничества образовательных учреждений (не только в системе ППП и ПО), во-первых, показывает реалистичность и эффективность сетевых форм образования в условиях России и, во-вторых, содержит в себе ряд инновационных прецедентов, которые могут быть транслированы в практику введения ПО.

Основная идея сетевого взаимодействия, в общем случае, такова: если одна школа обладает некоторым ресурсом или другой ценной особенностью, которой нет у других образовательных учреждений, но и какая-то другая школа имеет нечто привлекательное для остальных, эти образовательные учреждения могут объединяться и обмениваться ресурсами. Такие школы могут создавать и реализовывать общую сетевую образовательную программу, объединяющую уникальные программы каждого образовательного учреждения.

При организации ПО сетевое взаимодействие образовательных учреждений (организаций) представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую возможность обучающемуся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений (организаций). В рамках сетевого взаимодействия школам удается обмениваться различными типами ресурсов, в результате чего каждый учащийся имеет доступ к интегрированным образовательным ресурсам, принадлежащим к совокупности общеобразовательных учреждений.

Участниками сетевого взаимодействия могут быть юридические лица: общеобразовательные учреждения и организации начального, среднего, высшего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, а также негосударственные образовательные организации, общественные организации, учреждения культуры, спорта, здравоохранения и прочие возможные участники социального партнерства.

В рамках сети становится возможной принадлежность профиля не школе, а объединению школ. В этом случае не каждая школа имеет определенный профиль, но она специализируется в том или ином направлении, в тех или иных учебных курсах, а профили как бы "размыты" по сети. Так, один учитель из школы №1 отвечает за математику, другой из школы №2 - за географию, 3-й, из школы №3 - за физику и пр. Объединяя усилия педагогов из разных школ в одну группу, сеть профильного обучения может предложить ученикам осваивать достаточно широкий спектр профилей.

Если в традиционной системе организации образования понятие сети используется упрощенно (например, сеть школ характеризуется лишь двумя параметрами - типом школы и расстоянием между учебными заведениями), то сетевое образование представляет собой многомерное явление.

"Узлы" сети - это не унифицированные образовательные учреждения или стандартизированные программы, а оригинальные модели, авторские школы, вариативные курсы, т.е. нечто противоположное тому, с чем имеет дело государственная система образования. В сети вообще нет организаций и организованностей в традиционном смысле, первичной клеточкой объединения выступает здесь сообщество. При этом в отличие от однородной, правильно организованной системы для сетевого образования характерны, напротив, неоднородность, неправильность, асимметрия, сложность, динамичная картина сгущений и разряжений, что свойственно живым явлениям и процессам. (Такие неправильности были отчасти свойственны отечественному образованию XIX - начала XX в., это выражалось в так называемой многоукладности системы образования дореволюционной России. В ней действовали забытые, малоизвестные сегодня культурно-исторические формы и механизмы, следы которых, например описанный нами феномен "культурно-педагогических гнезд", сохранялись даже в эпоху всеобщей советской унификации, см. работы М.В. Богуславского , и других историков отечественной педагогики).

Все это свидетельствует о том, что сетевое образование нельзя создать только извне, "сверху", аппаратным способом. Необходимым условием является и "прорастание" образовательной сети "снизу" как эволюционного процесса человеческой самодеятельности, путем добровольной кооперации, самоорганизации и саморазвития в сфере образования.

Сетевое образование не следует прямо отождествлять с использованием компьютерной сети, Интернета. Новые информационно-компьютерные и телекоммуникационные технологии - важный и естественный элемент сетевого сотрудничества в образовании. Однако при этом образование в сети не сводится к использованию компьютера и связано с иным содержанием и организацией, другим методическим и кадровым обеспечением всей образовательной инфраструктуры.

При изучении феномена сетевого взаимодействия в системе ПО нами были приняты следующие рабочие определения.

Сетевая организация - возникает, когда группа лиц, объединенная некими организационными рамками, осуществляет свои взаимодействия на базе особых сетевых технологий (прежде всего, ИКТ-технологий). Такой технический базис позволяет группе лиц, ведущих совместную деятельность, создать более гибкую и эффективную организационную структуру, по сравнению с традиционными формами организаций;

Сетевая форма управления (координации) - может использоваться в сетевых организациях для согласования их совместной деятельности. Главным отличием данной формы от рыночной и командной является прямое и равноправное участие всех членов в процессе согласования их деятельности;

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений (организаций) представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую возможность обучающемуся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений (организаций).

Под сетевым взаимодействием понимается такая система предоставления образовательных услуг, в рамках которой учащиеся могут выбирать свои индивидуальные траектории освоения образовательных программ из того набора образовательных ресурсов, которые доступны им как в рамках одного общеобразовательного учреждения, так и в рамках комплекса учреждений и организаций, оказывающих образовательные услуги. При этом предметом проектирования в образовательном процессе становится индивидуальная образовательная программа учащегося. В рамках же управления образованием основной предмет проектирования - сетевая образовательная программа школы либо группы школ и партнерских организаций.

Основу сети, как конструкции, составляют:

1) система отношений (включая управление, распределение/присвоение ответственности, отношений собственности, предметов ведения, регламентов принятия решений, схемы финансирования);

2) распределённость работ по участникам сети;

3) узлы сети;

4) нормативно-правовое обеспечение сети;

5) организационно-техническое обеспечение.

Обозначим основные признаки сети:

1) сеть - открытая организация (не только потому, что она не знает внутренних границ, но и потому, что она ориентирована на свободное вхождение в неё всех заинтересованных в этом субъектов);

2) сеть может объединять разнородных субъектов;

3) сеть не сомасштабна ни одному из субъектов сетевой деятельности;

4) сеть организована по принципу пропорционально распределённого риска и не имеет централизованной системы управления, в чём состоит залог её надёжности. (Напротив, иерархические структуры тоже должен оставаться безразличными к отторжению отдельных элементов нижнего уровня, но они весьма чувствительны к негативным воздействиям, направленным на верхушку управленческой иерархии, т.е., в иерархических структурах риск распределяется по субъектам деятельности непропорционально);

5) в сети партнеры имеют собственные риски, но ресурс и инфраструктура у них общие. (В иерархии риски объединены и стянуты "кверху", а ресурсы могут быть и разделены, но всегда путем централизованного распределения. В рыночных условиях, напротив, каждый субъект использует собственные ресурсы и действует на свой страх и риск).

А.Ф. Мазник в своём диссертационном исследовании перечисляет условия организации эффективного сетевого взаимодействия образовательных учреждений: совместная заинтересованность партнеров в достижении конечных результатов сотрудничества; равноправный и долговременный характер отношений между партнерами; совместное использование ресурсов партнерами . Проведённое нами исследование позволило несколько расширить круг условий эффективности сетевого взаимодействия образовательных учреждений в системе ПО и включить в него следующие условия:

Возможность осуществления перемещений учащихся и (или) учителей образовательных учреждений (организаций), входящих в сеть;

Наличие в сети различных учреждений и организаций, предоставляющих учащимся действительную возможность выбора, обеспечивающих максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся старших классов;

Экономическая эффективность сетевого взаимодействия. (Важно иметь в виду, что при объединении учеников из различных школ для изучения предметов на базовом, профильном уровне, элективных курсов, общие объемы финансирования образовательных учреждений могут быть более эффективно распределены. При этом следует соотносить экономию фонда оплаты труда с затратами на перемещение учеников и учителей внутри сети, а также с планируемыми изменениями качества образования, с социальной ситуацией в территории);

Возможность организации зачета результатов по учебным курсам и образовательным программам, освоенных обучающимися в учреждениях (организациях) - участниках сетевого взаимодействия.

Сущностные характеристики сетевой организации определяют принципы ее проектирования.

1. Принцип демократизации управления образовательной сетью. Базовым условием сетевой организации образования становится переход от повсеместно распространённого административного руководства к иным видам управленческой деятельности (курирование, сопровождение, консультирование, согласование индивидуальных и сетевых интересов и возможностей), т.е. переход от руководства к сервису. Индивидуальная образовательная программа невозможна и неуместна в условиях административного контроля. Для того чтобы формировать условия реализации ИОП, необходимо осваивать новые средства и инструменты педагогических, образовательных, учебных работ. Практика убедительно показывает, что средства и способы (стандарты, процедуры, регламентации, технологии и пр.), используемые для сетевой организации являются весомой и во многом, определяющей частью содержания сетевого образования.

2. Принцип соответствия, соблюдение которого обусловливает согласование модели организации с моделью ПО. Как уже отмечалось в п. 2.3., любой вариант построения индивидуальной образовательной траектории допустим, если он результативен в рамках заданных и потребляемых стандартных (стандартизованных) результатов. Если какой-то вариант, сценарий движения ученика в рамках его ИОП не "схватывается" существующей моделью сетевого ПО, но является продуктивным для учащегося, значит, модель может быть достроена с учётом появления новых успешных индивидуальных решений (вплоть до новых стандартов). Разработка такого рода индивидуальных проектов есть механизм развития сети как института.

3. Принцип регионализации, соблюдение которого обеспечивает учет особенностей образовательного пространства, экономических и культурных факторов развития региона/муниципального района при построении образовательной сети.

4. Принцип ресурсного обеспечения, соблюдение которого требует достаточного финансирования проектируемых организационных структур, их кадрового и материально-технического обеспечения (речь идёт в том числе и об эффективном привлечении внебюджетных средств).

5. Принцип целостности, соблюдение которого детерминирует разработку единой нормативно-правовой и нормативно-организационной базы учреждений - участников каждой конкретной сети ПО. При этом правовые и организационные базы разных образовательных сетей могут существенно отличаться друг от друга даже в рамках одного муниципального района.

Отметим, что данные принципы не являются специфичными для сетей ПО.

Известны различные подходы к выделению типов образовательных сетей. Так, по типам организационного оформления сетевого взаимодействия могут быть выделены:

Спонтанные, не структурированные связи в едином ценностно-смысловом поле (сообщества, ассоциации);

Внутренние сети, имеющие как иерархические, так и горизонтальные связи (например, сети типа "вуз - колледж - школа" или "вуз - группа школ");

Динамические сети, возникающие усилиями некоторого "системного интегратора", держащиеся на договорных началах и решающие конкретные задачи (например, муниципальные сети профильного обучения).

Для решения отраслевых задач адекватно устройство сетей по типу внутренних. Для решения задачи образовательной политики, реализации ИОП более продуктивными считаются динамические сети с разнотипными ресурсными узлами.

По архитектуре муниципальная сеть ПО может выстраиваться следующим образом:

Кустовые сети (с разными видами ресурсных центров);

Самостоятельные объединения: школа - вуз, школа - технический лицей / колледж;

Межшкольные объединения (от 2-3 до нескольких десятков школ).

По составу участников могут быть выделены следующие типы сетей ПО:

Объединение школ, обладающих сходным ресурсом, но не достаточным для самостоятельной организации условий для индивидуальных образовательных программ в рамках профильного обучения (например, распределённый кадровый или лабораторный ресурс);

Связь школ, имеющих ресурс и не имеющих ресурса (базовая школа + филиал, школа + ресурсный центр, статусная школа + "обычная" школа и т.д.). Школа, не имеющая кадрового, технологического и материально-технического ресурса в этой связке выполняет роль донора, предоставляющего контингент учеников;

Объединение школ с учреждениями дополнительного образования, социальной сферы. В этих сетях, как правило, важно появление системного интегратора, удерживающего стратегию взаимодействия и координирующего его;

Сетевые проекты и программы перехода к ПО, объединяющие школы, как реализаторов проекта, учреждения дополнительного образования и социальной сферы, ресурсы формальных и неформальных структур повышения квалификации, которые могут быть обеспечены организационной структурой, имеющей стратегический и менеджерский узел.

Выбор вариантов построения сетевого взаимодействия образовательных учреждений в системе ПО главным образом определяется теми, кто выступает в качестве субъектов (инициаторов) сетевого взаимодействия. В качестве таковых могут выступать ученики, их родители или законные представители, образовательные учреждения (организации), органы управления образованием.

Иногда учащиеся по собственной инициативе осваивают некоторые образовательные программы за пределами общеобразовательных учреждений в сторонних организациях. Некоторые учебные курсы могут изучаться учащимися в учреждениях дополнительного образования, заочных школах, негосударственных образовательных организациях и пр. Таким образом, учащийся реализует право на получение образования в рамках индивидуального учебного плана. Базовым механизмом, обеспечивающим реализацию этого права, является механизм зачета общеобразовательным учреждением результатов, полученных учащимся в иных образовательных учреждениях (организациях) .

Общеобразовательное учреждение , выступая инициатором сетевого взаимодействия, решает задачи расширения спектра образовательных услуг. Это позволяет при переходе к профильному обучению сохранять контингент учащихся, привлекать дополнительные ресурсы, в том числе внебюджетные средства. Базовым механизмом взаимодействия образовательных учреждений (организаций) становится механизм их кооперации - совместного использования ресурсов для реализации образовательных программ и индивидуальных учебных планов обучающихся.

Органы управления образованием , инициирующие на своей территории сетевое взаимодействие в условиях реализации профильного обучения, решают задачи обеспечения гарантий прав граждан на получение общего образования, эффективного использования имеющихся ресурсов системы образования, оптимизации управления региональными и муниципальными системам образования. В этом случае значимыми становятся как механизм зачета общеобразовательным учреждением результатов, полученных учащимся в иных образовательных учреждениях (организациях), так и механизм кооперации образовательных учреждений (организаций) .

Оба обозначенных механизма будут охарактеризованы нами далее в настоящем параграфе.

Таблица 11 Организационно-функциональная модель муниципальной образовательной сети

Субъекты сети

Основные роли участников сети

Муниципальные общеобразовательные учреждения:

а) имеющие опыт профилизации:

Лицеи, гимназии;

Школы с углубленным изучением предметов;

Профильные школы.

Обобщение опыта работы, разработка и реализация курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки и элективных курсов. Выполнение функций ресурсного центра

б) планируемые профильные школы: однопрофильные и многопрофильные

Выявление образовательных потребностей учащихся, подготовка образовательных программ; повышение квалификации педагогических кадров

в) непрофильные ОУ, но участвующие своими девятиклассниками и эксперименте по ППП

Профинформирование, диагностирование, консультирование учащихся (будут пополнять школы групп "а" и "б", учреждения НПО и СПО)

Учреждения дополнительного образования детей, дома творчества, эколого-биологические центры, УПК (МУК) и др.

Профинформирование, консультирование, диагностирование. Организация сетевых групп, выделение сетевых преподавателей. Организация социальных практик, рейтинговых состязаний

Учреждения начального и среднего профессионального образования (НПО, СПО)

Участие в разработке элективных курсов, их кадровое обеспечение, организация трудовых и социальных практик

Учреждения высшего профессионального образования

Комплексная роль ресурсного центра в осуществлении процесса обучения, использовании учебно-материальной базы, кадрового потенциала. Наполнение портфолио ученика

Психолого-диагностические службы (центры)

Психолого-диагностические обследования, организация тренингов, разработка рекомендаций к планированию и коррекции, деятельности педагогов

Несмотря на всё разнообразие региональной практики по созданию сетей ПО, возникшей как в рамках федерального эксперимента по введению ПО на старшей ступени общего образования, так и за его пределами, большинство возникающих моделей в целом соответствуют модели, представленной в таблице 11.

В то же время всё большее распространение получают инновационные модели построения сетей ПО. В качестве примера охарактеризуем одну из таких моделей, которая предполагает построение сети ПО на базе единого городского (районного) профильного ресурсного центра. В данном случае система ПО разворачивается в одном учреждении, объединяющем основные научно-методические, кадровые, технологические и прочие ресурсы, но в различных формах и режимах. Десять и более профильных направлений может быть обеспечено в рамках такой модели, причем освоение общеобразовательных учебных курсов происходит по классам (в постоянных

одновозрастных коллективах). Освоение профильных и элективных курсов реализуется во временных смешанных группах, в том числе разновозрастных.

По такому же принципу (на основе личного выбора и входного мониторинга, а не биологического возраста) формируются проектные и творческие коллективы. Это позволяет эффективно решать следующие задачи:

Объединение всех необходимых ресурсов и создание оптимальных условий для реализации ППП и ПО;

Развертывание комплексной системы ПО;

Обеспечение возможности выбора ИОТ любого старшеклассника города (района);

Создание единого городского (районного) научно-методического центра и центра повышения квалификации кадров профильного обучения;

Организация преемственной системы "школа-вуз" не в узких рамках одного-двух вузов, а в системе вузовского образования в целом;

Реализация "кредитно-сетевой" системы и единой модели распределенного и дистанционного образования.

Как показывает практика, наиболее перспективным с точки зрения комплексности закрепления правоотношений участников сети, минимизации документооборота, единообразия правовых оснований для всех возникающих взаимоотношений участников сетевого взаимодействия является использование формы договора простого товарищества (договор о совместной деятельности). В ситуации сетевого взаимодействия, организованного на такой основе, каждый педагог юридически продолжает работать в своем образовательном учреждении, а учащиеся - учиться в своих школах. Изменяется лишь деятельность образовательных учреждений, она становится направленной на организацию ПО учащихся нескольких общеобразовательных учреждений и согласованной с образовательной деятельностью всех других участников сети, направленной на совместно определенные цели.

Рассмотрим основные средства реализации сетевого взаимодействия образовательных учреждений в системе ПО:

Координация учебных планов участников сетевого взаимодействия;

Сетевые образовательные программы;

Зачет общеобразовательным учреждением результатов по учебным курсам и образовательным программам, освоенным обучающимися в других образовательных учреждениях (организациях).

Координация учебных планов участников сетевого взаимодействия. Механизм построения рабочих учебных планов образовательных учреждений (организаций), участвующих в сетевом взаимодействии, зависит от конкретного состава участников сети и складывающихся организационных схем и гражданско-правовых форм их взаимодействия. Как показывает практика, можно выделить два этапа создания и реализации индивидуальных учебных планов в данной сети общеобразовательных учреждений:

Первый этап: - составление рабочего учебного плана каждого участника сетевого взаимодействия;

Второй этап: - составление и утверждение общего рабочего учебного плана участников сетевого взаимодействия и индивидуальных учебных планов обучающихся. Последовательность составления рабочего учебного плана сети предполагает: (1) механическое сложение учебных планов общеобразовательных учреждений, участвующих в сетевом взаимодействии; (2) первый опрос учеников относительно их намерений изучать профильные предметы и элективные курсы, в результате которого может сложиться определённая таблица выборов учащимися профильных и элективных курсов; (3) обсуждение вариантов удовлетворения запроса школьников за счет имеющегося в сети ресурса.

Впоследствии, после предъявления ученикам и всем учителям школ возможной схемы освоения учебных предметов в рамках сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, рабочий план сети школ может претерпеть изменения.

Сетевые образовательные программы - содержательное и организационное обеспечение реализации индивидуального (группового) образовательного маршрута в соответствии с образовательным заказом.

На практике сегодня сетевой подход к образовательным программам характеризуется взаимодействием разных типов учреждений и структур, обеспечивающим образовательный заказ и распределение функций и полномочий при реализации программ. Например, выделяются структуры, занимающиеся анализом образовательных потребностей, консолидацией образовательных ресурсов, разработкой нового типа услуг, их маркетингового сопровождения и т.д.

Стратегия построение сетей на основе сетевых образовательных программ такова: на основе ИОП учащихся создается межшкольная сетевая образовательная программа. Участниками сети становятся уже не школы, а индивидуальные программы учеников.

Так, в двух районах Красноярского края - Балахтинском и Шушенском - проводится эксперимент по формированию и реализации сетевых образовательных программ. На первом этапе школы, участвующие в эксперименте, заключают договоры простого товарищества (это организационно-правовая форма объединения юридических лиц, предусмотренная в Гражданском кодексе РФ). Впоследствии это позволяет образовательным учреждениям иметь общую сетевую образовательную программу, появляется необходимое юридическое основание. Далее становится возможным более эффективное использование кадрового потенциала.

Зачет общеобразовательным учреждением результатов по учебным курсам и образовательным программам, освоенным обучающимися в других образовательных учреждениях (организациях) , может осуществляться на следующих, независимых друг от друга основаниях.

1. Зачет освоенных образовательных программ на основе нормативных актов школьного, муниципального и регионального уровней.

2. Зачет освоенных образовательных программ на основе процедуры экстерната.

3. Зачет освоенных образовательных программ при наличии государственной аккредитации у стороннего образовательного учреждения (организации) на право ведения образовательной деятельности.

4. Механизм кооперации образовательных учреждений (организаций) для объединения ресурсов с целью совместной реализации образовательных программ на старшей ступени общего образования.

Примером успешно реализованной на практике модели сетевого сотрудничества в системе ПО может служить сеть профильного обучения Ставищенского района на базе районной очно-заочной разнопрофильной школы. Сеть в данном примере является ассоциацией школ, объединивших учебные услуги факультативного и элективного компонентот учебного плана. Сеть ПО представляет собой совокупность межшкольных факультативов и курсов по выбору (т.е. сетевых образовательных программ), организованных на базе тех общеобразовательных школ района, которые имеют достаточную материальную базу и высококвалифицированных специалистов в соответствующей области. Можно сказать, что это пример объединения от недостатка ресурсов каждой отдельной школы. Как отмечается в описании "благодаря освоению проектно-модульной системы организации образования, небольшой сельский район получил в свое распоряжение систему общего образования, которую мог себе позволить только достаточно большой город".

Организационные и технологические решения Ставищенской районной очно-заочной разнопрофильной школы:

Объединение факультативов и курсов по выбору в рамках ассоциативного соглашения нескольких школ, которое создано управлением образования;

Специализация образовательной услуги (курса) с расширением аудитории, ее потребляющей;

- "лицензирование" (а точнее, экспертиза) образовательных курсов вышестоящей инстанцией как гарантия качества услуги.

Как показывает практика, сетевое взаимодействие образовательных учреждений действительно является эффективным способом обеспечения доступности общего образования. За счет него также удается существенно повысить качество образования и эффективность расходования ресурсов. Помимо этого меняются и содержательные моменты образовательных программ школ, действующих в рамках общего сетевого проекта. За счет их конкуренции реализуется стремление обновлять образовательные программы, существенно повышается общий инновационный климат в сети образовательных учреждений.

Опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте по ПО, показывает, что в институтах повышения квалификации, педагогических вузах, в школах на местах создаются собственные схемы сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций. Многие из них представляют интерес и заслуживают поддержки. В этой связи можно рекомендовать региональным и муниципальным органам управления образованием организовывать обмен и распространение опыта сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций с целью всеобщего постепенного (с учётом готовности каждой конкретной территории) перехода от несетевых к сетевым формам ПО. Это направление работы можно рассматривать как основной и наиболее перспективный вектор дальнейшего развития общероссийской системы ПО на старшей ступени общего образования.

Обращение к специфическим моделям организации ПО (ИУП, сетевое взаимодействие) требует уточнения типологии моделей профильного обучения. Построение внятной типологии требует прежде всего выделить из существующего набора наиболее существенные классификационные признаки. Таковыми могут являться:

а) тип организации содержания профильного обучения - по данному признаку можно выделить три модели (непрофильное обучение на основе "универсального профиля"; одно- или многопрофильное обучение на основе примерных профилей, содержащихся в БУП 2004 г.; профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов);

б) масштаб образовательного пространства профильного обучения - по данному признаку также можно выделить три модели (профильное обучение на основе одной школы; профильное обучение в масштабах муниципальной образовательной сети; профильное обучение неограниченного масштаба на основе дистанционных механизмов).

Таким образом, типология основных моделей профильного обучения может быть представлена в виде двухмерной матрицы, как это показано в таблице 12.

Таблица 12 Типология моделей профильного обучения

По таблице 12 видно, что теоретически может существовать девять различных организационных моделей профильного обучения (не считая разновидностей, комбинированных и в ряде случаев переходных типов).

Модель 1 - автономная школа, реализующая "универсальный профиль" обучения. Модель в целом соответствует традиционной общеобразовательной школе, однако может быть существенно дополнена набором элективов, реализующих профориентационную, репетиционную и ряд других специфических функций профильного обучения.

Модель 2 - автономная школа, реализующая один или несколько примерных профилей на основе набора, предложенного в БУП. В наибольшей степени соответствует распространённым ныне моделям специализированной школы, школы с углублённым изучением отдельных предметов, многопрофильной гимназии и т.п. Данная модель характеризуется риском вырождения профильного обучения в углублённое и может рассматриваться как временный этап того или иного образовательного учреждения на пути к реализации более "сильных" моделей.

Модель 3 - автономная школа, реализующая ИУП. Это одна из наиболее "сильных" моделей профильного обучения, характеризующаяся высокой вариативностью образовательного процесса, максимальной индивидуализацией, относительно полным учётом образовательного заказа. Однако эта модель одновременно и наиболее сложная в реализации, поскольку требует сосредоточения в одной школе солидных материально-технических, кадровых, учебно-методических и других ресурсов, достаточных для самостоятельной реализации большого набора профильных и элективных курсов. Сегодня это под силу лишь единичным, наиболее продвинутым российским школам.

Модель 4 - "универсальный профиль", реализуемый муниципальной сетью профильного обучения, на практике оказывается нецелесообразным. Данный профиль может реализовываться муниципальной сетью наряду с другими примерными профилями обучения в рамках следующей модели.

Модель 5 - реализация набора примерных профилей обучения муниципальной сетью. Это ещё одна "сильная" модель профильного обучения, позволяющая объединить ресурсы школ (а также и других типов образовательных учреждений - УНПО, УСПО, вузов, УДО) для реализации нескольких, а в идеальном случае - всех обозначенных в БУП примерных профилей, востребованных региональным образовательным заказом.

Модель 6 - работа муниципальной сети по ИУП. Эта комбинация двух "сильных" моделей (третьей и пятой) - позволяет не только максимально полно учесть требования образовательного заказа со стороны экономических структур района (региона), но и предельно индивидуализировать образовательный процесс. Набор возможных индивидуальных образовательных траекторий учащихся становится здесь чрезвычайно разнообразным за счёт большого набора элективных курсов, форм проектно-исследовательской деятельности, социальных практик и др., предлагаемых всеми учреждениями и организациями, входящими в муниципальную сеть профильного обучения.

Модель 7 - реализация "универсального профиля" посредством дистанционного обучения - может быть оправдана в таких особых случаях, как обучение детей-инвалидов или детей, территориально удалённых от любых общеобразовательных учреждений (например, выехавших с родителями за рубеж на длительный срок).

Модель 8 - реализация набора примерных профилей на основе дистанционного обучения - может быть рекомендована для сельских школ. Её введение потребует большой работы по созданию полного программно-компьютерного обеспечения дистанционного обучения по всем примерным профилям, но это позволит решить проблему доступности профильного обучения на принципиально новом уровне. Так, например, если лишь один или двое учащихся в школе (или в образовательной сети) желают изучать профиль, который школа (или сеть) не может обеспечит, они смогут овладеть им дистанционно.

Модель 9 - дистанционное профильное обучение на основе ИУП - по-видимому, оказывается пригодной для тех учащихся, которые по своим индивидуальным особенностям столь далеко выходят за пределы нормы, что даже построение их ИУПов в условиях традиционного обучения (модели 3 или 6) оказывается затруднено. Это, например, учащиеся, отличающиеся слишком нестандартным темпом обучения, или же талантливые дети, способные освоить несколько профилей одновременно (но не в режиме классных занятий, требующих больших затрат времени даже в режиме ИУП). Эта же модель позволит реализовать полноценное профильное обучение для детей с особыми образовательными потребностями и интересами в условиях сельской школы и т.п.

Как видим, сочетание двух принятых за основу классификационных признаков позволяет дифференцировать модели профильного обучения не только по форме организации, но в значительной степени и по своему целевому назначению, определяемому функциональными особенностями модели.

Предложенный подход характеризуется системностью и полнотой. Именно он может быть принят за основу в дальнейших научно-теоретических и практических разработках в области профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Нормативная база:

Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства. Это означает, в том числе, и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования.

Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий.

Сетевое взаимодействие позволяет:

  • распределять ресурсы при общей задаче деятельности;
  • опираться на инициативу каждого конкретного участника;
  • осуществлять прямой контакт участников друг с другом;
  • выстраивать многообразные возможные пути движения при общности внешней цели;
  • использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника.

В настоящее время сетевое взаимодействие является одним из мощных ресурсов инновационного образования, основанного на следующих принципах:

Во-первых, сеть - это возможность продвижения продуктов инновационной деятельности на рынок образовательных услуг и, таким образом, получения дополнительного финансирования.

Во-вторых, сетевое взаимодействие позволяет усиливать ресурс любого инновационного учреждения за счет ресурсов других учреждений. Сеть помогает найти прецеденты, получить экспертизу собственных разработок, расширить перечень образовательных услуг для студентов, в том числе, посредством реализации образовательных программ в сетевой форме.

Сеть создается на добровольной основе, удерживается общей проблематикой и интересами всех членов сети. Таким образом, сеть всегда является результатом проектного замысла, поскольку участники должны участвовать в едином целеполагании, согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности.

Актуальные документы для дискуссии

Уважаемые коллеги! Содержание указанного раздела портала направлено на развитие нормативно-методического обеспечения сетевых форм реализации образовательных программ. Экспертные группы представляют в этом разделе модели документов, содержание которых направлено развитие сетевых форм обучения. Все желающие могут присоединиться к обсуждению документов через форум «Сетевые формы» или через контакт по электронной почте [email protected]

Материалы для ознакомления

Система организации сетевых образовательных программ (программ академической мобильности, совместных образовательных программ, программ двух дипломов) в Казанском (Приволжском) федеральном университете