Меню

Презентация на тему мышление по психологии. Мышление неоднородно. Существуют разные его виды

Учителям

«Логическое мышление» - Игровые технологии. В трех букетах всего 15 роз. Вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций. Мышление. Направление игры. Интеллектуальный марафон. Использование игры: Логические задачи. Сколько роз в каждом букете? Виды мышления. В первом и во втором вместе 8 роз, а во втором и в третьем вместе 12 роз.

«Мышление» - Теория ментальных моделей (Ф. Джонсон-Лэйрд). 4. По наличию средств: - Творческие и репродуктивные задачи. Два определения мышления: В широком и узком смысле (В. Петухов). Отдельные классификации: а) Двигательные (действенные), графические (образные) и пропозициональные (вербальные) задачи (Дж. Проблема - проблемная ситуация с недостаточно выявленными условиями и неопределенной целью.

«Тренинг мышления» - Национальный комитет по задачам в сфере образования США. Критическое мышление. И умирают, так и не начав. Как принимаются решения? Необходимость в навыках критического мышления. Определение критического мышления. Решения, которые мы принимаем, отразятся на жизни будущих поколений. Материалы к тренингу «Критическое мышление и сотрудничество».

«Суждение как форма мышления» - Неверно, что все кошки серые. Если боишься волка, то в лес не пойдешь. Бабочки –капустницы бывают белыми или желтыми. Суждение как форма мышления. Все рыбы умеют плавать. Общеутвердительные Все … Частноотрицательные Некоторые не… Сложные. Виды простых суждений. Сложные суждения. Строятся с помощью связок «И» «ИЛИ» «ЕСЛИ…, ТО…» «НЕВЕРНО, ЧТО…».

«Развитие критического мышления» - Приемы по развитию навыков прогнозирования. Запоминание. «Двухчастный дневник». Аргумент одной группы – контраргумент другой. Зачем? Простой вопрос. Аквариум. Учащиеся могут переходить в другой угол. Почему «6 W». Перепутанные логические цепочки. Визуальные формы организации изучения материала. Виды интеллектуальной деятельности, которые нельзя назвать критическими.

«Внимание память речь мышление» - По степени новизны и оригинальности. «Практик». Лекция № 4 Мышление и речь. Свойства восприятия: Слуховое. Иллюзия – неправильное, искаженное восприятие. Общее представление о памяти. Лекция № 5 Воображение: Проприоцептивное. По форме. По степени рефлексии. Функции и формы выражения воображения. Грамматика в становлении речи ребенка несколько опережает логику.

Cлайд 1

Cлайд 2

Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях. Мышление – открытие новых свойств и признаков объекта через включение его в новые связи. Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и пространстве. Выявление связей и отношений между предметами и явлениями осуществляется посредством преобразования и особых умственных операций.

Cлайд 3

Функции мышления Мышление осуществляет функцию регулятора и выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека. Другие функции: Установление всеобщих взаимосвязей Обобщение свойств однородной группы явлений Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений Решение проблем и задач Целеобразование Рефлексия

Cлайд 4

Виды мышления Мышление неоднородно. Существуют разные его виды. Они различаются по своему функциональному назначению, генезу, строению, используемым средствам, познавательным возможностям. Генетическая психология выделяет три вида мышления: Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое. В основе классификации лежит генетический принцип, а виды мышления отражают три последовательных уровня развития мышления.

Cлайд 5

Виды мышления Наглядно-действенное мышление - это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Первичный вид мышления, возникающий у ребенка. Также широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Cлайд 6

Виды мышления Наглядно-образное мышление - это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Cлайд 7

Виды мышления Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.

Cлайд 8

Cлайд 9

Основные мыслительные операции Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики. Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому. Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Абстрагирование – отвлечение – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других – несущественных.

Cлайд 10

Формы мышления Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии.

Cлайд 11

Мышление и речь Человеческое мышление – в каких бы формах оно не осуществлялось – невозможно без языка, речи. Через понятие, выраженное в слове, мышление оказывается неразрывно связанным с речью. Речь – материальная основа мышления. Мысль всегда опирается на свернутую внутреннюю речь. Эксперименты и регистрация движений артикуляционных органов показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых речевых процессов. Внутренняя речь, в отличие от внешней речи, обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывистостью, фрагментарностью, сокращённостью. Взаимосвязь мышления и речи – одно из важнейших, принципиальных различий между психикой человека и психикой животных.

Cлайд 12

продолжение Только с появлением слова возможно зафиксировать, закрепить представление или понятие о том или ином свойстве, качестве, характеристике объекта, отношениях между объектами. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем более совершенствуется словесная формулировка какой-либо мысли, тем отчетливее и понятнее она становится. Благодаря формулированию и закреплению в слове, мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке – устной или письменной. И это – важнейшее условие её формирования.

Cлайд 13

Cлайд 14

Индивидуальные особенности мышления проявляются в продуктивности ума, составляющими которого являются отдельные качества мышления: Широта Гибкость Самостоятельность Глубина Быстрота Оригинальность Критичность Творческое мышление Творческое (продуктивное) мышление связано с порождением новых идей. Дж.Гилфорд предложил рассматривать творческое мышление с точки зрения доминирования в нем 4 особенностей: Оригинальность (нетривиальность, необычность высказываемых идей); Семантическая гибкость (способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике); Cлайд 18 Мышление как фундаментальная способность человека Мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования. Мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность. Мышление – активная функция интеллекта, интеллект в действии.

«Психолог в школе» - Воспитание - сложный процесс. Психолог-консультант. Психологическое консультирование. Диспетчерская деятельность становится очень важным направлением работы психолога-консультанта. Поводы для проведения психологической консультации. Деятельность психолога организуется по запросу и на основании плана, утвержденного администрацией школы.

«Общая психология» - Здесь отражается связь восприятия с мышлением. По характеру цели. Проприоцептивные. 18. Виды ощущений. Продуктивное. Самостоятельность. Вербальное. 5. По типу решаемых задач. 1. Ощущение. Двигательная. Быстрота.

«Психолого-педагогическое сопровождение» - Организация и проведение развивающей и коррекционной работы с детьми. . Подготовила:педагог-психолог МДОУ № 21 «Искорка» Анкудинова Марина Валерьевна. Тема: Оказание помощи педагогам воспитателям в аттестации. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности МДОУ по духовно-нравственному воспитанию.

«Кабинет психолога» - Паспорт кабинета педагога-психолога. Наличие посадочных мест 14. Заведующая кабинетом: Катаева Оксана Николаевна. План кабинета психолога.

«Характер в психологии» - Темперамент Характер. Школа Юного Психолога. Работы Ч. Дарвина 30х – 60х гг. Темперамент «надлежащее соотношение частей». Методы дифференциальной психологии: Основные разновидности тестов личности. Темперамент слабо меняется в течение жизни. Истоки дифференциальной психологии. То есть указывает на объединение данного человека с человеческим видом.

«Психологическое сопровождение» - Принципы психологического сопровождения (Казакова Е. И.). Детское объединение младшего школьного возраста 7-10 лет. Формы взаимодействия с образовательными учреждениями. Дети – детям. Сопровождение сопровождающих: взаимодействие с психологами, педагогами. Данные могут меняться в зависимости от эмоционального состояния ребенка.

2 слайд

Я мыслю – значит, я существую. Декарт Мышление – основа познавательного процесса.

3 слайд

Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

4 слайд

МЫШЛЕНИЕ Установление всеобщих взаимосвязей Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений Обобщение свойств однородной группы явлений и др. Основные функции

5 слайд

По форме По степени новизны и оригинальности По характеру решаемых задач По степени развернутости Интуитивное Дискурсивное Классификация мышления Наглядно-образное Наглядно-действенное Продуктивное (творческое) Репродуктивное (воспроизводящее) Практическое Теоретическое Абстрактно-логическое Виды мышления

6 слайд

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

7 слайд

По характеру решаемых задач различают мышление: - теоретическое; - практическое. Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Теоретическое мышление - это познание законов и правил.

8 слайд

По степени развернутости различают мышление: дискурсивное и интуитивное. Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

9 слайд

По степени новизны и оригинальности различают мышление: репродуктивное продуктивное (творческое). Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.

10 слайд

По средствам мышления различают мышление: вербальное; наглядное. Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов. Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.

11 слайд

Основные мыслительные операции мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного отвлечение существенных свойств предмета от несущественных мысленное соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих элементов, частей, моментов, сторон Мыслительные операции Анализ Синтез Абстракция Сравнение Обобщение

12 слайд

Взаимосвязь форм мышления Умозаключение форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии. Суждение форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными. Понятие форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

13 слайд

Качества мышления Глубина мышления Самостоятельность мышления Гибкость мышления Критичность мышления Быстрота мышления Выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности Проявляется в степени проникновения в сущность явления, процесса Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если этот план не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задач Отражается способность человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени

16 слайд

Использованная литература: Р.С. Немов, Психология. Учебник- М., Юрайт 2009, ч.1 Рубинштейн C.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998. В.Г. Крысько, Психология и педагогика в схемах и таблицах. - М., 2000. Гиппенрейтер Ю.Б., Спиридонов В.А., Фаликман М.В. (ред.) Психология мышления

Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение объективной реальности во всех ее связях и отношениях.

С.Л. Рубинштейн

МЫШЛЕНИЕ (англ. thinking) - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.

Мышление - это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе М. важнейшую роль играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности).

Большой психлологический словарь под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко

Мышление – это процесс преобразования исходной информации.

М. Вертгеймер

Структурная единица мысли как результата воплощает в себе раскрытое и понятое предметное отношение.

Процесс мышления начинается с информации о нераскрытости, непонятности или непонятости предметного отношения, выраженной в психических мыслительных феноменах «вопрос», «проблема» и «задача».

Л.М. Веккер

Что такое «мышление»?

(имплицитные теории)

1) То, как человек думает.

2) Повседневный естественный процесс.

3) Анализаторы восприятия окружающего мира

4) Душевная пища, словно развлечение.

5) Активность мозга, в которой задействована информация, собранная человеком за промежуток жизни.

6) Способность головного мозга думать.

7) Способность человека к логическим поступкам, размышлениям, действиям, синтезам и анализу.

8) Способность человека двигать извилинами.

9) Сложный процесс умственной деятельности человека, его способность реагировать на те или иные жизненные ситуации.

10) Шевелящийся разум.

11) Логическое заключение.

12) Психический процесс.

Способность человека анализировать свои поступки.

13) Тренажер для мозга.

14) Это что-то, связанное с мыслью, практически синоним мысли. Возможность мыслить образами и выстраивать логические цепочки.. Ты задумываешься о чем-то и воображаешь – это и есть мышление.

15) То, с помощью чего человек думает.

Как мозг усваивает информацию

(Инфографика)

Знаково-символическая функция мышления

предполагает способность отделять значение от обозначаемого и оперировать им с помощью знака

Знак и символ

Знак – это любой предмет или объект, которому приписано значение другого предмета или объекта.