Меню

Подготовка к выходу на природу обж. Подготовка к выходу на природу (6 класс). Подготовка к походу

Учителям

Бакулин Александр Викторович, преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ СОШ № 14 г. Невинномысск

План-конспект урока «Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода»

6 класс

Цели урока:

Образовательная :

. Познакомить учащихся с необходимым снаряжением необходимым в походе.

Развивающая :

Способствовать развитию навыков организации бивачных работ. Развивать монологическую речь обучающихся. Продолжать развивать навыки работы с учебником.

Воспитывающая:

Воспитывать у обучающихся аккуратность, чувства ответственности за свои действия в автономном существовании, умение слушать и быть услышанными.

Тип урока: изучение нового материалас элементами практической работы.

Необходимые ресурсы:

учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников «Основы Безопасности жизнедеятельности», параграф 1.6 «Определение необходимого снаряжения», раздаточный материал: тексты стихи, подборка иллюстраций, мультимедийная техника, желательно выход в интернет (или записанный на компьютер мультфильм)

Два комплекта снаряжения (рюкзак, пенка, сидушка, палатка, спальник, аптечка, верёвки, карабины, котелки, миска, ложка, кружка, умывальные принадлежности, карты мира, топографическая карта, компас, утюг, магнитофон, фен, одежда нарядная и спортивная и так далее)

Обоснование:

Программа 6 класса даёт уникальную возможность приобрести туристские навыки, подготовиться к районным соревнованиям, конкурсам и туристским слётам, сделать выбор в пользу здорового образа жизни.

Урок проводится по технологии Критического Мышления

Благодаря технологии Критического Мышления на уроке создаётся здоровьесберегающее пространство, ученикам предлагаются разные формы работы, информация неоднократно повторяется, ученики работают сообща, что позволяет лучше усвоить материал.

Учитель — организатор учебной деятельности учащихся на всех этапах урока.

Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций позволит учащимся учиться . Учащиеся постепенно обучаются основным приемами учебной познавательной деятельности, учатся самостоятельно работать с различными источниками информации.

Формируется способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

    Фаза вызова

Проверка домашнего задания

(на парте по экземпляру стихотворения)

Вы редактор детского журнала, скоро лето, каникулы …

Чтение стихотворения — работа индивидуальная.

Если ты в поход собрался,

Что возьмёшь с собою, друг?

В этом надо разобраться,

Может, Альпинистский крюк?

Чтоб любые два узла

Связывались ловко,

Вся команда бы взяла

Прочные Верёвки.

Чтобы песни вместе петь,

Барды-тары-бары,

Очень нужно взять успеть…

Правильно, Гитары.

Деньги тоже надо взять,

Пригодятся вроде.

Ежедневник, чтоб была

Память о походе.

Чтоб не ёрзать по камням,

Среди сосен тучных,

Ты из коврика сваргань

Ёрзальник-подштучник.

В борьбе с голодом всегда

Помогают банки,

И сгущёнка, и икра, и горох в Жестянке.

Спички для костра возьми,

Можно Зажигалку,

И Иголку с ниткою,

Вещи тоже жалко.

Йод возьми и кружку тоже

Ложку, миску

В дальний путь

Взять с собою не забудь

Обувь мы возьмём, друзья,

На подошве гладкой.

Без чего в пути нельзя?

Верно, без Палатки.

А ещё без Рюкзака,

Спальника, конечно,

И ещё без Топора,

Он нам нужен вечно.

Надо Удочку, Фонарь,

Хлеба на дорогу,

Целлофана взять, как встарь,

От дождя подмогу.

Чугунок, чтоб чай варить,

Шапку от простуды,

Щётку, пасту и шампунь –

Мыться тоже будем.

Электричек ты возьми

Также расписание,

Чтоб не проводить часы

Даром в ожидании.

Чтоб в пути не заблудиться,

Не отстать от группы вдруг,

Компас точно пригодится.

Знать, где север, а где Юг.

Ну, пожалуй, всё собрали,

Доброго пути, друзья!

Только я хочу, чтоб взяли

Какие ошибки исправите?

Фронтальная работа – каждая пара высказывает свое мнение.

2 фаза – о смысление.

Учитель: Итак, перед нами гора вещей, теперь нам осталось их только сложить и в путь …

Как это сделать продемонстрируют нам знакомые герои мультфильма

«Спасик и его друзья» Правила безопасного поведения на природе» (Видео ролик в папке ). При просмотре будьте предельно внимательны

А теперь пора и нам заняться укладкой своих рюкзаков.

Оборудование для выполнения задания — туристское снаряжение (если нет, то возможно использовать интерактивную доску или карточки)

Два будущих туриста выходят и на разные столы раскладывают

а. снаряжение для группы

б. личное снаряжение

На столе, где лежало оборудование, оставляют вещи, которые в поход не нужны …

(иногда их остаётся много, иногда ни одной: дети собирают в поход даже утюг)

Фронтальная работа: какие ошибки допустили?

Каждый год, отправляясь на турслёт, на платформе мне заново приходится упаковывать вещи туристов, особенно новичков, как вы думаете почему?

Варианты ответов – можно фиксировать на доске в виде кластера, можно выслушать устно в целях экономии времени на уроке.

Индивидуальная работа. Чтение текста.

Примерный текст и схемы для индивидуальной работы:

Правильная укладка рюкзака.

Самое главное при укладке рюкзака - не брать лишнего! Как правило, человек обычного телосложения не должен нести больше 20-25\% от своего веса при длительных походах. Центр тяжести рюкзака должен находится ближе к телу, и в идеале быть на высоте плеч. В таком случае он будет находится выше центра тяжести тела и не будет тянуть назад. О том, как правильно загрузить рюкзак больших объемов (от 30 литров), описано ниже:

Положите спальный мешок, снаряжение из пуха и другие легкие вещи в нижнее отделение рюкзака. Поместите более тяжелые вещи, такие как одежда наверх наружу. Тяжелое снаряжение - палатку, еду, тяжелые куртки - выше уровня плеч, ближе к спине.

    Положите мелкие, часто используемые вещи в карман на крышке рюкзака, чтобы их было легко достать.
    Чтобы повысить обтекаемость рюкзака, уменьшить поверхность воздействия ветра и влаги, нужно стараться размещать все вещи внутри рюкзака, как можно плотнее, и как можно меньше оставлять прикрепленными на ремнях снаружи.

    Сохраняйте равномерное распределение веса, в особенности в боковых карманах.
    Используйте компрессионные мешки для организации вещей и уменьшения их совокупного объема. Также рекомендуется использовать гермомешки для особо чувствительных к влаге вещей (например, для спальника).

Важно! Если рюкзак сильно тянет назад - это говорит о том, что центр тяжести рюкзака расположен очень далеко от центра тяжести тела. Когда вы несете тяжелый рюкзак, при таком положении дел поход превращается в пытку. Рюкзак оказывает сильное давление на плечи и в целом оказывает неравномерную нагрузку на все тело. Если ваш рюкзак уложен неправильно, это может быть рискованным и опасным на сложных маршрутах. В легких походных условияхНа несложной местности (легкие маршруты, например, по холмистой местности) центр тяжести должен быть выше.

В сложных условиях

На трудных маршрутах (сопряженных с альпинизмом) центр тяжести рюкзака должен быть чуть ниже и ближе к центру тяжести тела.Такая укладка рюкзака способствует небольшому наклону вперед и в целом более устойчивому состоянию и равновесию по сравнению с более высоким центром тяжести.

Учитель:

Отлично, теперь вы знаете правила и сможете показать свои умения!

-Необходимо правильно упаковать вещи в рюкзак (личное и групповое снаряжение уже приготовлено на разных столах предыдущими учениками), но предстоит не только упаковать, но и исправить предыдущие ошибки.

Учитель: Времени на упаковку мало, работаем быстро, кстати, мама не помогает, её срочно вызвали на работу!

На старт, внимание (5 -6 минут)

(в результате должен быть собран рюкзак)

Усачёв А.

Иван Петушков собирался в поход.

Взял компас, палатку и бритву «Восход».

Тушёнкой и пшёнкой набил свой рюкзак,

Взял удочку, крючья, фонарь и гамак,

Бинокль и сеточку для комаров,

И сумку берёзовых дров.

На поясе - кружка, топор, котелок,

Под мышкой - подушка и спальный мешок.

Ружьё с альпенштоком, конечно, в руках.

И Чайник-Со-Свистом - в зубах.

В дорогу, туристы! -

Воскликнул Иван.

И Чайник-Со-Свистом

Упал под диван.

Он поднял его,

Но упал котелок,

И тут же в розетку

Попал альпеншток…

Иван задрожал,

Как под ветром трава,

Качнулся, чихнул —

И рассыпал дрова.

И вдруг зацепился за люстру крюком

И на пол упал с рюкзаком.

Иван Петушков закряхтел, застонал.

Иван заскрипел…

Но себя не поднял.

С тех пор, собираясь с друзьями в поход,

Себя Петушков никогда не берёт!

3 фаза — фаза рефлексии

На этой фазе проводится индивидуальная творческая работа.

Например:

1.Составить памятку начинающему туристу (если недостаточно времени на уроке, эта работа может стать интересным домашним заданием).

2.Можно использовать приём «Задай тонкий вопрос» — своему товарищу или учителю.

Лучший вопрос в конце поощрить аплодисментами.

Заключение урока.

Рюкзаки собраны. Вопросы заданы.

Мы собираемся в поход

Отправиться с утра?

Нас в путь далекий уведет

дорога со двора.

Готов походный наш рюкзак,

Там спички, котелок —

В походе без него никак,

И нож в кармашек лег,

Возьмем веревку и топор

И компас, и еду,

Наш туристический набор

Не даст попасть в беду.

Неся палатки за спиной,

Уйдем мы по утру

И обойдем весь шар земной

С тобой мой юный друг

4 фаза — домашнее задание.

    Изучите § 1.4 и § 1.6 учебника.

    Пообщайтесь со своими родителями и друзьями, как они собираются в поход, и с какими сложностями им приходилось столкнутся на природе.

Подготовка к выходу на природу

Ход урока:

I . Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

Для чего необходимо ориентировать карту на местности?

Как ориентируется карта с помощью компаса?

Как можно сориентировать карту по линиям местности и по направл ениям на местные предметы?

Как определить направление своего движения на местности?

В чем заключается сущность движения по маршруту по азимутам?

Потренируйтесь в ориентировании карты по компасу, по солнцу и часам?

II. Основная часть

Сообщение темы и цели занятия

Объяснение нового материала: § 1.4, стр. 21-23, § 1.6, стр. 31-35

I . Подготовка к выходу на природу

Теперь, когда вы знаете, как ориентироваться на местности, определять стороны горизонта разными способами, пользоваться картой, устанавливать свое местонахождение на местности и на карте и выбирать нужное направление движения, необходимо все это закрепить на практике. Наиболее доступным и эффективным способом приобретения умений и навыков безопасного пребывания в природных условиях можно считать подготовку и проведение туристических походов.

Самой распространенной и доступной формой туристских походов являются однодневные походы с родителями или учителем.

Для того чтобы любой выход на природу прошел успешно, к нему необходимо хорошо подготовиться.

Рассмотрим один из возможных вариантов подготовки к однодневному походу, целью которого будет получение начальных навыков в ориентировании на местности, как одного из элементов в обеспечении безопасности человека в природных условиях.

При подготовке к походу необходимо принять самое активное участие в разработке плана похода совместно с родителями или группой одноклассников под руководством учителя, если в поход идете классом.

При разработке плана необходимо:

    детально обсудить основные цели похода и учебные задачи, которые необходимо будет отработать в походе;

    с учетом этого выбрать район похода и определить маршрут движения, имея в виду привлекательность путешествия и посильность отрабатываемых задач;

Определяя район путешествия, необходимо его детально изучить. Затем разработать маршрут, для чего понадобиться крупномасштабная карта избранного района. Устанавливаются начальная и конечная точки маршрута и основные ориентиры, через которые будет проходить маршрут. Повороты на маршруте лучше выбирать у характерных, легко распознаваемых ориентиров. (Расстояние между ориентирами не должно превышать 2 км). После этого необходимо произвести расчет движения по маршруту. Расчеты оформляются на карте или в специальной таблице.

Для отработки навыков ориентирования на местности в план однодневного похода можно включить четыре учебных пункта по этапам маршрута: исходная точка маршрута; точка у ориентира № 1; точка у ориентира № 2; конечная точка маршрута.

Учебные задачи можно разделить следующим образом:

1. В исходной точке маршрута отрабатывается ориентирование карты, устанавливают свое местонахождение на местности и на карте, определяют направление движения группы по маршруту.

2. У ориентира № 1 проводится тренировка в определении сторон горизонта по солнцу и часам и по признакам местных предметов и определяется направление дальнейшего движения.

3. На отрезке у ориентира № 2 до конечной точки маршрута отрабатывают определение направление движения и выход в конечную точку маршрута без компаса.

4. В конечном пункте маршрута выполняются бивачные работы (разводится костер, приготовляется пища на костре) и другие туристские работы.

5. На обратном пути закрепляют навыки в ориентировании на местности.

При подготовке к походу его участники собирают необходимое снаряжение для группы в зависимости от учебных задач и условий погоды, продукты питания, одежду по сезону; тренируются в правильной укладке рюкзака: определяют способы выхода в исходную точку маршрута (пешком или на определенных видах транспорта в зависимости от условий проживания).

II . Определение необходимого снаряжения для похода.

Подготовка к выходу на природу для активного отдыха требует не только определения места и цели похода, разра ботки маршрута и изучения района похода, но и продуманно го подбора и подготовки туристского снаряжения. Выбор ту ристского снаряжения зависит от вида и особенностей похода (пеший, водный, велосипедный, однодневный или многоднев ный и т. д.), от времени года и погоды.

Все туристское снаряжение можно разделить на личное, групповое и специальное.

Личное снаряжение туриста - это одежда и обувь, спаль ник и умывальные принадлежности, личная посуда и рюкзак. К групповому снаряжению относятся палатки, варочная посуда, топоры, карты, схемы, компас и другие предметы коллективного пользования. Специальное снаряжение - это предметы и группового, и личного пользования, которые оп ределяются особенностями турпохода: средства передвиже ния туристов (велосипеды, лодки, лыжи); средства страховки (веревки, спасательные жилеты) и др. Необходимой принадлежностью снаряжения туриста является аптечка первой по мощи.

Туристское снаряжение должно отвечать ряду общих тре бований: быть надежным, прочным, удобным и легким. Вес группового снаряжения в пешем походе не должен превышать 5 кг на одного человека.

В зависимости от погодных условий одежда туристов мо жет быть разной. Так, одежда туриста в летнем походе может состоять из комплекта нижнего белья, брюк из плотной шерстяной или хлопчатобумажной ткани (джинсов), рубашки-ковбойки. На случай жары следует взять шорты, майку и купаль ный костюм (плавки); на случай непогоды - штормовой костюм и накидку. Головным убором обычно служит шапочка из светлой материи с большим козырьком. В районах, где много комаров или мошкары, понадобится накомарник. Если лето прохладное, то необходим шерстяной свитер. Для холод ной погоды необходима легкая вязаная шапочка.

Для горного похода в летнее время в дополнение к пере численному туристы берут второй свитер, рукавицы из тонкой брезентовой ткани, одну-две пары шерстяных носков. Вместо обычных брюк в горах туристы часто носят специальные спор тивные костюмы в сочетании с толстыми шерстяными гетра ми. Для защиты от сильного ветра и холода в дополнение к штормовому костюму используют легкую куртку из плотного капрона.

Необходимо отметить, что одежда и обувь туриста для различных видов походов (пеший, водный, велосипедный, лыжный) имеют определенные отличия. Так, в пеший поход туристы надевают легкие ботинки на рифленой подошве, в качестве сменной обуви служат кроссовки. Для походов в горах используются горные ботинки. В комплект одежды туриста- водника дополнительно входят нитяные перчатки для работы веслами и спасательный жилет.

В лыжном походе необходимо иметь дополнительный комплект теплой одежды. Размер штормового костюма дол жен быть на один-два номера больше обычного, что позволя ет надевать его поверх теплой одежды. Для защиты рук бе рут шерстяные перчатки, брезентовые и меховые рукавицы, которые используют раздельно либо в различных сочетаниях в зависимости от температуры воздуха, силы ветра и харак тера выполняемой работы.

Основная обувь туриста в лыжных походах - лыжные бо тинки в комбинации с бахилами (бахилы - матерчатые чех лы, надеваемые во время лыжных походов на ботинки для за щиты их от снега и влаги).

Обувь, предназначенная для пеших, горных, водных и лыж ных походов, должна быть на один номер больше обычной, укомплектована стельками из войлока и хорошо разношена.

Для поддержания туристского снаряжения в исправном состоянии требуется постоянный уход за ним. Уход за снаря жением в пути заключается в периодическом его осмотре, те кущем ремонте и просушивании.

В период между походами туристское снаряжение приводят в порядок и ремонтируют. Важно правильно хранить сна ряжение: лыжи - в распорках в сухом и защищенном от солнца месте; обувь - в смазанном состоянии, туго набитой газетной бумагой; шерстяные вещи - сложенными в полиэти леновые надежно закрытые чехлы (во избежание повреждения их молью).

Необходимой принадлежностью снаряжения туриста явля ется аптечка первой помощи, которая комплектуется с учетом численности группы, сложности похода, удаленности маршрута от населенных пунктов и времени года. В типовую аптечку могут входить: бинты стерильные (узкие и широкие) из расче та две пачки на человека, бактерицидный и обычный лейко пластырь, термометр, жгут резиновый, ножницы, пинцет, пипетка, вата стерильная, йодная настойка, спирт медицинский, марганцовокислый калий (марганцовка), перекись водорода, раствор бриллиантовой зелени (зеленка), набор жаропонижающих, болеутоляющих и применяемых при пищевых отравлениях лекарственных препаратов с описанием их дозировки и способов их применения. Аптечка укладывается в жесткую упаковку, исключающую повреждение термометра, ампул, флаконов, а также предохраняющую ее от воды и снега. Ук ладывать аптечку в рюкзак нужно так, чтобы обеспечить ее

сохранность и возможность легко достать ее в случае необхо димости.

При подготовке снаряжения к походу необходимо учесть одно правило: каждый турист должен иметь спички. Кроме то го, два-три тщательно упакованных коробка спичек берут в ка честве группового неприкосновенного запаса.

В заключение отметим, что туристское снаряжение, кото рое не опробовано в походе, необходимо проверить в усло виях, приближенных к походным.

III . Закрепление материала:

Для чего нужна подготовка к походу на природу и что она включает?

Как выбирают маршрут похода и определяют основные его этапы?

Какие предметы включает в себя личное, групповое и специальное снаряжение?

От каких факторов зависит подбор предметов туристского снаряжения?

Как следует подбирать обувь и одежду для выхода на природу?

IV . Итог урока

V . Домашнее задание: § 1.4, 1.6, стр. 21-23, 31-35, вопросы и задания на стр. 23 и 35


  • Вступление
  • Классификация преступлений несовершеннолетних
  • Хулиганство и вандализм

4. Заключение

Преподаватель ОБЖ

Ковалев Александр Прокофьевич

СОШ № 2

г. Моздок


Подготовку целесообразно начать с изучения района похода, выбора конечной точки похода (живописное место, озеро, берег реки, лесная поляна и т. д.) и определения маршрута движения.

Район путешествия должен быть знакомым, так как цель похода не открытие «новых земель», а отработка навыков поведения в природных условиях.

Для выбора конечной точки маршрута необходимо руководствоваться тремя основными критериями:

  • участок местности, выбранный в качестве конечной точки путешествия, должен быть пригодным для большого привала (организации приготовления обеда и отдыха туристов, а также отработки туристских навыков в установке палатки, разведении костра, преодолении препятствий на местности и др.);

  • расчёт светлого времени должен быть достаточным для возвращения в исходную точку с резервом не менее чем 1 ч.
  • расстояние до выбранной точки на местности должно составлять не более 10 км в одну сторону;

Число, день недели в мае 2014г.

Восход солнца

Заход солнца

Долгота дня

Определение оптимального времени сбора группы и выхода в поход . Расчёт необходимо производить от определения времени возвращения к месту сбора + 1 ч резервного времени.

Определение времени пребывания в походе с учётом решаемых задач: время в движении к месту большого привала до трёх ходовых часов и 3 ч на возвращение в исходную точку маршрута; 4 ч пребывания на большом привале. Итого 10 ч времени на турпоход.


Если до исходной точки маршрута, возможно, придётся добираться каким-либо видом транспорта (автобусом, электричкой), то на это также необходимо предусмотреть время. Допустим, оно составит 1,5 ч. Следовательно, туда и обратно 3 ч.

Таким образом, на сам поход необходимо 10 ч, время до прибытия в исходную точку маршрута и возвращения к месту сбора составляет 3 ч + 1 ч резервного времени.

В итоге получаем 14 ч. Если считать, что время возвращения к месту сбора приходится на 22 ч (10 ч вечера), то, значит, время сбора для отправления в поход приходится на 8 (22-14) часов утра. Место сбора определяет преподаватель. Это может быть школа, остановка автобуса или пригородная касса.

Определив временные возможности группы, намечают конечную точку похода, изучают район путешествия и прокладывают маршрут


После определения конечного участка (озеро, берег реки, живописная лесная поляна и т. д.) необходимо выбрать маршрут движения с учётом местности . Его выбирают так, чтобы он имел минимальное количество поворотов. Точки поворота маршрута намечают у характерных, легко распознаваемых ориентиров. Расстояние между ориентирами не должно превышать 2 км.

Выбрав исходную и конечную точки маршрута, наметив контрольные ориентиры, рассчитывают порядок движения по маршруту.

В зависимости от поставленных учебных задач в группе можно иметь одну палатку, костровое оборудование (таганок в чехле, пила в чехле, большой и маленький топоры в чехлах, спички в непромокаемой упаковке), кухонное оборудование, маршрутные документы и оборудование (карта маршрута – 2 экз., компас – 2 шт., групповые деньги, ремонтный набор, аптечка).


Примерный список личного снаряжения для однодневного туристического похода:

  • рюкзак большой с широкими лямками и поясным ремнём;
  • запасная обувь (кроссовки);
  • куртка с капюшоном (штормовка);
  • лёгкий головной убор (шапочка);
  • две пары носков;
  • полиэтиленовая накидка от дождя;
  • кружка, ложка, миска, складной нож;
  • фляжка для питьевой воды.

Правильно подобранный набор личного снаряжения не должен превышать по весу 6-8 кг.


Далее необходимо потренироваться в правильной укладке рюкзака и в определении сторон горизонта по солнцу и часам. Этот способ даёт удовлетворительные результаты зимой. Летом, особенно в южных широтах, ошибки могут достигать более 25 0 .

Для определения сторон горизонта по солнцу и часам наручные часы держат горизонтально (рис. 1). Часовую стрелку направляют на солнце. Угол между часовой стрелкой и цифрой 12 (если часы установлены по местному времени), или цифрой 1 (если часы установлены по декретному времени, период октябрь – апрель), или цифрой 2 (если часы установлены по летнему времени, период апрель – октябрь) разделить пополам. Биссектриса угла, образованного между часовой стрелкой и цифрами 12, 1, 2 соответственно, покажет направление на север – юг (юг будет находиться в стороне солнца


Определение направления движения и его выдерживание. Для решения данного вопроса необходимо вспомнить понятия магнитного и истинного азимутов и порядок их определения.

Азимут это угол, отсчитанный по ходу движения часовой стрелки между направлениями на север и на ориентир. Азимут измеряется в градусах от 0 до 360 0 .

Если за исходное направление принимается географический меридиан, азимут называется истинным; если за исходное направление принимается магнитный меридиан (направление магнитной стрелки компаса север – юг), азимут называется магнитным


С помощью компаса определяется магнитный меридиан. Истинный меридиан снимается с топографической карты. Для перехода от истинного меридиана к магнитному необходимо знать величину магнитного склонения, которое указано на карте. В местах, где нет магнитных аномалий, магнитный меридиан и истинный имеют склонение 2-3 0 , что для нашего передвижения по азимуту практического значения не имеет.

При подготовке к походу на карте необходимо проложить маршрут движения, определить контрольные ориентиры и их истинные азимуты (снятые с карты).

Для выдерживания направления движения на местности по рассчитанным азимутам необходимо:

1. выйти в точку начала движения, с которой по карте вычисляется азимут на первый контрольный ориентир;


2. с помощью компаса определить магнитный азимут движения; для этого нужно повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец стрелки установился против нулевого деления шкалы; не меняя положения компаса, заметить на местности по линии визирования через целик и мушку какой-нибудь удалённый предмет.

Направление на него будет направлением, соответствующим заданному азимуту.

Поход начинается с построения , во время которого проверяется готовность к походу (как одеты и обуты туристы). При осмотре рюкзаков необходимо проверить, не забыто ли что-нибудь из снаряжения или питания. Затем следует вспомнить о правилах поведения, особенностях маршрута, примерном времени возвращения. После того как одежда, обувь, рюкзаки проверены, группа установленным порядком следует к исходному пункту маршрута.


После прибытия группы в конечный пункт похода организуется большой привал . При остановке один-два человека идут за водой, один – к образованию кострища, а остальные отправляются за топливом. Затем разжигают костёр.

После того как будут принесены вода, дрова и разожжён костёр, около него остаются дежурные, которые следят за огнём и готовят пищу. Остальные отдыхают.

Во время обеденного привала можно просушить одежду и личное снаряжение, потренироваться в выборе площадки и в установлении палатки. Продолжительность обеденного привала должна быть примерно 4 ч. После обеда (отдыха) группа готовится к походу в исходный пункт маршрута.


Сборы группы начинаются с укладки рюкзаков и уборки места лагеря. Весь мусор тщательно собирают и сжигают. Пустые банки из-под консервов обжигают в костре и закапывают в землю, после чего разгребают и тушат костёр.

В турпоход нужно отправляться только вместе со взрослым руководителем.

Начинающий турист должен хорошо научиться пользоваться компасом, знать примерный список личного снаряжения, уметь укладывать рюкзак.

Большой привал организуется после прибытия группы в конечный пункт похода.

Движение по маршруту в обратном направлении осуществляют с соблюдением тех же правил, что и при движении к месту большого привала


Наиболее доступным и эффективным видом подготовки к автономному пребыванию человека в природной среде является активный туризм .

Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счет собственных физических усилий и несут весь свой груз с собой, включая пищу и снаряжение.

Основная цель активного туризма – активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья.

Домашнее задание

§ 9.4 стр.166-168

Конспект урока по ОБЖ 6 класс Подготовка к выходу на природу Определение необходимого снаряжения для похода

Цель урока: ознакомить учащихся с необходимостью подготовки к походу на природу, что она включает и какое снаряжение необходимо для похода.

Время: 1 час.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

  1. Беседа по вопросам:

— Для чего необходимо ориентировать карту на местности?

— Как ориентируется карта с помощью компаса?

— Как определить направление своего движения на местности

  1. Сообщение темы урока

III. Изложение программного материала.

Рассказ темы урока.

  1. Подготовка к выходу на природу.

Теперь, когда вы знаете, как ориентироваться на местности, определять стороны горизонта разными способами, пользоваться картой, устанавливать своё местонахождение на местности и на карте и выбирать нужное направление движения, необходимо всё это закрепить на практике. Наиболее доступным и эффективным способом приобретения умений и навыков безопасного пребывания в природных условиях можно считать подготовку и проведение туристских походов.

Самой распространённой и доступной формой туристских походов являются однодневные походы с родителями или учителем.

Для того чтобы любой выход на природу прошёл успешно, к нему необходимо хорошо подготовиться.

Мы рассмотрим один из возможных вариантов подготовки к однодневному походу, целью которого будет получение начальных навыков в ориентировании на местности как одного из элементов в обеспечении безопасности человека в природных условиях.

При подготовке к походу вам необходимо принять самое активное участие в разработке его плана совместно с родителями или с группой одноклассников под руководством учителя, если в поход идёте классом.

При разработке плана необходимо детально обсудить основные цели похода и учебные задачи, которые необходимо будет отработать в походе. С учётом этого выбрать район похода и определить маршрут движения. При этом необходимо иметь в виду привлекательность путешествия и посильность отрабатываемых задач. Главное, чтобы в походе вы ближе познакомились с природной средой и получили удовлетворение от общения с ней.

Определяя район путешествия, необходимо его детально изучить. Затем разработать маршрут, для чего понадобится крупномасштабная карта выбранного района. Устанавливаются начальная и конечная точки маршрута и основные ориентиры, через которые будет проходить маршрут. Повороты на маршруте лучше выбирать у характерных, легко распознаваемых ориентиров. (Расстояние между ориентирами не должно превышать 2 км.) После этого необходимо произвести расчёт движения по маршруту. Расчёты оформляют на карте или в специальной таблице.

Для отработки навыков ориентирования на местности в план однодневного похода можно включить четыре учебных пункта по этапам маршрута: исходная точка маршрута, точка у ориентира № 1; точка у ориентира № 2, конечная точка маршрута.

Учебные задачи можно разделить следующим образом:

1. В исходной точке маршрута отрабатывают ориентирование карты, устанавливают своё местонахождение на местности и на карте, определяют направление движения группы по маршруту.
2. У ориентира № 1 проводится тренировка в определении сторон горизонта по солнцу и часам и по признакам местных предметов и определяется направление дальнейшего движения.
3. На отрезке от ориентира № 2 до конечной точки маршрута отрабатывают определение направления движения и выход в конечную точку маршрута без компаса.
4. В конечном пункте маршрута выполняются бивачные работы (разводится костёр, приготовляется пища на костре) и другие туристские работы.
5. На обратном пути закрепляют навыки в ориентировании на местности.

При подготовке к походу его участники собирают необходимое снаряжение для группы в зависимости от учебных задач и условий погоды, продукты питания, одежду по сезону; тренируются в правильной укладке рюкзака; определяют способы выхода в исходную точку маршрута (пешком или на определённых видах транспорта в зависимости от условий проживания).

  1. Определение необходимого снаряжения для похода.

Подготовка к выходу на природу для активного отдыхи требует не только определения места и цели похода, разра­ботки маршрута и изучения района похода, но и продуманно­го подбора и подготовки туристского снаряжения. Выбор ту­ристского снаряжения зависит от вида и особенностей похода (пеший, водный, велосипедный, однодневный или многоднев­ный и т. д.), от времени года и погоды. Все туристское снаряжение можно разделить на личное, групповое и специальное.

Личное снаряжение туриста - это одежда и обувь, спаль­ник и умывальные принадлежности, личная посуда и рюкзак. К групповому снаряжению относятся палатки, варочная по­суда, топоры, карты, схемы, компас и другие предметы коллективного пользования. Специальное снаряжение — это предметы и группового, и личного пользования, которые оп­ределяются особенностями турпохода: средства передвиже­ния туристов (велосипеды, лодки, лыжи); средства страховки (веревки, спасательные жилеты) и др. Необходимой принад­лежностью снаряжения туриста является аптечка первой по­мощи.

Туристское снаряжение должно отвечать ряду общих тре­бований: быть надежным, прочным, удобным и легким. Вес группового снаряжения в пешем походе не должен превышать 5 кг на одного человека.

Необходимой принадлежностью снаряжения туриста явля­ется аптечка первой помощи, которая комплектуется с учетом численности группы, сложности похода, удаленности маршру­та от населенных пунктов и времени года. В типовую аптечку могут входить: бинты стерильные (узкие и широкие) из расче­та две пачки на человека, бактерицидный и обычный лейко­пластырь, термометр, жгут резиновый, ножницы, пинцет, пи­петка, вата стерильная, йодная настойка, спирт медицинский, марганцовокислый калий (марганцовка), перекись водорода, раствор бриллиантовой зелени (зеленка), набор жаропонижа­ющих, болеутоляющих и применяемых при пищевых отравле­ниях лекарственных препаратов с описанием их дозировки и способов их применения. Аптечка укладывается в жесткую упаковку, исключающую повреждение термометра, ампул, флаконов, а также предохраняющую ее от воды и снега. Ук­ладывать аптечку в рюкзак нужно так, чтобы обеспечить ее сохранность и возможность легко достать ее в случае необходимости.

При подготовке снаряжения к походу необходимо учесть одно правило: каждый турист должен иметь спички. Кроме то­го, два-три тщательно упакованных коробка спичек берут в ка­честве группового неприкосновенного запаса.

В заключение отметим, что туристское снаряжение, кото­рое не опробовано в походе, необходимо проверить в усло­виях, приближенных к походным.

IV. Итог урока

  1. Закрепление темы урока

— Для чего нужна подготовка к походу на природу и что она включает?
— Как проводится изучение района похода и на что обращается при этом основное внимание?
— Как выбирают маршрут похода и определяют основные его этапы?
— Какие организационные вопросы должны решить участники похода при подготовке к нему?

  1. Домашнее задание § 1.4 и 1.6

По топографической карте крупного масштаба (1:500000 или 1:250000) изучите район предполагаемого похода. Определите исходный и конечный пункты похода и контрольные ориентиры между ними.

Что нужно сделать для того, чтобы избежать возникновения экстремальных ситуаций в природных условиях? Знающие люди утверждают, что для этого прежде всего необходимо: 1) правильно подготовиться к походу; 2) соблюдать правила безопасного поведения в природных условиях. Давайте рассмотрим эти вопросы на примере туристского похода школьников.

Туристы обычно подготовлены к автономному существованию. Для них это нормальное явление, они идут на это сознательно. Они планомерно готовятся к жизни вдали от населённых пунктов, самостоятельному приготовлению пищи, оказанию первой помощи.

Подготовка к походу

Ежегодно тысячи туристов-школьников отправляются в походы и экспедиции. Их сопровождают учителя или руководители туристских кружков.

Туристы реально знают и представляют себе сложности походной жизни и заблаговременно готовятся к их преодолению. Существует инструкция, в которой определены обязанности руководителя и членов группы при подготовке и проведении похода, по предотвращению экстремальных ситуаций. Главная задача при подготовке и проведении похода - это обеспечение безопасности .

Не думайте, что поход - это сплошное удовольствие. В походе бывает и трудно, и холодно, и слишком жарко.

Туристскую группу школьников обязательно возглавляют двое взрослых: руководитель группы и его заместитель. Если во время похода что-то произойдёт с руководителем, его место займёт заместитель.

Руководителя группы назначают из опытных туристов. Он несёт ответственность за жизнь и здоровье членов группы. Поэтому он обладает абсолютной властью, как капитан корабля.

Подготовки требуют и многодневные, сложные походы, и одно-двухдневные. Подготовка предусматривает определение целей и задач похода, разработку маршрута, приобретение продуктов питания, подготовку общественного (палатки, посуда для приготовления пищи) и личного снаряжения.

Особенно много времени занимает подготовка к многодневному походу. Так как многодневные походы часто проводят вдалеке от дома, от населённых пунктов, необходимо тщательно разработать маршрут, познакомиться с климатическими условиями района путешествия. С учётом разработанного маршрута, климата и рельефа местности подбирают необходимое снаряжение группы и приобретают продукты питания.

В интересах безопасности продукты и снаряжение желательно распределять так, чтобы у каждого члена группы были самые необходимые в экстремальной ситуации вещи: спички, какие-либо продукты, личная посуда, позволяющая приготовить пищу (например, железная кружка), и нож.

Руководитель похода после разработки маршрута представляет его в маршрутно-квалификационную комиссию, членами которой являются самые опытные туристы, хорошо знающие выбранный для похода район. Они проверяют правильность разработки маршрута, запасные варианты выхода на случай непредвиденных обстоятельств, соответствие снаряжения, дают советы и консультации.

О маршруте и сроках его прохождения руководитель обязан сообщить в поисково-спасательную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий того района, где будет совершён поход. Поисково-спасательные службы действуют во всех областях, краях, республиках России. Сообщения им посылают для того, чтобы они смогли оперативно оказать помощь группе, если она вовремя не возвратится из похода или подаст сигнал об экстремальной ситуации, в которой оказалась.

    «От группы туристов, совершающих путешествие по отрогам горного массива Иегош, поздним вечером был получен сигнал бедствия. У 18-летней студентки Сочинского политехнического колледжа Жени Горбуновой начались резкие боли в животе. Уже через час в воздухе был вертолёт «Сиецавиа» с пятью спасателями на борту. В темноте найти группу не удалось, и тогда ребята решили десантироваться. Это был самый драматичный этап операции: в дождливую и ветреную погоду спуститься по верёвке с высоты 30 метров совсем не просто. Но парни один за другим скользнули в темноту. За ночь разыскали туристов, сообщили их точные координаты, оказали заболевшей девушке первую помощь. А уже утром вторым рейсом вертолёта пострадавшая была доставлена в Сочи и госпитализирована...»

Наконец маршрут разработан и проверен, подготовлены снаряжение и продукты, поставлена в известность местная поисково-спасательная служба. Но и даже после тщательной подготовки группа не застрахована от экстремальных ситуаций.

Правила безопасного поведения на природе

У туристов существуют чёткие правила поведения на маршруте, на привале, при преодолении препятствий. Эти правила направлены на обеспечение безопасности.

    Запомните: в походе необходимо быть дисциплинированным, ведь большая часть экстремальных ситуаций в природе возникает из-за недисциплинированности участников.

Во время движения члены группы идут в колонне по одному. Впереди в роли направляющего может идти руководитель или штурман группы, сзади - замыкающий. У него ответственная задача: следить, чтобы колонна не растягивалась, никто не отставал. Если вдруг что-то случилось с одним из участников, то замыкающий решает, останавливать ли всю группу или остановиться с этим участником для устранения неполадок. Но в любом случае он сначала сообщает об этом руководителю.

    Запомните: на маршруте или на привале ни в коем случае нельзя уходить от группы.

Особенно внимательными надо быть при движении по сложным участкам местности. Можно поскользнуться на крутом горном склоне, на сырых камнях на берегу горной реки, на переправе через неё, оступиться при движении по болоту, да и просто запнуться ногой за поваленное дерево, ветку в густой траве.

Опасны последние километры дневного перехода. Накапливается усталость, снижается внимание.

В группе всегда назначается участник, ответственный за оказание первой помощи. Уметь её оказывать должны все члены группы, но у назначенного на эту должность хранится медицинская аптечка. Среди туристов принято считать, что поход проведён успешно, если медикаменты и перевязочные средства не потребовались.

    Запомните: если быть внимательным и соблюдать осторожность, медикаменты не понадобятся.

Надо быть осторожным у костра, нельзя пить сырую воду... Как запомнить, что можно, а что нельзя? Очень просто - об этом расскажут на занятиях туристского кружка и всему научат: ставить палатку, разводить костёр, готовить пищу, ориентироваться на местности, оказывать первую помощь, вязать специальные туристские узлы (см. приложение 3).

На маршруте и на привале настоящие туристы бережно относятся к окружающей природе, стараясь как можно меньше нарушать её гармонию.

    Запомните: мы - гости природы и должны вести себя прилично.

Стойки для палаток не надо вырубать из живых деревьев на каждом привале, лучше взять разборные, лёгкие из дома. Ушли в прошлое вырубленные рогульки и перекладины для подвешивания вёдер над костром: туристы теперь носят с собой лёгкий разборный таганок или тросик. Соблазнительно подстелить под палатку пушистые еловые ветки, но правильнее взять с собой теплоизоляционный коврик.

Для подвешивания вёдер над костром туристы используют тросик

У туристов есть такое правило: если кто-то отправляется в разведку, то заранее определяют маршрут и устанавливают контрольное время, к которому необходимо вернуться. Если это время истекло, а ушедшие в разведку не вернулись, начинают поисковые работы.

Собираясь в незнакомый лес, расспросите о местности маршрутах местных жителей. Если есть подробная карта этого района, изучите её. Лучше пойти в незнакомый лес с местными ребятами, а ещё надёжнее - с кем-то из взрослых. Уходя, надо сообщить об этом родителям или кому-то из взрослых.

Выходя из населённого пункта, надо определить направление дорог, идущих от него. Узнать, какими ориентирами ограничен участок леса, в который собираетесь идти.

У туристов и ориентировщиков, участвующих в соревнованиях, существует понятие «границы полигона» Это линейные ориентиры (дороги, просеки, граница леса, линии электропередачи), за которые выходить нельзя.

На всякий случай участникам соревнований сообщают порядок действий в случае потери ориентировки. Это делают для того, чтобы при потере ориентировки участник не ушёл далеко из района соревнований, а выходил в определённом направлении на хорошо заметный линейный ориентир и далее шёл к месту сбора. Рассмотрим это на примере показанного на схеме района соревнований у деревни Дровяная.

Границы полигона: с севера - река Андога и овраг с пересыхающим ручьём, с востока - реки Андога и Стача, с юга - река Стача, с запада - железная дорога и дорога от деревни Дровяной до железной дороги.

При потере ориентировки требуется выходить на запад до железной дороги и потом идти вдоль неё до деревни.

Полученные ориентиры и установки, как действовать в случае потери ориентировки, помогают обеспечить безопасность участников соревнований и облегчают работу спасателей.

Уходя даже на короткое время в лес, надо взять с собой на всякий случай пару бутербродов, термос с чаем, немного карамелек, спички (но не для игры с огнём!). Совсем неплохо взять с собой компас.

«Как я ругал себя за то, что не взял с собой спичек. Я мысленно дал себе слово па будущее время не отлучаться без них от бивуака даже на несколько метров» - это слова знаменитого русского исследователя Дальнего Востока В. Арсеньева, оказавшегося в плохую погоду вдалеке от своего лагеря.

Во время прогулки надо запомнить основное направление движения , какие-то хорошо заметные предметы, по которым можно определить своё местонахождение (их называют ориентирами), развилки троп, перекрёстки дорог, характерные особенности рельефа . Собирая с кем-нибудь грибы или ягоды, стараться не упускать друг друга из вида .

Иногда в литературе можно встретить совет: при входе в незнакомый лес отмечать свой путь зарубками на деревьях. Представьте, во что превратится лес, если все входящие в него начнут делать зарубки или надламывать ветки! Делать это надо только в крайнем случае, в экстремальной ситуации, но об этом поговорим позже.

Вопросы и задания