Меню

Как воевали «ночные ведьмы» на Великой Отечественной. Их называли «ночные ведьмы». Великая Отечественная война и женщины герои Летчицы 46

Учителям

46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Краснознамённый Таманский ордена Суворова 3-й степени полк.
Единственный полностью женский полк (были еще два смешанных полка, остальные исключительно мужские), 4 эскадрильи, это 80 летчиц (23 получили Героя Советского Союза) и максимум 45 самолетов, совершали до 300 вылетов за ночь, сбрасывая каждая 200 кг авиабомб (60 тонн за ночь). Совершили 23 672 боевых вылета (это почти пять тысяч ТОНН бомб). Бомбили в основном передовые, так что заснув немец рисковал не проснуться. Точность боя потрясающая, полет бесшумен, на радарах не виден. Потому и первоначально презрительно называемые немцами "рашен фанер" У-2 (По-2) очень быстро превратился в дословном переводе в полк "ночных колдуний".

Сам У-2 создавался как учебно-тренировочный, был предельно прост и дешев и устарел уже к началу войны. Хотя производился до смерти Сталина и наклепали их 33 тысячи (один из самых массовых самолетов мира). Для боевых действий его срочно дооборудовали приборами, фарами, подвеской для бомб. Часто усиливали раму и... Но это длинная история и о полувековой жизни машины и её создателя Поликарпова. Именно в его честь после смерти от рака в 1944 году самолет переименован в По-2. Но вернёмся к нашим дамам.

Прежде всего развеем миф о потерях. Летали они настолько эффективно (у немцев практически никто не летал по ночам), что за всю войну в вылетах погибло 32 девушки. По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над передовой и на малых высотах бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда получали задание: бомбить «по максимуму». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно. И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь, как это было на Одере. Летчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, - стоять на ногах они не могли.
Вспоминает Щербинина Таня Мастер по вооружению

Бомбы-то тяжеленными были. С ними и мужчине справиться нелегко. Молоденькие фронтовички, тужась, плача и смеясь, крепили их к крылу самолета. Но прежде надо было еще сообразить, сколько понадобится ночью снарядов (как правило, брали 24 штуки), принять их, достать из ящика и расконтрить, протереть от смазки взрыватели, вкрутить их в адскую машину.

Техник кричит: "Девчонки! По живой силе!" Значит, надо осколочные бомбы навешивать, самые легкие, по 25 килограммов. А если летят бомбить, например, железную дорогу, то к крылу крепили 100- килограммовые бомбы. В этом случае работали вдвоем. Только до уровня плеч поднимут, напарница Ольга Ерохина что-нибудь скажет смешное, обе прыснут - и уронят адскую машину на землю. Плакать надо, а они хохочут! Снова берутся за тяжеленную "чушку": "Мам, помоги мне!"

Случались счастливые ночи, когда в отсутствие штурмана летчица приглашала: "Забирайся в кабину, полетим!" Усталость как рукой снимало. В воздухе разбирал дикий хохот. Может, это было компенсацией за слезы на земле?


Особенно тяжело было зимой. Бомбы, снаряды, пулеметы -металлические. Разве возможно, например, зарядить пулемет в рукавицах? Руки отмерзают, отнимаются. А ручки-то девичьи, маленькие, порой кожа оставалась на заиндевевшем металле.
Комиссар полка Е. Рачкевич, командиры эскадрилий Е.Никулина и С.Амосова, комиссары эскадрилий К.Карпунина и И.Дрягина, командир полка Е.Бершанская
Докучали переезды. Только ниши, блиндажи с накатами девчонки соорудят, замаскируют, укроют ветками самолеты, а к вечеру командир полка в рупор кричит: "Девочки, готовьте самолеты к передислокации". Полетали несколько дней, и снова переезд. Летом было полегче: в каком-нибудь леске делали шалаши, а то и просто спали на земле, завернувшись в брезент, а зимой приходилось кайлить промерзшую почву, освобождать от снега взлетную полосу.

Главное же неудобство - невозможность привести себя в порядок, отмыться, постирать. Праздником считались дни, когда в расположение части прибывала "вошебойка" - в ней прожаривали гимнастерки, белье, брюки. Чаще же стирали вещи в бензине.
Лётный состав полка

На взлёт! (Кадр из кинохроники)

Экипаж Н.Ульяненко и Е.Носаль получает боевое задание от командира полка Бершанской

Штурманы. Станица Ассиновская, 1942 год.

Экипаж Тани Макаровой и Веры Белик. Погибли в 1944 году в Польше.

Нина Худякова и Лиза Тимченко

Ольга Фетисова и Ирина Дрягина

Зимой

На полёты. Весенняя распутица. Кубань, 1943 год.
Полк летал с "аэродрома подскока" - максимально близко расположенного к линии фронта. На этот аэродром лётчицы добирались на грузовиках.

Лётчица Рая Аронова у своего самолёта

Вооруженцы вставляют взрыватели в бомбы
К самолёту подвешивались 4 бомбы по 50 или 2 по 100 кг. За сутки девушки подвешивали каждая по несколько тонн бомб, так как самолёты вылетали с интервалом в пять минут...
30 апреля 1943 года полк стал Гвардейским.

Вручение Гвардейского знамени полку. Два экипажа

У колодца

Все три кадра сняты в станице Ивановской неподалёку от Геленджика перед штурмом Новороссийска.

"Когда началось наступление на Новороссийск, то в помощь наземным войскам и десанту морской пехоты направлялась авиация, в том числе 8 экипажей из нашего полка.
...Маршрут проходил над морем, или над горами и ущельями. Каждый экипаж успевал за ночь сделать 6 -10 боевых вылетов. Аэродром находился близко от передовой, в зоне, достижимой для корабельной артиллерии противника.
Из книги И.Ракобольской, Н.Кравцовой "Нас называли ночными ведьмами"


Командир эскадрильи 47-го ШАП ВВС ЧФ М.Е.Ефимов и зам. командира полка С.Амосова обсуждают задачу поддержки десанта

Зам.командира полка С.Амосова ставит задачу экипажам, выделенным для поддержки
десанта в районе Новороссийска. Сентябрь 1943 г.

"Наступила последняя ночь перед штурмом Новороссийска, ночь с 15 на 16 сентября. Получив боевую задачу, летчики вырулили на старт.
...Всю ночь самолёты подавляли очаги сопротивления противника, и уже на рассвете поступил приказ: разбомбить штаб фашистских войск, расположенный в центре Новороссийска у городской площади, и экипажи полетели вновь. Штаб был уничтожен."
Из книги И.Ракобольской, Н.Кравцовой"Нас называли ночными ведьмами"
"За время штурма Новороссийска группа Амосовой совершила 233 боевых вылета. Командование наградило летчиц, штурманов,техников и вооруженцев орденами и медалями.

Из книги М.Чечневой "Небо остается нашим"


Новороссийск взят! Пляшут Катя Рябова и Нина Данилова.
Девушки не только бомбили, но и осуществляли поддержку десантников на Малой земле, снабжая их продовольствием и одеждой, почтой. В то же время немцы на Голубой линии яростно сопротивлялись, огонь был очень плотным. В одном из вылетов в небе на глазах подруг сгорели четыре экипажа...

"...В этот момент впереди зажглись прожекторы и сразу поймали самолёт, летевший перед нами. В перекрестье лучей По-2 был похож на серебристого мотылька, запутавшегося в паутине.
...И снова побежали голубые огоньки - прямо в перекрестье. Пламя охватило самолёт, и он стал падать, оставляя за собой извилистую полоску дыма.
Отвалилось горящее крыло, и вскоре По-2 упал на землю, взорвавшись...
...В эту ночь сгорели над целью четыре наших По-2. Восемь девушек..."
И.Ракобольская, Н.Кравцова "Нас называли ночными ведьмами"


"11 апреля 1944 года войска Отдельной Приморской армии, прорвав оборону противника в районе Керчи, рванулись на соединение с частями 4-го Украинского фронта. Ночью полк наносил массированные удары по отступавшим колоннам гитлеровцев. Мы произвели рекордное количество вылетов - 194 и сбросили на врага около 25 тысяч килограммов бомб.
На другой день получили приказ перебазироваться в Крым."
М.П.Чечнева "Небо остается нашим"


Панна Прокопьева и Женя Руднева

Женя училась на мехмате МГУ, занималась астрономией, была одной из самых способных студенток. Мечтала изучать звёзды...
Одна из малых планет в поясе астероидов носит название "Евгения Руднева".
После освобождения Крыма полк получает приказ перебазироваться в Белоруссию.

Белоруссия, местечко близ Гродно.
Т.Макарова, В.Белик, П.Гельман, Е.Рябова, Е.Никулина, Н.Попова


Польша. Полк построен для вручения наград.
Здесь я немного отступлю от истории, памятуя о любителях фотографии. Эта фотография - средняя часть снимка 9х12, обнаруженного мной в альбоме Бершанской. Я отсканировала его с разрешением 1200. Затем распечатала на двух листах 20х30. Потом на двух листах 30х45. А потом... - вы не поверите! Для музея полка было сделано фото длиной 2 метра! И все лица читались! Вот это была оптика!!!
Фрагмент дальнего конца фотографии

Возвращаюсь к рассказу.
Полк с боями двигался на запад. Полёты продолжались...

Польша. На полёты.

Зима 1944-45 года. Н.Меклин, Р.Аронова, Е.Рябова.
Кстати, если кто помнит фильм "В небе ночные ведьмы" - то поставила его Наталья Меклин (по мужу Кравцова). Она также написала несколько книг. Интересную книгу о поездке в 60-х по местам боёв написала и Раиса Аронова. Ну, а третья здесь - моя мама, Екатерина Рябова.

Германия, район Штеттина. Зам. командира полка Е.Никулина ставит задачу экипажам.
А экипажи уже а парадных платьях, сшитых на заказ. Фото, конечно постановочное. Но полёты-то были ещё настоящие...
Два фото из альбома командира полка Евдокии Бершанской.

Командиры получают боевое задание 20 апреля 1945 года.

Берлин взят!

Боевая работа закончена.

Полк готовится к перелёту в Москву для участия в Параде Победы.
К сожалению, перкалевые самолётики на парад не пустили... Но признали, что они достойны памятника из чистого золота!..

Евдокия Бершанская и Лариса Розанова

Марина Чечнева и Екатерина Рябова

Руфина Гашева и Наталья Меклин

Прощание со знаменем полка. Полк расформирован, знамя передаётся в музей.

Знаменитая и легендарная еще до войны создательница полка и родоначальница самой идеи использовать У-2 как ночной бомбардировщик. Марина Раскова, 1941 год

Маршал К.А.Вершинин вручает полку орден Красного Знамени за бои по освобождению Феодосии.

Памятник в Пересыпе
Те, кто не вернулись с войны - вспомним их:

Макарова Таня и Белик Вера сгорели в Польше 29 августа 1944 г.

Малахова Анна

Виноградова Маша

Тормосина Лилия

Комогорцева Надя, еще до боёв, Энгельс, 9 марта 1942 г.

Ольховская Люба

Тарасова Вера
Донбасс, сбиты в июне 1942 г.

Ефимова Тоня
умерла от болезни, декабрь 1942 г.

умерла от болезни весной 1943 г.

Макагон Полина

Свистунова Лида
разбились при посадке 1 апреля 1943 г., Пашковская

Пашкова Юля
умерла 4 апреля 1943 г. после аварии в Пашковской

Носаль Дуся
убита в самолете 23 апреля 1943 г.

Высоцкая Аня

Докутович Галя

Рогова Соня

Сухорукова Женя

Полунина Валя

Каширина Ирина

Крутова Женя

Саликова Лена
сгорели над «Голубой линией» 1 августа 1943 г.

Белкина Паша

Фролова Тамара
сбиты в 1943 г., Кубань
Масленникова Люда (фотографии нет)
погибла при бомбежке, 1943 г.

Володина Таисия

Бондарева Аня
потеряли ориентировку, Тамань, март 1944 г.

Прокофьева Панна

Руднева Женя
сгорели над Керчью 9 апреля 1944 г.

Варакина Люба (фотографии нет)
погибла на аэродроме в другом полку в 1944 г.

Санфирова Леля
подорвалась на мине после прыжка с горящего самолета 13 декабря 1944 г., Польша

Колокольникова Аня (фотографии нет)
разбилась на мотоцикле, 1945 г., Германия.

Желающие получить статистику по полку - в Вики.

Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков

Часть I. И. Ракобольская. Другого такого полка не было…

БЕССМЕРТИЕ

Сила женских чар{14}

Часть II. Н. Кравцова (Меклин). Три года под зенитным огнем

ФРЕСКИ О НАШИХ БУДНЯХ

Приложения

27.10.1941-23.5.1942

28.6.1944-29.6.1944

Боевой путь 46-го Гвардейского Таманского, орденов Красного Знамени и Суворова III степени ночного легкобомбардировочного авиационного полка

Состав 588-го авиаполка перед вылетом на фронт в мае 1942 г.

Летный состав

Старшие техники эскадрилий, техники звеньев, механики самолетов

Техники и механики по спецоборудованию

Из стен университета

Литература

Примечания

Ракобольская Ирина Вячеславовна, Кравцова Наталья Федоровна

Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков

Аннотация издательства: Уникальный женский полк ночных бомбардировщиков был создан в 1942 г. и закончил свой боевой путь под Берлином. Ирина Ракобольская, начальник штаба полка, и Наталья Кравцова, летчица, Герой Советского Союза, вспоминают о своих подругах-однополчанках, о ночных полетах под зенитным огнем, о том, как жили женщины на войне. В составе полка воевали и 10 девушек из Московского университета, прервавших учебу и добровольно ушедших на фронт.

В годы Великой Отечественной войны был такой необыкновенный полк - 46-й гвардейский, Таманский, дважды орденоносный полк ночных бомбардировщиков, летавший на самолетах По-2.

В этом полку мужчин не было. От техника до командира полка - одни только женщины. В основном девочки от 17 до 22 лет.

Я не знаю, был ли во всей нашей авиации другой полк, летавший на По-2, который за три года боев сумел бы сделать 24 тысячи боевых вылетов…

Полк, в котором 25 летчикам и штурманам было присвоено звание Героя Советского Союза и Героя России.

Полк, в котором одновременно с боевыми действиями непрерывно обучали и вводили в строй новых летчиков и штурманов, и в результате его состав удвоился, несмотря на потери.

Полк, для которого строили деревянные взлетные полосы, в котором обслуживали полеты бригадным методом.

Мне кажется, что такого полка больше не было.

А уж женского - не было точно!

Летчики, которые в него пришли, были яркими личностями, с высоким мастерством пилотирования. Ведь для того чтобы женщина окончила летную школу или аэроклуб, она должна была обладать подлинной влюбленностью в небо, страстью к полетам. Тогда она могла стать инструктором аэроклуба, командиром отряда, пилотом пассажирского лайнера.

А штурманами у них стали в основном студентки вузов - математики, физики, историки, уже проявившие способность к науке и пожертвовавшие ею, чтобы помочь Родине. Они быстро освоили новую специальность и внесли в полк особую атмосферу: в краткие перерывы между боями проводились философские и тактические конференции, выпускались литературные журналы, писались стихи…

Штурманом полка и штурманами трех эскадрилий были студентки мехмата МГУ, начальник штаба и начальник оперативного отдела - тоже студентки Московского университета. И всех нас объединяли особый азарт, взаимное уважение и стремление доказать, что девушки могут быть в бою не хуже мужчин…

Немецкие солдаты говорили, что летчиц на По-2 трудно сбить, потому что они «ночные ведьмы». Зато пехотинцы называли этот самолет старшиной фронта, а девушек, летавших на нем, - небесными созданиями.

Летчики других авиаполков ласково обращались к нам «сестренки».

Полк прошел с боями от Донбасса, через Сальские степи и предгорья Кавказа при отступлении Южного фронта, через Кубань и Крым с наступающими фронтами, Белоруссию и Польшу, дошел до Восточной Пруссии, Германии и окончил войну севернее Берлина.

В этой книге рассказывается о боевом пути полка, о наших боевых подругах, о ночных полетах, о том, как погибали, как горели над целью живыми… И о том, как побеждали, как из юных девочек вырастали Герои нашей страны. О том, как все это было…

В этом полку прошли всю войну десять студенток Московского государственного университета. Двое погибли. Пяти было присвоено звание Героя Советского Союза…

Первая часть книги написана начальником штаба полка, профессором МГУ, заслуженным деятелем науки РФ Ириной Ракобольской, вторая - Героем Советского Союза, летчиком Натальей Кравцовой (Меклин), членом Союза писателей России.

И. Ракобольская

Часть I. И. Ракобольская. Другого такого полка не было…

Пусть эти тихие и скромные У-2,

Не из металла грудь и не из стали крылья,

Но сложатся легенды и в словах

Переплетется сказочное с былью…

Н. Меклин

В октябре 1941 года немцы подходили к Москве. Москва словно замерла, с маскировочными рисунками на площадях, с противовоздушными «сосисками» в небе. В университете работали различные курсы: медицинских сестер и лыжников, пулеметчиков и радистов…

Казалось невозможным в такое время учить историю, физику или математику. Нужно было быть в окопах на передовой…

В это время в правительстве страны скопилось большое количество писем от девушек - летчиц аэроклубов, летных школ, транспортной авиации. Все они настойчиво просили направить их на фронт, чтобы воевать наравне с мужчинами.

В первые же дни войны попросилась на фронт и известный штурман, Герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова. Ей категорически отказали. Тогда Раскова высказала «дерзкую» мысль: «надо приступить к формированию специальных женских полков». Ее выслушали, обещали подумать. Однако у «дерзкой» мысли нашлись противники - подобных формирований практика мировой авиации еще не знала… А письма шли и шли. Не сидела сложа руки и Марина Михайловна. Решение в конце концов было принято, и 8 октября 1941 года И. В. Сталиным был подписан совершенно секретный приказ о формировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии…

Вся организационная работа поручалась Марине Расковой. Но для того чтобы создать боевой полк, нужны были еще и штурманы, и техники, и вооруженцы. И тогда ЦК комсомола объявил по Москве призыв девушек, желающих добровольно пойти на фронт… Немецкие войска подходили к столице.

Позднее, когда стало ясно, что людей на три полка недостает, такой же комсомольский призыв был объявлен в Саратове, близ которого проходило формирование полков.

Сотни девушек, от 16 до 20 лет, никогда в жизни не прикасавшихся к плоскости самолета, не державших в руках оружия, пришли в армию по этому призыву. Среди них были студентки и ткачихи, воспитательницы детских садов и школьницы…

ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР № 0099

г. Москва

В целях использования женских летно-технических кадров

1. 586 истребительный авиационный полк на самолетах Як-1 по штату № 015/174, дислокация - г. Энгельс.

2. 587 авиационный полк ближних бомбардировщиков на самолетах СУ2 при ЗАПе (Каменка).

3. 588 ночной авиационный полк на самолетах У-2 по штату № 015/186, дислокация - г. Энгельс.

4. Командующим ВВС Красной Армии укомплектовать формируемые авиаполки самолетами и летно-техническим составом из числа женщин кадра ВВС КА ГВФ и Осоавиахима.

46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк.

«Первым делом самолеты, ну а девушки потом», — поется в известной песне Леонида Утесова. Однако ВВС славится не только мужчинами, но и женщинами-летчицами. Так, во время Великой Отечественной войны множество женщин-авиаторов принимали участие в боевых действиях, многие из них были удостоены звания Героя Советского Союза. Но особое внимание хотелось бы уделить легендарным «Ночным ведьмам».

Одной из известнейших летчиц является уроженка Москвы, Герой Советского Союза Раскова Марина. После начала Великой Отечественной войны она, будучи уполномоченной особого отдела НКВД и старшим лейтенантом госбезопасности, использовала свое служебное положение, а также личное знакомство со Сталиным, и получила разрешение на формирование женских боевых частей. Уже в октябре 1941 года в городе Энгельс под ее началом появился 46-й гвардейский ночной бомбардировочный женский авиационный полк, более известный как «Ночные ведьмы». Кроме того, здесь же, в Энгельсе, были созданы два других женских полка, которые затем стали смешанными.

Уникальность «Ночных ведьм» заключается в том, что в его составе вплоть до конца войны находились лишь представительницы слабого пола. 27 мая 1942 года «Ночные ведьмы» в количестве 115 человек, возраст которых составлял от 17 до 22-х лет, прибыли на фронт, а первый свой боевой вылет они совершили уже 12 июня.

«Ночные ведьмы» летали на самолетах У-2 (По-2), которые изначально создавались, как тренировочные воздушные судна для обучения летчиков. Он был практически непригодным для боевых действий, но девушкам понравилась его легкость, маневренность и бесшумность. Поэтому в срочном порядке самолет оснастили всем необходимым оборудованием. В дальнейшем он так же модернизировался. Тем не менее, развивая скорость до 120 км/ч, этот легкий самолет был очень уязвим, его фактически можно было сбить выстрелом из пистолета-пулемета.

Изначально немцы презрительно называли У-2 «русской фанерой», однако налеты «Ночных ведьм» заставили их поменять свое мнение.

Девушки, как известно, совершали свои боевые вылеты только ночью. За раз они брали на борт не более 300 килограммов бомб, причем многие сознательно отказывались от парашютов в пользу пары лишних снарядов. Каждая из летчиц только за одну ночь совершала 8-9 боевых вылетов, нанося ощутимый ущерб силам противника. Зимой, когда ночи были длиннее, количество вылетов могло увеличиться и до 18. После таких ночей хрупких, изможденных женщин относили в казармы на руках. Прибавьте к этому открытые кабины самолета и крепкий ночной мороз и представьте как нелегко им приходилось.

Заметить У-2 на радаре было невозможно. Кроме того, самолет двигался практически бесшумно, поэтому заснувший ночью немец мог уже не проснуться утром. Однако, не всегда врага удавалось застать врасплох. Практически после каждого боевого вылета техническому персоналу, так же состоявшему из женщин, приходилось латать дыры в корпусе фанерного самолета, больше похожего на дуршлаг. За все время войны полк лишился 32-х летчиц. Девушки часто гибли за линией фронта и сгорали заживо на глазах у своих боевых подруг.

Самой трагичной в истории «Ночных ведьм» считается ночь на 1 августа 1943 года. Немцы, решившие дать отпор бесстрашным советским девушкам, сформировали-таки собственную группу ночных истребителей. Для летчиц подобное стало полной неожиданностью. В тут ночь были потеряны 4 самолета, на борту которых находились 8 девушек: Анна Высоцкая, Галина Докутович, Евгения Крутова, Елена Саликова, Валентина Полунина, Глафира Каширина, Софья Рогова и Евгения Сухорукова.

Впрочем, не всегда потери были боевыми. Так, 10 апреля 1943 года один из самолетов, приземляясь в полной темноте, случайно сел прямо на другой. В итоге в ту ночь погибли три летчицы, а четвертая, Хиуаза Доспанова, сломавшая ноги, несколько месяцев провела в госпитале, но в строй вернуться так и не смогла из-за неправильно сросшихся костей.

Но тяжело приходилось не только летчицам и штурманам, но и техническому персоналу «Ночных ведьм». Они не только латали дыры в самолетах после ночных вылетов, но и крепили к крыльям самолетов тяжеленные бомбы. И хорошо, если целью налета была живая сила противника – осколочные бомбы весили по 25 килограммов каждая и были самыми легкими. Гораздо труднее было крепить бомбы весом в 100 килограммов для удара по наземным стратегическим объектам. Как вспоминала мастер по вооружению Татьяна Щербина, хрупкие девушки вдвоем подымали тяжелые снаряды, которые нередко падали им под ноги.

Но тяжелее всего «Ночным ведьмам» приходилось зимой в лютые морозы. Закрепить бомбу на крыле в рукавицах – задача практически невыполнимая, поэтому работали без них, и довольно часто на снарядах оставались кусочки кожи нежных девичьих рук.

«Ночные ведьмы» за годы войны совершили более 23,5 тысяч боевых вылетов, сбросив на врага около 3 миллионов килограммов бомб. Они принимали участие в битвах за Кавказ, за освобождения Крыма, Польши и Белоруссии. Кроме того, «Ночные ведьмы» под покровом ночи снабжали боеприпасами и продовольствием советских солдат, находившихся в окружении немецких войск.
Легендарные «Ночные ведьмы» — гордость Военно-воздушных сил России, а их подвиг трудно переоценить.

«Ночными ведьмами» называли 46-ой гвардейский женский Таманский авиаполк, входивший в состав ВВС Советского Союза. Он был образован по приказу Народного комиссариата обороны в 1941 году. Командовала «ночными ведьмами» опытная летчица Евдокия Бочарова (в первом браке Бершанская). Замполитом полка была Мария Рунт.

Женский авиационный полк

Из-за сугубо женского состава, а также имени командира мужчины-летчики иногда называли 46-ой полк «Дунькиным». При таком шутливом названии девушки-летчицы умели внушить врагу настоящий ужас. Именно фашисты назвали этих бесстрашных асов в юбках «ночными ведьмами». Обучались летчицы в Архангельске. 27 мая 1942-го женский полк прибыл на фронт в составе 115 девушек, которые занимали в боевом формировании абсолютно все должности.

Ночными «ведьмы» звались потому, что входили в 218-ую ночную бомбардировочную авиадивизию и совершали вылеты только ночью. Боевое крещение барышни получили через две недели по прибытии на фронт, 12 июня. За подвиги, которые совершили эти хрупкие дамы, полк заслужил звание «Гвардейский». В конце войны он вошел в состав 325-ой, затем 2-ой дивизий. По ее завершении был полностью расформирован.

Боевой путь «ночных ведьм»

Первый вылет произошел в районе Сальских степей. Затем девушки воевали на Дону, в районе реки Миус и города Ставрополь. В конце 1942-го 46-ой женский полк оборонял Владикавказ. Затем летчицы участвовали в суровых столкновениях с врагом на Таманском полуострове, где Красная армия и ВВС освобождали Новороссийск.

«Ночные ведьмы» участвовали в сражениях за Кубань, Крымский полуостров, Белоруссию и другие регионы Советского Союза. После того, как советские войска перешли линию границы, летчицы воевали на территории Польши за освобождение от оккупантов городов Варшава, Августов, Остроленк. В начале 1945-го 46-ой полк сражался уже на территории Пруссии и в последние месяцы войны участвовал в легендарной Висло-Одерской наступательной операции.

На чем летали и как воевали гвардейцы

«Ночные ведьмы» летали на бипланах Поликарпова, или По-2. Численность боевых машин возросла за пару лет с 20-ти до 45-ти. Этот самолет создавался изначально совсем не для боев, а для учений. В нем не было даже отсека для авиабомб (снаряды подвешивались под «брюхо» самолета на специальные бомбодержатели»). Максимальная скорость, которую могла развить такая машина, - 120 км/ч.

При таком скромном вооружении девушки показывали чудеса пилотирования. Это при том, что каждый По-2 нес на себе груз большого бомбардировщика, нередко до 200 кг за раз. Летчицы воевали только по ночам. Причем, за одну ночь совершали по нескольку вылетов, наводя ужас на позиции врага. Девушки не имели на борту парашютов, являясь буквально смертницами. В случае попадания снаряда в самолет им оставалось только героически погибнуть.

Места, отведенные по технологии под парашюты, летчицы загружали бомбами. Еще 20 кг вооружения было серьезным подспорьем в бою. До 1944 года эти учебные самолеты не были оснащены пулеметами. Управлять ими мог как пилот, так и штурман, поэтому если первый погибал, его напарник мог привести боевую машину на аэродром.

Заслуги летчиц

Вылеты девушки осуществляли очень интенсивно, буквально осыпая позиции врага градом бомбовых ударов. Перерывы между вылетами обычно составляли всего 5 минут. За одну ночь каждый По-2 совершал до десяти и более вылетов. В битве за Кавказ девушки осуществили около 3000 вылетов, за Кубань, Новороссийск и Тамань – более 4600, за Крым – более 6000, за Белоруссию – 400, за Польшу – почти 5500 вылетов. Уже в Германии гвардейцы произвели еще около 2000 вылетов, налетав таким образом почти 29 тысяч часов.

Боевой путь Великая Отечественная война

История

Формирование, обучение и слаживание полка проводилось в городе Энгельс . Авиаполк отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским. Созданные согласно тому же приказу два других женских авиаполка в ходе войны стали смешанными, но 588-й авиаполк до своего расформирования остался полностью женским: только женщины занимали все должности в полку от механиков и техников до штурманов и пилотов .

Немцы прозвали их "Ночными Ведьмами" за то, что все боевые вылеты были исключительно ночными, а перед пикированием на вражеские позиции пилоты отключали моторы на своих бипланах По-2 и оставался слышим лишь негромкий шелест воздуха под крыльями, похожий на звук метлы.

Боевой путь

Вооружение

  • Битва за Кавказ - 2920 вылетов;
  • освобождение Кубани, Тамани, Новороссийска - 4623 вылета;
  • освобождение Крыма - 6140 вылетов;
  • освобождение Белоруссии - 400 вылетов;
  • освобождение Польши - 5421 вылет;
  • битва в Германии - 2000 вылетов.

Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут, порой за ночь экипаж совершал по 6-8 вылетов летом и 10-12 зимой.

Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).

Лётчицами было сброшено более 3 тысяч тонн бомб , 26 000 зажигательных снарядов. Полк уничтожил и повредил 17 переправ , 9 железнодорожных поездов , 2 железнодорожные станции, 26 складов , 12 цистерн с горючим, 176 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов .

Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности .

Также, было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.

Состав полка

Список всех, служивших в 46-м гвардейском авиаполку

Все военнослужащие полка отсортированы в списке по именам .

Должность Имя Фамилия
Командир полка
  • Евдокия Бершанская (Бочарова)
Комиссар, заместитель командира полка по политической части
Заместитель командира полка по лётной части
Начальник штаба полка
Начальник оперативного отдела штаба полка
  • Анна Еленина
Начальник строевого отдела штаба полка
  • Раиса Маздрина
  • Ольга Фетисова
Начальник шифровального отдела штаба полка
  • Нина Волкова
Начальник химической службы
  • Тамара Гумилевская
Начальник связи
Начальник особого отдела
  • Зинаида Горман
Парторг полка
Комсорг полка
Писарь штаба
  • Нина Колбасина
  • Нина Сердюк
Машинистка штаба
  • Анна Душина
Адъютант командира полка
  • Анна Смирнова
Врач полка
  • Валентина Максимова
  • Надежда Мартынова
  • Ольга Жуковская
Командир эскадрильи
Комиссар эскадрильи
  • Ксения Карпунина
Адъютант эскадрильи
  • Анастасия Шарова
  • Антонина Ефимова
  • Лидия Николаева
  • Мария Ольховская
  • Мэри Жуковицкая
Заместитель командира эскадрильи
  • Мария Тепикина
  • Эва Коморовская
Командир звена
  • Екатерина Олейник
  • Екатерина Пискарева
  • Клавдия Серебрякова
  • Раиса Юшина
Лётчик
  • Августина Артемьева
  • Анна Амосова
  • Анна Дудина
  • Анна Малахова
  • Анна Путина
  • Валентина Перепеча
  • Валентина Полунина
  • Евгения Попова
  • Елизавета Казберук
  • Зоя Соловьева
  • Ирина Кузнецова
  • Калерия Рыльская
  • Клавдия Рыжкова
  • Лилия Тормосина
  • Любовь Мищенко
  • Людмила Горбачева
  • Людмила Клопкова (Яковлева)
  • Людмила Корниенко
  • Мария Акилина
  • Мария Никитина
  • Мария Рукавицина
  • Мария Сергеевна
  • Мира Паромова
  • Надежда Ежова
  • Надежда Тропаревская
  • Нина Алцыбеева
  • Нина Бекаревич
  • Прасковья Белкина
  • Прасковья Прасолова
  • Софья Кокош
  • Софья Рогова
  • Таисия Володина
  • Таисия Фокина
  • Татьяна Осокина
  • Юлия Пашкова
Штурман полка
Штурман эскадрильи
  • Ольга Клюева
Штурман звена
  • Екатерина Тимченко
  • Лариса Радчикова
  • Нина Реуцкая
  • Ольга Яковлева
Штурман
  • Александра Попова
  • Анастасия Пенчук
  • Анастасия Цуранова
  • Анна Волосюк
  • Анна Бондарева
  • Анна Петрова
  • Антонина Павлова
  • Антонина Розова
  • Антонина Фролова
  • Валентина Лучинкина
  • Валентина Пустовойтенко
  • Вера Хуртина
  • Галина Беспалова
  • Евгения Гламаздина
  • Евгения Павлова
  • Евгения Сухорукова
  • Екатерина Меснянкина (Шипова)
  • Елена Никитина
  • Зинаида Петрова
  • Ирина Глатман
  • Клавдия Старцева
  • Ксения Чехович
  • Лидия Голубова
  • Лидия Лаврентьева
  • Лидия Лемешева
  • Лидия Лошманова
  • Лидия Целовальникова
  • Лилия Жданова
  • Любовь Мащенко
  • Любовь Шевченко
  • Мария Виноградова
  • Надежда Комогорцева
  • Надежда Студилина
  • Нина Данилова
  • Полина Петкилева
  • Полина Ульянова
  • Софья Водяник
  • Татьяна Костина
  • Татьяна Масленникова
Старший инженер полка
  • Софья Озеркова
Старший техник эскадрильи
  • Вера Дмитриенко
  • Евдокия Коротченко
  • Зинаида Радина
  • Мария Щелканова
  • Римма Прудникова
  • Татьяна Алексеева
Техник звена
  • Александра Платонова
  • Александра Радько
  • Анна Столбикова
  • Антонина Вахромеева
  • Антонина Калинкина
  • Екатерина Титова
  • Галина Лядская
  • Галина Пилипенко
  • Галина Пономаренко
  • Ольга Евполова
  • Софья Лаврентьева
  • Таисия Коробейникова
Механик
Инженер полка по вооружению
  • Надежда Стрелкова
Старший техник эскадрильи по вооружению
  • Зинаида Вишнева
  • Лидия Гогина
  • Любовь Ермакова
  • Мария Логачева
  • Мария Марина
  • Нина Бузина
Мастер по вооружению
  • Александра Кондратьева
  • Анна Глинина
  • Анна Зарубина
  • Анна Касьянова
  • Анна Медведева
  • Анна Паршина
  • Анна Сергеева
  • Анна Шептурова
  • Валентина Андрусенко
  • Вера Васильева
  • Галина Комкова
  • Галина Серова
  • Екатерина Глазкова
  • Елена Борисова
  • Зинаида Романова
  • Зинаида Шароевская
  • Клавдия Лопухина
  • Лидия Трошева
  • Любовь Бутенко
  • Любовь Хотина
  • Мария Головкова
  • Мария Прохорская
  • Мария Федотова
  • Надежда Ларина
  • Нина Горелкина
  • Ольга Ерохина
  • Полина Эйдлина
  • Прасковья Косова
  • Пелагея Тучина
  • Татьяна Ломакина
  • Татьяна Щербинина
  • Уира Дмитриева
  • Андрианова
  • Головко
  • Гражданкина
  • Мокрицкая
  • Полежаева
  • Попушева
  • Соколова
  • Хлапова
Инженер полка по спецоборудованию
  • Клавдия Илюшина
Техник по спецоборудованию
  • Валентина Румянцева
  • Вера Бондаренко
  • Зоя Васильева
  • Рахилэ Орлова
  • Юлия Ильина
Мастер по оборудованию
  • Валентина Князева
  • Панна Колокольникова
  • Евгения Сапронова
  • Нина Мальцева
  • Александра Лаптева
  • Нина Гусева
  • Борисова
Укладчик парашютов
  • Екатерина Ткаченко
  • Лидия Махова
  • Нина Худякова

Потери

  1. Гвардии ст. лейтенант Аронова Раиса Ермолаевна - 960 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года.
  2. Гвардии ст. лейтенант Белик Вера Лукьяновна - 813 боевых вылетов. Награждена посмертно 23 февраля 1945 года.
  3. Гвардии ст. лейтенант Гашева Руфина Сергеевна - 848 боевых вылетов. Награждена 23 февраля 1945 года.
  4. Гвардии ст. лейтенант Гельман Полина Владимировна - 869 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года.
  5. Гвардии ст. лейтенант Жигуленко Евгения Андреевна - 968 боевых вылетов.
  6. Гвардии ст. лейтенант Макарова Татьяна Петровна - 628 боевых вылетов. Награждена посмертно.
  7. Гвардии ст. лейтенант Меклин Наталья Фёдоровна - 980 боевых вылетов. Награждена 23 февраля 1945 года.
  8. Гвардии майор Никулина Евдокия Андреевна - 740 боевых вылетов. Награждена 26 октябрь 1944 года.
  9. Гвардии лейтенант Носаль Евдокия Ивановна - 354 боевых вылета. Награждена посмертно. Первая женщина-лётчик, удостоенная звания Героя Советского Союза в ходе Великой Отечественной войны.
  10. Гвардии ст. лейтенант Парфёнова Зоя Ивановна - 680 боевых вылетов. Награждена 18 августа 1945 года. Участница Парада Победы .
  11. Гвардии ст. лейтенант Пасько Евдокия Борисовна - 790 боевых вылетов.
  12. Гвардии капитан Попова Надежда Васильевна - 852 боевых вылета.
  13. Гвардии ст. лейтенант Распопова Нина Максимовна - 805 боевых вылетов.
  14. Гвардии капитан Розанова Лариса Николаевна - 793 боевых вылета.
  15. Гвардии ст. лейтенант Руднева Евгения Максимовна - 645 боевых вылетов. Награждена посмертно.
  16. Гвардии ст. лейтенант Рябова Екатерина Васильевна - 890 боевых вылетов.
  17. Гвардии капитан Санфирова Ольга Александровна - 630 боевых вылетов. Награждена посмертно.
  18. Гвардии ст. лейтенант Себрова Ирина Фёдоровна - 1004 боевых вылета.
  19. Гвардии капитан Смирнова Мария Васильевна - 950 боевых вылетов.
  20. Гвардии ст. лейтенант Сыртланова Магуба Гусейновна - 780 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года.
  21. Гвардии ст. лейтенант Ульяненко Нина Захаровна - 915 боевых вылетов. Награждена 18 августа 1945 года.
  22. Гвардии ст. лейтенант Худякова Антонина Фёдоровна - 926 боевых вылетов.
  23. Гвардии капитан Чечнева Марина Павловна - 810 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года.

В 1995 году звание Героя России получили ещё два штурмана полка:

  • Гвардии ст. лейтенант Акимова Александра Фёдоровна - 680 боевых вылетов.
  • Гвардии ст. лейтенант Сумарокова Татьяна Николаевна - 725 боевых вылетов.

Звания «Народный Герой» (Казахстан) удостоилась одна лётчица:

  • Гвардии ст. лейтенант Доспанова Хиуаз Каировна - более 300 боевых вылетов.

Полк в искусстве

  • В 1961 году С. А. Аранович снял документальный фильм о лётчицах полка «Тысяча сто ночей» .
  • В 1981 году в СССР был снят фильм: В небе «Ночные ведьмы» , посвящённый истории полка. Режиссёром и соавтором сценария фильма стала бывшая лётчица полка Евгения Жигуленко .
  • В фильме В бой идут одни «старики» в основу любовной линии сюжета была положена реальная история лётчицы 46-го полка Героя Советского Союза Надежды Поповой и лётчика 821-го истребительного полка Героя Советского Союза Семёна Харламова .
  • После окончания войны многими из девушек были написаны книги и мемуары о своём боевом пути.
  • Голландская рок-группа Hail of Bullets , поющая о Второй мировой войне, посвятила женскому 588-му авиаполку одну из своих композиций.
  • Российская женская метал-группа Aella посвятила лётчицам полка композицию «Ночные ведьмы»
  • Шведская пауэр-метал -группа Sabaton посвятила лётчицам полка композицию «Night Witches» альбома «Heroes ».
  • В 2008-2010 годах издавался французский комикс «Le Grand Duc», героями которого являются лётчицы полка «Ночные ведьмы».
  • В 2013 году на Первом канале вышел сериал «Ночные ласточки», посвящённый лётчицам 46-го полка.
  • В 2014 году в Женеве в рамках празднования 69-й годовщины победы в Великой Отечественной Войне труппой театра «Theatre du Tunnel» (первый русский театр базирующийся за рубежом) совместно с Международным Центром Ломоносов (первый российский университет в Европе) был поставлен спектакль «В небе „Ночные ведьмы“», посвящённый лётчицам 46-го полка. Режиссёром-постановщиком выступил художественный руководитель «Theatre du Tunnel» Валентин Валерьевич Стасюк - внук прославленной лётчицы и начштаба полка Ирины Ракобольской. Роли бесстрашных девушек исполнили студентки Международной Образовательной Программы МЦЛ «Актёрское искусство» и Театрального Института имени Бориса Щукина: Владислава Ермолаева, Екатерина Ходырева, Аксинья Олейник, Наталья Светличнова, Дарья Писарева и Мария Козлова.