Меню

Трагедии XX века (143 фото). Трагедии XX века (143 фото) Катастрофы в мире 20 веке

Первый класс

В ночь с 17 на 18 сентября российский самолет-разведчик Ил-20 с 14 военнослужащими пропал над Средиземным морем.

Наблюдатели выдвигают разные версии происшедшего: самолет исчез во время удара Израиля и, предположительно, также Франции по Сирии. Кроме того, в Вашингтоне допускают, что российский самолет могли сбить сирийские силы ПВО, спутав его с израильским. Чуть позже эта версия признана основной.

Напряжение в районе Сирии становится все заметнее, как было принято говорить во время 2 Мировой войны – «Напряжение на фронте достигло состояния до предела натянутой струны». И исчезновение российского самолета в этом районе может стать роковым для дальнейшего развития событий во всем мире. В 1914 г. хватило одного выстрела в Сараево, чтобы началась 1 мировая война, приведшая к исчезновению 4-х империй. Сейчас, при наличии ядерного оружия у стран-соперников в этом конфликте, последствия могут быть еще хуже.

Рассмотрим имеющиеся факты. То, что Израиль предупредил Россию о начале своей атаки в определенном районе Сирии, за минуту до самой атаки, возможно потому, что Израиль мог посчитать, что Россия предупредит сирийские ПВО, и внезапность атаки будет смазана. Но то, что в результате этого израильского налета получилась провокация, жертвой которой стал самолет России – неопровержимый факт.

После такого отношения к России, российская армия может так же игнорировать безопасность Израиля, когда ей станет что-либо известно об угрозе для самого Израиля со стороны, или предупреждать его об опасности за несколько минут до возникновения такой опасности, когда сделать что-нибудь будет уже поздно.

В данном случае Израиль похож на упрямого ребенка со спичками на бочке с бензином. Если начнется приличная война между Россией и НАТО в Сирии, то соседним с Сирией странам не светит ничего хорошего. Эта война вполне может дойти до ограниченного ядерного конфликта с применением тактического ядерного оружия, которое еще ни разу не участвовало в боевых действиях, и любому военному будет интересно посмотреть на последствия таких ударов. Только вряд ли Израилю, Иордании или Турции будут интересны последствия таких экспериментов, тем не менее, своими действиями Израиль вполне может приблизить такую развязку. И тогда оставшиеся в живых граждане Израиля могут потянуться в Еврейскую автономную область на Дальний Восток. Других еврейских земель на планете Земля больше не будет. В этом случае уже пора учить русский язык.

Согласно многочисленным конспирологическим данным, известной болгарской прорицательнице Ванге приписывают следующие слова – «Когда падет Сирия, начнется 3 мировая война, будет апокалипсис, Европа опустеет, а Россия спасется».

Здесь ничего не говорится о США, может быть, поэтому там тоже надеются спастись?

Но если принимать эту версию развития дальнейших событий, то ядерный конфликт в этом регионе мира вполне возможен и тогда и в Европе, и, тем более, в Израиле жить станет совсем некомфортно! А Россия – она большая. В России решили усиленно развивать Дальний Восток, который весьма далек от этого театра военных действий. Так что все вполне логично и данное предсказание вполне укладывается в возможную схему развития военного конфликта в Сирии.

Если рассматривать версию, о поражении российского самолета «дружественным огнем» сирийской системы ПВО, подтвержденную последними публикациями в СМИ, то остается неясным, почему не сработала система радиолокационного опознавания защиты «свой-чужой»? Ведь вполне логично, что все системы ПВО в Сирии российского производства и должны иметь такую систему защиты. Или эта система не так надежна? В любом случае «разбор полетов» следует провести и в МО РФ. Иначе что может случиться, если свою фронтовую авиацию во время неразберихи боя начнут сбивать свои же ПВО?

В этом случае можно предположить лишь то, что ПВО Сирии была применена еще советская ракета комплекса С-200. Подобная ракета, примененная в ходе учений украинских ПВО 4 октября 2001 г., как известно, сбила российский пассажирский самолет Ту-154М авиакомпании «Сибирь» над Черным морем.

И еще остается вопрос, - что там делал французский корабль, и что за ракету, как видно из сообщения, одиночную, он выпустил, и какого класса была эта ракета?

Российский самолёт-разведчик Ил-20 был сбит над Средиземным морем системой ПВО Сирии С-200 в ночь с 17 на 18 сентября. Экипаж в составе 15 человек погиб. Минобороны РФ 23 сентября заявило, что российское судно подставили под удар израильские лётчики.

Министерство обороны России считает, что действия израильских ВВС привели к крушению Ил-20 у берегов Сирии. Официальный представитель ведомства Игорь Конашенков на брифинге назвал действия израильского лётчика враждебными. По его словам, пилот F-16 не мог не понимать, что заходивший на посадку Ил-20 станет предпочтительной целью для сирийских ПВО Сирии. Израиль фактически прикрылся российским Ил-20.

Хронология событий

В день катастрофы Ил-20 проводил разведку в зоне деэскалации - на севере Сирии, в провинции Идлиб - занимался определением мест хранения и сбора беспилотных летательных аппаратов, наносящих удары по районам Сирии. Командир самолёта-разведчика Ил-20 получил указания уходить южнее и возвращаться на базу. Представитель ВВС Израиля предупредил об ударе в северной части Сирии. Однако, как отметил Игорь Конашенков, удары израильских истребителей были нанесены не в северной части Сирии, а в районе Латакии, то есть в западной провинции страны.

«Введение в заблуждение израильским офицером относительно района нанесения ударов истребителями не позволило вывести российский самолет Ил-20 в безопасный район», - заявил Конашенков на брифинге, отметив, что также не было указано и местонахождение израильских F-16.

О происшедшем известно подробно, вплоть до минут.

«В 21:39 представитель командования ВВС Израиля в воинском звании полковник оповестила по каналу „деконфликтинга“ командование российской группировки войск в Сирии о предстоящем ударе по объектам. Речь шла о том, что в ближайшие минуты Израиль нанесет удар по объектам, которые находятся на севере Сирии», - заявил Конашенков.

mil.ru

В 21:40, через минуту после оповещения, четыре израильских самолёта F-16 нанесли удары управляемыми авиабомбами GBU-39 по промышленным объектам в провинции Латакия.

«Совершив атаку, израильские самолеты вновь заняли зону дежурства в воздухе в 70 км западнее побережья Сирии, поставив радиоэлектронные помехи и, вероятно, готовясь к нанесению повторного удара», - рассказал Конашенков.

«В 21:59 один из израильских самолётов начал манёвр в направлении побережья Сирии, сближаясь с Ил-20, совершавшим заход на посадку. Это было воспринято расчётами сирийских ПВО за новую атаку израильской авиации», - сказал Конашенков. Сирийская ПВО не имела системы опознавания «свой-чужой - она является индивидуальной у каждого государства. Ил-20 был воспринят как часть атакующей группы самолётов.

В 22:03 сирийская зенитная ракета поразила самолёт Ил-20. Командир экипажа доложил о пожаре на борту и начал экстренное снижение.

«В 22:07 отметка российского разведывательного самолёта Ил-20 исчезла с экранов», - продолжил Конашенков. - При этом израильские самолёты находились в зоне дежурства до 22 часов 40 минут".

В 22:29 дежурный офицер российской группировки довёл до израильской стороны информацию, что российский самолёт терпит бедствие, а также требование вывести израильские средства из района, поскольку будут задействованы спасательные средства. Израильский лейтенант принял информацию для доведения до командования.

В 22.59, только через 50 минут после поражения ракетой российского Ил-20, оперативный дежурный командования ВВС Израиля сообщил, что зона очищена, и предложил помощь.

18 сентября было обнаружено место падения самолёта - в 27 км западнее населённого пункта Баниас. На борт кораблей-спасателей были подняты фрагменты тел членов экипажа, личные вещи и обломки самолёта.

Брифинг Минобороны РФ

Министерство обороны России провело брифинг с участием официального представителя Игоря Конашенкова. Ведомство считает, что именно действия израильских ВВС привели к крушению Ил-20 у берегов Сирии. Неверно было обозначено место атаки F-16, а предупреждение о ней прозвучало всего лишь за одну минуту до начала боевых действий. Кроме того, когда Ил-20 заходил на посадку, один из F-16 вновь приблизился к побережью, что сирийскими ПВО было воспринято как повторный выход израильских ВВС на атаку. Официальный представитель Минобороны РФ заявил, что израильский лётчик не мог не знать, что сирийские ПВО через свои приборы могли посчитать Ил-20 группой самолётов, и открыли по нему огонь.

В Минобороны расценили действия Израиля как признак непрофессионализма или преступной халатности.

«Вина на трагедии целиком лежит на ВВС Израиля и тех, кто принимал решение о такой деятельности», - сказал Конашенков, отметив, что израильское военное руководство либо не ценит уровень отношений с Россией, либо не контролирует отдельных командиров.

Игорь Конашенков указал, что произошедшее - авантюризм израильских военных. Действия Тель-Авива, по мнению официального представителя российского военного ведомства, являются крайне неблагодарным ответом на помощь, которую российская армия оказывала в последнее время Израилю.

Vitaly V. Kuzmin/wikipedia.org/CC BY-SA 4.0

Позиция Израиля

Министр обороны России Сергей Шойгу провёл телефонный разговор с израильским коллегой Авигдором Либерманом. Российская сторона заявила, что трагедия произошла в результате безответственных действий израильских ВВС. Инцидент унёс жизни 15 военнослужащих.

В МИД был вызван посол Израиля в Москве. Израиль выразил соболезнования в связи с гибелью российского самолета Ил-20. При этом израильская сторона считает полностью ответственной за инцидент с самолётом Сирию. Позже, 20 сентября, в Москву прилетел командующий Военно-воздушными силами Израиля Амикам Норкин, чтобы представить Кремлю данные о крушении российского самолёта Ил-20. Представители израильского армейского командования заявили, что военные предупредили об авианалёте значительно раньше, чем за минуту до начала операции, как это считает российская сторона. Израиль также утверждает, что сирийские ПВО выпустили более 20 ракет уже после того, как самолёты Израиля покинули зону конфликта. Израиль продолжит проведение операций в Сирии, несмотря на трагический инцидент с российским самолётом - такое заявление прозвучало на фоне информации о том, что Россия ограничит действия израильских ВВС в небе над Сирией.

После трагедии

В Сирии сразу же после инцидента военная полиция России арестовала членов сирийского батальона, сбившего самолёт Ил-20. Это военнослужащие 44-го подразделении ПВО, которое дислоцируется в Латакии..

Действующий президент Сирии Башар Асад выразил соболезнования России в связи с крушением Ил-20.

kremlin.ru

Трагический инцидент с российским самолётом Ил-20 должен обсуждаться на сессии Совета Безопасности ООН, считают в Совете Федерации, поскольку удары по территории суверенного государства нарушают все нормы международного права.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы Александр Шерин заявил, что Россия должна нанести Израилю ответный удар, устроив на площадке, откуда взлетел израильский F-16 полигон «Восток-2018».

Мнение президента РФ

Владимир Путин заявил, что Россия после крушения самолёта Ил-20 подготовит шаги, которые будут заметны всем. Страна займётся обеспечением безопасности российских военных и объектов на территории Сирии, добавил он.

«Это будут такие шаги, которые заметят все», - подчеркнул Владимир Путин.

Ранее Путин заявил, что крушение Ил-20 над Средиземным морем является «цепью трагических случайных обстоятельств». Однако в телефонном разговоре с премьер-министром страны Биньямину Нетаньяху президент подчеркнул, что именно нарушения со стороны Израиля привели к катастрофе Ил-20.

«Подобные операции предпринимаются в нарушение суверенитета Сирии. В данном же случае не были соблюдены и российско-израильские договоренности о предотвращении опасных инцидентов», - цитировал сайт сообщение пресс-службы Кремля.

Путин призвал израильскую сторону не допускать впредь таких ситуаций. Заявление Минобороны РФ было согласовано с главой страны и остаётся в силе. В день трагедии Владимир Путин выразил соболезнования семьям и близким погибшего экипажа.

Как ранее сказал Путин, у этих действий будут последствия, достаточно серьёзные. В чём они они будут заключаться конкретно сказать пока трудно, но позиция Минобороны озвучена, описаны действия экипажа Ил-20 и указано, какие именно действия израильских ВВС привели к катастрофе. Очевидно, что введение в заблуждение относительно места удара и действия самих лётчиков, которые намеренно прикрывались российским самолётом от ПВО Сирии, имеют только две трактовки - преступная халатность и намеренные действия.

Ответных шагов со стороны России можно ожидать уже в ближайшее время. Россию уже попрекали в отсутствии реакции, также как упрекали Асада в том, что он никак не отреагировал на этот инцидент. Но на сегодняшний день уже дана чёткая оценка всех действий. Меры со стороны России мы увидим уже в ближайшее время, и я думаю, что они будут достаточно жёсткими.

Позиция Израиля и по этому вопросу, как и по другим подобным вопросам, очень специфична на протяжении уже многих лет. Они никогда не дают характеристик действий своих военных, ссылаясь на то, что это их суверенное дело. Израиль пытался выстроить взаимоотношения с Россией в ключе сотрудничества, что подтверждает визит Нетаньяху в Москву в мае этого года. Я полагаю, что сейчас, после крушения Ил-20, страна пойдёт на сотрудничество с Россией, невзирая на то, что Израиль - ближайший союзник США в регионе.

Сценариев развития российско-израильских отношений много. Обострение резкое, но мне кажется, что Израиль постарается сохранить отношения в конструктиве и постарается максимально идти на встречу в переговорах в плане помощи. Но его традиционная позиция, о которой я уже напоминал, когда Тель-Авив занимает позу в формате «Мы делаем всё согласно нашим планам и тактике», приведёт к дополнительному напряжению в международных отношениях.

Что касается чувства вины, то на любых театрах военных действий оно не свойственно помощи. Но его традиционная позиция, о которой я уже напоминал, когда Тель-Авив занимает позу в формате «Мы делаем всё согласно нашим планам и тактике», приведёт к дополнительному напряжению в международных отношениях.

Горячие головы в России уже предлагали и нанесение ответных ударов, и прекращение дипломатических отношений. Я думаю, что будут пересмотрены протоколы безопасности для российских ВКС в регионе, для гражданских воздушных судов, тех служб, что осуществляют гуманитарную помощь. Режим безопасности будет ужесточён, режим координации пересмотрен. Израиль попытаются привлечь к ответственности как минимум за ложное информирование об ударе.

Александр Асафов

политолог

Нельзя жить прошлым, грезить о будущем, нужно ценить настоящее, радоваться каждому прожитому дню. Ужасы, которые постигли человечество в ХХ веке невозможно забыть. Самые трагические события, шокирующие уроки судьбы вы найдете в нашем обзоре.

Катастрофы на воде

Гибель тысячи людей на водных просторах вызвана разными причинами: человеческий фактор, конструкционные ошибки, военные действия, природные стихии. Рассмотрим наиболее масштабные по количеству жертв трагедии, которые произошли в прошлом веке на воде:

1. «Гойя». На военном судне, конфискованном немцами после занятия ими норвежских территорий в период Великой Отечественной войны, погибло 7 000 человек. 16 апреля 1945 года в мощный корабль с русской подводной лодки была направлена торпеда, в результате чего «Гойя» затонуло в Балтийском море.

2. «Вильгельм Густлофф». Немецкое судно названо в честь нацистского партийного лидера. На момент постройки считалось самым крупным кораблем в мире. До войны его использовали как средство для отдыха. Затонуло судно 30 января 1945 года. Причина – атака советских военных с подводной лодки. Точный состав пассажиров неизвестен, но согласно официальной версии погибло 5 348 человек. На борту были женщины и дети.


3. «Монблан». 6 декабря 1917 года в канадской гавани произошел взрыв военного французского корабля, который столкнулся с судном «Имо» (Норвегия). В результате пожара удалось уцелеть немногим. Смертность – 2 000 человек (опознано 1 950 человек), а причина – банальный человеческий фактор. Не считая доядерную эпоху, этот взрыв был мощнейшим в истории человечества. Об ужасной трагедии можно посмотреть фильм, снятый в Канаде в 2003 году – «Разрушительный город».


4. «Бисмарк». Немецкий линкор потоплен британской авиацией 12 июня 1944 года в ходе войны. Количество жертв составило 1 995 человек.



Гибель "Титаника"

На момент ввода в эксплуатацию судно считалось самым огромным на земле. Корабль-гигант затонул в первом рейсовом плаванье 15 апреля 1912 года, столкнувшись с айсбергом.

Ужасы и смерть в воздухе

В середине ХХ века авиаперевозки набрали массовый характер. Активное развитие пассажирской авиации привело к превышению гибели человек в небе по сравнению с «водной» смертностью. Вот список «ярких» трагедии, унесших жизни многих ни в чем не виноватых людей:

1. Столкновение на Тенерифе. Катастрофа произошла 27 марта 1977 года. Место события – Канарские острова (Тенериф). Роковая «встреча» двух лайнеров стала причиной гибели 583 человек. 61 человеку удалось спастись в трагедии. Для периода ХХ века данная авиакатастрофа является самой масштабной по количеству гражданской авиации.


2. Катастрофа под Токио. 12 августа 1985 года японский лайнер через 12 минут после своего взлета потерял управление, лишившись вертикального стабилизатора. На протяжении 32 минут экипаж боролся за спасение самолета в воздухе, но столкновение с горой Оцутака повлияло на разрушительный исход событий. Погибло 520 человек, а выжило всего 4. Катастрофу называют самой крупной в истории «одного самолета».


3. Чархи Дадри (город в Индии). Авиационное крушение произошло в результате столкновения флагманского и казахстанского лайнеров на высоте 4 109 метров. Погибли все пассажиры, включая экипаж обоих самолетов (всего 349 человек).


4. Воздушный крах под Парижем. 3 марта 1974 года широкофюзеляжный авиалайнер, построенный турецкой компанией, унес жизни 346 человек. Через несколько минут после взлета внезапно открылась дверь грузового отсека.


Взрывная компрессия разрушила все системы управления. Самолет пикетировал и врезался в лес. Проведенное расследование указало на несовершенство запорного механизма в отсеке. После, во многих авиакомпаниях были проведены изменения в конструкциях самолетов во избежание катастрофических повторений.


5. Теракт под Корком. По направлению к Лондону флагманский перевозчик Индии стал жертвой жестокого теракта. Буквально за несколько минут до прилета на борту самолета случился взрыв и все находившиеся в нем погибли (329 человек). В истории Канады это крупнейший теракт.

Трагедии на земле

Некоторые трагедии, случившиеся в прошлом столетии на земле, до сих пор вызывают беспокойство и опасение, продолжая уничтожать здоровье и жизни простых жителей, а именно:

1. Бхопальская катастрофа. Техногенная трагедия является крупнейшей в истории. На химическом заводе в Индии произошла авария (1984 год). Погибло 18 000 человек. 3 000 из погибших стали жертвами мгновенной смерти, а остальные умерли в последующие месяцы и годы после трагедии. Причину ужасного события установить не удалось.


2. ЧАЭС. 26 апреля 1986 года произошла крупная смертоносная авария, взрыв на Чернобыльской атомной станции (Украина). Выброс в воздух огромного количества радиоактивных веществ послужил гибели сотен человек, причем не сразу, а постепенно.


3. Piper Alpha. На нефтяной станции в 1988 году погибло 167 человек (члены персонала), 59 человек – оказались счастливцами, им удалось выжить, В нефтедобывающей отрасли данная катастрофа является наиболее крупной.


Помимо техногенных трагедий в ХХ веке произошло множество других шокирующих событий - воин, общее количество миллионных жертв которых теперь уже не сосчитать: Первая мировая (1914-1818 гг.), Гражданская война в России (1917-1923 гг.), Вторая мировая (1939-1945 гг.), Корейская война (1950-1053 гг.).

Природные катаклизмы

1. Циклон «Бхола». Бедствие произошло в 1970 году. Тропическая стихия охватила несколько территорий Пакистана и Бенгалии, стерев с лица земли города и мелкие деревни. Выяснить точное количество умерших граждан исследователям не удалось (примерно 5 000 000 человек).


2. Вальдивское землетрясение (1960 год - Чили). Вызванное в результате цунами не уберегло многих невинных жителей. Число жертв достигло нескольких тысяч человек. Помимо смерти природное явление нанесло пострадавшим территориям внушительный ущерб (оценка стоимости – $500 млн).


3. Мегацунами на Аляске (1958 год). Землетрясение, оползни, обрушение камней и льда в воду, самое высокое мировое цунами. Стихия насчитывает жертвы в размере 5 000 000 человек.


Цунами на Аляске

Кораблекрушением века ошибочно считается гибель «Титаника». Причина этого заблуждения понятна. Данное океанское судно было выстроено с невиданным шиком, предназначавшимся для пассажиров первого класса. Бассейн, променады, турецкие бани, теннисный корт… Каюты были оформлены в различных художественных стилях — от антика до модерна. Самые шикарные включали в себя гостиную, две спальни, гардеробную, ванную, туалет, персональную прогулочную палубу длиной 15 метров.

В этом классе плыли миллионеры, актеры, дипломаты, банкиры и прочие сливки высшего общества. Благодаря этим обстоятельствам крушение лайнера было представлено как вселенская трагедия, страшнее которой ничего не было и быть не могло. В этой катастрофе, напомним, погибли 1495 пассажиров и членов экипажа.

Подробности этой катастрофы приводить нет смысла. Благодаря фильму и нескончаемому уже более века потоку публикаций на эту тему, их знают лучше, чем Третий закон Ньютона.

Однако существуют куда более ужасающие по количеству жертв кораблекрушения. Так, на германском судне «Гойя» погибли около 7 тысяч человек. Судно было торпедировано в годы Второй мировой войны. И наиболее кровопролитные морские трагедии также связаны с военными действиями. Но рассматривать их мы не будем, поскольку в данном случае речь идет не о произволе стихии или ошибках навигации, а о намеренном уничтожении судов противника.

Помощь пришла слишком поздно

Второе по количеству жертв кораблекрушение в мирное время произошло 26 сентября 2002 года, когда сенегальский государственный паром Joola опрокинулся у берегов Гамбии. Погибли 1863 человека. В общей сложности было найдено 551 тело. Из них опознаны 93. Остальные были погребены в специально организованном кладбище на побережье Гамбии.

Спастись удалось лишь 64 пассажирам. Но это не заслуга спасательных служб, которые не шли на помощь тонущим людям преступно долго. Перевернувшийся паром уходил под воду 4 часа, затонув в 15.00. И все это время люди, борясь за жизнь, цеплялись за корпус судна. Немногочисленных счастливчиков спасли рыбаки, чьи лодки находились неподалеку. Спасатели появились лишь на следующее утро.

26 сентября 2002 года сенегальский государственный паром Joola опрокинулся у берегов Гамбии (Фото: youtube.com)

Паром, построенный в Германии в 1990 году, был предназначен для плавания в прибрежных водах, но никак не в открытом море. В результате интенсивной эксплуатации и плохого технического обслуживания судно было сильно изношено.

И, наконец, главной причиной катастрофы стала более чем трехкратная перегруженность парома, рассчитанного на 550 пассажиров и 30 членов экипажа. На Joola же было больше 1800 только легальных пассажиров, имевших билеты. Еще около сотни безбилетников тайно подсадили члены команды.

Поскольку на нижних уровнях парома из-за его перегруженности было жарко и душно, пассажиры стремились перебраться на верхнюю палубу. Это привело к тому, что центр тяжести судна поднялся значительно выше ватерлинии. В совокупности с сильным волнением моря это привело к опрокидыванию судна.

Правительство всеми правдами и неправдами дезориентировало сенегальцев относительно реальных причин гибели соотечественников. Сознательно занижалось и количество жертв, и число пассажиров, которых было якобы лишь 612. Никакие выводы относительно бездействия спасателей из ВМФ Сенегала не делались. Это привело к массовому проявлению недовольства. К тому же на президента страны оказывало давление правительство Франции, требовавшее объективного расследования, поскольку среди жертв были 10 французов.

В стране разразился правительственный кризис. Президент Абдулай Вад отправил в отставку премьер-министра Мамэ Бойе. Также было отправлено в отставку большинство министров, прежде всего силовиков, обвиненных в бездеятельности. Однако Париж это не успокоило, апелляционный суд Франции в 2008 году выписал ордер на арест Бойе. Впрочем, через год ордер был аннулирован.

Новый премьер-министр Идрисса Сек провел новое расследование. Именно оно указало на гибель в кораблекрушении 1863 человек.

Пассажиры прыгали в горящее море

Самое крупное кораблекрушение произошло 20 декабря 1987 года. Филиппинский паром «Донья пас», следовавший из Таклобана в Манилу, столкнулся в проливе Таблас с танкером «Вектор», перевозившем более тысячи кубометров бензина. Погибли 4386 человек, спаслись 26.

Стояла ясная погода, но на море было волнение. В 22:30, когда большинство пассажиров уже уснули, произошло столкновение. В тот момент на мостике парома находился лишь один член экипажа. Остальные 65 человек в каютах смотрели телевизор и пили пиво.

Выжившие рассказывали, что сразу же после столкновения на пароме начался пожар. На большом водном пространстве полыхали разлившиеся нефтепродукты. Команда, пребывавшая в панике, металась по судну наравне с пассажирами, не пытаясь навести хотя бы какой-то порядок. Спасательных жилетов не было, они находились под замком.

Судно было обречено, через два часа оно ушло под воду. И все это время отчаявшиеся люди прыгали за борт, хоть шансы спастись были призрачными. Во-первых, вокруг судна горел вылившийся из танкера бензин. Во-вторых, пролив кишел акулами. В-третьих, как было сказано, на море было приличное волнение.

Во время расследования причин кораблекрушения выяснилось, что экипаж был набран в основном из непрофессионалов, у которых к тому же хромала дисциплина. Громадное количество жертв следует отнести на счет жадности судовладельцев. «Донья пас», построенный в Японии в 1963 году и за месяц до столкновения отремонтированный в доках, был рассчитан на 1518 пассажиров. Судовладельцы долго пытались скрыть истину, утверждая, что было продано 1525 билетов. Выжившие же свидетельствовали о том, что паром был забит до отказа — люди размещались на всех свободных пространствах, в коридорах и на палубе. В результате тщательного расследования было установлено, что пассажиров было 4341.

Большинство из 26 выживших (24 пассажира парома и 2 члена экипажа танкера) получили ожоги от горевшего топлива. Тела тысяч пассажиров так и не были найдены. Триста трупов выбросило на берег в течение нескольких последующих дней. Все они, по сообщениям филиппинских властей, были частично объедены акулами.

26 апреля мир вспоминает одну из самых крупных техногенных катастроф 20-го века - взрыв на Чернобыльской АЭС. ФБА «Экономика сегодня» подготовило обзор самых известных катастроф последнего столетия.

Почему происходят катастрофы? Чаще всего это нелепое совпадение череды событий и пресловутый человеческий фактор.

Галифакс

6 декабря 1917 года. 3000 тонн взрывчатых веществ в трюме французского военного транспорта “Монблан», вошедшего в канадский порт Галифакс, стали причиной мощнейшей техногенной катастрофы начала 20-го века. Взрыв обнажил дно залива, а детали корабля разметало в радиусе 20 километров. Погибло более 3000 человек, 2000 пропали без вести, около 9000 человек были ранены. Город был охвачен пожарами и засыпан обломками. На следующий день здесь ударили морозы, началась буря, а еще через день на Галифакс обрушился шторм. Причина аварии – человеческий фактор: капитан корабля, перевозившего опасный груз, допустил ошибку при маневрировании и столкнулся с другим судном.

«Маяк»

29 сентябрь 1957 года. Закрытый город Челябинск-40 (ныне Озерск). Сильнейший взрыв на предприятии «Маяк», занимавшемся производством оружейного плутония. Из-за выхода из строя системы охлаждения в атмосферу было выброшено около 20 млн кюри радиоактивных веществ (для сравнения: во время Чернобыльской аварии – 50 млн кюри). Облако радиоактивных веществ накрыло территорию площадью 23 000 км² с населением 270 000 человек в 217 населенных пунктах трех областей: Челябинской, Свердловской и Тюменской. Жертвами этой аварии стали около 160 тысяч человек, получившие большую дозу облучения. Причина – ошибки при эксплуатации хранилища отходов.

Бхопальский химзавод Union Carbide

3 декабря 1984 года. Авария на крупном химическом заводе, производившем средства для уничтожения насекомых-вредителей, в индийском городе Бхопал. За один час, в результате утечки смертоносного газа, отравились более 500 000 человек. Около 4000 человек погибли в день аварии, 8000 в течение двух недель. В округе пожелтела трава, опала листва с деревьев, массово умирали животные. Позднее скончались еще более 16000 местных жителей. Тысячи потеряли зрение. Авария получила название – химическая Хиросима. Последствия катастрофы ощущаются до сих пор. Точная причина аварии не установлена. Однако есть предположение, что тому послужило грубое нарушение техники безопасности и намеренное саботирование работы предприятия.

Чернобыль

26 апреля 1986 год. Взрыв на четвертом реакторе. В атмосферу выброшено более ста тонн горящего урана. Эвакуированы более 135 тысяч человек из 30 километровой зоны вокруг станции. На ликвидации последствий аварии были заняты тысячи человек. Уровень радиации был таким, что у роботов, тушивших пожар, отказывали микросхемы! Многие ликвидаторы умерли в течение нескольких дней. Радиоактивное облако накрыло не только многие районы СССР, но и распространилось над рядом европейских стран. Работы по ликвидации последствий этой аварии не завершены даже спустя 30 лет после трагедии. Причина аварии – человеческий фактор. Цена катастрофы - 200 млрд долларов.

Piper Alpha

6 июля 1988. Взрыв на нефтяной платформе Piper Alpha. Жертвами аварии стали 167 человек персонала и 226 работников. Выжить в этом аду удалось лишь 59. Взрыв спровоцировала утечка газа, а непродуманные и нерешительные действия персонала лишь усугубили ситуацию. Трубопроводы платформы Piper Alpha были подключены к общей сети с другими платформами, которые продолжали работать и перекачивать нефть и газ. И очень долго эту работу не останавливали, что лишь подпитывало огонь. Цена аварии - 3,4 млрд долларов.

Химический комбинат AZF (Тулуза, Франция )

21 сентября 2001 года. Взорвалось 300 тонн нитрата аммония, находившиеся на складе готовой продукции. Это повлекло гибель 30 человек, ранения 3,5 тысячи. Также были разрушены и повреждены тысячи жилых домов, более 300 образовательных учреждений. Без крыши над головой остались 40 тысяч человек. Причина – несоблюдение правил безопасности хранения взрывоопасного вещества. Цена – 3 млрд евро.

АЭС «Фукусима-1»

11 марта 2011 года. Сильнейшее землетрясение в Японии (подземные толчки достигали магнитуды в 9 баллов) спровоцировало огромную волну цунами, которая выплеснулась на северо-восточное побережье и повредила 4 из 6 реакторов атомной станции. Тогда была выведена из строя система охлаждения, произошло несколько взрывов. В воздух выброшены йод-131 и цезий-137. Их количество составило 20 % от выбросов после аварии на Чернобыльской АЭС. На ликвидацию аварии уйдет около 40 лет. Цена катастрофы - 74 млрд долларов.