Меню

Проекты судов и кораблей польской постройки. Польская кампания – война на море (польский флот). Минные заградители и тральщики

Первый класс

Ко второй половине 1960-х гг. находившиеся в боевом составе ВМФ СССР средние десантные корабли (СДК) польской постройки проектов 770, 771 и 773 уже перестали полностью удовлетворять требованиям, предъявляемым военно-морским командованием к морским десантным силам, и не могли с достаточной степенью эффективности обеспечивать проведение советским флотом морских десантных операций – в том возросшем объеме, который уже требовался. Фактически, СДК указанных типов уже не могли обеспечивать транспортировку морем и высадку на необорудованное или оборудованное побережье роты морской пехоты в полном составе с личным оружием и средствами усиления, что требовалось, согласно тогдашней концепции проведения морских десантных операций ВМФ СССР. На повестке дня самым серьезнейшим образом встал вопрос о необходимости создания среднего десантного корабля нового типа, можно даже сказать нового для поколения того времени.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПОСТРОЙКУ ПОРУЧАЮТ СОЮЗНИКАМ

Учитывая возникший дисбаланс в корабельном составе морских десантных сил советского Военно-Морского флота, по указанию Главнокомандующего ВМФ СССР адмирала Сергея Горшкова в 1968 г. промышленности было выдано тактико-техническое задание на проектирование нового среднего десантного корабля, которому присвоили номер проекта 775.

Из-за чрезвычайно высокой загруженности отечественных конструкторских бюро, в том числе занятых БДК проекта 1174 () и десантными катерами и кораблями на воздушной подушке, а также по причине настоятельной необходимости упрочения военно-технического и экономического сотрудничества со странами – членами Организации варшавского договора (напомним, что с нашими союзниками по соцлагерю тогда существовала программа разделения отдельных программ с целью более равномерного промышленного и экономического развития всех стран), было принято принципиальное решение поручить выполнение проектных работ по СДК проекта 775 польским специалистам. Главным конструктором проекта был назначен польский инженер-кораблестроитель О.Высоцкий, главным наблюдающим от ВМФ СССР определен капитан 1 ранга Б.М. Моложожников (его впоследствии сменил гражданский специалист М.И.Рыбников), а старшим представителем заказчика в ПНР стал Л. В. Луговин.

Однако уже в процессе проектирования корабля командование ВМФ СССР приняло решение отказаться от самой концепции среднего десантного корабля – для транспортировки более тяжелой техники, появившейся на вооружении морской пехоты и для большего количества личного состава (до усиленного полубатальона морской пехоты включительно) требовались корабли большего водоизмещения. В результате было решено переклассифицировать десантные корабли проекта 775 из средних в большие десантные корабли второго ранга, с одновременным существенным увеличением водоизмещения.

Для серийной постройки БДК проекта 775 был выбран судостроительный завод «Stocznia Polnocna» (в переводе на русский «Северная верфь»; директор – инженер Б. Стандура), расположенный в городе Гданьск. Головной корабль, БДК-47 (строительный №1), был завершен постройкой в 1974 году. Первая серия строилась по проекту 775 и включала 12 кораблей, последний из которых был сдан заказчику в 1978 г. Следующим шагом была постройка второй серии кораблей – по несколько модифицированному проекту 775М (775.2), к которой относятся 16 кораблей – последний был сдан уже после распада Советского Союза, в 1992 году. На этих последних БДК были установлены новые РЛС обнаружения воздушных и надводных целей, а начиная с третьего корабля серии – еще и другое артиллерийское вооружение, в составе одной 76-мм автоматической артустановки АК-176 и двух 30-мм шестиствольных автоматических артустановок АК-630 вместо ставившихся на корабли до того двух 57-мм артустановок АК-725 (ЗИФ-72), располагавшихся по одной в корме и в носовой частях корабля. Корабли вошли в боевой состав только ВМФ Советского Союза, однако впоследствии – в 1979 г. – один из БДК, входивший в состав группировки ВМФ СССР в Индийском океане (Индийской эскадры), был передан Йемену.

В системе классификации США/НАТО новые советские десантные корабли получили обозначение Ropucha («жаба»): Ropucha I class – для проекта 775 и Ropucha II class – для проекта 775М. В соответствии с планами военно-морского строительства, ВМФ СССР на смену большим десантным кораблям проекта 775/775М должен был получить новые БДК – проекта 778 (иногда также обозначается как «третья серия проекта 775»), разработка и серийная постройка которого были также поручены «польским товарищам». Главное отличие данных кораблей то, что они изначально были приспособлены для транспортировки новых советских основных боевых танков Т-80. Головной корабль нового типа, получивший имя «Контр-адмирал Грен», был заложен на стапеле польской судоверфи, но после распада Советского Союза наши «друзья» быстро избавились от наследия «советского режима»: в 1992-1993 гг. корабль был разрезан на металл. Кстати, в некоторых источниках также утверждается, что на судоверфи в Гданьске было заложено два корабля.

АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Большие десантные корабли проекта 775/775М являются последним представителем советской эпохи кораблей данного класса и предназначены для транспортирования морем и высадки на необорудованное или оборудованное побережье с небольшим уклоном дна сил морского десанта (при оказании высаживающемуся десанту огневой поддержки), а также могут использоваться для воинских перевозок, обеспечения кораблей и частей флота в пунктах рассредоточенного базирования. Высадка сил морского десанта производится через носовое устройство со сходней (на плав или на упор). Кроме того, корабль может использоваться для постановок минных заграждений, для доставки гуманитарной помощи и эвакуации населения из опасных районов.

Как правило, корабли проекта 775/775М действуют в составе корабельной десантной группы или в составе отряда миротворческих сил, но также могут с высокой эффективностью выполнять поставленные перед ними задачи самостоятельно, без кораблей прикрытия.

БДК проекта 775/775М – это многопалубный плоскодонный десантный корабль океанской зоны, с полубаком и развитой кормовой надстройкой. По типу конструкции данный корабль соответствует коммерческим грузовым судам, выполненным по системе «Ro-Ro», то есть имеет грузовую – в данном случае танковую – палубу, проходящую по всей длине корабля, благодаря чему обеспечивается погрузка и выгрузка техники и грузов как с кормы, так и со стороны носовой части. Это обеспечивает данным десантным кораблям возможность осуществлять прием с оборудованного – порт, база, временный пункт базирования – или необорудованного берега гусеничной, колесной и любой иной, подходящей по габаритам, военно-транспортной техники и личного состава десанта, а также позволяет выполнять прием из воды и спуск на воду плавающей техники через открытое носовое или кормовое устройство.

Как уже отмечалось, грузовая (танковая) палуба и, соответственно, грузовой (танковый) трюм с размерами: длина 95 м, ширина носовой части 6,5 м (первые 55 м длины палубы), ширина кормовой части 4,5 м, высота по диаметральной плоскости 4,0 м и площадью около 540-600 кв.м проходит по всей длине корпуса корабля и ограничивается в носовой и кормовой частях аппарелями, облегчающими погрузку/разгрузку и обеспечивающими высадку плавающей техники десанта на плав при волнении моря до 4 баллов и силе ветра до 5 баллов. Носовое высадочное устройство включает носовые ворота и опускаемую аппарель, которая в походном положении находится под створками ворот и опускается с помощью гидравлического привода. В кормовой части корабля находится опускаемая аппарель, а в носовой – несколько сдвижных люков, позволяющих грузить технику в танковый трюм при помощи портовых кранов (они также используются и для вентиляции танкового трюма в том случае, если техника стоит с работающими двигателями).

Техника и грузы – масса последних составляет до 480 тонн – размещаются в танковом трюме, а личный состав подразделений морского десанта – в нескольких кубриках десанта (с трехярусным расположением мест отдыха) и четырехместных офицерских каютах (командный состав).

ГЛАВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Главная энергетическая установка (ГЭУ) кораблей проекта 775/775М – дизельная, включает в свой состав два 16-цилиндровых дизельных двигателя «Zgoda-Sulzer Type 16ZVB 40/48» мощностью примерно по 10500 л.с., каждый из которых работает на свой гребной винт фиксированного шага. Организационно ГЭУ размещена на корабле эшелонно, в двух бортовых отсеках. Часть кораблей оборудована двумя вспомогательными винторулевыми колонками,

В качестве источников электроэнергии используются три дизель-генератора «Cegielski-Sulzer 6A25» суммарной мощностью по 640 кВт каждый.

Силовая установка обеспечивает кораблю экономическую скорость до 12 узлов, при которой с учетом нормального запаса топлива на борту БДК проекта 775/775М может выполнять плавание на расстояние до 6000 миль (автономность корабля по запасам провизии достигает 30 суток – при экипаже 87 человек и десанте до 190 человек). Максимальная скорость, которую могут развить корабли проекта 775/775М – 17,5-17,8 узлов.

РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское вооружение кораблей проекта 775/775М различается в зависимости от серии и включает либо (на первых 15 кораблях) две спаренные 57-мм артустановки АК-725 (ЗИФ-72), установленные по одной в корме и в носовой части корабля, либо же (на всех остальных) – одну носовую 76-мм артустановку АК-176 и две кормовые, расположенные побортно, 30-мм шестиствольные автоматические артустановки АК-630.

Артустановки АК-725 сопрягались с артиллерийской радиолокационной системой управления стрельбой МР-103 «Барс» (в случае выхода ее из строя имелась возможность вести огонь, управляя артустановкой с выносного пульта управления с кольцевым прицелом), имели табличную баллистическую дальность стрельбы 8420 м и боезапас 1100 выстрелов на каждую из двух артустановок. Артиллерийский комплекс АК-176-МР-123/176 является автоматической системой и включает в свой состав одноствольную установку А-221 закрытого типа с дистанционным и местным управлением и корабельную радиолокационную систему управления стрельбой МР-123/176 «Вымпел-А». Наведение артустановки возможно:

Дистанционно-автоматически – при помощи электроследящего привода ЭСП-221 по данным от станции МР-123/176;

Полуавтоматически – с местного поста при помощи ЭСП-221;

Вручную – по визирам-дублерам ВД-221, установленным в самой башне артустановки.

Автоматические 30-мм артустановки АК-630/630М размещены в кормовой части корабля, по одной установке на борт. Боезапас – по 6000 выстрелов на каждую установку.

Ракетное вооружение кораблей данного семейства представлено двумя системами: комплектами ПЗРК типа «Стрела» или «Игла» (на корабле установлены четыре турельные установки на четыре ПЗРК каждая – суммарный боезапас 32 ЗУР), а также двумя выдвижными пусковыми установками МС-73 – каждая с 40 направляющими – из состава корабельного реактивного комплекса залпового огня А-215 «Град-М», предназначенного для стрельбы 122-мм неуправляемыми ракетами на дальность до 20 км. Боекомплект одной установки «Град-М» до 180 ракет, которые уложены в барабанные магазины и подаются наверх в пусковые установки двумя пакетами по 20 штук в каждом. Данные комплексы залпового огня устанавливались только на шести кораблях проекта 775 и всех кораблях проекта 775М.

Кроме того, корабли данного типа могут брать на борт мины в количестве до 92 штук взамен техники в танковый трюм. Постановка мин осуществляется с открытой аппарели вручную, с использованием только лебедок.

РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ

В качестве радиолокационных средств обнаружения воздушных и надводных целей – РЛС общего обнаружения – на кораблях проекта 775 была установлена станция МР-302 «Рубка», а на кораблях проекта 775М – более новая РЛС МР-352 «Позитив». Последняя закрывается радиопрозрачным обтекателем. Навигационные РЛС представлены двумя станциями «Дон-2» или двумя МР-212/201 «Вайгач-У». Для управления стрельбой артиллерийскими комплексами на кораблях стояли либо артиллерийская радиолокационная система управления стрельбой МР-103 «Барс» (для 57-мм артустановки АК-725), либо корабельная радиолокационная система управления стрельбой МР-123/176 «Вымпел-А» (для 76-мм артустановки АК-176 и 30-мм автоматов АК-630).

ВЫСАДКА ДЕСАНТА

Большие десантные корабли проекта 775/775М, согласно спецификации, рассчитаны на использование в одном из следующих вариантов загрузки: либо 150 человек десанта и 10 основных боевых танков типа Т-55 с экипажами 40 человек; либо 12 плавающих танков ПТ-76 с экипажами 36 человек; либо подразделение в составе трех основных боевых танков типа Т-55 с экипажами 12 человек, трех 120-мм минометов с расчетами, трех боевых машин с экипажами (командно-штабные машины), четырех автомобилей ЗиЛ-130, четырех автомобилей ГАЗ-66 и одного легкового внедорожника ГАЗ-69 с водителями по штату. На корабле предусмотрено место для размещения до 190 человек десанта. Корабль способен перевезти груз весом 650 т на расстояние 4700 миль.

Высадка сил десанта осуществляется при помощи носового десантного устройства, в состав которого входят носовые ворота и аппарель. При этом высадка сил десанта с неплавающей техникой может осуществляться непосредственно на оборудованное или необорудованное побережье с минимальным уклоном дна 2-3 град. – в зависимости от общей массы принятых на корабль грузов, при глубине брода на ноке сходни не более 1,2 м. Кроме того, корабли проекта 775/775М обладают одной интересной особенностью, которую можно с успехом реализовать при высадке сил морского десанта или же при погрузке/выгрузке перевозимых морем различных грузов: благодаря наличию носовой аппарели и кормовых ворот, расположенных примерно на одном уровне, возможно соединение нескольких кораблей для создания «плавучего моста».

В свое время, будучи курсантом ВВМУ им. М.В.Фрунзе, автору данного материала пришлось побывать в качестве «десантника» на борту одного из десантных кораблей данного семейства – на «Константине Ольшанском». Нашу группу «студентов», как обычно называют курсантов военно-морских училищ на флоте, разместили в одном из многоместных кубриков, предназначенных как раз для личного состава десанта. Должен признать, что находиться в таком помещении – а рассчитано оно на взвод морской пехоты – в течение длительного времени, хотя бы даже тех 30 суток, что указаны в тактико-технических элементах корабля как его автономность по запасам провизии, вещь «не для слабонервных». Кубрик – очень тесный, высота подволока – примерно 1,9-2,0 м, а места для отдыха десантников (для простых смертных – койки) расположены в три яруса на минимально допустимом расстоянии друг от друга. Фактически места там хватало ровно на то, чтобы лечь на нее. Если над тобой спал достаточно «грузный» коллега, то пружинная сетка прогибалась едва ли до тебя самого. А уж подъем по тревоге представлял собой весьма забавное зрелище – не было ни разу, чтобы по тревоге кто-то из верхних товарищей не свалился на голову или иные части тела тем, кто спал на нижнем или втором снизу ярусе. В общем, после такого еще раз убеждаешься – в морской пехоте служат настоящие мужчины!

21 октября 2017 года в Гданьске состоялась церемония передачи ВМС Алжира построенного польским судостроительно-судоремонтным предприятием Remontowa Shipbuilding SA большого парусно-моторного учебного корабля El Mellah (бортовой номер "938", название в переводе означает "Моряк").

Переданный ВМС Алжира парусно-моторный учебный корабль El Mellah постройки польской верфи Remontowa Shipbuilding SA. Гданьск, 21.10.2017 (с) Przemysław Gurgurewicz / www.altair.com.pl

О реализации верфью Remontowa Shipbuilding контракта на постройку для ВМС Алжира большого парусно-моторного учебного корабля было объявлено на праздновании 70-летия предприятия 28 июня 2015 года. Корабль El Mellah был спущен на воду 7 ноября 2015 года и стал 1000-м кораблем и судном, спущенным на верфи Remontowa Shipbuilding за ее историю. До 2011 года это предприятие (ныне принадлежащее группе Grupa Remontowa) носило название Stocznia Północna и в свое время было известно постройкой для ВМФ СССР серий средних и больших десантных кораблей и вспомогательных судов.

Морские испытания El Mellah велись с ноября 2015 года. Корабль должен выйти в Алжир в ноябре 2017 года и станет учебным кораблем Военно-морской академии Алжира.

Проект учебного парусника для ВМС Алжира был разработан в 2012-2013 годах по отдельному контракту известным голландским судостроительным проектным бюро Dykstra Naval Architects в партнерстве с польским проектным бюро Choren Design & Consulting (проект В-103/1 по польской номенклатуре), при этом главным конструктором корабля был знаменитый польский проектировщик парусных судов Зигмунд Хорень. Разработчиком отделки корабля выступило бюро Midcon Designer Ltd. Первоначально предполагалось, что строительство корабля будет осуществляться судостроительным объединением Damen Shipyards Group (подобно спроектированному тем же бюро учебному паруснику Shabab Oman II для ВМС Омана). Однако в итоге контракт на постройку получила польская Remontowa Shipbuilding.

Учебный парусник El Mellah для Алжира является крупным кораблем водоизмещением 1820 тонн, оснащенным трехмачтовым фрегатским парусным вооружением общей площадью 3000 кв м. Длина корабля вместе с бушпритом составляет 110 м, ширина 14,5 м, высота верхней палубы над ватерлинией 8,6 м. Вместимость по экипажу и курсантам составляет 222 человека, включая 120 курсантов и 18 преподавателей. Предусмотрено, что треть курсантов могут быть женщинами.

Построенный польской верфью Remontowa Shipbuilding SA для ВМС Алжира парусно-моторный учебный корабль El Mellah на испытаниях (с) Remontowa Shipbuilding SA




Построенный польской верфью Remontowa Shipbuilding SA для ВМС Алжира парусно-моторный учебный корабль El Mellah на испытаниях в совместном плавании с польским учебным парусно-моторным кораблем Dar Mlodziezy, 21.08.2017 (с) Przemislaw Kozlowsky / www.am.gdynia.pl


Построенный польской верфью Remontowa Shipbuilding SA для ВМС Алжира парусно-моторный учебный корабль El Mellah на испытаниях, 15.07.2017 (с) Piotr B. Stareńczak / www.portalmorski.pl


...Программа строительства Польшей многоцелевого корвета "Gawron" была одной из самых важных программ по модернизации польского флота. Первоначально планировалось построить 7 корветов на основе немецкого проекта EKO A-100. Это должны были быть современные корабли, построенные по технологии "stealth", вооруженные противокорабельными ракетными комплексами, средствами ПВО, торпедами и артиллерийским комплексом.

Строительство первого корабля было начато в 2001 году на военно-морской верфи в Гдыне. Очень скоро стало ясно, что бюджет ВМС не выдержит нагрузки по строительству 7 кораблей. Поэтому количество строящихся корветов сначала было уменьшено до 3-х единиц, а потом - до одного, - сообщает польское издание WIADOMOSCI 24. Это решение еще больше спровоцировало серьезные финансовые проблемы судоверфи, которая вложила свои средства в производство новых кораблей. Кроме того, уменьшение количества единиц серии привело к увеличению стоимости одного корвета. В итоге новый корабль по стоимости получился дороже, чем самый современный американский фрегат, строящийся по программе Littoral Combat Ship (боевой корабль прибрежной зоны).

Более чем за десятилетнее строительство корпуса из бюджета было потрачено более 400 млн. злотых. По оценкам МО Польши, для завершения всех работ по постройке корвета требовалось еще 1.1 млрд. злотых - слишком дорого как для такого проекта. В связи со сложившейся ситуацией премьер-министр Польши Д.Туск 24 февраля этого года заявил об окончательной остановке национальной программы по строительству корветов класса "Gawron". Это значит, что после списания из состава ВМС Польши фрегатов американского производства типа "Olivier Hazard Perry", средний возраст которых превышает 30 лет, национальный флот останется без больших военных кораблей.

Отсутствие средств у МО Польши на своевременную постройку привело к тому, что на ряд деталей, закупленных для корвета, гарантия закончилась еще до их установки. Технический спуск на воду первого и единственного корпуса корабля был проведен в 2009 году, через 8 лет после начала строительства. Вскоре после этого события тогдашний министр обороны Б.Клих приостановил строительство корвета, в результате чего военно-морская верфь Гдыни обанкротилась.

А 24 февраля 2012 года, как указывалось выше, премьер-министр Д.Туск объявил об окончательной остановке программы корвета "Gawron", назвав ее бессмысленной.

Польские обозреватели неоднозначно оценивают отказ от строительства корвета. Расчет затрат показывает, что стоимость одной единицы значительно выше, чем стоимость серийного корабля. Когда строится десяток кораблей, стоимость проекта, разработка различных узлов, создание новой технологической линии разбиваются на всю серию. А в случае с единственным корветом цена его будет дороже, чем на более и лучше вооруженный корабль, строящийся в рамках серийного производства. Иметь современный боевой корабль - это, конечно, престижа для флота. Тем не менее, один корабль, лишь слегка может усилить ВМС. Минимум необходимо иметь три единицы: один корабль находится в ремонте, второй - готовится к отплытию, либо движется к заданному району действий, а третий - выполняет поставленную задачу.

Один корабль большую часть времени не в состоянии выполнять возложенные на него задачи. Несколько схожая проблема существует у ВМС Франции с ее единственным авианосцем "Шарль де Голль", хотя планировалось построить два корабля такого класса. Таким образом, в течение месячных ремонтов авианосца ВМС Франции лишены своего корабля, на содержание которого расходуются огромные суммы, что приводит к временному снижению боевого потенциала флота.

С другой стороны, в ситуации с ВМС Польши поставка даже одного корвета имела бы огромное значение, - пишет WIADOMOSCI 24. Устарелые фрегаты типа "Olivier Hazard Perry", доставшиеся от США, через несколько лет будут списаны. Для большинства моряков, проходящих службу на этих кораблях, в военном плане будущего не будет. И они, - высоко квалифицированные специалисты, - будут вынуждены отправиться на "гражданку". В будущем с нуля восстановить качественный личный состав персонал будет очень дорого и займет много лет. В случае возникновения кризисной ситуации на это может не хватить времени. Таким образом, даже один современный корвет поможет оставить специалистов в армии.

Нужны ли Польше корветы?

Премьер-министр Д.Туск в одном из своих последних выступлений заявил, что программа по строительству корветов была аннулирована в связи с тем, что Польше на Балтике не нужны корабли подобного класса. Польских обозревателей, мягко говоря, удивила такая позиция премьера. Балтийское море является относительно небольшим и для корветов является вполне пригодным районом. Эти корабли могут вступать бой с надводными силами противника, вести противолодочную борьбу и в ограниченной степени создавать противовоздушную оборону для себя и других кораблей.

Корабли меньшей водотоннажности не имеют таких возможностей. Для примера - модернизированный проект 660 типа "Orkan" (малый ракетный корабль), находящийся в составе ВМС Польши. На вооружении он имеет противокорабельные ракеты RBS-15 Mk 3, артиллерийское орудие АК-176, 30-мм автоматическую корабельную артустановку АК-630 и ПЗРК "Стрела-2М". Эти орудия не в состоянии бороться с подводными лодками и их зенитное оружие подходит для самообороны только на короткие расстояния и в ограниченном виде, не говоря уже о возможности базирования вертолета. Стоит отметить, что флот также не имеет истребителей, которые могли бы защитить суда от нападения с воздуха.

Эффективное проведение операций на морях и океанах может обеспечить только корабль класса корвет, - подчеркивают WIADOMOSCI 24. Меньший - просто не подходит для этого. Издание также напоминает, что Польша, вступая в НАТО, взяла на себя обязательства по поддержанию своих ВС, включая ВМС, на уровне, обеспечивающим эффективную оборону, самостоятельно и в составе союзных войск. Отказ от строительства корветов класса "Gawron" и отсутствие планов по развитию ВМС Польши является сознательным нарушением положений устава НАТО, которые обязались соблюдать, - указывает издание.

Вместе с тем польское МО пока не отказывается от приобретения в ближайшие годы 3-х новых подводных лодкок. Скорее всего, это будут либо французские "Scorpène", либо немецкие U-214.

Ранее МО Польши подписало контракт на приобретение у Норвегии береговых ракетных дивизионов Kongsberg, вооруженных противокорабельными ракетами, что, безусловно, является укреплением ВМС, но не может заменить корветы. Этого явно недостаточно для такой страны, как Польша, с устремлениями сопоставимыми, как минимум, с Италией или Испанией. Если отношение политиков к вопросам обороны не изменится, то к 2020 году флот будет не в состоянии защитить государство и его интересы в мире, - пишет издание.

Прокуратора завела дело

Как сообщает TVN 24, прокуратура рассматривает возможность привлечения к уголовной ответственности высокопоставленных офицеров ВМС Польши за строительство корвета "Gawron". По мнению прокуратуры, проблемы со строительством корвета были связаны с тем, что контракт на строительство корабля был подписан с серьезными просчетами. Кроме того, в контракте отсутствовала конкретика, которую пытались скрыть во множестве поправок.

Также прокуратуру интересует тот факт, на каком основании договор был подписан с судостроительным предприятием Гдыни, которое находилось в затруднительном финансовом положении и в течение срока действия договора подало заявление о банкротстве. Следователи считают, что при выборе верфи по строительству корвета не обошлось без огромнейших взяток.

Но и это еще не конец истории. Согласно документам МО и правительства Польши от 2001 года, кабинет министров, сокращая расходы, приказал министерствам экономить во всех сферах. В след за этим МО запретило подчиненным структурам подписывать многомиллионные контракты. Но командование ВМС ослушалось гражданского начальства из МО и через месяц после официального запрета подписало контракт на строительство корветов.

Как видим, не только в Украине любят зарабатывать "крохи на жизнь" за счет боевого потенциала страны.



Добавить коментарий
Последние публикации

П олитотдел редакции «ИНФОРМЕРа» продолжает рассказывать читателям о происходящих в Севастополе политических процессах.&nbs

Двухдневное пребывание в Городе-Герое председателя Союза Болгарских журналистов Снежаны Тодоровой завершилось подписанием Меморандума о перспективах

Военно-морские силы Польши (польск. Polska Marynarka Wojenna - PMW) - один из видов Вооружённых сил Республики Польша, включающий в себя боевые корабли и катера, суда вспомогательного флота, силы береговой охраны, военно-морские базы и пункты базирования флота, морскую авиацию и военно-морские учебные заведения.

Формирование военно-морских сил началось вскоре после провозглашения независимости Польши. Уже 28 ноября 1918 года указом Ю.Пилсудского были образованы Военно-морские силы Республики Польша. Первые части были сформированы в Модлине, это были флотилия речных кораблей, дивизия моряков-резервистов и батальон морской пехоты под командованием генерала Йозефа Халлера (Józef Haller), сформированные из матросов бывшего немецкого флота.

Становление военного флота

После подписания Версальского мирного договора Польша получила выход к Балтийскому морю на 70-км полосе побережья с портами Хель и Пуцк. Последний стал колыбелью образования морских сил военного флота, именно на него базировалось гидрографическое судно ORP Pomorzanin – один из первых вымпелов ВМС Польши.

После капитуляции Германии из состава немецкого военно-морского флота Польша получила 6 малых миноносцев и 4 тральщика, еще 2 канонерские лодки были получены из состава российского Императорского флота. Для начала 1920-х годов этих сил было вполне достаточно для защиты непротяженной морской границы.

Во время Советско-польской войны 1919-1920 годов на сухопутном фронте сражалось 2500 моряков из состава батальона морской пехоты, а также экипажи кораблей Висленской и Пинской военных флотилий.

Первые программы развития флота

В 1920 году была разработана первая 10-летняя программа развития военного кораблестроения, которая предусматривала постройку двух линкоров, шести крейсеров, 28 эсминцев и большого числа малых кораблей. Нереальность программы была столь очевидна, что ее даже не стали выносить на обсуждение сейма.

В 1924 году была подготовлена так называемая "малая программа". По ней за 12 лет польские ВМС должны были пополниться 2 крейсерами, 6 эсминцами, 12 миноносцами, 12 подводными лодками. В следующем году в сейм подали запрос на вы¬деление средств на постройку 9 подводных лодок (в том числе - трех подводных заградителей). Однако из-за тяжелого финансового положения страны была утверждена закупка только трех подводных минных заградителей. Позже удалось добиться выделения дополнительных средств на закупку двух ЭМ. Корабли заказывали во Франции (эсминцы) и Голландии (ПЛ).

Параллельно с заказом кораблей за рубежом, под руководством командования флота в лице вице-адмирала Казимижа Поребского (Kazimierz Porębski) и контр-адмиралов Ежега Свирского (Jerzeg Świrski) и Йозефа Унруга (Józef Unrug) шло развитие береговой инфраструктуры флота. Примерно в это же время на ВМБ Пуцк начала базироваться первая эскадрилья морской авиации.

Разразившаяся "Великая депрессия" привела к отказу от реализации "малой программы" - до середины 1930-х годов ВМС Польши получили всего 2 ЭМ, 3 ПЛ и 4 ТЩ. Плачевное состояние флота привело к тому, что в Польше частными лицами была развернута кампания по сбору средств на постройку подводной лодки.

Последняя предвоенная программа перевооружения флота

В 1936 году была подготовлена реалистичная шестилетняя программа перевооружения флота, учитывающая возможности бюджета страны. В соответствии с ней до 1942 года предусматривалась постройка 8 эсминцев, 12 подводных лодок, 1 минного заградителя, 12 тральщиков и 10 торпедных катеров.

К началу Второй мировой войны польские ВМС насчитывали 4 эсминца (ORP Wicher, ORP Burza, ORP Grom и ORP Błyskawica), 5 подводных лодок (ORP Żbik, ORP Ryś, ORP Wilk, ORP Sęp и ORP Orzeł), 1 минный заградитель ORP Gryf, 6 тральщиков, 2 канонерских лодки и ряд устаревших кораблей и судов. Большинство из них находились в ВМБ Хель либо патрулировали прибрежные воды.

Флот накануне и в первые месяцы Второй мировой войны

30 августа 1939 года три эсминца ORP Burza, ORP Grom и ORP Błyskawica были направлены из Балтики в Северное море. Согласно планам польского командования, эти корабли, сведенные во флотилию "Пекин" (кодовое название операции), могли бы нарушать торговое судоходство Германии, базируясь на порты Англии.

Остальные боевые корабли под командованием контр-адмирала Йозефа Унруга вплоть до капитуляции Польши оказывали сопротивление немецким войскам, защищая мосты и переправы в нижнем течении Вислы, а моряки из экипажей приняли участие в последнем сражении Польской компании в составе оперативной группы «Полесье» под Коцком. Несколько кораблей (в том числе, эсминец "Вихрь" и минный заградитель "Гриф") были потеряны в ходе боевых действий в сентябре 1939 года.

После падения Польши разрозненные корабли польских ВМС, избежавшие гибели и интернирования, попали под оперативное командование английского Адмиралтейства, сохранив при этом экипажи и национальные флаги. Уже летом 1940 года "польский флот под английским управлением" получил первое пополнение - за счет французских кораблей, захваченных в английских портах в июле того же года. За ними последовали корабли английского флота - всего за годы войны польский флаг поднимался над двумя крейсерами, тремя эсминцами, тремя эскортными миноносца¬ми, тремя подводными лодками и 10 ТКА британского флота.

В дальнейшем, польские корабли в составе ВМС Великобритании участвовали в десантной операции в Норвегии, эвакуации войск западных союзников из района Дюнкерка, сопровождении конвоев, обеспечении десантной операции союзников в Нормандии и других операциях. Всего за годы Второй мировой войны кораблями под польским флагом пройдено 1210 тысяч миль, сопровождено 787 конвоев и совершено 1162 выхода на боевое патрулирование.

31 марта 1947 года существованию ВМС Польши за рубежом (в Великобритании) был положен конец. Большинство членов экипажей кораблей предпочли не возвращаться на Родину.

Послевоенные годы в составе Варшавского договора

18 апреля 1945 года в соответствии с декретом Крайовой Рады Народовой было создано Министерство обороны, 7 июля 1945 года было принято решение о создании военно-морского флота Польской Народной Республики со штабом в городе Гдыня. Главными задачами нового военного флота Польши стали разминирование прибрежной акватории и защита морских границ страны, береговая черта которой теперь имела протяженность 500 км.

В начале апреля 1946 года СССР передал Польше 23 боевых корабля (9 тральщиков, 12 охотников за подводными лодками и 2 торпедных катера).

В 1955 - 1991 годы Польша являлась участником Организации Варшавского договора.

В составе НАТО на рубеже веков

В марте 1999 года Польша вступила в НАТО.

По состоянию на 2012 год в составе ВМС Польши имелся 41 боевой корабль и катер (в том числе 5 ПЛ, 2 ФР, корвет и 5 РКА), а также 15 вспомогательных судов и катеров.

Перспективы развития

Министр национальной обороны Польши Томаш Семоняк 29 марта 2012 года на встрече с руководством военно-морских сил Польши представил план развития ВМС страны на период до 2030 года.

Основой плана является отказ от модернизации наличных кораблей и судов и переход к приобретению для ВМС кораблей и судов новой постройки. Обновление польского флота будет происходить в три этапа - к 2022, 2026 и 2030 годам. Целью является "получить качественный скачок с ограниченными финансовыми ресурсами", поскольку при этом среднегодовой бюджет на закупки для ВМС будет поддерживаться на нынешнем уровне 900 млн. злотых.

К 2030 году ВМС Польши должны быть полностью обновлены и получить три новые подводные лодки, три корабля "обороны побережья" (okręty obrony wybrzeża), три патрульных корабля с противоминными возможностями, три новых тральщика, два спасательных судна, два корабля радиоэлектронной разведки и семь судов обеспечения, включая одно судно снабжения. Ни одного из ныне находящихся в составе флота кораблей и катеров в 2030 году в строю не останется.

Из состава польской морской авиации к 2030 году планируется сохранить 10 самолетов М-28 различных вариантов (из 12 находящихся сейчас в строю), а также один (из четырех) поисково-спасательных вертолетов W-3RM. Предполагается закупка шести новых противолодочных и шести поисково-спасательных вертолетов, а также шести беспилотных летательных аппаратов (в том числе трех вертолетного типа для корабельного базирования). Планируется закупить 10 современных корабельных противоминных комплексов, а также два комплекса ЗРК для ПВО главной базы флота. Закупка дивизиона современного берегового противокорабельного ракетного комплекса (NSM) уже произведена.

Данная концепция предполагает списание к 2018 году большинства кораблей нынешнего состава ВМС Польши. Уже к 2015 году предполагается списание одного из польских фрегатов типа Oliver H. Perry (Generał Tadeusz Kościuszko) а к 2018 году должны быть списаны, помимо прочего, второй фрегат Generał Kazimierz Pułaski, корвет Kaszub, все четыре подводные лодки типа Kobben, оба ракетных катера проекта 1241РЭ и пять тральщиков. При этом предполагается, что в указанный период до 2018 года польский флот пополнят лишь два новых корабля - планируемая к приобретению подводная лодка, а также планируемый к постройке новый тральщик-искатель мин типа Kormoran II. Боевое ядро ВМС Польши при этом сократится до двух подводных лодок (одной новой и одной проекта 877Э) и трех ракетных катеров типа Orkan.

Пункты базирования

  • ВМБ Гдыня (главная база)
  • ВМБ Свиноуйсьце (база сил Береговой охраны)

Ссылки в сети

Официальная страница ВМС Польши (период с 1998 по 2013 годы включительно)

Польское государство возникло после первой мировой войны на территории, отколовшейся от Германской и Российской империй. Молодое государство получило выход к Балтийскому морю, но возникла проблема, где взять боевые корабли. От германского флота удалось получить только несколько небольших миноносцев.

Проблему попытались решить после советско-польской войны 1920 года. На мирных переговорах в Риге в 1921 году Польша потребовала от РСФСР часть кораблей Балтийского флота: 2 линкора типа “Гангут”, 10 больших эсминцев, 5 подводных лодок, 10 тральщиков, 21 вспомогательный корабль, а также 2 недостроенных крейсера типа “Светлана”. И все это для защиты 42 миль побережья, на котором к тому же не было ни одного приличного порта. Советской делегации удалось добиться снижения квоты, а затем и вовсе отклонить эти притязания.

Однако польские мечты о великом флоте не угасли. Вице-адмирал Казимеж Порембский (бывший старший офицер легендарного крейсера “Новик” и последний командир линкора “Императрица Мария”) разработал перспективный план развития польского флота, куда включены и два линкора. Вскоре стало ясно, что эту программу Польше не осилить.

В двадцатых годах польский флот планировали пополнить американскими додредноутами, правда, не совсем ясно, какого типа. В некоторых изданиях говорится о пяти линкорах типа “Коннектикут”, но их было построено всего два (“Коннектикут” ВВ-18 и “Луизиана” ВВ-19). Современники говорили о возможности приобретения “Нью-Джерси” ВВ-16, а польский историк Ежи Пертек считает, что предметом переговоров стали линкоры типа “Нью-Гемпшир”.

В любом случае речь идет о достаточно старых кораблях, построенных в период с 1904 по 1909 год, но не это остановило поляков. Расчеты, произведенные в Штабе обороны побережья, показали, что только на окраску этих кораблей уйдут чуть ли не все средства, выделенные на польский военно-морской флот, а содержание этих “престарелых гигантов” сожрет весь госбюджет.

Через некоторое время, когда экономика Польши встала на ноги, снова появились мечты о строительстве бригады линкоров. На конференции по разоружению в Женеве Польша объявила о желании создать флот общим водоизмещением 150000 т. Польский публицист Юлиан Гинсберт опубликовал проект судостроительной программы, в которую были включены два линкора, 2 тяжелых крейсера, 9 эсминцев, 9 миноносцев, 18 подводных лодок, 21 тральщик, 24 сторожевика и много вспомогательных кораблей. Линкоры должны были обладать следующими характеристиками:

Водоизмещение: 25000 т;

Бронирование: 350 мм;

Вооружение: 9 305-мм и 12 150-мм орудий.

Общая стоимость программы достигла миллиарда злотых (200 миллионов долларов), поэтому и эта программа тоже осталась на бумаге.

Во время второй мировой войны в 1940 году после капитуляции Франции англичане предложили полякам (польскому правительству, находившемуся тогда в Лондоне) линейный корабль “Париж” (один из четырех французских линкоров типа “Курбэ”), заложенный 10 ноября 1911 г. на верфи “Форж и Шантье” в Ле Сейне.

Польское командование сначала весьма благосклонно отнеслось к включению в состав своего немногочисленного флота линкора. Решили даже не менять старое название корабля и использовать его в качестве учебного судна и плавучей зенитной батареи. Командующий польским флотом адмирал Ежи Свирский после войны говорил, что он опасался, что если на линкоре будет поднят польский флаг, то немцы предпримут против него свои меры, а потеря корабля больно ударит по боевому духу поляков.

Но кроме высоких соображений польское командование останавливали и более прозаические: у него было слишком мало людей, чтобы укомплектовать устаревший линкор. Именно в этот период полякам передавались эсминцы, сторожевики и торпедные катера, которые и “съели” весь личный состав. Идея была похоронена, и на этом завершились мечты гордых поляков о своем линейном флоте.

Из книги Техника и вооружение 2005 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

ПОЛЬША Боевые машины пехоты BVVP-1 и BWP-1MСоветская БМП-1, производившаяся в Польше по лицензии, получила обозначение BWP-1 (Bojowy Woz Piechoty-1, прямой перевод БМП-1). На 2000 г. сухопутные войска Республики Польша насчитывали более 1400 БМП, однако около половины этих машин уже выработали

Из книги Messerschmitt Bf 110 автора Иванов С. В.

Польша Германия напала на Польшу 1 сентября 1939 г. Над Польшей получили боевое крещение элитные части Геринга – Zerstorergreppen: 1(Z)/LG-1 и I/ZG-1 в составе 1 -го воздушного флота Кессельринга, действовавшего в районе границы Польши и Восточной Пруссии; I/ ZG-76 на юге в составе 4-го

Из книги Gloster Gladiator автора Иванов С. В.

Польша В польских эскадрильях Королевских ВВС «Гладиаторы» использовались только на вспомогательных ролях. Например, офицер связи 25-й авиагруппы подполковник Ян Бялый использовал курьерские «Гладиаторы» К7927, К8049 и К8046. На «Гладиаторе Mk I» K7927 (прежде служившем в 603-й

Из книги Учебник выживания снайпера [«Стреляй редко, но метко!»] автора Федосеев Семён Леонидович

Польша Магазинная снайперская винтовка SKW «Алекс» Несмотря на наличие собственной оружейной промышленности, польская армия использовала зарубежные снайперские винтовки или их модификации. Однако периодически предлагались собственные разработки. Так, в 2005 г.

Из книги Hawker Hurricane. Часть 2 автора Иванов С. В.

Польша Поляки заказали «Харрикейны» в Англии весной 1939 года. Английское правительство в это время выделило крупный кредит для Польши, на который в Англии были закуплены самолеты. Выбор поляками «Харрикейна» объяснялся просто. Это был единственный тип английского

Из книги Fieseler Storch автора Иванов С. В.

Из книги МиГ-29 автора Иванов С. В.

Польша У нас нет архивных данных, которыми можно было подтвердить число «Шторьхов», переданных в Польшу после войны, а также проследить их судьбу. Известно, что первый «Шторьх», брошенный немцами, был 23 января 1945 года передан в юношескую авиашколу АК в Быдгощи. Передача

Из книги Самозарядные пистолеты автора Каштанов Владислав Владимирович

Польша В 1989 г. Польша получила десять истребителей МиГ-29 и три спарки МиГ- 29УБ, самолеты поступили на вооружение 1-го истребительного авиационного полка «Варшава», базировавшегося на аэродроме Минск-Мазовецки. Этот полк стал первым в ВВС Польши, получившим реактивные

Из книги Нацистская Германия автора Колли Руперт

Польша VIS 35 Radom VIS 35 выпуска 1938 года VIS 35 выпуска 1939 годаПистолет VIS был принят на вооружение Войска Польского незадолго до начала Второй Мировой войны. Создателями пистолета являются польский конструктор Петр Вильневчиц, выпускник Михайловской артиллерийской академии,

Из книги Разведка Судоплатова. Зафронтовая диверсионная работа НКВД-НКГБ в 1941-1945 гг. автора Колпакиди Александр Иванович

Польша: гарантии Версальский мирный договор отрезал Восточную Пруссию от остальной Германии полоской земли, известной как «польский коридор». В конце этого коридора, на берегу Балтийского моря, располагался бывший немецкий город Данциг, объявленный теперь «вольным

Из книги Солдатский долг [Воспоминания генерала вермахта о войне на западе и востоке Европы. 1939–1945] автора фон Хольтиц Дитрих

Глава 22. Польша Согласно официальным советским данным, в годы Второй мировой войны на территории Польши действовало 90 советских партизанских отрядов и групп общей численностью около 20 тыс. человек. При этом нужно учитывать, что в 1942–1944 годах в составе советских

Из книги Энциклопедия спецназа стран мира автора Наумов Юрий Юрьевич

Польша Промежуток времени между чехословацкими событиями и вторжением в Польшу был проведен с пользой. Мы совершенствовали свою подготовку, стараясь сохранить свои подразделения в прекрасном состоянии. Другие полки 22-й дивизии тоже начали тренировки по высадке с

Из книги Линкоры второстепенных морских держав автора Трубицын Сергей Борисович

РЕСПУБЛИКА ПОЛЬША Пистолет WIST-94L Пистолет WIST-94 был разработан польским военным институтом техники и вооружений WITU (Wо]skowy InstytutTechniczny Uzbrojenia) в 1992–1994 гг. Производится заводом Ргехег, расположенным в городе Лодзь. Пистолет WIST-94 в 1997 г. принят на вооружение польской

Из книги Гитлер. Император из тьмы автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

Польша Польское государство возникло после первой мировой войны на территории, отколовшейся от Германской и Российской империй. Молодое государство получило выход к Балтийскому морю, но возникла проблема, где взять боевые корабли. От германского флота удалось получить

Из книги Бронетанковая техника стран Европы 1939-1945 гг. автора Барятинский Михаил

24. Как сгинула Польша Большинство немцев с радостью восприняло подписание договора с Россией. Ведь в самые тяжелые времена, после Версаля, наша страна показала себя надежным другом Германии. Славили мудрость фюрера – вон какой молодец, подурачил Запад, урвал все

Из книги автора

Польша Эмблема броневых сил Польши.Формирование польских танковых войск началось в 1919 году, сразу после окончания Первой мировой войны и предоставления Польше независимости от России. Этот процесс проходил при мощной финансовой и материальной поддержке со стороны