Меню

Презентация на тему "алексей петрович маресьев"

Первый класс

Страх присущ всем.

Если вам кто-то будет говорить,

что он ничего не боится, – не верьте.

Надо просто уметь побеждать в себе это чувство.

Из интервью с А. Маресьевым

Цель : воспитание уважительного отношения к людям, чьё служение Отечеству – пример мужества и доблести.

Задачи :

– воспитать у учащихся гордость за ратные подвиги наших дедов;

20 мая 2016 года исполнилось 100 лет со дня рождения легендарного лётчика, Героя Советского Союза, человека, который в годы Великой отечественной войны, несмотря на тяжелую инвалидность, сумел продолжить летать и сбивать в нашем небе самолеты фашистских захватчиков, Алексея Петровича Маресьева.

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в г. Камышине Саратовской губернии. В три года остался без отца, мать одна воспитывала троих сыновей. После окончания школы Алексей получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность.

В 1934 году Камышинский райком комсомола направил его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь, без отрыва от производства, Маресьев занимается в аэроклубе. В 1937 году был призван в армию.

В начале служил в авиапогранотряде на Сахалине, затем был направлен в Батайское авиационное училище им. А. К. Серова, которое окончил в 1940 году и был оставлен в училище инструктором. Там же, в Батайске, встретил войну.

В августе 1941 года Маресьев был направлен на Юго-Западный фронт и 23 августа 1941 года совершил свой первый боевой вылет в районе Кривого Рога. В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету у Маресьева числилось 4 сбитых немецких самолёта.

4 апреля 1942 года самолёт Маресьева был подбит, а сам лётчик тяжело ранен в ноги. Совершил вынужденную посадку на занятой немцами территории и восемнадцать суток сначала на покалеченных ногах, а потом ползком пробирался к линии фронта.

Еле живого Алексея обнаружили мальчишки из деревни Плав, Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвёз Маресьева на подводе в свой дом. Больше недели колхозники ухаживали за лётчиком, в селе не было врача, а Маресьеву нужна была квалифицированная медицинская помощь. В первых числах мая на окраине села приземлился самолёт и Маресьев был отправлен в Москву. Врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги.

Ещё в госпитале Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Примером ему служил лётчик Первой мировой войны Прокофьев - Северский, который потерял правую ногу, но несмотря на это, вернулся в небо. Он убедил себя и врачей в том, что сможет летать и воевать. Затем продолжил тренироваться в санатории, куда был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и практиковался в Ибресинской лётной школе в Чувашии. Любил пошутить, мог сплясать под гармошку. Ходил, поскрипывая кожаными ботинками. Даже в крепкие морозы не обувал валенки. Тогда ещё не все знали, что этот оптимистичный парень передвигается на протезах и заново учится летать.

Командование полка не отпускало Алексея на боевые задания: обстановка в небе накануне Курской битвы была очень напряжённой. Но Маресьев рвался в бой и очень переживал после каждого отказа. Однополчане улетали к линии фронта, а он продолжал тренироваться, оттачивая мастерство над аэродромом. Разгоралось крупнейшее сражение на Курской дуге, и командир эскадрильи, наконец, дал Алексею добро на полёты.

В феврале 1943 года он совершил первый после ранения вылет.

Свой новый боевой счёт Алексей Маресьев открыл уже 6 июля 1943 года. За два дня, летая на Ла-5, он сбил пять вражеских самолётов. Слава о безногом лётчике разнеслась по 15-ой воздушной армии и по всему Брянскому фронту.

Командир эскадрильи А. М. Числов взял Маресьева с собой в пару и после нескольких удачных вылетов, доверие к Маресьеву установилось полное.

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя.

Представляя героя к награде, командир полка H.П. Иванов писал: "Истинный русский патриот, он, не жалея жизни и крови, сражается против врагов и, несмотря на серьезный физический недостаток, добивается в воздушных боях отличных успехов".

24 августа 1943 года за этот подвиг Алексею Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Однако нагрузки все время возрастали и поэтому уже в 1944 году, когда Маресьеву предложили стать инспектором - летчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС, он согласился. Но сам об этом, он никого не просил... К тому времени заместитель командира эскадрильи 63-го ГвИАП Гвардии Старший лейтенант Алексей Маресьев совершил 87 боевых вылетов и сбил 11 вражеских самолетов, в том числе 7 - после возвращения на фронт после ранения и ампутации ног.

В 1944 году Маресьев ушёл из боевого полка и стал инспектором - лётчиком в управлении Вузов ВВС. Свои последние вылеты на самолете (учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 50-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве. На этом его небесная эпопея закончилась.

Со свойственной ему неукротимой волей он взялся за учебу. В 1952 году успешно окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, а в 1956 году – аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. В том же году кандидат исторических наук Алексей Петрович Маресьев вошел в состав Советского комитета ветеранов войны.

О судьбе этого героического человека Борисом Полевым была написана книга «Повесть о настоящем человеке», по которой в дальнейшем был снят фильм.

Алексей Петрович никогда не жаловался на судьбу, жил скромно, не поддавался недугам и удивлял окружающих жизнерадостностью, обаянием и оптимизмом.

Он награждён орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, Красной Звезды и медалями.

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но за час до начала у Алексея Петровича случился сердечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался, не приходя в сознание. Торжественный вечер всё же состоялся, но начался он с минуты молчания... Похоронен Маресьев в городе – герое Москве на Новодевичьем кладбище, где 23 февраля 2005 года в торжественной обстановке открыт памятник на могиле Героя.

На доме по улице Тверская, 19 в Москве, где жил Алексей Маресьев висит мемориальная доска.

В честь него поставлен бюст в городе Комсомольске–на-Амуре.

В честь Маресьева названа малая планета 2173 Maresiev, во многих городах улицы носят имя героя. В городе Камышин стоит монумент недалеко от дома, где жил лётчик-ас.

Он был почётным солдатом воинской части, почётным гражданином городов Комсомольск-на-Амуре, Камышин, Орёл, Стара-Загора. Его именем названы молодёжные патриотические клубы, общественный фонд, малая планета Солнечной системы.

Он навечно останется в памяти человечества.

Историко-литературный час к 100-летию (1916) со дня рождения Героя Советского Союза, летчика-аса А.П. Маресьева

Советский писатель Борис Полевой однажды сказал: «Чтобы подвиги не затерялись, чтобы советские люди узнали в полной мере, как боролись с фашизмом их сограждане, нужно все записывать». В суровые, тяжелые годы Великой Отечественной войны Б. Полевой был военным корреспондентом газеты «Правда». Он постоянно ездил в войска, знакомился с разными людьми, писал очерки и статьи в газету, рассказывая о мужестве и подвигах советских воинов. Полевой считал, что его долг как журналиста поведать миру о людях, которые не щадили себя в битве с врагом, отдавали все силы для защиты Родины.

В 1943 году писатель приехал в гвардейский истребительный полк, летчики которого за 9 дней сбили 47 вражеских самолетов. Там он познакомился с лётчиком – истребителем Алексеем Маресьевым, о котором ему сказали, что это лучший лётчик полка. Маресьев пригласил писателя переночевать в своей землянке. Полевой не знал, что у лётчика нет ног, он ходит на протезах, и когда в землянке Алексей разделся и снял свои протезы, писатель был поражён. Летчик без ног сбил сегодня в воздушном бою 2 самолета! В ответ на изумление писателя Маресьев сказал: «…хотите, я расскажу вам всю историю с моими ногами?». Полевой подробно записал рассказ. Его потрясла исповедь летчика. Он хотел написать о Маресьеве в газете, но в том году очерк в «Правде» так и не появился. Но писатель всюду возил с собой тетрадки с записанной историей летчика.

В 1946 году Б. Полевой был корреспондентом на военном трибунале в Нюрнберге. Там он услышал признания нацистского преступника Германа Геринга в том, что фашисты проиграли войну, потому что не знали русских людей – они были и остаются загадкой для Запада. Тогда писатель вспомнил про Алексея Маресьева и загорелся идеей написать книгу о безногом летчике – одном из миллионов советских людей, которые победили казавшуюся непобедимой армию Гитлера.

За 19 дней повесть была написана, и все это время у Полевого перед глазами стоял образ этого мужественного и волевого человека. Полевой назвал книгу «Повесть о настоящем человеке», потому что Алексей Маресьев и есть настоящий советский человек». Что значит быть настоящим человеком? Какими качествами обладает настоящий человек? (Мужество, воля, стремление к цели, настойчивость, патриотизм, честь, трудолюбие, верность идеалам…).

Повесть впервые была напечатана в журнале «Октябрь» в 1946 году, потом вышла отдельной книгой. У этой книги удивительная судьба. «Повесть о настоящем человеке» знают во многих странах мира, в нашей стране она издавалась более ста раз на разных языках. В 1948 году она была удостоена Государственной премии СССР. Но намного важнее народное признание. Книга стала любимой для многих людей, она помогала им в трудную минуту, учила мужеству.

Когда повесть только появилась в журнале, Борису Полевому отовсюду пошли письма. Сотни, тысячи писем от незнакомых и близких людей, от фронтовиков, от женщин, от молодежи. Первые читательские письма, безыскусные и благодарные, нередко с потеками от слез, были для писателя самыми дорогими и сохранились в его богатом архиве.

После выхода повести имя А. Маресьева узнала вся страна.

Маресьев Алексей Петрович родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Волгоградской области. После окончания школы Алексей поступил в ФЗУ (фабрично-заводское училище), где получил специальность слесаря. С детства он мечтал о профессии летчика. Он подал заявление в Московский авиационный институт, но вместо института по комсомольской путевке отправился строить Комсомольск-на-Амуре. Там он пилил лес в тайге, строил бараки, первые жилые кварталы. Одновременно учился в аэроклубе.

С 1937 года служил в авиационном погранотряде, затем учился в Батайской военной авиационной школе пилотов, которую окончил в 1940 году.

Свой первый боевой вылет он совершил в августе 1941 года. Боевой счёт лётчик 580-го истребительного авиационного полка Северо-Западного фронта лейтенант Маресьев А.П. открыл в начале 1942 года — сбил Ju-52. К концу марта 1942 года на его счёту было 4 сбитых фашистских самолёта.

4 апреля 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом в Новгородской области самолёт А.П. Маресьева был подбит. Самолёт стал быстро терять высоту и рухнул в лесу. О том, что случилось дальше, мы знаем из «Повести…» Б. Полевого.

Маресьев добирался ползком по лесу к своим. От неминуемой гибели его спасли жители деревни Плавни — подобрали, начали выхаживать. На месте, где был обнаружен летчик, стоит памятный знак.

Но раненые и обмороженные ноги воспалились, нужна была срочная операция. Его доставили в московский госпиталь. Он обморозил ступни ног, и их пришлось ампутировать. Однако лётчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался через слезы и боль и добился разрешения вернуться в строй. Этого мог добиться только человек железной воли и огромного мужества.

В июне 1943 года Алексей Петрович Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. Свои воспоминания об одном из важнейших сражений Великой Отечественной войны он отразил в книге «На Курской дуге» (М., 1960). В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190, тем самым спас жизни двух советских летчиков.

За этот подвиг 24 августа 1943 года старшему лейтенанту Маресьеву Алексею Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза, вручены медаль «Золотая Звезда» (№ 1102) и орден Ленина.

Позже отважный лётчик воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника: 4 — до ранения и 7 — с ампутированными ногами. В июне 1944 года Маресьев стал инспектором-лётчиком Управления высших учебных заведений ВВС.

В 1946 году Маресьев с почётом уволен из состава ВВС. Многие годы он вел большую общественную работу в комитете ветеранов войны.

Боевые и трудовые заслуги Гвардии полковника в отставке, кандидата исторических наук Алексея Петровича Маресьева отмечены многими государственными наградами. Он удостоен многих иностранных орденов и медалей. Алексей Петрович — Почётный гражданин городов Комсомольска-на-Амуре, Камышина, Орла и других; его именем названы общественный фонд, молодёжные патриотические клубы. В его честь названа планета Солнечной системы.

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но за час до начала у Алексея Петровича случился сердечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался, не приходя в сознание. Торжественный вечер всё же состоялся, но начался он с минуты молчания…

Алексей Петрович похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. 23 февраля 2005 года в торжественной обстановке открыт памятник на могиле Героя. Бронзовый памятник изображает Маресьева во весь рост, облокотившегося на постамент. Его левая рука лежит на бронзовой колонне, правая — в кармане брюк. Маресьев смотрит вверх, словно глядя на улетающий в небо самолет. Маресьев очень любил небо. Он говорил: «У меня самые счастливые минуты жизни связаны с самолетами. Когда после госпиталя в моей карточке написали «Годен во все рода авиации», я чувствовал себя на вершине счастья».

20 мая 2006 года, в день 90-летия со дня рождения А.П. Маресьева, в его родном городе Камышине открыт бронзовый памятник отважному лётчику (автор — заслуженный художник России скульптор Сергей Щербаков), а в историко-краеведческом музее открыт зал Маресьева с уникальными экспонатами. Центральная улица Камышина, где установлен памятник Герою, переименована в бульвар Маресьева.

Алексея Петровича Маресьева называли и называют человеком-легендой, легендарным летчиком-асом. При этом сам Маресьев говорил: «Я человек, а не легенда! В том, что я сделал, нет ничего необыкновенного». Тем не менее, именно он стал героем одной из лучших книг о Великой Отечественной войне. И не только героем книги.

В 1948 году по повести Полевого на Мосфильме режиссёр Александр Столпер снял одноимённый кинофильм. Маресьеву даже предложили самому играть главную роль, но он отказался и эту роль исполнил профессиональный актёр Павел Кадочников. Чтобы глубже войти в образ, Кадочников наотрез отказался от услуг дублеров, в течение четырех месяцев ходил на настоящих протезах и ползал в снегу в лютый мороз. За фильм были удостоены Сталинской премии II степени режиссер А. Столпер, оператор М. Магидсон, актеры П. Кадочников, Н. Охлопков, В. Меркурьев (1949).

Также по мотивам повести композитор Сергей Прокофьев создал оперу, которая была поставлена на сцене Большого театра (премьера состоялась в 1960 г.).

Алексей Петрович говорил: «Напрасно считают некоторые, что смелость можно проявить только на войне. В самой простой жизни может быть иной раз больше мужества и стойкости, чем в какой-нибудь военной биографии…» .

В 2005 году учреждена международная премия «За волю к жизни» имени А.П. Маресьева. Она вручается людям, продемонстрировавшим необыкновенную волю к жизни в условиях тяжелейших испытаний, выпавших на их долю, и сумевшим достойно преодолеть их.

  • «Участнику боевых действий»
  • «Борьба с терроризмом»
  • «Выживание при техногенных катастрофах»
  • «Возвращение к жизни после тяжелых травм и заболеваний»
  • «Легенды спорта».

Лауреатам вручают знак премии и денежное вознаграждение. Церемония проводится в мае, в день рождения А.П. Маресьева.

А ведь таких людей действительно много: мужественных, обладающих крепким духом и железной волей, которых не могут сломить самые тяжелые испытания.

Например, в 2012 году «Комсомольская правда» рассказала об ослепшем офицере, который сейчас командует батальоном. Майор Алексей Климов в 1994 году участвовал в боевых действиях в Чечне. Во время боя его сильно ранило. Врачи сказали, что надежды нет. Но через три дня в Ростове санитары разгружали вагон с трупами, они сняли его тело в фольге, а он зашевелился. Они его с испугу уронили даже, а потом срочно потащили на операционный стол. Врачи собирали Алексея буквально по частям. У него была пробита голова, в теле было множество осколков. Зрение восстановить не удалось. Но Климов не сдался, выучился в Военной академии и вернулся на службу.

Классик сказал: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя. Богатыри не вы» . Но и в наше время есть люди, о которых можно писать продолжение «Повести о настоящем человеке». Как и Алексей Маресьев, своими поступками, своей судьбой они доказывают, что человек может совершить невозможное. Главное, верить в свои силы и идти к намеченной цели несмотря ни на что.

Литература:

Полевой, Б.Н. Повесть о настоящем человеке / Б. Полевой. – М. : ДОСААФ, 1978. – 238 с.

Морелева, В.А. Настоящий человек: материал для проведения чит. конф. по книге Б. Полевого / В.А. Моралева // Читаем, учимся, играем. – 2006. – Вып. 11. – С. 15 – 17.

Уракова, О.И. «Час мужества пробил на наших часах…»: литерат. игра по книге Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» для 7-9-х классов / О.И. Уракова // Читаем, учимся, играем. – 2007. – Вып. 12. – С. 12 – 17.

Рогоза, А. Потерявший в бою зрение офицер вернулся на службу в армию / Александр Рогоза // Комс. правда. – 2012. – 26 янв. – С. 9.

Алексей
Петрович
Маресьев
(1916-2001)
легендарный лётчик, Герой
Советского Союза,
прототип Мересьева героя повести Бориса
Полевого
«Повесть
о настоящем
человеке»

Полковник (1978)
Ответственный
секретарь
Советского комитета в
етеранов войны
Вице-президент
Международной федер
ации борцов «Сопрот
ивление»
Президент фонда
«Инвалиды Великой
Отечественной войны»

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе
Камышин Саратовской губернии. В три года остался без
отца. Мать, Екатерина Никитична, работала
уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала
троих сыновей - Петра, Николая, Алексея. С детства
приучала их к труду, честности, справедливости. После
окончания школы в городе Камышине Маресьев Алексей
Петрович получил специальность токаря по металлу в
училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую
деятельность. В 1934 году Камышинский райком
комсомола направляет его на строительство
Комсомольска-на-Амуре. Здесь без отрыва от
производства Алексей занимается в аэроклубе.
В 1937 году призван в армию. Вначале служил в 12-м
авиапогранотряде на острове Сахалин, затем был
направлен в Батайское авиационное училище им.
А. Серова, которое закончил в 1940 году, получив звание
младшего лейтенанта. После окончания училища был
оставлен там инструктором. Там же, в Батайске,
встретил войну.

В августе 1941 года направлен на
Юго-Западный фронт. Первый боевой
вылет Маресьева состоялся
23 августа 1941 года в районе
Кривого Рога. В марте 1942 года был
переброшен на Северо-Западный
фронт. К этому моменту на счету
летчика числилось 4 сбитых
немецких самолета.
4 апреля 1942 в районе так
называемого «Демянского котла»
(Новгородская область) во время
операции по прикрытию
бомбардировщиков в бою с немцами
его самолёт был подбит, а сам
Алексей тяжело ранен.

Восемнадцать суток раненный в
ноги лётчик сначала на
покалеченных ногах, а затем
ползком пробирался к линии
фронта. Первыми его заметили
отец и сын из деревни Плавни. Из-за
того, что летчик не откликнулся
на вопросы («Ты немец?»), отец и
сын из боязни вернулись в деревню.

Затем уже еле живого летчика
обнаружили мальчишки из деревни
Плавни Кисловского сельсовета
Валдайского района, Серёжа (Сергей)
Михайлович Малин и Саша
(Александр) Петрович Вихров. Отец
Саши отвёз Алексея на подводе в
свой дом.
Памятник на том месте,
где нашли лётчика

Больше недели колхозники
ухаживали за Маресьевым. Нужна
была медицинская помощь, но в
селе не было врача. В первых
числах мая вблизи деревни
приземлился самолёт,
пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и
Маресьев был отправлен в Москву,
в госпиталь. Врачи вынуждены
были ампутировать ему обе ноги
в области голени из-за гангрены.

Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал
тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с
протезами. Тренировки продолжались в санатории,
куда он был направлен в сентябре 1942 года. В
начале 1943 года прошёл медкомиссию и был
направлен в лётную школу, которая находилась в
поселке Ибреси Чувашской АССР. Алексей Маресьев в
конце войны
В феврале 1943 года совершил первый после ранения
пробный вылет. Добился отправки на фронт. В
июне 1943 года прибыл в
63-й Гвардейский истребительный авиационный пол
к
. Командир полка не отпускал Алексея на боевые
задания, так как обстановка в небе накануне
Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей
переживал. Ему посочувствовал командир
эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на
боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в
паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время
воздушного боя с превосходящими силами противника
спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу два
вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших
бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве
разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему
фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них
был будущий автор книги «Повесть о настоящем
человеке» Борис Полевой. 24 августа 1943 года
Маресьеву было присвоено звание
Героя Советского Союза за спасение жизни двух
летчиков. В этом бою он сбил два немецких
истребителя.

В 1944 году Маресьев
согласился с предложением
стать инспектором-лётчиком и
перейти из боевого полка в
управление Вузов ВВС. Всего за
время войны совершил 86 боевых
вылетов, сбил 11 самолётов
врага: четыре до ранения и
семь - после ранения.

С 1946 года в отставке. Свои
последние вылеты на самолете
(учебном У-2) Алексей Петрович
совершил в начале 50-х годов в качестве
инструктора спецшколы ВВС в Москве.
В послевоенное время, отчасти
благодаря «
Повести о настоящем человеке»
Бориса Полевого (в ней Маресьев назван
Мересьевым), был очень известен,
приглашался на многие празднования.
Часто организовывались встречи со
школьниками.

«Здравствуйте, дорогой
Алексей Петрович! А может
быть по-старому, Алёша?»
Такими словами начала
письмо легендарному лётчику
Алексею Маресьеву скромная
гомельская пенсионерка
Татьяна Пенязькова.
Медсестрой она прошла всю
войну, лечила Маресьева,
Покрышкина и других Героев
Великой Отечественной.

18 мая 2001 года в Театре
Российской армии намечался
торжественный вечер по
случаю 85-летия Маресьева, но
буквально за час до начала
концерта у Алексея Петровича
случился инфаркт, после
которого он скончался.
Торжественный вечер
состоялся, но начался он с
минуты молчания.
Соболезнования семье по поводу
кончины героя выразил
Президент России
Владимир Путин.

Алексей Петрович
Маресьев
похоронен в
Москве на
Новодевичьем кла
дбище
.
МОГИЛА ГЕРОЯ

Память о герое
В честь Маресьева названа малая планета
2173
Центральная улица в посёлке Ибреси Чувашской
Республики названа в честь Алексея Маресьева.
Мемориальная доска на
доме в Москве, где Маресьев жил после войны.
На медали «За верность авиации», учреждённой в
2006 году, изображён А. П. Маресьев.
Надпись на мемориальной доске «Герои
Советского Союза» в Батайске
Школа-лаборатория № 760 в Москве носит имя
Героя.

20 мая 2006 года в честь 90-летия
со дня рождения знаменитого
лётчика, в Камышине был
торжественно открыт
монумент, расположенный на
пересечении двух центральных
улиц города, недалеко от дома,
где жил Алексей Маресьев.

Награждён орденами Ленина
(дважды), Октябрьской
революции, Красного Знамени,
Отечественной войны 1-й
степени, Трудового Красного
Знамени
(дважды), Дружбы народов,
Красной Звезды, "Знак Почёта",
"За заслуги перед Отечеством" 3й степени, медалями. Почётный
солдат воинской части. Автор
сочинений: "На курской дуге" и
других.
Памятник
в Комсомольске-на-Амуре

Фашистом сбит, упал он с неба,
Контужен сильно, обгорел. Он полз без
помощи, без хлеба, Он все в себе
преодолел. Он встал, протезы
заскрипели, Он вновь взлетел
фашистов бить...


Советский военный деятель, летчик, Герой Советского Союза.

Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной Войны у него были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре - до ранения и семь - после.


Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышин Саратовской губернии. В три года остался без отца. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей - Петра, Николая, Алексея. С детства приучала их к труду, честности, справедливости.


После окончания школы в городе Камышине Маресьев получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. В 1934 году Камышинский райком комсомола направляет его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь без отрыва от производства Алексей занимается в аэроклубе.

Два раза подавал документы с просьбой о зачислении в летное училище и оба раза получал отказ из-за проблем со здоровьем. В детстве Алексей Петрович перенес тяжелую форму малярии, которая привела к ревматизму..


На срочную военную службу призван в 1937 году, направлен в Пограничные войска НКВД СССР. Служил авиатехником на острове Сахалин в авиаотряде Сахалинского морского пограничного отряда, затем в 12-м авиационном погранотряде. В 1939 году направлен на учёбу в Батайскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1940 году. Служил в ней инструктором-лётчиком.


После службы в армии, Маресьев наконец-то был отправлен в авиационное училище имени А.К.Серова в г. Батайске, которое успешно окончил в 1940 г. в звании младшего лейтенанта. Так началась его летная биография.


Первый боевой вылет Маресьева Алексея Петровича состоялся 23 августа 1941 г недалеко от города Кривой Рог. В то время будущий герой СССР уже состоял в 296-м авиационном истребительном полку. К 1942 г, когда Алексея перебросили на Северо-западный фронт, биография лейтенанта уже насчитывала четыре подвига в виде четырех сбытых вражеских самолета.


Легендарный подвиг Маресьева

4 апреля 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) самолёт А.П. Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес. 18 суток Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног, и их пришлось ампутировать.


Легендарный подвиг Маресьева

В 1943 г. Маресьев прошел медкомиссию и был командирован в Ибресинскую летную школу в Чувашии, а в том же году совершил свой первый пробный вылет без ног.


Легендарный подвиг Маресьева

В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Командир эскадрильи А. М. Числов взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.


Легендарный подвиг Маресьева

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу три вражеских истребителя Fw.190. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту.


Легендарный подвиг Маресьева

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии старшему лейтенанту Маресьеву Алексею Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".


Легендарный подвиг Маресьева

Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь - после ранения.


Легендарный подвиг Маресьева

С 1946 года в отставке. Свои последние вылеты на самолете (учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 50-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.


Легендарный подвиг Маресьева

  • В 1949 году был участником Первого Всемирного конгресса сторонников мира, проходившего в Париже.
  • В 1952 окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС.
  • В 1956 году А.П. Маресьев защитил кандидатскую диссертацию по истории.
  • С сентября 1956 был ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны.
  • В 1960 издана книга Маресьева А. П. «На Курской дуге».
  • 7 октября 1960 года состоялась премьера оперы «Повесть о настоящем человеке» в Большом театре.
  • 8 мая 1967 года Маресьев участвовал в церемонии зажжения вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата.
  • 3 сентября 1968 года был назван Почётным гражданином города Камышин Волгоградской области.
  • 11 июля 1973 года - Почётный гражданин города Стара-Загора, Болгария.
  • 7 июня 1977 года - Почётный гражданин города Комсомольск-на-Амуре.
  • В 1989 году избран народным депутатом СССР.
  • 25 апреля 1990 года был назван Почётным гражданином города Орёл.

Легендарный подвиг Маресьева

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но, буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Однако вечер состоялся, но начался он с минуты молчания. Соболезнования семье по поводу кончины героя выразил Президент России Владимир Путин.

Алексей Петрович Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.


О Маресьеве написаны книги, поставлена опера, снят художественный фильм, десятки документальных фильмов, опубликованы сотни, если не тысячи, очерков и интервью. В семье Маресьевых мне довелось увидеть даже комиксы, изданные в Индии. Книга «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, с которой и началась всемирная известность пилота, была издана в СССР более 130 раз и 39 раз за рубежом.


Алексей Петрович был почетным солдатом воинской части, почетным гражданином городов Комсомольск-на-Амуре, Камышин, Орел. Его именем названы малая планета Солнечной системы, общественный фонд, молодежные патриотические клубы.







"Растворяясь в мирской суете, Вы забыли, наверно, забыли, Как по снегу от стёртых локтей Отрастали багряные крылья. И росли они смерти на зло. И тянули на взлёт небывало. И крылатая кровь на крыло Истребителя вновь поднимала". (Л.Корнилов)

Алексей Маресьев
Подготовил: Дисимбаев Самат 5 B

Маресьев Алексей Петрович 1916 - 2001

Легендарный летчик, Герой Советского
Союза. Из-за тяжёлого ранения во время
Великой Отечественной войны ему были
ампутированы обе ноги в области голени
из-за гангрены.
Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо. Летал с протезами.
Всего за время войны совершил 86
боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага:
четыре до ранения
семь - после ранения.

Детство и юность А. П. Маресьева 1916 - 1940

Алексей Маресьев родился в городе Камышино, Саратовской губернии. Рано остался без отца, а после окончания школы получил
специальность токаря.
В 1934 году направляется на
строительства г. Комсомольск-наАмуре, где начинает заниматься в
аэроклубе.

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.

23 апреля 1941 года
состоялся первый вылет
Маресьева.
4 апреля 1942 года в районе
«Демянского котла» во время
операции по прикрытию
бомбардировщиков самолет
Маресьева был подбит, а сам
он тяжело ранен. Совершил
вынужденную посадку на
территории, занятые
немцами.