Меню

Развитие лрт. О современном подходе к легкорельсовому транспорту. ЛРТ, он же Скоростной трамвай и Метротрам как разновидность скоростного трамвая в России

Мероприятия

Как стало известно из общения губернатора региона Андрея Воробьева с журналистами ПМЭФ 2017, правительство Московской области приостановило проектирование линии легкорельсового транспорта (ЛРТ), о котором было заявлено еще в 2013 году. В ходе форума губернатор озвучил причину сдвигов срока начала строительства:

«Необходима более детальная проработка проекта на предмет взаимодействия ЛРТ с Московским метрополитеном и другими видами пригородного транспорта»

Речь, в частности, идет о перспективах интеграции нового проекта в систему московского метро. В частности, о действующих станциях «Мякинино», «Волоколамская» и «Котельники», а также о станциях «Челобитьево» и «Некрасовка», строительство которых запланировано на ближайшее время.

Итак, давайте разбираться, какая судьба ждет легкое метро в Подмосковье, и какие новости о перспективном строительстве стоит ожидать в 2018 году?

По словам губернатора Андрея Воробьева, все дороги, связывающие города Подмосковья, идут через Московскую кольцевую дорогу, что доставляет большие неудобства, как жителям городов-спутников, так и жителям столицы. Данный проект призван разгрузить автомобильные дороги и пригородный железнодорожный транспорт, обеспечить дополнительные удобства при передвижении людей.

Строительство легкого метро обеспечит стратегическое развитие Подмосковья. По расчетам специалистов, на реализацию только первого участка, который соединит Подольск и аэропорт Домодедово, потребуется четыре года и 57 миллиардов рублей. Два года на проектирование, два на строительство и введение в эксплуатацию. По заверениям представителей пресс-службы Минтранса, уже в 2022 году, первые пассажиры смогут воспользоваться скоростным трамваем.

В этом же году планируется начало строительства второго участка ЛРТ Домодедово-Раменское с заездов в воздушную гавань «Жуковский». Протяженность этой ветки составит около 35 км.

Стоимость первого пускового комплекса оценивается в 107 миллиардов рублей. Для старта программы выбраны населенные пункты:

  • Подольск;
  • Домодедово;
  • Раменское.

Выбор не случаен. Все дело в максимальной напряженности движения именно в Южной части Подмосковья. Ежегодный пассажиропоток через аэропорт Домодедово, сейчас составляет около 30 млн. человек и в ближайшем будущем, он будет только расти. Строительство легкого метрополитена позволит пассажирам и работникам воздушной гавани попадать непосредственно в зону вылета.

Кроме этого, в транспортно-пересадочных узлах, линия легкого метро будет вплотную подходить к железнодорожным станциям, Курского, Рязанского и Павелецкого направлений.

Ввод в эксплуатацию ЛРТ позволит пассажирам осуществлять пересадку на другие виды транспорта еще на подъезде к столице. На 2018 год, схема легкого метро в Подмосковье, решает транспортную проблему по следующим направлениям:

  1. На Юго-западном участке новая ветка ЛРТ, объединит города Подольск и Одинцово.
  2. На Юго-восточном направлении начнется прямое сообщение между городами Жуковский, Видное, Люберцы и Домодедово.
  3. В Северо-восточночном направлении планируется наладить прямее сообщение между населенными пунктами: Балашиха, Королев, Ивантеевка, Мытищи и Фрязино.
  4. На северо-западе, линия ЛРТ соединит Химки, Долгопрудный и Красногорск.

Ветка Подольск-Домодедово будет включать в себя 10 станций, пять из которых задуманы, как крупные транспортные узлы. Вся программа строительства легкого метро в Подмосковье рассчитана на 11 лет. До 2028 года планируется сдать в эксплуатацию порядка 50 станций.

Легкое метро в Подмосковье 2018: проект и схема строительства

Кольцевая линия легкого метро, протяженностью 241 км, свяжет между собой самые крупные населенные пункты и аэропорты области.

Скоростные трамваи, которые будут курсировать по ЛРТ, представляют собой железнодорожный состав, состоящий из -3 сдвоенных вагонов, оборудованных по самым современным стандартам: WI-FI, системы отопления и кондиционирования, видеонаблюдения. Скорость движения бесшумного состава между станциями будет достигать 80-100 км/ч.

Если сейчас жители Подольска только до Домодедова, тратят не менее 90 минут, то при введении в эксплуатацию ЛРТ в Подмосковье, время в пути сократится до 15-17 минут. Вместительность трамвая до 500 человек, что обеспечит ежегодный пассажирооборот до 60 млн. человек.

Финансирование и стоимость проекта

По оценкам специалистов, занимающихся проектированием ЛРТ в Подмосковье, стоимость каждого километра линии будут составлять от 1,5 до 2 миллиардов рублей. Общая стоимость проекта, в первом приближении, составит 250 млрд, что даже для столицы является достаточно крупной суммой.

Данный проект привлек множество инвесторов. Более 10 зарубежных и Российских компаний готовы вложить около 20% необходимых средств в строительство и запуск системы рельсового сообщения между Москвой и Подмосковьем. Источниками возврата инвестиций будут не только оплата за проезд.

Согласно расчетам проекта, стоимость билета на ЛРТ не будет превышать цену, установленную на поезд в транспорте пригородного сообщения.

Основные деньги инвесторы получат от развития прилегающих к ЛРТ территорий. По задумке создателей, рядом со станциями появятся торговые и бизнес центры. Проведение проектных изысканий и выкуп земель производится за средства государства. Все остальные расходы лягут на плечи инвесторов, среди которых ряд крупных китайских, французских и немецких компаний. По словам чиновника из Подмосковного правительства, о заинтересованности в развитии проекта заявили и российские банки и компании:

  1. Сбербанк,
  2. Уралвагонзавод и пр.

Вложить деньги в «легкое метро» готова и холдинговая группа «Мортон», компании которой занимаются строительством жилья в Подмосковном Видном. Застройщик выразил желание протянуть ветку ЛРТ к своим новостройкам. В интервью, руководитель группы компаний «Мортон», Александр Ручьев сообщил, что ориентировочная стоимость данной линии составит 280 млн. у.е.

В отличие от лёгкого метро, более близкого к обычному метро, легкорельсовый транспорт ближе к трамваю.

Относимые к легкорельсовому транспорту, реализованные в России системы скоростного трамвая в Волгограде и другие и существующий СНиП 2.05.09-90 «Трамвайные и троллейбусные линии» является своей собственной концепцией и не соответствуют принятой на Западе концепции ЛРТ ввиду требований по обособленности скоростной части трамвайной сети, от прочих трамвайных маршрутов .

Данный вид транспорта получил широкое распространение за рубежом - за последние 15 лет в мире было построено порядка 80 систем ЛРТ, причём около 100 систем ЛРТ в данный момент находятся на различных стадиях проектирования и строительства .

Отличительные особенности

Главной отличительной особенностью легкорельсового транспорта, как и следует из названия, является меньшая допустимая нагрузка на ось , в отличие от метрополитена (15 тонн) . Кроме того принципиальным отличием систем легкорельсового транспорта является допустимость одноуровневых пересечений с неинтенсивными транспортными потоками, при условии приоритета ЛРТ. На практике такой принцип достигается за счёт таких методов, как, например, управление фазами светофоров в зависимости от режима работы ЛРТ. В среднем же, без организации подобных участков, скорость сообщения для легкорельсового транспорта составляет 36 км/час при провозной способности порядка 20 000 пассажиров в час. Минимальным экономически-обоснованным пассажиропотоком является 1,5 тысячи пассажиров в час [цитата не приведена 3246 дней ] . За счёт меньшей изоляции сети и меньших требований к нагрузке на ось (а значит и к строению пути), стоимость строительства для ЛРТ в 5-10 раз меньше, чем для метрополитена .

В местах пересечения линий легкорельсового транспорта с напряжёнными транспортными потоками могут сооружаться эстакады , тоннели, пешеходные мосты и т. д. В линии ЛРТ могут включаться мало используемые участки железнодорожного полотна, в ряде случаев возможен выход составов ЛРТ оборудованных соответствующим типом питания на пригородные железнодорожные линии (технология «Трамвай-поезд »). При этом линии, как правило, сооружаются без оборотных колец - с оборотом подвижного состава в тупиках. Платформы сооружаются на уровне пола подвижного состава, в качестве которого могут выступать низкопольные трамвайные вагоны. В зависимости от градостроительных условий участки линий могут обустраиваться как магистральные (скорость движения до 90 км/час с исключением одноуровневых пересечений); обычные (до 60 км/час с одноуровневыми пересечениями); трамвайно-пешеходные зоны (до 15 км/час). По местным условиям выбирается и тип обустройства верхнего строения пути: открытая рельсо-шпальная решётка; настил газона; укладка тротуарной плитки и другие .

Системы ЛРТ

В мире

Широкое распространение получила французская автоматизированная система VAL , а также другие подобные системы лёгкого метро и скоростного трамвая.

  • Четвертая линия Пусанского метрополитена (Пусан , Республика Корея)
  • Легкорельсовый транспорт Пусан - Кимхэ (Пусан , Кимхэ , Республика Корея)
  • Легкорельсовый транспорт Ыйджонбу (Ыйджонбу , Республика Корея)
  • Эверлайн (Йонъин , Республика Корея)
  • Edmonton LRT (Эдмонтон , Канада)
  • Доклендское лёгкое метро (Лондон , Великобритания)
  • C-Train (Калгари , Канада)
  • O-Train (Оттава , Канада)
  • Линия «Гайавата» (Миннеаполис , США)
  • Метрополитен Тайна и Уира (Tyne and Wear Metro (англ.) русск. ) (Ньюкасл-апон-Тайн , Великобритания)
  • Manchester Metrolink (Большой Манчестер , Великобритания)
  • Tren de la Costa (Tren de la Costa (англ.) русск. ) (Большой Буэнос-Айрес , Аргентина)
  • Линия Kelana Jaya (Kelana Jaya Line (англ.) русск. ) (Куала-Лумпур , Малайзия)
  • SkyTrain (Ванкувер) (SkyTrain (Vancouver) (англ.) русск. ) (Ванкувер , Канада)
  • River Line (New Jersey Transit) (англ.) русск. (Нью-Джерси , США)
  • Трамвай Тенерифе (Tranvía de Tenerife (исп.) русск. ) (Тенерифе , Канарские острова , Испания)
  • Лёгкое метро Аддис-Абебы (Эфиопия)

В России

В России на сегодняшний день нет как определения понятия легкорельсовый транспорт , так и систем, соответствующих данному понятию в общепринятом смысле . В то же время часть линий в ряде существующих трамвайных систем (Волгоград , Старый Оскол) относятся к его разновидности - скоростному трамваю . В настоящее время в России на различных стадиях подготовки и осуществления находятся следующие проекты строительства скоростного трамвая:

  • Воронеж (проект сооружения первой линии «Автовокзал - Аэропорт»)
  • Екатеринбург (проект сооружения линии в район Академический)
  • Тула (проект системы тульского метротрама компаний «VTG» и «Орлком Метромежтранс»)

Зачастую к легкорельсовому транспорту ошибочно относят Бутовскую линию метрополитена в Москве и монорельс . Однако первая выполнена по нормам метрополитена, с соответствующей изоляцией сети и допустимой нагрузкой на ось, а второй и вовсе не является железнодорожным транспортом .

См. также

  • Пассажиропоток в скоростном внеуличном транспорте Москвы

Напишите отзыв о статье "Легкорельсовый транспорт"

Примечания

Литература

  • В. Ф. Веклич Новые технические решения на городском электрическом транспорте - К.:Будівельник, 1975. - 60, с. : ил.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Легкорельсовый транспорт

– Отчего ж, можно.
Лихачев встал, порылся в вьюках, и Петя скоро услыхал воинственный звук стали о брусок. Он влез на фуру и сел на край ее. Казак под фурой точил саблю.
– А что же, спят молодцы? – сказал Петя.
– Кто спит, а кто так вот.
– Ну, а мальчик что?
– Весенний то? Он там, в сенцах, завалился. Со страху спится. Уж рад то был.
Долго после этого Петя молчал, прислушиваясь к звукам. В темноте послышались шаги и показалась черная фигура.
– Что точишь? – спросил человек, подходя к фуре.
– А вот барину наточить саблю.
– Хорошее дело, – сказал человек, который показался Пете гусаром. – У вас, что ли, чашка осталась?
– А вон у колеса.
Гусар взял чашку.
– Небось скоро свет, – проговорил он, зевая, и прошел куда то.
Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова, в версте от дороги, что он сидит на фуре, отбитой у французов, около которой привязаны лошади, что под ним сидит казак Лихачев и натачивает ему саблю, что большое черное пятно направо – караулка, и красное яркое пятно внизу налево – догоравший костер, что человек, приходивший за чашкой, – гусар, который хотел пить; но он ничего не знал и не хотел знать этого. Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность. Большое черное пятно, может быть, точно была караулка, а может быть, была пещера, которая вела в самую глубь земли. Красное пятно, может быть, был огонь, а может быть – глаз огромного чудовища. Может быть, он точно сидит теперь на фуре, а очень может быть, что он сидит не на фуре, а на страшно высокой башне, с которой ежели упасть, то лететь бы до земли целый день, целый месяц – все лететь и никогда не долетишь. Может быть, что под фурой сидит просто казак Лихачев, а очень может быть, что это – самый добрый, храбрый, самый чудесный, самый превосходный человек на свете, которого никто не знает. Может быть, это точно проходил гусар за водой и пошел в лощину, а может быть, он только что исчез из виду и совсем исчез, и его не было.
Что бы ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором все было возможно.
Он поглядел на небо. И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало, и над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звезды. Иногда казалось, что на небе расчищало и показывалось черное, чистое небо. Иногда казалось, что эти черные пятна были тучки. Иногда казалось, что небо высоко, высоко поднимается над головой; иногда небо спускалось совсем, так что рукой можно было достать его.
Петя стал закрывать глаза и покачиваться.
Капли капали. Шел тихий говор. Лошади заржали и подрались. Храпел кто то.
– Ожиг, жиг, ожиг, жиг… – свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой то неизвестный, торжественно сладкий гимн. Петя был музыкален, так же как Наташа, и больше Николая, но он никогда не учился музыке, не думал о музыке, и потому мотивы, неожиданно приходившие ему в голову, были для него особенно новы и привлекательны. Музыка играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего понятия о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы – но лучше и чище, чем скрипки и трубы, – каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное.
«Ах, да, ведь это я во сне, – качнувшись наперед, сказал себе Петя. – Это у меня в ушах. А может быть, это моя музыка. Ну, опять. Валяй моя музыка! Ну!..»
Он закрыл глаза. И с разных сторон, как будто издалека, затрепетали звуки, стали слаживаться, разбегаться, сливаться, и опять все соединилось в тот же сладкий и торжественный гимн. «Ах, это прелесть что такое! Сколько хочу и как хочу», – сказал себе Петя. Он попробовал руководить этим огромным хором инструментов.
«Ну, тише, тише, замирайте теперь. – И звуки слушались его. – Ну, теперь полнее, веселее. Еще, еще радостнее. – И из неизвестной глубины поднимались усиливающиеся, торжественные звуки. – Ну, голоса, приставайте!» – приказал Петя. И сначала издалека послышались голоса мужские, потом женские. Голоса росли, росли в равномерном торжественном усилии. Пете страшно и радостно было внимать их необычайной красоте.
С торжественным победным маршем сливалась песня, и капли капали, и вжиг, жиг, жиг… свистела сабля, и опять подрались и заржали лошади, не нарушая хора, а входя в него.
Петя не знал, как долго это продолжалось: он наслаждался, все время удивлялся своему наслаждению и жалел, что некому сообщить его. Его разбудил ласковый голос Лихачева.
– Готово, ваше благородие, надвое хранцуза распластаете.
Петя очнулся.
– Уж светает, право, светает! – вскрикнул он.
Невидные прежде лошади стали видны до хвостов, и сквозь оголенные ветки виднелся водянистый свет. Петя встряхнулся, вскочил, достал из кармана целковый и дал Лихачеву, махнув, попробовал шашку и положил ее в ножны. Казаки отвязывали лошадей и подтягивали подпруги.
– Вот и командир, – сказал Лихачев. Из караулки вышел Денисов и, окликнув Петю, приказал собираться.

Быстро в полутьме разобрали лошадей, подтянули подпруги и разобрались по командам. Денисов стоял у караулки, отдавая последние приказания. Пехота партии, шлепая сотней ног, прошла вперед по дороге и быстро скрылась между деревьев в предрассветном тумане. Эсаул что то приказывал казакам. Петя держал свою лошадь в поводу, с нетерпением ожидая приказания садиться. Обмытое холодной водой, лицо его, в особенности глаза горели огнем, озноб пробегал по спине, и во всем теле что то быстро и равномерно дрожало.
– Ну, готово у вас все? – сказал Денисов. – Давай лошадей.
Лошадей подали. Денисов рассердился на казака за то, что подпруги были слабы, и, разбранив его, сел. Петя взялся за стремя. Лошадь, по привычке, хотела куснуть его за ногу, но Петя, не чувствуя своей тяжести, быстро вскочил в седло и, оглядываясь на тронувшихся сзади в темноте гусар, подъехал к Денисову.
– Василий Федорович, вы мне поручите что нибудь? Пожалуйста… ради бога… – сказал он. Денисов, казалось, забыл про существование Пети. Он оглянулся на него.
– Об одном тебя пг"ошу, – сказал он строго, – слушаться меня и никуда не соваться.
Во все время переезда Денисов ни слова не говорил больше с Петей и ехал молча. Когда подъехали к опушке леса, в поле заметно уже стало светлеть. Денисов поговорил что то шепотом с эсаулом, и казаки стали проезжать мимо Пети и Денисова. Когда они все проехали, Денисов тронул свою лошадь и поехал под гору. Садясь на зады и скользя, лошади спускались с своими седоками в лощину. Петя ехал рядом с Денисовым. Дрожь во всем его теле все усиливалась. Становилось все светлее и светлее, только туман скрывал отдаленные предметы. Съехав вниз и оглянувшись назад, Денисов кивнул головой казаку, стоявшему подле него.
– Сигнал! – проговорил он.
Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы.
В то же мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперед. Пете показалось, что вдруг совершенно, как середь дня, ярко рассвело в ту минуту, как послышался выстрел. Он подскакал к мосту. Впереди по дороге скакали казаки. На мосту он столкнулся с отставшим казаком и поскакал дальше. Впереди какие то люди, – должно быть, это были французы, – бежали с правой стороны дороги на левую. Один упал в грязь под ногами Петиной лошади.
У одной избы столпились казаки, что то делая. Из середины толпы послышался страшный крик. Петя подскакал к этой толпе, и первое, что он увидал, было бледное, с трясущейся нижней челюстью лицо француза, державшегося за древко направленной на него пики.
– Ура!.. Ребята… наши… – прокричал Петя и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперед по улице.
Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги, все громко и нескладно кричали что то. Молодцеватый, без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров. Когда Петя подскакал, француз уже упал. Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети, и он поскакал туда, откуда слышались частые выстрелы. Выстрелы раздавались на дворе того барского дома, на котором он был вчера ночью с Долоховым. Французы засели там за плетнем в густом, заросшем кустами саду и стреляли по казакам, столпившимся у ворот. Подъезжая к воротам, Петя в пороховом дыму увидал Долохова с бледным, зеленоватым лицом, кричавшего что то людям. «В объезд! Пехоту подождать!» – кричал он, в то время как Петя подъехал к нему.

Власти Москвы определились с трассировкой первых девяти линий легкого рельсового транспорта (ЛРТ) в Новой Москве. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, коридоры для их прохождения будут заложены в Генплане столицы – это означает, что строительство каких-либо других объектов на данных земельных участках невозможно.

Население ТиНАО с момента присоединения новых земель к Москве растет рекордными темпами. По словам руководителя Департамента развития новых территорий Владимира Жидкина, сегодня в Новой Москве проживает уже более 300 тысяч человек. «В 2012 году постоянно проживающих было 234 тысячи человек. Рост числа жителей составляет одну треть за четыре года», - отметил он.

При этом количество рабочих мест увеличилось более чем вдвое. За четыре года в Новой Москве создано около 100 тысяч мест приложения труда. «Это очень большой объем. Когда данная территория передавалась Москве, было всего 84 тысячи рабочих мест. То есть мы уже более чем вдвое увеличили их количество», - рассказал Владимир Жидкин.

По планам горадминистрации, к 2035 году в Новой Москве должны проживать 1,5 млн человек и около 1 млн - работать. «Чтобы добиться сбалансированного развития Новой Москвы, мы ставим задачу обеспечить территорию хорошей транспортной доступностью», - отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. От этого напрямую зависит интерес инвесторов к присоединенным территоиям. Наличие станций внеуличного городского транспорта, то есть который не зависит от загруженности дорог, повышает капитализацию объектов.

По словам главы стройкомплекса, ТиНАО получит несколько веток метро , а также до 175 км линий легкого рельсового транспорта (ЛТР). Речь идет о трамвайных линиях, стоимость строительства которых в 3-8 раз ниже, чем метрополитена. «Предварительно уже определены 9 конкретных направлений, на которых планируется сооружение ЛРТ», - сказал Марат Хуснуллин. Так, на направлении железнодорожная станция Мичуринец - АДЦ «Коммунарка» - железнодорожная станция Бутово планируется построить линию общей протяженностью около 22 км.

Напомним, в Коммунарке уже началось создание крупного административно-делового центра, который призван стать одной из главных точек роста присоединенных территорий. На площадке 550 га предполагается возведение 4,8 млн кв. метров различной недвижимости.

Всего там смогут проживать 36 тысяч человек, рабочих мест предполагается создать около 76 тысяч. Поэтому в АДЦ планируется строительство двух крупных транспортно-пересадочных узлов , каждый из которых включит в себя станции метро, трамвая, а также автобусные маршруты. Данная линия ЛРТ призвана обеспечить удобный подъезд к административно-деловому центру пассажиров, пользующихся железной дорогой. Еще одна трамвайная линия протяженностью около 12 км пройдет внутри Коммунарки и позволит пассажиром быстро перемещаться между районами административно-делового центра.

Трамвайная ветка длиной 26 км свяжет «Внуково» - «Остафьево» - поселение Щербинка. Как ранее отмечал Марат Хуснуллин, в Остафьеве находится аэропорт, предназначенный для бизнес-авиации, который решено связать с аэропортом «Внуково». Городские власти для этого планируют построить автомобильную дорогу, так как сегодня, чтобы попасть из одной воздушной гавани в другую, приходится ехать через МКАД, а на общественном транспорте и вовсе через центр Москвы. Это будет 6-полосная магистраль , по три полосы в каждую сторону. Трамвайная ветка пройдет параллельно этой дороге.

По словам Марата Хуснуллина, также планируется строительство линий от будущей станции метрополитена «Мамыри» до Троицка протяженностью около 24 км. «Мамыри» - станция хорды на Коммунарку (ХНК - рабочее название линии метро, которая пройдет от МЦК , через станцию «Улица Новаторов » Третьего пересадочного контура до АДЦ в Коммунарке). Она расположится в одноименной деревне, возле пересечения Калужского шоссе и улицы Адмирала Корнилова. В этом населенном пункте планируется строительство ТВК «Лотос-Сити» площадью 1,5 млн кв. метров (первая очередь площадью 350 тыс. кв. метров уже готова).

Первоначально рассматривался вариант строительства продления ХНК до Троицка, но, как признались городские власти, это возможно только в отдаленной перспективе из-за высокой стоимости работ по сравнению с прокладкой линии скоростного трамвая.

В Троицк придет и еще одна ветка трамвая - от Варшавского шоссе через деревни Андреевское и Яковлево протяженностью около 18 км.
Кроме того, в новой Москве намечено построить линии ЛРТ, которые пройдут по маршрутам: поселение Московский - Зименки (протяженностью около 6 км), поселок Коммунарка - Андреевское (около 7 км), Саларьево - Московский - Марьино (около 30 км), Рязановское - Андреевское - Десна - Филимонки (около 30 км). «Планируется, что к 2025 году увеличение общей протяженности сети легкого рельсового транспорта на территории Троицкого и Новомосковского административных округов составит до 48 км, а к 2035 году - до 175 км», - сообщил Марат Хуснуллин.

Александр Шибанов

Такого в области еще не было. Кольцевая линия должна связать 20 крупных подмосковных городов (см. схему): Подольск , Климовск , Домодедово , Константиново, Лыткарино , Котельники, Раменское, Жуковский, Люберцы , Реутов , Балашиху , Фрязино , Щелково , Ивантеевку , Королев, Мытищи , Долгопрудный , Химки , Красногорск , Одинцово .

В них проживают около 4 миллионов человек. Кроме того, скоростной трамвай свяжет все 4 аэропорта столицы: «Шереметьево », «Домодедово», «Внуково » и «Раменское» (его обещают открыть в ближайшем будущем).

Впервые власти Подмосковья заговорили о легкорельсовом транспорте (ЛРТ) еще три года назад (подробнее на kp.ru). И вот сейчас стало известно, что правительство области окончательно утвердило проект планировки первого пускового комплекса - Подольск - Домодедово - Жуковский - Раменское (см. схему). Строительство начнется уже в 2017-м.

Для финансирования проекта ЛРТ привлекут внебюджетные источники, в том числе частных инвесторов, - рассказали «Комсомолке» в пресс-службе Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области. - Сейчас предполагается, что реализовываться он будет в виде государственно-частного партнерства. Проект интересен инвесторам, учитывая значительный потенциальный пассажиропоток, прокладку маршрута линии с заходом в крупнейший аэропорт страны «Домодедово».

Строительство одного километра обойдется почти в полтора миллиарда рублей.

Почти на полтора часа быстрее

Кольцевую линию будут строить в четыре этапа. Предполагается, что полностью все 246 километров рельсового полотна соорудят к 2035 году. Запуск скоростного трамвая значительно снизит нагрузку на МКАД и другие автомобильные дороги. Есть еще один важный момент: 56 тысяч рабочих мест появятся уже на первом этапе строительства. Так много, потому что работы море: не только проложить рельсовое полотно, но и возвести транспортно-пересадочные узлы, автомобильные проезды, инженерные объекты, организовать парковки и т. д.

А когда запустят первый участок кольцевой линии, жители Подольска или Раменского, где сейчас дефицит вакансий, смогут устроиться на работу в Домодедове или Жуковском. И если сегодня дорога из Подольска в Домодедово занимает минимум 1 час 50 минут, то после запуска скоростного трамвая это время сократится до 35 минут.

Что пойдет под снос

Масштабное строительство кольцевой линии предполагает снос некоторых зданий. В главном управлении архитектуры Подмосковья отмечают, что до 1 июля этого года подготовят «все документы по объему и оценке объектов недвижимости, которые планируются к изъятию как попадающие в зону строительства». Конкретных данных, что это будут за здания, пока нет. Известно, что только во время строительства первого пускового комплекса несколько домов в Раменском районе попадут под снос. Их собственникам выплатят соответствующую компенсацию.

Огороды станут ближе

Наверняка новый проект оценят не только жители области, но и москвичи. Теперь многим дачникам станет гораздо удобнее добираться на свои участки.

Трамвайное кольцо пересечет несколько станций метро (см. «Из столичной подземки - в подмосковный трамвай»). Там построят транспортно-пересадочные узлы, пассажиры смогут перейти с одного транспорта на другой и попасть из города в область.

Четыре участка транспортного кольца

1. Южная хордовая линия Подольск - Климовск - Домодедово - аэропорт «Домодедово» - Константиново - Раменское.

2. Восточная хордовая линия: Константиново - Лыткарино - Котельники - Люберцы - Москва - Железнодорожный - Балашиха.

3. Северная хордовая линия: Балашиха - Щелково - Ивантеевка - Королев - Мытищи.

4. Западная хордовая линия: Мытищи - Долгопрудный - а/п «Шереметьево» - Химки - Москва (Куркино ) - Путилково - Москва (Митино ) - Красногорск (м. «Мякинино») - Красногорск (Павшино) - Москва (международный финансовый центр - Рублево ) - Одинцово - Одинцово-«Сити» - Москва (ТиНАО ) - Подольск (ТПУ «Кузнечики»).

Пока неизвестно, какие именно трамваи будут ездить по кольцу. Но они должны отвечать следующим характеристикам:

Минимальный интервал между поездами - 90 секунд;

Длина подвижного состава - до 60 метров;

Вместимость одного состава - до 500 пассажиров;

Максимальная скорость, которую состав будет развивать на отдельных перегонах, - до 100 км/час;

Максимальная пропускная способность линии - до 20 тысяч пассажиров в час пик на одно направление.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

«Этот транспорт - самый экономичный и удобный»

Екатерина ШЕВЦОВА, Наталья ВАРСЕГОВА

В эфире Радио «КП » (97,2 FM) заведующий кафедрой транспортной телематики Московского автомобильного дорожного института Владимир Власов рассказал, почему для такого масштабного проекта выбрали именно трамвай.

Трамвай призван обеспечить связь между центром столицы и пригородами, которые постепенно входят в агломерацию Большой Москвы. Это Мытищи, Подольск и все ближайшие города. Очень многие из их жителей работают в столице, поэтому здесь постоянно большой пассажиропоток. Трамвай в данном случае более рентабельный, чем электрички. Это более удобный и комфортный вид передвижения.

- А как быть с пригородными поездами? Их в области немало!

Их просто интегрируют в общую транспортную систему города. Как, скажем, в том же Париже . Там метро и электрички внутри города одинаково ходят. Кроме того, строительство линии для скоростного трамвая гораздо дешевле, чем железной дороги. К тому же электричкам требуются достаточно большие перегоны. Они не могут останавливаться через каждые 100 - 200 метров, а трамвай как раз может, набирая при этом достаточную скорость.

От Подольска до Раменского планируется построить трамвайное депо и 8 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) - от ТПУ «Кузнечики» до ТПУ «Раменское».

На территории каждого ТПУ появится многофункциональный комплекс - остановки пассажирского транспорта, парковки, офисные и торгово-развлекательные центры и т. д.

Например, на ТПУ «Весенняя» (южная часть Подольска) построят автомобильные проезды, пешеходный переход в разных уровнях через шоссе, связывающий восточную и западную части ТПУ.

Проект ТПУ «Аэропорт «Домодедово» предполагает, что пассажиры из вагона скоростного трамвая смогут сразу перейти в здание аэровокзала.

Из столичной подземки - в подмосковный трамвай

По проекту линия кольцевого трамвая должна пройти через существующие станции метро: «Котельники», «Волоколамская», «Мякинино». А в будущем она пересечет строящиеся сейчас станции «Некрасовка », «Челобитьево », «Рассказовка », «Столбово», «Коммунарка».


ВОПРОС ДНЯ

А что еще, по-вашему, нужно построить в Подмосковье?

Андрей ТУМАНОВ, депутат Госдумы:

Нужно сделать программу газификации садоводческих товариществ, потому что большинство из них, особенно в ближнем Подмосковье, давно превратились в полноценные поселки. Так что их надо легитимизировать, и опыт такой есть.

Алексей МАМОНТОВ, президент Московской международной валютной ассоциации:

В Подмосковье необходимо создавать новые рабочие места - строить новые предприятия. Чем больше там будет рабочих мест, тем меньше будет загружена Москва.

Олег СИРОТА, подмосковный фермер-сыровар:

ЦКАД, четвертое транспортное кольцо, в первую очередь! Это очень сильно разгрузит забитые дороги, ведь у нас сейчас львиная доля грузов идет через Москву, очень длинная и нервная логистика получается. Мне, например, сейчас быстрее доставить молоко из Калужской области, чем из иных районов Подмосковья...

Виктор ЧЕПУРОВ, народный учитель России, почетный гражданин Московской области:

Я живу в городе Щелково, население больше 100 тысяч человек. Для всех культурных мероприятий у нас существует только один клуб. Это никуда не годится - нужен большой концертный зал. Вот его бы я и построил в первую очередь.

Антон МОСТОВОЙ, исполнительный директор транспортной компании:

В крупных городах области построить нормальные перехватывающие парковки. Наши автобусы еле-еле протискиваются к автостанциям из-за оставленных на улице машин. Ну или пусть платную парковку введут. Тогда общественному транспорту станет проще ездить.

Ольга НАЗАРОВА, слушательница Радио «КП» (97,2 FM):

Кое-где нужно, наоборот, прекратить строить. Живу в Люберецком районе, и наш бич - многоэтажная точечная застройка. При этом объекты инфраструктуры не успевают за ними, уже сейчас ощущается переполненность района.

В последнее время для жителей столичного региона стало большой проблемой вовремя и быстро добраться до мегаполиса. Легкое метро в Подмосковье 2019 должно решить эту проблему и открыть перспективы для дальнейшего развития московского региона.

Проект строительства легкорельсного транспорта

О новом транспорте власти Подмосковья заговорили еще в 2013 году. После этого началось проектирование этого вида транспорта. Запуск скоростных поездов, которые свяжут 20 городов Московской области, был намечен на 2019 год. Однако, в 2017 году правительство изменило концепцию этого транспорта. По их замыслу теперь ЛРТ должно быть связано с московским метро. Речь идет о станциях:

  • «Некрасовка»;
  • «Челобитьево»;
  • «Котельники»;
  • «Волоколамская»;
  • «Мякинино».

Первые две только планируется строить. С этим фактом связана отсрочка строительства легкорельсного транспорта.

В настоящее время все трассы, идущие в города Подмосковья, проходят через МКАД. Это создает массу неудобств. Новый вид транспорта должен устранить эту проблему. Планируется, что ЛРТ разгрузит, как ЖД транспорт, так и автомобильные дороги Подмосковья. Это сделает передвижение жителей Московской области более комфортным. Кроме того, легкорельсный транспорт откроет новые перспективы для развития Подмосковья и улучшит экологическую обстановку в регионе.

Согласно проекту, первый участок должен связать Домодедово и Подольск. На проектирование и ввод в эксплуатацию должно уйти по оценкам специалистов около четырех лет. Общие затраты составят 57 млрд. руб. Пуск «скоростного трамвая» в целом намечен на 2022 год. На этой линии запланировано десять станций.

Далее начнется строительство следующей линии ЛРТ. Она свяжет Раменское и Домодедово. Это ветка пройдет через «Жуковский. Ее протяженность составит 35 км. Стоимость первого пускового комплекса составит сто семь миллиардов рублей.

Перечисленные города Московской области выбраны неслучайно. Автомобильные трасы юга Подмосковья самые напряженные. Кроме того, пассажирский поток аэропорта Домодедово постоянно растет. Уже сейчас он равен тридцати миллионам человек.

Ввод первой части ЛРТ позволит также связать железнодорожные пункты Рязанского, Курского и Павелецкого направлений РЖД. Это даст возможность жителям Подмосковья не заезжать в столицу, чтобы воспользоваться железнодорожным транспортом.

Схема ЛРТ Подмосковья

Новый транспорт будет иметь такую схему:

Строительство ЛРТ будет происходить одиннадцать лет. К 2028 году должно быть запущено пятьдесят станций. Общая протяженность составит 245 км. Оно объединит все важные населенные пункты области, вокзалы и аэропорты.

Отличительная особенность легкого метро

Поезда ЛРТ будут состоять из трех удвоенных вагонов, оборудованных по последним стандартам. В каждом вагоне будет:

  • система климат контроля;
  • система наблюдения;
  • кондиционер;
  • WI-FI.

Состав будет двигаться со скоростью 80-100 км/час. Интервал между поездами составит пару минут, как в Московском метрополитене. Скоро жители Подмосковья смогут добраться до аэропорта Домодедово за считанные минуты, вместо нынешних 1,5-2 часов. Поезд вмещает пять сотен человек. В год ЛРТ смогут воспользоваться шестьдесят миллионов человек.

Кто финансирует проект

Специалисты, которые проектируют легкое метро, утверждают, что оно обойдется примерно в 259 миллиардов рублей. Это большая сумма даже для Москвы. Каждый километр такого транспорта обойдется в 1,5-2 млрд. руб.

В осуществлении проекта изъявили желание около десяти отечественных и иностранных компаний. Они готовы компенсировать затраты на двадцать процентов. Инвестиции будут возвращаться, как за счет оплаты билетов на легкое метро, так и за счет развития территорий, прилегающих к ЛРТ. Приблизительная цена билета будет соизмерима со стоимостью проезда на пригородном транспорте.

Планируется, что рядом с легким метро появятся новые ТРК и другая инфраструктура. Землю будет выкупать государство, а вот возведением новых объектов займутся инвесторы из Китая, Германии и Франции.

Свое желание участвовать в проекте выразили и представители финансовых кругов России:

  • Банк ВТБ;
  • Сбербанк;
  • Евразийский банк развития и др.

Среди инвесторов проекта: «Мортон» — компания, занимающаяся возведением домов в Видном. Эта организация готова профинансировать ветку прямо к своим жилищным массивам. Это примерно 280 млн. дол.

Часть инвестиций вложит Уралвагонзавод и другие предприятия. Планируется, что подвижной состав будет построен на отечественных предприятиях. Это означает, что от легкого московского метро выиграют многие россияне, так как их предприятия будут работать над заказами ЛРТ.

Также участвовать в проекте изъявили:

  • Компания Alstom;
  • ЦППК;
  • Российский фонд прямых инвестиций.

В строительстве будут принимать участие и западные партнеры, среди которых Siemens.

На каком этапе строительство сейчас

Как заявил один из руководителей компании «СЕТЕК МО», занимающейся разработкой этого вида транспорта, в 2018 году будет окончательно утверждена концепция ЛРТ и начнется конкурсное проектирование. Строительство линии от микрорайона «Кузнечики» города Подольск до аэропорта Домодедово стартует в 2019 году. Протяженность участка 36 километров. Также на этой ветке запланировано строительство нового депо.

Уже объявили конкурс на проектные работы следующей линии ЛРТ от Домодедово до Раменское длиной 33 км.

На третьем этапе будет произведено соединение этой ветки с аэропортом Жуковский. Протяженность этого участка равна 5,4 км.

В целом в 2019 году предстоит построить первую линию протяженностью 74,5 км.

Среди положительных тенденций, связанных с пуском в 2022 году ЛРТ, специалисты называют в Подмосковье. Это не может не радовать жителей этого региона.