Меню

Презентация окружающий мир что такое хвоинки. Урок окружающего мира "что такое хвоинки". Над ее густой листвой

Конкурсы

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме «Что такое хвоинки?»

УМК «Школа России»

Цель: формирование представления о лиственных и хвойных деревьях и их отличии друг от друга.

Задачи:

    научить различать лиственные и хвойные деревья;

    научить описывать дерево по плану;

    определять деревья с помощью атласа-определителя;

Ход урока

I. Организационный момент.

– Как всегда на урок “Окружающего мира” к нам пришли наши помощники Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Я желаю вам успешной работы на уроке.

II. Актуализация знаний.

– На какой вопрос Муравьишки мы отвечали на прошлом уроке?

– Как по листьям можно определить деревья?

Чем различаются листья разных деревьев?

Какие деревья и кустарники растут возле нашей школы?

На прошлом уроке мы с вами учились узнавать листья разных деревьев. Посмотрим, как хорошо вы все запомнили. Мудрая Черепаха хочет сама проверить, как вы научились определять листья деревьев.

III. Мотивация учебной деятельности

– Сегодня мы продолжим разговор о деревьях. Но сначала отгадайте загадки.

Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(Ель.)

У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(Сосна.)

– Эти деревья отличаются от всех других. Чем? А что же растет на их ветках? Иголки называют хвоинками. Но что такое хвоинки? Об этом мы сегодня узнаем на уроке.

IV. Открытие нового знания.

– Рассмотрите иллюстрацию на странице 30 учебника. Найдите лишний рисунок. Почему вы решили, что он лишний? (Береза, дуб, клен – лиственные деревья, а ель – нет.)

На экране – изображения сосны и ели.

– Всем вам хорошо известны эти деревья. А какого они цвета?Всегда ли они зелёные? Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью?

Всю зиму они остаются зелеными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад? Да и где их листья? Попробуем во всем этом разобраться.

Хво я – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые”.

– Откройте страницу 31 в учебнике. Рассмотрите общий вид сосны и ели. Сравните расположение веток у этих деревьев. А как вы думаете почему ветви сосны подняты высоко от земли? Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли.

– У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки.

Ветки”.

Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют, что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.

Хвоинки”.

Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.

. “Шишки”.

Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.

Затем они выполняют задание № 3 на странице 20 рабочей тетради.

– Молодцы! Вы все правильно заметили. Муравьишка просит еще раз объяснить ему, как отличить сосну от ели.

Физкультминутка.

Еще раз рассмотрите рисунок ели и сосны. Сравните эти деревья. Устно опишите по плану, данному в учебнике.

    Название дерева.

    Лиственное или хвойное.

    Общий вид, расположение веток.

    Особенности хвоинок.

    Особенности шишек.

Заслушивают 2–3 описания.

– Мудрая Черепаха подготовила задание для любознательных учеников. Рассмотрите дерево, изображенное на слайде. Вы видите общий вид дерева и его веточки в разные времена года. Можно ли это дерево отнести к хвойным? Как расположены хвоинки? Чем это дерево отличается от других хвойных? Какие деревья сбрасывают листья на зиму? (Лиственные.)

– Из-за этой особенности хвойное дерево получило свое название – лиственница.

Я предлагаю нам познакомиться с другими хвойными деревьями выполнив практическую работу.

На экране изображены разные хвойные деревья. Внимательно рассмотрите их. С помощью атласа – определителя найдите названия этих растений. (ель, сосна, лиственница, кедр, пихта).

Скажите, что общего у всех этих веточек? (У них почти у всех иголки, кроме одной). А чем отличаются веточки? (У одних иголки длинные, у других короткие и колючие. А одна веточка совсем голая или с желтоватыми иголками). Рассмотрите шишки. Нужно найти шишку каждого растения.

V. Рефлексия учебной деятельности.

– С какими деревьями мы познакомились? На какие две большие группы можно разделить все деревья? Чем они различаются? Что такое хвоинки? Как различить ель и сосну? Чем лиственница отличается от своих “родственниц”? Откроем тетрадь на странице 19 и выполним задание 1. Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверти работы.

Надежда Жукова
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Что такое хвоинки?»

Конспект урока

Класс: 1

Предмет: окружающий мир

Тема: «Что такое хвоинки?»

Цель : создать условия для открытия учащимися нового знания о том, что хвоинки – это видоизменённые листья.

Планируемые достижения учащихся:

Предметные результаты:

Знать, что хвоинки – это листья хвойных деревьев;

Различать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;

Различать лиственные и хвойные деревья.

Метапредметные результаты:

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

Работать в группах;

Оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

Осознавать необходимость бережного отношения к деревьям.

Межпредметные связи: Русский язык. Литературное чтение. Музыка.

Формы работы на уроке : фронтальная, индивидуальная, в парах.

Оборудование:

учебник "Окружающий мир" 1 класс (авт. А. А. Плешаков); «Рабочая тетрадь» по окружающему миру для 1 класса (автор А. А. Плешаков);

нарисованные помощники: Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха

на магнитной доске буквы для слов ЕЛЬ, СОСНА; ШИШКА;

картинки с изображенными деревьями (клен, береза, осина, рябина, дуб, коробочка с трафаретами листьев этих деревьев (по 2 разного цвета);

шишки ели и сосны, еловые и сосновые веточки (вариант 1- по возможности на каждой парте, вариант 2- по количеству подгрупп, веточка лиственного дерева обязательно с листьями (береза, осина, рябина, мелкие кусочки белой бумаги.

плакат для начальной школы «Деревья России»

проектор, компьютер, экран;

физминутка «Елочка»

презентация «Что такое хвоинки».

ХОД УРОКА

Этапы урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Чтоб природе другом стать, тайны все ее… (узнать)

Все загадки разгадать - научитесь (наблюдать)

(Учащиеся знакомы со стихотворением и «помогают» учителю.)

Молодцы, ребята! И мы с вами вновь отправляемся в удивительное путешествие, чтобы познать тайны и загадки окружающего нас мира. А чтобы найти ответы на удивительные вопросы, которые нам задает окружающая природа, нужно быть внимательными и любознательными. Все внимательны? Все хотят узнать и изведать что-то неизвестное и новое для нас? (Да.) Тогда начинаем наш урок.

2. Актуализация знаний.

А у нас гости. Кто же это? (Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха.) (Слайд 1)

И, конечно же, как всегда, у нашего Муравьишки много вопросов. Поможем ему?

Какое сейчас время года?

Что происходит осенью?

Какие изменения мы наблюдаем в растительном мире?

Идя в школу и возвращаясь домой, вы видите, как падают с деревьев листочки. И никто не знает, что листочки о чём-то говорят друг с другом. Давайте послушаем (слайд 2):

Опавшей листвы

разговор еле слышен:

Мы с клёнов…

Мы с яблонь…

Мы с вязов…

Мы с вишен…

С осинки…

С черёмухи…

С берёзы…

Везде листопад:

На пороге - морозы!

О чём шепчутся листья?

Как называется явление природы, когда осыпаются листья?

Чего боятся листочки?

Мудрая Черепаха, собрала листочки и принесла их нам. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Раз, два, три, листик дерево найди!». У меня в коробочке листья, а на доске вы видите картинки, где изображены деревья. Я раздам вам листочки, а потом буду открывать картинки. Если, ваш листик, с этого дерева, вы должны выйти к доске и приклеить его. Каждый листочек должен оказаться на своем дереве.

(Учитель по очереди переворачивает картинки с изображением деревьев лицевой стороной к ученикам. По команде: «Раз, два, три – листик дерево найди!» игра начинается. Ученики, у которых лист этого дерева, выбегают вперёд, объясняют, по каким признакам определили дерево, потом садятся на место. Листочки одного итого же дерева могут быть у 2-3 учеников. У двух учеников – веточки ели и сосны.)

3. Создание проблемной ситуации.

Ребята, все листики оказались у своих деревьев? У кого еще остались листики? Покажите их нам? Ребята, как называются эти листики? На каких деревьях они растут? (Дети дают разные ответы: что это не листики, это иголки, они растут на елке и не опадают осенью).

Как много разных ответов. Муравей Вопросик запутался и никак не может понять, есть ли у елочки листья? Давайте попробуем во всем разобраться.

4. Освоение нового материала.

Вот изображение ели и сосны (слайд 3)

Это деревья?

Назовите и покажите части дерева? Сравните ель с дубом. (Один ученик проводит сравнение у доски)

Итак, ель и сосна-это деревья. Только у одних деревьев листья имеют вид пластинок, это лиственные деревья. У других деревьев листья имеют вид иголок. Такие листья называются хвоинками, а сами деревья - хвойными. (слайд 4)

Ель и сосна – хвойные деревья, и их листики – хвоя. (слайд 5). К хвойным деревьям также относятся лиственница и кедр. (слайд 6)Семена таких деревьев – шишки.

Исследовательская деятельность.

Перед вами на столе лежат две веточки: сосны и ели. Посмотрите на них внимательно. Чем они схожи? А в чем их отличие? (Общее: хвоинки, зеленого цвета, колются, покрыты восковой пленкой. Отличие: иголки сосны длинные, ели короткие. У ели хвоинки крепятся по одной, а у сосны - по две.)

А теперь сравним шишки (слайд 7). Покажите еловую шишку, теперь положите шишку ели на еловую ветку, а шишку сосны на сосновую. (Общее: в шишке находятся семена. Отличие: форма и расположение на веточке). В шишках ели и сосны располагаются семена. Они по внешнему виду похожи. Выпав из шишки, они крутятся на подобии пропеллера у вертолета. Подхватываемые ветром, семена могут улететь довольно далеко от дерева.

Молодцы, ребята. Мудрая Черепаха напомнила мне, что пора немного отдохнуть. Вот ее загадка: «Зимой и летом одним цветом». (Ель, сосна). А Муравей Вопросик приготовил для вам веселую физминутку «Елочка».

5. Физминутка «Елочка»

Опыт.

Какую загадку нам загадала Мудрая Черепаха? Действительно, иголочки ели и сосны зимой и летом всегда зеленые. А почему же так происходит? Ведь на лиственных деревьях листочки желтеют и опадают. Мы постараемся найти ответ и на это вопрос.

Мне нужны два помощника. Один будет держать веточку рябины. А другой веточку сосны. Представим, что это снег. Он все падает и падает на наши веточки (Учитель сверху рассыпает листочки белой бумаги). Что происходит с веточкой рябины? («Снег» задерживается на листочках, и веточки очень сильно сгибается). Действительно, на листочках рябины, осины, березы и других лиственных деревьев снег задерживается. И под его тяжестью веточки дерева могут сломаться. Поэтому лиственные деревья «сбрасывают» осенью свои листочки. Так они готовятся к зиме.

А теперь посмотрим на веточку ели. Что мы видим? («Снег» не задерживается на хвое. А падает вниз.) Правильно. Иголочки хвойных деревьев покрыты восковой пленкой, поэтому снег «соскальзывает» и не задерживается на ветвях. А значит, и «сбрасывать» свои иголочке на зиму хвойным деревьям не к чему. И Хвоя таких деревьев остается зеленой круглый год.

Правда, есть одно хвойное дерево, которое в отличие от всех своих родственников, все –таки сбрасывает хвоинки на зиму. Это лиственница. (слайд 8) Осенью ее хвоинки желтеют и опадают, как листочки березы, осины, клена. Поэтому ее и назвали лиственница.

6. Закрепление изученного материала.

Ребята, нашли ответы на все вопросы, которые нужно было сегодня разгадать.

Что же мы сегодня с вами узнали? (Есть хвойные деревья. Это ель, сосна. Их листья-иголочки, называют хвоей. Они остаются зелеными и не опадают осенью. Только у одного хвойного дерева иголочки опадают - это лиственница.)

Даже ёлку мы вначале

От сосны не отличали:

Раз торчат иголочки-

Значит, это ёлочки.

А когда на ветку ели

Мы получше посмотрели,

Оказалось, что она

Не такая как сосна.

И сейчас мы с вами нарисуем веточки ели и сосны. А также посмотрим, какие деревья у нас лиственные, а какие хвойные. (Работа в тетрадях)

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Ребята, сегодня на уроке мы узнали много нового и интересного. Давайте вспомним все, чтобы и Муравьишка запомнил все и больше не задавал вопросы про ель и сосну.

(Есть лиственные и хвойные деревья. У лиственных листья в виде пластинок, они желтеют осенью и опадают. У хвойных деревьев листья в виде иголочек, их называю хвоя. Они остаются зелеными круглый год, и не опадают осенью. Только лиственница теряет свои иголочки. Ель и сосна - хвойные деревья. У ели иголочки короткие и прикрепляются к веточки по одной. А шишки у нее длинные. У сосны иголочки длинные, прикрепляются к веточке по две хвоинки, а шишки круглы).

Молодцы, Муравей вопросик очень вам благодарен.

А вот Мудрая Черепаха говорит, что расстроилась, ведь мы так и не сыграли в ее игру до конца. Два листочка так и не нашли свое дерево. У кого были эти листочки. Выходите к доске. Найдите, какому дереву они принадлежат. (Выходят ученики, прикрепляют иголочки к ели, сосновые к сосне и поясняют свой выбор.)

Мудрая Черепаха тоже благодарит вас. И дарит вам листочки с шишками. Посмотрите перед вами листочек, где нарисованные три шишки: большая, средняя и маленькая. Если при выполнении задании вам все было понятно, вы без труда с ними справились - обведите большую шишку. Если при выполнении некоторых заданий у вас возникли трудности, если вы не знали, как ответить на некоторые вопросы – обведите шишку среднего размера. Если же вам было тяжело, если вы не смогли выполнить предложенные задания и не знали ответы на мои вопросы - обведите маленькую шишку.

Наше очередное путешествие подошло к концу. Но в окружающем мире еще много тайн и загадок, которые нам предстоит узнать и разгадать. И уже на следующий урок мы с вами отправимся в новое приключение вместе с нашими помощниками: Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

Тема

Что такое хвоинки?

Цель урока

создать условия для знакомства учащихся с особенностями хвойных деревьев

Задачи

Обучающие: познакомить ребят с хвойными деревьями и их отличительными признаками;

Развивающие: формировать у учащихся умение отличать ель от сосны, обосновывать свою точку зрения, активизировать познавательную активность, развивать внимание, память, мышление;

Воспитательные: способствовать формированию коммуникативной культуры, воспитывать самостоятельность, бережное отношение к природе.

Оборудование

Компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Ход урока

I . Организационный момент

Ребята, давайте настроимся на хорошую работу на уроке окружающего мира, будьте внимательны, не забывайте при желании ответить, правильно поднимать руку.

II. Повторение изученного

Урок мы начнём с задания, которое приготовила для вас Мудрая Черепаха. Я буду называть утверждения, если вы согласны с ним - поднимаете солнышко, если не согласны – тучку, подсказку вы можете найти на доске.

    ковш Большой Медведицы – это созвездие

    солнце имеет форму квадрата

    из кремня можно высекать искры

    известняк состоит из раковин морских животных

    бегония – это растение клумбы

    саньсевьеру в народе называют «щучий хвост»

    на кактусе растут мягкие пушинки

    название «гладиолус» означает «меч»

    календула – это лекарственное растение

    осенью листья деревьев приобретают зелёную окраску

III . Актуализация полученных знаний о листьях

На предыдущих уроках мы ходили на экскурсию, рассматривали листья на деревьях, собирали опавшие листья, сравнивали их по форме, по размеру, по цвету.

Сейчас мы поработаем в группах. Задание называется «Мозаика». Я даю каждой группе конверт, в котором лежит, разрезанный лист. Вы должны соединить все фигурки так, чтобы получился целый лист, и определить с какого он дерева.

Физминутка «Бабочка»

Вы замечали, что осенью листья, опадая с деревьев, кружатся в воздухе и напоминают нам порхающих бабочек?

Давайте отдохнём и выполним физкультминутку «Бабочка»

IV . Целеполагание

Ребята, посмотрите на эти иллюстрации. Чем, деревья, изображённые справа, отличаются от деревьев, изображённых слева (на иллюстрациях лиственные деревья и хвойные)

У деревьев слева мы видим листья в форме пластинок, а у деревьев справа листья – это иголки, которые правильно называют «хвоинки», а деревья, у которых есть хвоинки, называют хвойными.

Итак, о каких деревьях мы будем сегодня говорить? (о хвойных)

V . Работа по изучению новой темы

Давайте посмотрим видео о хвойных деревьях и попробуем потом ответить на вопрос, что такое хвоя.

Муравьишка Вопросик приготовил для вас загадки, которые помогут назвать хвойные деревья:

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год? (Ель)

На экране картина с изображением елового леса

Как называется еловый лес? (Ельник)

Весной цвету,

Летом плод приношу,

Осенью не увядаю, зимой не умираю,

Похожа я на ёлку,

Но длинней иголки. (Сосна)

На экране картина с изображением соснового бора

- Как называется сосновый лес? (Бор)

Обратите внимание на высоту этих деревьев. Чем отличается сосновый лес от елового?

VI . Практическая работа

Веточки каких деревьев я вам раздала?

Кто может показать ветку ели, сосны?

Чем отличается ветка сосны от веточки ели?

Не все знают, как отличить сосну от ели, поэтому мы сейчас внимательно рассмотрим веточки, найдём их сходство и различие.

Что у веточек общего (листья-хвоинки)

- Почему о ели и сосне говорят «зимой и летом одним цветом» (хвоинки осенью не желтеют и не опадают)

Чем хвоинки ели отличаются от хвоинок сосны (у ели короче, цвет темнее)

Посмотрите внимательно, как располагаются хвоинки у ели и сосны? (У ели по одной, а у сосны по две)

Ещё одна отличительная особенность – это шишки. У ели она длинная, чешуйки плотно прилегают друг к другу, а у сосны маленькая шишка.

VI . Закрепление изученного. Работа с учебником

Давайте ещё раз с помощью учебника скажем, чем сходны и в чём различие ели и сосны? Откройте учебник на с. 16. Рассмотрите рисунки ели и сосны.

Чем сходны ель и сосна? (шишки, иголки)

В чём различие ели и сосны?

Дорисуйте веточки. От каких они деревьев?

Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо выше, выше, выше

VII . Знакомство с другими хвойными деревьями

Ребята, а вы можете назвать другие хвойные деревья, кроме ели и сосны?

Я про одно из таких деревьев загадаю загадку:

Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки.

Но в отличие от ёлки,

Опадают те иголки. (Лиственница)

У лиственницы хвоинки мягкие, неколючие и в отличие от ели и сосны осенью они желтеют и опадают. У лиственницы тоже есть шишки.

Ещё хвойные деревья – это пихта и кедр. Наверное, многие щелкали кедровые орешки.

VIII. Рефлексия

Что нового для себя узнали на уроке?

Наверное, вы все радуетесь новогоднему празднику, который не обходится без нарядной ёлки или сосны. И хотя до нового года ещё далеко, сейчас мы с вами нарядим нашу ёлку настроения. Если у вас на уроке было хорошее настроение повесьте на ель жёлтый шарик, если настроение не очень хорошее, потому что были трудности – повесьте синий шарик, ну а если ваше настроение было совсем плохим – чёрный шарик.


Деятельностый подход на уроке осуществляется через практическую работу с ветками хвойных растений и учебными книгами - учебником и атласом-определителем. В процессе работы дети выдвигают гипотезы: почему хвойные деревья не сбрасывают листву на зиму? Одно из предположений проверяется опытным путём. Яркая презентация помогает заинтересовать детей материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира.

Тема: Что такое хвоинки? (Путешествие в хвойный лес)

Цели урока: 1) создать условия для получения школьниками новых знаний через организацию работы в группе, работу с учебником и дополнительной литературой;

2) прививать навыки правильного общения со сверстниками;

3) учить анализировать события в природе, выдвигать гипотезы и проверять их на практике;

4) развивать любознательность, речь.

Оборудование: ветки ели, сосны, лиственницы, пихты и можжевельника.

Проектор, компьютер, презентация.

Ветка с бумажными листьями, ветка ели, пенопласт.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, исследовательский.

Ход урока.

Повторение материала.

Учит. Чем мы интересовались на прошлом уроке?

Учен. Мы определяли по листьям деревья. Ходили на экскурсию.

Учит. Давайте проверим свои знания по этому вопросу.

Ученики выполняют тестовую проверочную работу по тетрадям А.А. Плешакова.

Учит. Давайте проверим. (Фронтальная проверка.)

Актуализация.

Учит. Как красива осенняя природа. Какие яркие краски подарила нам она. Я вас сегодня вновь приглашаю в лес. (слайд 2)

Учит. Что необычного заметили в клипе?

Учен. На картинках всё был лес зелёный, из хвойных деревьев.

Учит. Кто предположит тему урока?

Учен. Путешествие в хвойный лес.

Учит. Что сегодня на уроке вы хотите узнать?

Ученики высказывают предположения.

Учит. Муравьишка Вопросик тоже очень любопытный. Он хочет узнать ответы на вопросы: какие деревья называют лиственными, какие деревья называют хвойными и что такое хвоинки?

(слайд 4)

Изучение нового материала.

Учит. Первый вопрос Муравьишки: какие деревья называют лиственными.

Дети отвечают на него сами. Пытаются сформулировать правило.

Учит. Чтобы найти правильный ответ на вопрос, давайте воспользуемся нашим учебником.

Дети ищут ответ в учебнике. (слайд 5) ответ мудрой черепахи.

(слайд 6) Учит. Следующий вопрос Муравьишки: какие деревья называются хвойными?

Практическая работа.

Учит. На столах каждой группы в коробках лежат веточки некоторых деревьев. Проанализируйте, чем они похожи, чем отличаются. С помощью атласа – определителя найдите название этоих растений.

На столах каждой группы ветки под номерами: 1) лиственница; 2) сосна; 3)ель; 4)пихта; 5)можжевельник. Там же лежат шишки ели, сосны и лиственницы.

Учит. Что общего у всех веточек?

Учен. У них почти у всех иголки.

Учит. Чем отличаются ветки?

Учен. У одних иголки длинные, у других короткие и колючие. А одна ветка совсем голая.

Учит. Давайте определимся с названиями растений.

Дети с помощью атласа определяют названия всех пяти растений и ищут шишки каждого дерева.

Учит. Так какие же деревья называются хвойными?

Учен. Те, у которых есть иголки.

(слайд 7) ответ мудрой черепахи.

(слайд 8) Учит. Муравьишка опять вас спрашивает: какие есть хвойные деревья?

Учен. Ель, пихта, сосна, лиственница, можжевельник, кедр, туя.

Учит. Дети, почему лиственницу считают хвойным деревом?

Учен. Её листочки, хоть и опадают на зиму, но они похожи на иголки и поэтому её считают хвойным деревом.

Изучение нового материала .

Учит. Вопросик нас опять спрашивает:(слайд 9) что такое хвоинки?

Дети ищут ответ в учебнике.

Учен. Хвоинки – это листья только в виде иголок.

(слайд 10) ответ мудрой черепахи

Учит. (слайд 11) Муравьишка никак не может успокоится, у него очередной вопрос: почему хвойные деревья не сбрасывают на зиму свои хвоинки – листья?

Дети высказывают свои гипотезы. Среди них обязательно прозвучит, что снеаг на иголках мало, а на листьях – пластинках много.

Учит. Я предлагаю проверить эту версию.

Опыт.

Учит. Вот ветка с листьями (листья сделаны из бумаги) и ветка ели. Роль снега предоставим пенопласту.

Проводится опыт. На ветку с листьями и ветку ели по очереди учитель сыплет кусочки пенопласта.

Учит. Что вы наблюдали?

Учен. На ветке ели пенопласта почти нет, а на листьях снег задержался.

Учит. Какой вывод можно сделать?

Учен. Лиственные деревья сбрасывают листву, потому что их ветки под тяжестью снега могут сломаться. А хвойным деревьям это не страшно. Их иголки не задерживают много снега.

Демонстрируются слайды 12, 13.

Подведение итогов урока.

(слайд 14) Учит. Муравьишка вам опять что-то говорит: как много я всего узнал! А вы как считаете?

(слайд 15) Учит. Давайте заполним таблицу и проверим так ли это.

Детям раздаётся таблица как на слайде 15. Они проставляют «+» в графах.

Учит. Расскажите как вы заполнили таблицу?

Дети рассказывают о том новом, что они узнали.

Учит. Молодцы! (слайд16)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Путешествие в хвойный лес (что такое хвоинки) Урок окружающего мира 1 класс

К Какие деревья называют лиственными? К К Какие деревья называют хвойными? Что такое хвоинки?

Какие деревья называют лиственными?

Какие деревья называют лиственными? У Деревья, у которых листья в виде пластинок, называются лиственными.

Какие деревья называют хвойными?

Какие деревья называют хвойными? У Деревья, у которых листья имеют вид иголок, называются хвойными.

Какие есть хвойные деревья?

Что такое хвоинки?

Что такое хвоинки? Хвоинки - это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Восковая кожица не даёт хвоинкам пересохнуть. Хвоинки и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи.

Почему хвойные деревья не сбрасывают на зиму свои хвоинки – листья?

Сколько интересного я узнал сегодня! А вы, ребята?

Знал раньше Узнал на уроке 1. Деревья, у которых листья в виде пластинок, называются лиственными. 2. Деревья, у которых листья имеют вид иголок, называются хвойными. 3. Ель, сосна, кедр, пихта, можжевельник, лиственница – хвойные. 4. Хвоинки – это листья. 5. Из-за тяжести снега лиственные деревья сбрасывают листву на зиму, а хвойным снегопад нипочём.

Использованные ресурсы http://www.mr7.ru/netcat_files/825/620/oblaka_580_0.jpg http://photos.zamri.ru/gor1/7110_tuchi_24b24_1k.jpg http://www.maths.dundee.ac.uk/mhd/images/100.gif http://www.74alternative.ru/Files/853.jpg http://igrushka.kz/kart_for/images/877615fcffe035817ede452d45761e31.jpg http://62.149.5.16.nyud.net/i3/93/0f/ce45145e2de483fa560c0707cc9f.jpeg http://img12.nnm.ru/imagez/gallery/7/2/7/4/4/7274442f5f6b0fc45a8d0dc50a60f534_full.jpg http:// allday.ru/uploads/posts/1211456960_space.jpg http://www.lono.ru/images/elka_for_news.jpg http://www.agropark.ru/krup-ris/ek2.jpg http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/80/Pinus_sylvestris_branch.jpg http://www.mount.ru/Foto/GornLiji_04/big/Igolki_elki_big.jpg http://www.biodat.ru/db/rbp/pic/446.jpg http://img-2008-06.photosight.ru/01/2699795.jpg http://meder.ucoz.org/_si/0/70482.gif


«Что такое хвоинки?» «Окружающий мир» 1 класс

«Что такое хвоинки?» «Окружающий мир» 1 класс



Отгадайте загадки.

Белый низ, зеленый верх -

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши...

березки.


В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках - горчинка.

Что за деревце?

Рябинка


Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это...


Над ее густой листвой

В зной гудит пчелиный рой.

А зимою всех от гриппа

Вкусным медом лечит...

липа


Клейкие раскрылись почки -

Нарядился он в листочки.

Летом в пух оделся щеголь.

Догадались? - Это...

тополь


Как одним словом можно назвать эти деревья?

Лиственные.


Кусты и деревья, листочки на ветках.

Лиственный лес это, помните, детки.


1 класс стр. 19

Задание: обозначь желтым цветом лиственные деревья.


Что общего у лиственных деревьев?

У этих деревьев листья имеют вид пластинок.




Ель обыкновенная

Сосна обыкновенная


Как можно одним словом назвать эти деревья?

Хвойные


Чем хвойные деревья отличаются от лиственных?

У хвойных деревьев вместо листиков иголочки – хвоинки.


Что такое хвоинки?

Хвоинки - это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно

прочны. Восковая кожица не даёт хвоинкам пересохнуть. Хвоинки и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи.


Если иголочки вместо листвы, Хвойным тогда этот лес назови.


Рабочая тетрадь по «Окружающему миру» 1 класс стр. 19

Задание: обозначь зеленым цветом хвойные деревья.


Хвойные деревья называют «вечнозелеными».

Почему?


Толкование слова « вечный»

  • Бесконечный во времени.
  • Не перестающий существовать.
  • Постоянный, неизменный.

Гипотеза.

У хвойных деревьев хвоинки не меняются, живут столько же, сколько и дерево.


За ответом отправляемся на прогулку в хвойный лес.




Наша гипотеза не подтвердилась. Хвойные деревья меняют свои хвоинки, но не все сразу, а постепенно.

У ели хвоинки меняются через

У сосны хвоинки меняются через

2 – 3 года.

6 – 7 лет.


Практическая работа.

Наблюдение 1. Рассмотрите общий вид сосны и ели.

Сравните расположение веток у этих деревьев.

У сосны ветви подняты высоко от земли, они тянутся вверх, к солнцу.

Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли.


Проблемный вопрос.

Как вы можете объяснить такое расположение веток на сосне и ели?



Ель любит тень. Еловые леса темные, густые. В них всегда тихо. Ветры и метели не долетают в глубину леса из-за густой хвои. Поэтому клесты и выводят своих птенцов в январе месяце именно в еловых лесах.


Рабочая тетрадь по «Окружающему миру» 1 класс стр. 20 № 2

Нарисуйте дерево сосны или ели по желанию.


Наблюдение 2. “Ветки”.

Рассмотрите ветки ели и сосны и определите,что у них общего и чем они различаются.

сосна

И на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному.

У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.


Наблюдение 2. “Хвоинки”.

Сравните хвоинки деревьев.

сосна

Длина хвоинок у деревьев разная.

У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.


Рабочая тетрадь по «Окружающему миру» 1 класс стр. 20 № 3.

Задание: дорисуйте веточки сосны и ели.


Наблюдение 3. “Шишки”.

Рассмотрите шишки деревьев.

Шишки сосны меньше по размерам,

чем шишки ели и круглее.

Шишки ели длиннее и вытянутой формы.


Рабочая тетрадь по «Окружающему миру» 1 класс стр. 20 № 1.

Задание: нарисуйте шишку сосны или ели по желанию.


Страничка для любознательных.

Сибирский кедр - хвойное дерево. Его высота может достигать 44 метров.

Продолжительность жизни 500 -850 лет

Хвоя у кедра растет пучками,

по 5 хвоинок в пучке.

Из древесины кедра делают карандаши.

Кедровые орехи вкусные и очень полезные.


Лиственница - это единственное листопадное хвойное дерево. В пучке по 30 - 50 хвоинок. Лиственница листопадное, но не шишкопадное дерево. На лиственницах, в отличие от других хвойных пород созревшие шишки, после выпадения семян, висят годами.


Можжевельник – хвойный кустарник.

Это растение-долгожитель. В благоприятных условиях можжевельник живет от 600 до 3000 лет.


г. Катав - Ивановск