Презентации к басне стрекоза и муравей. Презентация "Стрекоза и муравей" презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему. В ум пойдет
Слайд 2
Кому-то сказки надоели, А кто-то сказками пленен.И самый лучший наш урокНачнем с знакомых нам имен.
Слайд 3
Басня Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей»
Слайд 4
Слайд 5
Басня – это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.
Слайд 6
Иван Андреевич Крылов(1769-1844)
Слайд 7
Физкультминутка
Слайд 8
Жизнь муравьев очень сложна и богата различными интересными фактами. Основным органом чувств у муравьев является не зрение, а обоняние и осязание, функции которых выполняют усики. Необходимо помнить, что муравейники всегда нуждаются в охране.
Слайд 9
Стрекоза- хищник, она питается другими насекомыми, например, личинками комаров. Стрекозы, не поворачивая головы, могут видеть, что происходит сзади.
Слайд 10
Словарная работа: - удручена – огорчена - вешних – весенних - оглянуться не успела – прошло всё очень быстро- помертвело чисто поле – Урожай собран. Цветы и травы увяли. - как под каждым ей листком был готов и стол и дом – везде могла найти себе приют. - и кому же в ум пойдёт – никто не подумает
Слайд 11
Физкультминутка
Слайд 12
Вопросы: - Кто из героев басни вам понравился и почему? - Как жила Стрекоза летом? Прочитайте.- Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы?- К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к Муравью?- Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ.- Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?- Что нам хотел сказать И.А.Крылов своей басней? - На примере Стрекозы и Муравья чьи же поступки изображены в басне?
Делу время - потехе час.
Догадайтесь, произведение какого литературного жанра мы будем изучать на сегодняшнем уроке?
Небольшой объём
Герои-животные или растения
О животных говорится, как о людях
Часто стихотворная форма
Поучительность
Басня – это короткий ___________, в котором действуют ___________________________, а подразумеваются _ ________ ______,
их __________________.
В баснях высмеиваются _____________ _____ людей: _____________
___________________________________________.
Басня содержит нравоучение –
Цель басен -
животные, растения
поступки, поведение
недостатки
зависть, жадность, лень
назвать порок, воспитать на отрицательном примере.
Отгадай загадку и реши ребус
Кто они? Откуда? Чьи? Льются чёрные ручьи. Дружно маленькие точки Строят дом себе на кочке.
Иван Андреевич Крылов
(1769 - 1844гг.)
Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841г.). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789г.) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 г.- 1843г. создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости самого народа".
Помертвело чисто поле -
на полях пусто, не поют птицы, насекомые попрятались. В поле стоит мертвая тишина.
Объясни лексическое значение слов и выражений
зима наступила стремительно
Зима катит в глаза -
расстроена, обижена,
Злой тоской удручена -
Вешние дни -весенние дни, когда журчат ручьи.
Кум, (кумушка)- в те времена так обращались к знакомому мужчине (женщине)
МОРАЛЬ
Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
Гулять гуляй, да не загуливайся!
ТАНЦ-МИНУТКА
Утром Стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз- росой умылась,
Два- изящно покружилась,
Три- нагнулась и присела,
На четыре- полетела,
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
Работа в группах.
1 группа- охарактеризовать Муравья
2 группа- охарактеризовать Стрекозу
Дайте характеристику персонажам басни
легкомысленн…
Муравей справедлив…
предусмотрительн…
беззаботн…
трудолюбив…
несерьезн…
Стрекоза правдив…
беспечн…
- Выучите наизусть басню Крылова "Стрекоза и Муравей"
- Нарисуйте одного из героев.
- Кто ещё написал басню «Стрекоза и Муравей»? (интернет)
СПАСИБО!
УСПЕХОВ!
Памятник Крылову в Летнем саду
Во время работы над памятником Крылову в доме скульптора Клодта разместился целый зверинец: осёл, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие.
Класс: 2
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы. В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Для того чтобы быть успешным в жизни, (например иметь желаемую профессию) необходимо формировать в себе умение учиться, а значит – находить полезную и нужную информацию для достижения своей цели. Считаю на уроках важным и актуальным поднимать темы формирования у детей способности адекватной реакции на окружающий мир, воспитания сопротивления к лености и легкомыслию. Выявление жизненной позиции можно построить на отрицательных примерах литературных произведений. Ученики обсуждая мотивы поведения героев, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения. Все это способствует формированию самоутверждения ученика.
Тип урока : урок знакомство с литературным произведением.
Дидактическая цель урока : организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни.
Задачи :
Предметные : познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, отличать басню от других произведений.
Метапредметные
- познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
- коммуникативные : формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
- регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
- личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Методы обучения :
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые .
По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя : методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения :
- Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий. Учебник «Литературное чтение» – М.: Просвещение, 2011.
- Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологизмов / С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведов; Рос. Акад. наук. Ин-т русского яз. им. В.Б. Виноградова.-4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1997.
- компьютерная презентация
- раздаточный материал
- Сборник «Формирование информационных умений младших школьников». – Санкт-Петербург, 2011г.
Планируемые результаты :
Предметные: ученик получит возможность познакомиться с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней «Стрекоза и Муравей».
Метапредметные
- познавательные: ученик получит возможность учиться воспринимать на слух произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; осознанно читать басню с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта;
- коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; вступать в диалог; формулировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении,
- регулятивные: ученик получит возможность ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
- личностные: ученик получит возможность формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Организационный момент | ||
Организация и проверка рабочего места, создание положительного эмоционального настроя учащихся | Проверка готовности рабочего места к уроку. |
Кроме обычных учебных принадлежностей на уроке учащимся понадобится раздаточный материал в виде конвертов со схемами и словами. |
Этап мотивации и целеполагания | ||
Организация фронтальной работы
. – Прочитай и определи жанр произведения (Слайд 3) – Что такое псевдоним? – Какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним? – Давайте вспомним, что такое басня, что высмеивается в баснях, цель написания басен. – Чем отличается басня? (Слайд 4) |
Чтение текста на слайде3 Учащиеся определяют жанр, определяют псевдоним баснописца. Учащиеся высказывают свои предположения, рассуждают. |
Учитель использует мультимедийный комплекс, для показа презентации. |
Подготовка к первичному восприятию текста. | ||
Организация фронтальной работы. – Отгадайте загадку и решите ребус. (Слайд 5) – Догадайтесь, с какой басней мы сегодня познакомимся? – Кто написал эту басню? (Слайд 6) – Иван Крылов позаимствовал идею басни о Стрекозе и Муравье у баснописца Лафонтена, который в свою очередь подсмотрел сюжет у менее известного древнегреческого писателя Эзопа (Слайд 7) – Кто сформулирует тему нашего урока? |
Учащиеся отгадывают ребус, загадку, формулируют название басни. Учащиеся определяют тему урока. |
На этом этапе учителю необходимо озвучить названия басен, написанных И. Крыловым. |
Этап первичного восприятия | ||
Организация фронтальной работы.
– Послушайте, басню "Стрекоза и Муравей". Читает текст артист театра и кино Игорь Масюк. (Слайд 7) Проверка первичного восприятия : – Понравилась ли вам басня? – Попробуйте сформулировать тему басни, о чем она? – Прочитайте басню еще раз. Проверка вторичного чтения. Организация работы в группах. – Установите последовательность иллюстраций и подберите фрагменты из басни (слайд 8) |
Учащиеся на слух воспринимают текст басни Учащиеся рассуждают, высказывают свои предположения, учатся формулировать выводы на основе полученной информации. Учащиеся учатся выслушивать мнения одноклассников, дополняют, исправляют. |
Учителю необходимо вспомнить о том, что значит определить тему. |
Анализ литературного произведения | ||
Мотивация перечитывания и анализа произведения
: – Если очень внимательно проанализировать басню, заострив внимание на каждом слове, то можно понять любое произведение, несмотря на огромное количество непонятных слов и выражений. Работа с лексическим значением слов и выражений. (Слайды 9-11) |
Предположения детей о лексическом значении устаревших слов и выражений: зима катит в глаза, помертвело чисто поле, злой тоской удручена, вешние воды, кум, кумушка. |
|
Организация фронтальной работы учащихся:
– Дайте характеристику персонажам басни (Слайд 12) – Что вы можете сказать о Муравье? Охарактеризуйте его. – Какой представляете Стрекозу? (Слайд 12) – Жалко ли вам Стрекозу? – Правильно ли поступил Муравей? |
Учащиеся дают характеристику героям басни. Учащиеся высказывают и отстаивают свое мнение. |
|
Организация самостоятельной работы учащихся: – Выберите, как вы хотите поработать в парах, группах или самостоятельно? (Учитель раздает карточки.) – Ваше задание по стрелочкам из букв и слогов составить пословицу. – Посмотрите на экран (Слайд 13) – Постарайтесь по слогам и буквам на экране составить вторую пословицу (Слайд 14) – Какая пословица подходит к басне и почему? Рассказ учителя об истории создания памятника баснописца (Слайд 15) |
Ученики выполняют задания Ученики учатся составлять пословицы, доказывают правильность своего выбора. Ученики внимательно слушают рассказ о создании памятника в Летнем саду. |
Кроме обычных учебных принадлежностей на уроке учащимся понадобится раздаточный материал в виде конвертов с карточками |
Этап подведения итогов урока. Рефлексия. | ||
Организация оценочной деятельности. – С каким произведением мы сегодня познакомились? – Кто написал эту басню? – Чем мы занимались сегодня на уроке? – Какое задание вам понравилось больше?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке? |
Высказывания детей. Учащиеся учатся выслушивать ответы одноклассников. Самооценка деятельности на уроке. |
Басня – это литературный жанр, в виде краткого рассказа, нередко стихотворный, всегда нравоучительного характера. В начале или в конце произведения сформулирован вывод, основная поучительная мысль – мораль. Герои басни люди, животные, растения, птицы, рыбы, вещи. – это литературный жанр, в виде краткого рассказа, нередко стихотворный, всегда нравоучительного характера. В начале или в конце произведения сформулирован вывод, основная поучительная мысль – мораль. Герои басни люди, животные, растения, птицы, рыбы, вещи.
«Путник и гадюка» Басня показывает, что злая душа не только не платит благодарностью в ответ за добро, но даже восстает против благодетеля. Басня показывает, что злая душа не только не платит благодарностью в ответ за добро, но даже восстает против благодетеля.
ЗАПИШИТЕ. ЗАПОМНИТЕ. Басня – небольшой рассказ в стихах или прозе нравоучительного характера с моральным выводом. Басня – небольшой рассказ в стихах или прозе нравоучительного характера с моральным выводом. Аллегория – иносказательное изображение предметов или качеств людей. Аллегория – иносказательное изображение предметов или качеств людей. Мораль – поучение, вывод в начале Мораль – поучение, вывод в начале или в конце басни. или в конце басни.
С оотношение морали басни с пословицами. Выпиши близкие к морали басни посл-цы. 1. Своя земля и в горсти мила. 2. Уменье и труд всё перетрут. 3. Баловством хлеба не добудешь. 4. Доброе братство милее богатства. 5. Без наук как без рук. 6. Готовь сани летом, а телегу зимой. 7. Один в поле не воин. 8. Землю красит солнце, а человека –труд.
Словарная работа. Нужда – зәрулік, мұқтаждық Нужда – зәрулік, мұқтаждық удручена – огорчена, подавлена удручена – огорчена, подавлена вешние дни – весенние дни вешние дни – весенние дни мурава – молодая трава мурава – молодая трава голубчик – көкетай голубчик – көкетай кум,кумушка – тамыр кум,кумушка – тамыр поплясать – потанцевать поплясать – потанцевать
Домашнее задание 1. Напишите письмо Стрекозы Муравью 1. Напишите письмо Стрекозы Муравью начинается словами: «Здравствуй, кум, начинается словами: «Здравствуй, кум, вот прошло уже ползимы…» вот прошло уже ползимы…» 2. Прочитать следующую басню, найти 2. Прочитать следующую басню, найти мораль. мораль.