Меню

«Я душу научусь оберегать…»: вечер-эссе о творчестве поэтессы Риммы Казаковой. Презентация на тему "Римма Федоровна Казакова." Статьи о творчестве риммы казаковой

Средняя 

Родилась 27 января 1932 года в Севастополе, в семье военного. Отец – Казаков Федор Лазаревич (1899–1967). Мать – Казакова София Александровна (1905–1987). Сын – Радов Георгий Георгиевич (1962 г. рожд.), прозаик.

Раннее детство Риммы Казаковой прошло в Белоруссии, затем семья переехала в Ленинград. В 1954 году она окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета. Получив распределение на Дальний Восток, она работала лектором-консультантом Хабаровского окружного Дома офицеров Советской армии (1954–1955), затем редактором Дальневосточной студии кинохроники (1955–1961). Здесь в 1958 году вышел первый сборник ее стихотворений «Встретимся на Востоке».

Первое глубокое знание и понимание жизни были обретены Казаковой в годы, проведенные в Хабаровском крае, где суровая атмосфера таежной жизни, характер ее работы потребовали частых поездок и разнообразных контактов с разными людьми. Подтверждение этому читатель найдет уже в первых ее поэтических опытах: «Тайга строга. В тайге не плачут – / Вдали от самых дорогих. / А если плачут, слезы прячут, / Спокойно помня о других…» или: «Я иду и не гнусь – / Надо мной мое прежнее небо! / Я пою и смеюсь, / Где другие беспомощно немы. / Я иду и не гнусь – / Подо мной мои прежние травы, / Ничего не боюсь. /Мне на это подарено право… / А случится беда, / Я шагну, назову свое имя… / Я – своя у своих. / Меня каждое дерево примет» (стихотворение «Тайга»).

В 1959 году Римма Казакова была принята в Союз писателей СССР. В 1964 году она окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького.

Более 30 лет Римма Федоровна прожила в Москве. Правда, «это именно то место, – подчеркивает она, – где труднее всего меня застать. Дух дороги стал чем-то очень существенным в моей жизни… Но именно дороги… хоть что-то, может быть, и отняли, очень многое дали мне, определив и биографию, и судьбу» («Путь к себе // Казакова Р. Избранные произведения: В 2 т. М., 1985. Т. 1. С. 3–5). Этот факт жизни нашел широкое отражение в творчестве поэтессы. По следам ее «дорог» созданы многие стихотворения: «Мне опять на Восток», «Херсонес», «Прибалтика», «Из кубинского дневника», «Среднеазиатские страницы», «Вологда», «А в Лондоне туман…», «Карловы Вары», «Токио», «Дом», «Митинг в тропиках», «Под чужими небесами» и др. Римма Казакова привлекает внимание читателей к картинам, реалиям, обычаям, внутреннему миру людей разных уголков родной страны и мира. Они интересны своей конкретикой, размышлениями, настроениями автора, навеянными новыми местами и обстоятельствами. Это не просто путевые заметки, а скорее новый взгляд на жизнь в необычных, «свежих» обстоятельствах.

Наиболее широкую известность Казаковой принес цикл стихотворений, основные мотивы которого дружба, верность, любовь, материнство – словом, раздумья на «вечные темы». Некоторые из этих стихотворений стали популярными песнями у людей разных поколений. В каждом из изданных сборников Казаковой присутствуют лирические стихи о спасительной силе и власти добра, чуткости, о любви женщины и мужчины, матери – к сыну, любви к природе, труду, работе, Родине. Лучшие стихи этого цикла: «Люби меня застенчиво», «Я – остров…», «Снежная баба», «Стихи о новорожденном сыне», «…Глуха душа его, глуха…», «Три ночных плача», «Быть женщиной – что это значит?..», «Ты где-то вечером опять…», «Как просто быть счастливой в этом мире!..», «Помпея», «Звенигород», «Ненаглядный мой», «У природы – время года…». Эти стихи напоминают о сложности и противоречивости чувства любви (это – благо, счастье, радость и в то же время – печаль, источник горечи, драматизма, сфера противостояния личностей, неизбежных обид, страданий и борьбы), о глубине и незащищенности («Творю добро, а все не легче…», «Все ухожу оттуда, где не больно, / И все туда, где больно, прихожу…»).

Лирическая героиня Риммы Казаковой очень близка ее современницам. Это – личность, в высшей степени разносторонняя, живая, отзывчивая, внимательная ко всему, способная разделить чужое горе, умеющая слушать и слышать – и в то же время уверенная в себе и предназначенной ей миссии. В рамках данного цикла можно выделить стихи, посвященные друзьям и коллегам – В. Тендрякову, С. Орлову, Ю. Друниной, Н. Старшинову.

Лирика Риммы Казаковой отличается богатством лексики, оригинальностью сравнений, эпитетов, метафор, смысловой насыщенностью и философской ориентацией; тяготеет к традиционным формам силлабо-тонического стиха, нередко к напевности; ей чужда разорванность, внешняя деформированность, прерывистость.

Определенное место в творчестве Риммы Казаковой занимают стихи, являющие собой маленькие бытовые зарисовки: «Мать», «Ночлег», «Детство», «Сын», «Рынок у океана», «Мишка», «Маша».

Начиная с 1958 года сборники стихов Риммы Казаковой выходили в свет более 20 раз. В их числе: «Там, где ты» (1960), «В тайге не плачут» (1965), «Пятницы» (1965), «Елки зеленые» (1969), «Снежная баба» (1972), «Помню» (1974), «Набело» (1977), «Русло» (1979), «Сойди с холма» (1984), «Избранные произведения» в 2 т. (1985), «Сюжет надежды» (1991), «Наугад» (1995), «Безответная любовь» (2000), «Стихи и песни» (2000), «На баррикадах любви» (2002), «Наперекор» (2003).
С середины 1990-х годов в лирике Риммы Казаковой все острее звучит социальная нота. Так, стихи книги «Наугад», собранные под рубриками «Самоанализ» и «Игры…», построены на рассуждениях автора о современной жизни, о состоянии духа и настроении общества в целом и каждой души в отдельности в последние десятилетия. «…Я наконец-то поняла – / как отрубила, / что многое, чем я жила, / напрасно было. // …Во всем какой-то сбой, пробой, / печаль разлада. / И государство, и любовь… / Подумать надо!»; «…Законы выживания – / законы вышибания / всего, что нам так нужно, а – не ваше! // Товары отрываются, / карманы открываются, / есть благо, / ну а путь к нему не важен…»; «Мысли грустные итожа, / говорю себе с тоской: / может быть, в метро мне тоже / встать с протянутой рукой?.. / Нет, любезные коллеги, / новый колорит Москвы! / И прохвосты, и калеки… / Разве я – не то, что вы?..» («В московском метро»).

В последние годы Римма Казакова все чаще выступает как публицист, в стихах постоянно откликается на значительные общественно-политические события. В 1996 году вышла ее книга публицистики «Возлюби».

Многообразна общественная деятельность Риммы Федоровны. В 1976–1981 годах она была секретарем правления Союза писателей СССР, отвечала за пропаганду художественной литературы. В тот период организовала Пушкинские праздники поэзии в стране, Дни литературы разных народов, вела работу с молодыми авторами, в частности организовывала совещания молодых писателей. По инициативе и при непосредственном участии Риммы Казаковой возродились и стали традиционными поэтические вечера в Политехническом музее. Ныне Р.Ф. Казакова является первым секретарем правления Союза писателей Москвы.

Римме Казаковой принадлежат переводы поэтических произведений с языков стран ближнего и дальнего зарубежья: И. Когониа, Б. Шинкубы, И. Тарбы, К. Ломиа, Н. Тарбы (с абхазского), З. Тхагазитова (с кабардинского), Э. Межелайтиса, А. Малдониса (с литовского), Г. Сафиевой (с таджикского), Б. Вагаб-заде (с азербайджанского), Х. Грабнера, Р. Кирша, Е. Штритматтера (с немецкого), Зульфии, Г. Гуляма, Х. Гуляма, Г. Нуруллаевой, О. Ходжиевой (с узбекского), И. Юсупова (с каракалпакского).

На стихи Риммы Федоровны написано много популярных песен («Ненаглядный мой», «Мадонна», «Музыка венчальная», «Ты меня любишь», «Ариадна», «Игра», «Нет пути назад», «Поздняя женщина» и др. на музыку А. Пахмутовой, И. Крутого, А. Савченко, В. Шаинского, В. Матецкого).
Р.Ф. Казакова удостоена звания заслуженного деятеля культуры Узбекистана и Каракалпакии. Она награждена орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, орденом Кирилла и Мефодия I степени.

Материал подготовила Чендакова И.Н.

Сценарный план внеклассного мероприятия по литературе в 10 – 11 классах

Тема мероприятия: «Поэзия женской души». Творчество Риммы Казаковой.

Учитель русского языка и литературы Наумова Марина Алексеевна, первая категория

Цели:

    Дать обучающимся представление об основных особенностях художественного мира Риммы Казаковой.

    Познакомить с этапами творческого пути поэтессы.

    Осветить роль ее «женской» лирики в истории русской поэзии второй половины 20 века – начала 21 века.

    Совершенствовать умение обучающихся анализировать поэтический текст на примере стихотворений Риммы Казаковой.

    Воспитывать любовь к литературе.

    Развивать познавательный интерес к художественному слову, к творчеству Риммы Казаковой, навыки работы с литературой.

Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД:

Предметные результаты: развитие умения вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения; расширение знаний обучающихся о поэзии.

Метапредметные результаты

Личностные УУД: умение настраиваться на работу; желание получать новые знания, способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД : умение определять и формулировать тему и цели мероприятия; планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами; проговаривать последовательность своих действий на этапе самостоятельной работы; вносить необходимые коррективы в действия свои и группы; оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные УУД: анализировать полученную информацию; формулировать нравственные проблемы прочитанного произведения;

умение сравнивать, обобщать; умение ориентироваться в своей системе знаний (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на предыдущих уроках).

Коммуникативные УУД: умение выстраивать логическую цепочку рассуждений; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение слушать и слышать речь своих одноклассников и учителя; учиться работать в паре, в группе; формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные результаты:

развитие умения вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения; воспитание любви к поэзии

Ресурсы: фотографии Риммы Казаковой, выставка книг, записи песен на стихи Риммы Казаковой.

Ход мероприятия

    Организационный этап.

    Вступительное слово учителя

27 января 2012 года Римме Казаковой, нашей современнице исполнилось бы 80 лет.

Несколько слов о биографии поэтессы.

Сообщение обучающегося.

Римма (Рэмо) Казакова родилась 27 января 1932 года в Севастополе. Ее отец, Федор Лазаревич Казаков, был военным, а мать, Софья Александровна Шульман, работала секретарем-машинисткой. Имя, данное родителями, означает «Революция, Электрификация, Мировой Октябрь». В 20 лет взяла имя Римма… Раннее детство провела в Белоруссии. Школьные годы прошли в Ленинграде. Окончила исторический факультет ЛГУ. Семь лет жила на Дальнем Востоке, в Хабаровске. Работала лектором, преподавателем, в газете, на киностудии. Здесь, в 1958 году, вышел первый сборник ее стихов «Встретимся на востоке». В 1959 году принята в Союз писателей. С 1961 года жила в Москве. В 1964 – окончила высшие литературные курсы при Литературном институте имени Горького. В 1976 – 1981 годах – секретарь правления Союза писателей.

Занималась переводами с языков стран ближнего и дальнего зарубежья. Автор многих популярных песен: «Мадонна», «Ненаглядный мой», «Ты меня любишь», «Игра», «Ариадна». Р.Ф. Казакова награждена орденами Трудового Красного знамени и Дружбы народов, орденом Кирилла и Мефодия 1 степени.

Учитель:

Отечество, работа и любовь –

Вот для чего и надобно родиться,

Вот три сосны, в которых – заблудиться

И, отыскавшись, - заблудиться вновь.

В этих 4 строках Р. Казакова сама сказала об основных темах своей поэзии: Отечество – Россия.

Какая она, Россия Риммы Казаковой?

Чтение обучающимися стихов Р.Казаковой о России.

1) «Любить Россию нелегко…»

2) «Я похожа на землю, Что была в запустенье веками…»

Учитель:

Есть у Риммы Казаковой стихи о Москве, столице России.

Чтение стихов. «День города», «Родина»

Среди стихов Казаковой есть и такие, в которых она говорит о героическом прошлом России, в них – светлая память о воевавших в годы Великой Отечественной войны.

Константин Симонов сказал о таких стихах: «И есть в ее стихах что-то, связанное не только с музой дальних странствий, но и с музой фронтового товарищества… мне все-таки порою кажется, что женщина, которая пишет эти стихи, когда-то ходила по фронтовым дорогам, не замеченная нами, людьми того, другого поколения. И если не она, то ее стихи ходили!»

Обучающиеся читают стихи: «И было небо голубое», «В той стороне на войне», «В честь Победы», «На фотографии в газете…»

Поэтесса отзывается в своих стихах на трагические события в нашей стране: «Памяти моряков «Курска»…

Учитель:

Россия, Отечество для Р. Казаковой – это и русский язык, на котором она вот уже полвека создает свои стихи. «Не засоряйте речь…» (Стихотворение читает обучающийся)

    Отечество, работа и любовь…

Учитель:

Работа для Риммы Казаковой – поэзия. Первая книга стихов вышла в 1958 году – «Встретимся на Востоке».

А в самом начале ее творческого пути писатель Николай Задорнов, отец ныне популярного Михаила Задорного, сказал молодой поэтессе: «Поэзия – мужичье дело… Нормальнее было бы для женщины стать даже летчиком или моряком, чем поэтом…». Но, наперекор словам мэтра, Р. Казакова не побоялась заняться этим «мужицким делом», очень скоро осознав, что на самом деле поэзия – именно дело женщины. Ибо стихи требуют страсти, жертвенности, всецелости, любви, самоотдачи, отсутствие эгоизма и самолюбования. Всего, на что в полной мере способна женщина.

Обучающийся читает стихотворение Р.Казаковой «Поэзия – мужичье дело»…

Учитель:

Поэт Кирилл Ковальджи посвятил Римме Казаковой стихотворение:

Эта женщина с Амура

Нас сумела покорить.

Сердце не литература,

А призвание любить.

Кирилл Ковальджи в статье о книге стихов «НАУГАД» писал: «Имя Риммы Казаковой неотделимо от легкой ауры легендарности. Ворвалось в шумную компанию шестидесятников откуда-то с Дальнего Востока, произвела фурор. …Стихи Риммы Казаковой звенели отличимо личные, узнаваемые и одновременно поколенческие, наши, шестидесятнические. А это – никто теперь отрицать не может – долговременный заряд…».

Учитель:

В творчестве Риммы Казаковой есть стихи, посвященные русским поэтам: Пушкину («Савкина горка»), Лермонтову («Тарханы»), Высоцкому («Запоздалое заклинание»), М.Луконину («Пока вы живы, старшие мои»).

Обучающиеся читают стихи: «Есть национальные святыни», «Два имени».

Учитель:

Особая самобытность поэзии Р. Казаковой в том, что она умеет мыслить парадоксально и пластично. Вот, к примеру, гордясь своими корнями в литературе и всегда помня о них («Шестидесятники, шестидесятники! Новой надежды первые всадники…»), она как бы вступает в полемику с известными строчками Евгения Евтушенко («Поэт в России – больше, чем поэт»), настаивая на своем:

Поэт в России – меньше, чем поэт.

Таков итог последних странных лет…

Учитель:

Как-то в одном из интервью Римме Казаковой был задан вопрос: «Как вы считаете, возможен ли сейчас разговор с людьми на языке поэзии? И какова роль писателя в сегодняшней жизни?

Поэтесса ответила: «Конечно, возможен. Поэт может сказать даже больше, чем какая-то умная статья, потому что его слова идут сразу от сердца к сердцу…»

Обучающийся читает стихотворение «Дилемма».

Отечество, работа и любовь…

Ты мне уверовать помог,

Ты, плоть моя и кровь,

Что если есть на свете Бог,

То это Бог – любовь…

Учитель:

Наиболее широкую известность Казаковой принесли стихи, основные мотивы которых любовь, материнство, дружба – вечные темы поэзии. Эти стихи о сложности и противоречивости чувства любви (это – благо, счастье, радость и в то же время – печаль, источник горечи, драматизма, сфера противостояния личностей, неизбежных обид, страданий и борьбы), о глубине и незащищенности.

Обучающиеся читают стихи Р. Казаковой о любви:»Родился сын, пылиночка…», «Моя последняя любовь…», «Хочу сказать, как я тебя люблю…» и другие

Учитель:

Римма Казакова однажды сказала: «Я не боюсь быть открытой. Не боюсь бросить свое сердце. Топчите его, я подниму, вымою и вложу обратно. Я пришла к выводу, что от меня не убудет. Для меня это не опасно».

Лирическая героиня Казаковой очень близка ее современнице. Это – личность, в высшей степени разносторонняя, живая, отзывчивая, внимательная ко всему, способная разделить чужое горе, умеющая слушать и слышать – и в то же время уверенная в себе и предназначенной ей миссии.

    Музыкальность стихов Р. Казаковой

Учитель:

Есть в стихах Р.Казаковой такая исповедальность, такая глубокая лиричность, что многие из них вдохновляют композиторов, исполнителей, и появляются маленькие песенные шедевры. Достаточно назвать «Мадонна», «Ты меня любишь», «Ненаглядный мой…» и многие другие.

Звучат песни на стихи Риммы Казаковой.

Учитель :

Римма Казакова считает: «Стихи, песня должны войти не в уши, а в душу человека». Я думаю, что и в ваши души сегодня вошла частичка творчества этой замечательной женщины, поэтессы.

Родилась 27 января 1932 года в Севастополе, в семье военного. Отец – Казаков Федор Лазаревич (1899–1967). Мать – Казакова София Александровна (1905–1987). Сын – Радов Георгий Георгиевич (1962 г. рожд.), прозаик.

Раннее детство Риммы Казаковой прошло в Белоруссии, затем семья переехала в Ленинград. В 1954 году она окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета. Получив распределение на Дальний Восток, она работала лектором-консультантом Хабаровского окружного Дома офицеров Советской армии (1954–1955), затем редактором Дальневосточной студии кинохроники (1955–1961). Здесь в 1958 году вышел первый сборник ее стихотворений «Встретимся на Востоке».

Первое глубокое знание и понимание жизни были обретены Казаковой в годы, проведенные в Хабаровском крае, где суровая атмосфера таежной жизни, характер ее работы потребовали частых поездок и разнообразных контактов с разными людьми. Подтверждение этому читатель найдет уже в первых ее поэтических опытах: «Тайга строга. В тайге не плачут – / Вдали от самых дорогих. / А если плачут, слезы прячут, / Спокойно помня о других…» или: «Я иду и не гнусь – / Надо мной мое прежнее небо! / Я пою и смеюсь, / Где другие беспомощно немы. / Я иду и не гнусь – / Подо мной мои прежние травы, / Ничего не боюсь. /Мне на это подарено право… / А случится беда, / Я шагну, назову свое имя… / Я – своя у своих. / Меня каждое дерево примет» (стихотворение «Тайга»).

В 1959 году Римма Казакова была принята в Союз писателей СССР. В 1964 году она окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького.

Уже более 30 лет Римма Федоровна живет в Москве. Правда, «это именно то место, – подчеркивает она, – где труднее всего меня застать. Дух дороги стал чем-то очень существенным в моей жизни… Но именно дороги… хоть что-то, может быть, и отняли, очень многое дали мне, определив и биографию, и судьбу» («Путь к себе // Казакова Р. Избранные произведения: В 2 т. М., 1985. Т. 1. С. 3–5). Этот факт жизни нашел широкое отражение в творчестве поэтессы. По следам ее «дорог» созданы многие стихотворения: «Мне опять на Восток», «Херсонес», «Прибалтика», «Из кубинского дневника», «Среднеазиатские страницы», «Вологда», «А в Лондоне туман…», «Карловы Вары», «Токио», «Дом», «Митинг в тропиках», «Под чужими небесами» и др. Римма Казакова привлекает внимание читателей к картинам, реалиям, обычаям, внутреннему миру людей разных уголков родной страны и мира. Они интересны своей конкретикой, размышлениями, настроениями автора, навеянными новыми местами и обстоятельствами. Это не просто путевые заметки, а скорее новый взгляд на жизнь в необычных, «свежих» обстоятельствах.

Наиболее широкую известность Казаковой принес цикл стихотворений, основные мотивы которого дружба, верность, любовь, материнство – словом, раздумья на «вечные темы». Некоторые из этих стихотворений стали популярными песнями у людей разных поколений. В каждом из изданных сборников Казаковой присутствуют лирические стихи о спасительной силе и власти добра, чуткости, о любви женщины и мужчины, матери – к сыну, любви к природе, труду, работе, Родине. Лучшие стихи этого цикла: «Люби меня застенчиво», «Я – остров…», «Снежная баба», «Стихи о новорожденном сыне», «…Глуха душа его, глуха…», «Три ночных плача», «Быть женщиной – что это значит?..», «Ты где-то вечером опять…», «Как просто быть счастливой в этом мире!..», «Помпея», «Звенигород», «Ненаглядный мой», «У природы – время года…». Эти стихи напоминают о сложности и противоречивости чувства любви (это – благо, счастье, радость и в то же время – печаль, источник горечи, драматизма, сфера противостояния личностей, неизбежных обид, страданий и борьбы), о глубине и незащищенности («Творю добро, а все не легче…», «Все ухожу оттуда, где не больно, / И все туда, где больно, прихожу…»).

Лирическая героиня Риммы Казаковой очень близка ее современницам. Это – личность, в высшей степени разносторонняя, живая, отзывчивая, внимательная ко всему, способная разделить чужое горе, умеющая слушать и слышать – и в то же время уверенная в себе и предназначенной ей миссии. В рамках данного цикла можно выделить стихи, посвященные друзьям и коллегам – В. Тендрякову, С. Орлову, Ю. Друниной, Н. Старшинову.

Лирика Риммы Казаковой отличается богатством лексики, оригинальностью сравнений, эпитетов, метафор, смысловой насыщенностью и философской ориентацией; тяготеет к традиционным формам силлабо-тонического стиха, нередко к напевности; ей чужда разорванность, внешняя деформированность, прерывистость.

Лучшие дня

Определенное место в творчестве Риммы Казаковой занимают стихи, являющие собой маленькие бытовые зарисовки: «Мать», «Ночлег», «Детство», «Сын», «Рынок у океана», «Мишка», «Маша».

Начиная с 1958 года сборники стихов Риммы Казаковой выходили в свет более 20 раз. В их числе: «Там, где ты» (1960), «В тайге не плачут» (1965), «Пятницы» (1965), «Елки зеленые» (1969), «Снежная баба» (1972), «Помню» (1974), «Набело» (1977), «Русло» (1979), «Сойди с холма» (1984), «Избранные произведения» в 2 т. (1985), «Сюжет надежды» (1991), «Наугад» (1995), «Безответная любовь» (2000), «Стихи и песни» (2000), «На баррикадах любви» (2002), «Наперекор» (2003).

С середины 1990-х годов в лирике Риммы Казаковой все острее звучит социальная нота. Так, стихи книги «Наугад», собранные под рубриками «Самоанализ» и «Игры…», построены на рассуждениях автора о современной жизни, о состоянии духа и настроении общества в целом и каждой души в отдельности в последние десятилетия. «…Я наконец-то поняла – / как отрубила, / что многое, чем я жила, / напрасно было. // …Во всем какой-то сбой, пробой, / печаль разлада. / И государство, и любовь… / Подумать надо!»; «…Законы выживания – / законы вышибания / всего, что нам так нужно, а – не ваше! // Товары отрываются, / карманы открываются, / есть благо, / ну а путь к нему не важен…»; «Мысли грустные итожа, / говорю себе с тоской: / может быть, в метро мне тоже / встать с протянутой рукой?.. / Нет, любезные коллеги, / новый колорит Москвы! / И прохвосты, и калеки… / Разве я – не то, что вы?..» («В московском метро»).

В последние годы Римма Казакова все чаще выступает как публицист, в стихах постоянно откликается на значительные общественно-политические события. В 1996 году вышла ее книга публицистики «Возлюби».

Многообразна общественная деятельность Риммы Федоровны. В 1976–1981 годах она была секретарем правления Союза писателей СССР, отвечала за пропаганду художественной литературы. В тот период организовала Пушкинские праздники поэзии в стране, Дни литературы разных народов, вела работу с молодыми авторами, в частности организовывала совещания молодых писателей. По инициативе и при непосредственном участии Риммы Казаковой возродились и стали традиционными поэтические вечера в Политехническом музее. Ныне Р.Ф. Казакова является первым секретарем правления Союза писателей Москвы.

Римме Казаковой принадлежат переводы поэтических произведений с языков стран ближнего и дальнего зарубежья: И. Когониа, Б. Шинкубы, И. Тарбы, К. Ломиа, Н. Тарбы (с абхазского), З. Тхагазитова (с кабардинского), Э. Межелайтиса, А. Малдониса (с литовского), Г. Сафиевой (с таджикского), Б. Вагаб-заде (с азербайджанского), Х. Грабнера, Р. Кирша, Е. Штритматтера (с немецкого), Зульфии, Г. Гуляма, Х. Гуляма, Г. Нуруллаевой, О. Ходжиевой (с узбекского), И. Юсупова (с каракалпакского).

На стихи Риммы Федоровны написано много популярных песен («Ненаглядный мой», «Мадонна», «Музыка венчальная», «Ты меня любишь», «Ариадна», «Игра», «Нет пути назад», «Поздняя женщина» и др. на музыку А. Пахмутовой, И. Крутого, А. Савченко, В. Шаинского, В. Матецкого).

Р.Ф. Казакова удостоена звания заслуженного деятеля культуры Узбекистана и Каракалпакии. Она награждена орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, орденом Кирилла и Мефодия I степени.

Живет и работает в Москве.


Римма Казакова


Ведущий:

Казаковой.
Родилась Римма Казакова 27 января 1932 года в Севастополе, прожила 76 лет. Её отец, Фёдор Лазаревич Казаков, был военным, а мать, Софья Александровна Шульман, работала секретарём-машинисткой. Имя, данное родителями, означает «Революция, Электрификация, Мировой Октябрь». В 20 лет взяла имя Римма.

Раннее детство Казакова провела в Белоруссии, школьные годы - в Ленинграде. Окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета.

Семь лет жила на Дальнем Востоке в Хабаровске. Работала лектором, преподавателем, в газете, на киностудии.

Первые стихи Казаковой, принадлежавшей к поколению шестидесятников наряду с Евтушенко, Окуджавой, Вознесенским, Рождественским, Кашежевой были опубликованы в 1955 году, а уже в 1958 году вышел первый сборник её стихов «Встретимся на Востоке».

В 1959 году Казакова была принята в Союз писателей СССР. В 1964 году окончила высшие литературные курсы при Союзе писателей. В 1976-1981 годах - секретарь правления Союза писателей. С 1977-го года состоит в КПСС. Позже была избрана первым секретарем Союза писателей Москвы, которым являлась до конца жизни.

Лирика Казаковой богата образами, отличается тщательностью в подборе слов. Её чуткость к человеческим страданиям имеет истоки в военном детстве, в опыте суровой жизни на Дальнем Востоке. Её творчество определено характерными для конца 50-х гг. поисками человеческой порядочности и отказом от пафоса и пропаганды. Часто это философская лирика, в которой под конец стихотворения раскрывается символика природы; нежной проникновенностью отличается любовная лирика Казаковой. Слово - особенно в ранних её стихах - служит для выражения пережитого и выбирается с большим чувством ответственности.


Она была именно поэтессой, не поэтом. Потому что она не стеснялась быть поэтессой, быть женщиной, она именно хотела быть женщиной. Она и была ей. Всю свою жизнь она и жила любовью, в ожидании любви, в расцвете любви, в трагедии любви. Как часто бывает, такие страстные натуры часто бывают внешне несчастливы. Их любовь заканчивается печально. Но сама безответная любовь – это такое счастье, которое дается не каждому, и поэтому Римма Казакова, при всех ее житейских драмах и трагедиях, была до конца жизни счастливым человеком. Она и в 70 лет писала стихи о любви. Именно любовь требовала от нее активной жизни, активной поэзии. Для нее никогда поэзия не была элитарным занятием, неким хобби, это какая-то гармония человека и общества, тела и души, чувств и разума. И в своей политической, общественной деятельности она всегда оставалась чувственной и страстной женщиной. Как говорили, ее сила – в ее женской слабости.
Быть женщиной – что это значит?
Какою тайною владеть?
Вот женщина. Но ты незрячий.
Тебе ее не разглядеть.
Поэт Александр Бобров писал о Казаковой: «Неотразима и неуязвима завидной уязвимостью своей…» Она доверяла перу самые тайные движения души, свои слабости и грехи, свои страсти и свои идеалы. Впрочем, она всю жизнь боролась за самые высокие идеалы и не принимала безыдеальность современного потребительского общества. Она никогда не стеснялась с трибуны смело говорить о скрываемых темах, занимая завидное положение в одном из писательских союзов, не стеснялась спорить со своими коллегами и ценить у оппонентов их достоинства.

Ее первый сборник стихов «Встретимся на Востоке» вышел в 1958 году в Хабаровске, куда она с комсомольским энтузиазмом уехала покорять просторы после окончания Ленинградского университета, отклонив предложение такого же молодого поэта Андрея Вознесенского о замужестве. До конца жизни она умудрялась мечтать о будущем: о будущем детей и внуков, о будущем литературы, о будущем России. И – привычно путешествовать, ибо ее душа не умела сидеть на одном месте. Да и юбилеи свои она встречала всегда где-нибудь в поездках, и не каких-нибудь элитарно-заграничных, а самых русско-провинциальных.


Ведущий:

Она была изначально советской поэтессой, даже когда не соглашалась с властью, была народной поэтессой, и не случайно ее песни и сейчас поет народ, была искренней и динамичной. Многие нынче и знают ее благодаря популярным песням («Ненаглядный мой», «Мадонна», «Музыка венчальная», «Ты меня любишь», «Ариадна», «Игра», «Нет пути назад», «Поздняя женщина» и др.). Не случайно она и родилась с революционным именем Рэмо и лишь студенткой сменила имя на более привычную Римму. Она никогда не кичилась известностью, но умела служить до конца своему поэтическому призванию. Поэтому и состоялась в русской поэзии.

Писать стихи было делом ее жизни. И как мужественный человек, она понимала, что настоящая поэзия не каждому даже талантливому человеку по плечу. Римма Казакова уверена, что «…раньше было другое время. Государственная политика по отношению к поэзии, как и в целом к культуре, никакая. У поэтов нет юридического статуса. Поэтому они вне рынка. А если и приглашают почитать стихи, то предупреждают, что денег за это не заплатят. Считают, что поэты должны питаться святым духом…».
Хотя сама поэтесса благодаря своим песням оставалась на плаву, она переживала за всю литературу, за великую русскую культуру. Всегда поддерживала молодых поэтов.

Любила, следила, скорбя:
все что-то во мне горько мечется…


Писала, спасала себя,
а думала, что человечество.

Ее поэзия – это признание в любви – мужчине, миру, своей стране, своему времени. Наивная и трогательная исповедь ХХ века.

Демон и ангел хрустальнейший –
двое в смертельном бою,
кто победит в том ристалище,
видя лишь правду свою?


Я не оракул пророчества,
слепо рискну головой.
Но, даже если захочется
выйти из схватки живой,


Буду без сна и без жалости
биться, чтоб мне повезло.
Знать бы лишь только:
сражаешься
ты за добро или зло?
Она могла читать стихи перед тысячной публикой на стадионах и одновременно оставаться застенчивым и робким человеком в жизни. И лишь однажды, когда в её дом беспардонно ввалилась злодейка-судьба, она бесстрашно поднялась на борьбу за жизнь и здоровье своего единственного сына. Вся страна узнала о том, что сын уважаемого российского литератора Риммы Фёдоровны Казаковой страдает от наркозависимости не из желтой прессы. Сама мать поведала людям об этом горе с телеэкрана в передаче "Женские истории с Оксаной Пушкиной". И только благодаря маме, её пониманию, любви и преданности, молодому писателю Егору Радову удалось вырваться из замкнутого круга, вернуться к нормальной жизни. Эта передача не только потрясла российских зрителей своей откровенностью, но и многим из них, столкнувшимся с подобной проблемой, помогла обрести надежду на завтрашний день.

Судьба, подарившая поэтессе дар стихосложения и народное признание, всё же была не очень благосклонна к Римме Фёдоровне. После двух неудачных браков она до последних дней ждала встречи с настоящей любовью, встречи, которой так и не суждено было случиться.

В одном из последних интервью на вопрос журналиста, ради чего стоить жить, Казакова, как истинный поэт, ответила отрывком из своего стихотворения: "И мы дышим, поскольку нам дышится, и живем, потому что живем". А потом добавила: "Надо просто жить. Служить своему призванию. А слава, любовь... Они тебя найдут... Если ты этого стоишь".

Поэты – люди редкой породы, они сродни вестникам. И потому, наверное, вовсе не думая об этом при жизни, сами слагают строки, которые позже ложатся скорбью на их собственные надгробья.

А случится беда -
я шагну, назову свое имя...
Я своя у своих.
Меня каждое дерево примет.


Ведущий:

Ничего не предвещало беды. Напротив. В санатории посёлка с весёлым названием Перхушково неспешно шли дни. Римма Фёдоровна отдыхала от столичной суеты, набиралась сил, принимала бодрящие процедуры. Не известно, была ли поэтесса Казакова человеком суеверным, но по роковому стечению обстоятельств её сердце перестало биться именно в злосчастный понедельник в 13.00. Судя по последним её интервью, Римма оставалась полна молодой энергии, творческих планов, прекрасно выглядела. Журналисты не упускали возможности поинтересоваться, как ей удаётся сохранить подобную свежесть мысли, души и лица. Как истинный поэт, Казакова обычно отвечала на любые вопросы стихами. Их арсенал был настолько многогранен, что всегда находились подходящие строки. И не важно, шла ли речь о любви или политике, о природе или о человеческих взаимоотношениях.

Годы, годы! Вы прошли?
Ну, а может, вы настали?
Неужели соловьи
оттомили, отсвистали?

Отблистало столько дней,
но во всем, что мне осталось,
всё счастливей, всё больней
я люблю любую малость.

Мне - что холод, что - жара,
что - гулянка, что - работа...
Помирать уже пора,
а рожать детей охота!

Ах, не ставьте мне в вину
грех прекрасного разлада!
Повернуло на весну!
Ну, а может, так и надо?


Ведущий:

Римма Казакова скончалась 19 мая 2008 года в санатории посёлка Перхушково. Её похоронили 22 мая 2008 года на Ваганьковском кладбище в Москве.

В июле 2008 года для поощрения молодых поэтов, не достигших возраста 35 лет, была учреждена литературная премия имени Риммы Казаковой «Начало». Церемония награждения будет проходить в день смерти поэтессы 19 мая. Положение о премии не предполагает её ежегодного вручения, по утверждению организаторов, она будет вручаться при «наличии достойных кандидатов и денежных средств». Первая премия была вручена 19 мая 2009 года поэтессе Наталье Поляковой «за яркое начало творческого пути».

На свежей могиле, появившейся на Ваганьковском кладбище в Москве 22 мая 2008 года, пока не установлен памятник. Да и понять-то ещё невозможно, что в Политехническом больше никогда уже не будет литературного вечера Риммы Фёдоровны, что Московский союз литераторов и молодые поэты столицы в одно мгновение осиротели, в то, что всё написанное ею теперь будет называться литературным наследием.

Вновь и вновь читаю внимательно
Я стихов её строки вещие,
По призванью – души касателя,
Этой мудрой и светлой женщины.

Время жизни, увы, скоротечное,
Белым облаком в небо майское
Улетает нежная, вечная,
И цветы несут на Ваганьковское...

Но если женщина уходит, побито голову неся, то все равно с собой уводит бесповоротно всё и вся.


Ведущий:
Переходы, перегрузки,
долгий путь домой...
Вспоминай меня без грусти,
ненаглядный мой.

Издан двухтомник памяти известной поэтессы Риммы Казаковой. В него вошли неизвестные тексты поэтессы, а также воспоминания о ней. Кто не знаком с творчеством Риммы Казаковой смогут открыть для себя удивительный мир ее простой и проникновенной поэзии, а знатоки найдут, то что еще нигде не печаталось - это не только стихотворения, но и интервью, расшифровки различных литературных бесед, восстановленных по магнитофонным записям. «Немногие знают и о том, что известная поэтесса всерьез увлекалась сказками и фантастикой. В книге представлены два фантастических рассказа, написанных Казаковой. Второй том содержит воспоминания о поэтессе Евгения Сидорова, Аркадия Арканова, Леонида Жуховицкого, Татьяны Кузовлевой, Кирилла Ковальджи, Анатолия Курчаткина, Елены Исаевой и многих других. Двухтомник памяти поэтессы издан при финансовой поддержке фонда «Русский мир


Стихотворение «Ненаглядный мой»

Казакова Римма Федоровна родилась в Севастополе 27 января 1932 года. Изначально девушку звали Рэмо, что означает «Революция, Электрификация, Мировой Октябрь». Но в двадцатилетнем возрасте она решила взять более благозвучное имя Римма. Отец будущей поэтессы, Федор Лазаревич, был военнослужащим, а мать, Софья Александровна Шульман, трудилась на должности секретаря-машинистки.

Свои детские годы Римма Казакова провела, преимущественно, на территории Беларуси, в том числе непростое военное время, а затем ее семейство переехало в Ленинград. Там девушка поступила в Ленинградский государственный университет (на исторический факультет), и по завершении учебы получила распределение на Дальний Восток.

Именно тогда Казакова, которую мама с детства называла «Римусей», решила поменять имя. Как впоследствии признавалась поэтесса, ее родители были немного «сдвинутыми» коммунистами, и потому посчитали аббревиатуру Рэмо вполне подходящим именем для дочери. Но ехать с таким именем в российскую глубинку, чтобы преподавать там историю, девушка однозначно не хотела. Тогда она и отправилась в ЗАГС.


Там выпускнице пединститута заявили, что у нее хорошее революционное имя, и менять его негоже. Но Казакова не сдавалась. В заявлении она написала, что Рэмо – это аббревиатура сродни ВЦСПС, ЦПКО и тому подобному, а не человеческое имя. В результате сотрудники ЗАГСа все же сдались под напором молодой преподавательницы и позволили ей стать Риммой.

Начало творческого пути

Отправившись работать по распределению, Римма Федоровна трудилась в Хабаровском окружном Доме офицеров на должности лектора-консультанта, а затем получила пост редактора в Дальневосточной студии кинохроники. Период, когда поэтесса жила на Дальнем Востоке, особенно примечателен тем, что именно здесь в 1958 году был опубликован первый сборник ее стихов, получивший название «Встретимся на Востоке».


Хабаровский край стал настоящим вдохновением для молодой Риммы Казаковой, несмотря на весьма суровый ритм жизни в тайге. Из-за своей работы девушка должна была часто отправляться в различные поездки и общаться с людьми, живущими на Дальнем Востоке с самого детства. Эти люди также помогли юной поэтессе вызвать в воображении необходимые образы, подобрать слова, создать метафоры и аллегории, благодаря которым родились ее бессмертные стихотворения.

Хотя Римма Федоровна хорошо относилась ко своей профессии и любила историю, все же постепенно она понимала, что главным делом своей жизни хочет сделать именно поэзию. В 1959 году, через год после издания ее первого стихотворного сборника, Казакова стала членом Союза писателей СССР.

Успех и всесоюзное признание

Желая усовершенствовать свой стиль, поэтесса поступила на высшие литературные курсы, работавшие при Союзе писателей СССР, и в 1964 году успешно их окончила. С тех пор поэтесса опубликовала большое количество стихов, издала многочисленные сборники, перевела немало произведений с языков стран дальнего и ближнего зарубежья, а также написала ряд стихотворений к известным на всю страну песням.


В 1976 году талантливую и популярную поэтессу назначили секретарем правления советского Союза писателей, и вскоре после этого, в 1977 году, Римма Казакова вступила в ряды КПСС. На должности секретаря правления Союза писателей поэтесса проработала до 1981 года. А в 1999 году ее избрали первым секретарем аналогичной российской организации – Союза писателей Москвы.

Развитие лирики Риммы Казаковой

После того, как Римма Федоровна начала вести активную деятельность в Союзе писателей СССР и публиковать свои многочисленные произведения, она обосновалась в Москве. Но, как признавалась сама поэтесса, застать ее в столице всегда было труднее всего. Дороги, их дух, красоты разных уголков родной страны и всего мира, возможность пообщаться с новыми людьми всегда много значили для Казаковой и стали основой, движущей силой ее творчества.


По мотивам своих путешествий поэтесса написала такие шедевры, как «Из кубинского дневника», «Мне опять на Восток», «Токио», «А в Лондоне туман», «Под чужими небесами», «Прибалтика», «Среднеазиатские страницы», «Митинг в тропиках», «Карловы Вары» и многие другие. В таких стихотворениях Римма Федоровна, с одной стороны, рассказывает о разных местах и людях, которые там живут. С другой стороны, она делится своими размышлениями по поводу увиденного, передает атмосферу и настроение каждого города и региона.

Но, пожалуй, наиболее известным является ее творчество о любви, дружбе, верности, материнстве и других «вечных темах». Будучи мудрым и открытым человеком, Казакова умела очень чувственно и пронзительно написать о силе добра, о любви мужчины и женщины, о любви матери к ребенку и даже о любви к родине, хотя идейной коммунисткой Римма Федоровна никогда не была. «Мы молоды», «Люби меня застенчиво», «Ненаглядный мой», «Помпея», «Я – остров…» - вот названия лишь немногих из таких стихотворений.


Стихотворный талант Риммы Федоровны пленяет своей образностью, поражающим богатством лексики, необычными метафорами и эпитетами. Казакова писала напевные, красивые по звучанию произведения, будь то стих о нежной любви или наполненное грустью стихотворение о войне, пришедшейся на детство поэтессы. При этом писательница старалась избегать пропаганды и пафоса, ответственно относиться к выбору каждого слова.


В 90-х годах Римма Казакова стала все больше лирики посвящать социальным вопросам. Так появился сборник «Наугад», в котором собраны стихотворные рассуждения поэтессы о современной жизни, об актуальном состоянии общества в целом и каждого человека в частности, о настроениях и идеях, бытующих в народе. Непростое время после распада СССР Римма Федоровна описывала порой даже резковато, с использованием очень контрастных метафор, но именно так поэтессе удавалось передать свое отношение к происходящему.

Общественно-политическая деятельность

Публицистическая жилка Риммы Казаковой проявлялась не только в том, что ее стихи все чаще становились своеобразными откликами на происходящие в обществе события.


Будучи секретарем правления Союза писателей, она увлеченно организовывала Дни литературы различных национальностей, общегосударственные Пушкинские праздники поэзии, традиционные поэтические вечера, проводившиеся в Политехническом музее. Также Римма Федоровна проводила совещания для начинающих молодых писателей.

Песни на стихи Риммы Казаковой

Поэтесса стала автором текстов для многих популярных на советском и постсоветском пространстве песен: «Ты меня любишь», «Мадонна», «Музыка венчальная», «Нет пути назад», «Игра», «Ариадна», «Поздняя женщина» и многих других.

Ее стихи были положены на музыку таких композиторов, как , Владимир Матецкий, Андрей Савченко.

Личная жизнь

Первым мужем Риммы Казаковой был писатель-публицист Георгий Радов, с которым поэтесса прожила вместе восемь лет. Как впоследствии признавалась Римма Федоровна, семья у них с Радовым получилась далекая от идеальной: муж пил, периодически поднимал руку на свою супругу и устраивал пьяные дебоши. Единственным настоящим утешением были дети, точнее, сын Егор – единственный ребенок Риммы Казаковой.


Римма Казакова с мужем Георгием Радовым

Через некоторое время после развода с Радовым поэтесса вышла замуж во второй раз: за стоматолога, который был моложе ее. Впрочем, на фото видно, что Римма Федоровна всегда была моложавой и никогда не выглядела на свой возраст. Поначалу поэтесса была счастлива во втором браке, но вскоре муж начал ей изменять, и семья вновь распалась. Такими были ее мужчины: встретить того единственного, с которым любовь был бы до гроба, писательнице не удалось.


Римма Казакова с Егором

У общительной и трудолюбивой Казаковой было немало друзей в поэтических кругах родной страны. В числе ее близких подруг была и поэтесса . Возможно, отчасти именно друзья помогали поэтессе справляться с невзгодами судьбы. Так, ее сын Егор в армии начал баловаться наркотиками, а по возвращении к гражданской жизни женился на девушке с шизофренией. Молодые супруги стали «кайфовать» вместе и родили дочку Машу. Когда Маше было 8 лет, жена Егора покончила с собой.


Римма Казакова в последние годы

К счастью, Римме Федоровне удалось помочь единственному ребенку справиться с тяжелой зависимостью, и в своих последних интервью она нередко упоминала, что сейчас у него все благополучно.

Конец жизненного пути

Римма Федоровна Казакова ушла в мир иной 19 мая 2008 года, на тот момент поэтессе было 77 лет. Она скончалась в санатории села Юдино из-за острой сердечной недостаточности. Писательницу похоронили на столичном Ваганьковском кладбище.

За годы своей жизни Римма Казакова была удостоена многих наград и званий: ордена Кирилла и Мефодия первой степени, ордена Дружбы народов, Трудового Красного знамени и др.