Урок страницы истории 19 века. Сообщение на тему: «Страницы истории России. Страницы истории XIX века «. Подготовка к усвоению нового материала
Александр II
Александр II известен
прежде всего тем, что при нём было отменено крепостное право. На
протяжении многих столетий оно являлось существенным тормозом развития
страны. В течение нескольких лет работала комиссия, которая составляла
закон об освобождении крестьян от крепостничества. 1861 год стал
поворотным моментом в развитии России. Крестьяне перестали быть
собственностью помещиков, их нельзя было покупать, дарить, продавать.
Они получили гражданские права: могли самостоятельно заключать договоры,
приобретать имущество, вести судебные дела.
Отмена крепостного права вызвала необыкновенное оживление торговли
и промышленности. Было проведено много железных дорог, связавших
между собой крупные города. Открывались школы для начального образования,
что было очень важно для неграмотного сельского населения.
Была проведена реформа в армии, заменившая рекрутский набор (25-летняя
служба) всеобщей воинской повинностью. Срок службы был сокращен
до 6 лет (и 9 лет в запасе).
Первое в истории России кругосветное путешествие было совершено
в начале XIX века кораблями "Надежда" и "Нева"
под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. За время
экспедиции они изучили острова Тихого океана, Сахалин, Камчатку,
побывали в Китае и Японии.
23 марта 1876 года произошла демонстрация "электрической свечи"
русского электротехника Яблочкова во Франции. Парижские и лондонские
газеты и журналы, рассказывая о чудесном изобретении Яблочкова,
восторженно писали: "Свет приходит к нам с Севера - из России!",
"Россия - родина света". К 1880 году творческим гением
другого русского электротехника, Александра Николаевича Лодыгина,
была создана электрическая лампа накаливания.
Установить последовательность событий
На контурной карте:
а) обведи границы Российской империи;
б) обозначь красным кружком столицу Российской империи;
в) покажи цветной линией Транссибирскую магистраль на участке от
Екатеринбурга до Владивостока.
Могло ли
такое быть? Найди одно неверное утверждение и отметь
его знаком «-».
1) В конце XIX века
в Политехническом музее можно было увидеть электрическую лампочку
--- 2)
В 1825 году между Москвой и Екатеринбургом
была проложена железная дорога. (утверждение не верно, так как железная
дорога между Москвой и Екатеринбургом была проложена намного позднее)
3) В 1852 году жители Твери ездили в Петербург и Москву по железной
дороге.
Запиши цифрами:
а) век - 100 лет;
б) половина века - 50 лет;
в) четверть века - 25 лет.
К какому отрезку века относятся эти годы? Обрати внимание! 25 лет составляют половину от 50 лет, а это значит, что дата, которая относится к первой или последней четверти века, будет в то же время соответствовать первой или второй половине века.
Вторая половина XVIII (18) века |
1790 |
Слайд 2
После отечественной войны 1812 года, когда народ с оружием в руках поднялся на защиту Родины, многие надеялись на освобождение крепостных крестьян.
Слайд 3
Обсудите в парах
- Какой была жизнь крестьян в то время?
- Мирились ли крестьяне с такой жизнью?
- Что такое крепостное право?
Слайд 4
Крепостное право –это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне.
Слайд 5
Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Крестьян, прикреплённых к помещичьей земле, называли крепостными.
Слайд 6
Помещики делали со своими крепостными всё, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Их продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак.
Слайд 7
Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Были среди крепостных прекрасные художники, музыканты, скульпторы. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К сожалению, даже невозможно сосчи-тать, сколько талантов погибло в крепостной неволе.
Слайд 8
В 1861 году царь Александр II подписал манифест о крестьянской вольности. В один и тот же день он был прочитан в церквах по всей территории Российской империи.
Слайд 9
Отныне крестьяне больше не являлись собственностью помещиков – они могли самостоятельно вести свои дела. В русскую историю Александр Второй вошёл как царь-освободитель.
Слайд 10
Отныне все жители России были свободными и могли сами устраивать свою жизнь. Хотя по прежнему возможности для этого у всех были различными. Разная судьба ожидала ребёнка из семьи богатого помещика, фабриканта, купца и ребёнка из семьи бывших крепостных крестьян.
Слайд 11
С именем Александра Второго, взошедшего на престол в 1855 году, связано много изменений в жизни страны. Наступили новые времена. Александр Второй провёл важные реформы.
Его царствование было прогрессивным для России.
Слайд 12
За счёт притока крестьян, пришедших в город на заработки, быстро начало расти население Петербурга, Москвы и других городов.
Слайд 13
В центрах обоих городов, наряду с красивыми дворцами знати, оставшимися от прежних времён, появились здания банков, универсальных магазинов, музеев, театров.
Слайд 14
В это время возникли многие крупные фабрики и заводы. В Петербурге появились Путиловский и Балтийский заводы. В Москве – текстильные мануфактуры: Трёхгорная и Даниловская.
Слайд 15
- Солдаты стали служить в армии 6 лет вместо прежних 25.
- Отслуживший 25 лет солдат возвращается в обветшавший дом, где его никто не ждет.
- Солдат-срочник (6 лет службы) возвращается к семье.
Слайд 16
Получило развитие образование.
Одних народных училищ при Александре Втором возникло почти 20 тысяч, а женских учебных заведений – до 300 тысяч.
Слайд 17
Работа по учебнику
Прочитайте текст на с.124-125 учебника.
Какие технические новшества появились в XIX веке?
Слайд 18
Технические новшества XIX века
- Электрическое освещение
- Трамваи
- Конная железная дорога
- Лифты
- Телефоны
Урок по теме: "Страницы истории XIX века"
Цели :
Познакомить с реформами Александра II.
Формировать представления учащихся о технических изобретениях в 19 веке,развивать интерес к истории.
Воспитывать патриотизм, уважение к истории
Оборудование:
карточки с именами знаменитых людей,
компьютер,
проектор,
слайд-программа.
лента времени,
портрет Александра II,
Тип урока: усвоение новый знаний
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала. Сообщение темы урока.
Перед нами книга «История России. 19 век». (Приложение 1 (слайд 1))
На прошлом уроке вы уже узнали об одном важном событие в начале этого века.
Хотели бы вы перелистать страницы этой книги дальше? Почему вам это хочется сделать?
19 век был насыщен различными событиями и в политической, и в культурной жизни страны. С ними вы будете знакомиться в старших классах.
Сегодня, перелистав лишь некоторые страницы этой книги, вы узнаете:
о новом царе;
о ряде его реформ;
о некоторых изобретениях 19 века.
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Задания все выполнять.
У вас на столах лежит карточка. (Приложение 2 )
Прочитайте, что на ней написано. (Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов , Петр I, Иван III, А.В. Суворов , Иван Грозный).
Что написано? (имена знаменитых людей)
На какие 2 группы вы разделите эти имена? (правители нашей страны и полководцы).
Что объединяет Суворова и Кутузова? (Суворов - генералиссимус – наивысшее воинское звание в русской армии. Умер в 1800 г. Кутузов - главнокомандующий русской армии).
сражались с французскими войсками.
Кутузов был учеником Суворова.
у них одна судьба. Цари удаляли их из армии, когда не было войн, и снова призывали, когда России угрожала опасность.
Какая опасность угрожала России в 1812 году? (Вторглась французская армия, чтобы «…раздавить» Россию).
У М.Ю. Лермонтова есть такие строки:
Недаром помнит вся Россия
Запись на доске
Про день Бородина!
Как вы думаете, почему про этот день помнит вся Россия? (Потери до 50 тыс. в этом ужасном побоище).
(Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в ней достойными одержать победу, а русские стяжали (добыли, приобрели) право быть непобедимыми».
Расскажите о Бородинском сражении, используя схему.
Бородинское сражение.
22 августа 1812 года русская армия развернулась вдоль реки Колочи у села Бородино примерно в 110 км от Москвы. В русской армии насчитывалось около 120 тыс. человек, еще около 30 тыс. народных ополченцев, которые использовались для строительства укреплений и в качестве санитаров и более 600 орудий. У Наполеона было около 135 тыс. человек и чуть меньше 600 орудий.
Весь день стороны готовились к сражению.
Сражение началось 26 августа в 5 ч 30 мин утра. Несколько атак было отбито с большими потерями для французов. Но, все-таки врагам удается захватить село Бородино. Самым тяжелым моментом боя была оборона Курганной высоты. Ее защитников возглавлял генерал Н.Н. Раевский.
В течении нескольких часов высоту обстреливали 400 французских пушек. 45 тыс. французов против 18 тыс. русских. Все же после ожесточенных атак врагу удалось занять высоту. Русские войска отошли за село Семеновское и продолжали удерживать оборону.
И русские, и французы понесли большие потери. После наступления темноты, французские войска отошли на прежние позиции. Русские остались на месте, не пытаясь вновь занять потерянные укрепления.
По приказу Кутузова русская армия отступила к Москве.
Кутузов: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия…».
III. Изучение нового материала.
1. – А сейчас нас ждет игра: «Неотосланная депеша». (Депеша – письменное сообщение).
На разрезанной карточке письменное сообщение. Узнайте, кто его мог отправить.
ЕкатеринаII | А.В. Суворов | |
Петр I | Иван Грозный | «Морским судам быть!». |
М.И. Кутузов | Иван III |
Проверка. Переверните карточки. Если получится портрет, значит задание выполнено правильно. (Приложение 1 (Слайд 3))
Чей портрет у вас получился? (На доске портрет) (Приложение 4 )
Интересна фигура Александра II. Когда он был еще ребенком, его отец, император Николай I (Приложение 1 (слайд 4)), предложил известному поэту Василию Андреевичу Жуковскому стать воспитателем маленького наследника. До нас дошли те наставления, которые старался привить поэт своему воспитаннику: «Люби свой народ: без любви царя к народу нет любви народа к царю». Александр II вступил на российский престол в 1855 году в 36 лет. (1855-1881)
Он много ездил по России и 1-м из царской семьи побывал в Сибири. В глазах многих он был добрым и справедливым.
2. - Этот ребус поможет узнать, как называли царя Александра II. (Приложение 1 (слайд 6,7))
Кого и от чего он освободил?
Вам поможет ключевое слово из кроссворда, который разгадывали ребята.
Слово проверяющему: как справились с заданием.
Какое ключевое слово получилось? (Крестьяне).
Какой была жизнь крестьян?
От чего, как вы думаете, царь освободил крестьян? (От крепостного права).
Что же такое крепостное право? Какой была жизнь крестьян в то время? (Крепостное право – такой закон, по которому большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков).
Как вы думаете, почему необходимо было отменить крепостное право?
А) Позорный и унизительный порядок.
Б) На протяжении многих столетий крепостное право являлось тормозом развития страны. Основную массу населения составляли крестьяне.
В) Александр II 30 марта 1856 года выступил перед московским дворянством с речью: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу».
Для такого заявления были все основания. Большинство крестьян перебивались с хлеба на квас.
На доске появляется:
Реформы - отмена крепостного права
Александра II
(портрет)
IV. Физкультминутка.
Посмотрите на ленту времени «Исторические события». (На доске).
На ленте времени записаны года, когда произошли знаменитые события в нашей стране.
Все ли года, записанные на ленте, вам известны? (Нет. 1861 г).
А остальные года? (Да).
Проведем игру: «Сопоставь события с датой». (Дети встают) Вам нужно будет по рисунку или фотографии вспомнить запечатленное на ней событие и посмотреть, под каким числом записана дата. (Дети выполняют задание столько раз, сколько указывает данное число)
(Приложение 1 (Слайды 9-13)).
Освоение С-Петербурга. 1703 г. (4) – правая рука вверху, рывки руками
Крещение Руси. 988 г. (1) – руки в стороны, хлопок над головой
Ледовое побоище. 1242 г. (2) - прыжки
Бородинское сражение. 1812 г. (5) - наклоны
Куликовская битва. 1380 г. (-) - приседание
С каким событием связан 1480 г.? (Падение ордынского ига. Битва на р. Угре. Ахмат).
V. Изучение нового.
1) - Что же произошло в 1861 году? (Приложение 1 (Слайд 14)).
Прочитайте статью «Царь-освободитель» на стр. 122 и вы найдете ответ на этот вопрос. (Подписан манифест - письменное обращение верховной власти к народу. Манифест 19 февраля 1861 года даровал крестьянам личную свободу).
В России перестали торговать людьми. «Все ты был чей-то, а теперь вот, слава Богу, и свой стал»,- говорили между собой мужики.
2) - С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. Появлялись и развивались города , быстро стало расти городское население.
Что явилось главной причиной роста городского населения?
(Крестьяне переселяются в города в поисках лучшей доли или устраиваются в городе на временную работу).
Появлялись заводы:
Механический (Приложение 1 (Слайд 15))
машиностроительный
металлообрабатывающий
стекольный
цементный (Приложение 1 (Слайд 16- завод и слесарный цех)).
текстильные мануфактуры (прекрасные ткани)
фабрики (кондитерская, суконная) (Приложение 1 (Слайд 16)).
Александр II большое внимание уделял образованию. Создавались новые учебные заведения . Создавались начальные школы (Срок обучения не превышал 3 лет) , гимназии. Одних учебных училищ при Александре II возникло более 20 тыс., появляются женские учебные заведения (гимназии).
Возникло более 700 наименований газет и журналов.
Были созданы земства – местные выборные органы.
- Судебные процессы велись с адвокатами и присяжными заседателями.
Строились новые железные дороги . (Приложение 1 (Слайд 17- Строительство ж/д)).
(1-я пассажирская ж/д открылась 1837 г. Между Петербургом и Царским селом).
Строилась Транссибирская магистраль – Великий Сибирский путь. (Приложение 1 (Слайд 18- Мост через Енисей)).
Найдите Транссибирскую магистраль на карте. Через какие города она проходит?
Почему строительство ж/д имело большое значение?
Строительство Транссибирской магистрали дало возможность связать центр страны с Сибирью и Дальним Востоком.
– Освоение новых земель позволило начать переселение крестьян из центра России.
Железные дороги стали важнейшим видом транспорта. Быстрые перевозки ускорили развитие многих отраслей хозяйства.
– Благодаря Транссибирской магистрали резко повысилась обороноспособность дальневосточных рубежей.
(Приложение 1 (Слайд 19– паровозы, вагоны)).
Какие еще технические новшества появились в 19 веке? Прочитайте статью на стр. 124-125. (Электрическое освещение, телефон, конная ж/д – КОНКА, трамваи, 1-й легковой автомобиль (1899), 1-й русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания – работал на горючем (1896) , лифты). (Приложение 1 (Слайды 20-22)).
Можайский Александр Федорович (Приложение 1 (Слайд 23)) с 1856 года работал над созданием летательного аппарата. Он изучал полет птиц, воздушных змеев, проводил исследования. Ему отвели участок на военном поле под Петербургом, где и началась постройка самолета с 2-мя паровыми двигателями и 3-мя винтами. Самолет Можайского впервые поднял человека в воздух.
На доске появляется:
Много изменений в жизни страны произошло во время царствования Александра II. Несмотря на это личная судьба этого царя была трагична. На его жизнь было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881 года в С - Петербурге. (Появились люди, которые считали, возможным изменить государственный строй при помощи убийства неугодных им правителей).
На том месте, где был убит Александра II в 1907 г по указанию Александра III (2-й сын Александра II) , построена церковь Воскресения Христова. (Приложение 1 (Слайд 25)). Разноцветные купола, каменные узоры. Церковь – дань памяти царю, оттого и называют ее иначе – Спас на крови. Когда солнечные лучи падают на красный камень ее стен, чудится, будто они обрызганы кровью.
VI. Закрепление изученного.
Вот мы и перелистали некоторые страницы истории 19 века. (Приложение 1 (Слайд 26)).
Игра «Домино»
Генералиссимус | Александр II | освободитель | |
Первая железная дорога | Екатерина II | ||
Отмена крепостного права | |||
Отечественная война | Ф.Ф. Ушаков | Флотоводец | А.В.Суворов |
Как называли Александра II?
Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель?
Когда крепостные получили свободу?
Какое значение это имело?
VII. Итог урока. Домашнее задание.
Из дополнительной литературы узнайте о технических новшествах, которые появились в 19 веке.
Придумай рассказ о судьбе семьи бывших крепостных крестьян после получения воли.
Выставление оценок.
Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов , Петр I, Иван III, А.В. Суворов , Иван Грозный
Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов , Петр I, Иван III, А.В. Суворов , Иван Грозный
Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов , Петр I, Иван III, А.В. Суворов , Иван Грозный
Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов , Петр I, Иван III, А.В. Суворов , Иван Грозный
ЕкатеринаII | А.В. Суворов | «Если я посмею сказать, что крепостные такие же люди, как мы, то я рискую тем, что потеряю трон». |
Петр I | Иван Грозный | «Морским судам быть!». |
М.И. Кутузов | Иван III | «Ну, как с такими молодцами и не побить французов?!» |
ЕкатеринаII | А.В. Суворов | «Если я посмею сказать, что крепостные такие же люди, как мы, то я рискую тем, что потеряю трон». |
Петр I | Иван Грозный | «Морским судам быть!». |
М.И. Кутузов | Иван III | «Ну, как с такими молодцами и не побить французов?!» |
ЕкатеринаII | А.В. Суворов | «Если я посмею сказать, что крепостные такие же люди, как мы, то я рискую тем, что потеряю трон». |
Петр I | Иван Грозный | «Морским судам быть!». |
М.И. Кутузов | Иван III | «Ну, как с такими молодцами и не побить французов?!» |
ЕкатеринаII | А.В. Суворов | «Если я посмею сказать, что крепостные такие же люди, как мы, то я рискую тем, что потеряю трон». |
Петр I | Иван Грозный | «Морским судам быть!». |
М.И. Кутузов | Иван III | «Ну, как с такими молодцами и не побить французов?!» |
Генералиссимус | Александр II | освободитель | |
Первая железная дорога | Екатерина II | ||
Отмена крепостного права | |||
Отечественная война | Ф.Ф. Ушаков | Флотоводец | А.В.Суворов |
Задача: Формировать представления учащихся о жизни в 19 веке.
Цели :
- Познакомить с реформами Александра II.
- Формировать представления учащихся о технических изобретениях в 19 веке.
- Развивать интерес к истории.
Оборудование:
- кроссворд,
- лента времени,
- портрет Александра II,
- домино,
- карточки с именами знаменитых людей,
- компьютер,
- проектор,
- слайд-программа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала. Сообщение темы урока.
Перед нами книга «История России. 19 век». (Приложение 1 (слайд 1))
На прошлом уроке вы уже узнали об одном важном событие в начале этого века.
Хотели бы вы перелистать страницы этой книги дальше? Почему вам это хочется сделать?
19 век был насыщен различными событиями и в политической, и в культурной жизни страны. С ними вы будете знакомиться в старших классах.
Сегодня, перелистав лишь некоторые страницы этой книги, вы узнаете:
- о новом царе;
- о ряде его реформ;
- о некоторых изобретениях 19 века.
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Задания все выполнять.
У вас на столах лежит карточка. (Приложение 2)
Прочитайте, что на ней написано. (Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов , Петр I, Иван III, А.В. Суворов , Иван Грозный).
Что написано? (имена знаменитых людей)
На какие 2 группы вы разделите эти имена? (правители нашей страны и полководцы).
Что объединяет Суворова и Кутузова? (Суворов - генералиссимус – наивысшее воинское звание в русской армии. Умер в 1800 г. Кутузов - главнокомандующий русской армии).
- сражались с французскими войсками.
- Кутузов был учеником Суворова.
- у них одна судьба. Цари удаляли их из армии, когда не было войн, и снова призывали, когда России угрожала опасность.
Какая опасность угрожала России в 1812 году? (Вторглась французская армия, чтобы «…раздавить» Россию).
У М.Ю. Лермонтова есть такие строки:
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Как вы думаете, почему про этот день помнит вся Россия? (Потери до 50 тыс. в этом ужасном побоище).
(Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в ней достойными одержать победу, а русские стяжали (добыли, приобрели) право быть непобедимыми».
Расскажите о Бородинском сражении, используя схему. (Приложение 1 (слайд 2))
Пока ребята рассказывают, 3 человека будут разгадывать кроссворд, чтобы отгадать ключевое слово. (Раздать индивидуально кроссворды. (Приложение 3))
Бородинское сражение.
22 августа 1812 года русская армия развернулась вдоль реки Колочи у села Бородино примерно в 110 км от Москвы. В русской армии насчитывалось около 120 тыс. человек, еще около 30 тыс. народных ополченцев, которые использовались для строительства укреплений и в качестве санитаров и более 600 орудий. У Наполеона было около 135 тыс. человек и чуть меньше 600 орудий.
Весь день стороны готовились к сражению.
Сражение началось 26 августа в 5 ч 30 мин утра. Несколько атак было отбито с большими потерями для французов. Но, все-таки врагам удается захватить село Бородино. Самым тяжелым моментом боя была оборона Курганной высоты. Ее защитников возглавлял генерал Н.Н. Раевский.
В течении нескольких часов высоту обстреливали 400 французских пушек. 45 тыс. французов против 18 тыс. русских. Все же после ожесточенных атак врагу удалось занять высоту. Русские войска отошли за село Семеновское и продолжали удерживать оборону.
И русские, и французы понесли большие потери. После наступления темноты, французские войска отошли на прежние позиции. Русские остались на месте, не пытаясь вновь занять потерянные укрепления.
По приказу Кутузова русская армия отступила к Москве.
Кутузов: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия…».
Проверка кроссвордов (ключевое слово поможет чуть позже)
III. Изучение нового материала.
1. – А сейчас нас ждет игра: «Неотосланная депеша». (Депеша – письменное сообщение).
На разрезанной карточке письменное сообщение. Узнайте, кто его мог отправить.
Проверка. Переверните карточки. Если получится портрет, значит задание выполнено правильно. (Приложение 1 (Слайд 3))
Чей портрет у вас получился? (На доске портрет) (Приложение 4)
Интересна фигура Александра II. Когда он был еще ребенком, его отец, император Николай I (Приложение 1 (слайд 4)), предложил известному поэту Василию Андреевичу Жуковскому стать воспитателем маленького наследника. До нас дошли те наставления, которые старался привить поэт своему воспитаннику: «Люби свой народ: без любви царя к народу нет любви народа к царю». Александр II вступил на российский престол в 1855 году в 36 лет. (1855-1881)
Он много ездил по России и 1-м из царской семьи побывал в Сибири. В глазах многих он был добрым и справедливым.
2. - Этот ребус поможет узнать, как называли царя Александра II. (Приложение 1 (слайд 6,7))
Кого и от чего он освободил?
Вам поможет ключевое слово из кроссворда, который разгадывали ребята.
Слово проверяющему: как справились с заданием.
Какое ключевое слово получилось? (Крестьяне).
Какой была жизнь крестьян?
От чего, как вы думаете, царь освободил крестьян? (От крепостного права).
Что же такое крепостное право? Какой была жизнь крестьян в то время? (Крепостное право – такой закон, по которому большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков).
Как вы думаете, почему необходимо было отменить крепостное право?
А) Позорный и унизительный порядок.
Б) На протяжении многих столетий крепостное право являлось тормозом развития страны. Основную массу населения составляли крестьяне.
В) Александр II 30 марта 1856 года выступил перед московским дворянством с речью: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу».
Для такого заявления были все основания. Большинство крестьян перебивались с хлеба на квас.
На доске появляется:
Реформы - отмена крепостного права
Александра II
(портрет)
IV. Физкультминутка.
Посмотрите на ленту времени «Исторические события». (На доске).
На ленте времени записаны года, когда произошли знаменитые события в нашей стране.
Все ли года, записанные на ленте, вам известны? (Нет. 1861 г).
А остальные года? (Да).
Проведем игру: «Сопоставь события с датой». (Дети встают) Вам нужно будет по рисунку или фотографии вспомнить запечатленное на ней событие и посмотреть, под каким числом записана дата. (Дети выполняют задание столько раз, сколько указывает данное число)
(Приложение 1 (Слайды 9-13)).
- Освоение С-Петербурга. 1703 г. (4) – правая рука вверху, рывки руками
- Крещение Руси. 988 г. (1) – руки в стороны, хлопок над головой
- Ледовое побоище. 1242 г. (2) - прыжки
- Бородинское сражение. 1812 г. (5) - наклоны
- Куликовская битва. 1380 г. (-) - приседание
С каким событием связан 1480 г.? (Падение ордынского ига. Битва на р. Угре. Ахмат).
V. Изучение нового.
1) - Что же произошло в 1861 году? (Приложение 1 (Слайд 14)).
Прочитайте статью «Царь-освободитель» на стр. 122 и вы найдете ответ на этот вопрос. (Подписан манифест - письменное обращение верховной власти к народу. Манифест 19 февраля 1861 года даровал крестьянам личную свободу).
В России перестали торговать людьми. «Все ты был чей-то, а теперь вот, слава Богу, и свой стал»,- говорили между собой мужики.
2) - С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. Появлялись и развивались города , быстро стало расти городское население.
Что явилось главной причиной роста городского населения?
(Крестьяне переселяются в города в поисках лучшей доли или устраиваются в городе на временную работу).
Появлялись заводы:
- Механический (Приложение 1 (Слайд 15))
- машиностроительный
- металлообрабатывающий
- стекольный
- цементный (Приложение 1 (Слайд 16- завод и слесарный цех)).
текстильные мануфактуры (прекрасные ткани)
фабрики (кондитерская, суконная) (Приложение 1 (Слайд 16)).
Александр II большое внимание уделял образованию. Создавались новые учебные заведения . Создавались начальные школы (Срок обучения не превышал 3 лет) , гимназии. Одних учебных училищ при Александре II возникло более 20 тыс., появляются женские учебные заведения (гимназии).
Возникло более 700 наименований газет и журналов.
Были созданы земства – местные выборные органы.
- Судебные процессы велись с адвокатами и присяжными заседателями.
Строились новые железные дороги . (Приложение 1 (Слайд 17- Строительство ж/д)).
(1-я пассажирская ж/д открылась 1837 г. Между Петербургом и Царским селом).
Строилась Транссибирская магистраль – Великий Сибирский путь. (Приложение 1 (Слайд 18- Мост через Енисей)).
Найдите Транссибирскую магистраль на карте. Через какие города она проходит?
Почему строительство ж/д имело большое значение?
- - Строительство Транссибирской магистрали дало возможность связать центр страны с Сибирью и Дальним Востоком.
- – Освоение новых земель позволило начать переселение крестьян из центра России.
- - Железные дороги стали важнейшим видом транспорта. Быстрые перевозки ускорили развитие многих отраслей хозяйства.
- – Благодаря Транссибирской магистрали резко повысилась обороноспособность дальневосточных рубежей.
(Приложение 1 (Слайд 19– паровозы, вагоны)).
Какие еще технические новшества появились в 19 веке? Прочитайте статью на стр. 124-125. (Электрическое освещение, телефон, конная ж/д – КОНКА, трамваи, 1-й легковой автомобиль (1899), 1-й русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания – работал на горючем (1896) , лифты). (Приложение 1 (Слайды 20-22)).
Можайский Александр Федорович (Приложение 1 (Слайд 23)) с 1856 года работал над созданием летательного аппарата. Он изучал полет птиц, воздушных змеев, проводил исследования. Ему отвели участок на военном поле под Петербургом, где и началась постройка самолета с 2-мя паровыми двигателями и 3-мя винтами. Самолет Можайского впервые поднял человека в воздух.
На доске появляется:
Много изменений в жизни страны произошло во время царствования Александра II. Несмотря на это личная судьба этого царя была трагична. На его жизнь было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881 года в С - Петербурге. (Появились люди, которые считали, возможным изменить государственный строй при помощи убийства неугодных им правителей).
На том месте, где был убит Александра II в 1907 г по указанию Александра III (2-й сын Александра II) , построена церковь Воскресения Христова. (Приложение 1 (Слайд 25)). Разноцветные купола, каменные узоры. Церковь – дань памяти царю, оттого и называют ее иначе – Спас на крови. Когда солнечные лучи падают на красный камень ее стен, чудится, будто они обрызганы кровью.
VI. Закрепление изученного.
Вот мы и перелистали некоторые страницы истории 19 века. (Приложение 1 (Слайд 26)).
Игра «Домино»
Как называли Александра II?
Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель?
Когда крепостные получили свободу?
Какое значение это имело?
VII. Итог урока. Домашнее задание.
Из дополнительной литературы узнайте о технических новшествах, которые появились в 19 веке.
Придумай рассказ о судьбе семьи бывших крепостных крестьян после получения воли.
Выставление оценок.