Меню

Урок страницы истории 19 века. Сообщение на тему: «Страницы истории России. Страницы истории XIX века «. Подготовка к усвоению нового материала

Средняя 


Александр II

Александр II известен прежде всего тем, что при нём было отменено крепостное право. На протяжении многих столетий оно являлось существенным тормозом развития страны. В течение нескольких лет работала комиссия, которая составляла закон об освобождении крестьян от крепостничества. 1861 год стал поворотным моментом в развитии России. Крестьяне перестали быть собственностью помещиков, их нельзя было покупать, дарить, продавать. Они получили гражданские права: могли самостоятельно заключать договоры, приобретать имущество, вести судебные дела.
Отмена крепостного права вызвала необыкновенное оживление торговли и промышленности. Было проведено много железных дорог, связавших между собой крупные города. Открывались школы для начального образования, что было очень важно для неграмотного сельского населения.
Была проведена реформа в армии, заменившая рекрутский набор (25-летняя служба) всеобщей воинской повинностью. Срок службы был сокращен до 6 лет (и 9 лет в запасе).
Первое в истории России кругосветное путешествие было совершено в начале XIX века кораблями "Надежда" и "Нева" под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. За время экспедиции они изучили острова Тихого океана, Сахалин, Камчатку, побывали в Китае и Японии.
23 марта 1876 года произошла демонстрация "электрической свечи" русского электротехника Яблочкова во Франции. Парижские и лондонские газеты и журналы, рассказывая о чудесном изобретении Яблочкова, восторженно писали: "Свет приходит к нам с Севера - из России!", "Россия - родина света". К 1880 году творческим гением другого русского электротехника, Александра Николаевича Лодыгина, была создана электрическая лампа накаливания.

Установить последовательность событий

На контурной карте:
а) обведи границы Российской империи;
б) обозначь красным кружком столицу Российской империи;
в) покажи цветной линией Транссибирскую магистраль на участке от Екатеринбурга до Владивостока.

Могло ли такое быть? Найди одно неверное утверждение и отметь
его знаком «-».

1) В конце XIX века в Политехническом музее можно было увидеть электрическую лампочку
--- 2) В 1825 году между Москвой и Екатеринбургом была проложена железная дорога. (утверждение не верно, так как железная дорога между Москвой и Екатеринбургом была проложена намного позднее)
3) В 1852 году жители Твери ездили в Петербург и Москву по железной дороге.

Запиши цифрами:
а) век - 100 лет;
б) половина века - 50 лет;
в) четверть века - 25 лет.

К какому отрезку века относятся эти годы? Обрати внимание! 25 лет составляют половину от 50 лет, а это значит, что дата, которая относится к первой или последней четверти века, будет в то же время соответствовать первой или второй половине века.

Вторая половина XVIII (18) века

1790

Слайд 2

После отечественной войны 1812 года, когда народ с оружием в руках поднялся на защиту Родины, многие надеялись на освобождение крепостных крестьян.

Слайд 3

Обсудите в парах

  • Какой была жизнь крестьян в то время?
  • Мирились ли крестьяне с такой жизнью?
  • Что такое крепостное право?
  • Слайд 4

    Крепостное право –это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне.

    Слайд 5

    Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Крестьян, прикреплённых к помещичьей земле, называли крепостными.

    Слайд 6

    Помещики делали со своими крепостными всё, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Их продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак.

    Слайд 7

    Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Были среди крепостных прекрасные художники, музыканты, скульпторы. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К сожалению, даже невозможно сосчи-тать, сколько талантов погибло в крепостной неволе.

    Слайд 8

    В 1861 году царь Александр II подписал манифест о крестьянской вольности. В один и тот же день он был прочитан в церквах по всей территории Российской империи.

    Слайд 9

    Отныне крестьяне больше не являлись собственностью помещиков – они могли самостоятельно вести свои дела. В русскую историю Александр Второй вошёл как царь-освободитель.

    Слайд 10

    Отныне все жители России были свободными и могли сами устраивать свою жизнь. Хотя по прежнему возможности для этого у всех были различными. Разная судьба ожидала ребёнка из семьи богатого помещика, фабриканта, купца и ребёнка из семьи бывших крепостных крестьян.

    Слайд 11

    С именем Александра Второго, взошедшего на престол в 1855 году, связано много изменений в жизни страны. Наступили новые времена. Александр Второй провёл важные реформы.

    Его царствование было прогрессивным для России.

    Слайд 12

    За счёт притока крестьян, пришедших в город на заработки, быстро начало расти население Петербурга, Москвы и других городов.

    Слайд 13

    В центрах обоих городов, наряду с красивыми дворцами знати, оставшимися от прежних времён, появились здания банков, универсальных магазинов, музеев, театров.

    Слайд 14

    В это время возникли многие крупные фабрики и заводы. В Петербурге появились Путиловский и Балтийский заводы. В Москве – текстильные мануфактуры: Трёхгорная и Даниловская.

    Слайд 15

    • Солдаты стали служить в армии 6 лет вместо прежних 25.
    • Отслуживший 25 лет солдат возвращается в обветшавший дом, где его никто не ждет.
    • Солдат-срочник (6 лет службы) возвращается к семье.
  • Слайд 16

    Получило развитие образование.

    Одних народных училищ при Александре Втором возникло почти 20 тысяч, а женских учебных заведений – до 300 тысяч.

    Слайд 17

    Работа по учебнику

    Прочитайте текст на с.124-125 учебника.

    Какие технические новшества появились в XIX веке?

  • Слайд 18

    Технические новшества XIX века

    • Электрическое освещение
    • Трамваи
    • Конная железная дорога
    • Лифты
    • Телефоны
  • Урок по теме: "Страницы истории XIX века"

    Цели :

      Познакомить с реформами Александра II.

      Формировать представления учащихся о технических изобретениях в 19 веке,развивать интерес к истории.

      Воспитывать патриотизм, уважение к истории

    Оборудование:

      лента времени,

      портрет Александра II,

    • карточки с именами знаменитых людей,

      компьютер,

      проектор,

      слайд-программа.

    Тип урока: усвоение новый знаний

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Повторение изученного материала. Сообщение темы урока.

    Перед нами книга «История России. 19 век». (Приложение 1 (слайд 1))

    На прошлом уроке вы уже узнали об одном важном событие в начале этого века.

    Хотели бы вы перелистать страницы этой книги дальше? Почему вам это хочется сделать?

    19 век был насыщен различными событиями и в политической, и в культурной жизни страны. С ними вы будете знакомиться в старших классах.

    Сегодня, перелистав лишь некоторые страницы этой книги, вы узнаете:

      о новом царе;

      о ряде его реформ;

      о некоторых изобретениях 19 века.

    Хотите об этом узнать?

    Тогда постарайтесь скорее

    Задания все выполнять.

    У вас на столах лежит карточка. (Приложение 2 )

    Прочитайте, что на ней написано. (Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов , Петр I, Иван III, А.В. Суворов , Иван Грозный).

    Что написано? (имена знаменитых людей)

    На какие 2 группы вы разделите эти имена? (правители нашей страны и полководцы).

    Что объединяет Суворова и Кутузова? (Суворов - генералиссимус – наивысшее воинское звание в русской армии. Умер в 1800 г. Кутузов - главнокомандующий русской армии).

      сражались с французскими войсками.

      Кутузов был учеником Суворова.

      у них одна судьба. Цари удаляли их из армии, когда не было войн, и снова призывали, когда России угрожала опасность.

    Какая опасность угрожала России в 1812 году? (Вторглась французская армия, чтобы «…раздавить» Россию).

    У М.Ю. Лермонтова есть такие строки:

    Недаром помнит вся Россия Запись на доске
    Про день Бородина!

    Как вы думаете, почему про этот день помнит вся Россия? (Потери до 50 тыс. в этом ужасном побоище).

    (Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в ней достойными одержать победу, а русские стяжали (добыли, приобрели) право быть непобедимыми».

    Расскажите о Бородинском сражении, используя схему.

    Бородинское сражение.

    22 августа 1812 года русская армия развернулась вдоль реки Колочи у села Бородино примерно в 110 км от Москвы. В русской армии насчитывалось около 120 тыс. человек, еще около 30 тыс. народных ополченцев, которые использовались для строительства укреплений и в качестве санитаров и более 600 орудий. У Наполеона было около 135 тыс. человек и чуть меньше 600 орудий.

    Весь день стороны готовились к сражению.

    Сражение началось 26 августа в 5 ч 30 мин утра. Несколько атак было отбито с большими потерями для французов. Но, все-таки врагам удается захватить село Бородино. Самым тяжелым моментом боя была оборона Курганной высоты. Ее защитников возглавлял генерал Н.Н. Раевский.

    В течении нескольких часов высоту обстреливали 400 французских пушек. 45 тыс. французов против 18 тыс. русских. Все же после ожесточенных атак врагу удалось занять высоту. Русские войска отошли за село Семеновское и продолжали удерживать оборону.

    И русские, и французы понесли большие потери. После наступления темноты, французские войска отошли на прежние позиции. Русские остались на месте, не пытаясь вновь занять потерянные укрепления.

    По приказу Кутузова русская армия отступила к Москве.

    Кутузов: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия…».

    III. Изучение нового материала.

    1. – А сейчас нас ждет игра: «Неотосланная депеша». (Депеша – письменное сообщение).

    На разрезанной карточке письменное сообщение. Узнайте, кто его мог отправить.

    ЕкатеринаII

    А.В. Суворов

    Петр I

    Иван Грозный

    «Морским судам быть!».

    М.И. Кутузов

    Иван III

    Проверка. Переверните карточки. Если получится портрет, значит задание выполнено правильно. (Приложение 1 (Слайд 3))

    Чей портрет у вас получился? (На доске портрет) (Приложение 4 )

    Интересна фигура Александра II. Когда он был еще ребенком, его отец, император Николай I (Приложение 1 (слайд 4)), предложил известному поэту Василию Андреевичу Жуковскому стать воспитателем маленького наследника. До нас дошли те наставления, которые старался привить поэт своему воспитаннику: «Люби свой народ: без любви царя к народу нет любви народа к царю». Александр II вступил на российский престол в 1855 году в 36 лет. (1855-1881)

    Он много ездил по России и 1-м из царской семьи побывал в Сибири. В глазах многих он был добрым и справедливым.

    2. - Этот ребус поможет узнать, как называли царя Александра II. (Приложение 1 (слайд 6,7))

    Кого и от чего он освободил?

    Вам поможет ключевое слово из кроссворда, который разгадывали ребята.

    Слово проверяющему: как справились с заданием.

    Какое ключевое слово получилось? (Крестьяне).

    Какой была жизнь крестьян?

    От чего, как вы думаете, царь освободил крестьян? (От крепостного права).

    Что же такое крепостное право? Какой была жизнь крестьян в то время? (Крепостное право – такой закон, по которому большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков).

    Как вы думаете, почему необходимо было отменить крепостное право?

    А) Позорный и унизительный порядок.

    Б) На протяжении многих столетий крепостное право являлось тормозом развития страны. Основную массу населения составляли крестьяне.

    В) Александр II 30 марта 1856 года выступил перед московским дворянством с речью: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу».

    Для такого заявления были все основания. Большинство крестьян перебивались с хлеба на квас.

    На доске появляется:

    Реформы - отмена крепостного права

    Александра II

    (портрет)

    IV. Физкультминутка.

    Посмотрите на ленту времени «Исторические события». (На доске).

    На ленте времени записаны года, когда произошли знаменитые события в нашей стране.

    Все ли года, записанные на ленте, вам известны? (Нет. 1861 г).

    А остальные года? (Да).

    Проведем игру: «Сопоставь события с датой». (Дети встают) Вам нужно будет по рисунку или фотографии вспомнить запечатленное на ней событие и посмотреть, под каким числом записана дата. (Дети выполняют задание столько раз, сколько указывает данное число)

    (Приложение 1 (Слайды 9-13)).

      Освоение С-Петербурга. 1703 г. (4) – правая рука вверху, рывки руками

      Крещение Руси. 988 г. (1) – руки в стороны, хлопок над головой

      Ледовое побоище. 1242 г. (2) - прыжки

      Бородинское сражение. 1812 г. (5) - наклоны

      Куликовская битва. 1380 г. (-) - приседание

    С каким событием связан 1480 г.? (Падение ордынского ига. Битва на р. Угре. Ахмат).

    V. Изучение нового.

    1) - Что же произошло в 1861 году? (Приложение 1 (Слайд 14)).

    Прочитайте статью «Царь-освободитель» на стр. 122 и вы найдете ответ на этот вопрос. (Подписан манифест - письменное обращение верховной власти к народу. Манифест 19 февраля 1861 года даровал крестьянам личную свободу).

    В России перестали торговать людьми. «Все ты был чей-то, а теперь вот, слава Богу, и свой стал»,- говорили между собой мужики.

    2) - С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. Появлялись и развивались города , быстро стало расти городское население.

    Что явилось главной причиной роста городского населения?

    (Крестьяне переселяются в города в поисках лучшей доли или устраиваются в городе на временную работу).

    Появлялись заводы:

      Механический (Приложение 1 (Слайд 15))

      машиностроительный

      металлообрабатывающий

      стекольный

      цементный (Приложение 1 (Слайд 16- завод и слесарный цех)).

    текстильные мануфактуры (прекрасные ткани)

    фабрики (кондитерская, суконная) (Приложение 1 (Слайд 16)).

    Александр II большое внимание уделял образованию. Создавались новые учебные заведения . Создавались начальные школы (Срок обучения не превышал 3 лет) , гимназии. Одних учебных училищ при Александре II возникло более 20 тыс., появляются женские учебные заведения (гимназии).

    Возникло более 700 наименований газет и журналов.

    Были созданы земства – местные выборные органы.

    - Судебные процессы велись с адвокатами и присяжными заседателями.

    Строились новые железные дороги . (Приложение 1 (Слайд 17- Строительство ж/д)).

    (1-я пассажирская ж/д открылась 1837 г. Между Петербургом и Царским селом).

    Строилась Транссибирская магистраль – Великий Сибирский путь. (Приложение 1 (Слайд 18- Мост через Енисей)).

    Найдите Транссибирскую магистраль на карте. Через какие города она проходит?

    Почему строительство ж/д имело большое значение?

      Строительство Транссибирской магистрали дало возможность связать центр страны с Сибирью и Дальним Востоком.

      – Освоение новых земель позволило начать переселение крестьян из центра России.

      Железные дороги стали важнейшим видом транспорта. Быстрые перевозки ускорили развитие многих отраслей хозяйства.

      – Благодаря Транссибирской магистрали резко повысилась обороноспособность дальневосточных рубежей.

    (Приложение 1 (Слайд 19– паровозы, вагоны)).

    Какие еще технические новшества появились в 19 веке? Прочитайте статью на стр. 124-125. (Электрическое освещение, телефон, конная ж/д – КОНКА, трамваи, 1-й легковой автомобиль (1899), 1-й русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания – работал на горючем (1896) , лифты). (Приложение 1 (Слайды 20-22)).

    Можайский Александр Федорович (Приложение 1 (Слайд 23)) с 1856 года работал над созданием летательного аппарата. Он изучал полет птиц, воздушных змеев, проводил исследования. Ему отвели участок на военном поле под Петербургом, где и началась постройка самолета с 2-мя паровыми двигателями и 3-мя винтами. Самолет Можайского впервые поднял человека в воздух.

    На доске появляется:

    Много изменений в жизни страны произошло во время царствования Александра II. Несмотря на это личная судьба этого царя была трагична. На его жизнь было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881 года в С - Петербурге. (Появились люди, которые считали, возможным изменить государственный строй при помощи убийства неугодных им правителей).

    На том месте, где был убит Александра II в 1907 г по указанию Александра III (2-й сын Александра II) , построена церковь Воскресения Христова. (Приложение 1 (Слайд 25)). Разноцветные купола, каменные узоры. Церковь – дань памяти царю, оттого и называют ее иначе – Спас на крови. Когда солнечные лучи падают на красный камень ее стен, чудится, будто они обрызганы кровью.

    VI. Закрепление изученного.

    Вот мы и перелистали некоторые страницы истории 19 века. (Приложение 1 (Слайд 26)).

    Игра «Домино»

    Генералиссимус

    Александр II

    освободитель

    Первая железная дорога

    Екатерина II

    Отмена крепостного права

    Отечественная война

    Ф.Ф. Ушаков

    Флотоводец

    А.В.Суворов

    Как называли Александра II?

    Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель?

    Когда крепостные получили свободу?

    Какое значение это имело?

    VII. Итог урока. Домашнее задание.

    Из дополнительной литературы узнайте о технических новшествах, которые появились в 19 веке.

    Придумай рассказ о судьбе семьи бывших крепостных крестьян после получения воли.

    Выставление оценок.

    Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов , Петр I, Иван III, А.В. Суворов , Иван Грозный

    Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов , Петр I, Иван III, А.В. Суворов , Иван Грозный

    Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов , Петр I, Иван III, А.В. Суворов , Иван Грозный

    Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов , Петр I, Иван III, А.В. Суворов , Иван Грозный

    ЕкатеринаII

    А.В. Суворов

    «Если я посмею сказать, что крепостные такие же люди, как мы, то я рискую тем, что потеряю трон».

    Петр I

    Иван Грозный

    «Морским судам быть!».

    М.И. Кутузов

    Иван III

    «Ну, как с такими молодцами и не побить французов?!»

    ЕкатеринаII

    А.В. Суворов

    «Если я посмею сказать, что крепостные такие же люди, как мы, то я рискую тем, что потеряю трон».

    Петр I

    Иван Грозный

    «Морским судам быть!».

    М.И. Кутузов

    Иван III

    «Ну, как с такими молодцами и не побить французов?!»

    ЕкатеринаII

    А.В. Суворов

    «Если я посмею сказать, что крепостные такие же люди, как мы, то я рискую тем, что потеряю трон».

    Петр I

    Иван Грозный

    «Морским судам быть!».

    М.И. Кутузов

    Иван III

    «Ну, как с такими молодцами и не побить французов?!»

    ЕкатеринаII

    А.В. Суворов

    «Если я посмею сказать, что крепостные такие же люди, как мы, то я рискую тем, что потеряю трон».

    Петр I

    Иван Грозный

    «Морским судам быть!».

    М.И. Кутузов

    Иван III

    «Ну, как с такими молодцами и не побить французов?!»

    Генералиссимус

    Александр II

    освободитель

    Первая железная дорога

    Екатерина II

    Отмена крепостного права

    Отечественная война

    Ф.Ф. Ушаков

    Флотоводец

    А.В.Суворов

    Задача: Формировать представления учащихся о жизни в 19 веке.

    Цели :

    1. Познакомить с реформами Александра II.
    2. Формировать представления учащихся о технических изобретениях в 19 веке.
    3. Развивать интерес к истории.

    Оборудование:

    • кроссворд,
    • лента времени,
    • портрет Александра II,
    • домино,
    • карточки с именами знаменитых людей,
    • компьютер,
    • проектор,
    • слайд-программа.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Повторение изученного материала. Сообщение темы урока.

    Перед нами книга «История России. 19 век». (Приложение 1 (слайд 1))

    На прошлом уроке вы уже узнали об одном важном событие в начале этого века.

    Хотели бы вы перелистать страницы этой книги дальше? Почему вам это хочется сделать?

    19 век был насыщен различными событиями и в политической, и в культурной жизни страны. С ними вы будете знакомиться в старших классах.

    Сегодня, перелистав лишь некоторые страницы этой книги, вы узнаете:

    • о новом царе;
    • о ряде его реформ;
    • о некоторых изобретениях 19 века.

    Хотите об этом узнать?

    Тогда постарайтесь скорее

    Задания все выполнять.

    У вас на столах лежит карточка. (Приложение 2)

    Прочитайте, что на ней написано. (Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов , Петр I, Иван III, А.В. Суворов , Иван Грозный).

    Что написано? (имена знаменитых людей)

    На какие 2 группы вы разделите эти имена? (правители нашей страны и полководцы).

    Что объединяет Суворова и Кутузова? (Суворов - генералиссимус – наивысшее воинское звание в русской армии. Умер в 1800 г. Кутузов - главнокомандующий русской армии).

    • сражались с французскими войсками.
    • Кутузов был учеником Суворова.
    • у них одна судьба. Цари удаляли их из армии, когда не было войн, и снова призывали, когда России угрожала опасность.

    Какая опасность угрожала России в 1812 году? (Вторглась французская армия, чтобы «…раздавить» Россию).

    У М.Ю. Лермонтова есть такие строки:

    Недаром помнит вся Россия
    Про день Бородина!

    Как вы думаете, почему про этот день помнит вся Россия? (Потери до 50 тыс. в этом ужасном побоище).

    (Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в ней достойными одержать победу, а русские стяжали (добыли, приобрели) право быть непобедимыми».

    Расскажите о Бородинском сражении, используя схему. (Приложение 1 (слайд 2))

    Пока ребята рассказывают, 3 человека будут разгадывать кроссворд, чтобы отгадать ключевое слово. (Раздать индивидуально кроссворды. (Приложение 3))

    Бородинское сражение.

    22 августа 1812 года русская армия развернулась вдоль реки Колочи у села Бородино примерно в 110 км от Москвы. В русской армии насчитывалось около 120 тыс. человек, еще около 30 тыс. народных ополченцев, которые использовались для строительства укреплений и в качестве санитаров и более 600 орудий. У Наполеона было около 135 тыс. человек и чуть меньше 600 орудий.

    Весь день стороны готовились к сражению.

    Сражение началось 26 августа в 5 ч 30 мин утра. Несколько атак было отбито с большими потерями для французов. Но, все-таки врагам удается захватить село Бородино. Самым тяжелым моментом боя была оборона Курганной высоты. Ее защитников возглавлял генерал Н.Н. Раевский.

    В течении нескольких часов высоту обстреливали 400 французских пушек. 45 тыс. французов против 18 тыс. русских. Все же после ожесточенных атак врагу удалось занять высоту. Русские войска отошли за село Семеновское и продолжали удерживать оборону.

    И русские, и французы понесли большие потери. После наступления темноты, французские войска отошли на прежние позиции. Русские остались на месте, не пытаясь вновь занять потерянные укрепления.

    По приказу Кутузова русская армия отступила к Москве.

    Кутузов: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия…».

    Проверка кроссвордов (ключевое слово поможет чуть позже)

    III. Изучение нового материала.

    1. – А сейчас нас ждет игра: «Неотосланная депеша». (Депеша – письменное сообщение).

    На разрезанной карточке письменное сообщение. Узнайте, кто его мог отправить.

    Проверка. Переверните карточки. Если получится портрет, значит задание выполнено правильно. (Приложение 1 (Слайд 3))

    Чей портрет у вас получился? (На доске портрет) (Приложение 4)

    Интересна фигура Александра II. Когда он был еще ребенком, его отец, император Николай I (Приложение 1 (слайд 4)), предложил известному поэту Василию Андреевичу Жуковскому стать воспитателем маленького наследника. До нас дошли те наставления, которые старался привить поэт своему воспитаннику: «Люби свой народ: без любви царя к народу нет любви народа к царю». Александр II вступил на российский престол в 1855 году в 36 лет. (1855-1881)

    Он много ездил по России и 1-м из царской семьи побывал в Сибири. В глазах многих он был добрым и справедливым.

    2. - Этот ребус поможет узнать, как называли царя Александра II. (Приложение 1 (слайд 6,7))

    Кого и от чего он освободил?

    Вам поможет ключевое слово из кроссворда, который разгадывали ребята.

    Слово проверяющему: как справились с заданием.

    Какое ключевое слово получилось? (Крестьяне).

    Какой была жизнь крестьян?

    От чего, как вы думаете, царь освободил крестьян? (От крепостного права).

    Что же такое крепостное право? Какой была жизнь крестьян в то время? (Крепостное право – такой закон, по которому большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков).

    Как вы думаете, почему необходимо было отменить крепостное право?

    А) Позорный и унизительный порядок.

    Б) На протяжении многих столетий крепостное право являлось тормозом развития страны. Основную массу населения составляли крестьяне.

    В) Александр II 30 марта 1856 года выступил перед московским дворянством с речью: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу».

    Для такого заявления были все основания. Большинство крестьян перебивались с хлеба на квас.

    На доске появляется:

    Реформы - отмена крепостного права

    Александра II

    (портрет)

    IV. Физкультминутка.

    Посмотрите на ленту времени «Исторические события». (На доске).

    На ленте времени записаны года, когда произошли знаменитые события в нашей стране.

    Все ли года, записанные на ленте, вам известны? (Нет. 1861 г).

    А остальные года? (Да).

    Проведем игру: «Сопоставь события с датой». (Дети встают) Вам нужно будет по рисунку или фотографии вспомнить запечатленное на ней событие и посмотреть, под каким числом записана дата. (Дети выполняют задание столько раз, сколько указывает данное число)

    (Приложение 1 (Слайды 9-13)).

    • Освоение С-Петербурга. 1703 г. (4) – правая рука вверху, рывки руками
    • Крещение Руси. 988 г. (1) – руки в стороны, хлопок над головой
    • Ледовое побоище. 1242 г. (2) - прыжки
    • Бородинское сражение. 1812 г. (5) - наклоны
    • Куликовская битва. 1380 г. (-) - приседание

    С каким событием связан 1480 г.? (Падение ордынского ига. Битва на р. Угре. Ахмат).

    V. Изучение нового.

    1) - Что же произошло в 1861 году? (Приложение 1 (Слайд 14)).

    Прочитайте статью «Царь-освободитель» на стр. 122 и вы найдете ответ на этот вопрос. (Подписан манифест - письменное обращение верховной власти к народу. Манифест 19 февраля 1861 года даровал крестьянам личную свободу).

    В России перестали торговать людьми. «Все ты был чей-то, а теперь вот, слава Богу, и свой стал»,- говорили между собой мужики.

    2) - С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. Появлялись и развивались города , быстро стало расти городское население.

    Что явилось главной причиной роста городского населения?

    (Крестьяне переселяются в города в поисках лучшей доли или устраиваются в городе на временную работу).

    Появлялись заводы:

    • Механический (Приложение 1 (Слайд 15))
    • машиностроительный
    • металлообрабатывающий
    • стекольный
    • цементный (Приложение 1 (Слайд 16- завод и слесарный цех)).

    текстильные мануфактуры (прекрасные ткани)

    фабрики (кондитерская, суконная) (Приложение 1 (Слайд 16)).

    Александр II большое внимание уделял образованию. Создавались новые учебные заведения . Создавались начальные школы (Срок обучения не превышал 3 лет) , гимназии. Одних учебных училищ при Александре II возникло более 20 тыс., появляются женские учебные заведения (гимназии).

    Возникло более 700 наименований газет и журналов.

    Были созданы земства – местные выборные органы.

    - Судебные процессы велись с адвокатами и присяжными заседателями.

    Строились новые железные дороги . (Приложение 1 (Слайд 17- Строительство ж/д)).

    (1-я пассажирская ж/д открылась 1837 г. Между Петербургом и Царским селом).

    Строилась Транссибирская магистраль – Великий Сибирский путь. (Приложение 1 (Слайд 18- Мост через Енисей)).

    Найдите Транссибирскую магистраль на карте. Через какие города она проходит?

    Почему строительство ж/д имело большое значение?

    • - Строительство Транссибирской магистрали дало возможность связать центр страны с Сибирью и Дальним Востоком.
    • – Освоение новых земель позволило начать переселение крестьян из центра России.
    • - Железные дороги стали важнейшим видом транспорта. Быстрые перевозки ускорили развитие многих отраслей хозяйства.
    • – Благодаря Транссибирской магистрали резко повысилась обороноспособность дальневосточных рубежей.

    (Приложение 1 (Слайд 19– паровозы, вагоны)).

    Какие еще технические новшества появились в 19 веке? Прочитайте статью на стр. 124-125. (Электрическое освещение, телефон, конная ж/д – КОНКА, трамваи, 1-й легковой автомобиль (1899), 1-й русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания – работал на горючем (1896) , лифты). (Приложение 1 (Слайды 20-22)).

    Можайский Александр Федорович (Приложение 1 (Слайд 23)) с 1856 года работал над созданием летательного аппарата. Он изучал полет птиц, воздушных змеев, проводил исследования. Ему отвели участок на военном поле под Петербургом, где и началась постройка самолета с 2-мя паровыми двигателями и 3-мя винтами. Самолет Можайского впервые поднял человека в воздух.

    На доске появляется:

    Много изменений в жизни страны произошло во время царствования Александра II. Несмотря на это личная судьба этого царя была трагична. На его жизнь было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881 года в С - Петербурге. (Появились люди, которые считали, возможным изменить государственный строй при помощи убийства неугодных им правителей).

    На том месте, где был убит Александра II в 1907 г по указанию Александра III (2-й сын Александра II) , построена церковь Воскресения Христова. (Приложение 1 (Слайд 25)). Разноцветные купола, каменные узоры. Церковь – дань памяти царю, оттого и называют ее иначе – Спас на крови. Когда солнечные лучи падают на красный камень ее стен, чудится, будто они обрызганы кровью.

    VI. Закрепление изученного.

    Вот мы и перелистали некоторые страницы истории 19 века. (Приложение 1 (Слайд 26)).

    Игра «Домино»

    Как называли Александра II?

    Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель?

    Когда крепостные получили свободу?

    Какое значение это имело?

    VII. Итог урока. Домашнее задание.

    Из дополнительной литературы узнайте о технических новшествах, которые появились в 19 веке.

    Придумай рассказ о судьбе семьи бывших крепостных крестьян после получения воли.

    Выставление оценок.