Меню

Каковы художественные особенности былин?! Художественные особенности русских былин: русское культурное наследие Что придает былинам плавность напевность

Средняя 

Древнерусские былины – уникальное явление нашей литературы. Этот жанр возник на заре создания русского государства. Он отражает все богатство народного духовного опыта.

Невозможно точно датировать каждую былину. Они складывались постепенно с глубокой древности до конца средневековья. Существовало два основных центра возникновения былин: киевский и новгородский. Былины не были творением одного конкретного человека. Они складывались из многократных повторений разных певцов-сказителей, которые сопровождали свой рассказ игрой на гуслях. Отсюда происходит особый стихотворный размер былин, создающий ощущение напевности.

Главные персонажи многих русских былин – богатыри, защищающие простых людей и свою родную землю. Наиболее популярен Илья Муромец. Художественное описание богатыря изображает его невероятно сильным и красивым человеком («удаленький», «добрый», «славный»). При этом Илья Муромец очень скромный и бескорыстный. Действия Ильи всегда решительны и прямолинейны, он не терпит обмана и изворотливости.

Таким образом, в былинах отражается нравственный идеал древнерусского человека.

Другой известный былинный персонаж – Микула Селянинович. Это простой земледелец, обладающий также фантастической силой. В этом образе народ выразил свои представления о важности крестьянского труда, который лежит в основе всей земли Русской.

В былинах всегда резко противопоставляются добро и зло. Резкая граница проходит между положительными и отрицательными персонажами.

В описании персонажей, их действий и поступков часто применяются образы природного и животного мира («глаза да ясна сокола», «брови... да черна соболя»). Обязательный прием былины – мораль, которая напрямую вытекает из повествования. У слушателя не должно было оставаться сомнений в справедливости и неизбежности счастливого конца.

Таким образом, в условиях непрестанных набегов кочевников на русские земли возникала необходимость в их постоянной защите. Подвиги отдельных людей складывались в обобщенные образы богатырей, которые нередко происходили из простых крестьян. В былинах в сказочной форме описываются легендарные деяния этих людей. Повествования певцов-сказителей должны были воодушевлять слушателей на отстаивание своей независимости. Они изображали идеальную модель поведения, к которой надо было стремиться.

Былины являются прекрасными произведениями народного творчества, которые увлекают читателя и в наше время.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Сочинения 7 класс

    • 7 класс. Мой любимый уголок природы (243)

      Все люди любят отдыхать на природе. Одни едут в свой выходной день в лес, другие отправляются на дачу, а кто-то с удовольствием гуляет в ближайшем парке.Я тоже очень люблю...

    • Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова (812)

      План1. История создания произведения2. Тема и идея стихотворения3. Художественно-изобразительные средства4. Образ лирического герояИстория создания произведенияСтихотворение...

    • Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова (370)

      План1. История создания2. Структура стихотворения3. Анализ содержания4. Анализ средств художественной выразительности5. Значение стихотворения в творчестве...

    • Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» (202)

      План1. История создания2. Тема и идея стихотворения3. Художественные средства4. Значение стихотворения в творчестве Лермонтова«Вот говорят про него, безбожник, а я вам...

    • Береги природу сочинение 7 класс (360)

      Большинство семей любят ездить отдыхать на природу. Выбравшись из тесных домов и душных городов мы всей душой радуемся открытым просторам и свежему воздуху. И дети, и взрослые...

    • В чем счастье человека сочинение (313)

      Что значит быть счастливым человеком? В чем заключается счастье? Эти вопросы когда-либо хоть раз, да заставляли задуматься человека. В моем понимании, счастье-это неотъемлемая...

    • Кем быть? сочинение-рассуждение (258)

      Мама мне часто задает вопрос - кем я хочу быть? Я знаю ответ на этот вопрос, я уже определился в выборе, но маме не рассказываю. Почему? Потому что я хочу быть автогонщиком, как...

Разделы: Литература

Класс: 6

Цели: повторить, закрепить и углубить знания учащихся о былине как эпическом жанре устного народного творчества, выявить особенности изображения былинного героя; описания его подвигов; формировать представление о роли художественных изобразительно-выразительных средств в произведении;

  • развивать кругозор учащихся, навыки выразительного чтения былины, анализа художественного текста;
  • осуществлять нравственное воспитание учащихся средствами былины.
  • Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, сигнальные карты красного и синего цветов.

    Ход урока

    I. Постановка цели и задач урока

    II. Беседа - актуализация знаний

    • Что такое былина? (Cлайд №2. Презентация)
    • Чем былина отличается от сказки?
    • Как связана былина с реальными историческими событиями? (Cлайд №3)
    • Кто является персонажами былины? (Cлайд №4)
    • Аукцион. Назвать былины, в которых встречаются Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич?
    • Что вы знаете об особенностях былины? (Cлайды №5-9)

    (Композиционную основу многих былин составляет антитеза (противопоставление):

    • “Илья Муромец и Калин-царь”;
    • “Алёша Попович и Тугарин”;
    • “Добрыня Никитич и Змей!

    Слово “былина” образовано от слова “быль”, другое название былины – старина.

    • Что такое речитатив?

    III. Проверка домашнего задания.

    Художественный или краткий пересказы отрывков или выразительное чтение отрывков из прочитанных дома былин учащимися.

    По ходу - вопросы учителя:

    • О чем былина? Понравилась вам?
    • Кто из героев запомнился? Почему?
    • Какие герои вступают в противоборство?

    IV. Особенности изображения былинного героя.

    1. Беседа (слайд 10)

    • Как обычно называют былинных героев?
    • Назовите одежду богатыря, его вооружение, опишите богатырского коня.
    • Кто быстрее снарядит богатыря для свершения ратных подвигов?
    • Аукцион “Кто больше?” (Назвать подвиги былинных героев) (вернуться к слайду №4)
    • За что и с кем сражаются богатыри?

    2. Викторина “Узнай героя”

    1) Из того ли из города из Мурома,
    Из того села да Карачарова
    Выезжал дородный добрый молодец.
    Он стоял заутреню во Муроме.
    Ай к обеденке поспеть хотел он во стольный Киев-град.

    (Илья Муромец, “Илья Муромец и Соловей разбойник”)

    2) Да схватил татарина он за ноги,
    Так стал татарином помахивать,
    Стал он бить татар татарином –
    И от него татары стали бегати.

    (Илья Муромец, “Илья Муромец и Калин-царь”)

    3) А … своей матушки не слушался.
    Как он едет далече во чисто поле ,
    А на тую гору Сорочи нскую,
    Потоптал он мла дыих змеенышей,
    Ай повыручил он по лонов да русских

    (Добрыня Никитич, “Добрыня и Змеевич”)

    4) Прошла та ночь осенняя.
    Ото сна … пробуждается,
    Встает рано-ранёшенько,
    Утренней зарёй умывается,
    Белою ширинкой утирается,
    На Восток он, …, богу молится.

    (Алеша Попович, “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”)

    5) В вышину он трёх сажён,
    Промежу плечей – косая сажень,
    Промежу глаз – калена стрела,
    Конь под ним как лютый зверь

    (Тугарин Змеевич, “Алеша Попович и Тугарин змей”)

    V. Углубление знаний учащихся о художественных особенностях былины, в том числе в изображении былинного героя. Просмотр презентации, выполнение по ходу её заданий (слайды 11-21)

    В композиции (построении) былины выделяют следующие компоненты:

    • зачин;
    • завязка действия;
    • развитие действия;
    • кульминация;
    • развязкаю

    В зачине указывается, откуда выезжает богатырь, место действия, или рассказывается о рождении богатыря, об обретении им силы

    Из того ли из города из Муромля,
    Из того ли да с села Карачирова
    Выезжал дородный добрый молодец.
    Он стоял заутреню во Муроме
    Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

    Повествование в былине ведётся неторопливо, величаво. В развёртывании сюжета обязательно присутствуют разнообразные и многочисленные повторения. Замедленность действия достигается путём утроения эпизодов, повторения общих мест, речей героев.

    В поэтический стиль былины включались повторения слов. А вы помните, какие это слова? Давайте поищем их в тексте былины. (Черным-черно, много-множество, крепко-накрепко,скорым-скоро). Найдите также и слова-синонимы (злодей-разбойник, путь-дорога, драться-ратиться, дани-пошлины).

    Важная особенность былины: изображение множественного в единичном обобщённом (синекдоха). Былины переносили качество массы на одно лицо: изображали не всю древнерусскую дружину, а отдельных войнов-богатырей, побеждающих несметные полчища врагов. Вражеская сила также могла изображаться в единичных фантастических образах (Идолище, Соловей-разбойник, Тугарин).

    Гипербола – главный художественный приём в былине.

    Гиперболы использовались для изображения (силы богатыря, устрашающего крика врага, необычайной битвы; а также для развенчания врагов.

    Эпитеты и сравнения – важные художественно-изобразительные средства в былине. Давайте поищем с вами в тексте эпитеты и сравнения и определим их роль в былине. (Эпитеты чистое поле, добрый конь, палица булатная, стрела калёная, палаты белокаменные, делают речь выразительной, помогают воспринимать предметы, изображённые в былине более зримыми и весомыми; сравнения: Тугарин почернел, как осення ночь, Алёша Попович стал, как светел месяц передают психическое состояние героев).

    VI. Обобщение

    • Назовите художественные особенности былины.
    • Для чего они используются в былине?
    • Любого ли героя былины можно назвать богатырём?
    • Кто такие богатыри?

    Итак, в основе былины лежит рассказ о подвиге богатыря. Былина имеет особую устойчивую форму построения (композицию). Каждая былина имеет зачин и концовку. В ней есть повторы и общие места. За счёт них повествование ведётся неторопливо, размеренно, торжественно, напевно. Постоянные эпитеты и сравнения делают язык былины особенно выразительным. Возможности былинных герое преувеличены. Традиционно при создании былинных образов используются синекдоха и гипербола.

    VII. Рефлексия

    Слайд №22 (демонстрация репродукции с картины В.Васнецрова “Три богатыря”?

    Почему урок заканчивается демонстрацией этой картины?

    Поднимите красные карточки те, кто из вас считает, что вы могли бы предупредить героев о том, что или кого им предстоит встретить на своём пути?

    Похвалить учащихся за хорошее знание былин. Самому активному участнику урока вручить диплом “Лучший знаток былин”.

    VIII. Домашнее задание

    На выбор учащихся:

    1. Изобразить любимого былинного героя во время его ратного подвига. Подписать рисунок строками из былины.
    2. Составить кроссворд или викторину по теме “Былины”.

    Былина представляет собой фольклорно-эпическую песню, написанную тоническим стихом. Каждое произведение состоит из запева, зачина и концовки. Первая часть былины редко связывалась с основным сюжетом, в основном вступление писалось для привлечения внимания. Зачин – это основное событие, которому посвящена былина. Концовка – последняя часть былины, в которой, как правило, торжественный пир, посвященный победе над врагами.

    Существует несколько видов напевов былин – строгий, величавый, быстрый, веселый, спокойный и даже скоморошный.

    Каждое сказание отличалось патриотическим характером, сюжеты ее всегда были хвалебными и повествовали о непобедимости Руси, достоинствах князя и отважных защитников, которые незамедлительно приходили на помощь, если населению угрожала беда. Сам термин «былина» стал употребляться только с 1830-х годов, ввел его ученый Иван Сахаров. Настоящее название песен о богатырях – «старины».

    Главными героями в были могучие богатыри. Персонажи были наделены нечеловеческой силой, отвагой и мужеством. Богатырь, даже в одиночку, мог справиться с любым . Основной задачей этих персонажей является защита Руси от посягательств врагов.

    Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич и Владимир Красное Солнышко – эти имена можно встретить практически в каждом сказании. Князь Владимир являлся правителем русских земель, а богатыри – надеждой и защитой русского народа.

    Авторы былин

    Множество фактов, касающихся авторов былин, времени и территории их написания остаются загадкой вплоть до наших дней. Большинство исследователей пришло к мнению, что самые древние сказания были написаны не больше трехсот лет назад. В Википедии, например, можно изучить несколько разных теорий и факты, которые выявили ученые.

    Преобладающее число былин было записано учеными-собирателями со слов жителей определенных местностей. Всего насчитывается около сорока сюжетов сказаний, но количество текстов уже достигает полутора тысяч экземпляров. Каждая былина представляет собой особую ценность для русской культуры, народного эпоса, а также для ученых и фольклористов.

    Сказителями могли быть люди разных профессий, поэтому в текстах они упоминали более понятные и близкие им сравнения. По словам рассказчика-портного, например, отрубленная голова сравнивалась с пуговицей.

    Былины не писались одним автором. Это сказания, которые составлял русский народ, а тексты песен передавались из поколения в поколение. Исполнялись песни определенными людьми, которые назывались «сказителями». Такой человек должен был обладать особенными качествами. Дело в том, что текст былин никогда не заучивался сказителями наизусть, поэтому рассказчик должен был самостоятельно связывать сюжеты, подбирать сравнения, запоминать важные факты и уметь пересказывать их, не искажая смысл.

    Былины строятся по определённому плану.

    Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (см. первые шесть строк былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).

    События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. Так как былины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника.

    Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.

    Например:

    Прямоезжая дорожка заколодела,

    Заколодела дорожка, замуравела.

    Во стольном во городе во Киеве,

    У ласкового у князя у Владимира.

    Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.

    Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами.

    Иногда былины заканчиваются особой концовкой - заключением из всего содержания былины:

    То старина, то и дёянье,

    т. е. так было в старину, это - быль.

    Главный герой былин - русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов.

    Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня - на много вёрст, а второй скок - и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку... дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».

    В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты - красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни.

    Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные.

    Часто в былинах применяются сравнения:

    Нагнано-то силушки черным-черно,

    Черным-черно, как черна ворона.

    Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,

    Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,

    Волком рыскать во чистых полях.

    Употребляются отрицательные сравнения:

    Не сырой дуб к земле клонится,

    Не бумажные листочки расстилаются,

    Поклоняется сын перед батюшкой...

    Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за беду стало, за великую досаду показалось...»

    Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д.

    Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же. былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»).

    В древней устной народной поэзии есть былины, рассказывающие о мирной, трудовой жизни русского народа. Это былины бытовые. Важнейшая из них - былина о Вольгё и Микуле. В ней прославляется народный труд. В Илье Муромце народ воспел крестьянина-воина, богатыря - защитника родины. В образе Микулы он прославил крестьянина-хлебопашца, богатыря - кормильца страны.

    Из истории былин

    Какие образы вызывает в памяти слово «былина»? Это гусляр Садко, вокруг которого много народа, люди слушают «старинушку», так раньше назывались былины. В них нет привычной для нас рифмы, но они очень мелодичны и ритмичны. Они были созданы для исполнения под аккомпанемент гуслей, не для чтения. Чтобы понять это и услышать ритмичность старинушки, ее нужно прочитать вслух, нараспев.

    Чаще всего, это истории о героях Древней Руси. Из этих историй мы черпаем знания о прошлых славных днях, о нашей истории, пусть и немного приукрашенной, о могуществе наших предков. Все мы знаем таких героев как Илья Муромец, Алеша Попович, большое количество былин посвящено князю Владимиру и так далее. Русский богатырь – вот главный персонаж русской былины.

    Художественные особенности былин

    Все былины строго структурированы. В них есть начало, так называемый зачин, здесь слушатель узнает о том, где и когда происходило действие. Иначе зачин называется запевом.

    Кроме того, важную роль в былинах занимают постоянные эпитеты, с их помощью рассказчик иллюстрирует своих персонажей – если богатырь, то «удалый», если враг – то «силушка черная». Обязательно присутствует в былинах гипербола, она придает былине некую «сказочность», фантастичность.

    Возьмем, например, всего один куплет из былины «Илья Муромец и Калин-Царь» и увидим, что здесь присутствуют все основные элементы.

    Стал он силушку конём топтать,

    Стал конём топтать, копьём колоть,

    Стал он бить ту силушку великую.

    А он силу бьёт - будто траву косит.

    Это и троекратное повторение – начала строк со слова “стал”, и постоянный эпитет “силушка великая”, и гипербола “а он силу бьет – будто траву косит”. Следует также отметить, что в былинах часто встречаются существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. В данном примере это “силушка”.

    Заканчивается былина концовкой, кратким подведением итогов, например:

    То старина, то и деяние…

    Сочинение » Былины » Сочинение на тему «Художественные особенности былин»

    Особенности жанра былин

    Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее - на третий слог от конца.

    Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.

    Нередко былина начинается с запева . Он не связан с содержанием былины, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход - это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»).

    Былина обычно начинается с зачина , определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция , в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста.

    Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создается путем раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.

    Троекратность или троичность в былинах является одним из главных приемов изображения (на богатырской заставе стоят три богатыря, богатырь совершает три поездки - «Три поездки Ильи», Садко три раза купцы новгородские не зовут на пир, он же три раза бросает жребий и т.д.). Все эти элементы (троичность лиц, троекратность действия, словесные повторы) имеются во всех былинах. Большую роль в них играют и гиперболы, используемые для описания героя и его подвига. Гиперболично описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник), а также описание силы воина-богатыря. В этом проявляются фантастические элементы.

    В основной повествовательной части былины широко применяются приемы параллелизма, ступенчатого сужения образов, антитезы.

    Текст былины подразделяется на постоянные и переходные места. Переходные места - это части текста, созданные или импровизируемые сказителями при исполнении; постоянные места - устойчивые, незначительно изменяемые, повторяемые в различных былинах (богатырский бой, поездки богатыря, седлание коня и т. п.). Сказители обычно с большей или меньшей точностью усваивают и повторяют их по ходу действия. Переходные же места сказитель говорит свободно, меняя текст, частично импровизируя его. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин является одним из жанровых признаков древнерусского эпоса.

    Уяснению художественного своеобразия русских былин, их поэтики посвящена работа саратовского ученого А.П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин». Исследователь считал, что «былина умеет создать интерес, умеет взволновать слушателя тревогой ожидания, заразить восторгом удивления и захватить честолюбивым торжеством победителя». 1

    Д.С. Лихачев в книге «Поэтика древнерусской литературы» пишет о том, что время действия в былинах относится к условной эпохе русского прошлого. Для одних былин - это идеализированная эпоха князя Владимира Киевского, для других - это эпоха новгородской вольности. Действие былин происходит в эпоху русской независимости, славы и могущества Руси. В эту эпоху «вечно9raquo; княжит князь Владимир, «вечно9raquo; живут богатыри. В былинах все время действия отнесено к условной эпохе русской старины. 2