Меню

Презентация на тему "гуситское движение в чехии". Путешествие по памятным местам гусисткого движения Стратегия и тактика восставших

Возраст

первоначально нанесем на карту основные места

В начале XV века небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные проповеди профессора Пражского университета Яна Гуса (1371-1415). Ян Гус беспощадно обличал духовенство за то, что оно отступает от провозглашенной в Евангелии бедности. Он возмущался торговлей церковными должностями в Риме, продажей индульгенций в Чехии и называл папу главным мошенником. «Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как же не сказать после этого, что он хитрее и злее вора?» - говорил Гус.

В 1419 году произошло восстание в Праге. Горожане-чехи ворвались в ратушу, выбросили из окна ненавистных правителей города. Из других городов стали изгонять немецких богачей. Восставшие громили монастыри, убивали или изгоняли служителей церкви. Паны (чешские феодалы) захватывали церковные земли.

Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Табориты собирались на горе Табор на юге Чехии (отсюда их название). Здесь они заложили город, обнесли его мощными стенами и назвали, как и гору, Табором. Люди, приходившие в Табор, опускали свои деньги в особые бочки на улицах. Эти средства шли на вооружение восставших и помощь беднякам. В Таборе все считались равными и называли друг друга братьями и сестрами.

Крестовые походы против гуситов. Ожесточенная битва завязалась на холме у восточных ворот - Витковой горе, где небольшой отряд таборитов стойко отбивал атаки рыцарской конницы. В решающий момент в тыл рыцарям ударил отряд горожан. Крестоносцы в смятении бежали от стен Праги. Папа и император предприняли против гуситов еще четыре похода, которые закончились так же бесславно

Чехия устала от многолетних войн, была разорена вражескими нашествиями и внутренней борьбой. Первыми сдались умеренные. Разуверившись в успехе Крестовых походов, папа и император вступили в переговоры с умеренными. И когда пала признал новые церковные порядки в Чехии, умеренные образовали большое войско для борьбы с таборитами. В 1434 году у городка Липаны, к востоку от Праги, умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их. После поражения у Липан лишь отдельные отряды таборитов продолжали военные действия, пока окончательно не были рассеяны.

Значение гуситского движения. Чешский народ в течение 15 лет (с 1419 по 1434 г.) героически боролся против католической церкви и полчищ крестоносцев. В результате на два столетия среди части чешского народа утвердилась гуситская церковь; другая часть населения осталась католической. Католическая церковь так и не смогла полностью вернуть в Чехии утраченные земли и восстановить разрушенные монастыри. Крестьяне перестали платить десятину. В годы гуситских войн большую роль в управлении страной играл сейм - собрание представителей сословий. Сейм сохранился и в даль­нейшем. Как и в других странах, в Чехии утвердилась сословная монархия. Святой Вацлав – покровитель Чехии

ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, широкое религиозное и общественно-политическое движение в Чехии в 1400-85 годах, имевшее революционный характер. Называется по имени идеолога чешской Реформации Я. Гуса. Возникло вследствие обострения социальных, политических и межнациональных противоречий. Проходило под лозунгами реформы Церкви, хотя степень и глубина этой реформы понимались участниками движения по-разному. Политической целью гуситского движения было свержение в Чехии власти немецкой олигархии - светских, духовных феодалов и городского патрициата. В гуситском движении участвовали все слои чешского общества: крестьянство, горожане, дворянство, часть духовенства. Главными идеологами движения являлись магистры Пражского университета. На разных этапах развития гуситского движения лидирующая роль в нём принадлежала различным социальным слоям и группам, выступавшим под собственными лозунгами и преследовавшим свои цели.

Обычно выделяют несколько этапов развития гуситского движения, которое иногда представляют как совокупность нескольких движений, объединённых по времени, но различных по содержанию.

1-й этап гуситского движения датируется приблизительно 1400-19 годами. Главным требованием в этот период была реформа католической церкви. Участники движения критиковали её пороки (безнравственность, тягу к роскоши, симонию и т. д.), выдвигали требования секуляризации церковной собственности (в Чехии католическая церковь владела 1/3 всех земель) и ликвидации привилегий духовенства. Магистры Пражского университета, прежде всего Я. Гус, выступали с проповедями, устраивали диспуты, публиковали трактаты и тезисы антицерковного содержания. Гус заявлял, в частности, что существующая Церковь пришла в противоречие с учением о ней, изложенным в Библии, и призывал вернуть её в то состояние, в котором она находилась на начальном этапе своего существования. Наряду с Гусом требования реформы Церкви и лишения духовенства привилегий выдвигали Милич из Кромержижа, Матвей из Янова и Иероним Пражский. Их проповеди получали широкий отклик у населения Чехии.

Сторонники Я. Гуса, поддерживавшие призыв к борьбе с «плохой Церковью», постепенно разделились на два лагеря. Зажиточные слои (бюргерство, дворянство, университетские магистры) образовали умеренное крыло гуситского движения, которое добивалось секуляризации церковного имущества, введения так называемой дешёвой Церкви, лишения духовенства привилегий. Своей целью они провозгласили введение обряда причащения мирян «под обоими видами» (то есть хлебом и вином из чаши), необходимость которого была обоснована Якоубеком из Стршибра и должна была подчёркивать равенство всех людей перед Богом. Символом этого крыла гуситского движения стала чаша, а его представители получили название утраквистов или под обоев (в русской литературе - чашников). Их программа, называвшаяся «Четыре пражские статьи», содержала требования к императору Сигизмунду I: поддержать введение причащения мирян из чаши и свободного богослужения, секуляризацию церковного имущества, сохранение установившегося в городах порядка. Выполнение этих требований утраквисты объявляли условием признания Сигизмунда I чешским королём.

Крестьяне, городская беднота, мелкопоместное дворянство, ремесленники, низшее духовенство и религиозные фанатики образовали радикальное крыло гуситского движения. В вопросе о реформе Церкви они шли значительно дальше утраквистов, выступали за полную ликвидацию существующих порядков и установление справедливого общественного строя. Это крыло гуситов получило название таборитов (по их укреплённому лагерю Табор). Табориты создали коммуну, в которой пытались жить по Закону Божьему. Однако среди них не было политического и идеологического единства. Крайнее течение таборитов, пикарты, проповедовали хилиастические идеи (смотри Хилиазм), однако большинство представителей радикального крыла гуситского движения эти идеи не разделяло.

В 1415 Я. Гус, а в 1416 Иероним Пражский были казнены по решению Констанцского собора католической церкви как еретики, несмотря на охранную грамоту, выданную им Сигизмундом I. Известие об их казни привело к социальному взрыву в Чехии.

30.7.1419 в Праге началось восстание, которое знаменовало начало 2-го этапа развития гуситского движения, часто именуемого в литературе гуситской революцией. На этом этапе ведущую роль в гуситском движении играли радикальные круги во главе с Я. Желивским. Они захватили власть в Праге и ряде других городов Чехии, начали громить католические монастыри и церкви. Сигизмунд I отверг условия «Четырёх пражских статей». Опираясь на союз с папой Мартином V, он объединил противников гуситов в Чехии и за рубежом и попытался подавить гуситское движение силой. В 1420-1431 против гуситов было организовано 5 крестовых походов. В этот период встал вопрос не только о существовании Чехии как государства, но и чехов как народа. Чехи были объявлены католической церковью еретиками, подлежащими истреблению, а крестоносцам обещано отпущение грехов и вознаграждение имуществом уничтоженных ими еретиков. Однако попытки военного разгрома гуситов закончились провалом.

14.7.1420 крестоносцы были наголову разбиты гуситами под руководством Я. Жижки и Прокопа Великого на Витковой горе. 10.1.1422 под Немецки-Бродом участники 2-го крестового похода были разгромлены гуситским войском под командованием Жижки. 3-й крестовый поход завершился осенью 1422 бегством крестоносцев из-под Тахова. 16.6.1426 войска Сигизмунда I потерпели поражение при Усти от чешской армии, которой командовал Прокоп Великий. 4.8.1427 у Тахова и 14.8.1431 при Домажлице гуситы разбили войска, участвовавшие соответственно в 4-м и 5-м крестовых походах. Борясь с внешними врагами, гуситы предприняли ряд так называемых прекрасных походов за пределы Чехии. В 1427-28 они вторгались в Силезию, в 1429-30 в Саксонию, Верхнюю Франконию и Баварию, в 1433 в Восточную Словакию и попытались пробиться к Балтийскому морю. Борьба гуситов с вторжениями крестоносцев и их заграничные походы получили название гуситских войн.

Внешняя угроза способствовала консолидации гуситов. Однако, по мере её ослабления разногласия в гуситском движении обострились, что привело к вооруженным столкновениям между различными течениями гуситов.

В ходе гуситских войн произошла эволюция гуситского движения. Таборитская уравнительная община распалась, пикарты и их идеолог М. Гуска были истреблены умеренными таборитами. Лидирующее положение в Таборе заняли военные вожди и представители рыцарства, взявшие на себя формирование армии, которая нанесла поражение крестоносцам. В 1423 в результате нового размежевания в лагере таборитов от него отделилось новое радикальное крыло во главе с Я. Жижкой, образовавшее свой военный и политический центр (Малый Табор) в Градец-Кралове.

Умеренные гуситы в результате войн добились поставленных целей: церковные земли были секуляризированы, из городов изгнаны конкуренты - немецкие бюргеры. Церковь Чехии была реформирована в соответствии с гуситским учением. Это крыло гуситского движения стало склоняться к компромиссу с католической Европой и к примирению с Сигизмундом I при условии признания их основных требований.

Таборитский лагерь не считал свои требования выполненными, и хотя табориты не были едиными, их армия продолжала оставаться носителем революционных традиций и мешала правому крылу гуситского движения воспользоваться в полной мере плодами военных побед. Кроме того, продолжительные военные действия и блокада Чехии католическими государствами подорвали её экономику и торговлю. В этой обстановке утраквисты вступили в сговор с католиками и, объединившись с ними, 30.5.1434 у деревни Липаны, близ Праги, разгромили армию таборитов под командованием Прокопа Великого. Однако отряды таборитов, возглавляемые Я. Рогачём из Дубы, продолжали оказывать сопротивление до 1437, но и они были уничтожены, когда пала их последняя крепость Сион. Тем самым завершился революционный этап гуситского движения. Решающей силой стали умеренные гуситы, которые выработали условия для признания Сигизмунда I чешским королём. В это же время было достигнуто соглашение с католической церковью, которая на Базельском соборе в 1433 признала право мирян на причащение из чаши на территории Чехии. 5.6.1436 на съезде в Йиглаве были провозглашены Пражские компактаты, которые гуситы толковали как признание всех произошедших изменений. В июле 1436 года они были признаны Сигизмундом I.

После разгрома радикального лагеря гуситское движение вступило в новый, 3-й этап своего развития - фазу соглашений с бывшими противниками и реорганизации общества. Этот процесс сопровождался политической борьбой в утраквистском и католическом лагерях. Победу в ней одержали утраквисты, избравшие в 1458 королём Йиржи из Подебрад. При нём укрепилось положение гуситской церкви, политическая власть утраквистов, стали восстанавливаться международные контакты Чехии. Однако внутреннюю стабильность в стране нарушала политика римской курии и стремление католического духовенства вернуть себе прежние позиции. Началась война между чешским королём и его противниками - союзом католического духовенства, поддержанного папой Римским, и венгерским королём Матвеем Корвином. В 1471 Йиржи из Подебрад умер. На чешский престол утраквистскими сословиями был избран Владислав II Ягеллончик, католик, сын польского короля Казимира IV Ягеллончика, на условиях, максимально ограничивавших королевскую власть. Политическое управление сосредоточилось в руках сословной общины из представителей дворянства и королевских городов. Владислав II поддерживал католиков, что стало причиной восстания пражских утраквистов в 1483. Оно показало, что католическое меньшинство не может восстановить догуситские порядки. Между конфессиональными фракциями в 1485 был заключён Кутногорский религиозный мир, установивший равноправие католической и утраквистской церквей и в их рамках - свободу вероисповедания для всех слоёв чешского общества. Это событие завершило гуситский период чешский истории.

Гуситское движение - одно из важнейших событий европейской истории 15 века. Оно носило общенародный, революционный характер, имело чётко сформулированную идеологию и преследовало цель добиться реформы Церкви. Гуситам первыми в Европе удалось подорвать гегемонию церковной идеологии и ослабить властные и имущественные позиции католической церкви. Гуситские богословы провозглашали не только равенство всех перед Богом, но и свободу мысли и личности. Гуситские полководцы создали новый тип армии, новое оружие и новую военную тактику, что обеспечивало им непобедимость и использовалось в европейских армиях позднейших столетий. Гуситское движение способствовало формированию чешского национального сознания, сохранению чешской национальной культуры. С началом Реформации в Европе в начале 16 века, провозвестниками которой выступили гуситы, утраквисты слились с лютеранами.

Источн.: Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. М., 1962.

Лит.: Мацек Й. Гуситское революционное движение. М., 1954; он же. Табор в гуситском революционном движении. М., 1959. Т. 2; Рубцов Б. Т. Гуситские войны. М., 1955; Лаптева Л. П. Русская историография гуситского движения (40-е годы XIX в. - 1917 г.). М., 1978; она же. Гуситское движение в Чехии в XV в. М., 1990; Kejf J. Husité. Praha, 1984; Dëjiny Тâbora. Ceské Budëjovice, 1988-1990. ; Smahel F. Husitskâ revoluce. Praha, 1993. Sv. 1-4.

Прага. Средневековая

миниатюра

Карл IV – чешский король, император Священной Римской империи

талантливый писатель,

богатый коллекционер,

основатель Пражского

университета,

покровитель искусства

Карлов мост

Собор Святого Вита

Пражский университет

Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища пусты. Знать одевается в роскошные ткани и накапливает излишние богатства. Всё это называется расточительством. Богатство одних держится на бедности других. Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища пусты. Знать одевается в роскошные ткани и накапливает излишние богатства. Всё это называется расточительством. Богатство одних держится на бедности других. Конфуций ВЕЛИКИЙ ХРИСТИАНИН ИЩЕТ ПРАВДУ, ГОВОРИТ ПРАВДУ, ЗАЩИЩАЕТ ПРАВДУ ДО СМЕРТИ. Ян Гус

Гуситское движение

1. Причины движения

3. Гуситское движение и его участники

4. Итоги и значение гуситского движения

Феодалы Феодалы Горожане Крестьяне

Феодальный гнёт (повинности)

Иноземный гнёт (засилье немцев)

Религиозный гнёт (католическая церковь)

Причины недовольства общества

Задание на урок

Ян Гус (1371 – 1415 гг.)

1. Определите главные темы в выступлениях Яна Гуса.

2. Что в деятельности церкви не нравилось Яну Гусу?

3. Кто, по мнению Яна Гуса, должен был управлять чехами?

Работа с историческим источником

Проповедь Яна Гуса (начало XV в.)

Он призывал отнять у церкви ее богатства, отобрать земли у епископов и монастырей;

  • Он призывал отнять у церкви ее богатства, отобрать земли у епископов и монастырей;
  • отменить плату за обряды, службы проводить на родном языке.
  • В Чехии должна быть своя церковь, подчиненная не папе, а королю.

1419 г. – восстание в Праге Гуситские войны (1419 -1434)

Гуситское движение

умеренные

табориты

Состав и цели таборитов и умеренных

Памятник Яну Жижке – чешскому герою

1434 год – окончание

гуситских войн

Поражение у г. Липаны в 1434 г.

умеренные

табориты

Итоги гуситского движения

  • Утверждение гуситской церкви
  • Утрата церковью части земель и богатств
  • Временное ослабление феодального гнета
  • Изгнание немецкого населения из городов Чехии
  • Утверждение сословной монархии
Задание на урок : Гуситское движение в Чехии это: - освободительная борьба? - борьба против католической церкви? - антифеодальная борьба?

Какое бы вы хотели выбрать

2. Составить рассказ от имени восставших «Когда я был таборитом…»

3. «По местам сражений» -сделать творческую работу по карте – описать походы, места сражений.

4. «Непобедимые гуситы» - нарисовать иллюстрацию к теме

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Гуситское движение в Чехии § 25 Начать урок

План урока: ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. ПРИЧИНЫ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ. ЦЕЛИ ГУСИТОВ. ЯН ГУС И ЕГО УЧЕНИЕ. ВООРУЖЕННАЯ БОРЬБА ГУСИТОВ, ТЕЧЕНИЯ В ГУСИТСКОМ ДВИЖЕНИИ. ВООРУЖЕНИЕ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ ГУСИТОВ. ЯН ЖИЖКА ИТОГИ И ЗНАЧЕНИЕ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повторение пройденного материала:

ЦЕЛЬ УРОКА: СОЗДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГУСИТСКОМ ДВИЖЕНИИ В ЧЕХИИ В 1419 – 1434 гг. КАК О СОБЫТИИ, ВЫЗВАНОМ СОВОКУПНОСТЬЮ РЯДА ПРИЧИН.

Задачи на урок: ПОЧЕМУ НАЧАЛОСЬ ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ? КАК ПРОХОДИЛО И КАК ЗАКОНЧИЛОСЬ ДВИЖЕНИЕ ГУСИТОВ В ЧЕХИИ?

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: ПАНЫ, ЯН ГУС, ГУСИТЫ, ТАБОРИТЫ, УМЕРЕННЫЕ, ЯН ЖИЖКА, ПАТРИОТ, СЕЙМ.

В конце урока попробуем ответить на вопросы: - Почему началось гуситское движение в Чехии? - Какое значение имели гуситские движения?

Рассмотрим карту «ГУСИТСКИЕ ВОЙНЫ В ЕВРОПЕ» на странице 200 и ответим на вопросы: 1. Каким цветом на карте обозначена территория Чешского королевства в начале XIV в.? 2. В состав какой империи входило Чешское королевство в XIV в.? 3. В какой части Европы находилось Чешское королевство?

1. Чехия в XIV веке. «Королевство Чехия входило в состав Священной Римской империи. Чешский король Карл I в был избран императором Священной Римской империи под именем Карл IV . При нем Прага становится по сути дела столицей империи, а Чехия – ее ядром. Карл IV так заботился о своем королевстве, что современники – немцы называли его с неодобрением «отцом Чехии и отчимом империи». Король покровительствовал развитию ремесла, горного дела, торговли и культуры.  Памятник Карлу IV у Карлова моста в Праге

1. Чехия в XIV веке. В это время Чехия переживала хозяйственный подъем. По добыче серебра, из которого тогда чеканили монету, Чехия вышла на одно из первых мест в Европе. В городах насчитывалось более 200 ремесел, в том числе производство сукна и стеклянной посуды. В Чехии, расположенной почти в центре Европы, пересекались важнейшие торговые пути. В Праге два раза в год устраивали большие ярмарки; на них съезжались купцы из Польши, Германии и Италии.

1. Чехия в XIV веке. В Праге, ставшей при Карле I столицей империи, проживало около 40 тысяч человек. Тогда был сооружен знаменитый Карлов мост и заложен собор Святого Вита. Собор святого Вита

В города Чехии переселялись немецкие купцы и мастера. Как и у себя на родине, они создавали в городах самоуправление. До середины XIV века в городском совете Праги не было ни одного чеха. В руках немцев оказались рудники. Чешские ремесленники и торговцы тщетно добивались участия в городском управлении. Чехи считали себя не ниже немцев и требовали преимуществ на своей родине, но правители империи не придавали значения мнению простого народа, а чешский король и многие паны - чешские феодалы, перенявшие немецкий образ жизни, не хотели ссорится с империей. Национальная рознь обострялась, охватывая все слои общества, и вылилась, в конечном итоге, в так называемые гуситские войны. 1. Чехия в XIV веке.

1. Чехия в XIV веке. Католическая церковь в Чехии владела третьей частью самых плодородных земель. Главе чешской церкви, архиепископу Пражскому, принадлежало 14 городов и 900 деревень. Особенно богатыми были монастыри. Крестьяне и горожане изнемогали от бесчисленных поборов церкви. Значительную часть доходов, получаемых в Чехии, духовенство отсылало в Рим. Против католической церкви в Чехии назревало общее недовольство.

2. Жизнь и смерть Яна Гуса. В начале XV века небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные проповеди профессора Пражского университета Яна Гуса (1371-1415). Проповедь Гуса

2. Жизнь и смерть Яна Гуса. Ян Гус беспощадно обличал духовенство за то, что оно отступает от провозглашенной в Евангелии бедности. Он возмущался торговлей церковными должностями в Риме, продажей индульгенций в Чехии и называл папу главным мошенником. «Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как же не сказать после этого, что он хитрее и злее вора?» - говорил Гус. Ян Гус  Ян Гус.avi

2. Жизнь и смерть Яна Гуса. От критики духовенства Гус перешел к требованиям реформы - переустройства церкви. Он призывал: отнять у церкви ее богатства, отобрать земли у епископов и монастырей; 3. отменить плату за обряды, а богослужение проводить на родном языке. Гус сам разработал грамматику чешского языка. В Чехии должна быть своя церковь, подчиненная не папе, а королю. А против папы надо применить силу. «Настает, братья, ныне время войны и меча», - утверждал Гус. Архиепископ Пражский запретил Гусу выступать с проповедями, а затем отлучил его от церкви. Но Гус не дал себя запугать. Покинув Прагу, он два года жил на юге Чехии, где продолжал выступать перед крестьянами. Ян Гус за работой

ВЫСКАЗЫВАНИЕ ЯНА ГУСА О ЧЕШСКОМ НАРОДЕ Я говорил и говорю, что чехи в королевстве Чешском по закону… и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же, как французы во Франции и немцы в своих землях, - чтобы чех умел управлять своими поданными…

ИЗ ПРОПОВЕДИ ЯНА ГУСА Клир не учит, а портит народ своим развратом, связанным с богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа должны быть бедны, как апостолы. А они, наоборот, только о том и думают, как бы еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые… устраивают никому неизвестные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ…

2. Жизнь и смерть Яна Гуса. Император Сигизмунд Ян Гус Проповедника вызвали на церковный Собор в конце 1414 г. в городе Констанце. Император Сигизмунд выдал ему охранную грамоту, которую он потом предательски нарушил. Здесь Гуса арестовали, бросили в тюрьму. Он подвергся пыткам инквизиторов. Они добивались от него отречения от обвинений в адрес католической церкви. Ян Гус отказался отречься от своих принципов. Он говорил инквизиторам: «Я прав, со мною сам Бог!».

ОХРАННАЯ ГРАМОТА ИМПЕРАТОРА СИГИЗМУНДА Мы, Сигизмунд… король римлян (и т.д.), принимаем достопочтенного магистра Гуса, бакалавра богословия и магистра искусств, под наше и Священной империи покровительство и защиту; поэтому предписываем всем, чтоб ему было дозволено проехать в Констанц, оставаться там и свободно возвратиться, причем для охраны его и сопровождающих его лиц должно давать проводников…

2. Жизнь и смерть Яна Гуса. На церковном Соборе взгляды Гуса подвергли осуждению, объявили его еретиком и потребовали, чтобы он отрекся от своих взглядов. Гус ответил: «Не могу изменить своей совести. Если отрекусь от истины, как дерзну посмотреть в глаза народу, который я всегда учил говорить правду?» В июле 1415 г. Ян Гус был сожжён на костре в Констанце. Это вызвало взрыв негодования в Чехии. Студенты в знак протеста жгли папские грамоты, индульгенции. Осуждение Гуса

2. Жизнь и смерть Яна Гуса. Он предпочел умереть, но не отступил от своих убеждений. В 1415 году Ян Гус был сожжен на костре. Он мужественно встретил мучительную казнь. Казнь Гуса

3. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Казнь Гуса вызвала возмущение чешского народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там речи сторонников Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами. В 1419 году произошло восстание в Праге. Горожане-чехи ворвались в ратушу, выбросили из окна ненавистных правителей города. Из других городов стали изгонять немецких богачей. Восставшие громили монастыри, убивали или изгоняли служителей церкви. Паны (чешские феодалы) захватывали церковные земли. Дефенестрация в Праге

3. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Среди восставших было два течения: умеренные и табориты. К умеренным принадлежали зажиточные бюргеры, а также большинство дворян. Умеренные требовали упразднить привилегии и землевладения церкви, упростить обряды, ввести богослужение на чешском языке. Чешские паны

3. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Гораздо дальше в своих требованиях шли табориты: крестьяне, основная масса горожан, бедные рыцари. Они добивались реформы не только церкви, но и всего общества. Проповедники таборитов призывали уничтожить частную собственность, все повинности и налоги. Они верили, что скоро снова придет Христос и установит «Царство Божье»: «...не будет на земле ни королей, ни властителей, ни подданных, исчезнут налоги, и правление должно быть передано в руки народа». Лагерь таборитов

3. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Табориты собирались на горе Табор на юге Чехии (отсюда их название). Здесь они заложили город, обнесли его мощными стенами и назвали, как и гору, Табором. Люди, приходившие в Табор, опускали свои деньги в особые бочки на улицах. Эти средства шли на вооружение восставших и помощь беднякам. В Таборе все считались равными и называли друг друга братьями и сестрами. Город Табор

4. Крестовые походы против гуситов. Папа объявил Крестовый поход против гуситов. Войско крестоносцев, состоявшее в основном из немецких феодалов, возглавил германский император. В походе приняли участие рыцари и наемники из многих европейских стран. В 1420 году в Чехию вторглось стотысячное войско. Путь крестоносцев к чешской столице был отмечен грабежами, пожарами и убийствами. Крестоносцы кольцом охватили Прагу. Противники: чешский и немецкий воины

4. Крестовые походы против гуситов. Ожесточенная битва завязалась на холме у восточных ворот - Витковой горе, где небольшой отряд таборитов стойко отбивал атаки рыцарской конницы. В решающий момент в тыл рыцарям ударил отряд горожан. Крестоносцы в смятении бежали от стен Праги. Папа и император предприняли против гуситов еще четыре похода, которые закончились так же бесславно. Битва на Витковой горе 

5. Народное войско. В чем же секрет побед гуситов? С крестоносцами боролось народное войско. У таборитов была рыцарская кавалерия, но основную часть их войска составляла пехота. Воины были вооружены цепами, косами, пиками, топорами, палками с железными наконечниками. Табориты стаскивали рыцарей с коней специальными крюками и «домолачивали» их цепами. Народное войско в походе

5. Народное войско. С большим успехом табориты впервые стали применять в бою небольшие полевые пушки, которые перевозили на повозках, используя их на открытой местности. Чтобы выдерживать атаки рыцарской конницы, табориты быстро сооружали замкнутые ограждения из крестьянских возов, которые скрепляли цепями и досками. Внутри такого кольца помещали больных и раненых, запасных лошадей, продукты и оружие. Возы ставили плотно один к другому. Почти никогда такие укрепления рыцарям взять не удавалось. Отряды народного войска отличались от армий крестоносцев высоким боевым духом, стойкостью и дисциплиной. За ссоры, пьянство, азартные игры и грабеж воины наказывались, как за тяжкие преступления. Боевое построение таборитов

5. Народное войско. Главным организатором и руководителем гуситских войск был бедный рыцарь, опытный воин Ян Жижка. В одном из сражений Жижка был ранен в голову и ослеп. «Глазами» Жижки стали его помощники: они сообщали ему о движении вражеских войск. Прекрасно зная родные места, слепой полководец безошибочно выбирал наиболее удобную для чехов позицию. В сражениях он ошеломлял врагов неожиданными приемами и решениями. В одной битве по приказу Жижки с вершины холма на атакующих рыцарей спустили десятки возов, груженных камнями; рыцари были смяты и обращены в бегство. Жижка во главе войска

5. Народное войско. После смерти Яна Жижки новые талантливые полководцы возглавляли гуситские войска. Гуситы совершали успешные походы в Венгрию, Австрию и далеко в глубь Германии, доходили даже до берегов Балтийского моря. Гуситское войско превратилось в постоянное. Теперь воины - бывшие повстанцы не имели других доходов, кроме добычи, и использовали походы в соседние страны для грабежа населения. Прокопий Голый – лидер таборитов после смерти Жижки Гуситы осаждают город 

6. Конец гуситских войн. Чехия устала от многолетних войн, была разорена вражескими нашествиями и внутренней борьбой. Первыми сдались умеренные. Разуверившись в успехе Крестовых походов, папа и император вступили в переговоры с умеренными. И когда пала признал новые церковные порядки в Чехии, умеренные образовали большое войско для борьбы с таборитами. В 1434 году у городка Липаны, к востоку от Праги, умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их. После поражения у Липан лишь отдельные отряды таборитов продолжали военные действия, пока окончательно не были рассеяны. Начало и завершение битвы у Липан 

7. Значение гуситского движения. Чешский народ в течение 15 лет (с 1419 по 1434 г.) героически боролся против католической церкви и полчищ крестоносцев. В результате на два столетия среди части чешского народа утвердилась гуситская церковь; другая часть населения осталась католической. Католическая церковь так и не смогла полностью вернуть в Чехии утраченные земли и восстановить разрушенные монастыри. Крестьяне перестали платить десятину. В годы гуситских войн большую роль в управлении страной играл сейм - собрание представителей сословий. Сейм сохранился и в даль­нейшем. Как и в других странах, в Чехии утвердилась сословная монархия. Святой Вацлав – покровитель Чехии

Закрепление Выполните задание № 1. Завершить

Использованные материалы Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс/ учебник для общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 2008 г. Иллюстрации: - Девятайкина Н. И. История Средних веков: Учебное пособие. 6 класс. Ч. 1 / Девятайкина Н. И. - М.: ОЛМАПРЕСС, 2008.

Врагам чеха (Гуса) хотелось сегодня же достигнуть своей цели, потому что дрова уже были приготовлены для костра и облиты смолой. Император Сигиз-мунд настоятельно и строго предложил Гусу отречься от своего учения. Тогда Гус начал говорить следующее: «Я не смогу отречься ни от одного положения, написанного или высказанного мною». После того поднялся страшный крик; по­сыпались на Гуса проклятия и послышались требования голосования. Пан из Хлума. Все римское духовенство представляет собой презренную толпу кутил и глупцов, в своей жизни наблюдающих над собою менее, чем свинья в зеркале. Именем своего короля и всех чехов я клянусь в том, что чехи страшно отомстят в случае дальнейших терзаний или смерти Гуса. В крови папистов чешский гусь вымоет свои крылья. Жизнь и свободу Гусу! Архиепископ Лондонский. Если бы у этого чеха было десять жизней, тогда б я взял их все у него: во-первых, за то, что он унижал наместника Христова (папу); во-вторых, за то, что обнажил духовенство, не оставив ему и клочка, чтобы прикрыть свою наготу; в-третьих, за то, что он сбил с пути много народа. Между тем народу лучше ничего не знать и слепо верить. Пусть сгинет этот чех! Епископ Бриксенский. Гусю не причинится зла, если его ощипать и испечь. Мы уже щипали егб. Пусть печется, и сегодня же. Епископ Журский. Подаю голос за свободу, честь и жизнь Гуса. Какую пользу получите вы, если гусь будет испечен, а перья его крыльев распространят силь­ные бури во всех землях? Камень, который мы хотим бросить вверх, может упасть на наши головы. Епископ Констанцский. Если завтра не сожжем Гуса, то послезавтра на­род сожжет всех нас, здесь пребывающих. Пусть он умрет! Вернуться Письмо участника собора о заключительном заседании по делу Яна Гуса