Меню

Презентация "александр трифонович твардовский о великой отечественной войне". А.Т. Твардовский (презентация) презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему Скачать презентацию а т твардовский

Возраст

1 слайд

2 слайд

Творчество Твардовского Талант поэта проснулся в Александре Твардовском в раннем детстве. Еще учась в сельской школе, в Смоленской области, он в 14 лет стал селькором смоленских газет, а в 1925 году там были опубликованы его стихи. Вскоре выходят его поэмы "Путь к социализму" (1931), "Вступление" (1932), "Страна Муравия" (1934-36), сборники стихов "Дорога" (1938), "Сельская хроника" (1939), "Загорье" (1941), поэма "Василий Теркин. Книга про бойца"

3 слайд

Герой поэмы, Никита Моргунок, мечтавший о счастье и свободном труде на своей земле, понял, что счастье может быть только в колхозной жизни. Читать эти стихи сегодня, когда открылось столько жестокой правды о коллективизации, раскулачивании семей, истреблении лучших людей села, страшновато. Ведь сам Твардовский родился в деревне, его семья была раскулачена и сослана на Север. Но в стихах сына кулака эти трагические ноты не звучат. Он писал так, как требовали того грозные 20-е, 30-е годы, искренне считая, что на пути коллективизации народ найдет свое счастье. Поворотными для поэта стали годы Великой Отечественной войны, которую он прошел фронтовым корреспондентом. В военные годы поэтический голос Твардовского приобретает ту силу, ту подлинную мощь, без которой невозможно настоящее творчество.

4 слайд

Поэма «Василий Теркин» 1941 год «Василий Теркин – поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль... и какой необыкновенный народный солдатский язык» (И.А.Бунин) Поэма состоит из 28 глав, пролога и эпилога, условно разделяясь на три части. Каждая глава - небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом. Александр Твардовский. 1945 год

5 слайд

6 слайд

Будучи раненным, на волоске от смерти, находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. За далекие пригорки Уходил сраженья жар. На снегу Василий Теркин Неподобранный лежал. Снег под ним, набрякши кровью, Взялся грудой ледяной. Смерть склонилась к изголовью: - Ну, солдат, пойдем со мной. Я теперь твоя подруга, Недалеко провожу, Белой вьюгой, белой вьюгой, Вьюгой след запорошу. Дрогнул Теркин, замерзая На постели снеговой. - Я не звал тебя, Косая, Я солдат еще живой. ……………………… Буду плакать, выть от боли, Гибнуть в поле без следа, Но тебе по доброй воле Я не сдамся никогда.

7 слайд

Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда, Кому память, кому слава, Кому темная вода, Ни приметы, ни следа. Ночью, первым из колонны, Обломав у края лед, Погрузился на понтоны Первый взвод. Погрузился, оттолкнулся И пошел. Второй за ним. Приготовился, пригнулся Третий следом за вторым. Как плоты, пошли понтоны, Громыхнул один, другой Басовым, железным тоном, Точно крыша под ногой. И плывут бойцы куда-то, Притаив штыки в тени. И совсем свои ребята Сразу - будто не они, Сразу будто не похожи На своих, на тех ребят: Как-то все дружней и строже, Как-то все тебе дороже И родней, чем час назад. Некоторые истории рассказывают о победах, а некоторые о тяжёлых поражениях. В четырёх авторских главах-отступлениях - рассуждения о войне, нелёгкой солдатской доле и намёки на то, как шла работа над книгой.

8 слайд

Поэма «Дом у дороги» Наряду с задорным лубочно-частушечным произведением «Василий Теркин» Твардовский создает и другие, в которых война предстает в своем ужасном обличье. С 1942 по 1946 год он пишет поэму "Дом у дороги", в центре которой - судьбы "подвижника-бойца" Андрея Сивцова и его жены, Анны, которую вместе с детьми угнали в Германию. Центром семьи, как всегда у Твардовского, является мать. «Дом у дороги» - не только лирическая хроника, по и лирический гимн прежде всего материнской любви, по всей ее полноте, конкретной силе. И женщине-крестьянке, женщине-матери. Но вместе с тем и женщине - хозяйке дома, труженице. И женщине-жене, другу труженика-хозяина, а затем воина, защищающего дом и семью всего народа.

9 слайд

Поэма «Дом у дороги» Образ Анны, картины ее горького материнства на чужбине достигают большой силы обобщения, символизируя непобедимость жизни в ее борьбе с насилием, смертью. Любовь жены и матери - это та же деловитая, деятельная любовь, приметы которой мы видели и в лирике Твардовского 30-х годов, но здесь это уже не только лирический, но и лирико-эпический мир. Этот мир - дом, труд.

10 слайд

Поэма «За далью даль» Я жил, я был - за все на свете Я отвечаю головой... Но кто из нас годится в судьи - Решать, кто прав, кто виноват? О людях речь идет, а люди Богов не сами ли творят? Я в скуку дальних мест не верю, И край, где ныне нет меня, Я ощущаю, как потерю Из жизни выбывшего дня. Я сердце по свету рассеять Готов. Везде хочу поспеть. Нужны мне разом Юг и север, Восток и запад, Лес и степь…

11 слайд

Поэма «За далью даль» Я в скуку дальних мест не верю, Главная книга Твардовского 50-х годов Поэма датирована 1950-1960 годами. Источником поэмы были впечатления от поездки поэта в Сибирь и на Дальний Восток, с чем связана форма "путевого дневника". В поэме два героя: сам автор и "ты". "Ты" - читатель. Сочетание "ты да я" подкрепляется сочетанием "да мы с тобой". Читатель и автор представляют непрерывную сущность. Вся первая глава насыщена памятью войны, "мук" народа на его исторической дороге, а дальше в поэме возникает память и о других пережитых народом муках. Поэта глубоко затронула критика отрицательных сторон нашей действительности, прозвучавшая на XX съезде КПСС.

12 слайд

Поэма «По праву памяти» 1967-1969 В жанрово-тематическом плане - это лирико-философское раздумье, «дорожный дневник», с ослабленной сюжетностью. Действующие лица поэмы - необъятная Советская страна, её люди, стремительный разворот их дел и свершений. Текст поэмы содержит шутливое признание автора - пассажира поезда «Москва-Владивосток». Три дали прозревает художник: неоглядность географических просторов России; историческую даль как преемственность поколений и осознание неразрывной связи времен и судеб; бездонность нравственных запасников души лирического героя.


Поэт народной жизни Твардовский никогда не жаловался на судьбу и даже писал в одном из своих стихотворений: Твардовский никогда не жаловался на судьбу и даже писал в одном из своих стихотворений: Нет, жизнь меня не обделила, Нет, жизнь меня не обделила, Добром своим не обошла. Добром своим не обошла. Всего с лихвой дано мне было Всего с лихвой дано мне было В дорогу - света и тепла. В дорогу - света и тепла. Он прожил очень непростую жизнь, которая пришлась на самые тяжелые для России годы.




Рождение поэта Широкую известность принесла поэту «Страна Муравия» () –поэма о судьбе крестьянина-единоличника, о его непростом и нелегком пути в колхоз. Тогда же он пишет циклы стихов «Сельская хроника», «Про деда Данилу» и ряд других заметных произведений. Выход книги «Страна Муравия» в свет послужил причиной переезда в Москву. Широкую известность принесла поэту «Страна Муравия» () –поэма о судьбе крестьянина-единоличника, о его непростом и нелегком пути в колхоз. Тогда же он пишет циклы стихов «Сельская хроника», «Про деда Данилу» и ряд других заметных произведений. Выход книги «Страна Муравия» в свет послужил причиной переезда в Москву. В Москве Твардовский переводится на 3 курс филологического факультета одного из лучших в то время гуманитарных вузов – знаменитого Московского института истории, философии и литературы (ИФЛИ) и в 1939 году оканчивает его с отличием. В это время вышли его книги «Дорога» (1938) и «Сельская хроника» (1939), были написаны стихотворения «Матери», «Ивушка», «Еще про Данилу», «Поездка в Загорье» и др. В Москве Твардовский переводится на 3 курс филологического факультета одного из лучших в то время гуманитарных вузов – знаменитого Московского института истории, философии и литературы (ИФЛИ) и в 1939 году оканчивает его с отличием. В это время вышли его книги «Дорога» (1938) и «Сельская хроника» (1939), были написаны стихотворения «Матери», «Ивушка», «Еще про Данилу», «Поездка в Загорье» и др.


« Найти себя в себе самом…» В 30-е годы разворачивается многообразная литературная деятельность Твардовского. «Именно этим годам я обязан своим поэтическим рождением», - подчеркивал он. Однако процесс его формирования шел далеко не просто. На какое-то время он даже пережил «крайнее отвращение к стихотворству». Он пишет поэмы «Путь к социализму» (1931) и «Вступление» (1933), в которых преобладал разговорный стих. В 30-е годы разворачивается многообразная литературная деятельность Твардовского. «Именно этим годам я обязан своим поэтическим рождением», - подчеркивал он. Однако процесс его формирования шел далеко не просто. На какое-то время он даже пережил «крайнее отвращение к стихотворству». Он пишет поэмы «Путь к социализму» (1931) и «Вступление» (1933), в которых преобладал разговорный стих.




22 июня 1941года застало Твардовского на даче под Звенигородом. Он немедленно выехал в Москву, получил назначение в газету Киевского военного округа «Красная армия» и уже через несколько дней прибыл на фронт, к местам боевых действий. Вместе с действующей армией, начав войну на Юго-Западном фронте специальным корреспондентом фронтовой газеты, он прошел по дорогам войны от Москвы до Кенигсберга. 22 июня 1941года застало Твардовского на даче под Звенигородом. Он немедленно выехал в Москву, получил назначение в газету Киевского военного округа «Красная армия» и уже через несколько дней прибыл на фронт, к местам боевых действий. Вместе с действующей армией, начав войну на Юго-Западном фронте специальным корреспондентом фронтовой газеты, он прошел по дорогам войны от Москвы до Кенигсберга.



« Василий Тёркин» Главный его труд военных лет – это лироэпическая поэма «Василий Теркин». Эта поэма Твардовского заслужила похвальный отзыв даже такого взыскательного критика, как И. А. Бунин. Главный его труд военных лет – это лироэпическая поэма «Василий Теркин». Эта поэма Твардовского заслужила похвальный отзыв даже такого взыскательного критика, как И. А. Бунин.





«Жестокая память» Творчество Твардовского послевоенных лет пронизано тем особым чувством, состоянием души, которое поэт в одном из стихотворений назвал «жестокой памятью».В послевоенное время он создает главную в тот период поэму – «За далью – даль». В ней поэт стремится к честному разговору с читателем, но уже понимает, что это невозможно. Творчество Твардовского послевоенных лет пронизано тем особым чувством, состоянием души, которое поэт в одном из стихотворений назвал «жестокой памятью».В послевоенное время он создает главную в тот период поэму – «За далью – даль». В ней поэт стремится к честному разговору с читателем, но уже понимает, что это невозможно. С 1954 по 1963 год он работает над следующей поэмой «Теркин на том свете»-ее опубликуют и потом о ней забудут, как будто ее и не существовало. Аналогичная судьба постигла и другую поэму Твардовского – «По праву памяти» (1969) С 1954 по 1963 год он работает над следующей поэмой «Теркин на том свете»-ее опубликуют и потом о ней забудут, как будто ее и не существовало. Аналогичная судьба постигла и другую поэму Твардовского – «По праву памяти» (1969) Последние годы жизни он посвятил лирической поэзии. Поэт чувствует, что он не в состоянии что-либо изменить в этом мире, и ощущает свою ненужность. Последние годы жизни он посвятил лирической поэзии. Поэт чувствует, что он не в состоянии что-либо изменить в этом мире, и ощущает свою ненужность. Несмотря на то, что Твардовский и сам имел немалую власть и влияние(был и членом правления Союза писателей СССР, и кандидатом в члены ЦК КПСС) ему постоянно приходилось испытывать на себе давление консервативных сил. Несмотря на то, что Твардовский и сам имел немалую власть и влияние(был и членом правления Союза писателей СССР, и кандидатом в члены ЦК КПСС) ему постоянно приходилось испытывать на себе давление консервативных сил. В 1970 году он был очередной раз снят с должности главного редактора, да и сама редакция подверглась фактическому разгрому. Через полтора года после этого поэт умер. Как писал один из историков, «смерть Твардовского стала поворотным пунктом целого периода культурной жизни страны». В 1970 году он был очередной раз снят с должности главного редактора, да и сама редакция подверглась фактическому разгрому. Через полтора года после этого поэт умер. Как писал один из историков, «смерть Твардовского стала поворотным пунктом целого периода культурной жизни страны».



Вся суть в одном- единственном завете: То, что скажу, до времени тая, Я это знаю лучше всех на свете - Живых и мертвых,- знаю только я. Сказать то слово никому другому, Я никогда бы ни за что не мог Передоверить. Даже Льву Толстому Нельзя. Не скажет, пусть себе он бог. А я лишь смертный. За свое в ответе, Я об одном при жизни хлопочу: О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу. И так, как я хочу.

Советский писатель и поэт. 1910 - 1971 Родился 8 июня (21 июня по новому стилю) в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца. Стихи начал писать очень рано. Учился в сельской школе. В четырнадцать лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны. Тогда он отважился послать стихи. М.Исаковский, работавший в редакции газеты "Рабочий путь", принял юного поэта. После окончания сельской школы пришел в Смоленск, но не мог устроиться не только на учебу, но и на работу. Пришлось существовать "на грошовый литературный заработок и обивать пороги редакций". Когда в московском журнале "Октябрь" М.Светлов напечатал стихи Твардовского, тот приехал в Москву, но "получилось примерно то же самое, что со Смоленском". Зимой 1930 опять вернулся в Смоленск, где провел шесть лет. "Именно этим годам я обязан своим поэтическим рождением", - скажет впоследствии Твардовский. В это время он поступил в педагогический институт, но с третьего курса ушел и доучивался уже в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ), куда поступил осенью 1936. Произведения Твардовского печатались в 1931 - 33, но сам он считал, что только с поэмы о коллективизации "Страна Муравия" он начался как литератор. Поэма имела успех у читателей и критики. Выход этой книги изменил жизнь поэта: он переехал в Москву, в 1939 окончил МИФЛИ, выпустил книгу стихов "Сельская хроника". В 1939 был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией уже в офицерском звании был в должности спецкорреспондента военной газеты. Во время Отечественной войны создал поэму "Василий Теркин" (1941 - 45). Почти одновременно с "Теркиным" начал законченную уже после войны поэму "Дом у дороги". В 1950 - 60 была написана поэма "За далью - даль". В 1947 опубликовал книгу о минувшей войне под общим заглавием "Родина и чужбина". Проявил себя и как глубокий, проницательный критик: книги "Статьи и заметки о литературе", "Поэзия Михаила Исаковского", статьи о творчестве С.Маршака, И.Бунина. Многие годы Твардовский был главным редактором журнала "Новый мир", мужественно отстаивая право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию. Его помощь и поддержка сказались в творческих биографиях таких писателей, как Ф.Абрамов, В.Быков, Ч.Айтматов, С.Залыгин, Г.Троепольский, Б.Можаев, А.Солженицын. 18 декабря 1971 А.Твардовский скончался после тяжелой болезни. Сталинская премия второй степени - за поэму «Страна Муравия» Сталинская премия первой степени - за поэму «Василий Тёркин» Сталинская премия второй степени - за поэму «Дом у дороги» Ленинская премия - за поэму «За далью - даль» Государственная премия СССР - за сборник «Из лирики этих лет. 1959- 1967» Три ордена Ленина Орден Трудового Красного Знамени Орден Отечественной войны I степени Орден Отечественной войны II степени Орден Красной звезды «Василий Тёркин» или «Книга про бойца» - поэма Александра Твардовского. Она посвящена вымышленному герою - Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны. Поэма начала печататься с продолжением в газетном варианте с 1942 года и была закончена в 1945 году. Поэма состоит из 30 глав, пролога и эпилога, условно разделяясь на три части. Каждая глава - небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом. Отдельные новеллы в поэме были созданы по мотивам реальных событий войны. Некоторые истории рассказывают о победах, а некоторые о тяжёлых поражениях. Поэма «Василий Тёркин» - одно из наиболее известных произведений, созданных во время Великой Отечественной войны, прославляющее подвиг безымянного советского солдата. Поэма издавалась большими тиражами, переводилась на многие языки, вошла в школьную программу СССР и России и была хорошо известна любому школьнику. Твардовский, сам прошедший фронт, впитал в язык поэмы острые и точные солдатские наблюдения, фразы и поговорки. Фразы из поэмы стали крылатыми и вошли в устную речь. Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль. Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле. Города сдают солдаты, генералы их берут. Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди. Иван Бунин так отзывался о поэме: «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык - ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературнопошлого слова!»

Конкурс презентаций «Великие люди России» Сообщество взаимопомощи учителей сайт Шумило Надежда Леонидовна учитель русского языка и литературы Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Электросталь Александр Трифонович Твардовский

Слайд 2

Детство Александр Твардовский родился 21 июня 1910 года в хуторе Загорье Смоленской губернии в семье деревенского кузнеца. Отец будущего поэта, Трифон Гордеевич, приобрел участок земли через Поземельный крестьянский банк с выплатой в рассрочку и с самого малого возраста внушал детям любовь и уважение к этой кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но нашей земле - нашему «имению», как он в шутку и не в шутку называл свой хутор... Местность эта была довольно дикая, в стороне от дорог, и отец, замечательный мастер кузнечного дела, вскоре закрыл кузницу, решив жить с земли.

Слайд 3

Твардовский рассказывал о себе, что он родился в поле.В перелеске под ёлкой. Мать поэта как раз вязала «копнушки» И не были эти в обиду мне слухи, Что я из-под ёлки. Ну что ж, из-под ёлки. Зато, как тогда утверждали старухи, Таких, из-под ёлки, не трогают волки.

Слайд 4

с7 л я н и ч о с й и к с дов р а в Т р д н а с к е Стихи Ал ние, е р о в т о х и т с ё о лет. «Первое м орителей гнёзд, я пытался аз р е е щ ю а ч и л б кв о у б х е с в я а н з не записать, еще алфавита». В коноп л ходил в яных лаптях школу к в село аждый день п Ляхово о 9 км. . В 12 лет хотел стать священником, а уже в 13 был убежденным атеистом.

Слайд 5

Первые публикации С 1924 года Твардовский начал посылать небольшие заметки в редакции смоленских газет. «Писал о неисправных мостах, о комсомольских субботниках, о злоупотреблениях местных властей и т.п. Иногда заметки печатались». 19 июля газета «Смоленская деревня» напечатала его первое стихотворение «Новая изба». Пахнет свежей сосновой смолою, Желтоватые стены блестят. Хорошо заживем мы с весною Здесь на новый, советский лад… Художник И.Фомичев нарисовал карандашный портрет «селькора Александра Твардовского», который был напечатан на газетной странице с его стихами. «ЭТО БЫЛ СТРОЙНЫЙ ЮНОША С ОЧЕНЬ ГОЛУБЫМИ ГЛАЗАМИ И СВЕТЛО-РУСЫМИ ВОЛОСАМИ»

Слайд 6

В 1928 году Твардовский переезжает в Смоленск, сотрудничает в газете «Рабочий путь», много ездит с корреспондентскими заданиями по районам. Расширяется круг его знакомств, в том числе и литературных. Твардовский посылает свои стихи в Москву в журнал «Октябрь», где они были опубликованы и встретили одобрение Михаила Светлова.

Слайд 7

Вскоре Твардовский переехал в столицу. Но получилось примерно то же самое, что и со Смоленском: «Меня изредка печатали, - вспоминал Твардовский, - кто-то одобрял мои опыты, поддерживая ребяческие надежды, но зарабатывал я ненамного больше, чем в Смоленске, и жил по углам, койкам, слонялся по редакциям, и меня всё заметнее относило куда-то в сторону от прямого и трудного пути настоящей учебы, настоящей жизни. Зимой тридцатого года я вернулся в Смоленск».

Слайд 8

Коллективизация В 1931 году родителей Твардовского как кулаков вышлют на Урал Поэт пытался защитить их, добился приёма у секретаря обкома партии. Тот скажет: «В жизни бывают моменты, когда нужно выбирать «между папой и мамой и – революцией». Для поэта это было – как душу перерубить.

Слайд 9

Годы учебы В 1932 году Александр Твардовский поступил в Смоленский педагогический институт. «Отрываясь от книг и учебы, я ездил в колхозы в качестве корреспондента областных газет, вникал со страстью во все, что составляло собою новый, впервые складывающийся строй сельской жизни…».

Слайд 10

В 1936 году Твардовский приехал в Москву, поступил на филологический факультет Московского института истории, философии и литературы и в 1939 году окончил его с отличием.

Слайд 11

«Страна Муравия» Широкую известность принесла поэту «Страна Муравия»написанная в середине 1930-х годов поэма о судьбе крестьянинаединоличника, о его нелёгком пути в колхоз. В произведении, выдержанном в сказочно фольклорном поэтическом ключе, Твардовский сумел передать драматичность судьбы героя, сложность его исканий.

Слайд 12

Военный корреспондент Твардовский заканчивает институт истории, философии и литературы, а через четыре месяца началась война с Финляндией, и он становится фронтовым корреспондентом. Прибывает, согласно предписанию, в Ленинградский военный округ. Красную Армию, по его собственному признанию, Твардовский полюбил так, как любил только деревню, колхозы. Ему казалось, что Армия будет второй его темой на всю жизнь.

Слайд 13

Война потрясла Твардовского. «Чувство абсолютной скованности, вымороженности… Все были потрясены ходом событий. Сначала томительное ожидание, потом многократные попытки прорваться вперёд. Похоже на колдовство: при значительном перевесе войск и техники столько потерь и минимум результатов. Помню: вышли на поляну, большую, открытую, и здесь увидели первых убитых. Лежали они, видно, уже дня два. Налево, головой к лесу, лежал молоденький розовощёкий офицермальчик. Сапоги с ног были сняты, розовые байковые портяночки раскрутились. Направо лежал перееханный танком, сплющенный труп. Потом - ещё и ещё. Свои и финны. У всех очень маленькие казались руки (окоченевшие). Сжималось сердце при виде своих убитых. Причём особенно это грустно и больно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, на снегу. Где-то ещё идут ему письма по полевой почте, а он лежит. Далеко уже ушла его часть, а он лежит. Есть уже другие герои, другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нём уже реже вспоминают. Впоследствии я убеждался, что в такой суровой войне необыкновенно легко забывается отдельный человек. Убит, и всё. Всё, всё подчинено главной задаче - успеху, продвижению вперёд. А если остановиться, вдуматься, ужаснуться, то сил для дальнейшей борьбы не

Слайд 14

В июне 1941 года, в первые дни войны Твардовский был направлен в штаб Юго-Западного фронта, где ему предстояло работать во фронтовой газете «Красная Армия». «В 1941 году под Киевом... едва вышел из окружения. Редакция газеты Юго-Западного фронта, в которой я работал, размещалась в Киеве. Приказано было не покидать город до последнего часа... Армейские части уже отошли за Днепр, а редакция все еще работала... Спасся чудом: меня взял к себе в машину полковой комиссар, и мы едва выскочили из смыкавшегося кольца немецкого окружения».

Слайд 15

Его родная Смоленщина более двух лет была оккупирована. «Там жили родители и сестры, - и чего только я за это время о них не передумал. Смоленскую область в 1943 году освобождали войска Западного фронта, и я в первые дни после освобождения от оккупантов смог увидеть свои родные места. Родное Загорье. Только немногим жителям здесь удалось избежать расстрела или сожжения. Местность так одичала и так непривычно выглядит, что я не узнал даже пепелище отцовского дома»

Слайд 16

Поэма «Василий Тёркин»

Слайд 17

"Вася Теркин" был бойца» известен читателю «Книга про еще с 1939-1940 года с периода финской кампании. «Весной 1942 года я приехал в Москву и, заглянув в свои тетрадки,вдруг решил оживить "Василия Теркина". Сразу было написано вступление о воде, еде, шутке и правде. Быстро дописались главы "На привале","Переправа", "Теркин ранен", "О награде", лежавшие в черновых набросках."Гармонь" осталась в основном в том же виде, как была в свое время напечатана.»

Слайд 18

Первая публикация «Василия Тёркина»состоялась в газете «Красноармейская правда» 4 сентября 1942 года. В «Книге про бойца» война изображена как она есть- в буднях и героике, переплетении обыденного с возвышенным и трагедийным. Прежде всего поэма сильна правдой о войне как о суровом и трагическом- на пределе возможностейиспытании жизненных сил народа, страны, каждого человека.

Слайд 19

Образ Василия Тёркина вобрал в себя то, что характерно для многих, однако в нем эти черты и свойства воплотились ярче, острее, самобытнее. Народная мудрость, оптимизм, выносливость, житейская смекалка,мастеровитость, неиссякаемый юмор- всё сплавляется в живой и целостный человеческий характер. Теркин- кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный.

Слайд 20

«Дом у дороги» Поэма создавалась с 1942 по 1946 год. «Тема ее – война, но с иной стороны, чем в «Тёркине»,- со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших войну»,- отмечал Твардовский. Через трудную судьбу семьи Сивцовых, которую разметала война: отец ушел на фронт, мать с ребятишками была угнана гитлеровцами в плен, в Германию,- поэт раскрывает тяготы военных испытаний, утверждает свою веру в жизнестойкость народа.

Слайд 21

После войны «Позднейшая лирика А. Твардовского – в основном лирика памяти. Наиболее интенсивно, постоянно и многообразно тема памяти связывается у него с войной. Твардовский никогда не «реконструирует» военного прошлого…Память о войне просто живет в его стихах, даже если об этом прямо не говорится…» (А.И. Павловский)

Слайд 22

В 1950-60-х годы Твардовским была написана поэма «За далью – даль». В 1947 году он опубликовал книгу о минувшей войне под общим заголовком «Родина и чужбина». Твардовский активно работал над завершением поэтической истории о Василии Теркине. Заключительная ее часть называлась «Теркин на том свете».

Слайд 23

Поэт очень переживал смерть матери. «Мать моя, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительна и чутка, даже не без сентиментальности, ко многому, что находилось вне практических, житейских интересов крестьянского двора, хлопот и забот хозяйки в большой многодетной семье. Ее до слёз трогал звук пастушьей трубы где-нибудь вдалеке за нашими хуторскими кустами и болотцами или отголосок песни с далёких деревенских полей, или, например, запах первого молодого сена, вид какого-нибудь одинокого деревца В 1965 году он проводил её в последний путь. Виэтом т. п.» - таксоздан ещё при жизни матери же году им был цикл «Памяти матери», писал о ней Александр Трифонович в состоявший из четырёх стихотворений. «Автобиографии».

Слайд 24

В одном из стихотворений цикла- «В краю, куда их вывезли гуртом..»- воспроизводятся подлинные факты, связанные с насильственным переселением семьи Твардовских в годы коллективизации. В стихотворении изображается северный, таежный край с его угрюмым погостом и неприютными бараками. Но непременно вспоминала мать, Чуть речь зайдет про всё про то, что минуло, Как не хотелось там ей помирать,Уж очень было кладбище немилое. И ей, бывало, виделись во сне Не столько дом и двор со всеми справами, А взгорок тот в родимой стороне С крестами под березами кудрявыми. Такая то краса и благодать, Вдали большак, дымит пыльца дорожная. -Проснусь, проснусь,- рассказывала мать,А за стеною - кладбище таёжное…

Слайд 25

«Новый мир» Твардовский многие годы был главным редактором журнала «Новый мир», мужественно отстаивая право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию. Многие крупнейшие писатели 1960-х годов публиковались в журнале, многих журнал открыл читателю. Это - Ф.Абрамов, В.Быков, Ч.Айтматов, С.Залыгин, Г.Троепольский, Б.Можаев и А.Солженицын.

Слайд 26

В течение нескольких лет продолжалась острая литературная (и фактически идеологическая) полемика журналов «Новый мир» и «Октябрь» во главе с редактором В.Кочетовым. Стойкое идейное неприятие журнала выражали и патриоты-«державники». После снятия Хрущёва с высших постов в журнале «Огонёк» и газете «Социалистическая индустрия» была проведена кампания против «Нового мира». Ожесточённую борьбу с журналом вёл Главлит, систематически не допускавший к печати самые важные материалы. В феврале 1970 года Твардовский был вынужден сложить редакторские полномочия, и часть коллектива журнала последовала его примеру. Редакция была, по сути, разгромлена.

Слайд 27

Вскоре после разгрома «Нового мира» у Твардовского обнаружился рак лёгких. В этот период жизни рядом с поэтом были его самые близкие люди – жена Мария Илларионовна и дочери Валентина и Ольга. Со своей женой Марией Илларионовной Александр Твардовский прожил более 40 лет. Она стала для него не только женой, но и истинным другом и соратником, посвятившим ему всю свою жизнь. Мария Илларионовна по много раз перепечатывала его произведения, ходила по редакциям, поддерживала в минуты отчаяния и депрессий. «Ты моя единственная надежда и опора» писал ей Александр Трифонович с фронта. В творчестве Твардовского было мало стихов о любви. Мария Илларионовна Твардовская в своих воспоминаниях о муже писала: «То, что казалось ему только личным, что составляло глубинную часть души, не часто выносилось наружу. Это закон народной жизни. Он соблюдал его до конца».

Слайд 31

Источники текстовой информации 1. Гришунин А.Л. «Василий Тёркин» Александра Твардовского. М., 1987. 2. Македонов А.В. Творческий путь Твардовского: Дома и дороги.М.,1981. 3. История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена. Учебное пособие для филологических факультетов университетов./Отв.ред. С.И.Кормилов. М.,1998. 4.Русская литература XX века. 11 класс.:Практикум для общеобраз. Учреждений/ Под ред. Ю.И. Лыссого.-М.,Мнемозина, 1998. 5. Об огнях-пожарищах: Сборник стихов и песен.- М.,2000. 6. Час мужества: Стихи о войне/ Сост. В.А.Костров, Г.Н.Красников- М., Олимп, 2005. 7. Перемышлев Е. Зима под небом необжитым… А. Твардовский на Финской войне.- «Литература. Первое Сентября» № 12/2000 8. Интернет ресурсы: 1) Forum-history.ru – Исторический форум. История и современность России и мира; 2)chtoby-pomnili.com Чтобы помнили

Александр Трифонович Твардовский

  • Работу выполнил ученик 11 класса
  • МБОУ СОШ №9 г. Амурска
  • Алиев Рустем
  • Учитель Плохотнюк И.В.
  • 2015 год
Детство поэта
  • А. Т. Твардовский родился 8 июня 1910 года на хуторе
  • Загорье Смоленской области в семье
  • деревенского кузнеца Трифона Гордеевича
  • Твардовского. Мать же Твардовского, Мария
  • Митрофановна, действительно происходила из
  • однодворцев. Трифон Гордеевич был человеком
  • начитанным - и по вечерам в их доме часто читали
  • вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова.
Стихи Александр начал
  • Стихи Александр начал
  • сочинять рано, ещё будучи
  • неграмотным, и не будучи в
  • состоянии их записать. В 14 лет
  • Твардовский стал писать маленькие
  • заметки в смоленские газеты, а
  • затем, собрав несколько
  • стихотворений, принёс их Михаилу
  • Исаковскому, работавшему в
  • редакции газеты «Рабочий путь».
  • Исаковский встретил поэта
  • приветливо, став другом и
  • наставником молодого Твардовского.
  • В 1931 была опубликована его
  • первая поэма «Путь к социализму»
Первый поэтический опыт
  • Уже живя в родном хуторе Загорье на
  • Смоленщине, Твардовский становится
  • селькором. С 1924 года начинает посылать
  • заметки в редакции смоленских газет. Он писал
  • в них о комсомольских делах, о разных
  • злоупотреблениях., которые допускали местные
  • власти, что создавало ему в глазах местных
  • жителей ореол защитника. В газете «Смоленская
  • деревня» публикуются первые его
  • стихотворения.
  • «Отрываясь от книг и учебы,-
  • вспоминает Твардовский, - я ездил в колхозы в
  • качестве корреспондента областных газет,
  • писал статьи, вел всякие записи. За каждой
  • поездкой отмечая для себя то новое, что
  • открылось мне в сложном и величественном
  • процессе колхозной жизни».
Довоенное творчество
  • "Именно этим годам я обязан своим
  • поэтическим рождением", - сказал
  • впоследствии Твардовский. В это время он
  • поступил в педагогический институт, но с
  • третьего курса ушел и доучивался уже в
  • Московском институте истории, философии и
  • литературы (МИФЛИ), куда поступил осенью
  • 1936.
  • Произведения Твардовского
  • печатались в 1931 - 1933, но сам он считал,
  • что только с поэмы о коллективизации
  • "Страна Муравия" (1936) он начался как
  • литератор. Поэма имела успех у читателей и
  • критики. Выход этой книги изменил жизнь
  • поэта:, он переехал в Москву, в 1939 окончил
  • МИФЛИ, выпустил книгу стихов "Сельская
  • хроника".
  • Автограф стихотворения
  • «Кружились белые березки», 1936 г.
Первое стихотворение было напечатано в воскресном номере газеты «Смоленская деревня» 19 июля 1925 года
  • Новая изба
  • Пахнет свежей сосновой смолою.
  • Желтоватые стены блестят.
  • Хорошо заживем мы семьею
  • Здесь на новый советский лад!
  • А в углу мы «богов» не повесим,
  • И не будет лампадка тлеть.
  • Вместо этой дедовской плесени
  • Из угла будет Ленин глядеть .
Военные тропы
  • 1939г. – началась советско-финская война, в которой А.Т. Твардовский
  • принимал участие как военный корреспондент газеты «На страже
  • Родины». В газете велся коллективный еженедельник фельетонов со
  • стихами и картинками. Так родился литературный герой –
  • боец Вася Теркин.
  • То была печаль большая,
  • Как брели мы на восток.
  • Шли худые, шли босые
  • В неизвестные края,
  • Что там, где она, Россия,
  • По какой рубеж своя?
  • 1941-1945гг. – поэма «Василий Теркин»,
  • «книга про бойца без начала и конца» -
  • самое известное произведение
  • Твардовского. Поэма стала одним из
  • атрибутов фронтовой жизни - в
  • результате чего Твардовский сделался
  • культовым автором военного
  • поколения. Помимо прочего, «Василий
  • Теркин» выделяется среди других
  • произведений того времени полным
  • отсутствием идеологической
  • пропаганды, упоминаний о
  • Сталине и партии.
  • Обложка книги
Послевоенная лирика Твардовского
  • Война закончилась, но тем не менее военная лирика Твардовского нашла своё продолжение и в послевоенное время. Человек, прошедший войну и вышедший из неё живым, неизбежно чувствует вину перед павшими. Об этом стихотворение «Жестокая память». Память – невозможность забыть и избыть ту огромную боль, которую принесла война людям. И даже в поздней лирике поэта тема войны звучит так же остро, как и раньше.
  • Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» вновь затрагивает тему вины перед теми, кто не вернулся с поля боя, но с ещё большим драматизмом.
  • “Я убит подо Ржевом” - стихотворение, написанное от первого лица. Это самое яркое из стихотворений, настоящий шедевр творчества поэта. Необычная форма произведения – монолог погибшего солдата. В его словах чувствуется трагедия, стремление жить и увидеть мирное время:
  • Я – где корни слепые
  • Ищут корма во тьме.
  • Я – где с облачком пыли
  • Ходит рожь на холме.
«Новый мир»
  • 1950-1954 и1958-1970гг. главный редактор журнала
  • «Новый мир». Своей организационно-редакторской
  • деятельностью, примером собственного творчества
  • Твардовский достойно продолжал лучшие традиции
  • русской советской литературы. Его помощь и поддержка
  • ощутимо сказались в творчестве многих
  • писателей. 1971г. – лауреат Государственной премии.
Твардовский и власть
  • В этот период начинается работа над
  • поэмой за «Далью даль», которая была
  • закончена спустя 10 лет. В 1954 году его
  • увольняют с поста главного редактора
  • «Нового мира» за «демократические
  • тенденции», появившиеся в журнале сразу
  • после смерти Сталина. Однако на этом связь с
  • «Новым миром» не разрывается. В 1958 году
  • Твардовский возвращается в «Новый мир» на ту
  • же должность. Он собирает коллектив своих
  • единомышленников. В 1961 году им удается
  • даже опубликовать в журнале
  • повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». После этого Твардовский становится «неофициальным оппозиционером».
Твардовский и власть
  • 1967 – 1969 годах идет работа над поэмой «По
  • праву памяти», в которой поэт описывает ужасы
  • коллективизации на примере, в том числе,
  • собственного отца. При жизни автора произведение
  • не будет издано. Так же, как и поэма «Теркин на том
  • свете» (написана в 1963 году) – слишком сильно
  • «тот свет» в изображении Твардовского напоминает
  • советскую действительность. В 1970 году
  • правительство снова лишает поэта должности в
  • «Новом мире».
Произведения о войне
  • В 1945 году была завершена работа над «Теркиным». Книга тут же издается
  • и пользуется небывалой популярностью. В следующем году Твардовский
  • получил Государственную премию за«Василия Теркина». В этом же году
  • написана поэма «Дом у дороги» – тоже о войне, но с трагической точки
  • зрения. Как писал Самуил Маршак, «поэма могла родиться только в годы
  • великого народного бедствия, обнажившего жизнь до самого
  • основания». За эту поэму в 1947 году Твардовский так же получил
  • Государственную премию
  • Иллюстрация к поэме «Дом у дороги»
Поэма «За далью даль»(1960г.)
  • Крупнейшим послевоенным произведением
  • советского поэта Александра Твардовского
  • является поэма “За далью - даль”. Эпический замысел поэта был продиктован
  • необходимостью осмыслить итоги Великой
  • Отечественной войны. В поэме тема
  • исторических судеб народа, Родины предстает в
  • широком, эпохальном освещении. Здесь
  • изображаются не только современность, но и
  • историческое прошлое.
  • Поэма является исповедью современника,
  • прошедшего вместе с народом путь испытаний и
  • побед
  • Иллюстрация к поэме
  • «За далью -даль».
Твардовский прожил жизнь согласно принятому им принципу: С тропы своей ни за что не ступая Не отступая - быть самим собой
  • Вскоре после разгрома его
  • журнала Твардовский заболел
  • раком лёгких. Умер писатель
  • 18 декабря 1971 года в дачном
  • посёлке Красная Пахра
  • Московской области.
  • Похоронен в Москве на
  • Новодевичьем кладбище. В
  • Смоленске, Воронеже,
  • Новосибирске и
  • Москве его именем
  • названы улицы.
Награды
  • Сталинская премия второй степени (1941) - за поэму «Страна Муравия» (1936)
  • Сталинская премия первой степени (1946) - за поэму «Василий Тёркин» (1941-1945)
  • Сталинская премия второй степени (1947) - за поэму «Дом у дороги» (1946)
  • Ленинская премия (1961) - за поэму «За далью - даль» (1953-1960)
  • Государственная премия СССР (1971) - за сборник «Из лирики этих лет. 1959-1967» (1967)
  • три ордена Ленина (1939, 1960, 1967)
  • орден Трудового Красного Знамени (1970)
  • орден Отечественной войны I степени (30.4.1945)
  • орден Отечественной войны II степени (31.7.1944)
  • орден Красной Звезды (1940) - за участие в войне с белофиннами